Демина А.А.

Введение
Актуальность: история наших улиц - это часть истории нашего города, которому в прошлом году исполнилось 644 лет и каждый горожанин просто обязан знать историю своей малой Родины. Много работ в исследовании исторического наследия центральных улиц города Кирова, а об улице Романа Ердякова - почти ничего. Надеюсь, что моё исследование внесёт лепту в летопись нашего города.
Практическая значимость исследования: моя тема может помочь при дальнейшем изучении истории города Кирова.
Объектная область: история и краеведение.
Объект исследования: история развития улицы Романа Ердякова.
Предмет исследования: улица Романа Ердякова.
Цель исследования: изучение истории улицы Романа Ердякова со времени её образования и до наших дней.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить публицистическую, художественную, историческую
и краеведческую литературу по теме исследования;
2. Изучить исторические факты и краткие биографии людей,
жизнь которых была связана с улицей Романа Ердякова по воспоминаниям старожил;
3. Посетить администрацию г. Кирова и получить консультацию
у специалистов Управления Культуры, градостроительства и архитектуры города Кирова, Государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры» по вопросам исторического наследия нашего микрорайона;
Гипотеза: я предполагаю, что улица Романа Ердякова имеет свою неповторимую историю развития, отражающуюся в фактах и событиях нашего города и страны.

Методы исследования:
1. Изучение и анализ литературных и архивных источников информации;
2. Опрос учащихся ВятГУ и местных жителей, которые живут на улице Романа Ердякова;
3. Консультация со специалистами Управления Культуры, градостроительства и архитектуры города Кирова, Государственного учреждения культуры «Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры».

 1. Месторасположение улицы Романа Ердякова и история её возникновения

Если человек не любит старые дома, старые улицы, пусть даже и плохонькие, значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, значит, он равнодушен к своей стране" – сказал академик Д.С. Лихачев.
Я родилась в городе Кирове и двадцать лет прожила на улице Романа Ердякова, ранее Кирпичная. Мне стало интересно: насколько примечательна моя улица, чем она жила век назад и откуда произошло её название. Недаром в народе говорят: «Чтобы с надеждой смотреть в будущее, мы должны знать и помнить своё прошлое».
Когда нам что-то неизвестно, мы обращаемся к интернету и литературе. Но оказалось, что полноценных сведений про улицу Кирпичную нет. Сделав запрос в интернете, с удивлением я узнала, что никто этой работой не занимается. Поэтому тема исследования актуальна.
Улица Романа Ердякова находится в Октябрьском районе города Кирова, которая начинается с улицы Московская и заканчивается улицей Лепсе. Вдоль улицы течет небольшая речка Люльченка. На территории микрорайона располагаются продовольственный магазин, два дошкольных учреждения, бассейн «Олимпийский», технический лицей, институт развития образования Кировской области, медицинский центр «Верис».
По четной стороне улицы возвышаются многоэтажки (время постройки 1980 г.), по нечетной - малонаселенные дома (время постройки 1950-1970 годы). По воспоминаниям старожил, в середине прошлого века улица Кирпичная была застроена бараками, деревянными домами. Улица получила своё название от завода по производству кирпича. Сейчас на территории старого завода располагаются производственные склады, гаражи и только несколько полуразрушенных стен напоминают о заводе, который два с лишним века поставлял кирпич для всего города.
2. Ансамбль Вятской духовной семинарии

Недалеко от стен Кирпичного завода располагается ансамбль каменных зданий Вятской духовной семинарии. Это достопримечательность нашей улицы. Здания представляют большой интерес как памятник гражданского строительства конца XVIII — начала XIX вв. и являются единственным архитектурным ансамблем гражданских зданий этого периода, сохранившихся до наших дней в г. Кирове.
Когда-то здания Вятской духовной семинарии были украшением города. Вот так выглядел план ансамбля Вятской духовной семинарии.

