Кондратьев М.А.
Введение
История деятельности Петроградской городской думы в конце 1916 – 1917 гг. важнейшая часть истории муниципального самоуправления в революцию 1917 г. в России. Петроград был политическим, революционным и духовным центром, всякий шаг которого являлся руководящим примером для всей России. Петроградская городская дума и подведомственные ей учреждения на протяжение всего 1917 г. выступали в качестве третьей силы, руководствующийся, прежде всего интересами горожан, а не вопросами политического устройства страны. Постепенно нарастающая демократизация и либерализация общественно-политической мысли России побудило Городскую думу к созданию Ревизионной комиссии Думы, для проведения ревизии деятельности Думы и всех подвластных ей учреждений. Впоследствии Ревизионная комиссия стала одной из центральных в системе общественного управления столицы и наравне с другими государственными и городскими учреждениями занималась самими насущными вопросами городского хозяйствования, вокруг которых зачастую разворачивалась политическая борьба.
В 2014 году широко отмечалось 100-летие с начала Первой мировой войны, а в 2017 году исполнилось 100 лет Великой российской революции. Эти даты непосредственно связаны с работой Ревизионной комиссии общественного управления Петрограда. Но вместе с тем это исследование не носит юбилейного характера. Долгое время в России существует потребность науки, власти и общества в осмыслении пути, пройденного городским самоуправлением, с целью построения гражданского общества и его демократических институтов.
В отечественной и зарубежный историографии накоплен некоторый опыт в изучение Деятельности Петроградской городской думы в 1917 г., но практически нигде не встречается упоминаний о деятельности как отдельных думских комиссий, так и Петроградской городской управы, являвшееся рабочим органом Думы. Зачастую большинство работ сводились к изучению фракционной борьбы внутри Думы, и борьба за власть Петроградской городской Думой. Исследовательскую литературу по теме исследования следует разделить на советскую, современную (после 1991 года) и зарубежную.
Советская историография трудами по истории Петроградского общественного управления не богата.
В 1920–1940-е годы авторы практически не обращают внимания на деятельность Петроградской городской думы. Но несколько работ могут вызвать неподдельный интерес: статья В. Руднева «Земское и городское самоуправление в 1917 году» и работа И. Мильчика «Петроградская центральная городская дума в феврале – октября 1917 года» . Основным недостатком в системе общественного управления Петрограда, по мнению авторов, является то, что органы Петроградской городской думы могли заниматься только вопросами городского хозяйства. Кроме этого, отмечалась излишняя регламентация источников финансирования и наполнения городского бюджета. Также авторы не обошли вниманием излишний контроль за деятельностью Думы со стороны Временного правительства.
Историография 1940–1950-х гг. очень скудна на работы, посвящённые Петроградской городской думе. Пожалуй, одна из редких работ – это третий и четвёртый том «Очерков истории Ленинграда» . В них присутствуют разделы о Петроградском общественном управлении и городском хозяйстве.
В историографии 1960–1980-х годов наблюдается значительный рост работ как общего характера, так и посвященных непосредственно Петроградской городской думе. Так, Т.М. Китанина в монографии «Война, хлеб, и революция (Продовольственный вопрос в России 1914 – октябрь 1917)» освещает ситуацию в России с продовольствием, пишет о местах заготовления, путях доставки продовольствия до крупных городов и в целом о распределении продовольствия по стране. В работе не отмечена роль Ревизионной комиссии в обеспечении Петрограда продовольствием, а также не упоминается о деятельности других комиссии Городской управы, которые занимались этим вопросом. В статье Б.Д. Гальпериной и В.И. Старцева рассказывается о борьбе Советов за овладение аппаратом Городского общественного управления . В 1986 году вышла первая монография, посвящённая деятельности Петроградской Центральной городской думы в 1917 году. До этого авторы не заостряли своё внимание на деятельности Городской думы и её исполнительных органов во время революций. В монография В.М. Кручковской о Центральной городской думе в 1917 году рассмотрены основные процессы формирования нового состава Думы и её функционирования, но совершенно не затрагивает деятельность Ревизионной комиссии.
