Андреева В.И.

Введение
В последнее время в нашей стране наблюдается всплеск интереса к моде и индустрии красоты. Мода и женская красота становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Доказательством этого служит ряд телевизионных передач, направленных на освещение последних тенденций моды и продвижение продукции индустрии красоты через женские журналы и каталоги. В моде рубежа XIX - XX веков были выработаны те тенденции, которые стали основой облика современной женщины. Феномен моды так же является отражением не только социальных процессов происходящих в обществе, но и международных отношений.
Объект данного исследования феномен моды и эталоны женской красоты. Предмет исследования тенденции изменения российской моды и эталонов женской красоты на рубеже XIX – XX вв.
Целью данной работы является анализ изменений в российской моде и эталонах женской красоты на рубеже XIX начале XX веков.
Степень научной разработанности проблемы, круг и характер использованных источников позволили поставить следующие исследовательские задачи:
1. рассмотреть моду и эталоны женской красоты конца XIX века;
2. проследить и выявить причины изменения моды;
3. выявить критерии формирования эталона женской красоты в конце XIX – начале XX веков;
4. рассмотреть моду и эталоны женской красоты начала XX века;
5. раскрыть роль моды в отражении социальных процессов, происходящих в обществе;
6. изучить влияние зарубежной моды на российскую моду.

 

Глава I. Формирование образа русской красавицы конца XIX века.
§ 1. Эталоны женской красоты в конце XIX века
Эпохи сменяют друг друга, но тяга женщин к красоте остается прежней. Кто-то одарен ей от природы, другие создают свой образ сами, а третьи оставляют след в душах людей добрыми поступками. Время идет, общество развивается, но желание женщин притягивать к себе взгляды остается неизменным.
Прежде чем ответить на вопрос «Как выглядела красавица конца XIX века?» мы должны понять, что такое красота и есть ли определенные критерии женской красоты. В своей книге Бычков В. В. «Эстетика» дает следующее определение красоты: «Красота — эстетическая (неутилитарная, непрактическая) категория, обозначающая совершенство, гармоничное сочетание аспектов объекта, при котором последний вызывает у наблюдателя эстетическое наслаждение. Красота является одной из важнейших категорий культуры. »
Эстетический идеал – прекрасное в прообразах совершенства, выступающих как предел стремлений в воплощении прекрасного и как мерило, критерий эстетической оценки.
Так же стоит отметить, что понятие «красота» является субъективным и у каждого человека глубоко индивидуальным. Но, несмотря на это, каждая эпоха задает «красоте» определенный тон, превращая её из абстрактного образа в более конкретный. Со временем в обществе вырабатывается стереотип, имеющий свои определенные черты и правила, которым следовали женщины.
Мы можем увидеть образ прекрасных дам конца XIX века через портреты художников и понять их натуры благодаря мемуарам современников.
Каковы критерии женской красоты? Этот вопрос существует уже очень давно. Обращаясь к истории, мы видим, что общего мнения нет. Различные эпохи выдвигали свое представление о женской красоте. Но, несмотря на это, данный вопрос остается крайне субъективным и зависит от вкуса конкретно взятого человека.
Увидеть эталоны женской красоты конца XIX века возможно по портретам великой княжны Ольги Константиновны, Варвары Римской-Корсаковой, светлейшей княгини Елизаветы Салтыковой и др. Франц Ксавье Винтерхальтер написал замечательную картину «Портрет мадам Римской-Корсаковой» холст, масло 1864 год (см. прил.1). С портрета Варвары Дмитриевны Римской – Корсаковой на нас смотрит прекрасная молодая женщина с белым лицом, темными бровями, большими выразительными глазами. Она потрясала свет своим вольным нравом и откровенными нарядами из легких тканей. Стоит отметить, что Варвара Дмитриевна была дамой в теле. На портрете мы можем видеть ее темные длинные волосы, не собранные в прическу. В создаваемом художником образе нет излишеств. Румяна на ее щеках не яркие. Губы имеют хорошо очерченный контур, но отвлекают внимание от больших и темных глаз Варвары Дмитриевны. Сейчас портрет хранится во Франции в Парижском музее Орсе. В Пензенской картинной галерее им. К. А. Савицкого так же есть портрет этой замечательной женщины. Его написал Ф. К. Винтерхальтер «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой» 1858 (см. прил. 2).
О Великой княжне Ольге Константиновне современники оставили много положительных воспоминаний. «Она поражала своим внешним обликом, выражением лица: это была сама скромность, необыкновенно естественна – не осознавая того, она была исключительна. Глубоко вдумчивая, всегда спокойная, ровная»,- писала графиня Мария Белевская - Жуковская. Еще одной женщиной блиставшей в XIX веке своей красотой, была София Станиславовна Потоцкая в будущем (по мужу) Киселева. Ее облик сохранился в работе кисти (масло, 1831) Джорджа Хейтера (см. прил. 3). В апреле 1821 года Софья Потоцкая была объявлена невестой Павла Дмитриевича Киселёва. Жених известил об этом императора, который в ответном письме с Лайбахского конгресса выразил ему свои лучшие пожелания и просил передать свои поздравления «à la belle comtesse Sophie».
София Станиславовна как и предыдущие дамы изображена на портрете с белой кожей. Ее румяня более яркие, а темные локоны собраны в высокую прическу. Отметим лебединую шею и плавный изгиб плеч. Ее глаза темные, как и у Варвары Дмитриевны, но взгляд более задумчивый и глубокий. Художник изобразил Софию Станиславовну с узкой талией утянутой корсетом.
