Кангур А.Ю.
На сегодняшний день в России остается актуальной проблема интеграции результатов сексуальных революций в институты общества. Учитывая ком-плексность вопроса и весь спектр изменений, которые влечет за собой явление сексуальной революции, невозможно остановиться лишь на одном из них. Сек-суальная революция носит мультипликативный характер. Она насыщена собы-тиями, изменениями формальных и нефор¬мальных норм, которые принимаются гораздо быстрее, чем их может осознать и принять общество. Сегодня ряд ис-следователей даже полагают, что традиционный брак – это «очевидная ката-строфа для миллионов мужчин, женщин и детей. Это неоспоримый факт, оче-видный уже сейчас. Брак «пока смерть/неверность/скука не разлучит нас» тер-пит полное поражение» . Как нередко бывает с процессами, носящими массовый харак¬тер, сексуальная революция рождает множество культурных и морально-этических конфликтов: легализация абортов, бракоразводных процессов, про-блема сексуального воспитания детей и многие другие, которые делят общество на группы непримиримых противников.
По всей видимости, наиболее точное определение термина «сексуальная революция» приводится в «Новейшем философском словаре» и звучит следу-ющим образом – это «процесс и результат коренных изменений в сексуальной жизни общества, характеризующихся существенными преобразова¬ниями сексу-альных ценностей, ориентаций, норм, санкций и сексуальных отноше¬ний, осво-бождающими подавленную, репрессированную сексуальность, раскрепо-щающими личность и общество» .
Прежде чем говорить об исследователях, затронувших вопрос сексуальной ре¬волюции, необходимо коснуться сексуальности в целом. В своем опублико-ванном в 1930 году трактате «Недовольство культурой» З. Фрейд приходит к заключе¬нию, что цель жизни человека определяется принципом удовольствия. А один из трёх «источников человеческого страдания» – общество и социаль-ные нормы, ограничивающие удовлетворение и самовыражение индивида. Во многом отталкиваясь от данного тезиса, несколько лет спустя австрийский пси-хоаналитик В. Райх вводит термин «сексуальная революция» и в одноименной книге развивает приведенный постулат Фрейда на примере СССР. Подлежит уточнению то, что В. Райх настаивает на освобождении от страха и стыда своей сексуальности, что, в каком-то смысле, противоречило идее З. Фрейда об отказе от влечения. Но автор критикует не фрейдизм в целом, а выводы, к которым приходит эта теория, поэтому нельзя обесценивать вклад фрейдизма в сексуаль-ную революцию вообще и его влияние на будущих исследователей, в том числе и В. Райха.
Вышеназванный автор формулирует следующий тезис: социальная и сексу-альная революция неотде¬лимы друг от друга, так как если подавить сексуаль-ность человека, то ограничить его социально и экономически уже не составит труда. Далее В. Райх приводит список мер, необходимых для высвобождения подавленной сексуальности общества. Эти меры включали в себя легализацию разводов, абортов, введение сексуального образования и контрацептив¬ной про-филактики нежелательных беременностей , за что автор был подвергнут жест-кой критике со стороны консервативно настроенных политиков и обывателей.
Отталкиваясь от этой работы, многие исследователи продолжили ее идею.
Так, следует отметить американского психолога работы Б. Скиннера. Хоть он и не посвящал сексуальной революции отдельных работ, нельзя оставить без внимания значение бихевиористских подходов. В частности, в одном из своих трудов Б. Скиннер делает интересный вывод: «Экспериментальный (бихевио-ристский) анализ видит детерминанту поведения не в автономной личности, а в окружающей среде, которая ответственна и за эволюцию (человека как) вида, и за репертуар поведения, приоб¬ретенного каждым индивидом» . Другими слова-ми, бихевиористика предполагает зависимость человеческого поведения, в первую очередь, от общественных тенденций. Для исследователей сексуальных революций этот тезис является весьма важным с методологической точки зре-ния.
