Зубова В.В. 

Введение

В свете современной внешнеполитической ситуации, когда на фоне развития украинского кризиса противостояние между Россией и Западом возрастает, особо важным становится диалог России и Китая. В совместном заявлении от 20 мая 2014 г. страны объявили о «новом этапе всеобъемлющего стратегического партнерского сотрудничества», что означает переход к новому качеству отношений.
Особое место в партнерстве двух стран занимает экономическое освоение Дальнего Востока и Сибири, которое пока сдерживается Российской Федерацией, но будет реализовываться, в том числе и через прибытие китайских трудовых мигрантов [19]. Предполагается активное взаимодействие представителей двух культур. Согласно теории защитной функции культуры активизируются механизмы стереотипизации, неприятия «чужих» традиций с одной стороны, и взаимопонимания и синтеза культур с другой стороны.
Изучение стереотипов и образов восприятия двух культур стали главной целью данной работы.
Задачи исследования:
- проанализировать каким образом складываются стереотипы;
- рассмотреть изменение взаимных стереотипов русских и китайцев на протяжение определенного времени;
- составить перечень стереотипов китайцев и русских друг о друге.
Научная значимость представленной работы состоит в изучении существующих стереотипов русских и китайцев друг о друге.
Практическая значимость определяется использование результатов в будущей профессии по организации перевозок на транспорте.
Источниковедческая база и осмысление теории стереотипов в монографиях достаточно обширны. Теоритические положения механизмов складывания стереотипов представлены работами У. Липпмана, А.К. Байбурина, А.А. Бодалева, В.А. Шкуратова. Основной труд по образу Китая в России - «Медведь наблюдает за драконом» под авторством А.В. Лукина.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-исторический, нарративный. 
Глава 1 Проблема «образа восприятия»