В современной историографии появились как общие, так и специальные труды, в которых так или иначе, но идет речь о Ревизионной комиссии. В коллективной монографии «Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны» описывается хозяйственное состояние Петрограда в конце 1917–1918 году и рассматривается роль органов местного самоуправление в преодолении продовольственного и топливного кризиса . Центральное место в изучении истории Ревизионной комиссии занимает статья Д.В. Надсадного «Февральская революция и ее последствия в документах Ревизионной комиссии общественного управления г. Петрограда» . В ней автор всесторонне рассматривает несколько дней деятельности Ревизионной комиссии. Впервые в отечественной историографии Д.В. Надсадный описал механизм функционирования Ревизионной комиссии . Заметим, что касался вопроса об участии членов Ревизионной комиссии в Февральской революции и А.Б. Николаев. В своих работах он впервые привел полностью список уполномоченных Петроградской городской милиции. Из 54 уполномоченных 5 оказалось членами Ревизионной комиссии – Михаил Николаевич Бенуа, Александр Дмитриевич Завалишин, Яков Николаевич Иванов, Борис Николаевич Костылев, Михаил Павлович Кузьмичев . Заметим, что Д.В. Надсадный, который тоже обращает внимание на членов Ревизионной комиссии среди уполномоченных Петроградской городской милиции, пишет лишь о четырех из них, не упоминая М.П. Кузьмичева .
В зарубежной историографии практически отсутствуют работы, затрагивающие деятельность Петроградского общественного управления. Наиболее ценной является работы Ц. Хасегавы «The February Revolution, Petrograd, 1917. The End of the Tsarist Regime and the Birth of Dual Power». В ней автор уделяет внимание либеральнsv идеям в Петроградской городской думе в середине 1915 г. и отмечает активную деятельность одного из членов Ревизионной комиссии В.В. Измайлова . Также в монографии уделяется внимание созданию городской общественных столовых , Ц. Хасегава пишет, что инициатором создания общественных городских столовых были рабочие, хотя идея о создание столовых и их открытие принадлежало Ревизионной комиссии Петрограда . Идея создания столовых оказалась очень удачной и они функционировали до Октябрьской революции. Также в работе выделены причины плохого обеспечения Петрограда продовольствием. Одну из главных причин Ц. Хасегава ведет в том, что в 1917 году в Петрограде было продовольственное двоевластие Петроградской городской думы с одной стороны, и Комиссара Временного правительства по продовольствию .
Нельзя не отметить работу Шейлы Фицпатрик. В ней автор упоминает о излишней бюрократизированности системы городского самоуправления в целом, и Думы в частности .
Ревизионная комиссия общественного управления города Петрограда в конце 1916 – 1917 гг.
§ 1. Состав и структура Ревизионной комиссии
По состоянию на 1 февраля 1917 г. в состав Ревизионной комиссии входили 12 членов и 4 кандидата из числа гласных Петроградской городской думы избираемых путём открытой баллотировки. Рабочим органом Ревизионный комиссии был Контрольный отдел разделённый на санитарной, продовольственный, топливный и общий подотделы. По штатному расписанию состав Контрольного отдела Ревизионной комиссии должен был насчитывать 112 человек , учитывая же 17 мобилизованных в декабре 1916 г. – январе 1917 г., в ней оставалось 95 служащих. К 1 февраля 1917 г. членами Ревизионной комиссии были: В.В. Бари, М.Н. Бенуа, И.О. Замацкий, Н.Н. Иванов, М.Д. Калугин, Б.Н. Костылёв, М.П. Кузьмичёв, П.С. Селезнев, А.И. Смирнов.
После Февральской революции в стране начались существенные перемены, и Петроградская городская дума не стала исключением. Члены Ревизионной комиссии приняли активное участие в формировании Петроградской городской милиции. 4 гласных стали уполномоченными Петроградской городской милиции , а 78 служащих, добровольно записавшиеся в ряды милиции, были направлены в разные районы города . В середине марта состав Городской думы, Городской управы и их комиссий был расширен за счёт представителей от районных Продовольственных комитетов и Районных дум. Путём открытого голосования члены Ревизионной комиссии были избраны в другие комиссии Думы, при этом, сохраняя за собой посты в Ревизионной комиссии. Так, в Финансовую комиссию был избран И.О. Замяцкий ; в Исполнительную комиссию по продовольствию – М.П. Кузьмичёв ; в Санитарную – Н.Н. Иванов .
В середине марта 1917 г. претерпела изменения и структура Контрольного отдела. В продовольственном, топливном и санитарном подотделах Контрольного отдела были созданы комитеты служащих «для заведования делами личного состава, распределения занятости, и, вообще ближайшего общего устройства внутреннего распорядка» . Кроме этого, в Контрольном отделе было создано бюро служащих, в которое входили выбранные представители от всех комитетов Контрольного отдела . От комитета продовольственного подотдела представителем в бюро служащих Контрольного отдела был избран главный контролёр Ревизионной комиссии С.А. Алексеев .
