Шведова В.В.
1.1. Основание Царскосельской Мариинской женской гимназии
До первой половины XVIII века в Царском Селе не существовало какого-либо учебного заведения для девочек, хотя необходимость в нем крайне ощущалась. Только в 1825 году было подано прошение к главнокомандующему Дворцовыми Правлениями и г. Царским Селом генералу от артиллерии Я.В. Захаржевскому от иностранки Гартман, в котором та испрашивала разрешения на постройку пансиона для девочек в счет Царского Села. Однако в диссертации Ю.С. Пятиной говорится о появлении пансиона в 1823 году , тогда, как известно, что именно Николай I счел его открытие возможным.
Захаржевский после обращения Гартман ходатайствовал в свою очередь через министра императорского двора о высочайшем его императорского величества соизволении построить для пансиона дом за счет Царского Села. В 1826 году Николай I одобрил проект и через четыре года дом был построен. Расходы на ремонт, как и предполагалось, взял на себя город.
Девичий пансион просуществовал 34 года, сменяя содержательниц, но не мог дать своим воспитанницам должного среднего образования.
По инициативе главного доктора Городского госпиталя и Богадельни Ф. Жуковского-Волынского жители Царского Села в 1864 году написали письмо к главнокомандующему Дворцовыми правлениями и городом Царским Селом, в котором просили о ходатайстве перед всемилостивейшей государыней императрицей об открытии вместо нынешнего женского пансиона трехклассной женской гимназии по уставу женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии.
Прошение было передано в городскую Ратушу, а 19 января оно было представлено в общественное собрание . На собрании было решено, что трехклассная женская гимназия необходима в Царском Селе, как для высшего сословия, так и для жителей среднего достатка. Также собрание постановило: отменить постановление за 1859 год, в котором говорилось о воспитании в женском пансионе 10 девочек из бедных семей в счет общества, за каждую из которых платили по 300 рублей в год. Теперь же за 10 девочек из неблагополучных семей общество должно было уплачивать по 400 рублей в год.
8 февраля 1864 года главноуправляющий Дворцовыми правлениями и городом Царским Селом ходатайствовал перед главноуправляющим IV отделения Собственной е. и. в. канцелярии принцем П. Г. Ольденбургским:
1. Об открытии в Царском Селе трехклассной женской гимназии с шестилетним курсом обучения, как того предписывал устав за 9 января 1862 года для подобных учебных заведений;
2. О причислении гимназии к Ведомству императрицы Марии, с наименованием той в честь императрицы Марии – «Мариинской».
3. О ежегодном пособии в 3000 рублей из средств Ведомства императрицы Марии и первоначального взноса 2000 рублей на ремонт и различные нужды.
Захаржевский также отметил, что дом, отведенный под пансион, подходит для гимназии, но требуется заплатить содержательнице девичьего пансиона В.О. Юнг 1800 рублей, которые та уплатила прошлой содержательнице взамен на пользование помещением и некоторыми учебными принадлежностями, после чего все учебные вещи и мебель перейдут гимназии.
Ученицы должны были платить по 40 р. в год, при этом 4 места из 90 оставались бесплатными – бюджетными. Эти места, как правило, занимали дети учителей или бедняков, за которых платил Попечительский совет.
Предложенный проект был рассмотрен Учебным комитетом, состоящим при IV отделении Собственной е. и. в. канцелярии, затем передан на окончательное заключение в Главный совет женских заведений Ведомства учреждений императрицы Марии.
17 сентября того же года Главный совет рассмотрел дело и пришел к выводу о необходимости женской гимназии в Царском Селе.
На издержки же гимназии, помимо платы за обучение, предполагаемой в том размере, в каком положено в Санкт-Петербургских гимназиях, средств не хватало. К сожалению, этот сбор был недостаточен и не покрывал всех расходов, а только половину, исчисляемых на годовое содержании гимназии. Яков Васильевич, будучи человеком усердным, не прекращал хлопотать, как главноуправляющий Царским Селом, о пособии в 3000 р. из сумм Ведомства. Хочется заметить, что Ведомство на тот момент уже содержало шесть санкт-петербургских и еще столько же гимназий в губерниях , и собиралось открыть учебные заведения еще в четырех городах. Отсюда постановление об отпущении просимой суммы только до того времени, пока «собственные доходы гимназии не окажутся достаточными» .
Кроме того, Главный совет счел возможным утвердить ходатайство Захаржевского о жалованьях начальника и двух надзирательниц, учителей за годовой час, так как просимая плата была такой же как в санкт-петербургских и губернских гимназиях. Вносимая сумма за обучение соответствовала Санкт-Петербургской.
В итоге, Главный совет просил высочайшего их императорского величества разрешения открыть трехклассною женскую гимназию в Царском Селе, опираясь на устав от 9 января 1862 года, с наименованием той «Мариинской». Учениц должно было быть 90 и более, если на то будет позволять помещение и будут желающие. Попечителем гимназии становился Захаржевский, как главноуправляющий Царским Селом и главный местный начальник. Ведомство императрицы Марии обязалось ежегодно выделять по 3000 р., пока собственных средств жителей на ее содержание не будет достаточно, а также отпустить 2000 р. на приобретение мебели и учебных предметов.
