Крылова А.В.
Время правления Петра I необычайно насыщенно переменами и реформами. Проводя всеобъемлющие преобразования, затрагивающие все российское общество, Петр не мог обойтись без изменений, которые не коснулись бы женщин, а именно представительниц шляхетского (дворянского) сословия и городских верхов обоих столиц (и других городов).
В своем законодательстве, Петр, затрагивал все сферы жизни русского общества. В указах, посвященных основам службы, владению недвижимым имуществом (указ о единонаследии 1714 г.), европеизации, образованию, регламентации поведения в обществе, развлечениям, при внимательном изучении можно обнаружить пункты, непосредственно касающиеся положения и поведения женщины, ее места в новом обществе. Для Петра I эта тема предоставляет особую важность, он понимал, что без прекрасного пола невозможно перестроить новое общество .
Рассмотрим в качестве примера законодательство о введении в обиход нового "немецкого" платья . Всего с 1701 по 1724 год было издано 17 различных указов, регламентирующих правила ношения костюма в европейском стиле, типы тканей, украшения делового и праздничного платья и т.д.
Они были начаты указом от 4 января 1700 года, когда в Москве под барабанный бой было объявлено об отмене старомодного русского платья. Новый указ от 20 августа 1700 года предписывал мужчинам носить венгерскую и немецкую одежду с 1 декабря 1700 года, а женам и дочерям - с 1 января 1701 года, чтобы они были с ними (мужьями и отцами) в этом платье, равными, а не равными .
30 декабря 1701 года был издан указ, в котором не только мужчинам, но и женщинам было предписано носить немецкую одежду и указывалось, что все женщины в всех порядков должны носить платье, и шляпы, и кутыши, и бустроги, юбки, немецкие туфли а русские, и черкесские кафтаны, и дубленки, и азямы, и штаны, и сапоги, и туфли, и шапки не носить .
Количество именных императорских указов, постепенное ужесточение наказаний за их неисполнение наглядно показывает, что царь отводил одежде особую роль в системе проводимых в стране реформ. Ничто не могло остановить Петра Алексеевича в его желании поставить Россию «… на степень европейских народов, нравственных как просвещением наук и художеств, так и обращением и одеждою …», – свидетельствовал А.К. Нартов .
Прошло 13 лет после начала введения новых мод, и Петр в 1714 г. обратился к населению с новым указом о запрете продажи русского платья . Это означало, что старые платья еще были в обиходе. В городах принудительно навязанная мода встречала сопротивление у женщин, привязанных к старине. «Они пускались на хитрости, одевая под платье иноземного покроя старинные шубки. Со временем, однако, горожанки перестали воспринимать новую моду как принудительную. Более того, немало было таких, которые приобретали вкус к заморскому платью и стали считать, что это платье делает их более привлекательными» .
Исследователи подчеркивают, что в культуре переходного времени, в конце XVII века, начинается процесс реабилитации женской природы, но он идет медленно и вяло, пока Петр Великий не вмешивается c реформами жизни и культуры. В реформах частной и общественной жизни Петра I женщинам отводилось особое место. По замыслу преобразователя, выпущенные из терема на бальный паркет и облаченные в платье на европейский манер, женщины могли бы содействовать смягчению нравов русского общества, быстрейшему изменению всех сторон жизни русского человека .
Петр I прекрасно понимал, что дело преобразования отечества двинется вперед гораздо быстрее, если удастся приобщить к новшествам женщин. И в пользу этого свидетельствует разработка регламента заведения в России ассамблей, в составлении которого, несомненно, принимал участие и сам царь.
Объявление об учреждениях ассамблей, подписанной генерал-полицмейстером Санкт-Петербурга А. Дивиером в 1718 г., гласило подданным, что ассамблеи – это французское слово, которое на русском языке одним словом выразить сложно, но можно сказать так: свободное, в каком-то доме собрание или встреча делается не только для развлечения, но и для делового толка» . Участие женщин, танцы и шахматы имели целью не допустить превращения ассамблей в сугубо деловые собрания . Причем было «характерно, что…для женщин вход был свободным. Иного способа привлечения женщин на вечер не было» . Нельзя не согласиться с характеристикой ассамблей, данными В. О. Ключевским, который сказал, что это и биржа, и клуб, и дружеские посиделки, и вечер танца. Здесь они говорили о делах, о новостях, играли, пили, танцевали. Не было никаких церемоний, никаких собраний, никаких проводов, никаких пожеланий: все приходили, ели, что хозяин ставил на стол и уезжал на свое усмотрение .
