Шумова А.С.
Актуальность данной работы заключается в том, что деятельность и личность Петра I и в наши дни представляют интерес для историков и составляют предмет дискуссии в оценке его преобразований.
Пётр I – самый яркий пример государя, который провёл целый комплекс государственных реформ за сравнительно небольшой отрезок времени практически во всех сферах жизни общества и государства. Наша страна за незначительный промежуток времени (примерно четверть века) превратилась в одно из ведущих европейских государств, которое могло составить конкуренцию другим державам на мировой арене.
Петровские преобразования, затронувшие практически все сферы жизни Российского государства, оказали определяющее воздействие на весь дальнейший ход исторического процесса в нашей стране. Они дали толчок новому витку развития Российского государства, поскольку реформы осуществлялись в различных направлениях: экономическая сфера (создание мануфактурной промышленности, осуществление политики протекционизма), государственное управление (учреждение Сената, создание Коллегий), сфера культуры и образования (введение нового летоисчисления, европейских обычаев) и т.д.
Истоки преобразований эпохи Петра Великого необходимо искать в XVII столетии. В результате деятельности первых Романовых был преодолен глубочайший социально-экономический и политический кризис государства и общества, вызванный событиями Смутного времени, и к концу века наметилась тенденция европеизации России, а также четко обозначились предпосылки будущих реформ.
В.В. Керов выделяет следующие предпосылки для проведения будущих реформ:
• «В социальной сфере – сближение поместного и вотчинного землевладения, отмена местничества, рост числа служилых людей, происходивший как за счет увеличения площадей пахотных земель, так и укрепления системы крепостничества.
• В экономической сфере – это развитие ремесел, появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли и политика протекционизма.
• В политической сфере – проявление черт абсолютистской монархии.
• Во внешней политике – присоединение Левобережной Украины и преодоление дипломатической изоляции (вхождение России в Священную лигу).
• В духовной сфере – обмирщение культуры; первый опыт преобразований, притом в самой консервативной области жизни – религиозно-церковной; изменения в быту части верхов общества, связанные с его европеизацией.
Одной из предпосылок реформ стала сама личность царя-преобразователя, сложившаяся в исторических условиях конца XVII в. и вобравшая в себя все их противоречия. Петр I осознал необходимость изменений, по-своему оценил цели реформ и вложил всю силу своего недюжинного ума и железной воли в обновление страны» [5, с. 246-247].
Немаловажную роль в преобразовании страны сыграло Великое посольство 1697-1698 гг. в Европу, основной целью которого было найти союзников против Османской империи.
«Посольство завербовало в Россию несколько сотен специалистов по корабельному делу, закупило военное и прочее оборудование.
Пётр много времени посвятил изучению кораблестроения, военного дела и других наук. … В Англии посетил литейный завод, арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был Исаак Ньютон» [13].
Однако цель посольства не была достигнута: ряд европейских держав готовились к Войне за испанское наследство (1701-1714 гг.). Тем не менее, благодаря этой войне сложились благоприятные условия для борьбы России за Балтику. «Полученный дипломатический опыт показал, что место России в «концерте» европейских держав пока ещё очень далеко от лидирующих позиций. Её могли использовать в качестве буфера при турецкой угрозе, но в остальном – никто не воспринимал как серьёзного игрока» [3, c. 25]. Вследствие этого произошла переориентация внешней политики России с южного направления на северное.
Поскольку реформы Петра I затронули практически все сферы жизнедеятельности государства, то их можно сгруппировать следующим образом:
1. Административная реформа. Основная суть административной реформы заключалась в построении жёсткой вертикали власти, являющейся признаком абсолютистской монархии, которая предполагает концентрацию судебных, административных и финансовых рычагов управления в руках государя и доверенных ему людей. В рамках данной реформы были созданы Правительствующий Сенат (1711 г.) – орган высшей законодательной, судебной и административной власти, который должен был управлять страной во время отсутствия царя, а также Коллегии (1717-1721 гг.) – исполнительные органы управления, функции и сферы деятельности которых были строго разграничены, в отличие от приказов [9].
Значение административной реформы заключается в том, что она способствовала утверждению абсолютной монархии как формы правления Российской Империи на долгие годы. Сложилась единая для всей страны централизованная административно-бюрократическая система управления, решающую роль в которой играл монарх.