21 октября 1864 года положение Главного совета женских учебных заведений было удостоено высочайшего утверждения ее императорского величества, а 31 октября – его императорским величеством.
4 декабря Яков Васильевич докладывал Принцу Ольденбургскому, что открытие гимназии планируется лишь на начало 1865 года из-за производимого ремонта в отведенном доме, а также о предполагаемом назначении начальником Царскосельской Мариинской гимназии начальника Санкт-Петербургских женских гимназий статского советника Н.А. Вышнеградского, надзирательницею – Ю.И. Касторскую, почетными блюстителями – губернского секретаря Уконина , купца 1-й гильдии Втошкина и купца Домашева (каждый из них внес в 1865 году по 800 р., в последующие по 300 р.).
Александр II утвердил прошение Захаржевского на назначение выше описанных лиц в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию в январе 1865 года.
Открытие и освещение гимназии произошло 7 февраля 1865 года. Император присутствовал на открытии, «привезя с собой благословение императрицы: образ Божьей Матери в золотой резьбе в киоте орехового дерева, с надписью на вызолоченной доске: «образ сей пожалован государыней императрицей Марией Александровной в день открытия сего учебного заведения 7-го февраля 1865 года» .
С Александром II открытие посетили управляющий делами IV отделения Н.И. Свечин, начальник гимназии Н.А. Вышнеградский. К молебствию прибыли помощник главноуправляющего Дворцовыми правлениями и Царским Селом генерал-адъютант Г.Ф. Гогель, начальница Училища девиц духовного звания Н.П. фон Шульц, надзирательница Ю.И. Касторская и весь преподавательский состав, а вдобавок родители с дочерьми, будущими ученицами. Главноуправляющий Дворцовыми правлениями и Царским Селом, первый попечитель гимназии, генерал от артиллерии Я.В. Захаржевский на открытии не присутствовал по болезни, вследствие которой позже скончался. После его смерти первым попечителем стал Г.Ф. Гогель.
Когда открылась гимназия, начавшая свою работу 15 февраля, имелось 36 учениц. К июню число учениц выросло до 63. Ни у кого не оставалось сомнений, что количество девиц будет возрастать – теперь появилась возможность обучения девочек в пределах родного города и родителям не придется с ними расставаться. К тому же, жители из Павловска начали отправлять своих дочерей в Царскосельскую Мариинскую женскую гимназию и процент учениц значительно вырос. Отсюда образовалась новая проблема – дом, служивший когда-то для девичьего пансиона и переданный под помещение гимназии, оказался маловместительным. Генералу-адъютанту Гогелю, как главному попечителю и начальнику города, пришлось хлопотать о предоставлении здания упраздненной после смерти Захаржевского канцелярии бывшего главноуправляющего Дворцовыми правлениями под помещение Царскосельской Мариинской женской гимназии перед министром императорского двора. В августе 1865 года разрешение было получено.
Так как здание бывшей канцелярии было построено не для учебного заведения, хоть оно и было просторным, но требовался ремонт, а также гимназия нуждалась в новой мебели, IV отделение выделило дополнительно 5000 р. , но в 1867 и 1868 годах образовались финансовые передержки, «происходившие от усиленного ремонта мебели и учебных пособий в 346 р. и 727 р» .
Новое помещение было готово к масленице 1866 года, а 7-го февраля в нем совершили молебствие, на котором присутствовал его императорское высочество принц П.Г. Ольденбургский.
По истечению нескольких лет стало ясно, что система двухгодичных курсов не справляется с учебно-воспитательной деятельностью гимназии. Из-за подобной структуры преподаватели не могли оставлять девочек на второй год, если те не справлялись с программой, так как тогда ученицы вынуждены были бы проучиться в одном классе не два, а четыре года. В придачу к этому выяснялось, что знания и развитие поступающих учениц не соответствуют требованиям, выдвигаемым для приема в гимназию.
Число же поступающих девочек могло увеличиться в разы, если бы число классов и механизм обучения не отличался бы от критериев санкт-петербургских гимназий.
В январе 1872 года начальник гимназии И.Т. Осинин обратился с докладом к попечителю гимназии, где просил того ходатайствовать перед главноуправляющим IV отделением о преобразовании трехклассной гимназии в семиклассную и об ассигновании из средств Ведомства учреждений императрицы Марии на будущие преобразования.
Осинин, осознавая крупный размер искомой суммы и что Ведомство, скорее всего, откажет в просьбе, предлагал Гогелю изыскать средства путем благотворительности. Царскосельская гимназия нуждалась в преобразовании, а значит, и в расширении заведения. Гогель решил создать денежный фонд и привлечь горожан к содействию. Благодаря участию блюстителя Царскосельской женской гимназии Ф.Ф. Жуковского-Волынского взносы потекли как из рога изобилия: в январе 1873 года основной фонд составлял 1700 р., а в июне 1874 года – 18080 р., 92 к. , помимо прочего, трое обязывались вносить ежегодно по 300 р . Например, потомственный почетный гражданин 1-й гильдии купец А. С. Губкин пожертвовал 15000 р. Вследствие всех этих пожертвований стало реальным осуществить переход гимназии из трехклассной в семиклассную.