15 апреля 1917 г. Временное правительство приняло постановление «О производстве выборов гласных городских дум и об участковых городских управлениях» . Согласно новому закону избирательным правом обладали женщины и мужчины всех национальностей, которым на момент выборов исполнилось больше 20 лет. Право выбора не ограничивалось материальным состоянием гражданина. Не имели права избирать и быть избранными люди отдельных категорий. Так, избирательных прав были лишены высшие представители местных администраций, монахи, содержатели домов терпимости, глухонемые, лица, содержащиеся в сумасшедших домах. Также избирательного права лишались лица, осужденные и отбывающие наказание.
Новая избирательная система стала кардинально отличаться от системы, существовавшей в Императорской России. Женщины, ранее отдававшие свой голос родственникам-мужчинам, получили активное избирательное право. Провозглашался принцип «один человек – один голос», поэтому отменялось голосование по доверенности . Изменился и принцип голосования. До Февральской революции избиратель голосовал не за конкретного кандидата в гласные, основываясь на его политических взглядах и личных качествах, а за партию, в которую входил этот гласный . По новому избирательному закону избиратель голосовал за определенного кандидата независимо от его партийной принадлежности. Состав гласных Думы был расширен до 300 человек.
В июле 1917 года на страницах «Петроградской газеты» был поднят вопрос о законности деятельности Общественного управления в целом и его комиссий в частности . Ввиду этого Петроградская городская дума собралась на чрезвычайное заседание. В ходе заседания на Юридическую комиссию Думы хотели возложить обязанности по обоснованию законности деятельности Думы, но ввиду неработоспособности комиссии из-за политических разногласий внутри нее, этот вопрос был передан для решения Ревизионной комиссии . На заседании Думы 15 июля 1917 г. председатель Ревизионной комиссии доложил, что Дума законна и правомочна ввиду постановления Временного правительства «№ 857. Об образовании Временного состава Петроградской городской думы» .
Выборы в Петроградскую городскую думу состоялись 20 августа 1917 года. По результатам выборов наибольшее количество мест получила партия эсеров. От эсеров в Городскую думу прошло 75 человек. Большевики получили 67 мест, кадеты 42, а меньшевики всего 8. Первое заседание Думы в новом составе состоялось 1 сентября. На заседании председателем Думы был избран меньшевик А.А. Исаев. В состав президиума вошли: В.П. Милютин (большевик), И.И. Мильичк (эсер), Л.А. Базунов (кадет). Городским головой стал Г.И. Шрейдер (эсер) . На заседаниях 4 и 11 сентября в состав Городской управы из числа гласных было выбрано 22 человека. В новый состав Управы вошли 7 эсеров, 6 большевиков, 3 кадета, 2 меньшевика, 2 энеса, один от группы «Единство» и один беспартийный . В сентябре Дума сформировала 20 комиссий, в том числе и Ревизионную.
Несмотря на то, что большинство мест в новой Думе получили эсеры, Ревизионная комиссия стала оплотом кадетской партии. Среди ее членов были, в частности, представители ЦК кадетской партии Н.Н. Глебов, Д.Д. Протопопов и А.В. Тыркова. В комиссию вошли: 17 кадетов – Л.А. Велихов, Н.Н. Глебов, В.И. Добровольский, Э.А. Дубосарский, К.Я. Загорский, С.В. Иванов, В.С. Каневский, М.Л. Кауфман, В.И. Кезелбаш, Б.Н. Костылёв, В.И. Левдихов, Д.Д. Протопопов, К.А. Теннисон, А.В. Тыркова, М.П. Фёдоров, В.И. Штейнингер, А.С. Шорох-Троцкий ; 5 эсеров – А.Д. Высоцкий, П.Ф. Горский, В.В. Евреинов, Г.В. Иванов, В.В. Суворов ; 5 большевиков – Г.И. Бокий, Д.Я. Резонов, В.А. Чубров, Д.Я. Чудин, К.И. Шелявин ; 3 меньшевика – Е.А. Завадский, А.В. Чернёв, А.М. Шабат . Новым председателем Ревизионной комиссии большинством голосов был избран Борис Николаевич Костылёв .
Изменение состава и структуры Ревизионной комиссии общественного управления Петрограда отражалось на работоспособности комиссии, а, следовательно, и на обеспечении города топливом и продовольствием. В период с февраля по октябрь 1917 г. Ревизионная комиссия перестала быть одной из самых эффективных комиссий Думы, и основным занятием комиссии стала фракционная борьба, а не работа по проведению ревизий и исполнению других обязанностей, возложенных на неё Петроградской городской думой.