В число исследователей, непосредственно занимавшихся историей сексу-альности, к примеру, входит отечественный социолог И.С. Кон , более широко осветивший темы, которые были недостаточно описаны в монографии В. Райха. В частности, отдельную книгу И.С. Кон посветил теме гомосексуальности .
Помимо этого, теория «пластичной сексуальности» Э. Гидденса дополняет вышеприведенные работы. К примеру, автор утверждал, что в современном об-ществе сексуальность приобретает значение личностной, а не биологической ха-рактеристики. Это свойство становится освобождено от потребности к воспро-изведению себе подобных и патриархальных установок. Тем самым, по Э. Гид-денсу, моногамия не является обязательным условием реализации человеческой сексуальности – это, в свою очередь, означает установление феминной сексу-альной автономии и распространение гомосексуальности в современном обще-стве .
В исследовании человеческой сексуальности и полиамории современные ав¬торы К. Райан и К. Жета также утверждают, что сексуальная раскрепощен-ность естественна, она присуща всем без исключения, а все попытки подавить её – это тирания, которая рано или поздно приведет к конфликту и освобождению от нее . Хотя толерантность – одна из важнейших характеристика современного демократичного общества, по параметру отношения к гомосексуальности в XXI веке можно наблюдать различия между экономически развитыми и развиваю-щимися странами.
Вместе с тем, следует помнить, что уже Э. Тоффлер в известной моногра-фии «Шок будущего» указывал, что скорости появления технологических или социальных новаций подчас опережают скорость их адаптации широкими соци-альными группами . Как следствие, указанные нововведения усиливают кон-фликтогенный потенциал социальных отношений, поэтому их последствия для общества могут носить, как положительный, так и отрицательный характер. Ин-тересно, что П. А. Сорокин в работе «Американская сексуальная революция» старался опровергнуть миф о том, что сексуальная революция происходит в свободном обществе и является следствием демократии, прогресса и высокого уровня жизни. Как утверждает автор, данная разновидность революции несет за собой демографический кризис, так как с распространением сексуальной свобо-ды рождаемость начала снижаться из-за добровольного ограничения и отчасти из-за невольного бесплодия. Соответственно, дальнейшее сокращение рождае-мости может привести к периоду депопуляции .
Принято читать, что первая одна их первых сексуальных революций ХХ века произошла в России после Октябрьской революции и сопровождалась раз-личными реформами, затронув¬шими институты семьи и религии: легализацией абортов, декриминализацией однопо¬лых связей, получение женщинами бесцен-зового избирательного права и т.д. «Оба закона лишали мужчину права на ру-ководство семьей, предоставляли женщине полное материальное, а равно и сек-суальное самоопределение, объявляли само собой разумеющимся право жен-щины на свободный выбор имени, места жительства и гражданства» – писал В. Райх о советских декретах «О расторжении брака» и «О гражданском браке, о детях и о внесении в акты гражданского состояния». Фактически, были приняты меры по упразднению патриархаль¬ной семьи как сферы влияния прежнего ре-жима, создавая предпосылку и обеспечи¬вая внешние условия установлению равноправия в институте семьи .
То есть, институт патриархальной семьи стал носить условное название, юри¬дически став институтом семейного равенства. Религиозные институты, дли-тельное время существовавшие практически на равных правах с государствен-ной властью, становятся отстранены от нее (как и от института семьи), что начинает тенденцию к секуляризации сознания, и, как следствие, снижения табу-ированности сексуально¬сти.
Тем не менее, по мнению ряда современных исследователей, «при И.В. Сталине с первой русской сексуальной революцией покончили» . Согласно Д. Хили, посвятившему свои работы исследованиям истории явле¬ния гомосексу-альности в России, «Идеологические установки, выработанные в сталинскую эпоху, постулировали отсутствие необходимости обсуждать «нормаль¬ные» по-ловые отношения между мужчинами и женщинами» . Постепенное усилие вла-сти И.В. Сталин начинается с 1922 года , и следующий (1923 год) В. Райх называет годом начала «торможения» сексуаль¬ной революции в СССР, замечая, что наивысшей точки эта тенденция достигла в 1933–1935 годах, обусловленная реакционным законодательством.
