Злотникова О.

Введение
Меня всегда интересовала военная история нашей страны, нравилось размышлять и анализировать, делать выводы, а иногда даже записывать их в качестве небольших очерков. Кто же был той движимой силой, которая повернула весь ход Великой Отечественной войны? Как сложилась судьба Русской Православной Церкви, которая на протяжении столетий является неотъемлемой частью истории нашего народа? Почему в период войны в атеистическом советском государстве после массовых репрессий возобновился диалог Церкви с представителями власти? – такие вопросы возникали у меня. Ещё тогда мне хотелось найти определенную тему, которая, по моему мнению, не полностью раскрыта, и детально её исследовать.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, открывшая совершенно новую страницу в русской истории. 1418 дней – боли, лишений, страданий, людского горя и слёз….
В своем исследовании с помощью исторического анализа я постараюсь раскрыть духовный смысл войны, а именно присутствие Промысла Божия в ключевых сражениях Великой Отечественной войны: обороне Москвы, блокаде Ленинграда, Сталинградской битве, сражениях на Курской дуге, наступлении на немецкий форпост - Кёнигсберг.
Основной целью моего исследования стало осмыслить присутствие Промысла Божия в ключевых сражениях Великой Отечественной войны, а также раскрыть основополагающую роль Русской Православной Церкви в Великой Победе.
В рамках цели мною были поставлены задачи для дальнейшего формирования работы:
• Проанализировать историю Отечества в периоды: массовых гонений на Православную Веру и Церковь (1931-1937гг.) и Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)
• Раскрыть понятие Промысла Божия, изучив военную историю России, в частности, события Великой Отечественной войны.
• Проследить взаимосвязь Церкви и государства в период Великой Отечественной войны.
Объект исследования: Основные сражения и события Великой Отечественной войны.
Предмет исследования: Промысел Божий в судьбе России на примере основных сражений и событий Великой Отечественной войны.
В своей работе я использовала широкий спектр методов исследования, таких как дискрептивный, аналитический и историко-сравнительный.
Продукт исследования: результатом исследования (продуктом) является православный патриотический календарь «1418 дней. Промысел Божий в судьбе России» наглядно отражающий авторскую идею в творческом исполнении.
Актуальность моей работы заключается, в том, чтобы в преддверии 75-летия Великой Отечественной войны, рассказать подрастающему поколению России о духовной составляющей событий Великой Отечественной войны. Вновь вспомнить о мужестве, героизме, несгибаемой стойкости, патриотизме и самоотверженности наших солдат и командиров. Проанализировать роль Русской Православной Церкви в Великой победе. На примерах ключевых сражений данного исторического периода раскрыть понятие Промысла Божия не только в судьбе отдельных людей, но и в истории Отечества в целом.
Хочется отметить, что в тяжёлые моменты истории именно православие поднимало Россию, которая, являясь, богоизбранной страной, прославилась в веках молитвенным подвигом своих святых.
75-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается
Глава 1. Промысел Божий в судьбе России
1.1. Понятие Промысла Божия
Для точного определения данного церковного понятия, обратимся к «Пространному христианскому катехизису» митрополита Московского Филарета (Дроздова): «Промысел Божий есть непрестанное действие всемогущества, премудрости и благости Божией, которым Бог сохраняет бытие и силы тварей, направляет их к благим целям, всякому добру вспомоществует, а возникающее через удаление от добра зло пресекает и обращает к добрым последствиям" .
В Православном вероучении каждый человек обладает правом нравственного и духовного выбора. А Господь (Создатель) по Своему Промыслу лишь направляет своё создание к конечной цели бытия.
Действие Всемогущего Промысла Божия, по учению Святых Отцов открывается людям в трёх сферах: природе, человеке и истории. История – это результат синергетического взаимодействия Бога (Создателя) и Его творения (человека). Поэтому к историческому осмыслению событий Великой Отечественной войны, я в своем исследовании прилагаю не только хронологические и документальные данные, но и Священное Писание, Святоотеческие поучения, интеллектуально-духовное наследие русских философов, историков и мыслителей. В начале исследования предлагаю вашему вниманию краткий анализ некоторых ключевых событий (битв), исход которых оказал существенное влияние на русскую историю.