2. Военная реформа. Необходимость в проведении военной реформы заключалась в отсталости организации армии и качестве её оснащения. Данная проблема была обнаружена во время Северной войны 1700-1721 годов. Поэтому реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в этой войне. Было осуществлено проведение рекрутского набора, перевооружение армии и развитие военной промышленности (открытие заводов по производству оружия, мундиров), создание флота (строительство верфей, кораблей), открытие военных образовательных учреждений – Морская академия (1715 г.), навигационная, артиллерийская, инженерная школы [9].
Благодаря комплексу мер, проведённых в военной сфере, были созданы регулярная армия и военно-морской флот. Осуществляли свою деятельность специальные школы, связанные с военным делом, что повышало качество военной подготовки и боеспособность российской армии. Также были выстроены промышленные предприятия, которые снабжали армию необходимым вооружением и способствовали его модернизации.
3. Экономическая реформа. Причинами реформ в данной сфере государства стали необходимость в усиленном обеспечении армии снабжением и вооружением для ведения Северной войны, а также существенное отставание Российского государства от ведущих европейских держав в промышленной отрасли. В рамках экономической реформы вводились новые косвенные налоги (банный, рыбный, налог на дубовые гробы, на причал и отправку плавучих судов, с варки пива и т.д.), осуществлялся переход с подворной подати на подушную, в результате чего был значительно увеличен размер казны. Для повышения качества производства приглашали иностранных инженеров на службу в Россию. В условиях нехватки рабочей силы был подписан указ о приписных крестьянах (1703 г.) – к мануфактурам приписывали целые деревни и сёла, крестьяне которых отрабатывали свои подати государству на мануфактурах. Для развития торговли был осуществлён перенос торговых путей – со строительством Петербурга роль главного порта страны перешла от Архангельска к будущей столице, а также проведена политика протекционизма, которая заключалась в поддержке отечественного производителя и установлении высоких пошлин на импортную продукцию [9].
Многочисленные мероприятия, проведённые в рамках экономической реформы, положили начало развитию преимущественно горной и военной промышленности, упростили систему монетоисчисления за счёт введения десятичной системы, а также облегчили торговое сообщение с другими странами за счёт переноса главного порта из Архангельска в Санкт-Петербург.
4. Церковная реформа. Главная цель проведения церковной реформы заключалась в ликвидации независимости церкви от государства и её подчинении государственному аппарату. Это было обусловлено проблемой чрезмерного авторитета церкви: Патриарх имел возможность влиять на обычных людей не меньше, чем сам Петр I, а это не вписывалось в абсолютистскую модель государства. Следовательно, церковная реформа обусловила отмену выборов Патриарха (1700 г.), а затем и упразднение патриаршества в связи с созданием Святейшего Синода (1721 г.), члены которого (всего их было 12) назначались Императором и приносили ему верноподданническую присягу при вступлении в должность [9].
Значение церковной реформы заключается в том, что она способствовала утверждению абсолютной монархии.
5. Социальная (сословная) реформа. Основная цель, преследуемая Петром I в социальной политике, — юридическое оформление сословных прав и обязанностей каждой категории населения России. В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Дворянства коснулись такие преобразования, как подписание указа о пожизненной службе (1701 г.), указа о единонаследии (1714 г.), в рамках которого землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по своему выбору, а остальные были обязаны нести службу [9], указа об обязательном обучении дворянских детей «цыфири и геометрии» (1714 г.), по которому «молодые дворяне не могли вступать в брак, не получив образования в каком-либо отечественном или зарубежном учебном заведении» [3, c. 65]. Не менее важным преобразование явилось введение «Табели о рангах» 1722 г. – нового порядка прохождения военной и гражданской службы. Всего было 14 рангов. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус личного дворянина. Тем самым карьера человека зависела не от его происхождения, а от достижений на государственной службе, т.е. любой свободный человек имел возможность стать дворянином [9].
Право на прохождение службы имели даже женщины. Свидетельством тому является выдержка из «Табели о рангах 1722 г.»: «На сопротив того, имеют все девицы, которых отцы в 1-м ранге, пока они замуж не выданы, ранг получить над всеми женами, которые в 5-м ранге обретаются, а имянно, ниже генерала-маэора, а выше брегадира. И девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника. А девицы, которых отцы в 3-м ранге, над женами 7-го ранга, то есть ниже полковника, а выше подполковника. И протчие, против того, как следуют ранги» [12].