Исторически восприятие представителей русской и китайской культур стереотипизировано. Для определения этих стереотипов необходимо в первую очередь рассмотреть теоретические положения понятия «стереотип» и «образ восприятия» в изысканиях различных областей знаний.
Историки уже давно обратили внимание на то, что люди, живущие в разные времена и на различных территориях воспринимают друг друга не совсем адекватно. Это восприятие зачастую характеризуется наличием в сознании человека по отношению к народу, не принадлежащему к его культурному сообществу, и являющимся «чужим», неких образов и стереотипов. Н.М. Рогожин пишет, что «в истории при определенных условиях создаются устойчивые представления, стереотипы восприятия различными народами друг друга, даже если они не виделись» [3].
Необходимо заметить, что каждый человек является индивидом и его поведение вариативно и многообразно. Но вместе с тем справедливо и утверждение ученого – этнолога А.К. Байбурина о том, что «поведение человека в обществе типизировано, то есть оно подчиняется нормам, выработанным в обществе и поэтому с неизбежностью стандартно» [1].
Видение мира представлено у каждого общества по-разному. В.А. Шкуратов пишет, что «оно нигде не оформлено, оно содержится в общих установках к окружению и представлениях о нем, которые пронизывают жизнь современников независимо от их положения и сознательных воззрений» [21].
Это видение мира у всех народов отличается друг от друга. Именно поэтому возможно говорить о наличии у одного народа по отношению к другому специфического восприятия и понимания чужой культуры сквозь призму своей. Зачастую это восприятие характеризуется созданием неких образов и стереотипов. Причинами их создания американский ученый У. Липман считает, во-первых, экономию усилий, которая характерна для «повседневного человеческого мышления, так как людям не свойственно реагировать каждый раз по-новому на новые факты и явления», а легче «подводить их под уже имеющиеся категории». Во-вторых, создание образов служит «как защита групповых ценностей, являющиеся чисто социальной функцией. Стереотипы защищают национальные традиции, поэтому покушение на них часто воспринимается как посягательство на основы «нашего мироздания» [11].
На складывание того или иного образа восприятия влияет множество факторов, среди которых можно выделить территориальную близость, длительность наблюдений, степень информированности, разнообразные хозяйственные связи, торговлю, языковые обмены, заимствования культурных достижений и многие другие. Но более важным представляется зависимость стереотипов от степени различия в быте, нравах, мышлении представителей различных народов. Необходимо отметить что, чем больше похожие культуры народов, их политическая система и образ жизни, тем легче и точнее народы могут понять и исследовать друг друга. Ю.М. Лотман по этому поводу писал, что «передача информации внутри» «структуры без памяти» действительно гарантирует высокую степень эдентичности. Если мы представим себе передающего и принимающего с одинаковыми кодами полностью лишенными памяти, то понимание между ними будет идеальным» [12]. В противном случае начинают появляться образы и стереотипы, как оценка чужой культуры и защита своей, как описывает У.Липман.
Историки, изучавшие проблему наличия у народов по отношению друг к другу «образов восприятия», не ограничивались простым указанием их существования. Они пытались разобраться в самом механизме их появления. В связи с этим интересным представляется мнение Л.О. Портнова о значительной роли в формировании моделей восприятия представлений о вкусе. Он считает, что понятие вкуса «вступило на общественную арену именно в XVII веке и стало общественным феноменом первого ранга», наличие «хорошего вкуса» было провозглашено отныне решающим условием для характеристики «хорошего общества» [16]. Вкус выступает в роли основы всех оценок и новых понятий, при этом приговор вкуса обладает своеобразной непредрекаемостью, он притязвет на «всеобщую действенность», он «принимает и отвергает, не зная колебаний, не оглядываясь на других и не ища оснований». Таким образом, человек все встреченное им в жизни подвергает анализу с точки зрения вкуса и определяет «подходящее оно или нет». Близко к пониманию Л.О. Портновым категории вкуса и мнение А.А. Бодалева, который пишет, что «у каждого человека под влиянием общества, членом которого он является, формируются общие нравственно-этические требования к другим людям и образуются воплощающие эти требования более или менее конкретные эталоны, пользуясь которыми он дает оценку окружающим его людям» [3]. Эти эталоны являются «результатом анализа и синтеза человеком получаемых им при взаимодействии с людьми впечатлений» [3].
Использование понятий вкуса или «эталона» для понимания сущности и причин складывания того или иного образа восприятия является неоценимым. Но необходимо учитывать что вкус представляет собой эмоционально-рациональное освоние действительности и выступает как единство чувства и идеала. И именно идеал служит критерием оценки поведения людей, их образа жизни, моральных качеств. Но он не всегда является реальностью, это лишь представление людей о должном, желанном и совершенном. Поэтому понятия вкуса и идеала заставляет сравнивать не реальные исторические культурные общности людей, а действительность одного народа с идеалом другого. В то время как в образах восприятия зачастую поддается оценке все неприемлемое и отличное для другой культуры и осуждается не то плохое, что существует и в данном обществе, а то что противоречит его сущности и является нестандартным, непонятным, и, естественно, вызывает к ним интерес. Поэтому при изучении образов восприятия необходимо учитывать не только влияние на их сскладывание понятий вкуса и «эталона», но и разницы в политической, экономической и социальной сфере народов, пользуясь категорией необычного и непонятного.