В зимний сезон 1818—1819 года семнадцатилетняя Софья Станиславовна впервые стала выезжать на петербургские балы. Её красота, знатность и богатство родителей вызвали всеобщее восхищение. Пушкин, всегда ценивший, по его собственному свидетельству, законченную красоту женских лиц, не мог пройти без внимания мимо молодой Потоцкой, уже вызвавшей поклонение его друга Вяземского. Согласно одной из бесчисленных гипотез, именно Софья рассказала легенду и вдохновила Пушкина на создание поэмы «Бахчисарайский фонтан».
И хотя расцвет ее красоты пришелся на первую половину XIX века, будучи зрелой женщиной Софья Станиславовна продолжала блистать: среди ее достоинств была не только красота, но так же открытый характер, веселость и ум.
Так же в пример можно привести Юлию Вревскую. Эта женщина была не только баронессой, сестрой милосердия, участницей русско-турецкой войны (1877 – 1878 гг.), но и первой красавицей Петербурга. И. С. Тургенев посвятил ей стихотворение в прозе «Памяти Ю. П. Вревской», в котором были следующие строки: «Она была молода, красива; высший свет ее знал; об ней осведомились даже сановники. Дамы завидовали ей, мужчины за ней волочились… два-три человека тайно и глубоко любили ее. Жизнь ей улыбалась; но бывают улыбки хуже слез. Нежное кроткое сердце… и такая сила, такая жажда жертвы!»
Воронцова Елизавета Ксаверьевна была запечатлена в миниатюре Морица Даффингера (1835/1837 г.) (см. рис.4).
Жизнь Воронцовых во дворце на берегу моря, по словам Вигеля, можно было сравнить с житьем «владетельного немецкого герцога». Двери их дворца были широко открыты для местного общества, и на роскошные балы и приёмы допускались не только представители аристократии и чиновничества, но и иностранные негоцианты и банкиры. Своею неизменною приветливостью, роскошью нарядов и драгоценностей Елизавета Ксаверьевна затмевала бывших светских «цариц» Одессы, графинь Гурьеву и Ланжерон и была для них «острым ножом в сердце».
На миниатюре изображена хрупкая молодая женщина с темными локонами, собранными в высокую прическу. У Елизаветы Ксаверьевой, как и у остальных красавец, бледная кожа. Выразительные темные глаза, тонкие брови. Примечательно то, что на миниатюре на скулы Елизаветы Ксаверьевой не нанесены румяна в отличие от предыдущих красавиц XIX века.
Филипп Филиппович Вигель, описывая Елизавету Ксаверьеву, указывает на то, что она не считалась красавицей: «Со врожденным польским легкомыслием и кокетством желала она нравится, и никто лучше нее в том не успевал. Молода она была душою, молода и наружностью. В ней не было того, что называют красотою; но нежный, быстрый взгляд ее миленьких небольших глаз; улыбка ее уст, которой подобной я не видел, казалось, так и призывает поцелуи».
Изучая подробнее биографию Елизаветы Ксаверьевой, мы встретим сведения о мужчинах, которых она очаровала. Среди них, так же есть великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Не существует единого мнения какую роль сыграла Воронцова с судьбе и творчестве Александра Сергеевича, но возможно именно ей он посвятил некоторые свои стихотворения («Ненастный день потух…», «Желание славы» и т.д.). В стихотворении «Ненастный день потух…» есть прекрасные строки:
Никто ее любви небесной не достоин.
Не правда ль: ты одна… ты плачешь…я спокоен;
Эта прекрасная женщина прожила долгую жизнь приковывая к себе взгляды. Умерла Елизавета Ксаверьевна в 1880 году в возрасте 87 лет.
Женская фигура имела характерную постановку, напоминающую слегка изогнутую латинскую букву S. При этом верхняя часть ее была слегка наклонена вперед («голубиная грудь»), живот втянут, а нижняя часть корпуса как бы немного «отставала» от верхней. В конце XIX века приветствовались занятия спортом.
Гимнастические упражнения также позволяли барышням осваивать такой сложный раздел правил светского поведения, как правильная жестикуляция. Обычно, добиваясь от девочек выполнения мельчайших требований этикета, у них целенаправленно вырабатывали скупость в жестах. Баронесса Врангель протестовала против этого: «Голова, бюст, руки – все должно слегка шевелиться, провождая речь несколькими изящными жестами, как бы дополняющими ее и усиливающими впечатление. Надо избегать только излишеств».
С 1890-х годов меняется весь привычный ритм жизни: в обиход, кроме железных дорог, входят автомобили. К началу XX века привычная жизнь людей начинает меняться, а вместе с этим, меняются эталоны женской красоты, подвергнутые влиянием эмансипации.
Подводя итог, мы можем сделать вывод, что в конце XIX века образ русской красавицы создается не только благодаря прекрасным чертам лица, но за счет отточенных до мелочей жестов, утонченных манер, женственной фигуры. Ум, доброта и жизнелюбие дам не оставляют мужчин равнодушными. Сложные прически, выбеленное лицо, томный взгляд – все это было характерно для женщины конца XIX века.

§ 2. Мода в России конца XIX века
В конце XIX века женская мода отличалась крайним непостоянством. Франция продолжала диктовать тенденции изменения костюма и оставаться безусловным лидером в индустрии моды. Стоит обратить внимание, что развитие моды интенсивно происходило в женской одежде. Мужской костюм фактически не менял своей формы.
Столица диктовала правила моды, а провинциальные дамы копировали фасоны платья. В то время платья шились на заказ у модисток – женщин, занимающихся пошивом платьев, шляпок и нижнего белья.
Законодательницей мод являлась, как правило, губернаторша, она же задавала тон платьев. Хороший вкус — если верить российским модным журналам 1890–1900 гг.— отличало также умение подбирать ткань и фасон в соответствии с предназначением будущего наряда.
Женские журналы мод были ориентированы по содержанию на Парижские издания. Журналы мод содержали в себе не только примеры прекрасных платьев, но, разумеется, выкройки и статьи. Платья постепенно начинают упрощаться, и все чаще появляются мотивы женской эмансипации на страницах изданий.
