Белова П.С.

Введение
Черногорск — второй после республиканского центра город в Хакасии. Он расположен в западной части Минусинской котловины на левобережье рек Абакан и Енисей, в 18 км к северу от административного центра республики — Абакана. С другими городами Черногорск связывают железнодорожный и автомобильный транспорт. Целью исследования – рассмотреть историю города, его значение в России. Основными задачами работы являются:
1. Рассмотреть создание города;
2. Рассмотреть биографию Веры Арсеньевны Баландиной;
3. Рассмотреть промышленное значение города в наши дни;
4. Рассмотреть достопримечательности города.
Для достижения поставленных целей, была проанализирована историческая литература по данной теме: книги и электронные ресурсы, много новой информации по истории города получено из музея города Черногорска.
Историю города изучали такие люди, как Ольховская Галина Яковлевна, Андрющенко Галина Степановна. Именно благодаря усилиям и трудолюбию Антоновой Валентины Васильевны создан Музей города. Многие писатели рассматривали происхождение Черногорска: Городецкий Л.Б «Города Красноярского края», Паллас П.С. «Путешествие по разным провинциям Российского государства», Понтелеев А.Ф., Чебодаев П.И. «Из истории Хакасии». Также есть газета «Черногорский рабочий», рассказывающая о жизни города и о его жителях. Не только в книгах можно узнать информацию, связанную с открытием, развитием Черногорска в наши дни, существуют сайты.
История Черногорска началась с разработки угольного месторождения и создания поселка Черногорские Копи. От чабана-хакаса — пасшего здесь отару овец, производитель горных работ Изыхских копей Степан Кузьмич Окулов прослышал о необычном горючем камне, об удивительной черной сопке и заинтересовался этим местом. Привез его на Черную сопку хакас Ока Баинов. Гора, как потом вспоминал Окулов, выглядела не черной, а красной от сгоревших углей и расплавленных шлаков. Он нашел здесь пласты поверхностного залегания топлива и отправился в Минусинск. Окулов рассказал о своем открытии окружному горному инженеру Волконскому и его помощнику Яковлеву. Они посоветовали ему сделать заявку об открытии и обратиться за выделением денег на изыскания и разработку к московскому миллионеру Брунцу. Но деньги нашлись ближе, в Минусинске, у местных предпринимателей Веры Арсентьевны Баландиной и ее мужа Александра Алексеевича, которые и стали первыми хозяевами месторождения. Степану Окулову была предложена должность управляющего копей. В 1907 году заложили первую шахту для разработки верхних пластов — «Двухаршинного» и «Великана», и в степи у подножия горы появился крохотный поселок «Черногорские Копи». А в нем — два барака, полдесятка землянок и одно общественное здание – больница, в которой пациентов принимал один фельдшер.
Труд в шахтах был очень тяжелый. Забои глухие, темные, работали при свечах или керосиновых лампах, что было небезопасно: мог взорваться газ. По деревянным рельсам тянули часто срывавшиеся вагонетки. Уголь сбывать первоначально было некому и некуда. Расчет делался на местную промышленность и население. Впоследствии его вывозили в Красноярск на барках по Енисею. Лишь после завершения в 1925 году строительства дороги Абакан - Ачинск и прокладки железнодорожной ветки к этой дороге от копей до станции Ташеба черногорский уголь стало возможным использовать для паровозов и предприятий не только Енисейской губернии, но и всего речного флота и энергетического хозяйства Сибири. Угля требовалось все больше и больше, но лишь в 1929 году на шахты Прибыли две врубовые машины, что послужило началом механизации труда. Механизация производства требовала образованных рабочих. Поэтому в 1931 году было открыто Черногорское горно-промышленное училище и так называемый комбинат рабочего образования.
К этому времени внешний вид поселка сильно преобразился. Убирались бараки, строились многоэтажные дома, детские сады, школа, дом культуры, был проведен водопровод (до этого воду привозили с Енисея), озеленена часть улиц. Среди промышленных предприятий кроме рудника значились центральная электростанция, мехмастерские, хлебозавод, кирпичный и дробильный заводы, столярная мастерская. Прошедшие социальные изменения привели к слиянию поселка Черногорские Копи и нескольких пришахтных поселков Минусинского угольного бассейна в один населенный пункт, которому 20 января 1936 года было присвоено официальное название «город Черногорск [6]».

Глава I. Роль Веры Баландиной в основании города
Вера Арсеньевна Баландина (приложение 1) родилась в с. Новоселово, в семье довольно богатого купца А.И. Емельянова. Он к тому времени был едва не самым богатым человеком в селе Новоселово. По меньшей мере, мог позволить себе так называемый выкуп «Снежного городка». Вспомните картину нашего знаменитого земляка Василия Сурикова «Взятие снежного городка». Из воспоминаний уже самой Веры Арсеньевны узнаем финансовый механизм возведения этого сооружения. Именно богатые купцы ставили изъявившим желание потрудиться на возведении снежных хоромов определенное количество (обычно ведро) водки, более того, платили так называемый выкуп. Это давало право начинать взятие-разрушение снежного городка лишь по приезду откупившего «город» человека. В Новоселово такую роль иногда брал на себя отец нашей героини Арсений Иванович Емельянов. В ее относительно обеспеченном детстве следует отметить раннюю кончину матери. Она умерла довольно молодой – ей было всего 34 года – в 1884 году. После трагической смерти матери обязанности старшей по дому легли на 13-летнюю Веру. Может, потому росла она девушкой предельно самостоятельной и даже отважной. В долгие отъезды отца – они уже жили в Красноярске – она не очень боялась лихих людей по той причине, что в совершенстве владела огнестрельным оружием. На первых порах А.И. Емельянов был не очень благополучным предпринимателем. Жил в Костромской губернии. В поисках лучшей доли вслед за дядей А.А. Яриловым приехал в Сибирь и не нашел ничего лучшего, как заняться винокуренным делом. По нынешним меркам, чтоб не обольщать себя святостью этого предприятия, приравнивается это к самогоноварению и к производству спирта. Все это, помимо того, что может дать возможность обретения некоего капитала, налогов государству, тем не менее в нормальном обществе всегда осуждается. Большую войну с этим злом на стыке 19 и 20 веков вел известный, видимо, и для В.А. Баландиной, русский писатель В.