§ 2. Деятельность Ревизионной комиссии по контролю за обеспечением Петрограда топливом и продовольствием
С началом Первой мировой войны на Ревизионную комиссию были возложены непривычные для нее обязанности по ревизии: контроль количества и качества топлива, продовольствия на городских складах, а также осуществление надзора за состоянием складов. Начиная с осени 1914 г., Ревизионная комиссия проводила постоянные проверки и выпускала рекомендации по улучшению деятельности подведомственных Городской думе учреждений, отвечавших за заготовление, транспортировку, закупку и распространение продовольствия и топлива.
Постоянная нехватка топлива и продовольствия были одной из отличительный черт Петрограда в 1917 г. Деятельность Ревизионной комиссии по ревизии Комиссии по топливу городской управы (в последствии Городской исполнительной комиссии по топливу) началась с декабря 1914 г. и по февраль 1916 г. выполнялась одним контролером . В середине февраля 1916 г. число контролеров, ревизующих деятельность Исполнительной комиссии по топливу, было увеличено до 9 человек, а к октябрю 1916 г. количество контролеров достигло 12 человек , тогда как в контрольном отделе комиссии на октябрь 1916 года служило 112 человек . За время проведения ревизии деятельность Городской исполнительной комиссии по топливу, деятельность Ревизионной комиссии распространяясь лишь на некоторые операции, по тем или иным причинам обративших на себя внимание Ревизионной комиссии. Должной ревизии за это время подверглись лишь операции по закупке донецкого угля и приемке дров, поступающих на городские дровяные склады. Контролеры Ревизионной комиссии приняли участие не менее чем в 75 % приемок дров . За октябрь 1916 – марта 1917 гг. деятельность Ревизионной комиссии по ревизии Городской исполнительной комиссии по топливу состояла, в том, что она, во-первых, проводила ревизию расходных документов и отчетности, во-вторых, участвовала в приемках дров и различных материалов, приобретаемых комиссией, в-третьих, осуществляла надзор за деятельностью городских дровяных складов и за операциями на месте разработки лесных дач ;
В делопроизводственных документах Ревизионной комиссии сохранился рапорт о деятельности Исполнительной комиссии по топливу с 1 октября 1916 г. по 1 марта 1917 г., подготовленный старшим контролером контрольного отдела комиссии К.К. Рядецким. Ревизия деятельности Исполнительной комиссии по топливу и заготовке дров на арендованных разрабатываемых лесных дачах в Новгородской области показала, что с 1 октября 1916 г. по 1 марта 1917 г. было заготовлено 181.145 кубических саженей дров . При этом, военнопленными заготовлено 27.273 кубических саженей дров, что составляет около 15 %. К.К. Рядецкий отмечал, что труд военнопленных невыгоден Городскому самоуправлению, так как «заготовительная цена дров, если учесть все расходы на содержание военнопленных, значительно превышает установившуюся задельную плату» . Также Рядецкий отмечал снижение количества операций по закупке дров Петроградской городской думой, указывая, что с 1 июня по 1 октября 1916 г. было закуплено 86.177 кубических сажей дров, а с 1 октября 1916 по 1 марта 1917 гг. всего 36.000 кубических саженей общей стоимостью в 4.111.400 рублей . В рапорте отмечалось, что снижение закупочных операций связанно с тем, что к осени «все имевшийся при железнодорожных станциях и на сплавных и судоходных реках, запасы дров уже были запроданы, а на рынке более или менее значительной партии готовых дров не имелось, с другой стороны, неопределенностью экономической конъюнктуры, благодаря которой, лесопромышленники или воздерживались от заключения договоров по поставке дров на будущий сезон, или заявляли такие требования, которые являлись для города рискованными и не приемлемыми» .
В дни Февральской революции контролеры Ревизионной комиссии продолжали свою деятельность по ревизии количества топлива и продовольствия в учреждениях, подведомственных Петроградской городской думе. В первую очередь контролеры комиссии обследовали лазареты Всероссийского союза городов расположенные в центральных районах Петрограда. В рапорте от 3 марта 1917 г. о состоянии городских лазаретов, старший контролер Ревизионной комиссии М.М. Цубанов писал, что Городской лазарет № 2 не испытывает острой нужды в продовольствии и топливе, и «недостает лишь некоторых продуктов, без которых, однако, можно обойтись» ; в Боткинских бараках «с продовольствием дело обстоит очень плохо. Запасов никаких нет; хлеб отпускает городская хлебопекарня, но вместо 70 пудов, отпускает лишь 60 пудов в сутки. Топлива хватит лишь на два дня» . В рапорте старшего контролера Г.С. Казакова сообщалось, что в городском лазарете № 207 «острая нужда ощущается в топливе, какового по расчету хватит на один день (о чем в 8 ч. вечера 2-го сего марта по телефону доведено до сведения г[осподина] председателя [Ревизионной комиссии]), также чувствуется нужда в черном и ситном хлебе, макаронах, вермишели, картофеле, масле, сахарном песку, ячневой крупе и яйцах» . А вот в лазарете № 257 «острой нужды не ощущается ни в чем, но чувствуется потребность больше в мясе, картофели и сале» .