Так, в 1924 году выходят «Двенадцать половых заповедей революционного проле¬тариата» за авторством психиатра А. Залкинда, превозносящие моногамию и воздержание и порицающие «извращения», а также флирт и кокетство. «По-меньше полового разнообразия», – пишет автор, делая упор на то, что секс должен практико¬ваться только в браке и для зачатия детей. Одними из первых, кто ощутил на себе влияние сексофобии в данный период, стали гомосексуалы. В сентябре 1933 года ОГПУ арестовал 130 гомосексуалов и направил доклад-ную записку об этом И.В. Сталину. Три месяца спустя проект закона «Об уго-ловной ответственности за мужеложство» был утвержден ЦК ВКП(б).
Далее, в 1935 году Уголовный Кодекс пополняется запретом на оборот порнографии . Вслед за этим, в 1936 году вводится уголовная ответственность за искусственный аборт не по медицинским показаниям, список которых для прерывания беременно¬сти также был сокращен. Характеризуя данный курс, со-временные исследователи приходят к выводу, что аборт объявлен своеобразным «социальным злом» . Таким образом, количество абортов стремительно воз-растает до 1936 года, за¬тем резко падает (см. Рис. 1), но вскоре возобновляет рост – и теперь это криминаль¬ный аборт, в разы повышающий материнскую смертность.
Рисунок 1. Количество абортов на количество рожденных детей (Москва и Ленинград, 1920 – 1940 гг.)
Тогда же была усложнена процедура расторжения брака – с 1944 года раз-вестись можно было только через суд с уплатой штрафа и отметкой о разводе в паспорте, причем реше¬ние судьи в большинстве случаев зависело от инструк-ций, которые он получал от руководства. Сексофобия в рассматриваемый пери-од также усугублялась коммунальным бытом, не предполагавшим интимности вовсе. Фактически, по мнению И.С. Кона, частная жизнь советского человека подверглась полному уничтожению: «Все знания и цивилизованные представле-ния об этой сфере жизни были выкорчеваны основа¬тельно и без остатка» . Этот гипертрофированный аскетизм вполне укладывался в объяснительную концеп-цию В. Райха: репрессируемость сексуальности в СССР при тоталитаризме до-стигла своего пика и была одним из ключевых элементов режима.
После смерти И.В. Сталина в период с 1955 по 1986 тоталитаризм сменяет-ся авторитаризмом и предпринимаются первые попытки не подавления, но регу-лирования, медикализации и педагогизации сексуальности , то есть сексофоб-ные установки отошли на второй план под влиянием нового законодательства. Например, в 1955 году аборты были снова легализованы. Был демонтирован ГУЛАГ и к концу 1950-х годов около 4,5 млн. заключенных обрели свободу – в том числе, значительное количество гомосексуалов. Тем не менее, продолжа-лось их преследование с целью изоляции от общества, что, вероятно, было обу-словлено страхом распространения этого явле¬ния.
П. Вайль и А. Генис описывают тенденцию, заданную в шестидесятых и ак-туальную вплоть до девяностых годов XX века следующим образом: «преодо-левался стереотип любви и брака, стереотип любви к «правильному» человеку. <…> Единственным и достаточным обоснованием любви стало наличие сильной и искренней эмоции. В этом и состояла новизна: любить не за что-то, а просто так» . В 1968 году была упрощена процедура развода. Утверждается выше-обозначенная тенденция: общество нуждалось в возможности расторжения бра-ка, кроме того, изменения в сознании общества приводят так же и к снижению количества заключаемых браков. То, что чувство, как обоснование любви, стало важнее брака, подтверждается также ростом доли родившихся вне брака (см. Рис. 2).
Рисунок 2. Число зарегистрированных браков и разводов и доля ро-дившихся у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке (СССР/РФ, 1979 – 2002 гг.)