Во второй половине XIX века в женской прессе произошли изменения. Тип женского литературного журнала был заменен на литературно-общественную периодику («Рассвет» (1859-1862), «Женский вестник» (1866-1868), «Друг женщины» (1882-1884)). Издания теперь занимались не только воспитанием читательниц, но и изменением их менталитета. Появился первый педагогический журнал для женщин «На помощь матерям» (1894-1904). В издании преобладали материалы научно-популярного характера. Журнал также освещал темы эмансипации и феминизма.
В конце XIX века издавались журналы: «Модный магазин» (1862-1883), «Модный свет» (1868-1883), «Новый русский базар» (1867-1894), и др. Рассмотрим данные издания более подробно.
«Модный магазин» издавался в Санкт – Петербурге 2 раза в месяц. Рубрики в журнале периодически менялись, но предпочтение отдавалось следующим темам: мода, стихотворения с любовной тематикой, рукоделие, домоводство. Журналы 1962 года начинаются преимущественно с поэзии и прозы. В выпуске приводится несколько статей по содержанию на разные темы. Это может быть как описание тенденций моды, так и статьи о домашнем хозяйстве, вышивке и т.д. Присутствует выкройка, но не в нашем современном понимании (схемой), а по пунктам идет описание, как нужно шить платье, следующим разделом дается описание узора. В конце небольшая заметка о домашнем хозяйстве и иллюстрация с платьями.
«Модный курьер» так же издавался в Санкт – Петербурге (1899 – 1916 гг.). Это издание предназначалось для семьи, в нем были подразделы литературы и хозяйства. В 1917 году издание «сольется» с журналом «Вестник моды». Подробнее издание «Модный курьер» мы рассмотрим во II Главе данной рабы, посвященной началу XX века.
В начале 1860х годов кринолин оставался в моде. Вскоре кринолин становится объектом сатиры и карикатур. Невообразимо пышные юбки перестают отвечать потребностям стремительно развивающейся эпохи, где привлекательной становится не «вычурная красота». Можно привести следующий пример:
Встречу на улице с модно одетой женщиной в 1863 г. красочно описал хроникер московской жизни: «Мы как-то шли по Тверской сам-друг с одним приятелем. Вдруг через весь тротуар, по которому бы здесь проехала четверня в ряд, преграда: вы думаете, телеграф или слон? – Кринолин с его неразлучною свитою: юбкою и хвостом таких размеров, что только прыгает, я чаю, от умиления душа купца, продавшего материю! Спутник мой прижался плотнее к стене дома, стараясь утончить себя, елико невозможно, я соскочил с тротуара. Рыцарская галантерейность наша осталась не без возмездия: на нас пахнуло благоуханиями, кринолин благосклонно улыбнулся, а свит его, т.е. юбка и хвост, любезно стерли почти всю грязь с наших ног».
Этот случай прекрасно иллюстрирует те «излишества», которым подвергали себя дамы в погоне за модой. Женская фигура подвергалась колоссальному искажению, порой даже нанося вред здоровью. Ведь, помимо неудобного кринолина, в моде все еще оставались корсеты. Несомненно, осанка и тонкая талия украшали женщин. Но какую цену за это приходилось заплатить?
Жесткая конструкция корсета не только не давала его обладательнице «вздохнуть», но и заставляла слабеть мышцы, деформировала внутренние органы. Не щадили своего здоровья и беременные женщины, продолжая носить корсеты. В нашем современном мире мы можем сказать, что цена красоты была слишком высока, но у дам того времени было другое мнение, ведь появиться на улице без корсета считалось неприличным.
Одним из примеров служит доклад доктора А. П. Соловьева «О негигиеничности женского костюма». Для врача с богатой практикой вредное воздействие модного аксессуара было очевидным: «Деформация грудной клетки, атрофия мышц, патология внутренних органов и связанные с этим метеоризм, тошнота и рвота».
При этом доктор Соловьев отметил своеобразность позиции самих женщин: они были бы рады одеваться по-другому, но не могут идти наперекор общественному мнению.
Журнал «Модный магазин» 1 выпуск (январь) 1862 год дает подробное описание модного платья. В рубрике «моды» первые строки повествуют о том, что умение одеваться составляет одно из самых необходимых знаний для женщины: «Взгляд знатока определит, почти безошибочно, по наряду женщины, ее свойство, вкус, степень образование, среду, в которой она живет».
В номере дается описания платья «гарибальди» и матросской рубашки (chemisecanotiere).Платье «гарибальди» получило свое название по имениДжузеппе Гарибальди – народного героя Италии. Гарибальдийское движение стало настолько популярным, что красная рубашка прочно вошла в моду и стала символом женщин передовых взглядов.
Верхнюю часть рубашки рекомендуется делать из кашемира. Цвета могут быть любые, но рекомендуются синий или сольферино (ярко красный), бывают белые, коричневые, фиолетовые с вышитой черной шнуровкой. Рубашку необходимо носить с поясом. На плечах рубашки стоит сделать сборки или складки. Юбка шьется очень широкая и длинная.
Так же в журнале присутствуют практические советы для экономных модниц. Приводится в пример вышедшее из моды затканное платье, (adispisition)состоящее из воланов, которые стоит разрезать и в хаотичном порядке нашить друг на друга.
Во 2 январском выпуске журнала «Модный магазин» рассказывается о платьях для вечера. Для молодых особ рекомендуются платья вытканные золотыми или шелковыми цветочками (robes-mouche, robesjardiniere), эти платья не очень дороги. «Кроме совершенно белых платьев, в большой моде для вечера, платья двух разных цветов: белое с цветной отделкой».
