Васюкова М.Д.

Введение

В Сергиевом Посаде, центре современного православия, напротив Троице-Сергиева монастыря 18 марта 2000 года был возведен и освящен патриархом памятник выдающемуся духовному и, как показала история, политическому деятелю XIV века. В честь 20-летия этого события хотелось бы написать работу, посвященную значению этого человека в судьбе нашей Родины.
Сергий Радонежский - один из самых узнаваемых и почитаемых святых в православии. Он родился в непростое для Руси время: стране нужен был импульс, способный возродить ослабевшую веру. Князья, погрязшие в братоубийственной войне, алчные и жаждущие власти, и народ, потерявший надежду, страдающий от постоянных набегов иноземцев и также отчаянно пытающийся выжить. Кто мог помочь людям в этот действительно непростой период, а самое главное, как ?
Этим человеком стал Преподобный Сергий. Своей жизнью он показал, что Евангелие - это не просто недостижимый идеал, а реальная модель поведения. Радонежский игумен продемонстрировал людям той эпохи человеколюбие и смирение - того, чего так не доставало. Своими чудесными подвигами и непоколебимостью веры он заслужил авторитет среди народа - ему поверили. Присущие ему черты, духовная сила в сочетании с кротостью, убеждали людей прислушаться к тому, что говорил Христос, потому что сам игумен являл собой пример истинного верующего, подобного Иисусу. Хочется в данном контексте привести цитату В.О.Ключевского, озвученную им на торжественном мероприятии 1892 года, посвящённом годовщине со дня смерти Преподобного:" При имени преподобного Сергия народ вспоминает свое нравственное возрождение, сделавшее возможным и возрождение политическое". Действительно, через возрождение духовной силы стала возможна и политическая консолидация, укрепление русского государства.
Чтобы прийти к конечной точке нашего исследования, т.е. демонстрации того, какую роль сыграл этот человек для русского народа, будут выполнены следующие задачи:
1. необходимо дать характеристику времени, в котором вырос и жил Преподобный, потому что эта обстановка, по сути, и подтолкнула Варфоломея к избранию пути служения Богу;
2. также необходимо описать характер, личные качества и принципы веры Сергия Радонежского, так как именно его подход к служению как Богу, так и своему народу, сделали игумена авторитетным человеком, к мнению которого прислушивались даже представители власти;
3. наконец, последняя задача, которая необходима для раскрытия самой темы работы, это рассмотрение конкретных действий святого, которые и стали толчком для возрождения земли Русской.

 

 Характеристика источника

Главным и, по сути, единственным ( т.к. до нашего времени не дошли собственные писания Сергия или же точные записи его бесед и поучений) источником является житие Сергия Радонежского, написанное в 1417 - 1418 годах учеником Преподобного Епифанием Премудрым (XIV в. - 1420 г.).
В одном из подпунктом нашей работы я обращусь к "Сказанию о Мамаевом побоище", чтобы более полно раскрыть эпизод из жизни Преподобного, связанный с Куликовской битвой, так как в житие отсутствуют некоторые необходимые факты.