В 1970-х годах начинает свою историю отечественное движение феминизма за фактические права женщин. «По своему характеру это революционная идео-логия, т. к. нацелена на упразднение патриархата, т.е. системы политических от-ношений между полами, характеризующейся доминированием мужского и под-чиненностью женского в обществе» . То есть, феминизм в СССР, по-видимому, являлся одним из прямым последствий сексуальной революции.
В этом плане стоит оговориться, что причина возможной интенсификации темпов сексуальной революции в период, именуемый в истории СССР «засто-ем», могла скрываться не во внутренних, а во внешних факторах. Этот эффект П.А. Сорокин объяснял через понятие «конвергенция», под которым подразу-мевалось сближение капиталистической и социалистической систем в сторону общества «интегрального» типа . Иными словами, противостояние сверхдер-жав в период «холодной войны» создавало почву для трансплантации институ-тов и социально-культурных практик из-за рубежа (советских – в США, амери-канских – в СССР).
Действительно, в капиталистических странах после окончания Второй ми-ровой войны также имела место сексуальная революция, чьи достижения были даже большими, чем в Советском Союзе. Так, женщины добились правового равенства с мужчинами – активный рост их численности в парламенте, в армии, размывание границ «мужских» и «женских» профессий привели к росту индекса гендерного равенства в странах Запада (см. Рис. 3).
Рисунок 3. Индекс гендерного равенства (1950 – 2000 гг.)
Феминизм, являющийся неотъемлемой частью сексуальной революции, привел к нововведениям в сфере религии – женщины постепенно становились равны мужчинам посредством доступа к высокопоставленным постам. Измени-лась и роль женщин в институте власти. На графике 5 отображены изменения процентного состава женщин в парламентах Франции, Бельгии и США в период с 1950 по 2010 гг. Во Франции женский состав возрос с 1,5 до 18,9%, в США – с 3,9 до 16,8%, а в Бельгии процент вырос с 4,2 до 39,3%. Произошли измене-ния и в институте вооруженных сил. Несмотря на то, что долгое время обще-ство стремилось уберечь женщину от трудностей армейской службы, придавая большее значение ее репродуктивной функции, активное развитие феминистско-го движения на Западе стало одной из причин активного участия женщин в во-енно-профессиональной деятельности. Процент женского состава в армии стал заметно расти – например, в США в настоящее время среди рядовых военно-служащих 14% составляют женщины (по сравнению с 2 % в 1973 году), а среди офицеров – 16% по сравнению с 4% в 1973 году.
Рисунок 4. Доля женщин рядовых и офицеров в армии США (1973 – 2010 гг.)
Сходным образом, из-за распространения половых заболеваний и роста подростковой беременности, на Западе остро встал вопрос о сексуальном вос-питании, что привело к изменениям в институте образования. К примеру, в Ан-глии уже с конца XIX века был выпущен ряд публикаций по половому воспи-танию, в основном направленных на то, чтобы помочь родителям просвещать своих детей. В 1914 году несколько небольших независимых организаций объ-единились, чтобы создать новую организацию, посвященную борьбе с венери-ческими болезнями. Отражая двойственное отношение нации к венерическим болезням и нежелание даже прогрессивных реформаторов открыто говорить о сексе и его возможных последствиях, эта организация назвала себя «Американ-ской ассоциацией социальной гигиены».
Под влиянием их деятельности к началу 1970-х годов школьное половое воспитание начало значительно меняться, без сомнения, во многом в ответ на большие социальные перемены 1960-х и 70-х годов. Учебники по биологии стали более полно описывать репродуктивные системы человека, а методы контрацепции стали изучать гораздо шире. Основное внимание уделялось предоставлению точной информации, а цели программ полового воспитания включали уменьшение невежества, вины, смущения и тревоги. Вопросы, свя-занные с отношениями, вероятно, даже чаще обсуждались в программах лич-ного и социального образования или их эквивалентах.