Решающее значение в статусе женщин знатного происхождения, шляхетской элиты, имело принятие Табели о рангах. Придворные женские чины были введены императором Петром I 24 января 1722 года . Прежний теремной штат царицы, состоявший из боярынь, мамушек, кормилиц, постельниц и т. д. был превращен в строгий иерархический порядок «дамы и девицы при дворе имеют, пока они действительно в чинах своих обретаются» . Новые чины имели немецкое название, но на их учреждение имел влияние и французский двор, который император наблюдал самолично. Однако как такого двора при Петре I не создается, так как и он, и его жена, Екатерина, пребывают в постоянных разъездах. Двор, в истинном смысле этого слова, появился только при Анне Иоанновне, однако это уже не затрагивает временные рамки нашего исследования. Так же, независимо от придворных чинов, статус женщины в обществе определялся положением ее отца или мужа в иерархии рангов. «Все замужные жены поступают в рангах, по чинам мужей их» . И в зависимости от обладания мужчиной того или иного положения, дамы выстраивали свою иерархию в обществе «девицы, которых отцы во 2-м ранге, над женами, которые в 6-м ранге, то есть ниже брегадира, а выше полковника» . Именно в такой жесткой системе, которые образовал Табели о рангах, мужчины и женщины шагнули в новое общество, новый период в истории.
Почему же женский вопрос так важен для изучения любой эпохи в истории? Как замечал Ю.М. Лотман «характер женщины… можно назвать самым чутким барометром общественной жизни» . Отталкиваясь от этого высказывания, скажем, что тем более интересны перемены в характере прекрасного пола в эпоху перемен, реформ царя Петра Алексеевича. Однако начало преобразований женского мира были заложено задолго до этого правителя. Иконников говорит о том, что еще приезд в Москву Софьи Палеолог с греками не остался без внимания московского двора. Современники тех событий говорили: «земля наша замутнилась и заколебалась» . Даже здесь не обошлось без вмешательства женщины. Однако не стоит спешить с выводами о том, что сразу после этого события женский пол обрел полную свободу мысли, слова, действия. Отнюдь нет. Забелин отмечает то, как воспринималась женщина современниками до петровского периода: «древний наш предок…вовсе не понимал, чтобы женское естество действительно обладало тем же человеческим достоинством, теми же дарами, какие принадлежали мужчине как человеку в собственном смысле этого слова» .
Семенова высказала очень интересную мысль о том, что Петр I прекрасно понимал, что задача трансформации отечества будет продвигаться гораздо быстрее, если будет возможность познакомить женщин со всеми инновациями . Женщина, после ее заключения в темнице, и маленьких комнатках, вдохнув глоток свободного воздуха, стал достойным учеником короля-реформатора. Она не только поддержала планы Петра I в области культурных инноваций, но и усваивала уроки Петра о развитии в России норм европейского поведения и стандартов светской жизни. Но стоит также отметить слова Иконникова, что Петр Великий «должен был стать реформатором женского терема, который стал ему ненавистен, как посягнувший некогда на его жизнь». Я называю только две из множества причин, по которым Петр решился реформировать женский терем, однако уже накануне переворота в пользу женщин, необходимость реформ была высказана и представителями старого быта: «в 1639 г. патриарх Адриан призвал священников, совершающим браки, чтобы те допытывались от жениха и невесты по любви ли и согласию те вступают в брак. Если же, в особенности молодая девица застесняется ответить, то стоит допрашивать мать, сестру и других родственников по женской линии. Это являлось шагом на пути становления независимости и свободны, свободы своего слова, мысли дела» . Это давало понять, что пришло время для перемен.