После Февральской революции Ревизионная комиссия общественного управления Петрограда продолжала ревизию Городской исполнительной комиссии по топливу и ее отделов. Так, в рапорте от 17 марта контролера Е.Е. Свинарского отмечались многочисленные нарушения на одном из самых крупных угольных складов Петрограда в Горячем поле. Некачественная уборка снега на территории склада привела к тому, что «проезд не только погруженных автомобилей, но и [гужевого транспорта], в пределах склада сопряжено с громадными [трудностями], настил, специально проложенный для грузовых автомобили [в таком состояние, что колеса автомобилей и подвод] наполовину погружаются в снег» . Поэтому для упрощения проезда часть угля сбрасывалась с автомобилей и подвод и толстым слоем посыпалась под колеса и на протяжении всей дороги до выезда со склада . Выгрузка угля из вагонов, взвешивание его и погрузка автомобилей и подвод производится весьма часто без всякого присмотра со стороны заведующего складом и его помощника, из-за чего сами извозчики грузят автомобили и подводы уголь, в том количестве, в котором им кажется это допустимым . Также в рапорте указывалось, что нередки случаи когда, приехавшие пожарные или военные, разрывают штабеля с углем, выбирая исключительно крупный уголь . Виду чего в рекомендациях по улучшению ситуации, направленных 19 марта в Городскую исполнительную комиссию по топливу Ревизионная комиссия предложила уволить заведующего складом Красина и его помощника Алексеева .
Еще 24 февраля 1917 г. в Совете министров состоялось совещание, посвященное улучшению продовольственного положения Петрограда, на котором присутствовал городской голова П.И. Лелянов. В ходе заседания правительство согласилось на полную передачу продовольственного дела в руки общественного самоуправления. Партия кадетов, предавая этому большое значение, требовала, чтобы Государственная дума закрепила постановление специальным законодательным актом . В связи с этим, гласные Городской думы, собравшиеся на вечернее заседание, намеревались 25 февраля обсудить продовольственное дело в столице.
Попытка хотя бы частично ликвидировать продовольственный кризис в столице, передав его в ведение самоуправления, была скептически встречена на дневном заседание Городской думы 25 февраля 1917 г. Если в середине 1916 г. Дума сама хотела получить полный контроль над продовольствием в Петрограде, то в феврале 1917 г. ситуация была настолько удручающей, что гласные считали, что эта мера предпринимается для дискредитации местного самоуправления. Гласный П.П. Дурново на заседание говорил, что «на город хотят возложить обязанность распределять продукты, но для этого надо, чтобы город имел что распределять» . После перерыва на заседание Думы приехали депутаты Государственной думы А.Ф. Керенский и М.И. Скобелев. Под овации Керенский произнес речь, в которой обвинил правительство в игнорирование общественных сил и попытке свалить ответственность за продовольственный кризис на самоуправление . По оценкам Ревизионной и Продовольственной комиссий Петроградской городской думы на 1 марта в Петрограде было 4600 пудов муки .
4 марта Временное правительство передало все обеспечение Петрограда продовольствием из рук Совета при градоначальнике в руки созданного 6 марта 1917 г. Центрального продовольственного комитета . В состав комитета вошли 12 гласных Петроградской городской думы, в том числе две члена Ревизионной комиссии, члены продовольственного совещания при Государственной думе, представители районных продовольственных комитетов, а также представители различных общественных и рабочих организаций . Исполнительным органом Центрального продовольственного комитета стала Городская продовольственная комиссия, а Ревизионная комиссия должна была контролировать деятельность Центральной продовольственной комиссии.