В ходе обсуждения Комитетом, состоящим под председательством попечителя гимназии из начальника гимназии, двоих почетных блюстителей, главной надзирательницы и одного преподавателя, были рассмотрены чертежи для помещений семи классов и направлены на утверждение строительной конторы Министерства императорского двора. 11 июня 1874 года смета и чертежи были утверждены.
Гогель подал прошение в июле 1874 года главноуправляющему IV отделением, в котором описал недостатки двухгодичной системы курсов и отмечал целесообразность преобразования гимназии в семиклассную, не забыв упомянуть про смету и чертежи. В свою очередь, в июле того же года Санкт-Петербургское присутствие Опекунского совета, рассмотрев дело, пришло к выводу о необходимости подобных мер и направило прошение императрице.
Высочайшее соизволение было получено 3 августа 1874 года и передано через главноуправляющего IV отделением статс-секретаря Н. Шторха.
В целях экономии средств, а также своевременного исполнения ремонтных работ генерал-адъютант Гогель решил учредить под своим председательством строительную комиссию. В нее вошли: начальник гимназии И.Т. Осинин, главная надзирательница Ю.И. Касторская, почетные блюстители Ф.Ф. Жуковский-Волынский и коллежский асессор А.С. Уконин, архитектор А.О. Видов и преподаватель на правах казначея С.Е. Алексеев.
Большую помощь оказал санкт-петербургский купец М. Митрофанов, ставший впоследствии почетным блюстителем гимназии, который «безвозмездно исполнил столярную работу на сумму 3000 р.» . Ремонтные работы не превысили смету и были закончены в срок.
Преобразование Царскосельской Мариинской женской гимназии из трехклассной в семиклассную произошло в 1874 – 1875 учебном году. Здание гимназии в том виде, в котором оно просуществовало до 1908 года, было готово к 6 сентября 1875 года. В 1908 году к двухэтажной гимназии был надстроен третий этаж.
1.2. Руководящий и преподавательский составы Царскосельской Мариинской женской гимназии
К моменту открытия Царскосельской Мариинской женской гимназии действовал Устав училищ для приходящих девиц Ведомства учреждений императрицы Марии, утвержденный от 9 января 1862 г. Главное управление гимназии вверялось попечителю. Помимо этого, помощником попечителя назначался инспектор классов, а также при гимназии состояли главная надзирательница, классные надзирательницы, наставники (§ 5 Устава). Кроме того, дополнительное руководство исходило со стороны Педагогической конференции. Главноуправляющий мог выбирать почетных блюстителей для содействия благосостоянию гимназии из числа лиц, готовых жертвовать определенную сумму в пользу женской гимназии.
Начальнику гимназии принадлежала руководящая роль, на нем лежала ответственность за правильное и целесообразное ведение учебно-воспитательного процесса, а также все делопроизводство гимназии по административно-распределительной и хозяйственной части. На плечи начальника гимназии ложилась ответственность за выбор наставников и учительниц. Если же нужно было уволить кого-то из преподавательского состава, то тогда начальник подавал представление попечителю с подробным изложением причин (§ 8 Устава). Несмотря на это, начальник гимназии не имел абсолютной власти – некоторые дела требовали непосредственного разрешения попечителя, а также начальник гимназии был обязан еженедельно доставлять попечителю сведения о пропущенных уроках ученицами с объяснительными от тех записками.
Ближайшими помощниками начальника были главная надзирательница и инспектор классов. Главная надзирательницы выбиралась попечителем, императрица должна была утвердить кандидатуру в должности. Инспектор являлся правой рукой во всем, что касалось учебного дела. Главная надзирательница следила же за состоянием здоровья гимназисток, их нравственностью и пристойностью (§ 10 Устава).
Как выше говорилось, инспектор следил за учебной частью, в нее входило следующее: правильное преподавание предметов, правильное ведение балловых журналов и бюллетеней, слежение за своевременным пополнением библиотеки и учебных предметов. К тому же, инспектор был ответственен за проведение переводных и выпускных испытаний (§ 10 Устава). Более того, он должен был иметь контакт с родителями учениц в плане учебной деятельности. Весь преподавательский состав был обязан подчиняться указаниям инспектора. Вдобавок, инспектор должен был регулярно докладывать начальнику гимназии обо всех происшествиях.
Главная надзирательница в свою очередь была обязана следить за порядком и поведением гимназисток на занятиях, пресекать любое проявление дурных наклонностей у девочек. Притом, иметь связь с родителями или родственниками воспитанниц, дабы первых ставить в известность о поведении, опрятности и здоровье последних (§ 10 Устава).
Как уже упоминалось, первым, кто стал попечителем Царскосельской Мариинской женской гимназии был главноуправляющий Дворцовыми правлениями и городом Царским Селом, был генерал от артиллерии Я.В. Захаржевский с октября 1864 года по март 1865 года. Следующим попечителем был генерал от инфантерии, генерал-адъютант Г.Ф. Гогель с марта 1865 года по август 1877 год . Третьим попечителем был генерал-лейтенант, генерал-адъютант К.Г. Ребиндер с января 1877 года по декабрь 1883 год . Четвертым попечителем был статс-секретарь, д.т.с. К.К. Грот (1883 – 1884), пятым – т.с. И.Т. Осинин (1886 – 1887) , шестым – генерал-лейтенант А.Л. Гагемейстер (1887 – 1890) . Кто был попечителем в 1890 – 1896, неизвестно. С 1896 года по 1903 год попечителем являлся генерал-лейтенант Зыбин. Заметим, что Т.И. Пашкова о Зыбине не пишет .