Формирование личности Сергия Радонежского
В первой части работы будет выполнена первая задача, т.е. приведена общая характеристика того времени.
1.1 Детство и юность Варфоломея.
На мировоззрение и миропонимание любого человека огромный отпечаток накладывает его детство. Конечно же, Сергий не был исключением: источник формирования его идеологии кроется в биографии святого. Поэтому необходимо логически выстроить цепь тех событий, которые в конечном счете привели к тому, что на Руси появился такой человек, как Сергий Радонежский.
Также в этом подпункте будут освещены внутриполитические события, происходившие в первой четверти XIV века. Это поможет нам понять ту обстановку, в которой рос мальчик Варфоломей.
Варфоломей родился в Ростовском княжестве в 1314 году в аристократической семье. Для Ростова именно это время стало переломным. Он не был разорён татарами, как многие русские города, в XIII веке. И именно поэтому стал центром Владимиро-Суздальской Руси, как культурным, так и экономическим. Однако уже в начале XIV века благополучие было нарушено. Семью Кирилла, отца Варфоломея, не обошла эта напасть. Надежду на выход из сложившейся ситуации им давала вера: родители будущего святого были набожными людьми и передали трепетное отношение к религии своим детям.
Именно горячая молитва ограждала Варфоломея от ужасов действительности. После освоения грамоты мальчик стал зачитываться церковными книгами, в том числе и Евангелием. И на этом моменте стоит обратить особое внимание читателя работы. Варфоломей пытался анализировать Священное Писание и, что наиболее важно, воспринимал Слово Божие не как модель недостижимого идеала, а как руководство к действию. Именно в этом нужно искать ключ к великой силе Преподобного. Нравственные заповеди Иисуса стали движущей силой для Варфоломея.
Тем временем политика все более крепнущего княжества Московского, о котором более подробно будет написано чуть позже, вынудила семью переехать в город Радонеж, окраину владений Москвы. Жизнь стала намного тяжелее: лесистую местность, в отличие от ростовских полей, было тяжело обрабатывать. Так Варфоломей все больше убеждался в зыбкости и недолговечности земного благополучия: еще не так давно у семьи было все для комфортной жизни, в одночасье все было разрушено. Через некоторое время юноша окончательно принял решение посвятить себя Богу.
В 23 года Варфоломей ушел из общества людей. Важно отметить, что молодой человек ушел не в монастырь, а избрал свой путь - отшельничество. Именно отшельники, как в последующем будет видно, смогут возродить нравственность и духовную силу народа.
На этом моменте, полагаю, стоит перейти к следующему пункту главы.
1.2. Обстановка на Руси в первой половине XIV века.
Я уже упоминала о монгольском иге, настигнувшем в конце XIII- начале XIV веков Ростовское княжество. И без моих комментариев читатель знает, каким тяжёлым и унизительным бременем была власть Орды: люди боялись и ненавидели.
Безусловно, Варфоломей прекрасно знал, что такое страх перед "злыми татарами". Он производил на него очень сильное впечатление. Главным способом борьбы со страхом была вера, помогавшая сохранить мужество и достоинство перед испытаниями. Ведь для истинно верующего человека смерть не страшна, главное - стремление к вечной жизнь души.
Власть Орды развращала людей. Если раньше традиции регулировали отношения, то теперь всё сводилось к деньгам, поскольку всем распоряжался хан, ярлык которого получали наиболее влиятельные и богатые. Эти люди стремились выжить как можно больше денег из тех, кто не мог дать им отпор. Простой народ, загнанный в угол сложившимися обстоятельствами, переполняла слепая злоба.
1.3. Междукняжеские отношения.
Как уже было сказано, для того, чтобы править нужно было получить ярлык. И нельзя забывать, что основной целью было завоевание Великого княжение Владимирского, номинального, но делавшего его обладателя главным среди других князей.
Активно вело борьбу и Московское княжество. Я не буду вдаваться в подробности имён и дат, но обстановка, как известно, была очень напряжённой. Ради заветного ярлыка князья были готовы на всевозможные злодеяния. Бесконечные ложь, клевета и убийства стали нормой. Более того, не что иное, как междукняжеская усобица была выгодна ханам. Поэтому они всячески поощряли воинственное отношение княжеств друг к другу и старались усугубить его.
В заключение главы хотелось бы подвести небольшой итог вышесказанного. Обстановка на момент ухода Варфоломея в леса была очень напряжённой и нестабильной. Только большая духовная сила могла помочь справиться русскому народу с выпавшим на его долю тяжёлым испытанием.