В середине марта 1917 г. после увеличения состава гласных Петроградской городской думы и изменения структуры контрольного отдела Ревизионной комиссии, комиссии пришлось заново распределять ревизионные операции по контролю за количеством продовольствия в Петрограде. 10 апреля на заседание Ревизионной комиссии было решено назначить: К.Д. Давыдова – ответственным за отдел скоропортящихся продуктов, В.П. Ковалева – ответственным за отдел распределения и закупок зерновых и мучных продуктов, сахара, фуража и хлебопекарных изделий, П.И. Левоньева – ответственным за отдел овощных огородов, фермовой молочной продукции, С.А. Алексеева – ответственным за отдел инспекции транспорта и лавок . На заседании 25 апреля поручили: В.П. Ковалеву –ревизию хлебных заводов, Е.И. Кривобокову – валочных ферм, П.И. Левоньяну – огородов, Е.В. Савельеву – складов . Но несмотря на все усилия городского самоуправления, уже с 27 апреля норма выдачи хлеба сократилась до ¾ фунта для всех, кроме рабочих и лиц усиленного физического труда получавших, как и раньше полтора фунта хлеба в день .
14 апреля Городская дума единогласно постановила утвердить предложение Ревизионной, Топливной, и Бюджетной комиссии, поддержанное Городской управой, упразднить Городскую исполнительную комиссию по топливу . С 1 мая 1917 г. все топливное дело города было передано, созданному Городской думой, Петроградскому городскому комитету по топливу. В обязанности только что созданного комитета входило: снабжение древесным и минеральным топливом всех городских учреждений и предприятий, лазаретов и воинских частей, расквартированных в порядке мобилизации, а также население в размерах не меньше чем это производилось Комиссией по топливу .
Во второй половине мая Ревизионная комиссия осуществила повторную ревизию угольного склада в Горячем поле. По результатам ревизии комиссия пришла к выводу, что состояние склада еще более неудовлетворительное, чем было в марта 1917 г. «Большая часть деревянного настила находится в таком состоянии, что проезд по настилу, как грузовых автомобилей, так и подвод абсолютно невозможен. <…> При выгрузке из вагонов угля последний укладывается в слишком короткие штабеля и совершенно не соблюдается интервал между штабелями разного сорта и качества. <…> С 10 мая из-за порчи весов уголь в грузовые автомобили отпускается без взвешивания <…> В конторе склада, ввиду отсутствия книги сведений, с мая ведутся только черновые записи и отвечать поручено мальчику 16 лет» . Также в результате ревизии контролер Е.В. Савельев выявил, что артельщики, нанятые для разгрузки вагонов с углем, начиная с зимы 1916 г., постоянно крадут уголь, закупленный на деньги петроградского городского самоуправления .
К лету 1917 г. хозяйство Петрограда находилось в состоянии крайнего упадка. Из-за недостатка топлива сокращалась подача воды и электричества в жилые дома и городские учреждения. Не хватало транспорта, были закрыты некоторые трамвайные маршруты. Также практически полностью была остановлена уборка мусора и нечистот во дворах жилых домов. На страницах «Вестника Общественного градоначальства» говорилось, что «Вряд ли когда-нибудь город находился в более тяжелом с санитарной точки зрения положении, чем в данный момент <…> Население тонет в грязи, нечистотах, поедается насекомыми» . По оценкам Ревизионной комиссии на петроградских угольных складах к 19 июля оставалось 2.066 пудов угля .
Ситуация с продовольствием продолжала постепенно ухудшаться. Нормы выдачи хлеба, мяса, масла, молока, яиц и некоторых других видов продуктов после Февральской революции уменьшились в несколько раз. К августу, 1917 г. по сравнению с январем 1917 г, цены увеличились в 5 – 6 раз. Так же отмечался большой рост спекуляций и воровства. За август было выдано 3 миллиона продовольственных карточек, хотя официальное население города было около 2,5 миллионов человек . По оценкам Ревизионной комиссии, 10 августа на петроградских продовольственных складах хлеба для города, оставалось на два дня. Общественный продовольственный комитет еще в начале июня выпустил постановления об экономии топлива, вагонов и рабочей силы, при заготовках продуктов, чтобы все силы направить на доставку и разгрузку продовольствия в городах . Но постановление не помогло. В середине августа на Петроградском железнодорожном узле стояло 7.5 тысяч неразгруженных вагонов с продовольствием .
Таким образом, топливный и продовольственный кризис продолжал в 1917 году усиливаться с «головокружительной быстротой» , несмотря на все усилия как Продовольственной, Топливной, Ревизионной комиссий общественного управления Петрограда, так и центральных органов государственного управления.