Я не могу обойти вниманием старшую сестру царя, которая, непосредственным образом, повлияла на решение Петра о реформировании женского мира. Это царевна Софья Алексеевна, дочь Алексея Михайловича от первого брака с Марией Милославской. Исследовательница Линдси Хьюз отмечает, что «будущее царевны Софьи выглядело парадоксальным. С одной стороны, дворцовый протокол, казалось, обрекал ее на бесплодную жизнь, бесцельное существование, которое по своему характеру было скорее восточным, нежели европейским, с другой — она жила в самом центре новых веяний, в Кремле, где могла наблюдать, как в Москву прибывают иностранные послы и купцы и как в Россию из-за рубежа идет поток литературы, портретов и других диковинных вещей» . Именно эта парадоксальность привела многих исследователей к выводу о важной роли этой представительницы царского дома и женского пола в изменении общественного положения девушек. Как отмечает Иконников «царевна Софья и ее окружение сделали для себя то, что Петр сделал доступным для всех женщин» . Линдси Хьюз, ссылаясь на историка XX века, который говорит, что Софья первая русская женщина, которая вышла из своего терема и отворила двери этого терема для всех желающих русских женщин, как младший брат ее Петр, прорубивший потом окно в Европу» . Одним словом, царевна Софья представляет переход от женщин допетровской Руси к женщинам современной, однако стоит заметить, что в царевне еще было много старого наследия Руси, которое имело решающее значение в ее жизни и поступках .
Однако данный механизм действия уже был запущен и его нельзя было остановить. И вот Иконников приводит такой факт, что в своих записях, секретарь цесарского посольства Корб, 1 марта 1698 года записал: «в этот день произошли перемены в жизни русской женщины… Сегодня обнаружилось… смягчение нравов, так как до сего времени женщина никогда не находилась в одном обществе с мужчинами,… сегодня же некоторые не только были на обедах, но так же присутствовали на танцах» . Это было настолько ново и необычно, что потрясло воображение секретаря, который оставил столь восторженный отзыв. Еще один ярким фактом этой неизбежности может стать сравнение двух ситуаций: в октябре 1634 г. Олеарий был свидетелем царской процессии, в которой повозки с женщинами замыкали шествие. «Повозки были накрепко закрыты, так что внутри никого нельзя было видеть, разве если случайно ветер поднимал занавесы...» . Затем, говоря о матери Петра Великого, когда через некоторое время царь совершил с ней благочестивое путешествие в Троице-Сергиевый монастырь: она ехала в открытой коляске для всеобщего обозрения; но люди, сбитые с толку данным поступком, опустили глаза на землю и не смели смотреть на нее (это примерно 80-е годы XVII в.). Последний случай говорит о том, что сами женщины были готовы выйти из терема на свободу, они этого жаждали.
Все эти факты смешались в одной эпохе и сложились в разноцветную мозаику жизни, созданную из миллиардов кусочков - событий. Пример тому приводит Хьюз: «положение женщин в России ХVII в. указывает на многие парадоксы русского общества. С одной стороны, подобно монахиням, царевны были скрыты от общественного взора, с другой — на улицах можно было встретить нагих купальщиц и пьяных женщин» . Все это приводит к необходимости реформ женского быта.
Еще одним важным моментом, изменившим поведение и быт женщин, стало возникновение ассамблей, учреждённых Петром I (о юридической части данного процесса говорилось чуть выше). Здесь говорили о важных делах, о новостях, играли, выпивали, танцевали. Никаких церемоний, ни собраний, ни проводов, ни услуг: все приходили, ели, что ставил хозяин дома на стол, и уезжал по своему усмотрению» . Иконников говорит о том, что в Немецкой слободе стоит искать прототип будущих ассамблей . Девушки и дамы были не только активными участницами вечеринок в слободе, но и подлинным украшением, тогда как «русская боярыня или боярышня отвешивала поклоны за торжественными обедами московской знати, либо церемонно лобызалась с почетными гостями по воле хозяина дома... От теремных красавиц трудно было добиться других ответов, кроме «да», «нет», «не знаю»» .
Основным развлечением на ассамблеях являлись танцы; с их помощью молодые мужчины и девушки собирались вместе, дамы знакомились с мужчинами, и поэтому в глазах старшего поколения русских людей обычаи танцев казались поначалу чрезвычайно безнравственным развлечением: мужья приревновали своих женам к другим джентльменам, а матери смотрели на танцы так, словно в них соблазнили их дочерей. Однако этот ропот скоро утих. Особенно выразительными среди танцоров были царь в паре с царицей, говорили, что Екатерина, как и Петр, танцевали очень ловко и проворно. В паре с супругом она успевала сделать три круга, тогда как остальные не успевали еще окончить и первый Дочери Петра — Елизавета и Анна — танцевали также много и весело.
