Фенин К.В.

Введение

В истории нашей страны множество героических  и славных побед. В разные периоды нашей стране приходилось сражаться за свое выживание, сохранение государственности или бороться за национальное развитие. Однако, есть в нашей истории и множество малозаметных, спрятанных в темный угол побед и свершений, которые в разные периоды по причине идеологических воззрений оказались неуместными или противоречивыми, ушли из поля широкого общественного зрения. Причин этому много, к сожалению, политическая конъюнктура в современном мире часто становится причиной переписывания, исправления истории, что подтверждают, к сожалению, последние события, связанные с пересмотром победной роли СССР во Второй Мировой  войне в ряде государств Европы. На этом фоне, я убежден, что мы должны обратить внимание на малозначительные на первый взгляд события нашей истории, пересмотреть свое отношение к ним.

Одни из  таких событий, без сомнения славных и великих является русско-турецкая война 1828-1829 годов. Мы знаем, что русско-османские конфликты сопровождали весь восемнадцатый и девятнадцатый век, но эта война выделяется из плеяды конфликтов своей уникальной быстротой и последствиями, которые она имела для стран Балканского полуострова - наших единоверцев.

Эта война оказалась между знаменитой Отечественной войной 1812 года и печально известной Крымской войной 1853-1856 годов, как следствие - затерялась на полках  истории, словно старая книга. Интереса к этому победоносному для России конфликту у отечественных историков не было. Что в итоге привело к тому, что эта война оказалась незаслуженно забыта, и сейчас мало кто знает о ней.

В научной литературе эта тема поднимается лишь в контексте правления императора Николая Первого или в процессе изучения Восточного вопроса. Отсюда отсутствие широкой общественной осведомленности, слишком мало упоминаний в научных работах. Слишком часто ее загоняют в рамки русско-турецких войн, не уделяя должного внимания, ведь ее историческое значение конечно меркнет по сравнению с Крымской войной или войной 1877-1878 годов, фактически завершившей освобождение балканских народов.

Между тем эта русско-турецкая война оказала большое влияние на дальнейшее развитие событий на Балканах, ускорила освобождение православных народов. Здесь проявился талант военачальников и времен Наполеоновских войн и новых молодых генералов.

Непосредственной причиной конфликта стало греческое восстание 1821 года. К шестнадцатому веку Османская империя покорила все балканские государства: Византию (взяв Константинополь в 1453), Болгарию, Сербию (после битвы на Косовом поле), Грецию, Албанию. Независимой осталась лишь горная Черногория, Валахия и Молдавия стали вассалами. Около четырех сотен лет эти народы находились под иноземным игом. Постоянно вспыхивали восстания, которые жестоко подавлялись. Тем не менее, эти народы сохранили свою идентичность и веру, в девятнадцатом веке активизировали свою борьбу. 

Весной 1821 года вспыхнуло восстание в Греции, прекрасно подготовленное  офицерами-греками из российской армии и общинами греков в других странах. Поддержку восстанию оказали многие добровольцы из европейских стран, в их числе был знаменитый поэт Байрон. В 1827 году великие державы поддержали независимость Греции, заключив Петербургское соглашение. Соединенные флоты России, Франции и Англии уничтожили турецкий флот в Наваринской бухте.

В самой России в 1825 году императором стал Николай Первый, отгремело восстание декабристов, защита православных на Балканах стала одним из приоритетов нового правителя.  В свою очередь, в Османской империи султан Махмуд Второй решил сыграть на религиозных чувствах своих подданных и предпринял ряд шагов, направленных против нашей страны. В такой ситуации Николай был вынужден 26 апреля 1828 года объявить войну Порте.

Россия была на пике своего могущества, обладая армией, недавно разбившей Наполеона и победоносным флотом.  Турция была существенно слабее и экономическом и в военном плане, однако, обладала численным перевесом и рассчитывала на поддержку западных держав. Она имела все основания для этого, о чем свидетельствует мнение российского посла в Лондоне X. А. Ливена, который сообщал министру иностранных дел К.В. Нессельроде, что Великобритания, движимая как собственным честолюбием, так и коварными интригами Австрии, может в любой момент занять враждебную России позицию, если только для этого представится удобный случай.