После выборов 20 августа в Петроградскую городскую думу Ревизионная комиссия стала оплотом кадетской партии и перестала выполнять ревизии топлива и продовольствия в столице . Деятельность Ревизионной комиссии в сентябре – октябре 1917 г. свелась к тому, что Ревизионная комиссия, совместно с другими комиссиями Петроградской городской думы, начала подготовку к окончанию заготовок на 1917 – начало 1918 гг. По подсчетам Ревизионной комиссии, дров для Петрограда на конец 1917 г. было необходимо 78.600 кубических саженей на общую сумму, вместе с доставкой, на 6.000.000 рублей . Также комиссия рекомендовала общественному управлению Петрограда на конец 1917 – начало 1918 купить у Товарищества братьев Нобель 200.000 пудов нефтяных остатков (мазута), у нефтяного общества «Петроль» 250.000 пудов нефтяных остатков (мазута) и у промышленника Л.Е. Ицкевича 1 миллион пудов нефтяных остатков (мазута) . Ревизионная комиссия не могла обойти вниманием и процесс доставки грузов в город. Так, она рекомендовала Петроградскому городскому комитету по топливу, ввиду неудачной навигации 1916 г. и малого количества доставленных дров в город водным путем, осуществлять «покупку судов, не в Петрограде, а на местном сплаве. Так как покупка в Петрограде является малопродуктивной» . Заметим, что продовольственному и топливному вопросу за октябрь – ноябрь 1917 г. на заседаниях Петроградской городской думы из всех членов Ревизионной комиссии единожды вступил в дискуссию гласный В.И. Штейнингер. Это произошло на дневном заседании Думы 2 ноября по вопросу об уничтожении спирта на городских пороховых заводах и складах .
На протяжении 1917 г. Ревизионная комиссия постоянно достаточно полно обследовала состояние топливного и продовольственного хозяйства Петрограда, выпускала доклады и рекомендации по улучшению снабжения столицы, но не играла решающий роли в снабжение города. Но в рамках тех полномочий, которыми обладала Ревизионная комиссия, она проявила себя как одна из самых эффективных комиссий Петроградской городской думы.
Заключение
Ревизионная комиссия общественного управления города Петрограда к концу 1916 – началу 1917 гг. состояла из 12 членов и 4 кандидатов из числа гласных Петроградской городской думы. Исполнительный орган комиссии, её Контрольный отдел, состоял и 85 служащих. Выделенные ещё в 1914 г. из состава Контрольного отдела топливный, продовольственный и санитарный подотделы достаточно успешно выполняли свои обязанности. Комиссия постоянно проводила ревизию подведомственных Думе учреждений и думских комиссий, выпуская доклады, в которых предлагала различные улучшения по усовершенствованию делопроизводства, счетоводства и деятельности в целом. Таким образом к началу Февральской революции Ревизионная комиссия была одной самых деятельных и работоспособных комиссий Думы, вследствие накопленного опыта, и способности к быстрой трансформации для нужд военного времени.
Введение в середине марта в состав Думы 162 временных гласных от районных дум и районных продовольственных комитетов, а также демократические настроения, охватившие Петроград, способствовали изменения структуры Контрольного отдела. Из каждого подотдела был выделен комитет служащих подотдела, а представители комитета вошли в бюро Контрольного отдела. Это привело к излишней бюрократизации и замедлению работы Контрольного отдела и скорости проведения ревизий. Не смотря на это, Ревизионная комиссия продолжала выполнять свои функции благодаря тому, что в состав Контрольного отдела входило 83 служащих, которые проработали в Городском самоуправление больше 3 лет, и накопленный ими опыт во время работы в условиях военного времени позволил комиссии функционировать.
После выборов 20 августа 1917 г. состав Ревизионной комиссии был увеличен до 30 гласных. По итогам выборов, прошедших в начале сентября на заседании Думы, в Ревизионную комиссию было избрано 17 кадетов, по 5 эсеров и большевиков и 3 меньшевика, что сделало Ревизионную комиссию оплотом кадетской партии в новом составе Думы. Обновлённый состав Ревизионной комиссии продолжил ревизию продовольственного и топливного дела в Петрограде, а также всех остальных сфер городской жизни. Начиная с сентября 1917 г., Ревизионная комиссия предпринимала активные попытки осуществлять всё снабжение столицы продовольствием самостоятельно, фактически отстранив Центральный продовольственный комитет от закупок и распределения продовольствия, так как все деньги комитета находились на счетах Ревизионной комиссии, т.к. после упразднения Исполнительной комиссии по продовольствию все средства комиссии были перечислены на счёт Ревизионной комиссии, а старый состав Ревизионной комиссии не успел перевести их на счёт Центрального продовольственного комитета.