 

Идеи Преподобного Сергия 

Для того, чтобы понять, почему Сергий делал то, что делал, и чем он был движим, необходимо рассмотреть его мировоззрение.
2.1. Место Евангелия в мировоззрении Сергия
Центральное место в жизни Преподобного занимало Евангелие. Только поняв, что значили для Сергия слова Священного Писания, можно приблизиться к разгадке личности святого.
Как уже упоминалось, Евангелие занимало мысли Варфоломея еще в детстве: он воспринимал заветы Христа как руководство к действию. В этой книге Сергий нашёл тот путь, который мог помочь людям того времени преодолеть испытания, выпавшие на их долю. В XIV веке обстановка на Руси была накалена до предела; люди погрязли в греховности: ненависти и алчности. Все это приводило к разобщенности и уязвимости страны.
В противовес этому Сергий решил поставить учение Христа: Евангелие звало к единомыслию, учило бескорыстию и любви к ближнему. По его мнению, нужно было изменить сам подход людей к жизни; если каждый будет следовать учению Господа, тогда исцелятся социальные и политические язвы. И в том, чтобы помочь русскому обществу заживить раны, Сергий и увидел своё призвание. Он всеми силами пытался приблизить час, когда Господь сменит свой гнев на милость, а он, в свою очередь, как праведник, мог его приблизить. Ему давали надежду слова Ветхого Завета, согласно которым ради десяти праведников Господь обещал Аврааму пощадить Содом и Гоморру! (Бытие, 18, 32).

2.2. Образ Троицы в житии Сергия
В предыдущей главе я обратила внимание на такое слово, как единомыслие. Идея единства проходит красной нитью в мировоззрении Преподобного. Тому причиной была сама обстановка на Руси, о которой мы уже многократно говорили. Разобщённость князей, да и монашества, крайне негативным образом сказывались на судьбе страны. Для Сергия идеалом, символом единения стала Троица. Она символизировала единство равных, без ущерба для индивидуальности, поскольку все люди равны перед Богом, и нельзя насильно притеснять кого-либо. Этот порядок, основанный на единстве, должен был прекратить вражду княжеств и, наконец-таки, объединить земли.
Идея Сергия была увековечена замечательной, всем известной иконой Андрея Рублёва "Святая Живоначальная Троица", написанной иконописцем по просьбе Никона (следующего игумена после Сергия) . "Троица" - это художественное осуществление замысла Преподобного.
2.3. Кротость и сила
Казалось бы, как связаны эти два понятия, и какое отношение они имеют к Сергию Радонежскому?
Кротость позволяет человеку любить всех, в том числе злодеев, обидчиков, притеснителей. А именно такая любовь и называется "Христовой". Такой любви и учит Евангелие. Они созидает и дарит мир. Такую любовь и познал Радонежский игумен. В следующей главе это будет освещено.
Теперь нужно прокомментировать второй пункт. О какой силе идёт речь? Как она связана с кротостью? И как эта связь проявлялась в жизни Сергия?
Несомненно, имеется в виду духовная сила, никак не проявляющаяся в физическом плане.
Власть и сила Сергия была «высоком житии», смирении, терпении и любви. Он пытался исцелять, наставлять и исправлять людей силою той благодати, которую в себе ощущал. Его власть или, лучше сказать, влияние в обители было основано на том, что он сумел стать «преподобным» — более других подобным Иисусу. Власть в обычном ее понимании подразумевает внешнее или внутреннее насилие над личностью. Но также есть и власть кротости. Она основана на нравственной чистоте того, кто повелевает, и на уверенности в том, что своим повелением он не желает совершить насилие над чужой волей, но дарит свою волю тому, кто её принимает.