1.2. Промысел Божий в судьбе России.
Россия – Дом Пресвятой Богородицы
Издревле Россия (Святая Русь) именовалась Домом Пресвятой Богородицы. Благочестивые русские люди в периоды испытаний прибегали к помощи и заступничеству Царицы Небесной, совершая молебные пения перед Её чудотворными иконами.
Главными святынями русского народа, по молитвам перед которыми Пречистая Матерь Божия неоднократно спасала Русскую землю, являются чудотворные иконы «Владимирская» и «Казанская».
В 1380 году на Куликовом поле решалась судьба страдавшего под татаро-монгольским игом русского народа. Преподобный Сергий Радонежский благословил на этот бой благоверного князя Димитрия со словами: «Иди, князь: Бог и Пресвятая Богородица тебе помогут». Знаменательно русские воины встретились с татарским войском 21 сентября, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы. В знак своего особенного благоволения к Русской Земле, Богородица даровала знамение – победу над нечестивым татарским полчищем.
В 1395 году жестокий хан Тамерлан со своим многочисленным войском вступил на русскую землю и продвигался к Москве. Божиим Промыслом и заступничеством Царицы Небесной Русь вновь была спасена. Во время того, как хан отдыхал в своем шатре, ему было видение. В сиянии лучезарных лучей явилась ему величественная Жена в царственном одеянии и сказала, что Она Заступница русских, Матерь Бога христианского и что сила Ея неодолима. В страхе и ужасе Тамерлан тотчас отдал приказ своим полчищам повернуть назад. Летописец пишет: «И бежал Тамерлан, гонимый силою Пресвятой Девы…».
В 1480 году великий князь Иван III Васильевич, отказался платить дань татарам. Ордынский хан Ахмат двинулся на Москву. Великий князь с войском выдвинулся к берегу р. Угры. Татары находились на противоположном берегу, и никто из противников не решался первым перейти реку. Долгое время оба войска стояли друг против друга, не приступая к решительным действиям. Вдруг какой-то необъяснимый страх напал на татар: они обратились в паническое бегство, никем не гонимые. В этот день был установлен ещё один день празднования Владимирской иконы Божией Матери.
В 1612 году из Нижнего Новгорода в Москву выдвинулось второе ополчение. Князь Дмитрий Пожарский вступил в Китай-город с Казанской иконой Божьей Матери. По благословению Патриарха Гермогена она была перенесена из Казани и стала главной святыней ополчения, перед которой возносились молитвы о спасении Руси от Смуты и безвластия.
Козьма Минин взывал к русским людям, призывая их встать на защиту и спасение Отечества следующими словами: "Православные люди! Похотим помочь Московскому Государству, не пожалеем животов наших. Встанем все, как один, за русскую землю, за "Дом Пресвятой Богородицы".
4 ноября 1612 года ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от иноземных захватчиков. В память чудесного освобождения в этот день было установлено празднование Казанской иконы Божьей Матери.
В 1709 году перед Полтавской битвой царь Петр Великий вместе со своим войском возносил молитвы перед Казанской иконой. В 1721 году он перенес один из её списков в Петербург.
В 1811 году чудотворный образ был установлен в Казанском Соборе Петербурга. Здесь в 1812 году великий русский полководец М.И. Кутузов испрашивал небесное заступничество и победу над французами. Символично, что первая крупная победа Отечественной войны 1812 года была одержана 4 ноября (23 октября по старому стилю), в день празднования чудотворного образа. «Содеянное храбрым воинством нашим превыше сил человеческих! Спасение России от врагов есть явно излиянная на нас благодать Божия! Да познаем в великом деле сем Промысел Божий, повергнемся пред святым Его Престолом и видим ясно руку Его!» - писал в Манифесте о прекращении Отечественной войны 1812 года Император Александр I.
Продолжением данного исторического анализа станет новая глава моего исследования, посвященная ключевым битвам Великой Отечественной войны.