В целом, очевидно, что влияние сексуальной революции на формальные и неформальные институты стран Запада оказались масштабнее, чем в СССР. По-сле распада Советского Союза – в 1990-х годах – некоторые законопроекты бы-ли введены, возможно, именно под влиянием тенденции к вестернизации. Например, декриминализация гомосексуальности в 1993 году была, в том чис-ле, шагом к вступлению России в Совет Европы. Вероятно, это и было основ-ной предпосылкой данного закона, поскольку его введение не сопровождалось оглаской, а ранее заключенные по этой статье не были оправданы, как не были реабилитированы и гомосексуальные узники ГУЛАГ .
По всей видимости, к началу 1990-х годов потенциал конвергенции между странами Запада и Российской Федерацией исчерпал себя, а при отсутствии мас-сового спроса на институциональные изменения в сфере сексуальности реформы в данной области приобрели не столько практический, сколько идеологический характер. Как следствие, темпы внедрения достижений сексуальной революции в социальные нормы РФ на современном этапе значительно замедлились.
Резюмируя, можно заключить, что сексуальная революция способствовала многим изменениям в институтах, что способствовало как регрессу, так и про-грессу общества XX века. На протяжении прошлого столетия в целом ряде стран были легализованы новые виды контрацепции, такие как противозачаточ-ные таблетки и антибиотики, последовала легализация абортов; борьба женщин за равноправие привела к принятию законов, которые позволили женщинам по-лучать образование, занимать юридические должности. При этом с повышением женского образования уменьшился коэффициент рождаемости, так как женщи-ны в индустриальном обществе начали уделять время профессии и образова-нию; в некоторых государства произошла легализация однополых браков.
Сексуальная сфера в XXI веке придерживается вектора, задан¬ного в конце века XX. Изменения, которые претерпевает сексуальность общества в наши дни, можно охарактеризовать как отчасти разнонаправленные: общество сознательно дошло до необходимости обсуждения этой темы, но эти стремления частично подавляются политическими, религиозными и иными институтами. Это, в свою очередь, приводит к такому негативному итогу, как торможение процесса уста-новления социального равенства, а также не всегда позитивным последствиям для психического и репродуктивного здоровья граждан России.
Положительная динамика других процессов объясняется большей осознан-ностью и потребностью общества в них – вопросы о бракоразводных процеду-рах и абортах вызрели раньше, поэтому подавить это движение уже вряд ли представляется возможным. Кроме того, действует фактор конвергенции или культурной диффузии. Исходя из этого, можно предполагать, что в будущем тех же успехов, что и на Западе, в России достигнут и другие следствия сексу-альных революций.
Список литературы
1. Агафонов А. Без рецепта отпустить нельзя отказать // Ремедиум. 2004. №12. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/bez-retsepta-otpustit-nelzya-otkazat (дата обра-ще¬ния: 30.10.2019)
2. ВЦИОМ, 2007 – 2009. Верно ли, что человек может заразиться ВИЧ от укуса комара? – опрос населения, Россия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://old.wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=628&q_id=45416&date=07.11.2009 (дата обращения: 07.12.2019)
3. ВЦИОМ, 2014. По вашему мнению, как следовало бы поступить с гомосек-суалистами? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/zh/print_q.php?s_id=992&q_id=68153&date=16.11.2014 ( да-та обращения: 01.12.2019)
4. Вайль П., Генис А. 60-е. Мир советского человека. М.: ACT: CORPUS, 2014. – 432 с.
5. Гидденс Э. Трансформация интимности.- СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
6. Грицанов А.А. Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. М.: Кн. Дом, 2003. – 1280 с.
7. Декреты Советской власти. Т. I. 25 октября 1917 г. – 16 марта 1918 г. М.: политиздат, 1957. – 640 с.
8. Денисов Б.П., Сакевич В.И. Применение контрацепции в России (по мате-риалам выборочного обследования). Доказательная медицина и клин. эпи-демиология. 2009; 1.
9. Журавлева И.В. Здоровье студентов: социологический анализ // Ин¬ститут социологии РАН. – М., 2012. – 252 с.