 

 

 

 

 

 

Деятельность Сергия Радонежского
В предыдущих частях были рассмотрены те факторы, которые повлияли на становление личности будущего святого, и идеологический аспект его деятельности.
3.1. Начальный этап основания обители на Маковце.
Варфоломей жил в лесу один достаточно долгое время. Решение стать отшельником было первым проявлением духовной силы, о которой мы уже писали.
Также стоит отметить, что первая церковь, основанная на Маковецком холме, была посвящена Троице. Насколько важным этот символ был для Сергия, уже было упомянуто.
Достаточно быстро начала распространяться молва о духовном подвиге отшельника. Постепенно в обитель стали приходить единомышленники Сергия. Численность братии увеличивалась. Тем не менее продолжали жить только молитва. Это развращало - каждый заботился о своем благополучии, забывая о служении Богу. По такому принципу существовали на тот момент все монастыри).
Однако число братии неуклонно росло. Чтобы сохранить подвижнический дух, Сергий принял решение реформировать жизнь в монастыре.
3.2. Введение киновии
Одним из важнейших этапов деятельности Преподобного, повлиявшего на дальнейшую судьбу русского монашества, стало введение общежитильного устава ( такая форма устава, при которой у монахов все общее).
С ростом монастыря и числом его братии, неизбежно стало появляться неравенство и зависть среди монахов. Это не могло не беспокоить Сергия. Для него идеалом была первохристианская община, где все равны. Игумен Троицкой обители знал, как найти выход из этой ситуации. Опираясь на опыт Феодосия Печерского, впервые введшего киновию в Киево-Печерском монастыре, он решил ввести общежительный устав.
Так, Серий должен был контролировать жизнь своей братии, разделяя обязанности и следя за исполнением устава. Но он также продолжал заниматься привычным для себя трудом для обеспечения нужд монастыря. В житии Епифаний в рассказе о «О бедности одежды Сергия и о некоем крестьянине» демонстрирует сохранившиеся в настоятеле смирение и человеколюбие. Крестьянин, пожелав лицезреть прославленного инока, пришёл к стенам обители. В это время Сергий занимался обработкой земли и попросил его не беспокоить, пока он не закончит. Крестьянин подсмотрел в щелку и, увидев работающего на земле мужчину, решил, что монахи подшутили над ним и показали какого-то послушника. «Аз пророка видети приидох, вы же ми сироту указасте», — упрекал он иноков. «Я пришел видеть пророка», — говорил крестьянин.
Эти слова для нас примечательны. Сергия начинали чтить как нового пророка. По христианским понятиям появление пророка среди народа — признак любви, заботы Бога. «И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ свой» (Евангелие от Луки (7,16)).
Почему введение киновии было так важно? Само духовенство, погрязшее в прегрешениях, не способно было подавать пример обществу. Многие видели причину бедствий, обрушившихся на Русь, именно в греховности служителей церкви. Сергий ясно видел необходимость реформы жизненного уклада монахов. Следующей и, наверное, самой главной причиной, сподвигнувшей святого на введение изменений было то, что в "общем житии" он увидел высшую форму проявления любви к людям: основным принципом было взаимоуважение и равенство членов братии. Маковец, в представлении игумена, должен был показать "миру", что жизнь по заветам Христовым возможна.
Реформируя устав обители, Сергий обратился, как уже было сказано, к опыту Феодосия Печерского. Феодосий ввёл общинножитие в Киево-Печерском монастыре, став родоначальником "истинного монашества" на Руси, а Сергий, в свою очередь, возродил его спустя два века. Нельзя не сказать об этой преемственности традиций русского монашества. Одним из основополагающих сходств был постоянный труд иноков и самого игумена. Личным примером Сергий и Феодосий демонстрировали братии идеалы монашеского общежития. Даже когда состояние обители могло позволить монахам не работать, Сергий все равно сподвигал их на работу, так как это помогало сохранить подвижнический дух; не допустить праздного времяпрепровождения. Стоит сказать и об одном значимом отличии, характерном уже непосредственно для XIV столетия. Если обитель Феодосия была близка к Киеву, находясь практически у стен города, то Троицкая лавра и другие монастыри были основаны пустынножителями, уходившими далеко в лес, изолируя себя от общества. За счёт этого они достигли гораздо большей отрешённости от мира, взяв на себя труднейший подвиг, связанный с глубокой созерцательной молитвой. Именно за счёт такого кардинального изменения стало возможно возрождение русской духовности и подъём её на новый уровень.