Глава 2. Вспомним, как это было… Экскурс в историю
2.1 Битва за Москву
Битва за Москву (1941-1942) – это одно из самых первых и крупных сражений Великой Отечественной войны. Историки делят это масштабное историческое сражение на два этапа: оборонительный (который длился с 30 сентября по 4 декабря 1941 года) и наступательный (с 5 декабря 1941-го по 20 апреля 1942 года).
Противник продвигался стремительно и каждый день захватывал все новые и новые территории. Казалось бы, ситуация была уже совсем безвыходной: враг находился в столице. Откуда ждать помощи? Где взять драгоценное время и силы на решающее наступление? Именно тогда на помощь России пришло небесное заступление…. Малоизвестный факт, что 8 декабря 1941 года по приказу Сталина состоялся облёт столицы с чудотворной Тихвинской иконой Божьей Матери. Примечательно, что облёт был совершен лично маршалом авиации А.Е. Головановым. Голованов летел не один, вместе с ним летели священник, держащий икону, и три женщины. Самолет взлетел, в кабине были отчетливо слышны слова молитвы: «Царица моя Преблагая, Надежда моя Богородице…» Несмотря на сильнейшую метель и отсутствие видимости, пилот чётко видел траекторию движения, как будто летел по определенному «светлому коридору». Самолёт с иконой Богоматери, приземлился под Тихвином. В этот момент немцы увидели, как на них движутся две сотни русских танков. В страхе немцы под командованием генерала-фельдмаршала Эрнеста Буша покидали Тихвин без боя. Так молитвами Царицы Небесной, Тихвин был освобожден от захватчиков и наши войска провели успешное наступление.
«Любой ценой вернуть Тихвин!» – в бешенстве кричал немецкий фельдмаршал. Но русские стояли насмерть, и отбить город не удалось…
19 ноября1941 года температура в Московском регионе упала до -52. От сурового мороза у танков Г. Гудериана «отказали» моторы. Из 800 танков удалось завести только 50. Из 60 танков генерала Катукова завелись все...Несомненно, это чудо Промысла Божия. Давайте вновь обратимся к церковному календарю. В этот день Святая Церковь чтит память великого русского святого – преподобного Варлаама Хутынского. На Спасской башне Московского кремля находится надвратная икона «Спас Вседержитель» с припадающими к Его ногам преподобным Сергием Радонежским и преподобным Варлаамом Хутынским. Издревле к преп. Варлааму русские люди обращались за молитвенным заступлением во время аномальных погодных условий. Ведь именно его в древности называли «управителем погоды».
Таким образом, немцы пришли к цели намного позже задуманного. За это время советские войска сформировались вокруг Москвы и отбросили обессиленных немцев от границ города. 29 ноября министр вооружений Германии Фриц Тодт в беседе с Гитлером рекомендовал фюреру прекратить войну с Советским Союзом, поскольку, по его мнению, война в военном и экономическом смысле уже была проиграна. На что Гитлер ничего не ответил.
В начале декабря 1941 года немецкое командование уже четко понимало, что блицкриг в России не удался.
4 декабря в православном календаре отмечено праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. На следующий день после праздника, 5 декабря 1941 года на протяжении 900 километров фронта наши войска перешли в контрнаступление. 6 декабря на разных участках фронта немцы были отброшены от 100 до 250 километров к западным границам. В русской церковной истории это особенный день – память грозного защитника Руси, князя Александра Невского. Здесь невольно вспоминаются грозные слова князя перед Невской битвой (1240): «Не в силе Бог, а в правде». Контрнаступление советских войск символично завершилось 7 января 1942 г. на праздник Рождества Христова.
Провал операции «Тайфун» стал первым поражением немецкой армии в рамках Второй мировой войны. Впервые был развеян миф о непобедимости Германии.
В апреле 1942 года нашим мужественным бойцам удалось полностью освободить от немецких войск Москву и Московскую область.