Из исторических записок Елены Кустовой, кандидата исторических наук, преподавателя Вятского духовного училища, я узнала, что духовная семинария была создана в 1758 году на базе славяно-латинской школы. Семинария – это вообще первое высшее учебное заведение, которое было на Вятке.
В её учебную программу кроме гуманитарных наук, латинского и греческого языков и богословских знаний вошли гражданская история, география, алгебра, геометрия, немецкий и французский языки, архитектура и другие светские учебные дисциплины. Первоначально она размещалась в кельях Успенского Трифонова монастыря, которые по мере развития семинарии становились для неё всё более тесными. Преемник Варфоломея Любарского епископ Лаврентий II Баранович распорядился о построении для семинарии специальных зданий и определил место строительства - за городом, за речкой Люльченкой, на территории Филимоновской архиерейской дачи. В 1795 году, на период переезда на новое место, в семинарии обучалось свыше 700 человек.
Проект ансамбля Вятской духовной семинарии Ф. М. Росляков составил в 1789 году. К 1831 году строительство ансамбля, включавшего семь каменных одно- и двухэтажных зданий жилого и общественного назначения, один водный канал и пруд, было закончено. Весь комплекс зданий и сооружений дошёл до наших дней без утрат, с незначительными перестройками.
Центром композиции духовной семинарии был, конечно, архиерейский дом. Он служил местом для приемов архиерея, проведения разнообразных мероприятий, а также для молитв. В архиерейском доме была устроена домовая церковь.
Семинария сыграла большую роль в развитии культуры Вятского края. Хотя её воспитанники выпускались церковнослужителями, далеко не все из них шли по этой стезе. Многие из учеников становились учителями, писателями, чиновниками, общественными деятелями, учёными, сказавшими своё слово в истории России.
Предметы в низших классах преподавались по учебникам народных училищ, а на старших курсах - по учебникам Троицкой семинарии, Московской и Казанской Духовных академий. Некоторые преподаватели составляли свои учебные пособия. Например, "Руководство к Оратории Российской" Авраамия Серебренникова было принято для преподавания во всех семинариях России".
Учебный план уездных духовных училищ включал грамматику, арифметику, подробный катехизис, историю и географию в сжатом изложении, церковный устав, начатки классических языков и церковное пение.
По уставу 1867 г. в Вятское духовное училище стали принимать желающих всех сословий, по окончании, которого они имели право поступать в светские учебные заведения. Программа включала в себя библейскую историю, катехизис, богослужение, церковный устав, русский, церковнославянский, латинский и греческий языки, арифметику, географию, каллиграфию, церковное пение.
Это фото духовной семинарии — открытка из набора, очень популярного в конце 19 начале 20 века на Вятке. Говорит она о том, что ансамбль духовной семинарии был действительно визитной карточкой города.

 3. Известные выпускники семинарии

К началу ХХ в. семинария давала прочные систематические знания по основным наукам. Выпускники семинарии не уступали тем, кто окончил гимназию. Едва ли не всякий известный вятский деятель, так или иначе, был связан с духовной семинарией. Семинария сыграла большую роль в развитии культуры Вятского края. Хотя её воспитанники выпускались церковнослужителями, далеко не все из них шли по этой стезе. Многие из учеников становились учителями, писателями, чиновниками, общественными деятелями, учёными, сказавшими своё слово в истории России.
В 1881 - 1887 годах в Вятской духовной семинарии учился Павел Николаевич Луппов (1867-1949) - выдающийся историк Вятского края, автор многочисленных работ по истории удмуртского народа, истории миссионерства в Вятском крае, истории города Вятки, по политической ссылке в Вятский край, великолепный знаток местных, региональных и центральных архивов в части, имеющей отношение к истории Вятского края. Родился в селе Усть-Чепецком (ныне город Кирово-Чепецк) в семье многодетного сельского псаломщика. В 1877 - 1881 годах учился в Вятском духовном училище. Как историк Луппов сформировался в 1890- 1900-е годы. В 1919 году возвращается в Вятку, опираясь на поддержку старшего брата Александра Николаевича Луппова, с которым всю жизнь был очень близок, и живёт в Вятке до 1947 года. Работает доцентом в Вятском пединституте, участвует в формирования областного государственного архива (одного из лучших провинциальных архивов России). В 1923 -1930 годы - руководитель Вятского исторического общества, 1922 - 1941 - старший научный сотрудник Вятского НИИ краеведения. Очень трудолюбивый и скромный, народнической просветительской закваски, Павел Николаевич собрал бесценный фактический материал по самым разным сторонам жизни Вятского края.
В 1892 - 1898 в Вятской духовной семинарии учился великий русский этнограф Дмитрий Константинович Зеленин (1878 - 1954), закончив её вторым по успехам. Родился он в селе Люк Сарапульского уезда Вятской губернии в семье псаломщика. Ещё в годы учёбы в Юрьевском университете Зеленин поставил задачу всестороннего диалектологического, этнографического и фольклорного изучения родного Вятского края. Изданные им собрания сказок Вятской губернии (1915), местных частушек (1901), книга «Кама и Вятка», путеводитель и этнографическое описание прикамского края (1904) - уникальные работы не только в провинциальной, но и во всероссийской историографии. Системно исследовав русскую национальную культуру, он стал первым русским этнологом мирового значения. Он, автор более 150 научных работ, член-корреспондент Академии наук (1925), не смог опубликовать многие свои работы (остались в рукописях). Лишь в 1991 году был издан на русском языке классический труд Зеленина «Восточнославянская этнография» (за рубежом эта рукопись была издана ещё в 1927 году - на немецком языке). До конца своих дней учёный не терял связи с Вяткой.
В 1918 г. семинария, наряду с другими духовными заведениями Вятской епархии, была закрыта. Это снимок, вероятно, последних выпускников семинарии 1916 года (Приложение А).