Первым почетным блюстителем Царскосельской Мариинской женской гимназии был тайный советник Ф.Ф. Жуковский-Волынский с января 1865 года по ноябрь 1879 год . Так как благодаря стараниям Жуковского-Волынского было написано прошение к главноуправляющим дворцовыми правлениями и городом Царским Селом Захаржевскому об основании женкой гимназии, то тот был освобожден от ежегодного взноса в пользу гимназии и состоял помощником попечителя гимназии по заведыванию хозяйственной частью.
Имеются сведения о еще нескольких почетных блюстителях. Например:
1. Надворный советник А.С. Уконин с января 1865 года по февраль 1878 года, сумма пожертвования в год – 4400 р.
2. Царскосельский купец И.И. Домашев – 1865 год, сумма пожертвования в год – 800 р.
3. Санкт-Петербургский купец И.М. Гордеев с ноября 1872 года по октябрь 1875 года, сумма пожертвования в год – 900 р.
4. Санкт-Петербургский купец С.Л. Дорохов с ноябрь 1872 года по апрель 1877 года, сумма пожертвования в год – 1500 р. Получил в 1876 году за «благотворительное усердие в пользу гимназии» серебряную медаль на Степановской ленте.
5. Отставной хорунжий донского казачьего войска Н.П. Карпов с января 1872 года по июнь 1876 года, сумма пожертвования в год – 900 р.
6. Потомственный почетный гражданин кунгурский 1 гильдии купец А.С. Губкин – с мая 1874 года по апрель 1877 года, сумма пожертвования в год – 17000 р.
7. Коллежский регистратор П.П. Назимов – с сентября 1874 года по май 1876 года, сумма пожертвования в год – 500 р.
8. Санкт-Петербургский купец М.А. Митрофанов с марта 1875 года, выполнил работу на 3000 р. Получил в 1876 году за «особые труды» золотую медаль на Степановской ленте.
9. Санкт-Петербургский купец Р.И. Эйхольц с июня 1874 года по март 1880 года, сумма пожертвования в год – 1200 р .
Царскосельская Мариинская женская гимназия находилась в ведении IV отделения Собственной е. и. в. канцелярии, главноуправляющим которого был принц П.Г. Ольденбургский. Петр Георгиевич прилагал много усилий для процветания женских учебных заведений, в том числе и Царскосельской Мариинской гимназии. Не раз принц Ольденбургский приезжал в гимназию , желая воочию увидеть учебный процесс.
Первым начальником гимназии был ст. советник Н.А. Вышнеградский с января 1865 года по май 1867 год . Сменил его на посту тайный советник И.Т. Осинин с мая 1867 года по декабрь 1885 год . Заметим, что сведений о последующих начальниках гимназии не приводит Т.И. Пашкова . Следующим же начальником был К.К. Арнгейм с 1885 по 1888 годы, затем – временный помощник начальника А.Н. Бетхер в 1888 году, в 1896 году – З.Б. Вулих, а через год – П.И. Степанов . О тех, кто в дальнейшем занимал должность начальника гимназии, дел найдено не было.
Главной надзирательницей с открытия гимназии и до 1876 года являлась Ю.И. Касторская . Не раз встречались дела о награждении Ведомством Юлии Ивановны за добросовестную службу в размере 150 р. – например, за 1867 год , за 1868 год , за 1869 год . Следующей главной надзирательный была Е.Х. Грау с 1876 года по 1886 год , потом А.М. Пильц в 1886 – 1890 годы , гр. А.В. Литке с 1898 года по 1901 год, В. В. Азбелева в 1903 году, С.А. Демидова с 1905 по 1913 год, Е.К. Берг с 1914 – 1917 годы .
Отметим, что к 1917 году появляются сведения о работе родительского комитета , о его собраниях раз в месяц в присутствии главной надзирательницы и о выборах председателя из числа родителей девочек . Те документы, которые были обнаружены, показывают, что членами родительского комитета являлись в основном мужчины .
Заметим, что преподавательский состав гимназии отличался опытными и грамотными служащими. Преподавателями могли стать только лица, закончившие университет и имеющие аттестат об окончании, как говорится в положении Опекунского совета, утвержденного в 1900 году . Примечательно, что в 1905 году на должность учителя танцев была взята М. Нестеренко – в прошлом артистка балетной труппы . За свою службу в гимназии неоднократно удостаивалась награждений в виде денежных средств, а также получила в 1905 году знак отличия за службу , в 1910 году – второй знак отличия за беспорочную службу .
В отличие от Коломенской женской гимназии, в которой наблюдалась большая текучка персонала , сотрудники Царскосельской Мариинской гимназии отличались постоянством. Например, преподавательница рукоделия М.И. Прейс проработала с 1865 – 1887 гг., преподавательница танцев Н.И. Блокопытова с 1866 – 1888 гг., преподаватель рисования А.В. Захаров с 1865 –1888 гг. Та же М. Нестеренко, проработав одиннадцать лет, была уволена в 1916 году по состоянию здоровья. И таких примеров множество.