2.2 Блокада Ленинграда
По личному приказу фюрера, «основанный Петром Великим город должен был исчезнуть с лица земли». Уничтожение города символизировало бы уничтожение большевизма и «колыбели революции». Планировалось устроить в северной столице «величайший в мире фейерверк» и за несколько дней превратить город в руины….
Блокада Ленинграда длилась ровно 871 день. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности, невероятной силы духа и веры в победу.
К началу 1941 года в Ленинградской епархии оставался действующим лишь 21 православный храм. Были закрыты все монастыри, духовные учебные заведения и церковные печатные издания. В течение всей блокады действовало всего десять православных храмов.
В то время ленинградскую кафедру возглавлял будущий Патриарх – митрополит Алексий (Симанский). Он провёл все 900 дней блокады в осажденном городе, постоянно поддерживая паству. Проповеди владыки вдохновляли солдат на ратный подвиг, укрепляли в вере, вселяли надежду на скорое избавление от фашистских захватчиков.
В городе, несмотря на постоянные обстрелы, голод и лишения, не прекращались богослужения. Каждое воскресенье в Свято-Никольском Соборе служились Литургии. Не прекращались молебны о здравии всех воинов, заупокойные богослужения о погибших. Священнослужители и клир массово погибали от голода, холода и болезней, но не оставляли паству без поддержки и духовного окормления. Из воспоминаний прихожан: «В зиму 1941 – 1942 года, когда отсутствовало трамвайное сообщение, а живёт отец Павел от собора в 15 км, он, опухший от недоедания, в возрасте 65 лет, ежедневно посещал собор, он был единственный священник, временами он приходил на службу совсем больной и домой уже не мог возвращаться и ночевал в холодном соборе».
Одной из главных святынь города является чудотворная Казанская икона Божией Матери, ныне хранящаяся в Казанском кафедральном соборе. Святитель Митрофан Воронежский говорил своему духовному чаду императору Петру Великому: «Казанская икона Божией Матери будет покровом нового города и всего народа твоего. До тех пор, пока икона будет находиться в столице и пред ней будут молиться православные, в город не ступит нога врага». С началом боевых действий, на город обрушился страшный голод. Люди вымирали целыми семьями, на улицах лежали смердящие трупы. Малоизвестный факт, что в осажденном городе хранилась знаменитая коллекция семян культурных растений, собранная советским учёным-ботаником Н. И. Вавиловым и его сотрудниками в результате многочисленных экспедиций. Эта коллекция - мировой генофонд продуктов, первый банк генов. С её использованием в стране было выведено свыше 4,5 тыс. новых сортов сельскохозяйственных культур. Сотрудники Всесоюзного института растениеводства (ВИР), были так же голодны и истощены, как и все ленинградцы. 28 сотрудников института героически умерли от голода, но сохранили материалы, которые впоследствии помогли послевоенному восстановлению сельского хозяйства.
12 сентября 1941 года в город по Военно-автомобильной дороге №101 (Дороге жизни») пришли первые баржи с продовольствием. Каждый рейс был настоящим подвигом моряков, так как каждое судно находилось под прицелом противника.
20 ноября 1941 года на лёд Ладожского озера спустился первый конно-санный обоз. А чуть позже по ледовой Дороге Жизни пошли грузовики, знаменитые «полуторки» (ГАЗ-1500). Лёд был очень тонким, под тяжестью грузовика он проламывался, и нередки были случаи, когда грузовики тонули. С риском для жизни водители продолжали свои смертельно опасные рейсы до самой весны.
В это страшное блокадное время преподобный Серафим Вырицкий кроме строгих постов и непрестанной молитвы, принял на себя особый подвиг ради спасения России и её народа от гибели. 1000 дней и ночей стоял он на камне в саду, перед иконой преп. Серафима Саровского и молился.
«Как-то зимой 1942 года келейнице преп. Старца Серафима снится сон. Старец Серафим в валенках и белом халате гонит по заснеженному полю множество немецких солдат. Утром, когда мать Серафима хотела рассказать об удивительном сне, отец Серафим сказал: «Видела, ну теперь, иди посуши валенки и халат». Действительно, ночью он выходил в зимний сад и молился на камне в валенках, набросив на себя белый халат для маскировки. Валенки и халат оказались мокрыми… Как старец выдерживал эти нощные бдения одному Богу известно…».