3.3. Миротворческие "походы" Сергия Радонежского
Преподобного называли "дипломатом земли русской". Междукняжеские усобицы, оказавшие сильное впечатление на Варфоломея и , по-прежнему, продолжавшиеся, не могли не беспокоить Сергия. Идея сплочённости вела игумена. Его вдохновлял образ единосущной Троицы - символа единения.
Я считаю, что не стоит останавливаться на каждом "походе" и княжеском съезде, в которых принимал участие Преподобный, так как для того, чтобы это сделать, потребуется осветить множество предшествующих событий и причинно-следственных связей, что слишком нагромоздило бы работу. Самое главное то, что миротворческая деятельность Сергия помогла Москве сплотить княжества вокруг себя и не тратить силы на борьбу с землякам, а сосредоточиться на главной для того периода задачей - освобождении от монгольского ига.
На одном походе, совершённом уже после Куликовской битвы, нам бы всё-таки хотелось остановиться, так как его итогом стала стабилизация отношений между княжествами и прекращение конфронтации. Речь идет о путешествии Сергия в Рязань в 1385 году. Находившаяся между Москвой и Ордой, Рязанская земля подвергалась неоднократному разорению с обеих сторон. В момент, когда переговоры между Олегом Рязанским и Дмитрием Московским зашли в тупик, Дмитрий попросил Сергия прийти к южному соседу и поговорить с ним. Действительно, авторитет игумена был на тот момент уже так велик, что князья прислушивались к нему. И миссия Сергия послужила началом длительному миру между Москвой и Рязанью, скрепленному браком дочери Дмитрия Софьи и сына Олега Федора.
3.4. Роль Сергия в Куликовской битве
Безусловно, Куликовская битва стала одним из важнейших событий, продемонстрировавшая, что русские князья способны объединиться и начать борьбу против, казалось бы, непобедимого врага. Какое же значение имело участие Сергия в подготовке и результатах сражения?
Стоит начать с одного чудесного явления, произошедшего в Троицкой обители в 1379 году. После ночной молитвы Серий увидел Богоматерь с апостолами, Петром и Иоанном. Богородица прикоснулась руками к игумену и ободрила его, пообещав заботиться об обители, защищать ее от опасностей. Согласно утверждениям византийцев, Богоматерь покровительствовала монашеской жизни на Афоне. Явление Богородицы Сергию позволяло рассматривать Маковец как русскую Святую Гору, своего рода новый Афон.
Между тем, близилось время битвы. Дмитрий собрал под своими знамёнами немалое, по тем меркам, войско. Однако его противник по-прежнему был значительно сильнее. Как же можно было воодушевить народ, а в особенности, москвичей (они в силу определённых причин относились к Дмитрию с недоверием), на такую битву? Князь понял, что ему нужна поддержка авторитетного представителя духовенства, так как политика и религия в то время были неразделимы.
Дмитрий отправился на Маковец. Ему нужно было не просто благословение, но и какие-то зримые всем воинам свидетельства того, что «великий старец» признал борьбу с Мамаем священной войной. Осенив князя крестным знамением, Сергий благословил князя на битву. Также игумен подозвал к себе двух иноков: Пересвета и Ослябю. Оба были облачены в «шлем спасения» — островерхий кукуль с вышитым на нем крестом, «образ великой схимы» (схима символизировала доспех, в котором монах выходил на бой с дьяволом). Монахи стали зримым свидетельством благословения, полученного у старца.
Но важно отметить, что, совершив такой поступок, Сергий нарушил прямой церковный закон. Четвертый Вселенский собор в Халкидоне постановил: монах не должен вступать в военную службу. За нарушение этого запрета следовало отлучение от церкви. Принцип иноческого послушания перекладывал этот грех на плечи игумена, благословившего своих монахов на пролитие крови. Сергий понимал, что нарушает церковный закон, но также осознавал, насколько важными были его действия. Воины, идя на бой, чувствовали себя мучениками, поскольку война была священная, а реальным тому подтверждением были два инока, вышедшие вместе с ними на поле боя.
И, действительно, сражение было выиграно. Значение этой победы было огромно. Заслуга Сергия была здесь очень велика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение
Итак, почему же человека, памятник которому сейчас стоит напротив Троице-Сергиева монастыря, можно назвать "собирателем русских земель"?
Преподобный Сергий сделал возможным консолидацию раздробленной Руси. Во-первых, за счет морального подъема в стране, который обусловило создание обители на Маковце. Моральный дух, основа основ, возродился. Примером и стал сам Сергий.
Во-вторых, игумен активно способствовал, за счет своего морального авторитета, прекращению княжеских междоусобиц, не позволявших стране преодолеть кризис, и объединению земель вокруг крепнувшей Москвы.
В-третьих, во многом благодаря вкладу Сергия, была выиграна Куликовская битва - символ начала освобождения от монголов.
Безусловно, еще на протяжении столетия Русь не могла полностью освободиться от власти Орды. Но этот процесс был запущен.
"Собиратель русских земель" Сергий не только поднял дух и веру народа, но и положил начало политическому объединению и централизации Руси.