Что же касается заработной платы, то те же классные надзирательницы на 1868 год получали в среднем 75 р. Преподаватели за годовой час получали по 60 р., некоторые – по 50 р. или 40 р., все зависело от количества часов. В 1881 году преподаватели в среднем получали 50 – 70 р. В 1889 году преподаватели уже имели жалованье в размере 70 р. за годовой час . В 1868 году вышло постановление о прибавках к жалованью на протяжении первых 25 лет службы .
Нельзя забывать, что Ведомство регулярно поощряло за усердную работу и труды как преподавателей, так и руководящий состав гимназии денежными вознаграждениями, пособиями или медалями. Так, в 1867 году классная надзирательница получила награду в размере 100 р. В 1876 году Ведомство выделило на все Санкт-Петербургские и Царскосельскую женские гимназии 6500 р. для награждения и выдаче пособий служащим гимназий, в дальнейшем сумма будет только возрастать. Классная надзирательница Шпренгерт за примерную службу тогда получила награждение в виде 300 р. , а двое учителей Дюкро и Андреянов по 100 р. каждый. В 1874 году Дюкро также был удостоен награды в размере 75 р., а в 1878 году ему выдали до 150 р . В том же 1876 году преподавателя математики С. Алексеева наградили орденским знаком Св. Анны второй степени , а учителя естествоведения К. Лукашевича – Св. Станиславом третьей степени .
Помимо этого, учителям ежегодно выдавали премии от 75 р. до 100 р. В общей сложности, Ведомство в 1877 году выделило на все Санкт-Петербургские и Царскосельскую женские гимназии 9475 р. В этот же год главная надзирательница Грау получила 150 р., одна классная надзирательница – 75 р., три учительницы также по 75 р., одна – 50 р., пятерым учителям – по 75 р.
В 1878 году Ведомство уже выделило на награды и пособия 12425 р . Одна классная надзирательница получила 100 р., двое учителей по 150 р., еще двое – по 100 р. Тогда же был награжден преподаватель русского языка и словесности В. Мухин орденским знаком Св. Анны второй степени . На следующий год все та же главная надзирательница Грау за усердную службу была удостоена награды в 200 р., учителя получили в среднем по 100 р. Всего на Царскосельскую Мариинскую женскую гимназии за тот год было потрачено 1115 р.
Помимо прочего, Ведомство шло навстречу преподавателям, когда те просили о пособиях для своих детей. Интересен случай, произошедший в 1877 году с классной надзирательницей, которая обратилась к Т. И. Осинину , будущему попечителю Царскосельской Мариинской женской гимназии, с просьбой выделить пособие на воспитание сына. Впоследствии было выделено 150 р. на обучение мальчика в Царскосельской Николаевской гимназии.
Надо сказать, что к 1917 году ежемесячное дополнительное содержание получали служащие с многодетными семьями, а также чьи семьи находились в крайне затруднительном финансовом положении .
Но в марте 1918 года было обнародовано постановление Народного комиссариата по просвещению, в котором объявлялась, что все учебные заведения переходят под его непосредственный контроль . Вводилось совместное обучение. В октябре 1918 года вышло еще одно постановление, по которому все учебные заведения, кроме высших, должны были носить название «Единой Трудовой Школы» . Царскосельская Мариинская женская гимназия была преобразована во II Детскосельскую советскую трудовую школу.
1.3. Учащиеся Царскосельской Мариинской женской гимназии
В год открытия, 1865, в гимназии насчитывалось 36 учениц, но к июню их число увеличилось до 63. В 1870 году учащихся насчитывалось 86 . Интересно, что скамеек в классах в тот год имелось всего 37 – места на всех не хватало. В связи с чем, почетный блюститель и член Хозяйственного комитета Уконин обратился с ходатайством в Канцелярию IV отделения о выдаче дополнительных 84 р. на закупку шести скамеек . Деньги были ассигнованы из сумм Ведомства .
Нельзя говорить о какой-то устойчивости поступающих: к 1871 году воспитанниц было 138. Когда же гимназия из трехклассной преобразовалась в семиклассную, 1874 год, девочек обучалось 154, число воспитанниц увеличивалось и достигло в 1877 году 217, прирост держался до 1880 года (в дальнейшем начнется спад). К тому времени, плата за обучение возросла с 40 р. до 60 р. в год. Однако, это не помешало родителям отправить девочек получать образование. Но с 1882 года стала наблюдаться тенденция снижения, по всей видимости, из-за повышающейся платы – 184 обучающихся, в следующем году – 182, 1883 год – 170, в 1885 году – 165 и дальше число воспитанниц только уменьшалось вплоть до 1900 года – тогда число обучающихся девочек впервые за долгое время превысило 190 . 1908 год увенчался 206 гимназистками , а следующий год ознаменовался 226 воспитанницами (за все существование данного заведения только в 1909-1910 учебный год под его сводами пребывало максимальное число девочек когда-либо обучавшихся в Царскосельской Мариинской гимназии).
Преобразуя Царскосельскую Мариинскую гимназию в семиклассную, Попечительский совет был уверен, что число учениц с каждым годом будет только возрастать и материальная поддержка Ведомства по учреждениям императрицы Марии не понадобится, но на деле все вышло иначе. Субсидии возрастали – в 1879 году достигли колоссальных размеров – 13407 р. , а число учениц уменьшалось, поэтому в 1883 году правительство предложило преобразовать гимназию в Мариинское училище. Однако, Опекунский совет посчитал невозможным подобную реформу, ибо это граничило с закрытием Царскосельской Мариинской гимназии, будучи единственной женской гимназией в городе.