Крестьянство характеризуется следующими нововведениями: создание категории приписных крестьян (1703 г.), которых прикрепляли к мануфактурам; разрешение на покупку крестьян целыми сёлами и деревнями к фабрикам дворянами и купцами в условиях нехватки рабочих рук (1721 г.) [9].
Изменения в городском населении связаны с учреждением регламента Главного Магистрата (1721 г.), по которому разделение граждан производилось на 2 категории: неподатные (дворяне, иностранцы, духовенство), которые не платили налоги, и податные, которые делились в свою очередь на регулярных (участвующих в управлении и жизни города) и подлых (чернорабочие, наемные). Регулярные граждане делились на 2 гильдии: 1 гильдия – банкиры, богатые купцы, владельцы мастерских, знаменитые ученые, художники и музыканты; 2 гильдия – мелкие торговцы, ремесленники [9].
Значение социальной (или сословной) реформы состоит в возможности любого свободного человека независимо от происхождения стать дворянином, а также в юридическом оформлении сословных прав и обязанностей каждой категории населения, в частности, обязанности дворян получать образование как важнейшее условие для вступления в брак.
6. Культурная реформа. В первую очередь стоит отметить, что сам Пётр осознавал необходимость просвещения. Это положение заключалось в наметившейся тенденции обмирщения культуры, т.е. её секуляризации – появлении светской культуры. Также немаловажную роль сыграла ориентация на европейские порядки, которые должны были сломать русские традиции, считавшиеся Петром варварскими и устаревшими. Осуществлялись преобразования в науке и системе образования (открытие Навигацкой, Инженерной, Медицинской и др. преимущественно военных школ, Академии наук, которая должна была стать и научным, и образовательным учреждением, подписание указа в 1714 г. об обязательном получении образования дворянами) [1], в быту (указ брить и рубить бороды от 5 сентября 1698 г., указ о форме одежды 1700 г., по которому «боярам, царедворцам и служилым людям запрещено было являться в Кремль и присутственные места в старинной одежде» [2, c. 147], указа о введении ассамблей 1718 г., представлявших свободный формат общения на абсолютно любые темы, которые волновали и интересовали дворян: «…; ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава» [10]). Интересным нововведением было создание женского общества в России. Сюда относятся такие преобразования, как внедрение идеи брака только по согласию обеих сторон. Легче становятся и разводы. По мнению царя, для Бога приемлемо только доброе супружество [1]. «Законодательные предписания 1696-1704 гг. о публичных празднествах вводили обязательность участия в торжествах и празднествах всех россиян, в том числе женского пола» [11].
Значимость культурной реформы заключается в том, что благодаря ей осуществлялось развитие системы образования (в частности военных учебных заведений), кардинально сменился внешний вид дворян за счёт бритья бород и ношения одежд европейского образца. Наиболее важным преобразованием в рамках данной реформы стало изменение статуса женщины в обществе – теперь она имела право свободно посещать массовые мероприятия и принимать в них участие, могла самостоятельно решать вопрос о своём замужестве.
Деятельность Петра I ещё при жизни императора оценивалась совершенно по-разному его современниками: одни считали его великим реформатором, поддерживали необходимость проведения реформ, другие обвиняли Петра в коренной ломке русских традиций и разрушении национальной самобытности.
Многоплановость и противоречивость оценок личности Петра, роли и значения его преобразований сохранились до сих пор. В целом, можно выделить три основные группы мнений и оценок:
1. «Панегиристы». Пётр I признаётся уникальной личностью во всей русской истории. Его реформы характеризуются обширностью, новизной, исключительными успехами, в результате которых Россия превратилась во влиятельное государство наряду с европейскими державами [8].