18 января 1943 года, в Крещенский Сочельник, под командованием генерал-лейтенанта Л.С. Говорова блокада Ленинграда была прорвана. Все южное побережье Ладожского озера очищено от противника. Была построена временная железная дорога. Под обстрелом противника по этой дороге пошли в Ленинград эшелоны с продовольствием…Вражеский план задушить голодом защитников и жителей города был сорван.
Через год, 27 января 1944 г., в день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии, Ленинград был освобожден от оккупантов. Во всех храмах Ленинграда были отслужены благодарственные молебны. В 2009 году православные петербуржцы возвели храм в честь равноапостольной Нины в Полежаевском парке (в годы войны здесь был центр линии фронта), недалеко от Аллеи Славы и Братской могилы.
2.3 Сталинградская битва
Легендарная Сталинградская битва превзошла по целям, боевым единицам и площади все, предшествующие ей сражения в мировой истории. Она стала переломным рубежом на пути к Великой Победе России (СССР) над фашистской Германией.
Основной целью немецкого командования на 1942 год было овладеть промышленностью города, выйти к Волге, по которой в кратчайшие сроки можно было попасть к Каспийскому морю и на Кавказ, где сосредоточилась добыча нефти. Гитлер решил осуществить свой замысел силами 6-й полевой армии генерала Паулюса и 4 танковой армии генерала Гота всего за неделю.
«Если я не получу нефти Майкопа и Грозного, я должен буду покончить с этой войной» - произнес Гитлер на совещании с командующими Вермахта в Полтаве.
По свидетельствам очевидцев, в ноябре 1942 года под Сталинградом, на другом берегу Волги, митрополит Николай (Ярушевич) совершил молебен перед Казанской иконой Божией Матери. Среди солдат и офицеров, воюющих в Сталинграде, было немало верующих. В 1942 году под Покровом Царицы Небесной возрождается Сталинградская епархия.
Ведь неслучайно среди руин Сталинграда единственным уцелевшим зданием оставалась церковь в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Сергия Радонежского.
Освобождение Сталинграда сопровождалось настоящей снайперской войной. Снайпер 62-й армии в Сталинграде Василий Григорьевич Зайцев, автор знаменитой фразы, девиза для всех сталинградцев: «За Волгой для нас земли нет!» стал легендой ещё при жизни. Старшина 1-й статьи Зайцев уничтожил в Сталинграде 225 офицеров противника, из них 11 снайперов Вермахта. Здесь в Сталинграде произошла схватка «главного русского зайца» с немецким «сверхснайпером» Г. Торвальдом. Эта дуэль, закончившаяся полной победой Василия Зайцева, стала знаменитой на фронте и вошла в список классических снайперских приёмов мира.
В ночь на 27 сентября 1942 года разведывательная группа, возглавляемая сержантом И.Д. Павловым, захватила в центре города четырехэтажный жилой дом, чтобы не допустить в этом месте прорыв немецких войск к Волге. 58 дней и ночей наши отважные солдаты отражали натиск превосходящих сил врага.
Дом Павлова в Сталинграде – образец стойкости героического подвига мужества русских солдат. Неслучайно на карте командующего немецким гарнизоном Паулюса «дом Павлова» обозначен как крепость с сильным гарнизоном и подземными ходами. Командующий обороной Сталинграда В.И.Чуйков говорил: «Эта небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».
О герое обороны И.Д. Павлове мною было проведено историческое исследование, доказывающее, что именно он являлся истинным защитником Дома-Павлова, а не официально признанный героем Я.Ф. Павлов. Ознакомиться с данным исследованием вы можете в моей книге «Доблестный воин и духоносный старец».
Из письма немецкого солдата Эриха Отто, воевавшего под Сталинградом: «Русские снайперы и бронебойщики – несомненно ученики Бога. Они подстерегают нас и днем, и ночью и не промахиваются. 58 дней мы штурмовали один – единственный дом. Напрасно штурмовали… Никто из нас не вернется в Германию, если только не произойдет чудо. А в чудеса я больше не верю. Время перешло на сторону русских».