10. Закон Российской Федерации о внесении изменений и дополнений в Уго-ловный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Испра-вительно-трудовой кодекс РСФСР // Ведомости СНД РФ и ВС РФ : ежене-дельный бюллетень. — М., 1993. — 3 июня (№ 22). Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szrf.ru/szrf/doc.phtml?nb=110&issid=1101993022000&docid=531 (дата обращения: 01.12.2019)
11. Закон СССР от 27.06.1968 об утверждении основ законодательства союза ССР и союзных республик о браке и семье. [Электронный ресурс]. – Ре¬жим доступа: http://pravo.levonevsky.org/baza/soviet/sssr5292.htm
12. Залкинд А.Б. Двенадцать половых заповедей революционного проле¬тариата // Философия любви, т.2 М.: Политиздат, 1990. [Электронный ре¬сурс] – Режим доступа: http://www.a-z.ru/women/texts/zalkinr.htm (дата обраще¬ния: 17.11.2019)
13. Как говорить так, чтобы никого не обидеть? [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: https://meduza.io/cards/kak-govorit-tak-chtoby-nikogo-ne-obidet (дата обращения: 01.12.2019)
14. Кон И.С. Клубничка на березке: Сексуальная культура в России. М.: Время, 2010. – 608 с.
15. Кон И.С. Любовь небесного цвета. М.: Продолжение жизни, 2001. – 384 с.
16. Лебина Н.Б., Шкаровский М.В. Проституция в Петербурге: 40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в. М., Прогресс-Академия, 1994. – 224 с.
17. Минздрав РФ // Статистические материалы // Статистические сбор¬ники 2014-2018 гг. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.rosminzdrav.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informat¬sionnye-materialy/statisticheskie-materialy (дата обращения 12.09.2019)
18. Об искусственном прерывании беременности: Постановление НК здраво-охранения и НК юстиции от 16 ноября 1920 г. // Постановления КПСС и Советского правительства об охране здоровья народа. М.: Медгиз, 1958.
19. Прохоров А.М., Павленко И.Г. Сталин Иосиф Виссарионович // Большая советская энциклопедия, т. 24, ч.1. М. : Советская энциклопедия, 1976. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.uaio.ru/BSE/2402.htm (дата обращения 16.11.2019)
20. Развод в цифрах – статистика разводов в России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.planeta-zakona.ru/blog/razvod-v-tsifrakh-statistika-razvodov-v-rossii.html/ (дата обращения 01.12.2019)
21. Райан К., Жета К. Секс на заре цивилизации: эволюция человече¬ской сексу-альности: с доисторических времен до наших дней. М.: Ориенталия, 2015. – 512 с.
22. Райх В. Сексуальная революция. М.: АСТ, 1997. – 352 с.
23. Репродуктивное здоровье населения до 25 лет, ведущего половую жизнь. Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1bSI6z9PPX3eBIWji-DIaJynkUlE3pBb_w0g1zzIqMIQ/edit?usp=sharing (дата обращения: 06.12.2019)
24. Рукавишникова В.О. Ответственность за незаконный оборот порно-графической продукции в истории отечественного уголовного права // АВБсП. 2016. №3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/otvetstvennost-za-nezakonnyy-oborot-pornograficheskoy-produktsii-v-istorii-otechestvennogo-ugolovnogo-prava (да-та обра¬щения: 27.11.2019).
25. Сакевич В.И. Что было после запрета аборта в 1936 году. [Электрон¬ный ресурс] – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2005/0221/reprod01.php#_FNR_1 (дата об-раще¬ния: 27.11.2019)
26. Скиннер Б.Ф. По ту сторону свободы и достоинства. М.: Оперант, 2014. – 192 с.
27. Страхов А. М. Эволюция образов пола и любви в отечественной куль¬туре XIX -XXI столетий // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Со-циология. Право. 2007. №9 (40). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-obrazov-pola-i-lyubvi-v-otechestvennoy-kulture-xix-xxi-stoletiy (дата обращения: 16.11.2019).