Вместе с тем Опекунский совет направил предложение Учебному комитету преобразовать гимназию обратно в трехклассную или четырехклассную с двухгодичными курсами. На это Комитет заключил, что, выбирая между трехклассной гимназией и Мариинским училищем, предпочитает первое. В конечном счете, делу не был дан ход.
Лишь в 1888 году, когда девиц насчитывалось всего 148 , а средства на содержание гимназии снова выросли – 10188 р. , опять был поднят вопрос о ее преобразовании и сокращении расходов Ведомства. На тот момент попечителем Санкт-Петербургских и Царскосельской женских гимназий был генерал-лейтенант А.Л. Гагейместер, который при поддержке Опекунского совета сумел отстоять гимназию, апеллируя тем, что «преобразование в элементарное заведение какого бы то ни было типа не соответствовало бы потребностям местных жителей» .
Учебный комитет постановил, что если Ведомство окажется не в состоянии поддерживать гимназию материально в размере больше 3000 р., то тогда придется повысить плату за обучение.
В гимназию могли поступать девочки всех сословий , если же говорить о процентном соотношении учениц, то, безусловно, преобладали дети дворян и чиновников – 55,8 %, на втором месте дети почетных граждан и купцов – 16,3 %, на третьем – мещан и ремесленников – 13,4 %, на четвертом – иностранцев – 8,4 %, на пятом – священнослужителей – 4,9 %, на последнем – нижних чинов и крестьян – 1, 3 % . До 1918 года процент дворян увеличивался, чего нельзя сказать о детях нижних чинов или мещан.
Есть сведения, что среди воспитанниц, обучающихся до 1890 года , преобладал процент тех, кто был православной веры – 78,8 %, исповедовавших лютеранство – 14,8 %, католичество – 3 %, иудаизм – 3,4 % . Документов, свидетельствующих о притеснении гимназисток не православной веры или нежелании их принимать в учебное заведение, найдено не было.
За первые двадцать пять лет окончивших гимназию девиц насчитывалось 679. Из них каждый год, за исключением 1869 и 1878, одна воспитанница заканчивала с золотой медалью . Всего за 1865 – 1990 года 16 выпускниц с золотой медалью и 21 с серебряной. В 1869 году обучение завершили две девочки с серебряными медалями, несмотря на отсутствие золотой. Две серебряные медали получили также в 1875 году, 1884 и 1887 годах. За серебряную медаль девочкам выдавали 7 р. 50 коп . Лучших учениц представляли лично императрице в Аничковым дворце, с 1890 года торжество происходило в Гатчинском дворце.
На начальном этапе обучение обходилось в год в размере 40 рублей. Плата вносилась инспектору классов за полгода вперед – в августе и январе. Ученицу, чьи родители не заплатили, исключали. Родители получали обратно деньги только в двух случаях – вследствие смерти дочери, либо исключения той из гимназии по приказу начальника.
В 1878 году плата выросла до 60 р., правда, девочки, которые на тот момент уже числились ученицами гимназии, платили те же 40 р., чего нельзя было сказать о новеньких. С июня 1881 года взнос увеличился еще на 5 р – и того, 65 р., на этот раз ученицы, поступившие до 1878 – 1879 учебного года, обязывались платить 45 р., а поступившие в 1878 – 1879 учебном году должны были платить 65 р.
В январе 1883 года Александр III повелел увеличить плату еще на 6 р. и даже с тех, кто поступил до 1878 – 1879 учебного года, начиная со второго полугодия 1883 года. За 1889 год платящих учениц было 121, бюджетниц – четыре. В 1890 году – 132 воспитанницы платили за обучение, четыре учились бесплатно. В 1891 году – 147 платящих гимназисток, три – бесплатных .
В 1893 году предполагалось иметь 163 ученицы, из которых 158 гимназисток платили бы по 65 р. (и того – 10270 р.), две бесплатные, три на % от благотворительных капиталов (доплата за их обучение от родителей составляла 41 р. 47 коп.) . К 1915 году плата возросла до 80 р. в год. Бесплатное же обучение предоставлялось только детям, чьи родители служили в Царскосельской Мариинской женской гимназии.
Стипендий же имелось 16: две стипендии в память императора Александра II и императрицы Марии Александровны «для лучших учениц по определению Педагогического совета» . Например, в 1889 и 1891 годах обучались по стипендии две девочки , в 1894 году по стипендию получила еще одна такая воспитанница. Кроме того, были найдены архивные документы, подтверждающие, что в 1906 году благодаря ходатайству великой княгини Елизаветы Федоровны стипендия была предоставлена старшей дочери почтово-телеграфного чиновника Алексеева – ученицы V класса Царскосельской Мариинской женской гимназии.