Глава 2 Взаимные стереотипы русских и китайцев

Понятие, причины и механизмы формирования образов восприятия несомненно привлекательны для рассмотрения и изучения. Но не менее интересным представляется практическое применение, особенно в современных условиях. На Дальнем Востоке большое значение имеют отношения с Китаем. Русско-китайские отношения многоплановы, разносторонни, складывались исторически, в том числе через возникновение стереотипов. Типичное восприятие и понимание китайского народа и русского часто бывает ошибочным. Есть факторы, которые мешают правильно воспринимать и оценивать людей.
Основные стереотипы двух народов можно разделить по сходству общественных и бытовых явлений на несколько групп.
1. Бытовые стереотипы. Они оцениваются в первую очередь, это оценка городов и деревень, домов, храмов, бытовой утвари, одежды и пищи. Здесь особое значение уделяется понятию вкуса и красоты;
2. Военные качества. Интерес непосредственно связан с оценкой угрозы соседнего государства.
3. Качества характера. При установлении отношений с китайцами подвергались оценке их деловые качества, возможности экономического и культурного сотрудничества. Отдельно оценивалось отношение к работе и к развлечениям;
4. Государственное управление. Деспотическое управление, дипломатические контакты, столкновение и чиновниками и судебной системой были интересны в сравнении с Россией;
5. Национальная культура. Ввиду разницы религии отношение к национальной культуре может варьироваться от крайне враждебного до вполне толерантного;
6. Отношение к другому народу. Как итог или самое главное, является общее чувство уважения, превосходства, жалости, боязни, которое может внушать другой народ, вызывая ответную реакцию.
Эти группы стереотипов можно рассмотреть исторически с XVII по XXI века, что позволит наглядно увидеть степень изменения и глубину стереотипа.
В XVII веке, как отмечает А. Каппелер, образ восприятия Китая русскими еще не приобрел четкости, подробности и глубины [13]. Но этот образ очень важен как отправная точка возникновения стереотипов. Основные сведения о Китае в России получили от Ф.И. Байкова, Н.Г. Спафария и А. Брандта. В их сочинениях Китай предстает в следующем описании:
Китай – богатое государство с множеством городов. Дома очень красивые, богато украшены золотом, но улицы находятся в плохом состоянии. «Люди в Китайском царстве поганые, едят всякой гад, лягуши и черепахи и собак едят, и в рядех собачья мяса вореное продают» [13]. «Едят двемя розными спичками круглыми, толщиною с лебяжье перо, а длиною вершков в шесть» [13]. Люди в Китае чистоплотны, а «у женского полу ноги малы, что ребячьи» [13].
Китайцы - невоинственный народ. «В боях же и в штурме зело боязливы и несмелы, ибо китайцы живут всегда в мире, воинских же дел не любят и не привыкают, позор великий у них есть, [если] человек учится воинскому делу, и едва не вместо разбойника того имеют» [13].
По характеру «Китайцы пред нами, европейцами, суть в храбрости, аки жены перед мужьями, а в разуме гораздо превосходят, потому что зело превосходят остроумием, ибо хитрые вымышленники, лукавые обманщики, и ко всякому делу догадательны, и всегда тому рады, как бы обмануть иноземцев, чтобы тем показали, как превосходят разумом своим все иные народы. И потому всегда притворяются, будто препростые и правдивые, дабы тем иных обмануть, к тому же непостоянны, всегда смотрят, чтобы корысть получить, но правда, что труждаются и работают непрестанно» [13].
Критики в абсолютной власти императора нет, но отмечаются многие злоупотребления в судах: «татьба и разбой и насильство в Китаех бывает же у них, и суд судят волокитно и с поманкой, и посулами перемагаютца» [13].
Суть религии и национальной культуры отмечена лишь в вере в божков.
В целом, в сочинениях русских послов можно заметить чувство превосходства перед китайцами.
В XVIII веке образ Китая в России становится подробнее и глубже. Но основные сведения о Китае русские получают с Западной Европы, где повсеместно распространяется мода на все китайское. Среди авторов, формировавших образ Китая кроме европейский авторов, были В. Ф. Братищев, И. К. Россохин, А. Леонтьев, А. Агафонов и А. Владыкин.
В бытовых стереотипах модными стали китайские комнаты, русские дамы заимствовали веер, фарфоровую посуду, шкатулки, ковры и шелк. Из Китая привозили различные статуэтки и предметы интерьера.
Пренебрежитеное отношение к воинским качествам китайцев не изменились, но неудачи военных столкновений на Дальнем востоке и территориальные потери заставили задуматься, но не переосмыслить данный стереотип.
Сложившийся стереотип о качествах характера китайцев не только не изменился, но и дополнился свидетельствами дипломатов про «низкую нравственность тех китайцев, с которыми им приходилось ежедневно общаться, в том числе их хитрость, ненадежность в делах и попытки личного незаконного обогащения» [13].
В оценке государственного управления XVIII век под влиянием французских просветителей дает противоречивый взгляд. С одной стороны, Конфуцианский Китай идеализируется как государство всеобщего благоденствия, с другой стороны, распространяется образ закостенелого в своем деспотизме традиционного Китая.
Национальная культура Китая продолжает рассматриваться с внешней стороны, но через изучение трудов Конфуция начинается проникновение в глубь мировоззрения китайцев, правда, только с позиций христианской верыи в сравнении с ней. Так, отмечается, общее понятие добра и благочестия. Художественная культура оценивается только с позиций моды, а «о китайской музыке, говорят, что она «в сравнении с европейскою весьма гнусна по своей дикой симфонии слуху всякаго европейца покажется» [17].
Чувство превосходства над китайцами становится глубже. Их воспринимают как невежественных и заносчивых, особенно из-за восприятия России в Китае как подданического государства.
В XIX веке образ Китая стал символом Востока, застывшего в развитии, как противоположности Запада в спорах славянофилов и западников. Основные сведения о Китае и его образе в этот период дали Н. Я. Бичурин, художники А. М. Легашов, К. И. Корсалин, И. И. Чмутов, Л. С. Игорев.
Китай все также рисуется густонаселенной страной с множеством городов, красивыми домами, плохими дорогами, отсутствием фабрик и технического развития. Образ дополняется бедностью и нищетой китайцев, которые едят все подряд и ходят практически голыми. С традиционной кухни Китая в России перенимают традицию чаепитая, мода на восточный гороскоп, увлечение астрономией.