Кампания 1828 года

 Турецкая армия насчитывала 200 тысяч солдат против наших  130 тысяч, что давало турецкой стороне все шансы на успешный исход войны. Однако, в Закавказье русский корпус под командованием генерала И.Ф. Паскевича, несмотря на двукратный численный перевес противника, овладел хорошо укрепленной крепостью Карс и продвинулся вглубь территории врага, захватив город Эрзерум. Это была героическая победа русского оружия, свидетельство полководческого мастерства и воинского искусства. Сказывалась боевая выучка русских воинов, слабость турецкой армии. Как указывает историк Выскочков Л.В., после подавления янычарского восстания 1826 года, султану не удалось создать сильную регулярную армию.

Сложнее было на Балканском театре военных действий. Дело осложнялось наличием широкой реки Дунай и скопления крепостей, которые защищали переправы через нее. Русская армия неудачно осаждала крепость Шумла, однако в ноябре смогла овладеть крепостью Варна, сильнейшей на побережье, отмечал Л.В. Выскочков. Император Николай лично участвовал в боевых действиях, подвергая свою жизнь опасности. Один из участников той компании, В.М. Еропкин в своих воспоминаниях писал: ««Музыканты вперед!» - звучным голосом скомандовал Государь, «к церемониальному маршу, по полувзводно, сомкнутой колонной, равнение направо, скорым шагом!» И сам Государь повел нас в покоренную Варну. Как теперь помню, играли марш из «Dame Blanche», который раздавался в улицах крепости, заваленной трупами людей и животных; христиане бросались на колени перед Государем и кричали нам: «братья, братья».[1] Это отличное свидетельство боевого духа русских солдат и радушного приема, который им оказало местное население.

Зимой противник постарался вернуть потерянные территории. В январе они попытались неожиданным ударом отбить Варну и зайти в тыл русским частям, но план был провален: российские солдаты смогли разбить зашедшие в тыл  турецкие отряды.

На море русская эскадра блокировала Босфор и Дарданеллы, вызвав панику в Стамбуле. Тем не менее, быстрая победа одержана не была. Предстояло еще взять дунайские крепости и пересечь Балканы, что стало основой планов на 1829 год. Тогда же сменился командующий: вместо пожилого и осторожного Петра Христиановича Витгенштейна им стал генерал и начальник штаба  И.И. Дибич, который принялся активно готовить армию к новой компании. Первоначально предстояло лишь овладеть крепостями близ Дуная, однако затем планы претерпели изменения: нужна была окончательная победа, и она была достигнута.

Ход войны в 1829 году

На этот раз  российская армия действовала быстро и неожиданно для противника.  Дибич блокировал Силистрию – важную крепость на реке Дунай. Турецкий визирь Решид-паша решил помешать ему, но в битве у деревни Кулевчи 30 мая 1829 года османские силы были разгромлены неожиданным маневром войск Дибича. Одновременно, на море произошёл случай, который навсегда остался героической страницей в истории  российского флота.

26 мая 1829 года два русских судна-конвоира: «Рафаил» и «Меркурий» оказались окружены турецким флотом. «Рафаил» сдался, но командир «Меркурия» Александр Иванович Казаровского решил оторваться от преследования. В неравном бою с двумя османскими фрегатами маленький бриг одержал победу и вынудил врага прекратить преследование, нанеся кораблям ощутимый урон. Все чины корабля были награждены императором, а сам бриг получил кормовой  Георгиевский флаг.  

Вскоре пала Силистрия и Дибич совершил переход через Балканы, захватив также ряд портов на черноморском побережье. Местное население относилось к русским войскам очень благосклонно, как к освободителям, что решило проблему с продовольствием. Тем временем Решид-паша не ожидал такого маневра, он снял все войска с балканских переходов, рассчитывая, что русские силы продолжат осаждать дунайские крепости. Осознав свою роковую ошибку, он постарался остановить продвижение нашей армии, но все попытки закончились неудачей. Вскоре в начале августа армия Дибича оказалась перед Адрианополем - второй столицей Османской империи. Российскую армию косили болезни, но моральный дух и скорость передвижения наших войск были ошеломляющими.  Комендант крепости был столь шокирован, что сдал город без сопротивления. Утром 8 августа Дибичу вынесли ключи от Адрианополя.

Император Николай писал Ивану Дибичу: «Любезный друг, с какой радостью я могу сказать вам: спасибо, Забалканский. Звание это принадлежит вам по праву, и я даровал его вам от всего сердца»[2]. До Стамбула оставалось двести верст и не единого вражеского заслона.