Источники
1. Епифаний Премудрый. "Житие и чудеса преподобного Сергия игумена Радонежского". Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjatykh/zhitie-i-chudesa-prepodobnogo-sergija-igumena-radonezhskogo/
Дата посещения: 28.03. 2019
2. "Сказание о Мамаевом побоище". Электронный ресурс: http://librebook.me/skazanie_o_mamaevom_poboiche/vol1/1
Дата посещения: 04.04. 2019
4. Евангелие. Электронный ресурс: https://azbyka.ru/evangelie
Литература
1. Е.Е. Голубинский " Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра". С.П.,2012.
2. Е.Е. Голубинский " История Русской Церкви". Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubinskij/istorija-russkoj-tserkvi-tom-1-chast-1-period-pervyj-kievskij-ili-do-mongolskij/
Дата посещения: 05. 04. 2019.
3. В.О. Ключевский "Древнерусские жития святых как исторический источник". М., 1871.
4. Речь В.О. Ключевского "Значение Преподобного Сергия Радонежского для русского народа и государства". Электронный ресурс: http://dugward.ru/library/kluchevskiy/kluchevskiy_rech_proiznesennaya_v_torjestvennom.html
Дата посещения: 03.04. 2019
5. Г.П. Федотов "Святые древней Руси". М.,1990.
6. Б.К. Зайцев "Преподобный Сергий Радонежский". Электронный ресурс: https://azbyka.ru/fiction/prepodobnyj-sergij-radonezhskij/
Дата посещения: 06.04. 2019
7. Н.С. Борисов "Сергий Радонежский". М.,2003.
8. Н.С. Борисов "Дмитрий Донской". М., 2014.
9. А. Карачаев "Вселенские соборы". Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashev/vselenskie-sobory/
Дата посещения: 07.04. 2019
10. И.К. Смолич "Русское монашество". Электронный ресурс: https://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/russkoe-monashestvo/
Дата посещения: 07.04. 2019
11. Д.С. Лихачёв. Статья "Сергий Радонежский и Франциск Ассизский". Наука и религия, июль 1998.
12. М.В. Кудрявцев " История православного монашества в Северо-Восточной России со времен преподобного Сергея Радонежского". М. 1881 г.
13. В.А. Плугин "Мировоззрение Андрея Рублёва". Электронный ресурс: http://andrey-rublev.ru/plugin.php Дата посещения: 01.04. 2019
14. В.Н. Топоров "Святость и святые в русской духовной культуре" . Том II. М., 1998.
15. Л.А. Дмитриев "Литературные судьбы жанра древнерусских житий". М.: 1973.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top