Г. Короленко. Не исключено, что именно в этом пункте в свое время обозначился некоторый ее разлад с отцом. Дав ей первоначальное образование в гимназии, он без всякой охоты согласился на ее обучение на бывших Бестужевских Высших женских курсах в Санкт-Петербурге. Туда Вера Арсеньевна поехала со взглядами, уже резко расходившимися с отцовскими подходами к жизни. Между прочим, сказалось юношеское влияние другого отщепенца от родового занятия – двоюродного брата Арсения Арсеньевича Ярилова, революционера, будущего советского академика. Под влиянием студенчества Казанского университета, где он учился, юный Ярилов принял участие в революционных волнениях, за что был исключен из учебного заведения и выслан домой в Сибирь. Следующим человеком, который оказал на Веру Арсеньевну сильное влияние, была домашний врач Емельяновых Мария Семеновна Черневская. Сама из политических ссыльных, жена ссыльного, она, кроме своих радикальных взглядов на жизнь, потрясла Веру Арсеньевну тем, что оказалась не из числа ходульных интеллигентов, которые только и делают, что ничего не делают, и, не касаясь земной жизни, мечтают о благе народа. Напротив, эта изящная женщина участвовала и в борьбе за права народа, за его просвещение и зарабатывала себе на жизнь медицинской практикой. «Она была маленькою, со стрижеными волосами, очень дивною и энергичною. Открытый взгляд и печать мысли на лице влекли меня к ней. В разговорах с нею находило какое-то откровение. Перед внутренним взором начинал вырисовываться неведомый для меня новый мир... она опровергала мнение, что невозможно совместить интеллигентный труд и обязанности семьянинки». Кстати, старожил Б.Т. Поволоцкий неоднократно публично выступал против названия бывшей хозяйки Черногорских копей купчихой Баландиной. С уст людей, ее знавших, он рассказывает, что Вера Арсеньевна была отнюдь не расплывшейся бабищей-купчихой, но всегда изящная, подвижная, хлопотливая, готовая к помощи простым людям, до всех и всего всегда ей было дело. Даже вынужденные оговаривать ее признавали: «Приедет Баландина, обязательно спустится в шахту, побывает во всех забоях». Любопытным будет для основателей Хакасского государственного университета, которому, как известно, присвоено имя первого хакасского ученого Н.Ф. Катанова то, что перед окончанием гимназии (с золотой медалью) брала она уроки французского у тогдашнего красноярского гимназиста из минусинских татар Николая Катанова. А потом сделала для Хакасии столько, что дай Бог любому другому ученому. На Высших курсах Вера Арсеньевна, между прочим, оказалась в одной учебной группе с родной сестрой Владимира Ильича Ульянова-Ленина Ольгой. На какое-то время, кроме того, что были сокурсницами, оказались они и ответственными за хранение курсовой кассы. Более того, Вера Арсеньевна была старшей распорядительницей, Ольга же Ильинична кассиром. В скорости Ольга неожиданно для сокурсниц умерла. Возможно, недолгие эти отношения с членом будущей царственной семьи, наличие потрясенного письменного отклика Веры Арсеньевны на раннюю смерть бывшей сокурсницы - такие вступят времена – на какое-то время и стали для нее охранной грамотой в годы советской власти, галинского режима. Вот что, в частности, писала она будущему советскому ученому, академику, брату А.А.Ярилову в 1891 году: «...Еще одна гроза разразилась над интернатом: 10 мая мы похоронили Ульянову, которая не могла перенести осложнение после тифа. О, Арсений, если бы ты узнал, что за человек была Ульянова. Смело можно сказать, что в лице Ульяновой Россия лишилась одного честного, неутомимого деятеля-женщины». На Высших курсах Вера Арсеньевна с головой ушла в науку. Подготовила ряд блестящих, по отзывам профессуры, докладов. По окончании курсов и возвращении в Красноярск Вера Арсеньевна пыталась просить у отца деньги на продолжение учебы в Париже и получила на этот раз категорический отказ. Это, однако, не очень расстроило ее. «Я не очень сокрушалась. Мне было 22 года. Я была независима, а денег я себе достану», – писала она в своих воспоминаниях в 1916 г. Вера Баландина вскоре вышла замуж за сына известного золотопромышленника Александра Алексеевича Баландина, тоже, кстати, известного своей привязанностью к науке. Это и решило проблему с продолжением учебы в Париже. Отец Баландина не противился занятиям сына и едва не во всем добром потакал, полюбив – АЮЙСЯ невестке. В отличие от отца Веры Арсеньевны, новые родственники деньги на учебу в университете Сорбонны нашли. Позднее нашли и на многие ее проекты, направленные на помощь своим землякам. Первым было строительство кирпичной иолы с музеем наглядных пособий в Новоселове. Позднее – это уже по книге о Высших Бестужевских курсах, вышедших в С.Петербурге в 1903 году – Вера Арсеньевна открыла школу на 20 девочек в г. Енисейске. Обучала их сама, состояла в то же время распорядительницей воскресной школы, вела и там занятия, вечерние чтения. Народная читальня и школа в память А.С. Баландина Возвела обширное здание для народной аудитории и школы, в год недорода организовала ясли в селе Новоселово и школу при загсе в Минусинском уезде. Венцом этих усилий стала золотая медаль «За труды по народному образованию», присужденная ей в 1905 г. по представлению Енисейского губернатора для ношения на груди. Были, однако, награды и посущественней. С юности увлекалась она химией. Позднее юношеское увлечение было закреплено успехами на Бестужевских курсах, где она произвела благоприятное впечатление на профессуру глубиной своих первых научных докладов. В частности, о Приисках Енисейской тайги». В 1893-1894 годах, как мы уже говорили, Вера Арсеньевна слушала лекции в Сорбонне и одновременно работала в Институте Пастера у профессора Гребе. То есть, даже став вполне обеспеченным человеком, самостоятельно зарабатывала на житье и кушанье хлеба. Дом Баландиных В 1897 году по приглашению профессора М.Д. Львова работала ассистенткой по неорганической химии в СПБ Высших женских курсах. Кстати, в это время увлеклась анализом сибирских соленых озер, с одним из них – озером Шира, познакомилась еще в детстве, при жизни матери, которую агнец возил на озеро для лечения. В этом же году в 90 км от Енисейска ею был открыт первый алмаз в Восточной Сибири, что зифеллено протоколом заседания СПБ Минералогического общества от 9 декабря 1897 года. В этот жизненный период положила она в один из банков Санкт-Петербурга 2600 рублей с тем, чтобы проценты от них шли на стипендию кому-либо из сибирячек, учащихся на СПБ Высших женских курсах.