На Кавказе в это время османские войска пытались отбить захваченные крепости. Местные турецкие военачальники смогли собрать до 100 тысяч солдат, в то время как Паскевич имел лишь 18 тысяч при 70 орудиях.  Все лето шли бои за крепости Эрзерум и Баязет, русские солдаты сражались с врагом, который превосходил их числом во много раз. Однако вражеские полчища были рассеяны и армия Паскевича сохранила все завоевания.

Итоги и историческое значение конфликта

Османский султан Махмуд Второй запросил мира. Переговоры проходили в Адрианополе, однако, турецкие представители упрямились и отвергали требования победившей стороны. Потребовалась новая демонстрация сил: по приказу Дибича в конце августа российские войска двинулись на Константинополь, а один из отрядов достиг берега Мраморного моря. Возможность захвата столицы отрезвляюще подействовала на османского султана. 14 сентября 1829 года в султанском дворце Эски-Сарай был заключен Адрианопольский мирный договор. Условия его были умеренными, если брать в расчет тот факт, что императорские войска стояли у ворот Стамбула. Россия получила побережье Черного море, с крепостями Анапа и Сухум, а также небольшой, но стратегически важный клочок земли - дельту Дуная. Балканские народы тоже получили большие выгоды: Сербия стала автономным княжеством, Молдавия и Валахия также получили больше автономии. Наконец, Греция сначала получала автономию, а в феврале 1830 года стала независимой. На Кавказе признавались все приобретения России после отгремевшей русско-персидской войны, пожар которой, по иронии судьбы, именно Турция и разожгла. Оговорено было и обязательство Османской империи по выплате контрибуции - денежной компенсации  России. Особо важным было условие о свободном проходе для российских судов через проливы.

Эта война, на первый взгляд не имевшая особых исторических последствий для России, оказала огромное влияние на весь Восточный вопрос мировой политики. Османская империя была ослаблена до предела - ей угрожал ее вассал, правитель Египта Мухаммед Али. В 1833 году армии Али уже подошли к Стамбулу, и лишь вмешательство России, которая отправила корпус для защиты османской столицы, спасло Блистательную Порту. А в следующем 1834 году Российская и Османская империи заключили Ункяр-Искелесийский договор о военной взаимопомощи. Фактически Османская империя становилась протекторатом России, поскольку через проливы она обязалась пропускать только российские суда. «Никогда ни одни переговоры в Константинополе ни велись с большей тайной, ни окончены с большей быстротой» - говорил российский дипломат Ф.И. Брунов. Это был пик российского господства на Черном море и в проливах. Обеспокоенные великие державы вынудили Турцию подписать другое соглашение, когда истек срок действия  Ункяр-Искелесийского договора в 1841 году, закрыв проливы для военных судов всех стран. Клубок противоречий на Балканах так и не будет разрешен: впереди еще ряд конфликтов, которые лишь запутают конфликт еще больше. Даже сейчас этот регион остается взрывоопасным, а совсем недавно был ареной кровавых войн, проходивших на развалинах Югославии. Воистину как не вспомнить известное высказывание Бисмарка, который назвал Балканы пороховой бочкой Европы.

Итак, в результате русско-турецкой войны 1828-1829 года российские войска одержали блистательную победу. Ее след в Санкт-Петербурге и поныне украшает пересечение Московского и Лиговского проспектов - знаменитые Триумфальные ворота. Они были возведены в 1834-1838 году по проекту архитектора В.П. Стасова в честь побед русского оружие над Персией в 1827-1828, Османской империей в 1828-1829 и восставшей Польшей в 1830-1831 годах. И наш долг благодарных потомков - чтить и славить всех воинов, павших за свободу и интересы нашей страны во всех военных конфликтах. Необходимо помнить обо всех страницах нашей славной истории иначе, как говорил Василий Осипович Ключевский: «История ничему не учит, а только наказывает за незнание уроков».

Библиографический список                    

Выскочков Л.В. Император Николай Первый: человек и государь, СПб. 2001

Татищев С. С. Внешняя политика императора Николая Первого, СПб. 1877

Зеленев Е.И., Зеленева И.В. Восточный вопрос во внешней политике Николая Первого: геополитический аспект // Вестник Санкт-Петербургского университета 2005

Еропкин В.М. «Мои воспоминания о Турецкой кампании 1828»// Русский архив 1877. К.3

Военная энциклопедия: [ в 18т.] // под ред. В.Ф. Новицкого и др. СПб. 

 

[1] Еропкин В.М. «Мои воспоминания о Турецкой кампании 1828»// Русский архив 1877. К.3

[2] Выскочков Л.В. Император Николай Первый: человек и государь, СПб. 2001

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top