Имелась одна стипендия в память его императорского высочества принца П.Г. Ольденбургского. По личному назначению его императорского высочества в 1896 году по стипендии обучалась девочка – София Глухина . Также одна стипендия имени Г.Ф. Гогеля , бывшего попечителя гимназии. В 1893 году по ней получала образование гимназистка, размер стипендии составлял 42 р., 40 коп., родители доплачивали 22 р., 60 коп . Помимо этого существовало также двенадцать стипендий Царскосельской городовой ратуши по 40 р. каждая.
Стоит упомянуть о пансионерках имени императора Александра II – с 1890 года по 1896 год по решению Общества купцов прошли обучение одиннадцать воспитанниц; каждая стипендия по 65 р. Бесплатно обучающихся с 1892 – 1895 года насчитывалось пять учениц .
В 1871 году поступило прошение об учреждении стипендии имени Юргенсона на 260 р . Ходатайство было рассмотрено Ведомством учреждений императрицы Марии и одобрено.
В марте 1912 года была учреждена стипендия в память П.А. Столыпина на сумму в 2000 р. Стипендия обеспечивалась капиталом, предоставленным священником церкви при благотворительных учреждениях М.А. Дрожкиной, В.М. Соколовым. Обеспечивающий стипендию капитал, заключающийся в билетах 3-го внутреннего 5 % займа на 2000 р. номинальных, хранился в кассе Собственной е. и. в. канцелярии по учреждениям императрицы Марии, будучи неприкосновенным. Проценты с этого капитала шли на взнос платы за обучение стипендиантки, если образовывался остаток, он шел на приобретение учебных вещей .
Разумеется, стипендий было меньше, чем девочек, нуждающихся в бесплатном образовании. По этой причине 12 октября 1890 года было одобрено и утверждено товарищем министром внутренних дел В.К. Плеве создание «Общества вспомоществования нуждающимся ученицам Царскосельской Мариинской женской гимназии». Общество состояло в ведении Министерства внутренних дел.
Целью данного общества являлось попечение о бедных воспитанницах . Из этого следовало, что Общество могло вносить за нуждающихся учениц необходимую сумму за обучение, приобретать для девочек книги и учебные принадлежности, а также одежду, белье, обувь и прочее (§ 2 Устава). Единственными условиями были: примерное поведение и успехи в учебе. Помимо прочего, тем девочкам, которые закончили обучение с успехом и хотели бы продолжать образование в других высших учебных заведениях, Общество могло выдавать единовременное пособие .
Состав Общества мог быть любым – в нем состояли люди разного возраста, пола, сословия и звания. В Обществе обязательно состояла главная надзирательница, одна из классных надзирательниц и два преподавателя; их избирали на один год Педагогическим Советом гимназии. Заметим, что в уставе за 1900 год говорится, что теперь избирались не на один, а на три года. Члены правления, председатель, товарищ председателя, казначей и делопроизводитель избирались из преподавателей.
Ежегодный взнос членов Общества приравнивался к 3 р., которые обязаны были внести с августа по сентябрь, то есть, в первые месяцы нового учебного года. Участники Общества, не внесшие денег, исключались. Если же вносили 25 р. и более, то такие лица считались постоянными членами Общества и уже не вносили ежегодных взносов. По уставу 1900 года вносилось 75 р. , дабы стать постоянным членом Общества. Почетными членами становились те, кто каким-либо способом помогал Обществу. Правда, этот человек был вынужден баллотироваться в Общем Собрании и иметь не менее 2/3 голосов.
Денежные средства вносились казначеем Правления в сберегательную кассу Государственного банка при Царскосельском уездном казначействе. Необходимую сумму выдавали только по заявлению Педагогического Совета, одного из членов Общества или же ученицы, намеревающейся получить пособие .
Само Правление собиралась как минимум раз в месяц, решения принимались большинством голосов, голос председателя был решающим. Все постановления скреплялись особой печатью с надписью «Общество вспомоществования бедным ученицам Царскосельской Мариинской женской гимназии» . На собрании помимо организационных вопросов обсуждались следующие: нужды учениц, обратившихся за помощью; оказание девочкам материальной помощи; увеличение средств Общества.
Годовые же отчеты о деятельности и суммах Общества предоставлялись попечителем Санкт-Петербургских и Царскосельской женских гимназий в Собственную е. и. в. канцелярию по учреждениям императрицы Марии, а также в Министерство внутренних дел .
Если говорить о самих расходах Общества, то приведем в пример несколько отчетов с 1900 года (отчеты ранних лет обнаружены не были). За 1900 год на обучение учениц было потрачено 635 р. – за двенадцать гимназисток была внесена плата за два полугодия, еще за восемь – только за первое. В следующем году Общество заплатило за обучение восьми девушек в размере 487 р. 50 коп. Отметим, что фамилии этих же гимназисток (Жаворонкова, Дыко, Миролюбова, Козерская, Алексеева) встречаются в отчете за прошлый год. В 1904 году Общество потратило на уплату за воспитанниц 935 р. В отчете снова проскальзывают знакомые фамилии гимназисток, что говорит о том, что некоторые девочки из года в год обучались бесплатно. В следующем году в отчете Общества говорится о 890 потраченных р. – в первой половине года было заплачено за одиннадцать учениц, во второй – за десять. Кроме того, за четырёх учениц была внесена добавочная плата к стипендии. В 1907 году было израсходовано 1314 р. , а в 1908 году – 1280 р. 63 коп. В 1909 году было потрачено 1129 р. 13 коп. – за двенадцать учениц Общество заплатило за годовое обучение, за тринадцатую только во втором полугодии, также была внесена половина суммы к стипендиям трех учениц и было выделено пособие одной ученице на горячие завтраки, за которую, к тому же, Общество за год внесло плату.