 


4. Кировское Военное авиационное училище

В 1918 году помещения семинарии занял санитарный отряд Северного фронта. А в 1926 году здесь располагался Вятский детдом.
Позже эти здания вновь заняли военные. Много лет в здании размещалось Кировское военное авиационно-техническое училище, где обучались будущие авиационные техники.

Это была тоже очень интересная история и важная страница в военном образовании нашей страны.
Кировское Военное авиационное училище было создано в 1979-м году. В год начала вооруженного конфликта в Афганистане. Выпускники КВАТУ служили во всех горячих точках. И сегодня на вертолетчиках лежат самые трудные задачи. Они всегда там, куда сложно добраться по суше и где надо действовать оперативно и быстро. Кировское училище выпустило восемь тысяч шестьсот сорок курсантов. Теперь это офицеры. Из них воевали в республике Афганистан три тысячи, две тысячи воевали в горячих точках. Сто пятьдесят человек принимали участие в ликвидации Чернобыльской АЭС».
В 2008-м году произошел последний выпуск кировского военно-авиационного училища, с большими традициями и отличными специалистами (Приложение Б).
Сейчас бывшие корпуса КВАТУ находятся в стадии «передачи» Вятской епархии. Ансамбль Вятской духовной семинарии находится в аварийном состоянии. И понадобиться много времени, денег и сил, чтобы этот уголок нашего города вновь «засиял» и стал архитектурной достопримечательностью.

 


5. Памятник борцам революции 1907 года

Есть еще одно место на улице, которое заслуживает внимания. Это обелиск на берегу реки Люльченки.
Из справочника «Памятники истории и культуры города Кирова» я узнала, что это братская могила с жертвами царского террора 1907 года.

К лету 1907 г. царским властям и местной контрреволюции удалось подавить революционное движение в губернии. В период реакции репрессии в первую очередь обрушились на рабочий класс и его партию (Приложение В). За 1907 - 1909 гг. члены Вятской организации РСДРП семь раз подвергались обыскам и арестам.
Во второй половине 1907 г. в Вятском арестантском отделении содержалось 1438 заключенных. Тюрьма была переполнена политическими заключенными и превращена в место насилия и пыток. Революционеров казнили в лесу, за железнодорожными мастерскими, на берегу р. Люльченки.
Мы не знаем всех имен борцов, отдавших жизнь за дело революции в период разгула реакции. Их предстоит еще установить. По немногочисленным публикациям в периодической печати и краеведческой литературе известно, что здесь в 1908 г. вместе с группой рабочих был казнен рабочий-революционер Дерендяев, именем которого названа улица в центральной части областного центра. Памятник-обелиск на месте захоронения жертв царского террора установлен в 1919 г. в северо-западной части г. Кирова.
На памятнике укреплена металлическая доска с текстом: «В память о погибших борцах революции».
По рассказам пожилых людей до 80 –х годов прошлого столетия, в этом месте отмечали праздники первого мая и седьмого ноября. У памятника пионеры выстраивались в караул. Место было символом солидарности трудящихся.