8 января 1943 года командующему окруженными войсками Ф. Паулюса был выдвинут ультиматум о сдаче, но 10 января авиасообщение было прервано советской наступательной операцией «Кольцо». Её результатом стали полное поражение немецких войск и капитуляция 6-й армии Вермахта.
В ночь на 2 февраля 1943 года Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий находился в Ульяновске. Пересилив недуг, он положил три поклона с молитвой: «Господь воинств, сильных в брани, низложи восстающих против нас. Да благословит Господь людей своих миром! Может быть, это начало будет счастливым концом». Победное завершение 2 февраля 1943 года многомесячной Сталинградской эпопеи было отмечено благодарственным молебном. Первую свечу в уцелевшем храме затеплил командарм Василий Иванович Чуйков.
Так завершилась легендарная Сталинградская битва, переломившая ход Великой Отечественной войны. Русские солдаты блистательно преодолели ещё один сложный и ответственный рубеж и шаг за шагом двигались к Великой Победе.
2.4 Курская битва
После победы советских войск под Сталинградом, немецкое командование осознавало надвигавшуюся угрозу с Восточного фронта. Гитлер планировал в кратчайшие сроки с помощью лучших военных сил Германии завладеть важным стратегическим объектом - Курской дугой (выступ на линии фронта между Орлом и Белгородом, глубиной до 200 км., шириной 150 км.).
По данным разведки, немецкие войска должны были перейти в наступление 5 июля 1943 г. в 2:30 у станции Поныри, но за 10 минут до назначенного часа ударила советская артиллерия. Внезапность нападения Вермахта была сорвана. Но остановить машину наступления гитлеровцы уже не могли. Так началась Курская битва – величайшая из битв Второй мировой войны.
Ожесточенные бои шли на всех участках дуги. На всей её протяженности были построены оборонительные рубежи и мощные укрепления. Нашим войскам активно помогали партизаны. Суровая рельсовая война срывало планы фашистов на техническое и продовольственное подкрепление.
На момент сражения, в районе Курска и Обояни оставалось лишь 3 действующих храма. Один из них древнейший памятник архитектуры XVII века, Свято-Троицкий храм в центре Курска. Во время войны храм был частично переоборудован. На 1 этаже располагался склад, на 2 этаже совершались Литургии, а на колокольне находился наблюдательный пункт НКВД. С высоты птичьего полета сержанты наблюдали за обстановкой в городе и подсчитывали вражеские самолёты. По благословению правящего архиерея епископа Питирима (Свиридова) настоятель и прихожане Троицкой Церкви активно участвовали в сборе средств в поддержку фронта.
12 июля 1943 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла произошло танковое сражение на Прохоровском поле – апогей Курской битвы. Около 1200 танков сцепились в смертельной схватке. Советские войска уверенно выстояли натиск врага и перешли в наступление. Успех в этом ответственном сражении позволил нашим бойцам перейти к новому этапу - освобождению Украины.
Один из участников сражения у Прохоровки Николай Иванович Петренко стал свидетелем чудесного явления Матери Божией, которая с воздетыми руками усердно молилась о победе русских воинов: «Я во время боя оглядываюсь назад, вижу: стоит Женщина с поднятыми руками… «Вот тебе на, – думаю, – что за наваждение, откуда здесь Женщина, уж не мерещится ли мне это?» Опять оглянулся – стоит. Да не просто стоит, а как бы Своими ладонями, повернутыми к врагу, стену невидимую воздвигла… Немцы на эту стену натыкаются и назад откатываются. И «тигры» пошли справа и слева нашу высоту обходить… Разворачиваем мы одну уцелевшую пушку – и с боку по «тиграм». Три танка нам удалось подбить, а четвертый по нам ударил. Меня контузило и легко ранило в левую руку… Взял противотанковую гранату и жду. Оглянулся; стоит та Женщина над нами! Мне легче на душе стало, появилась уверенность, что это не конец…Тут и наши «тридцатьчетверки подоспели…» . После войны, зайдя в храм, Николай Иванович, увидел Женщину, которая явилась ему во время боя. Он узнает Её в иконе Божьей Матери «Нерушимая стена». Так Пресвятая Богородица своими молитвами как «нерушимой стеной» защитила наше Отечество от немецких захватчиков.
