Литвиненко С.В.
Главным богатством России всегда были, есть и будут не бескрайние ее территории, богатые залежи нефти и газа, а люди, населяющие ее, их таланты и неисчерпаемая энергия. От них зависит развитие экономики, политическая безопасность государства, развитие отечественной и мировой культур. В процессе становления и развития фактически любого государства можно обнаружить переломные моменты, которые так или иначе влияют на жизнь отдельных индивидов и членов их семей. Ни Российская Федерация, ни моя семья в частности не являются исключениями. Стоит лишь подчеркнуть некоторую особенность представителей моей семьи по материнской линии: все они чистокровные немцы, поэтому те социальные и политические потрясения, которые происходили сначала в Российской империи, а затем в Советском Союзе, ощущались ими, возможно, чуть более болезненно, чем обычными представителями российского народа.
В начале XX века Россия находилась на переломном этапе своего развития – бурный рост экономики сопровождался кризисом отношений власти и общества. В стране сложилась революционная ситуация, в рамках которой «низы не хотели жить по-старому, а власть не могла править по-новому» [1]. Выход оставался один – преобразования. Однако преобразования путем реформирования запоздали, и в стране началась революция. Власть даровала народу манифест от 17 октября 1905 года [2]. В стране провозглашались политические свободы и создание законодательного органа власти – Государственной Думы.
Преобразования затронули самые отдаленные регионы Российской империи и способствовали к росту национального самосознания народов окраин.
В начале XX века мои предки проживали в одном из самых крупных административных центров юга Украины, в Запорожье. Там, в поселке Шердау, родились родители прабабушки и прадедушки по материнской линии: Елена Дикман (годы жизни и девичья фамилия неизвестна), Дикман Мартын Мартынович, Бах Антон Иванович, Бах (девичья фамилия Терре) Елизавета Васильевна, Эннс Абрам Яковлевич, Гейнрихс Екатерина Петровна, Лоренц Яков Петрович, Лоренц (девичья фамилия неизвестна) Елизавета Ивановна.
Все они были потомками переселенцев – колонистов из Германии, расселившихся в Нижнем Поволжье после манифеста Екатерины II «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу» от 4 декабря 1762 г [3]. Этот манифест был дарован Екатериной для того, чтобы помочь развитию российской экономики со стороны. Она не понаслышке знала о трудолюбии и усердности немецкой национальности, почему и пригласила немцев обрабатывать пустынные земли Поволжья и Сибири.
Сложная политическая ситуация в стране в начале XX века повлияла на судьбу моих предков. В условиях политического кризиса 1917 года, им приходилось делать нелегкий выбор: какой выбор сделать – за «красных» или за «белых».
Так, Эннс Абрам Яковлевич в 1917 году был зачислен в составе «Украинского вольного казачества» - отрядов гражданской самообороны (добровольной милиции) и территориально военизированных формирований на Украине. Руководство отрядами Вольного казачества к октябрю 1917 года стал атаман Павел Скоропадский, потомок гетмана Войска Запорожского [4]. Вольное казачество отстаивало народную веру в вольную и самостоятельную Украину, как государство.
В 1919 году позиции представителей «вольного казачества» разделились, часть казаков восстала против гетманского правительства Украины под сине- желтыми и красными флагами. Казаки вливались в различные отряды, одни воевали против советской власти, другие - за нее.
Эннс Абрам Яковлевич вошел в ту часть казаков, которая именовалась «червонное казачество». Червонное казачество представляло собой общевойсковое соединение (с 1920 года - корпус) вооружённых сил Советской Украины в период Гражданской войны [4]. Оно было сформировано правительством Украинской Народной республики Советов со столицей в Харькове в противовес войскам Украинской Народной республики со столицей в Киеве - так называемому «вольному казачеству».
Началась гражданская война, в ходе которой территория Украины стала местом кровавых столкновений. Террор белых сменялся террором красных. По всей стране действовали крестьянские повстанческие отряды. Село Шердау не раз переходило из одних рук воюющих в другие.
В ходе братоубийственной войны мой прадед Эннс Абрам Яковлевич бесследно исчез, его судьба остается неизвестна.
Потеря родных и близких в условиях гражданской войны воспринималась как обычное явление. Горевать времени не было, нужно было растить детей и продолжать жить. Члены семьи крепко держались друг за друга. Несмотря ни на что сохраняли традиции и обычаи своих предков. Они пережили коллективизацию и голод 30-х годов. Но впереди было, пожалуй, самое страшное – репрессии и депортация.
В начале 30-х годов, по мере обострения отношений между СССР и Германией ухудшалось и отношение к советским немцам. В 1935-1936гг. более десяти тысяч немцев было выселено из приграничной зоны на Украине в Казахстан [5].
После издания Указа Президиума Верховного Совета СССР «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. была и произведена тотальная депортация поволжских немцев. Ещё 26 августа на территорию бывшей автономии немецких поселений были введены войска НКВД [6]. По воспоминаниям прадедушки, немцам было отдано распоряжение в течение 24 часов подготовиться к переселению и с ограниченным количеством своего имущества прибыть в пункты сбора. То немногое, что удалось взять из вещей впоследствии обменивали на продукты питания, так как снабжение спецпереселенцев было очень скудным.
Немецкие жители республики были вывезены в отдаленные районы Сибири, Казахстана и Средней Азии. Всего в годы войны было переселено до 950 тыс. немцев. 367 000 немцев было депортировано на восток [7].