Движимая желанием послужить отечественной науке, организовала она в Минусинском уезде типическую лабораторию, в которой исследовала на алкалоид корень и лист бадана. В эту пору подходы к науке, да и к жизни у Веры Арсеньевны начали носить все более и более практический характер. В 1901 году близ села Абаканское построила она крупчатую мельницу. В 1907 г. организовала первое в Енисейской губернии Сыдинское кредитное товарищество. «Через 12 лет, – как написала она в своей автобиографии химика и практического экономиста, – таковых товариществ в губернии насчитывалось уже 150». Во все это время она по-прежнему не очень жалела, так скажем, не свои – родительские деньги, и продолжала заниматься благотворительностью. Как раз в этот год в связи с недородом хлеба организованы ею в с. «Новоселове» ясли для крестьянских детей, построено уже упоминавшееся каменное здание для двухклассного училища. И вот в эти годы именно на стыке науки и полученных ею знаний и общения со свекром, одним из первых, между прочим, реализовавшим идею частного пароходства на Енисее, начала она искать месторождение угля. И не просто для нужд Минусинска и паровой мельницы, но изначально с тем, чтобы можно было сбывать его самому крупному потребителю – Сибирской железной дороге. Причем, речная транспортировка сразу рассматривалась лишь как временная. Потому что и к углю Баландина пришла, загоревшись первоначально идеей строительства Ачинско-Минусинской железной дороги. Так называемого Ачминдора. «Осмотрела, – пишет она в воспоминаниях, - месторождение его по Тубе, правому притоку Енисея - уголь оказался слабым. Плавала на лодке по реке Абакан на Изыхские копи, но убедилась, что доставка оттуда невозможна. Тогда задалась вопросом: где должны дальше пролегать угольные пласты? Стала припоминать лекции своего профессора И.В. Мушкетова о внешних признаках глубоких залеганий, перечитала все подходящее в музейной библиотеке (Минусинска), снарядила маленькую экспедицию, изыскательную партию.
На обширных пространствах Абаканских степей обнаружилось мощное месторождение каменного угля хорошего качества. Я назвала его Черногорскими копями (по-хакасски «Каратигей» значит «Черная гора»)». Теперь там город Черногорск. Для этого, сразу после открытия Копей, заключен ею был договор с Сибирской железной дорогой, которая устроила испытания черногорского угля, после которых готова была покупать уголь по сходной цене 11 копеек за пуд. Но покупать не по месту добычи угля, а по факту поставки в Красноярск. Для этого позже приобретен был собственный буксирный пароход, назовут его «Ермак», изготовлены, опять же, первые такого рода специальные баржи. С наступлением навигации уголь на первых порах буксирами Енисейского пароходства поставлялся вниз по Енисею от устроенной пристани Аскыровской с оборудованных там складов. Несмотря на известный размах предприятия, задолго до его реализации Баландина первая начала говорить о необходимости подведения железной дороги к мощным запасам пригодного и для паровозных, и для пароходных топок угля прямо к угольным копям. И не просто говорить, но стала и автором, и самым мощным двигателем этого проекта. Реализация Ачминдоровского проекта, как и первые ее шаги в угольном деле, встретили ожесточенное сопротивление со стороны конкурентов. Довольно активные усилия на месте и в СПБ предпринял уже упоминавшийся арендатор Абаканского (Абаза) железоделательного завода В. Ратьков-Рожнов. Объясняется это убытками, которые терпел завод с его довольно дорогими по себестоимости изделиями в сравнении с дешевой уральской продукцией, пришедшей с открытием Сибирской железной дороги. Именно с уральской металлургией не выдержала конкуренции знаменитая абаканская артель (ее звали еще коммуной) еще до прихода на завод Ратькова-Рожнова. Приход железной дороги в Минусинк означал для железо делателей практическое банкротство, что впоследствии, когда в 1925 г. достроена была дорога, и произошло. Пыталось помешать и речное пароходство, которое не без оснований полагало, что с приходом дороги в Абакано-Минусинскую степь резко упадет спрос на его услуги. Преодолевая и такого рода препоны, Вера Арсеньевна, как страстно рассказывает она в своей книге «Восстановление истины» (Красноярск, 1918 г., переиздано в 1995 г.), «без единой взятки, одной лишь силой убеждения» сумела не только организовать проектные работы с личным участием в изысканиях, но и довести дело до начала строительства дороги. От зарождения идеи в 1907 г. до утверждения проекта в Комиссии о новых железных дорогах в 1912 году прошло всего 5 лет. Сроки небывалые для подобного рода проектов как в минувшие, так и в нынешние времена. Меж тем произведенная Яковлевым и Окуловым разведка установила «мощность пластов с грандиозным запасом угля». С первых дней муж Веры Арсеньевны, более любивший спокойную работу в кабинете, с большой прохладой отнесся к новой затее жены и ограничил свое участие лишь своими гарантиями для получения кредитов. И в силу специфичности горного дела наотрез отказался от какого-либо практического участия в нем. С этой целью все руководство было доверено инженеру Яковлеву. Причем договор с ним был заключен на половинных паях, и первичное финансирование лежало именно на нем. Деньги, как свидетельствуют современники, он нашел. «Пришлось, – пишет Вера Арсеньевна, провести узкоколейную дорогу от пристани на р. Енисей (Аскыровская – (нынешний Усть-Абакан) к шахте на протяжении 8,5 верст). Приходилось бороться с препятствиями, которые причиняли Черногорским копям владельцы угольных копей, находящихся на востоке и на западе от Красноярска по линии железной дороги, видевшими в нас своих конкурентов». Параллельно с хлопотами по обустройству Копей Вера Арсеньевна пыталась доказать огромную пользу, которую может принести Минусинскому краю с его полезными ископаемыми строительство железнодорожной ветки Ачинск – Минусинск. По инициативе генерал-губернатора Восточной Сибири, одобрившего проект, она приняла участие в заседании в Государственной Думе, у Окружного горного инженера и на заседании местных промышленников. По мере реализации проекта вновь следует существенная теоретическая подготовка. «Прежде чем решиться на железнодорожное дело, я в Петроградской публичной библиотеке перечитала все, что касается топографии местности, имеющей значение по интересующему вопросу». Дело в некоторой степени ускорило совещание межведомственной комиссии инженера А.