Характеристика воинских качеств становится крайне низкой из-за поражений Китая в Опиумных войнах, усилением позиций России в Китае, строительством КВЖД. «Храбрость китайца известна всему миру: это урожденный трус. Китайское войско может с успехом воевать только разве с китайским же войском» [13]. Н.М. Пржевальский отмечает, что китайские солдаты «почти поголовно преданы курению опиума», на часах они сидят, пьют чай или занимаются починкой собственной одежды, понятия долга и чести им неизвестны, а в бой они идут «только из страха наказания или с надеждой грабежа», да и сам бой между азиатами состоит в том, что «трус старается перехитрить труса» [13].
Качества характера китайцев сохраняются. «Лицемерие, лукавство, ложь, притворство, унижение — натура китайца» [13]. Традиционность и церемонии признаются основой поведения китайцев. «Рассматривая китайцев со стороны, противоположной худой стороне, открываем в них много хороших качеств. Китаец почтителен к родителям и старшим вообще; безусловно повинуется законам и распоряжениям правительства; трезв, умерен и бережлив, трудолюбив и деятелен; в семействе кроток и благонравен: в обращении с посторонними вежлив и уклончив, в суждениях основателен, в поступках благоразумен, в предприятиях медлителен, в исполнении постоянен; в торговых оборотах сметлив и расчетлив: в обращении с иностранцами не знает фанатической веронетерпимости. Вообще же должно сказать, что в китайском народе много хорошего и довольно дурного; но сторона хорошая перевешивает дурную» [2].
Китайские поселения в России показали наглядно их особенность жить и работать кланами, не ассимилируясь и сохраняя собственную национальную эдентичность наподобие еврейскому народу.
Государственное управление в Китае теперь описано подробно, но особую эмоциональную окраску вызывает жестокое законодательство китайцев по количеству преступлений с наказанием сметной казнью, наличием пыток.
Чувство превосходства сохраняется, и дополняется подобным обвинением самих китайцев: «В Китае взаимное обращение облечено в законные виды, которые означают меру преимущества одного лица перед другим; и китаец в самых вежливых приемах обращения с европейцем неприметно удерживает первенство перед ним. Изрядно случается даже и то, что китайский чиновник обнаруживает свое преимущество перед европейцем в самых оскорбительных словах, а простолюдин то же выказывает в дерзких и наглых поступках» [2].
В XX веке образ Китая изменялся в зависимости от советско-китайских отношений. В разные периоды представал образ китайца-красноармейца, союзника СССР в борьбе с империализмом, китайца-врага с ядерным оружием для захвата Сибири и Дальнего Востока, китайца-коммуниста экономически успешного и загадочного.
Как отмечает А.Г. Ларин в предвоенном СССР существовали два популярных образа китайцев: образ «опасного китайца» и образ «трудолюбивого и послушного китайца» [13]. Но эти образы относились к китайцам, проживающим в СССР. Сам Китай в это период оценивался как возможность распространения мировой революции. После 1949 года, когда в Китае победила КПК во главе с Мао Цзэдуном, китайцы стали восприниматься как братья.
В отношении быта китайцы теперь ничем не отличались от советских граждан, те же дома, та же одежда, та же идеология.
В оценке воинских качеств изменения произошли в 1960-х годах, когда КНР перестала слущать старшего брата, пропагандировалась возможность третьей мировой войны, появился страх из-за численного военного потенциала китайцев.
Государственное управление несмотря на смену идеологии сохранило деспотический характер, проявившийся в культе личности. Сохранилась и традиционность китайского общества.
Качества характера китайцев советского периода заменялись острыми дискуссиями из-за политических разногласий.
Восприятие национальной культуры естественно изменилось. Сама национальная культура претерпела изменения в сторону строительства коммунизма, культ военизированности. Теперь китайцы стали воспринимать как враги, как союзники США. После прихода к власти М.С. Горбачева советские граждане узнали, что Китай продолжает строить коммунизм и ему это удается намного лучше, чем в самом СССР. Восприятие Китая стало изменяться.
Послеперестроечное время в нашем государстве, в том числе настоящее время рисует еще один образ восприятия Китая, в котором будет сочетаться как стереотипы прошлого, так и опыт настоящего. Открытость общества многое изменило.
В бытовых стереотипах можно найти черты прошлых веков. Мы видим Китай как многочисленное государство с большим количеством городов и красивыми зданиями. Сохраняется мода на китайские вещи. Сегодня мы наслышаны о фэншуе, который является современной модой, также как использование в интерьере бумажных обоев, бамбука, перегородок. Традиции восточного гороскопа тесно вплелись в нашу жизнь.
Встречи с китайцами здесь и там отметили многие интересные моменты. Так, русские считают, что отношение к чистоте у китайцев отсутствует, если бы не множество уборщиков, то Китай зарос бы в грязи [6].
Национальную кухню Китая в России оценили должным образом, практически в каждом ресторане Дальнего Востока можно найти китайские блюда. Национальная культура имеет большой почет и очень ценится.
Военные качества китайцев и сегодня ценятся невысоко, но современное вооружения и численность армии Китая сегодня вызывает опасения.
В отношении к работе все признают высокую работоспособность китайцев, и это можно считать как глубинным стереотипом так и правдой. Правда, мнение о качестве работы конкретизировалось – количество некачественных товаров, хлынувших в Россию из Китая поставило под сомнение их умение выполнять работу без брака. О том же говорят и результаты бригад рабочих из Китая.
Образ восприятия характера китайца полностью копирует высказывания прошлых веков: лживость, лицемерие и пр. Чувство превосходства также сохраняется[17].
Необходимо отметить, что отношение к Китаю сегодня осложняется и понимаем экологических проблем. Сельскохозяйственные товары с Китая считаются опасными для здоровья, периодические техногенные катастрофы соседей влияют на экологию Амура, т.е. Дальнего Востока.
Сегодня русско-китайские отношения рассматриваются учеными различных областей наук, но образ восприятия русскими китайцев остается фрагментарным и недостаточно изученным. Явно недостаточно социлогических исследований мнений русских о китайцах. Особенно, это касается Дальнего Востока, где «китайская угроза» не просто озвучена в обществе, но и популярна. Сегодня проникновение Китая на Дальний Восток, несмотря на установление экономического сотрудничества, сдерживается правительством. Возможность сотрудничества при ниличии столь неконкретного и негативного стереотипа в отношении китайцев требует дополнительных научных социологических изысканий и целенаправленной политики формирования положительного образа восприятия.