Гейнрихс Екатерина Петровна (жена Эннс Абрама Яковлевича), Лоренц Яков Петрович и Елизавета Ивановна (дедушка и бабушка моего дедушки), Лоренц Екатерина Яковлевна (мать дедушки) и Эннс Яков Абрамович(отец дедушки) были депортированы из Запорожья в Казахстан, Актюбинская область, колхоз Карабутак. По воспоминаниям родных, переезд был труден. Перевозили их в Казахстан в вагонах для скота и обращались с ними не лучше, часть переселенцев погибали во время пути от голода и болезней, особенно страдали дети и старики. По прибытии на места, жилья для спецпереселенцев не хватала и люди сутками проводили без крыши над головой, несмотря на погодные условия. Несмотря на нечеловеческие страдания, переселенцы сумели сохранить человеческие достоинство, остаться верными себе и своей семье, и своей культуре.
На новом месте все переселенные работали в Трудармии. Трудились на полях колхозов, убирали урожай, строили предприятия, обживались на новом месте, не имея порой самого необходимого. Отношение власти к спецпереселенцам так же было не человеческое. Наравне с мужчинами приходилось трудиться и женщинам, и старикам.
Похожей была судьба родных моей бабушки. В 1943 г. Бах Антон Иванович и Бах (Терре) Елизавета Васильевна (дедушка и бабушка моей бабушки) вместе со своими детьми, из которых мало, кто остался в живых тогда, в том числе дочь Бах Мария Антоновна (моя прабабушка) были депортированы из Марентальского района, Саратовской области, с. Луй в Казахстан, в колхоз Красноармейский.
Прабабушку (в последующем Дикман Марию Антоновну) реабилитировали лишь в 1993 году, а ее родители умерли, так и не дождавшись реабилитации.
Отец бабушки Дикман Мартын Мартынович, также, был репрессирован и выслан вместе с отцом Мартыном Мартыновичем и матерью Еленой (больше о ней ничего не известно) из Шердау в Казахстан, в колхоз Красноармейский, где они тоже работали в трудармии и терпели все невзгоды, но, также, сумели сохранить и передать свои семейные традиции в последующие поколения.
Моя семья была одной из миллионов семей, что прошли через горнило сталинских репрессий. Их судьба была очень тяжела, но при этом они сумели сберечь теплоту души, любовь к семье, к своим близким, лучшие человеческие качества, порядочность и доброту. Им удалось сберечь национальные традиции (традиции немцев Поволжья). Так, например, благодаря им, мы до сих пор при разговоре дома используем немецкие выражения и готовим традиционную немецкую кухню. Позднее мои близкие были реабилитированы.
Подводя итог, стоит отметить, что почти для каждого семья – это начало всех побед, это начало собственной истории, истории, неразрывно связанной с историей страны, именно поэтому любая переломная точка в истории государства может поставить точку и на истории определенной семьи, а может наоборот закалить ее и мотивировать становиться сильнее и выносливее, живя и трудясь на благо родного государства. Это подтверждено опытом миллионов тысяч семей, моя – является лишь одной из них. И, на мой взгляд, знать историю своей семьи действительно важно, потому что, как еще в XIX веке сказал В. Ключевский: «Изучая дедов, узнаем внуков, то есть, изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем жили, как и к чему должны стремиться [8]».
Список источников:
1. Ленин, В.И. Маевка революционного пролетариата / В.И. Ленин // Полное собрание сочинений Том 23 – 1913. – С. 301
2. Теребов, О.В. Манифест 17 октября 1905 / О.В. Теребов // Большая российская энциклопедия [Электронный ресурс]. URL: – https://bigenc.ru/domestic_history/text/2183015 (дата обращения: 05.01.2020)
3. Манифесты Екатерины II 1762 и 1763 годов [Электронный ресурс]. URL: https://pikabu.ru/story/manifestyi_ekaterinyi_ii_1762_i_1763_godov_5296294 (дата обращения: 06.01.2020)
4. Дзиковский, А.В. Этнокультурная история казаков / А.В. Дзиковский // Этнокультурная история казаков. Часть IV. Разрушение дома. Книга 5 [Электронный ресурс]. URL: – https://iknigi.net/avtor-a-dzikovickiy/140328-etnokulturnaya-istoriya-kazakov-chast-iv-razrushenie-doma-kniga5-a-dzikovickiy/read/page-4.html (дата обращения: 07.01.2020)
5. Пантьо Д. На чужой земле / Дмитрий Пантьо // Причины и условия депортации поляков и немцев в 1936 г. в Казахстан: aнализ документов [Электронный ресурс]. URL: – https://docplayer.ru/31740144-Dmitriy-panto-na-chuzhoy-zemle-prichiny-i-usloviya-deportacii-polyakov-i-nemcev-v-1936-g-v-kazahstan-analiz-dokumentov.html (дата обращения: 07.01.2020)
6. Указ президиума «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья» от 28 августа 1941 г. [Электронный ресурс]. URL: – https://wolgadeutsche.net/history/ukas_28_08_1941.htm (дата обращения: 08.01.2020)
7. Земсков В.Н. Спецпоселенцы в СССР / В.Н. Земсков // Спецпоселенцы в СССР 1930–1960 – 2005. – С.94.
8. Родовая культура семьи или зачем надо знать историю своего Рода [Электронный ресурс]. URL: – https://politikus.ru/articles/politics/59934-rodovaya-kultura-semi-ili-zachem-nado-znat-istoriyu-svoego-roda.html (дата обращения: 09.01.2020)
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»