А. Струве о планомерности строительной сети железных дорог в Российской империи и внесение в эту сеть Минусинска с выходом на Сибирскую магистраль. Следовало лишь выбрать станцию примыкания. В числе альтернативных рассматривался и Канск. Весомым аргументом против была гористая местность, необходимость дорогостоящей проходки тоннелей. В пользу выгодного для Баландиной Ачинска была равнинная местность, почти не требовавшая при прокладке дороги горных работ. По мысли, которую предложила сама Вера Арсеньевна, дорога должна была пройти рядом с озером Шира и вплотную к Черногорским копям, ниже слияния Енисея с Абаканом – одним мостом, вместо ныне имеющихся трех – через реку Абакан, Енисей и протоку Енисея. Это почти на двести метров сокращало общую протяженность опять же дорогостоящего моста. Однако экономичный подход никому не оказался нужен. И вместо предложенных ею с инженером Г.В. Андриановым стоимости одной версты дороги в 68,5 тысяч рублей утвердили проект со стоимостью версты в 83 412 рублей. В результате дорога прошла в 18 километрах от озера Шира, через Сонский перевал и станцию Сон, для чего понадобилось прорубать дорогостоящие тоннели – а этого можно было избежать. На 20 верст отклонилась дорога и от Черногорских копей. Все это она очень подробно описывала в книге «Восстановление истины». Книга эта написана в некоторой запальчивости. Вера Арсеньевна была оскорблена тем, что один из тогдашних кандидатов в депутаты Учредительного Собрания по списку Енисейской губернии С.В. Востротин взял и приписал своему имени (в целях политической рекламы) многое из того, что было сделано на ее средства, ее волей и энергией. В том числе проект Ачинско – Минусинской дороги. Что касается дальнейшей судьбы дороги, то быстро и удачно начавшись, к 1914 году была отсыпана большая часть земельного полотна - она с началом второй мировой войны заглохла. В связи с переходом на военный режим реквизированы были частные заказы на изготовление рельсов... Несмотря на это, Вера Арсеньевна сумела к 1916 году сдать в эксплуатацию 50 верст железной дороги на участке Ачинск - Ададым. И, несмотря на военные действия, он оказался прибыльным. Спешно начато было строительство участка Ададым-Гляден. Все остановилось уже в связи с Октябрьской революцией. Однако идея вскоре была востребована советской властью. В 1925 году проект – ее проект был реализован. Только один этот проект ставит ее в ряд людей, внесших в развитие Хакасии и юга Красноярского края громаднейший вклад, не говоря уже об угольном деле. Есть в книге Баландиной и описание драматических событий, касающихся Черногорских копей. Зимой 1912 года благодаря нераспорядительности управляющего, дольщика Яковлева Копи оказались на грани банкротства. Промотаны были выделенные кредиты. Рабочие остались без продуктов, возможно, и без заработной платы. Часть подрядчиков обратилась в суд. В довершение ко всему Яковлев сломал ногу и лежал в селе Назарове. Срочно выехав к нему, Вера Арсеньевна убедила уступить долю ее мужу, который только на таких условиях согласен был дать деньги на спасение Копей. Яковлев согласился. Но впоследствии пытался оспорить подписанное им же соглашение. Счета Копей на какое-то время были заморожены. Однако она сумела одолеть и это. Не зная жизни купеческой, возможно, мы что-то преувеличиваем, приписываем ей излишнюю хрупкость, нежность, испорченность. Хотя ведь, если разобраться, Баландина со смерти матери, с 13 лет самостоятельно вела домашнее хозяйство и очень гордилась тем, когда гости отмечали порядок в доме и вкусные обеды, которые она готовила сама. Потому и переход из домохозяек в студенты - а в студентах она всегда работала - из студентов в миллионеры, из миллионеров опять в ученые для нее, как мне кажется, был не так затруднителен. Ведь без всяких осложнений - напротив, столь грузов свалилось с плеч - передала она документы и по Копям, и по Ачминдору новой власти сразу, еще в 1917 году. Сложнее было мужу, Александру Анатольевичу. В 1918 году, не выдержав потрясений, он умер от воспаления легких. Оставшись с двумя детьми, она вернулась к знакомой ей жизни обычного научного сотрудника. Так, словно никогда и не вела иной жизни, размашистой, с проектами, которые и сегодня редко кому из живущих в нашем крае удается поднять и довести до конца. Тем не менее... В1918 году, похоронив мужа в Красноярске, сама переехала с детьми в Томск, где на съезде по организации Института исследования Сибири была избрана Товарищем Председателя Бальнеологической секции. Не последнюю роль, по всей вероятности, сыграло здесь - то обстоятельство, что изучением бальнеологических свойств сибирских озер занималась она еще в юности. А также то, что с детства была влюблена в озеро Шира. Вскоре после этого последовало первое возвращение в места двух ее могучих проектов. С 1920 по 1922 г. в Хакасии, или тогдашнем Минусинском уезде, анализировала она так называемую рапу Большого Утиного озера близ Шира. Затем перебралась на жительство в Москву. Работала в Государственном колонизационном НИИ Главнаук. Продолжила изучение эфироносных трав. Вновь возле милого сердцу Минусинска в районе нынешнего села Подсинего. Причем, и эта работа имела не отвлеченное, но практическое применение – выгоняемые эфиры предназначались для мыловаренной фабрики в Новосибирске. Попутно выращивала вишни и яблони. В письме сыну из Подсинего, написанному 27 апреля 1928 г., снова видим мы ту юную Веру, настойчивого ученого, которому нипочем все сложности и неурядицы судьбы, и вполне приноровившегося к новым порядкам человека и мать. С тревоги о сыне, защищавшем в этот день кандидатскую диссертацию, и начинается это письмо. «Сколько нервов, здоровья и времени взял у тебя конец аспирантства!» Затем вынуждена прервать она письмо из-за срочной поездки в Хакасск (Абакан). И возобновляет его уже 2 мая, где рассказывает о том, как по возращении с опытного поля изорвали всю шубу собаки, да покусали ей икры. В связи с чем предприняла она все меры для выяснения, не бешены ли собаки. Затем, переодевшись в ватное пальто, снова побывала в Хакасске - по привычным для нее кредитным делам в банке. Сложно перебиралась через реку Абакан, по которой шла шуга. Шагала затем несколько километров до опытного поля, где жила в саманном домике. И далее песня ученого и хозяйственника, рассказы о саженцах томатов, яблонь, вишен, облепихи, малины, смородины. О том, что подвигаются дела со строительством теплички – «несмотря на отсутствие кредита (перехватываю у частных лиц)». Здесь ловлю себя на мысли, читатель, что пишу о хлопотах нашей современницы. В самом деле, а кому незнакомо все, что описывает человек из 1928 года? Была такая расхожая фраза Сталина. Сын не отвечает за отца. Младшему Баландину, Алексею, ставшему ученым с именем, однако, ответить пришлось. Большей частью, вероятно, за происхождение. И прожил он жизнь не менее сложную, чем его мать. Дважды был репрессирован. Известен как автор 1100 научных работ. Как создатель мультиплетной теории катализа, академик, лауреат Государственной премии, премий Менделеева, Лебедева, Президиума АН СССР, заведующий кафедрой органической химии МГУ. В годы войны вместе с Институтом неорганической химии он был эвакуирован в Казань. Вместе с ним уехала и Вера Арсеньевна. Здесь в 1943 году, за два года до смерти, оставила она автобиографические записки, в которых по энциклопедичному кратко описывает основные этапы своей жизни. Заканчиваются они весьма характерными словами: «Мы вели самый скромный образ жизни». Кстати, на этот момент указывает и ее ученица О.И. Киселева. А в письмах Баландиной, которые в 1989 году в самый разгар перестройки опубликовали в журнале «Енисей» потрясенные подвигом этого человека краеведы И. Лалетин и А. Щербаков, есть такие слова: «Свою жизнь я считаю счастливой, хотя и тяжелой, она у меня полная содержания, смысла, борьбы, совесть моя чиста перед всеми. Я глубоко верю в возможность личного счастья на земле [5]» (1916г.).

Глава II. История города Черногорска
Черногорск – второй после республиканского центра город в Хакасии, Усть-Абаканского района. Расположен в Минусинской котловине (приложение 2), в 18 км к северу от Абакана. Конечная железнодорожная станция (Черногорские Копи) ветки от линии Ачинск Абакан. В состав городского округа «Черногорск» входят: город Черногорск (74067 чел. 2020 г.), посёлок городского типа Пригорск (2385 чел.) Население городского округа (2009) — 76452 человек. Население города многонационально: хакасы, русские, белорусы, украинцы, татары, немцы, поляки, корейцы. Площадь городского округа – 118 кв.км. Основа экономики - Черногорский филиал Сибирской Угольной Энергетической компании (добыча каменного угля), СУЭК - Хакасия разрез "Черногорский", разрез «Степной». До перестройки экономику города определяли, также, предприятия лёгкой и текстильной промышленности. Климат – резко континентальный, с холодной и продолжительной зимой и коротким летом [1]. История Черногорска берет начало с 1907 г., когда на горе Хара Тигей (Чёрная вершина) были обнаружены месторождения каменного угля. В том же году была заложена первая шахта. Рядом появился посёлок Чёрные Копи. Основательница города – Вера Арсеньевна Баландина, в деловых и просвещенных кругах считалась одной из умнейших женщин Сибири. Первая угольная шахта, заложенная ей, находилась недалеко от Енисея, где выход каменноугольных пластов был максимально близок. В то время там был лишь небольшой поселок: несколько бараков и пара домиков. Добыча угля всегда была трудоемким процессом, однако, всегда важно было не только добыть его, но и доставить. Для доставки угля в ближайшие города, Баландина инициировала строительство железной дороги, а так же покупки барж. В 1917 г. в шахтах поселка было добыто 21,3 тыс. тонн каменного угля. В 1918 году произошла забастовка, закончившаяся национализацией копей. В связи с Гражданской войной шахты были остановлены. Началась разруха. Добыча угля была восстановлена только в 1920 году. Окончание строительства железной дороги Абакан - Ачинск в 1925 году имело колоссальное значение для развития копей. Теперь появилась возможность проложить вепсу к шахтам, и уголь Черногорских копей стал активно использоваться для пароходов и паровозов. Рабочий посёлок Черногорский с 23.09.1929 г. В связи с очень медленным техническим оснащением шахт (буровые установки появились в поселке только в 1929 году) и нехваткой кадров, в 1931 году было открыто горнопромышленное училище (Горпромуч). Готовило оно горнорабочих и врубмашинистов. Спустя некоторое время, в поселке была создана школа передовых методов труда, и пронеслось стахановское движение. В 1934 г. было достроено и введено эксплуатацию здание первой, на то время, средней школы № 7. Первым директором школы была Александра Васильевна Михайлова. Проводимая в тридцатые годы политика индустриализации привела к быстрому росту добычи угля. В эти годы в поселке возникают и другие отрасли промышленности местного значения, но главной отраслью продолжала оставаться угледобыча. В шахте Поселок рос, благоустраивался и 20 января 1936 г. решением Президиума ВЦИК он был преобразован в город Черногорск областного подчинения. В названии города элемент «черно» символизирует добычу каменного угля, а «горск» образован из слова город. С этого момента идет интенсивное строительство и развитие шахтерского города. Практически с самого начала, на ряду с другими крупными и малыми предприятиями и организациями стали появляться образовательные и культурные учреждения. «...в Доме культуры им. тов. Луначарского организована капитальная библиотека до 18 000 книг, обеспечивающая читателей трудящихся рудника». В 1937 г. на поселке шахты № 9 была основана начальная школа № 4, которая находилась на ул. Кирова в доме барачного типа. В то время школа занимала всего одну комнату. В первое время в школе обучалось всего 20 учеников. С 30 мая 1942 г. по февраль 1949 года в здании школы № 7 находился Эвакогоспиталь под № 3483. После передислокации госпиталя в г. Подольск, в здании школы № 7 разместился штаб Бирмской военно-авиационной школы, с 1943 года по 1946г. 1 октября 1945 года, в соответствии с постановлением Совнаркома СССР библиотека ГорОНО была реорганизована из школьной в городскую и передана в ведение культотдела Горисполкома. Заведующей была утвер¬ждена Урыбина Тамара Васильевна. 