Со стороны китайцев стереотипы восприятия 17-20 веков определить сложнее из-за отсутствия доступа к первоисточникам и исследований данной тематики. Первые посещения России китайцами относят к XIX веку.
Дипломат Чжан Дэи больше всего поразился снежным дорогам России и используемым саням: «здесь снежные кровати, которые тянут лошади». Очень понравился ему русский балет [18].
Интерес китайцев к изучению образа восприятия появился лишь в последнее десятилетие, и исследуются лишь современные взгляды на русских. Среди исследователей можно назвать Ван Сяньцзюй (王宪举) [4], Цзян Ямин (姜雅明), Жун Цзе (荣洁), Люй Цуйюань (吕翠媛) [15], У Юймин (武玉明), Лю Вэй (刘伟) [14]. В Китае в 2007 году были проведены социологические исследования о русских, которые позволили сформировать общее отношение китайского народа к русским. В целом совремнный образ характеризуется воспоминанями общего прошлого, сомнениями в возможности экономического сотрудничества и огромной популярностью президента России В.В. Путина.
Бытовой образ России рисуется вполне доброжелательно. В Росии много высоких, многоэтажных зданий. В России очень чисто, мусорить на улицах не разрешается. При входе в дом русские снимают обувь. Одеты русские в китайскую одежду что по-дешевле, но зимой из-за холода одеваются хорошо. Приятно пахнут, пользуются дорогим парфюмом. Руский стол богат овощами. Их квасят, солят, варят и жарят.
Военные качества русских в Китае оцениваются достаточно высоко. Так, при слове Россия китайцы представляют не только Ленина и Маркса, но и Вторую мировую войну. Для Китая Россия представляет потенциальную военную опасность.
Характер русских вызывает у китайцев большое недоумение. Это связано с противоречивостью национального характера, большой эмоциональностью. Например, китайцы отмечают, что «русские при знакомстве далеко не сразу пригласят вас в гости, но если пригласят – они покажут феноменальное гостеприимство» [20]. На улице они кажутся суровыми, а в компании – веселыми. Много пьют алкоголя, особенно водки, хотя в России пить на улице запрещено.
Особое внимание китайцы уделяют возможности экономического сотрудничества, и образ русского бизнесмена оказывается непривлекательным. Так, русские постоянно нарушают сроки по договорам, дешевая цена их не устраивает, как и китайские товары. Не умеют русские и торговаться до середины цены, они настаивают на своей без уступок. Для китайцев это показатель жадности русских.
Что касается работоспособности русских, то здесь китайцы признают, что «русские работают, в целом, меньше, чем китайцы, но более качественно, чем они» [20]. Их пугает скрытая внутренняя сила русских, которая начинает действовать при столкновении с трудностями или несправедливостью.
Идивляет китайцев отношение в России к преступности: по телевидению показывают фильмы о преступников, у них есть своя музыкальная культура, в России много полицейских, но на снижение кровня преступности это не влияет. При этом китайцы в России сталкивались и с произволом со стороны полиции.
Самое обидное для китайцев при взаимоотношениях с русскими – пренебрежительное отношение русских к китайцам. К русским китайцы относятся доброжелательно, уважение к русским сохранилось до сих пор. Многие знают русский язык, деятелей культуры и политики. Действительно, в Китае знают Пушкина, Тургенева, Достоевского, а в России перевода китайский авторов и их популяризации нет.
Обнаруженные в ходе исследования стереотипы не могут считаться позитивными для налаживания русско-китайских отношений. Явно требуется провести дополнительные исследования. В России в отличии от стран Западной Европы и США мало внимания уделяется изучению мнения населения, в том числе через социологические исследования. Образ восприятия, правильным образом исследованный и составленный, позволит проводить по отношению к Китаю более взвешенную и целенаправленную политику, в том числе снижая «боязнь желтой угрозы».
Пути сближения стереотипов намечены интернет-изданием «Магазета» [19], но это предполагает новое, более интернет – ориентированное исследование.