Одним из сторонников данного направления является В.Н. Татищев. Он подчеркивал такие заслуги Петра, как создание флота, завоевание выхода в Балтийское море, основание Петербурга, соединение Каспийского, Балтийского и Белого морей каналами, что было необходимо как для войны, так и для купечества. Татищев обращал особое внимание и на то, что Петр сам подобного себе не имел во многих искусствах, в частности в строении кораблей и мореплавании. Император обеспечил успешное экономическое развитие России за счёт увеличения числа мануфактур. Обеспечил он столь же успешное развитие наук и искусств. «Таких успехов, как утверждал Татищев, не удавалось достичь известным в истории «всем, прежде бывшим великим и именованным как монархиям, так и республикам». По существу в этом пункте Татищев впервые проводил мысль о том, что по результатам своей деятельности Петр I не знал себе равных в истории» [7, c. 69].
2. «Обличители». Пётр I является разрушителем традиций, законодателем нравственной распущенности. Реформы породили бюрократизацию, фаворитизм, падение авторитета церкви [8].
Сторонником данной негативной позиции является Н.М. Карамзин. Он пишет следующее: «Умолчим о пороках личных; но сия страсть к новым для нас обычаям преступила в нем границы благоразумия. Петр не хотел вникнуть в истину, что дух народный составляет нравственное могущество государств, подобно физическому, нужное для их твердости. ... Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь России унижал россиян в собственном их сердце. Презрение к самому себе располагает ли человека и гражданина к великим делам? …
Жизнь человеческая кратка, а для утверждения новых обычаев требуется долговременность. Петр ограничил свое преобразование дворянством. Дотоле, от сохи до престола, россияне сходствовали между собою некоторыми общими признаками наружности и в обыкновениях, — со времен Петровых высшие степени отделились от нижних, и русский земледелец, мещанин, купец увидел немцев в русских дворянах. …
Семейственные нравы не укрылись от влияния царской деятельности. Вельможи стали жить открытым домом; их супруги и дочери вышли из непроницаемых теремов своих; балы, ужины соединили один пол с другим в шумных залах; россиянки перестали краснеть от нескромного взора мужчин, и европейская вольность заступила место азиатского принуждения. …
Утаим ли от себя еще одну блестящую ошибку Петра Великого? Разумею основание новой столицы на северном крае государства, среди зыбей болотных, в местах, осужденных породою на бесплодие и недостаток. … Можно сказать, что Петербург основан на слезах и трупах» [4, c. 32-37].
Как мы видим, Карамзин обвиняет Петра, прежде всего, в уничтожении самобытности России и введении европейского стиля жизни, что породило у людей, по мнению историка, неприязнь по отношению к самим себе, разрушение нравов, вследствие чего женщины получили возможность присутствовать на разнообразных праздниках, не стесняясь мужского общества.
3. «Объективисты». Пётр I представляет собой сложную и противоречивую личность. В нём сочетались доброта и жестокость, прозорливость и косность, религиозность и ненависть к традициям православной веры. Преобразования, проводимые им, имеют как позитивный, так и негативный характер, но они были неизбежны и необходимы на данном этапе развития страны [8].
К направлению объективистов можно отнести В.О. Ключевского, который высоко оценивал заслуги Петра перед нашим государством, но видел в его личности множество противоречий: «Добрый по природе как человек, Петр был груб как царь, не привыкший уважать человека ни в себе, ни в других; среда, нам уже знакомая, в которой он вырос, и не могла воспитать в нем этого уважения. …
С детства плохо направленный нравственно…, невероятно грубый по воспитанию и образу жизни, он при этом был полон энергии, чуток и наблюдателен по природе. Этими природными качествами несколько сдерживались недостатки и пороки, навязанные ему средой и жизнью. …
Петр был честный и искренний человек, строгий и взыскательный к себе, справедливый и доброжелательный к другим; но по направлению своей деятельности он больше привык обращаться с вещами, с рабочими орудиями, чем с людьми, а потому и с людьми обращался, как с рабочими орудиями. …
Петр был великий хозяин, всего лучше понимавший экономические интересы, всего более чуткий к источникам государственного богатства. Подобными хозяевами были и его предшественники, цари старой и новой династии; но те были хозяева-сидни, белоручки, привыкшие хозяйничать чужими руками, а из Петра вышел подвижной хозяин-чернорабочий, самоучка, царь-мастеровой» [6].