5 октября 1945 года – Состоялась регистрация библиотеки. Общее число читателей (включая передвижки): 720 человек, количество книг в библиотеке: 5 164 экземпляров. С 1945 года городская библиотека несколько раз меняла своё месторас¬положение, сталкиваясь с трудностями – теснота, неудобное расположение залов, а особенно заполнение фондов. В 1950 г. начата добыча угля открытым способом. 1957 г. основана школа № 5. Особенно бурное развитие Черногорска происходит с 60-х гг., когда были введены первые мощности крупнейшего на востоке страны Черногорского Камвольно-Суконного Комбината, Авторемонтного завода. Активно развивались Кирпичный завод, Черногорский Экспериментальный Завод Облегчённых Конструкций (ЧЭЗОК), Литейно-Механический Завод (ЛМЗ), Завод Железобетонных Конструкций (ЖБК); Хакасский Комбинат Строительных Материалов( ХКСМ), Домостроительный комбинат (ДСК) , Комбинат Искусственных Кож (ИСКОЖ); Фабрика Первичной Обработки Шерсти (ПОШ), Швейная фабрика, Черногорская Мебельная Фабрика (ЧМФ). Формирование Саянского ТПК дало толчок развитию новых производств. Сегодня в Черногорске развиваются следующие отрасли: деревообрабатывающая, угольная, промышленность. На предприятиях города выпускается разнообразная продукция: лакокрасочная, строительные материалы, корпусная мебель, пряжа, подошвенная резина, швейные изделия. Угольную
промышленность Черногорска представляют в настоящее время «СУЭК – Хакасия» разрез «Черногорский», разрез «Степной», а также шахты: «Хакасская» и «Енисейская», на которых - работает 23% всего промышленного персонала. В Черногорске находится 14 общеобразовательных школ, 2 техникума – «Черногорский горный техникум», подготавливающий специалистов для угольной промышленности и «Механико-технологический», выпускающий кадры для легкой промышленности, а также четыре профтехучилища, 33 детских дошкольных учреждения. В перспективе Черногорск будет застраиваться, расширяться за счет освоения новых территорий в сторону Усть-Абакана, пока не соединится с ним. Численность его населения увеличится до 150-180 тыс. человек. В более отдаленном будущем возникнет Абакано-Черногорская агломерация с населением около полумиллиона человек [4].
О гербе города Черногорска (приложение 3)
Геральдическое описание герба города Черногорска гласит:
Щит скошен слева лазурью и червленью со смещением вниз и влево; в лазоревом поле чёрный камень неправильной формы, тонко окаймлённый серебром, от которого вверх расходятся расширяющиеся отвлечённые золотые лучи. Поверх деления – перевязь из опрокинутых через одну и сцеплённых боковыми лепестками, червлёных лилий, окаймлённых золотом. Обоснование символики герба города Черногорска: В гербе кусок каменного угля, от которого расходятся золотые лучи, показывает первопричину образования города как шахтёрского, молодого (статус города был присвоен в 1936 году), полного жизненной энергии и устремлённого в своём развитии вперёд. Узор из сплетённых геральдических лилий символизирует текстильное производство города. Красный цвет в гербе символизирует жителей Черногорска – тружеников, огромный вклад которых в экономическое, культурное, духовное развитие
своего родного города имеет немаловажное значение. В геральдике красный цвет – символ труда, мужества, красоты, праздника. Синий цвет поля указывает на расположение города в долине рек Абакана и Енисея, подчёркивая природные богатства, окружающие город. В геральдике синий цвет – символ чести, верности, искренности, славы. Золото – символ богатства, уважения, интеллекта. Чёрный цвет в геральдике символизирует мудрость, благоразумие, скромность [6].

Глава III. Угледобывающая промышленность
На территории Хакасии наиболее развитой промышленностью является добыча угля и железной руды.
В настоящее время основными компаниями в Республике Хакасия по добыче угля являются: Черногорский филиал компании АО «СУЭК» – ООО «СУЭК-Хакасия», куда входят три перспективных разреза («Восточно-Бейский», «Изыхский», «Черногорский») и одна шахта («Хакасская»), а также АО «УК «Разрез Степной».
Минусинский угольный бассейн занимает 7-е место в стране по запасам и 3-е место по добыче каменных углей, преимущественно длиннопламенных и длиннопламенных газовых, отличающихся высокой теплотворной способностью (23-27 МДж/кг), низкой зольностью (16-20%) и малым содержанием серы 0,6%. Более 80% запасов региона расположено на Бейском (3,3 млрд.т) и Черногорском (1,5 млрд т) месторождениях, имеющих благоприятные условия отработки [2].
В отличие от других регионов Сибирского федерального округа в Хакасии широко используется открытая добыча, что существенно снижает производственные затраты на 1 т добытого угля. В 2017 году объем добычи достиг 22 млн.т.
СУЭК – Хакасия
АО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК) (приложение 4) – крупнейшее в России угольное объединение и единственная отечественная компания, входящая в десятку лидеров мирового угольного рынка по объемам добычи угля. Компания обеспечивает 31% поставок энергетического угля на внутреннем рынке и более 25% российского угольного экспорта. Филиалы и дочерние предприятия СУЭК расположены в Красноярском, Приморском и Хабаровском краях, Иркутской, Читинской и Кемеровской областях, в Бурятии и Хакасии. В сферу интересов СУЭК предприятия Республики Хакасия вошли в 2002 г. Хакасия – один из экспортных регионов СУЭК. На экспорт поставляется уголь разреза «Черногорский», переработанный обогатительной фабрикой Черногорского филиала. Благодаря высоким качественным характеристикам уголь «Восточно-Бейского разреза» поставляется зарубежным потребителям без обогащения. Разрез «Черногорский» осуществляет разработку открытым способом Черногорского каменноугольного месторождения, расположенного в Усть-Абаканском районе. Центральная часть месторождения находится в 23 км на северо-запад от г. Абакана. Горные работы производятся на разрезе «Черногорский» и участке открытых горных работ «Абаканский» (6) Сырьевая база: ООО «СУЭК-Хакасия» разрез «Черногорский», шахта «Хакасская», угли энергетические каменные марки «Д». Добываемая предприятием и поступающая на переработку угольная горная масса представляет собой смесь полезного ископаемого, а именно, угля каменного марки Д, и минеральных примесей (породы).