Передача в марте 1917 г. продовольственного и топливного дела в руки Городского самоуправления уже не могло исправить сложившеюся ситуация со снабжением города необходимым. С каждым месяцем положение всё ухудшалось и деятельность Центрального продовольственного комитета, Центральной продовольственной управы, Ревизионной комиссии и других комиссий местного самоуправления были бессильны. Постоянные урезания норма выдачи хлеба, мяса и масла, помогало более равномерно распределять продукты по Петрограду. Топливный кризис, разгоревшейся с новый силой, к лету 1917 г. повлёк за собой сокращение и отмену трамвайных маршрутов, и городского водопровода, что повлекло резкое ухудшение санитарной ситуации в городе. Контролёры Ревизионной комиссии в рапортах из месяца в месяц отмечали острую нехватку, продовольствия, топлива, тёплых вещей, средств гигиены в городских больницах и лазаретах, а также повышение цен на продовольствие и топливо по 3 – 4 раза за один месяц.
Ревизионная комиссия общественного управления Петрограда на протяжении февраля – октября 1917 г. старалась действовать в рамках своих полномочий, вместе с тем пыталась расширить своё влияние на те сферы общественной жизни города, в которых были наибольшие затруднения. Не смотря на расширение состава и выборы 20 августа 1917 г Комиссия оставалось одной из самых эффективных и деятельных комиссий общественного управления Петрограда.
С начала ноября Петроградская городская дума фактически прекратила какую-либо хозяйственную и политическую деятельность. Роспуск всех комиссий Думы и Управы повлёк за собой полную хозяйственную анархию. На протяжение ноября 1917 – января 1918 гг. обеспечение населения Петрограда товарами первой необходимости было полностью бессистемным. Попытки новой Советской власти повлиять на сложившуюся ситуацию не
Список использованной литературы
1. Гальперина Б.Д., Старцев В.И. Советы рабочих и солдатских депутатов Петрограда в борьбе за овладение аппаратом городского общественного управления. Ноябрь 1917 – ноябрь 1918 // Рабочие Ленинграда в борьбе за победу социализма. М.; Л., 1963. С. 62–105.
2. Дякин В.С. Русская буржуазия и царизм в годы Первой мировой войны (1914–1917). Л., 1967. 364 с.
3. Китанина Т.М. Война, хлеб, и революция (Продовольственный вопрос в России 1914 – октябрь 1917). Л., 1985. 384 с.
4. Кондратьев М.А. Ревизионная комиссия общественного управления Петрограда и продовольственный вопрос 1914–1916 гг. // Петербургские военно-исторические чтения. Сб. науч. ст. СПб., 2019. С. 77–83.
5. Кручковская В.М. Центральная городская дума Петрограда в 1917 г. Л., 1986. 138 с.
6. Мильчик И.И. Петроградская центральная городская дума в феврале – октябре 1917 г. // Красная летопись. 1927. № 2 (23). С. 189–219.
7. Надсадный Д.В. Февральская революция и ее последствия в документах Ревизионной комиссии общественного управления г. Петрограда // Революция 1917 года в России новые подходы и взгляды. Сб. науч. ст. СПб., 2016. С. 20–27.
8. Николаев А.Б. Думская революция: 27 февраля – 3 марта 1917 года: в 2-х т. СПб., 2017. Т. 2. 477 с.
9. Николаев А.Б. К вопросу о составе районных уполномоченных Петроградской городской милиции (28 февраля 1917 года) // Герценовские чтения 2015. Актуальные проблемы русской истории. Сб. науч. и учебно-метод. тр. СПб., 2016. С. 178–196.
10. Очерки истории Ленинграда. М.; Л., 1956. Т. 3. 1043 с.
11. Очерки истории Ленинграда. М.; Л., 1964. Т. 4. 942 с.
12. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. М., 2013. 544 с.
13. Писарькова Л.Ф. Московская городская дума 1803–1917. М., 1998. 568 с.
14. Руднев В. Земское и городское самоуправление в 1917 году // Год русской революции (1917–1918): сборник статей. М., 1918. С. 126–149.
15. Сборник журналов Петроградской городской думы за первую половину 1917 г. Пг., 1917. 639 с.
16. Шляпников А. Семнадцатый год. М.: Пг., 1923. Кн. 1. 348 с.
17. Fitzpatrick, Sheila. The Russian revolution. Oxford; New York, 1994. 199 p.
18. Hasegawa Tsuyoshi. The February revolution: Petrograd, 1917. The End of the Tsarist Regime and the Birth of Dual Power. London, 1981. 652 p.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»