Февраль №3 в статье «Моды» дается подробная характеристика моды Парижа. Темой номера стали не только платья, но и теплая одежда. Отдельно в конце номера рассматриваются чепчики разных видов:
1. домашний чепчик (мягкое дно, скругленные поля);
2. полунарядный чепчик (поля очень выдвинуты вперед углом, украшены лентами сложенными вдвойне);
3. круглый чепчик (материал шелковый тюль, украшен рюшами, большими бантами);
4. чепчик нуфъ (материал гладки батист, обшивается валасьенскимъ кружевом, вокруг всего чепца идет буфа).
Мода продолжала стремительно развиваться. И хотя образы прекрасных дам того времени все еще будут перегружены украшениями, мы выделим перемены, произошедшие в платье.
Центрами моды 70 – 80-х годов были буржуазные салоны. Сущность направления в прикладном искусстве тех лет был так называемый «позитивизм» – демонстрация стоимости вещей, богатства одежды.
Одним из самых популярных слов в это время становится слово «шик».
Франция продолжает, остается «учителем» в мире моды и еще в начале XIX века приносит в Россию новое слово «chic». Именно этим словом будет «измеряться» мода 70 – 80 гг. XIX века. В конце XIX века складывается новая система международных отношений. Происходит сближение России и Франции не только в политическом аспекте, но и культурном.
Кринолин выходит из моды, уступая место тюрнюру. Тюрнюр выглядел не столь комично, но все еще оставался неудобным в эксплуатации – дамам было крайне неудобно сидеть.
Мы можем встретить описание платьев для разных случаев. Для парадного туалета 2 выпуск январского номера журнала «Модный магазин» предлагает читательницам вариант черного бархатного платья. Рекомендуется корсаж с прямыми басками сзади, образующими на боках большие полы с подборами, подбитыми светлым атласом. В качестве декора используется кружево, обшитое вверху черными перьями, банты. Изучая выпуски журнала «Модный магазин» за 1873 год мы увидим, что платья из черного бархата были очень популярны. Но по сравнению с предыдущим десятилетием, авторы журнала делают ставку не на вычурную роскошь, а экономность. Черное бархатное платье они представляют как благоразумное и самое экономное. Оно занимает место № 1.
Модные издания этого времени отвечают вкусам того круга людей, для которых мерилом красоты является стоимость. Богатство и крикливая роскошь диктуют моде создание сложных костюмов, перегруженных обилием ткани, отделок и украшений.
Костюмы из бархата, плюша, тяжелых шелков, которые шили расточительные дочери и жены богатых чиновников, органично вписывались в интерьер их домов, перегруженных мебелью с бахромой и помпонами, пышными портьерами, золочеными рамами и безделушками. Не только в среде разночинной интеллигенции, но и среди старого российского барства такой «буржуазный» стиль получил меткое и едкое наименование «tapissier» («обивочный»).
Уже в конце XIX века среди женщин возникают идеи эмансипации. Одежда становится выражением социального настроения представительниц интеллигенции. Они начинают отказываться от неудобных фасонов платьев, излишества украшений. Постепенно их одежда начнет приобретать форменные черты, произойдет упрощение платьев гимназисток.
В сумочках этих новых женщин, кроме носового платка, кошелька и маленького бумажника, имелась, как правило, эмалевая (или перламутровая) коробочка с папиросами. Жилеты, высокие сапожки, прямые неприталенные пальто, шляпы с приподнятыми по сторонам и слегка опущенными спереди полями («амазонки»), считавшиеся элементами мужского костюма, говорили об их обладательницах как о сторонницах движения за равноправие.
Мода на протяжении конца XIX века претерпевала частые изменения. Мода в России была ориентирована на Францию. Стремление к моде характерна не только для дворянского сословия. В печатных изданиях даются практические советы «экономного» варианты пошива костюма. Это указывает на достаточно значительную роль моды. В конце XIXвека существовали правила хорошего вкуса и комбинирования вещей.
В конце XIX века развивается стиль «модерн». Модерн зародился в Европе. Он найдет свое отражение, прежде всего среди европейских кутюрье, но распространится и в России. Особенностью этого стиля является стремление к природе (плавные линии, растительные узоры и т.д.). В основе этого стиля лежал изогнутый силуэт, эффект пышности (за счет турнюров). Женщина дополняют свой образ при помощи аксессуаров. В моде были зонтики от солнца, небольшие сумочки и богато украшенные веера.
Но во времена Первой Мировой войны стиль «модерн» отойдет с ведущих позиций. Тяжелое военное время будет требовать удобства и минимализма в украшениях.

 

 

Глава II. Изменения в моде и эталонах женской красоты в начале XX века
§ 1. Эталоны женской красоты начала XX века
Все больше становится женщин - врачей, учителей, медицинских сестер. Двадцатый век - это век становления принципиально новых основ общественно-политической жизни, век становления новых идеалов не только духовных, но и внешних.
У таких резких изменений есть целый комплекс причин. Прежде всего, выделим господство массового производства в промышленности, влияние революционных изменений на ограничения в моде. Статус тканей и форм уходит на второй план. Теперь дамы все больше внимания начинают уделять удобству.
О красоте русских женщин свидетельствуют факты об отношении к русским эмигранткам в Турции: «турки оказались очень восприимчивы к красоте русских женщин. Они никогда не видели блондинок, а с голубыми глазами – и подавно. Разводы среди турецких подданных сыпались как из рога изобилия».
Коренные изменения в моде и образе идеальной женщины происходят в начале XX века. Одежда укоротилась, в моду вошли короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или «волнами». Эталоном считается высокая женщина с узкой талией и кукольным лицом.