Исходя из данной оценки личности и деятельности Петра в рамках объективистской концепции, можно сделать вывод о том, что преобразования Российского государства были обусловлены самим историческим процессом. Личность Петра по своей природе неоднозначна, и, несомненно, испытала влияние среды, в которой рос Пётр, что в свою очередь тоже явилось определённым закономерным процессом проведения реформ.
Подводя итог, можно сказать, что, несмотря на всю противоречивость характера Петра и проводимых им реформ, Пётр I Великий является уникальным правителем в истории России. Роль петровских реформаций заключается в том, что они позволили кардинально преобразовать страну и вывести её на один уровень с европейскими державами, в результате чего она могла теперь составить им серьёзную конкуренцию на политической арене. Также реформы стали основой для дальнейших изменений, проводимых другими российскими правителями, которые стали наследниками уже Российской империи.
Наше государство вновь находится на пути преобразований, которые нацелены на модернизацию российского общества, на поддержание военной мощи и статуса сильнейшей страны на мировой арене. Все эти процессы обусловлены развалом СССР и созданием нового государства – Российской Федерации, которая находится ещё только на этапе своего становления и характеризуется переходным состоянием. Поэтому можно говорить о том, что реформы, проводимые президентом РФ В.В. Путиным (социально-экономические изменения, демографическая политика, внесение ряда поправок в Конституцию РФ), также обусловлены историческим процессом, объективными причинами и вызовами нашего времени.
Таким образом, при оценке современных событий необходимо учитывать богатый исторический опыт со всеми его причинно-следственными связями. А к чему нас приведут сегодняшние преобразования – покажет время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Анисимов Е.В. Императорская Россия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://prussia.online/books/imperatorskaya-rossiya (дата обращения: 14.12.2019).
2. Балязин В.Н. Неофициальная история России / В.Н. Балязин. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 448 с.
3. Гуськов А.Г. Император Всероссийский Пётр I Алексеевич / А.Г. Гуськов. – М.: ИД «Комсомольская правда», 2015. – 96 с.
4. Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях. – М.: Наука, 1991. – 127 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://imwerden.de/pdf/karamzin_zapiska_o_drevnej_i_ novoj_rossii_1991_text.pdf (дата обращения: 21.12.2019).
5. Керов В.В. Краткий курс истории России с древнейших времён до начала XXI века / В.В. Керов. – М.: АСТ, 2013 г. – 1019 с. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vk.com/doc115411195_536226820 (дата обращения: 12.12.2019).
6. Ключевский В.О. Петр Великий, его наружность, привычки, образ жизни и мыслей, характер [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vlastitel.com.ru/petr/kluch.htm (дата обращения: 21.12.2019).
7. Конанова Е.И. Мифологический образ Петра I в сочинениях Ф. Прокоповича и В.Н. Татищева / Е.И. Конанова // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. – Ростов н/Д., 2007. – № 4. – С. 67–71. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article /n/mifologicheskiy-obraz-petra-i-v-sochineniyah-f-prokopovicha-i-v-n-tatischeva (дата обращения: 21.12.2019).
8. Перезвенцев С.В. Мнения о личности и деятельности Петра I [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.portal-slovo.ru/history/40144.php (дата обращения: 12.12.2019).
9. Петр I Великий царь всея Руси и император всероссийский 9 июня 1672 г. – 8 февраля 1725 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://xn--1-itb3afj.xn--p1acf/ (дата обращения: 14.12.2019).
10. Полное собрание законов Российской империи. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 16.12.2019).
11. Пушкарёва Н.Л. Частная жизнь и повседневный быт женщины в России (ХVIII – начало XIX в.) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.booksite.ru/fulltext/life/ofw/oman/5.htm#7 (дата обращения: 14.12.2019).
12. Табель о рангах всех чинов, воинских, статских и придворных, которые в котором классе чины; и которые в одном классе, те имеют по старшинству времени вступления в чин между собою, однако ж воинские выше протчих, хотя б и старее кто в том классе пожалован был 24 января 1722 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/tabel.htm (дата обращения: 14.12.2019).
13. Токарева Е.А. Путь человека к вершинам бессмертия, Высшему разуму – Богу. Искажение истории Руси, начиная от Ивана Грозного [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://books.google.ru/books?id =oWgsDwAAQBAJ&printsec=frontcover&hl=ru&source=gbs_ge_summary_r&cad=0#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 14.12.2019).
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»