Заключение

В заключение следует отметить, что многие представления о китайцах в целом совпало с реальным положением вещей, некоторые дополнились или оказались противоречивыми.
Российско-китайские отношения в последнее время развиваются в духе взаимной выгоды. Двум странам, имеющим самую протяженную границу, безопаснее дружить.
Но образ восприятия русскими и китайцами друг друга свидетельствует о настороженном взаимоотношении именно из-за возможного военного конфликта, причем подобные настроения подогревают социальные сети и блоги о планах Китая захватить Дальний Восток и Сибирь России.
Другим проблемным полем в образе восприятия являются стереотипы торговых отношений, русские считают китайцев хитрыми, а китайцы русских жадными, безответственными в договоренностях.
Эти стереотипы объясняют пренебрежительное отношение русских к китайцам, и осторожность китайцев при налаживании экономических связей с русскими.
Представляется необходимым проведение, в первую очередь, на Дальнем Востоке и в Сибири ряда мероприятий для знакомства с образом жизни Китая, с их духовной культурой, отличающейся от России и Европы. Только целенаправленное сближение культур может снизить неприязненные чувства и враждебный настрой, так как традиция китайцев жить кланово не способствует синтезу китайской и русской культур.
Дополнительно необходимо проведение систематических социологических исследований о мнении русских и китайцев друг о друге.
Подводя итог проведенному исследованию, можно сформулировать общий образ восприятия: Образ восприятия зависит от ожиданий, установок, требований, которые существуют в обществе, также могут влиять мнения и эталоны поведения.  
Список использованной литературы:

1. Байбурин А.К. Некоторые вопросы этнологического изучения поведения. – ж. Вопросы этнологии. 1991. №3.
2. Бичурин Н. Я. Китай в гражданском и нравственном состоянии. М.: Восточный Дом, 2002. (Классика отечественного и зарубежного востоковедения).
3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. – М., 1982 г.
4. Ван Сяньцзюй. Во цзай Мосыкэ дан вайго цзисе чжуси (Я в Москве в качестве председателя ассоциации иностранных корреспондентов). – Пекин: Издательство "Синьхуа", 2008. 318 с.
5. Ван Сяньцзюй. Элосыжэнь миньцзу сингэ таньми (Национальный характер русских: раскрывая тайны). Пекин: Издательство "Современный мир", 2011. 343 с.
6. Горобец Л.А. Взаимодействие культур России и Китая: проблема культурной совместимо- сти // Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 18 (272). Философия. Социология. Культурология. Вып. 25. С. 12–17.
7. Жун Цзе. Элосы миньцзу сингэ хэ взньхуа (Русский национальный характер и культура) // Элосы чжунъя дунъоу яньцзю (Исследование России, стран Центральной Азии и Восточной Европы), 2005 № 1. С. 66-70.
8. Забияко А.П. Порубежье // Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Русские и китай- цы: региональные проблемы этнокультурного взаимодействия. Вып. 9. Сборник материалов международной научно-практической конференции. Благовещенск, 2010. С. 5-10
9. Историческая антропология. – М., 1996 г.
10. Кузнецов, Д. В. Китай в зеркале общественного мнения/ Д.В.Кузнецов. – Благовещенск: Изд-во БГПУ, 2013. – 450 с.
11. Липман У.
12. Лотман
13. Лукин А.В. Медведь наблюдает за драконом. Образ Китая в России в XVII—XXI веках. — М. : Восток-Запад : АСТ, 2007. — 598.
14. Лю Вэй. Элосы дэ бисюэ цинцзе (Русский комплекс льда и снега) // Элосы чжунъя дунъоу шичан (Рынок России и стран Центральной Азии и Восточной Европы), 2006. № 1. С. 50-53.
15. Люй Цуйюань. Чжунъэ миньцзу сингэ дуйби (Сравнение китайского и русского национальных характеров) // Сиболия яньцзю (Сибирские исследования). 2011 № 8 (Вып. 38, № 4). С. 48-50.
16. Портнов Л.О. Сочинения иностранных путешественников второй половины XVII века о Московском государстве – ж. Вестник московского университета, серия 8 – история, 1995. №3, с. 77.
17. Рогачев И. А. Россия–Китай: сотрудничество, обращенное в XXI век // Проблемы Дальнего Востока. — 1996. — № 4. — C. 9.
18. Россия XIX века глазами китайского дипломата // По материалам rusplt. http://dag.com.ua/?p=5490 (дата обращения 15.03.2017)
19. Россия и Китай на дальневосточных рубежах. Исторический опыт взаимодействия культур. Вып. 11/ Под ред. А.П. Забияко, А.А. Забияко; пер. на кит. и англ. Е.В. Сенина. – Благовещенск: Амурский гос. ун-т, 2015. – 423 с.
20. Цзинь Хуа Русский национальный характер глазами китайцев // ж. Ойкумена. 2013. №2, с. 129-136.
21. Шкуратов В.А. Историческая психология. – М., 1997 г.

 


Приложение А
Таблица 1 – Стереотипы русских о китайцах

Период времени 17 век 18-19 век 20 век 21 век
Основные авторы Спафарий
Ф.И. Байков Братищев
Игорев
Белинский Розман Интернет-источники