28. Тихомиров А. Л. Необходимость и обоснованность современной гормо-нальной контрацепции // Акушерство, гинекология и репродукция. 2008. №5. С.4
29. Токова З.З., Прилепская В.Н., Гата А.С., Куземин А.А. Статистика со-временных методов контрацепции в федеральных округах России // Гинеко-логия. 2016; 18 (4). С. 68–71.
30. Уголовный Кодекс РСФСР, 1922. [Электронный ресурс]. – Режим дос¬тупа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102021298&backlink=1&&nd=102010096 (дата обращения: 27.10.2019)
31. Фетисова Т.А. Дэн Хили. Традиционный секс и подавление возвращенного // Вестник культурологии. 2014. №3 (70). [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/den-hili-traditsionnyy-seks-i-podavlenie-vozvraschennogo (дата обращения: 08.12.2019).
32. Фрейд З. Недовольство культурой. Харьков: Фолио, 2014. – 222 с.
33. Фролов С. С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведе¬ний. Раз-дел III. Социальные взаимосвязи. Глава 3. Социальные институты. М.: Наука, 1994.
34. Хили Д. Гомосексуальное влечение в революционной России: регули-рование сексуально-гендерного диссидентства. М.: Ладомир, 2008. – 620 с.
35. Цепилова Е.С., Горобинская В.И. Институциональный подход к характери-стике налоговой политики государства // Экономика. Налоги. Право. 2017. №2. С. 139 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/institutsionalnyy-podhod-k-harakteristike-nalogovoy-politiki-gosudarstva (дата обращения: 05.12.2019).
36. Число родившихся в России продолжает расти. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.demoscope.ru/weekly/2003/0107/barom01.php (дата обращения: 01.12.2019)
37. Шаповалова Я.А. Государственная политика советского государ¬ства в от-ношении абортов в 1920-1930-е гг.: от разрешения к полному запрету // Общество: философия, история, культура. 2011. №1-2. [Электронный ре-сурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-sovet¬skogo-gosudarstva-v-otnoshenii-abortov-v-1920-1930-e-gg-ot-razresheniya-k-pol¬nomu-zapretu (дата обращения: 27.11.2019).
38. Шаповалова Я.А. Государственная политика в отноше¬нии абортов в после-военный период (1945-1950 гг.) // Теория и прак¬тика общественного разви-тия. 2011. №5. [Электронный ресурс]. – Режим дос¬тупа: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennaya-politika-v-otnoshenii-abor¬tov-v-poslevoennyy-period-1945-1950-gg-1 (дата обращения: 28.11.2019).
39. Юкина И. И. Русский феминизм как вызов современности. СПб.: Але¬тейя, 2007. – 544 с .
40. Avdeev A., Blum A., Troitskaya I. The history of abortion statistics in Russia and the USSR from 1900 to 1991 // Population. – 1995. С. 39 – 66. [Элек-тронный ресурс] – Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/306160208_The_history_of_abortion_sta¬tistics_in_Russia_and_the_USSR_from_1900_to_1991 (дата обращения: 27.11.2019)
41. OECD data // Gross national income total, US dollars/capita, 1996-2018. [Элек-тронный ресурс]. – Режим доступа: https://data.oecd.org/natincome/gross-national-income.htm (дата обращения 05.12.2019)
42. Roser M., Ritchie H. HIV / AIDS. 2019. [Электронный ресурс]. – Ре¬жим до-ступа: https://ourworldindata.org/hiv-aids (дата обращения: 31.09.2019)
43. World Values Survey Database // Data & Documentation // Online Analysis // Survey questions: Believe in: God, 1989 – 2014. [Электронный ресурс]. – Ре-жим доступа: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обра-щения 05.12.2019)
44. World Values Survey Database // Data & Documentation // Online Analysis // Survey questions: Welzel choice-1: Homosexuality acceptance by countries, 1989- 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldvaluessurvey.org/WVSOnline.jsp (дата обращения 05.12.2019)
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»