Образы прекрасных женщин быстро сменяли друг друга. Балерина Анна Павлова, исполняющая роль лебедя, создала образ томной и печальной красавицы. Но эмансипация оставляет отпечаток в стандартах женской красоты. В 1920-е годы объемные прически, женственная фигура уступают место «мальчишескому» силуэту: короткие волосы, узкие бедра и маленький бюст. Историк моды Александр Васильев считает, что такие перемены связаны с Первой мировой войной. Тяжелые условия, «перебои» с продуктами, заставили женщин по неволе похудеть, а работа не позволяла носить пышные прически, принуждая отрезать волосы.
В военное время в моде была скромность, естественность и аккуратность в образе. Почти полное отсутствие косметики входит в моду на ближайшее десятилетие. Это объясняется тяжелым военным периодом во время которого на первый план выходит не «вычурность» образа, а аккуратность. Глаза практически никак не выделялись, приветствовался блеск губ и небольшой слой розовой пудры. Больше не идет речи о болезненно бледной коже. Скорее наоборот, такой вариант естественного макияжа должен был освежать лицо. Аккуратно причесанные волосы и максимально удобная одежда. Но это была даже не мода, а необходимость вызванная временем.
Но после окончания Первой мировой войны женщины получили полет фантазии. С этого момента распространение получают элементарные правила макияжа. В моду входят ярко подчеркнутые глаза или губы. Это правило актуально и в наше время. Волосы остаются такими же короткими, но теперь женщины старались добиться яркости в своем образе. Женщины начинают активно использовать тушь, губные помады насыщенных цветов, румяна и подводку для глаз.
В этот период времени активно развивается кинематограф и искусство фотографии. По старым снимкам мы можем увидеть какой образ был в моде в начале XX века.
Женщины начинают подражать кинозвездам. Они обращают внимание не только на макияж и прически, но также на фигуру и стиль в одежде. Теперь кино и красота были неразрывно связаны. По всему миру начинает распространяться возникший на рубеже XIX и XX веков стиль модерн. В переводе с английского модерн означает «современный». Этот новый стиль заставил всерьез задуматься не только о нарядах, но и о красоте тела, поэтому дамы начали усердно заботиться о коже и фигуре, чтобы достойно предстать перед кавалерами во всем блеске своей красоты.
В кино Вера Холодная (1893–1919) начала сниматься в 1914 году. Её девичья фамилия Левченко. Позже она выйдет замуж за юриста Владимира Холодного, и до конца жизни в памяти зрителей останется известной под этой фамилией. Своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем Холодная произвела сенсацию. В то время название и содержание картин держали в секрете, боясь конкуренции. Фильмы же с участием Холодной широко рекламировались еще до начала съемок, и в этом не было риска, ведь уникальность заключалась не в сюжете, а в участии знаменитой актрисы. Народ шел на «Веру Холодную», ее фильмы были вне конкуренции. Число ее обожателей росло с каждым днем. Она несла в общество образ прекрасной и независимой женщины. И этому соответствовала – зыбкость общественных устоев, постепенное изменение института семьи в результате женской эмансипации. Это являлось благодатной почвой, которая «впитала в себя элементы нового, модного стиля, принесенного артистами и художниками».
Вера Холодная (см. прил. 5) являлась одной из тех героинь черно-белых картин, чье влияние обуславливалось красотой и талантом. Она обладала колдовским взглядом, какой можно встретить на старинных фресках, зачаровывала зрителей и заставляла их выносить двери кинотеатров. Она была эталоном красоты, диктовала моду своего времени. Таким образом, киномода прочно воцарилась в жизни молодых особ, нашла свое выражение она и в области аксессуаров – особую популярность приобрели «грациозные боа из страусиных перьев и эффектные сумки – саквояжи».
Вскоре Холодная становится одной из самых очаровательных законодательниц моды, ведь её стиль имел огромное влияние на повседневность этого периода. Она одевается у лучших портных и демонстрирует образцы элегантности и шика. Ее стиль объединял в себе – «строгую элегантность, сдержанность, подчеркнутую холодность оттенков и фасонов».
Так же прекрасными женщинами начала XX века были балерины Анна Павлова (см. прил. 6), Тамара Карсавина (см. прил. 7) и Матильда Кшесинская (см. прил. 8). О блистательной Анне Павловой современники вспоминали с любовью и восхищением. Она была не только выдающейся балериной, но и красивой женщиной с выразительным томным взглядом, маленькими аккуратными губами, прекрасным овалом лица.
На фото Матильды Кшесинской мы можем видеть дух, еще не ушедшего из сердец людей, XIX века. Сложные прически, украшенные цветами и маленькой шляпкой, платья объемных конструкций. Другая же балерина Тамара Карсавина приносит в моду веяния нового века. Матильда Кшесинская в книге «Воспоминания» писала о молодой балерине так: «красивая, талантливая, простая и бесконечно милая».
«Карсавина исполняла вальс. Считаю, что танцы «Сильфид» особенно подходят к ее таланту. Она не обладала ни худобой, ни легкостью Павлвой, но в Сильфиде – Карсавиной был тот романтизм, который мне редко удавалось достигать с последующими исполнителями». Так писал о ней Михаил Фокин в книге «Против течения».
Мы можем видеть, что эталоны женской красоты приобретают новые черты. Это независимые женщины, которые добились успехов на определенном поприще. Они несомненно талантливы и имеют свой стиль в одежде.
§ 2. Мода в России начала XX века
Следующем пунктом работы будет рассмотрение тенденций изменения моды и людей непосредственно повлиявших на неё.Рассматривая изменение моды начала XX века, мы можем проследить, как стремительно менялся облик женщины.
Несомненное влияние на российский женский костюм XIX — начала XX вв. оказали два открытия в истории мирового швейного дела. Первым было изобретение в 1801 г. «жаккардовой» машины, позволявшей получать полотно с любыми переплетениями нитей и сложным орнаментом. Вторым событием было изобретение швейной машинки, получившей, правда, распространение лишь после 1850 г.: именно тогда ее усовершенствованный вариант, созданный И. Зингером, в несколько лет приобрел мировую славу. В Россию швейные машины импортировались из США и Германии. В начале XX в. количество их исчислялось сотнями тысяч, но распространялись они, в основном, в городах. В деревнях одежда шилась по старинке вручную, «двойным мелким швом».