Обогатительная фабрика ООО «СУЭК-Хакасия» перерабатывает в основном (95,0-98,0%) каменные угли Черногорского месторождения, добываемые предприятием ООО «СУЭК-Хакасия» разрез «Черногорский».
Потребители готовой продукции обогатительной фабрики «Черногорская» являются: Республика Хакасия – 20%, экспорт в страны Китай, Германия – 80%.
Разрез «Степной» (приложение 5)
Акционерное общество «Угольная компания «Разрез «Степной» – один из основных производственных активов АО «Русский Уголь».
АО «Угольная компания «Разрез Степной» ведет добычу каменного угля марки Д открытым способом на Черногорском каменноугольном месторождении Минусинского бассейна. Черногорское месторождение расположено на левом берегу реки Енисей, в близи устья реки Абакан. По административному делению входит в состав Усть-Абаканского района республики Хакасия, РФ. Разрез «Степной» был введен в эксплуатацию в 1993г. В технических границах разреза «Степной» рабочими являются пласты черногорской свиты: Двухаршинный, Великан–I, Великан–II, Безымянный, Мощный, Гигант–I, Гигант–II. Средняя суммарная мощность угольных пластов составляет 18 м.
На разрезе «Степной» добывают каменный энергетический уголь марки «Д». Продукция поставляется компаниям энергетического сектора, структурам ЖКХ и на экспорт в Европу и Азию.
Уголь «Д» – одна из наиболее распространенных в России, низкозольных, легкообогощаемых марок. У этого вида угля хорошие качественные характеристики и стабильно высокий спрос, поскольку в основном именно он является проектным топливом для многих крупных потребителей.
Продукция разреза «Степной» представлена сортомарками угля «ДПК», «ДОМ», «ДОМСШ», «ДСШ» и «ДР». Сортовые марки угля выпускаются в результате переработки рядового угля «ДР» на обогатительной фабрике и дробильно-сортировочных комплексах разреза.
Вряд ли найдется в Хакасии человек, который ни знал бы о разрезе «Степной». И не удивительно – молодое, стремительно развивающееся предприятие, стало сегодня гордостью всех угольщиков республики. Всего за три последних года коллектив разреза сумел увеличить уровень угледобычи вдвое, достигнув в 2005 году самого высокого результата в истории – три миллиона тонн угля в год!
Свою собственную «жизнь» угольное предприятие начало в 1993 году. Было создано товарищество с ограниченной ответственностью «Разрез Степной», которое приступило к обработке запасов угля 21-го геологического поля Черногорского угольного месторождения. На сегодняшний день «Степной» – одно из наиболее стабильных угольных предприятий сибирского региона, которое отличает слаженный труд специалистов, а также достаточно высокий для города уровень зарплаты и производственной дисциплины « во всем строгий спрос – от начальства до рядовых работников». Мощное, динамично развивающееся предприятие не только постоянно наращивает производственные темпы, соблюдая при этом всю технологическую цепочку, включая проведение экологических и защитных мероприятий. Заботится о перспективном развитии, улучшении условий труда, модернизирует и обновляет производственную базу, закупает мощную современную технику, а также ведет активную социальную политику. Разрез – единственное предприятие, на котором для рабочих организовано бесплатное питание – людям приходится доплачивать лишь налог на НДС. Кроме того, работникам разреза доступно санаторно-курортное лечение, регулярные медосмотры. Который год в летнее время дети горняков выезжают отдыхать на море. Помимо этого, предприятие – постоянный участник всевозможных спартакиад и спортивных соревнований, для чего на «Степном» даже была выделена ставка специалиста, так что к трудовым успехам горняков добавилось немало спортивных наград. Все это, безусловно, влияет на настроение работающих здесь людей, дает позитивный импульс к успешной работе.
Все опытные специалисты от машинистов экскаваторов до помощников, все преданные своему делу люди, многие из которых по много лет проработали в угольной отрасли, в том числе и на самом предприятии. При этом есть в бригаде свои «звезды» и специалисты высочайшего, в том числе международного класса такие, как машинист экскаватора Валерий Сторублев – работал в Монголии; колоссальным опытом работы на экскаваторе обладает Евгений Гордеев, ранее работавший на приисках в Бодайбо [7].

Глава IV. Достопримечательности города
Храм Рождества Пресвятой богородицы (приложение 6). В 1987 году православные христиане Черногорска обратились к председателю Горисполкома Владимиру Сорокину с просьбой открыть в городе молитвенный дом, на что горисполком дал согласие. Черногорцы своими силами переделали частный дом в Аэродромном поселке в православный приход. Для освещения церковного помещения из Красноярска пригласили отца Сергия. Во время встречи священнослужителя с председателем городского исполкома Владимиром Сорокиным возникла идея построить в Черногорске храм. Для организации строительства и решения различных проблем из Красноярска приехал отец Серафим и привез с собой несколько проектов церквей. В результате остановились на проекте в 650 мест. Храм Рождества Пресвятой Богородицы начали строить в 1989 году. Сотни черногорцев, десятки предприятий и организация внесли свой посильный вклад. Одна из строительниц вспоминает: «мы работали не из-за денег, а потому что нам всем нужен храм. Чуть свет приходили и вставали в цепочку, передавая кирпич за кирпичом». Строительство храма было окончено в апреле 1992 года [8].