Карнович говорит, о том, что являлось очевидным и само собой разумеющимся. Наши боярыни и хозяйки, впервые посещавшие ассамблеи, выглядели смешными, и неуклюжими. Затянутые в сильные корсеты, с огромными фижмами, в туфлях на высоком каблуке, с великолепно расчесанными и, по большей части, припудренными волосами, с длинными "шлепами" или шлейфами, они не могли не только легко и грациозно вращаться, но они и не знали, как встать и сесть .
Указ об ассамблеях послужил первым шагом к тому, чтобы и у нас женщины заняли в обществе то положение, какое по праву принадлежало им в Западной Европе. Комиссаренко, в свою очередь, утверждает, что ассамблеи стали не только местом приятных развлечений, где женщины демонстрировали свою красоту и беспрецедентные наряды, но и центром социальной и культурной «реабилитации» русских женщин. Благодаря культурным преобразованиям Петра I женщины стали приобретать социальный статус в жизни российского общества. Жизнь женщин допетровской эпохи была изолирована от всех социальных процессов. Не имея связи с внешним миром, женщина была лишена всех гражданских прав. Ее личные качества - ум, воспитание, чувство собственного достоинства - не были востребованы обществом. Это был только заветный товар, жизнью которого распоряжались его родственники . С созданием ассамблей женщина стала появляться в положении, отличном от прежнего. Теперь она, вместо скромной и молчаливой хозяйки дома, которая предлагала своему гостю с глубокими поклонами чарку водки, была королевой праздника. Спустя некоторое время иностранцы, посещавшие Россию в эпоху преобразований, видели не только внешние, но и внутренние изменения в представительницах женского пола. Так на страницах своих записок Ф.В. Берхгольц отразил свои впечатления о русских женщинах. Он, отмечая их поведение на данных собраниях, писал, что «русская женщина, еще недавно грубая и темная, так изменилась с хорошей стороны, что теперь не уступает западноевропейским девушкам в нравах обращения и светскости, а иногда, в некоторых отношениях, даже имеет перед ними превосходство» .
Подводя итог выше сказанному, следует отметить, что своими реформами русский царь Петр I Алексеевич задел все сферы общественной жизни, в том числе и быт, и систему развлечений, и поведения знатной дамы в XVIII веке. Поменялось не только законодательство, но и буквально перевернулся женский мир, представительницы которого, вышедшие из заточения терема, очень хорошо вписались в светское общество того времени. В своей деятельности по преобразованию общественных порядков и нравов Петр выступал с позиций этатизма, насильственного внедрения новых форм и правил, должных заставить не только мужчин, но и женщин, стать полезными обществу и государству для их же блага. Именно «благодаря» необузданной воле царя-реформатора происходят значительные изменения в положении женщины. Что было бы с прекрасным полом сейчас, если бы тогда Петр не сделал этот шаг? Но, увы, история не знает сослагательного наклонения.
Список литературы
1. Черникова Т.В. Процесс европейзации в России во второй половине XV – XVII вв.: автореф... дис. канд. ист. наук. М., 2014.
2. Семенова Л.Н. Очерки истории быта и культурной жизни России. Первая половина XVIII в. Л., 1982.
3. Полное собрание законов Российской Империи с 1649 г. Собрание I (1649-1825). СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества Канцелярии, 1830 (далее ПСЗ-1). Т. IV-V.
4. Захарова О.Ю. Светские церемониалы в России XVII – начала XX в. М., 2001.
5. Комиссаренко С.С. Культурные традиции русского общества. СПб., 2003.
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1994.
7. Иконников В.С. Русская женщина накануне реформы Петра Великого и после нее. Киев, 1874.
8. Хьюз Л. Царевна Софья. СПб., 2001.
9. Карнович Е.П. Исторические рассказы и бытовые очерки. СПб., 1884. // [Электронный ресурс]. – URL: http://bookre.org/reader?file=762651. (Дата обращения: 13.11.2019).
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»