Все большее значение в мире моды приобретают публичные люди. Певицы, художники, артистки, актрисы – все они оказывали воздействие на облик своих современниц. Одним хотели подражать, а другие влияли на цветовую гамму костюма, вводили в моду новые ткани.
Мы помним имена великих кутюрье таких как, Коко Шанель и Кристиан Диор, но забываем о заслугах наших модельеров, которые сыграли большую роль в становлении российской моды. Одним из первых модельеров стала Надежда Петровна Ламанова.
В начале прошлого века имя Надежды Ламановой хорошо знали не только в России, но и во Франции. Она творила методом «наколки» (так работала Мадлен Вионе, его использовала Коко Шанель), создавая платье прямо на модели, посредством скалывания булавками драпировок. Заказчицы часто просили: «Пожалуйста, сшейте сами!» На что Ламанова говорила: «Я вообще не умею шить. Архитектор ведь не кладет камни, это делают рабочие, и шить вам буду не я, а мои помощницы». Наряды от Ламановой пленяли изумительным кроем, многообразием фактур, отделок и материалов. В 1919 году Ламанову арестовали. За что – не известно. На шестом десятке жизни Надежде Ламановой приходится начинать с нуля. Благодаря своему таланту и воле Ламанова, как Феникс, возрождается вновь. После революции она работает и в стиле конструктивизма. В эпоху «отсутствия всего» экспериментирует с дешевыми тканями: солдатским сукном, домотканым полотном, бумазеей. Она говорила, что «даже самый дешевый материал может послужить исходной точкой красивой формы».
Как и раньше, Париж продолжает развивать и пропагандировать свою линию моды, но она уже не является непререкаемой в той степени, как это было на рубеже XIX и XX в. Развитие промышленности и производство готовой продукции проходят в таких темпах, что в недалеком будущем готовая одежда будет преобладать на рынке. Возможно, что организованный в последние годы социалистическими странами Международный конгресс промышленной моды повлияет на появление каких-то новых форм управления мировой модой, форм, убежденно отражающих самые характерные для современного человека типы одежды. Этот конгресс проводился регулярно на протяжении нескольких лет каждый год. На них представляли свои модели СССР, Венгрия, ГДР, Румыния, Болгария, Чехословакия, Польша.
Главным открытием для истории моды в довоенную эпоху стала новая цветовая гамма. В 1905 году на выставке в Париже демонстрируются яркие разноцветные картины фовистов (Матисса, Дерена и других), в 1911 году Сергей Дягилев в рамках балетных гастролей «Русские сезоны» ставит в Лондоне балеты «Шахерезада» и «Клеопатра» с красочными костюмами Леона Бакста, выполненными в восточном стиле. Ориентализм с его живыми красками и богатым декором становится новым модным трендом начала 1910-х годов и привносит на подиумы яркие цвета специй и диковинных растений вместо пастельных оттенков.
Особое место в формировании костюма XX столетия занимают художники. Они не только писали в своих картинах облик женщин, отражая развитие модных тенденций, но так же вносили свой вклад в эту индустрию, благодаря собственному стилю.
Бакст Лев Самуилович (1866-1924) человек, который внес свой вклад в создание костюма. Работа в театре дала возможность Баксту в полной мере раскрыться и обрести себя. «Впереди модниц идут художники, впереди художников идут их предтечи-новаторы…» — полагал Бакст. Как ни странно, его творчество в области костюма обнаруживало немало общего с костюмной программой самого радикального художественного течения тех лет — футуризма.
Работы Бакста очень необычны по стилистике рисунка и передаваемой с картин экспрессией. Большое количество его работ отражают в себе тему Востока. Мы можем видеть на них яркие краски, летящие платья, широкие штаны. Художник оформлял декорации и создавал костюмы для театра. Он долгое время тесно сотрудничал с С. П. Дягилевым раскрывая свой талант в балетных спектаклях «Русских сезонов». Несомненно внушительная часть его творчества посвящена теме востока, ведь он работал с такими спектаклями как «Клеопатра» (1909), «Шахерезада» (1910) и т.д.. Наиболее известный футуристический костюм, желтая кофта В.В.Маяковского, неизменно вызывала скандал, так что московская полиция запретила поэту выступать в этой одежде.
В начале XX века русская мода имела ряд значительных успехов. Так например, в 1903 году Ивановские ситцы были отмечены дипломом первой степени в Париже.
Рисунок располагался на плоскости ткани, образуя четкую, строгую композицию или покрывая ткань сплошным ковром. Фон чаще делали черным или индиго-синим, но иногда пурпурным, коричневым или изумрудно-зеленым. Цветы по колористическому решению были сдержанными или яркими: выполнялись в натуралистической манере. Большой популярностью в народе пользовались ткани, украшенные «восточным» орнаментом. Они воспроизводили фрагменты китайских, иранских, турецких и бухарских тканей; широко известны турецкие «огурцы», букеты, павлиные перья и ковровые орнаменты.
Так же в этот период начинается распространение трикотажа. Открывается множество маленьких и более крупных ателье. В Санкт-Петербурге добиваются успеха у женщин дома моды.
Дома от кутюр в России отличала их элитарность. Например, петербургский Дом Бризак являлся Поставщиком Двора и работал исключительно для придворных нужд, т.е. клиентками этого дома были императрица, ее дочери - великие княжны, великие княгини - сестры и жены великих князей и фрейлины Двора. По высочайшему повелению императрицы Дом Бризак мог обслуживать двух клиенток, не принадлежащих ко двору - любимых публикой артисток Анну Павлову и Анастасию Вяльцеву.