Заключение
Подводя итог, нужно отметить, что ежегодно в Царскосельской Мариинской женской гимназии воспитанницы переводились на стипендиальное обеспечение за успехи в учебе и образцовое поведение. Попечительский совет и Общество вспомоществования делали все возможное, дабы обучение девочек не заканчивалось раньше времени из-за возникших материальных затруднений в семье. На примере нескольких отчетов видно, что за некоторых воспитанниц регулярно, из года в год, Общество вносило плату – за успехи в учебе и хорошее поведение девочки учились бесплатно.
Таким образом, несмотря на огромные траты и трудности с открытием женской гимназии в Царском Селе, царское правительство неустанно помогало в распространении повсеместно женского образования, идя навстречу подобного рода ходатайствам, с которым обратился Я.В. Захаржевский в 1864 году.
В этом плане Ведомство императрицы Марии являлось связующим звеном – оно снабжало средствами гимназии, а в случае непредвиденных расходов со стороны учебных заведений IV отделение выдавало банковский чек на нужную сумму. Помимо этого, Ведомство регулярно поощряло материально за добросовестную работу надзирательниц, преподавателей и учительниц.
При небольшой заработной плате преподавателей Ведомство всячески их поощряло за усердное и добросовестное исполнение обязанностей: систематическая выдача денежных наград и пособий то подтверждает. За более видные заслуги Ведомство награждало медалями, а также выделяло дополнительные пособия для нуждающихся детей преподавательского состава и разрешало тем учиться на бесплатной основе.
Благодаря выстроенной системе и слаженной работе главноуправляющего Ведомством учреждений императрицы Марии, начальника петербургских и царскосельской женских гимназий, инспектора классов и главной надзирательницы, а также педагогической конференции Царскосельская Мариинская женская гимназия и учебный процесс в ней прогрессировали. За 53 года работы гимназии известно 6 ее начальников и 7 главных надзирательниц. Начальник гимназии в среднем занимал должность 5–10 лет, главная же надзирательница 5–7 лет. Благодаря компетентному руководящему составу деятельность данного учебного заведения не стояла на месте.
Если говорить о самом преподавательском составе Царскосельской Мариинской женской гимназии, то нехватки в грамотных и опытных преподавателях не наблюдалось. Среди служащих встречались учителя-иностранцы, а также те, кто раньше работал в балетной труппе или театре, а в гимназии вел танцы или пение.
Обращаясь к составу учащихся, стоит сказать, что каждый год количество гимназисток увеличивалось, достигнув в начале XX века 200 учениц в год. Правда, большинство воспитанниц принадлежали к дворянскому сословию. Это связано с тем, что не каждая семья могла позволить подобную плату за обучение – 40 р. в год в 1865 году и к 1917 году – 80 р. Далеко не все семьи имели шанс отдать девочек в гимназию. Отсюда большое количество дворянских дочерей-воспитанниц и небольшой процент из других сословий, менее обеспеченных. Поэтому помимо стипендий было создано Общество вспомоществования нуждающимся ученицам при Царскосельской Мариинской женской гимназии для девочек из малообеспеченных семей.
Как видно, именно материальный вопрос являлся первостепенным в поступлении девочек в гимназию и получении ими среднего женского образования.
Список использованной литературы
Монографии
1. Алексеев С.Е. Исторический очерк Царскосельской Мариинской женской гимназии за 1865 – 1890 гг. / С.Е. Алексеев. – СПб.: тип. В. Демакова, 1890. – 53 с.
2. Ганелин Ш.И. Очерки по истории среднего образования в России во второй половине XIX в. Гимназия и учебный процесс в ней / Ш.И. Ганелин // Ученые записки Ленинградского государственного педагогического института им. А.И. Герцена. Л., 1947. Т. 1. – 252 с.
3. Рыбников Н.А. Идеалы гимназисток: Очерк по психологии юности / Н.А. Рыбников; Б-ка Педагог. Музея Учител. Дома в Москве. – М.: Практич. Знания, [1916]. – 50 с.
4. Скворцов И.В. Прошлое и настоящее С.-Петербургских женских гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии 1858 – 1908 / И.В. Скворцов. – СПб.; тип. Андерсона и Лойцянского, 1908. – 38 с.
Диссертации
1. Деревнина Е.А. «Коломенская женская гимназия Ведомства учреждений Императрицы Марии: основание, состав, деятельность (1858 – 1918 гг.): Дис. ... к. ист. н. / Е.А. Деревнина. – СПб., 2017. – 199 с.
Авторефераты диссертаций
1. Пятина Ю.С. Учебные заведения Царского Села в пореформенный период: 1864 – февраль 1917 г.: Автореф. дис. ... к. ист. н. / Ю.С. Пятина. – СПб., 2011. – 36 с.
Справочные издания
1. Пашкова Т.И. Гимназии и реальные училища дореволюционного Петербурга. 1805 – 1917 гг.: Исторический справочник / Т.И. Пашкова. – СПб.: Серебряный век, 2015. – 340 с.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»