 6. Подвиг героя Романа Ердякова

История развития нашей улицы неразрывно связана с ОАО «Электромашиностроительный завод «ЛЕПСЕ», одним из крупнейших предприятий по производству авиационного электрооборудования. В 80 –х годах прошлого столетия наша улица стала застраиваться многоэтажками. Улица становилась микрорайоном завода «Лепсе». Улица развивалась и крепла.
Моя улица – улица рабочих и ветеранов завода «Лепсе», которые самоотверженно не покладая рук трудились на «оборонку» нашей страны. Много замечательных людей повидал на своем веку наш микрорайон. Но об одном человеке, который жил на моей улице, хочется рассказать поподробнее.
На доме №4 по нашей улице висит мемориальная доска с надписью: «Улица названа в честь нашего земляка гвардейца десантника Романа Ердякова героически погибшего 1 марта 2000 года в Аргунском ущелье (Чечня), где наши воины насмерть стояли против многократно превосходящих сил боевиков – наемников. Ценой собственной жизни десантники выполнили боевую задачу и доблестью своей победили смерть» (Приложение Г).
Роман служил в 6-й роте 104-го парашютно-десантного полка. 29 февраля ей был отдан приказ занять положение на выходе из Аргунского ущелья. Более двух с половиной тысяч боевиков решили прорваться через гору Исыткорт в этом месте. Им противостояла горстка гвардейцев-десантников – их было почти в 20 раз меньше. По словам очевидцев, дальше был ад. Бой не прекращался ни на минуту, боевики постоянно атаковали и настолько близко подошли к позициям, что завязалась рукопашная. Говорят, гвардии рядового Романа Ердякова так и нашли – с саперной лопаткой в руке. Это было его последнее оружие…
В самую критическую минуту раненый командир принял решение: «Вызываю огонь на себя!» Когда бой наконец закончился, в живых остались единицы. Однако боевики так и не смогли прорваться.
Из воспоминаний соседей «Роман был ершистый и упрямый, иногда жесткий, но честный парень! Только такие ребята и становятся героями, а из тихонь и маменькиных сынков редко кто толковый выходит». Романа и его сослуживцев посмертно наградили орденами Мужества.

Есть в нашей стране добрая традиция – называть улицы городов и посёлков именами достойных земляков. Мы не вправе забывать о своих героях, которые оставили большой незабываемый след в наших сердцах. И если горожане решили увековечить их имена, значит, их личности заслуживают уважения.
В 2008 году депутаты Кировской городской Думы приняли решение переименовать улицу Кирпичную в улицу Романа Ердякова.
За последние годы наша улица обновилась. Появляются новые высотки. Дворы асфальтируются, появляются новые детские площадки. Становится всё больше детей и молодежи. И хочется верить, что и новое поколение внесет свой вклад в будущее родного города.

 Вывод

В ходе исследования, я узнала много нового и интересного о своей улице, о людях, которые прославили наш город. Исследование темы подтвердило мою гипотезу - улица Романа Ердякова имеет свою неповторимую историю развития. Я не только пополнила свои знания по истории родного города, но и собрала материал, который можно использовать на уроках краеведения. Исследования по вопросам исторического наследия нашего города я собираюсь продолжить.

Список литературы

1. Бойчук М.Н. Памятники истории и культуры города Кирова: Справочник. / Волго-Вятское книжное издательство, 1986.
2. Емельянова Г.А. Хлынов. Вятка. Киров: путеводитель по улицам города / Киров: Лобань, 2009.
3. Кустова Е. В. История Вятского Успенского Трифонова монастыря : в 2 т. / Вятская епархия Русской Православной Церкви; ФГЬОУ В ПО «Вятский государственный гума¬ нитарный университет». - Вятка [Киров] : Буквица, 2012.
4. Любимов, В.А. Старая Вятка. Квартал за кварталом. Первая часть. Начало / Киров: Триада плюс, 2004.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top