Еще одним большим петербургским модным домом 1900-х гг. был Дом Гиндус, который в эпоху революции разделил судьбу Дома Бризак и канул в Лету. Третьи крупным домом моды был Дом Ольги Бульденковой, которая тоже была Поставщицей Двора, т.е. делала придворные платья. Это были особые форменные платья, которые не подвергались модным течениям, а были регламентированы Уставом Двора, утвержденным специальным императорским указом еще в 1830-е гг.
Подробнее рассмотрим вещи, которые были популярны в начале XX века. Журнал«Модный курьер» 1909 год № 1 январь предлагает «Юбка с высокой талией делается из сукна модного цвета. Она снабжается кушаком, который составляется из двух черных шелковых полос и одной белой рипсовой. Последняя образует маленькие отвороты».
«Модный курьер» № 3 январь 1909. В данном номере упоминается парижская мода и резкие перемены в силуэте платья. Упоминаются платья с шале образными драпировками: «эти платья удивительно хороши на особах высокого роста, но при этом необходимо, чтобы все движения были спокойны и плавны. Новая форма, чудесные блестящие ткани и богатая вышивка – все это вместе составляет художественную картину мод». На иллюстрациях журнала мы больше не видим утягивающих талию корсетов. Силуэты стали более прямыми, все чаще появляются пояса, которыми подчеркивалась талия.
«Модный курьер» 1915 год № 1 – 2 мы видим кардинальные перемены в образе женщин. В моду прочно вошли короткие волосы, уложенные легкими волнами, блузки и жилеты из гладких и полосатых материй и т.д. Мы встречаем сведения о Английских блузках с длинными рукавами, украшенными пуговицами. Их рекомендуется носить с цветным шелковым галстуком. Встречаются рекомендации не только по костюму на выход или для повседневного выхода, но так же приводятся в пример траурные наряды.
«Модный курьер» № 21 – 22 за 1915 год. Этот номер повествует нам о моде на юбки начала XX века. В моду входят широкие юбки со складками годе. Отмечается мастерство портних, с которым они разнообразили юбки, декорируя их разными объемами складок. Узкие юбки подвергаются осуждению. Ткань не стесняет свободу движений и передает естественную грацию женщин, от которой люди уже успели отвыкнуть. В моде юбки:
1. Простая юбка;
2. Юбка с широкими складками;
3. Юбка со складками годе;
4. Со складками сзади украшенная пуговицами.
В журнале «Модны курьер» № 25 – 26 за 1915 год дается следующее описание нового платья: «Платье нового фасона состоит из верхней блузы и рубашечки, которая кроится вместе с рукавами. Юбка шириною около 3х арш. составляется из трех полотнищ. Наша модель делается из сукна, украшается пуговицами и петлями и снабжается тюлевой вставкой со стоящим воротником».
На страницах данного выпуска журнала мы можем видеть фасоны платьев с завышенной талией, рукавом «три четверти». Украшается оно пуговицами и воротничком. Ткань однотонная без узоров. В основном фасоны полностью закрытые под горло. Длина юбки – не выше щиколотки. Дамы носят маленькие аккуратные шляпки, украшенные перьями.
После окончания Гражданской войны перед модой встала серьезная задача. Теперь она должна была создать свой неповторимый стиль советской женщины. Так в Ленинграде, в 1928 году вышел новый журнал «искусство одеваться». Изначально данное издание являлось приложением к журналу «Красная панорама». Журнал имел прекрасное оформление, красочные иллюстрации, в нем содержались рубрики о парижской моде, по современному новому стилю, а также в нем присутствовало приложение выкроек. Вскоре, после окончания Гражданской войны в России, за границей сформировалось несколько крупных центров белой эмиграции. Большая часть беженцев нашла приют в Турции, Китае и во Франции. Причём в Париже, в большинстве своём, оказались наиболее богатые русские, сумевшие вывезти с родины достаточно крупные капиталы, золото и фамильные украшения.
К тому же женщины, оказавшиеся в эмиграции, проявили себя как способные мастерицы. Они поступали на работу, занимались шитьем и вышивкой. Как нам известно, раньше рукоделие практически было неотъемлемой частью жизни русской женщины как низкого происхождения, так и из высших слоев общества. Русские мотивы не остались без внимания в мире Парижской моды.
Коко Шанель признавала русских женщин очень красивыми: «У русских было всё: красота, грация, замечательные фигуры, загадочный взгляд, который придаёт дополнительное очарование, великолепные волосы и красивые руки».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
В ходе данного исследования мы проанализировали причины изменений в русской моды и эталонах женской красоты на рубеже XIX – XX вв. Мы рассмотрели женскую моду на основе изданий конца XIX века, портретов и воспоминаний. Описали эталоны красоты изучаемого нами периода. В конце XIX века эталон женской красоты формировался через внешность: черты лица, узкая талия, глубокий взгляд, ухоженные волосы, бледная кожа. Также не малую роль играли отточенные до мелочей жесты, утонченные манеры и моральные качества: доброта, жизнелюбие, умение поддержать беседу. Мы делаем вывод, что модные издания того времени отвечают вкусам богатых людей. Для менее состоятельных слоев населения модные журналы предлагают перешивать старые наряды и использовать более дешевые ткани. Мы проследили стремительное изменение в индустрии моды конца XIXв. Существовали сложные фасоны с изобилием украшений для дворянского сословия, «экономные» варианты пошива костюма.
Мы проанализировали тенденции изменения моды на рубеже XIX–XXвв., выявили ряд причин: господство массового производства, усовершенствование техники, военное время, движение женской эмансипации, появление выдающихся кутюрье.
В ходе данного исследования мы установили связь между российской и французской индустрией моды, их взаимное влияние друг на друга.