Военные качества Невоинственный народ
В боях же и в штурме зело боязливы и несмелы, ибо китайцы живут всегда в мире, воинских же дел не любят и не привыкают, позор великий у них есть, [если] человек учится воинскому делу, и едва не вместо разбойника того имеют Плохая боеспособность,
неспособность к борьбе, урожденные трусы
Китайские солдаты «почти поголовно преданы курению опиума», на часах они сидят, пьют чай или занимаются починкой собственной одежды, понятия долга и чести им неизвестны, а в бой они идут «только из страха наказания или с надеждой грабежа», да и сам бой между азиатами состоит в том, что «трус старается перехитрить труса» Образ решительного, зачастую жестокого и фанатичного китайца красноармейца Ядерное оружие,
значительная роль в войне, боязнь потерять территории, особенно на Дальнем Востоке
китайской угрозе» как составной части «желтой угрозы
Отношение к работе Работливы Большое количество изделий, покладисты к труду Много работают, но изделия не качественные
популярность китайцев как коллег значительно уступала популярности американцев, японцев, немцев, австралийцев и была даже несколько ниже популярности англичан и французов
Суд «Татьба и разбой и насильство в Китаех бывает же у них, и суд судят волокитно и с поманкой, и посулами перемагаютца» Здесь ничего не делается без обмана и притом весьма наглого и грубого; всего ж несноснее есть то, что ни за какую нанесенную обиду правосудия сыскать неможно Различные криминальные истории, связанные с китайскими торговцами-мафиози, браконьерами, захватом в Китае российских торговцев в заложники, контрабандой, уничтожением недоброкачественных китайских товаров, задержанием китайских нарушителей границы
Внешний вид, одежда А люди в Китайском царстве китайского роду, мужеск пол и женск дороден и чист. А у женского полу ноги малы, что ребячьи… Уродливые создания, с узкими глазами, которых рисуют на чайных ящиках Нищие ходили по городу совершенно голые… Поразительнее всего было то, что некоторые из этих нищих питались разными отбросами из домов.
Национальная китайская одежда из шелка и хлопка
Острая шапка с кисточками, широкие рукава сумасшедшего, странная кофточка, узенькие глазки, выдавшиеся вперед скулы и пр Повседневная одежда, схожая с русским народом
Дома горожан Красивые, видные, великолепные триумфальные арки, но улицы в плохом состоянии Деревянные дома, чаще всего из 4-х сооружений Небольшие дома, шахматная планировка Высотные дома, перед входом в дом обязательно символ животного
Чистота на улицах и в домах Улицы находятся в плохом состоянии, ибо здесь мало таких улиц, которые были бы вымощены булыжником или кирпичом Чисто, хорошие дороги Чисто благодаря множеству уборщиком, но китайцы много мусорят
Национальная кухня Люди в Китайском царстве поганые, едят всякой гад, лягуши и черепахи и собак едят, и в рядех собачья мяса вореное продают. Едят двемя розными спичками круглыми, толщиною с лебяжье перо, а длиною вершков в шесть Чай Неприхотливы Они едят все подряд, чаще только рис
Национальная культура Почитали обычаи и традиции Очень суеверны, мир полон духами и приведениями,
божки Появление новых порядков, ценилось кино и живопись Разнообразие в культурной жизни, соблюдение традиций
Качества характера Трусливее, но хитрее, обманывают иноземцев, они работящи, но не могут терпеть голода Лицемерие, лукавство, ложь, притворство, унижение, рабы этикета и церемоний,
Предприимчивость Гордость Их интересуют только деньги, хитрые, наглые, неопрятные, эгоисты, трудолюбивы и вежливы
Развлечения - Опиум, азартные игры
Понятие красоты Много красивых храмов с золотом Китайская живопись, фарфор, ковры, шелк и веера стали считаться образцами утонченного вкуса - Мечта - жениться на русской девушки
Отношение китайцев к русским Воображают, что земля четырехугольная, а Китай находится посередине Заносчивы и невежественны, все другие народы перед ними — ослы и негодяи Враждебное

Китайцы лучше остальных
Разное -«Ни одного человека нет, который бы был неучен и неграмотен» Музыка «в сравнении с европейскою весьма гнусна по своей дикой симфонии слуху всякаго европейца покажется» Экологические и демографические проблемы
Спафарий
Образ еще не сложился Влияние европейского образа, чувство превосходства Образ Китая как царства неподвижности, общества, еще в древности застывшего в своем развитии
Воплощение идеи комунизма


Приложение Б
Таблица 2 – Стереотипы китайцев о русских

21 век
Военные качества Потенциальная опасность России для Китая. Множество угроз
Отношение к работе Отсутствие возможности бизнеса по определённым правилам. Неэффективность, с которой русские занимаются делами. Русские работают, в целом, меньше, чем китайцы, но более качественно, чем они.
Одежда Повседневная одежда, большинство которой шьют китайцы, так как она дешевле.
Русские стараются хорошо одеваться зимой, особенно в Сибири, где мороз доходит до 40 градусов
Дома горожан Высокие, многоэтажные здания, построенные много лет назад,но до сих пор сохранившие свою красоту и прочность.
Чистота на улицах и в домах Русские очень чистоплотны. В русских городах чисто примерно на том же уровне, что и в Сянгане. Очень чисто в общественных местах, например, в общежитиях.
Национальная кухня Заготовка овощей, квашение, соление, варка, жарка.
Национальная культура Более религиозные люди, чем китайцы. Культура всегда считается душой народа. Русские очень ценят национальные качества.
Качество характера Русские обладают выдающимися природными способностями и громадными скрытыми творческими силами. Чувствуется скрытая сила, которой боятся множество народов. Русские терпеливые люди.
Развлечения В России очень популярны лыжи, коньки, биатлон, фигурное катание и хоккей. Большинство русских просто одержимы социальными сетями и компьютерными играми.
Понятие красоты Для русского, красота значит очень многое. В понимании красоты определяется поведение, жизнь человека, его поступки, действия.
Отношение китайцев к русским Демонстрируют перед русскими чувство превосходства, к русским китайцы относятся доброжелательно, уважение к русским сохранилось до сих пор.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top