Памятник шахтерам, погибшим в результате взрыва, на шахте № 8 в 1931 г. (приложение 7)
10 февраля 1931 года случилось одно из самых трагических событий в истории Черногорска - взрыв на шахте № 8. Катастрофа случилась в разгар рабочей смены, в подземных выработках шахты находились люди. В результате взрыва был разрушен копер шахты, вышли из строя вентиляционные установки, в подземных выработках обрушилась кровля. Сразу были организованы спасательные работы. На помощь черногорцам прибыли спасатели из Москвы, Кузнецкого и Анжирского бассейнов. Часть заваленных в забое людей удалось спасти, но катастрофа на шахте № 8 унесла жизни 109 горняков. Память погибших шахтеров увековечена в 1931 году – на братской могиле был воздвигнут монумент, над ним установлен деревянный копер, копия разрушенного копра шахты № 8. Почти 25 лет простоял этот памятник, но со временем он стал разрушаться и тогда в 1956 году руководство треста «Хакасуголь» обратилось к скульптору Г.Д. Лаврову с просьбой создать монументальный памятник. Заказ был принят и выполнен. Формы и размеры основания (стилобата) памятника продиктованы размерами, покрывающей могилу железобетонной монолитной плиты, над и вокруг которой разместились все остальные части монумента. Гранитные стелы на вершине всех трех холмов монумента олицетворяют выходы горных пород несметных сокровищ Хакасской земли, над разработкой которых трудились наши предки, сменяя поколение за поколением. В трех бронзовых фигурах монумента развивается тема смены поколений и преемственности трудовой эстафеты, о чем свидетельствуют фигура юноши (на левом холме) и фигура девушки (на правом холме). Юноша, преклонив колено, благоговейно возлагает дубово-лавровый венок-символ славы и чести труду. Девушка возлагает пальмовую ветвь – символ мира и цветы – символ великой жизни и любви. Третья центральная фигура монумента изображает могучего шахтера, поднявшегося на вершину стелы среднего холма с обнаженной головой, с шахтерской каской на полусогнутой левой руке, с высоко поднятым куском пылающего угля в правой руке. В монументе тесно связаны между собой два разных мотива: реквием трагически погибшим шахтерам и жизнеутверждающий гимн вечной славы шахтерскому труду. Находясь в окружении густой зелени, имея спокойную линию фронтального силуэта, памятник располагает к покою и размышлению.
Бронзовые фигуры памятника были выполнены на Мытищинском заводе художественного литья. В 1961 году состоялось торжественное открытие памятника в присутствии Г.Д.Лаврова. Автор памятника художник-скульптор Лавров Георгий Дмитриевич (1895-1991), член Союза художников РСФСР. Отбывал политическую ссылку в Черногорске в 1948-1950 гг [3].
Мемориал воинской славы в честь воинов-черногорцев, павших, на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 гг (приложение 8)
На защиту Родины из Черногорска ушло на фронт 4234 человека - мужчин и женщин. Не вернулось с фронта 1555 человек. Наши земляки воевали практически на всех фронтах Великой Отечественной. От Москвы до Берлина – таков боевой путь черногорцев. 817 - награждены орденами и медалями, из них 8 Героев Советского Союза и 3 полных Кавалера Ордена Славы. Памятник открыт 9 мая 1967 года и расположен на площади 30 лет Победы. По обеим сторонам центральной части памятника выполнены две стенки в виде приспущенных знамен с именами погибших. Барельеф центральной части символизирует скорбь матерей о сыновьях и дочерях, не вернувшихся с фронта. На фронтоне надпись: «Вечная Слава Героям, павшим в боях за свободу и счастье нашего народа в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг. Воинам-черногорцам от трудящихся города». Скульптор Михаил Скорый.
Памятник Летчикам Бирмской военной авиационной школы пилотов (Приложение 9)
Памятник тем, кто готовил себя для фронта, для Победы над врагом – летчикам, курсантам, инструкторам, вольнонаемному составу БВАШп, тем, кто ушел на фронт и не вернулся и всем ныне живущим и здравствующим ветеранам авиационной школы. Памятник открыт 7 мая 1987 года. Самолет для постамента был доставлен с авиазавода г.Новосибирска. Само сооружение изготавливалось на Черногорском экспериментальном заводе облегченных конструкций. Школа пилотов была дислоцирована в Черногорске с 1942 по 1946 год. БВАШп в 1940-1946 гг. подготовила и отправила на фронт 1502 летчика. Многие из них награждены орденами и медалями, 7 летчиков удостоены звания Героя Советского Союза, а бывший летчик-инструктор Кирилл Алексеевич Евстигнеев удостоен этого звания дважды. Офицеры, курсанты и вольнонаемный состав БВАШп собрали в фонд обороны страны 150185 рублей наличных сбережений и 770015 рублей облигациями госзаймов – всего 920200 рублей на строительство звена самолетов-истребителей. За годы войны 194-1945гг во время учебных полетов погибло 24 человека летчиков-инструкторов и курсантов школы [8].
Заключение
Черногорск, хоть и маленький город, но он имеет большое значение для меня, для республики Хакасия и для России в целом. Это город с многообразием лиц и судеб. В нём, как и в любом другом, есть люди, которыми мы можем гордиться; люди, которые трудились на благо Отечества. Очень интересны истории их жизни, рассказы о трудностях и удачах. Эти люди обладают огромной силой воли, уверенностью в необходимости трудовых подвигов, верой в будущее и в нас – новое поколение. А мы обязаны знать, уважать и ценить таких людей, ведь это наша история.
Черногорск – город угольщиков. Своим рождением он обязан Черногорской горе – кладовой каменного угля, которая дала жизнь не только предприятиям Хакасии, но и многим заводам и фабрикам Сибири. Образован в 1936 г. в результате слияния нескольких пришахтных посёлков Минусинского угольного бассейна. В названии города элемент «черно» символизирует добычу каменного угля, а «горск» образован из слова город. На территории Хакасии расположена основная часть Минусинского каменноугольного бассейна, запасы угля в нём насчитывают в 36 миллиардов 600 миллионов тонн. Уголь добывают открытым и закрытым способами. Основные промышленные запасы углей сосредоточены в Черногорских и Изыхских месторождениях.
На территории города расположены заводы: авторемонтный, экспериментальный облегчённых конструкций, железобетонных конструкций и изделий. Строительством жилья в городе занимается строительная компания «Людвиг». Фабрики: первичной обработки шерсти, швейная, мебельная. Экономическую основу города составляет Сибирская Угольно-Энергетическая Компания (СУЭК).

Список литературы
1. Городецкий Л.Б. Черногорск. Города Красноярского края. Красноярск, 1986, 192 с.
2. О Состоянии и использовании минерально-сырьевых ресурсов Российской Федерации в 2016 и 2017 годах: государственный доклад.
3. Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российского государства. М, 1772.
4. Понтелеев А.Ф., Чебодаев П.И. Из истории Хакасии. Абакан, 1977.
5. http://chernogorskinfo.ru/
6. http://www.chernogorsk.com/
7. http://www.stepnoi.ru/
8. http://ch-inform.ru/

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top