Так же мы проанализировали эталоны красоты начала XXв. и пришли к выводу, что помимо привлекательной внешности, эти женщины были талантливы и достигли успехов в выбранной ими профессии. Они служили примером независимости и глубокой индивидуальности, как в плане характера, так и в стиле одежды.

 

 

 

Список использованной литературы и источников

I.Дневники и воспоминания
1. Вигель Ф. Ф. Записки.Т – II. М.: артель писателей Круг. – 1928. – 369 с.
2. Заблоцкий-Десятовский А. П. Граф П. Д. Киселёв и его время. - Т. IV. - СПб., 1882. – 1600 с.
II. Монографии и статьи по теме исследования
1. Васильев А. А. Судьбы моды. – 6-е изд. - М.: Альпина нон-фикшен; 2014. – 464 с.
2. Киреева Е. В. История костюма. Европейский костюм от античности до XX в. - М., «Просвещение», 1976. – 165 с.
3. Руга В., Кокорев А. Барышни и дамы. Повседневная жизнь москвичек в середине XIX – начале XX в. – М., «ОЛМА Медиа Грепп», 2014. – 221 с.
4. Современная энциклопедия: мода и стиль – М., 2007. – 45 с. Пахомова Анна. Надежда Ламанова – первый русский модельер. // Антураж. 2008. №05-
5. Чуковский К. Люди и книги. - М., 1957. – 517 с.
III. Электронные ресурсы
1. Алупка: Исторические очерки. М.,1997. С. 159. . [Электронный ресурс]URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1455103 дата обращения: 5.12.19.)
2. Боги модного Олимпа: Коко Шанель (Coco Chanel) Часть 2 // [Электронный ресурс] URL: http://fullfashion.me/archives/1773 [Обращение от 21.03.19.]
3. Бычков В. В. «Эстетика». — М.: Гардарики, 2005. [Электронный ресурс]URL: http://www.libok.net/writer/8061/kniga/28587/byichkov_viktor_vasilevich/estetika/read (дата обращения: 22.11.19.)
4. Вера Папкова. Русская мода ХХ века: 1900-1910 годы. Журнал о моде и шитье "Осинка.ру. [Электронный ресурс] URL:http://www.osinka.ru/Moda/Style/2007_Fashion_XXvek/1900 1910_01.html (дата обращения: 22.03.19.)
5. Дзеконьска-Козловска А. Женская мода XX века. - Москва: Легкая индустрия, 1977.[Электронный ресурс] URL: http://fashionlib.ru/books/item/f00/s00/z0000006/st002.shtml (дата обращения: 28.03.19.)
6. Дмитрий Соколов. Русская парижская мода. «Тайны и загадки» — №18, август 2014 года. [Электронный ресурс] URL:http://bagira.nl/tayny-istorii/russkaya-parizhskaya-moda.html (дата обращения: 21.03.15.)
7. История моды XX века: милитари и спортивный стиль 1910-х. [Электронный ресурс] URL: http://www.wmj.ru/moda/istoriya-mody/istoriya-mody-xx-veka-1910-e-gody/ (дата обращения: 21.03.19.)
8. История русского глянца XVIII-XIX веков. [Электронный ресурс] URL: http://wiki.wildberries.ru/глянец/история-русского-глянца-xviii-xix-веков (дата обращения: 18.03.19.)
9. Л. П. Гроссман. У истоков «Бахчисараского Фонтана». [Электронный ресурс]URL: http://febweb.ru/feb/pushkin/serial/is3/is3-049-.htm (дата обращения: 16.03.19.)
10. Орленко Л.В. Терминологический словарь одежды. 1996. [Электронный ресурс] URL:http://tolk.in.ua/entsiklopediya_modyi_i_odejdyi/page/ivanovskie_sittsyi.804/ (дата обращения: 22.003.19.)
11. Пушкарева Н. Л. Во всех ты, душенька, нарядах хороша. // [Электронный ресурс] URL:http://afield.org.ua/mod3/mod82_1.phtml (дата обращения: 14.03.19.)
12. Тамара Карсавина. Воспоминания современников. [Электронный ресурс] URL: http://tobands.ucoz.ru (дата обращения: 6.12.19.)
13. Татьяна Н. Рядиться никогда не лень. Одежда горожан конца XIX — начала XX века. [Электронный ресурс] URL:http://kizhi.karelia.ru/info/about/newspaper/57/976.html (дата обращения: 13.03.19.)
14. Тургенев И. С. Повести. Стихотворения в прозе. [Электронный ресурс] URL: http://www.prosv.ru/ebooks/lib/30_Turgenev_Povesti/4.html (дата обращения: 5.12.19.)
15. Щербатов С. Художник в ушедшей России. [Электронный ресурс] URL:http://modernlib.ru/books/scherbatov_s/hudozhnik_v_ushedshey_rossii/read/ (дата обращения: 29.03.19.)
IV. Источники
1. Модный курьер. СПб., 1909. № 1.
2. Модный курьер. СПб., 1909. № 3.
3. Модный курьер. СПб., 1915. № 25 – 26.
4. Модный магазин. СПб., 1962. № 1.
5. Модный магазин. СПб., 1962. № 2. С.
6. Франц Ксавье Винтерхальтер «Портрет мадам Римской-Корсаковой» холст, масло 1864 год.
7. ВинтерхальтерФ. К. «Портрет Варвары Дмитриевны Римской-Корсаковой» 1858 год.
8. Джордж Хейтер «Портрет С. С. Потоцкой-Киселёвой» масло, 1831.
9. Миниатюра Морица Даффингера«Елизавета Ксаверьевна Воронцова» 1835/1837 года.
10. Пушкин А. С. Полное собрание стихотворений. – М.: .«Издательство Альфа-Книга», 2013. - 248 с. «Издательство Альфа-Книга», 2013. – 508 с.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top