5 августа 1943 года были освобождены Орёл и Белгород. В ознаменование этой победы, в Москве был дан первый за время войны триумфальный салют. После провала операции «Цитадель» основоположник теории «блицкрига», Генерал-Оберст Гейнц Гудериан писал: «В результате провала наступления «Цитадель» мы потерпели решительное поражение. Само собой разумеется, русские поспешили воспользоваться успехом. И больше на Восточном фронте не было спокойных дней. Инициатива полностью перешла к противнику…»
23 августа 1943 года состоялось завершение коренного перелома Великой Отечественной войны, окончание Курской битвы. В 1995 г. на месте легендарного танкового сражения, Прохоровском поле, построен храм в честь святых апостолов Петра и Павла. На мраморных плитах внутри храма было начертано 7000 имён погибших воинов.
2.5. Кёнигсберг - самая неприступная крепость Третьего Рейха
В апреле 1945 года в ходе Восточно-Прусской наступательной операции советские войска с боями подошли к самой неприступной крепости Третьего Рейха – Кёнигсбергу. Кёнигсберг – город-бастион, имеющий огромное значение в жизни Германии. Здесь короновались германские монархи, зарождался прусский боевой дух. Перед его историей и величием благоговел и сам фюрер.
Взятие Кенигсберга стало бы кульминацией всей Восточно-Прусской операции. Вокруг непреодолимой, по мнению немцев, крепости были созданы оборонительные рубежи. Они должны были остановить наступление Красной Армии. Ключ к мирному соглашению и капитуляции находился, как не странно не в Берлине, а именно в Кёнигсберге.
Во время тяжелого наступления на крепость Пресвятая Богородица и Небесное воинство вновь устремились на помощь русскому воинству. Внезапно произошло чудо, очевидцами которого стали не только наши, но и немецкие солдаты. Из воспоминаний фронтовика Василия Григорьевича Казанина (в монашестве схимонаха Иринарха, насельника Псково-Печерского мужского монастыря): «Вдруг видим: приехал командующий фронтом, много офицеров и с ними священники с иконой. Многие стали шутить: «Вот, попов привезли, сейчас они нам помогут…» Но командующий быстро прекратил всякие шутки, приказал всем построиться, снять головные уборы. Священники отслужили молебен и пошли с иконой к передовой. Мы с недоумением смотрели: куда они идут во весь рост? Их же всех перебьют!». Воспоминания о молебне под Кенигсбергом надолго сохранились в памяти многих ветеранов той битвы, а командующим которого, они вспоминают, был маршал Василевский. Знаменательно, что это удивительное чудо видели не только русские, но и немецкие офицеры…
В ходе четырёхдневного штурма советские войска полностью овладели городом. На одной из городских стен красовалась гордая немецкая надпись: «Слабая русская крепость Севастополь держалась 250 дней, а Кенигсберг не будет сдан никогда». На штурм легендарного города-крепости Кёнигсберг мужественным советским воинам потребовался всего лишь 81 час.
Немецкая история столицы Восточной Пруссии подошла к концу. В 1946 году Кёнигсберг был переименован в Калининград.
2.6 Великая Победа
«Время не имеет власти над величием всего, что мы пережили в войну. А народ, переживший однажды большие испытания, будет и впредь черпать силы в этой победе». Маршал Советского Союза Г.К. Жуков
В 2020 году исполняется 75 лет Великой Победы нашего народа над фашистскими захватчиками. Мы вновь вспоминаем о доблести, о подвиге, о славе наших дедов и прадедов, сплотившихся на борьбу с врагом. Преклоняемся перед мужеством и героизмом русских воинов, которые боролись за нашу с вами свободу и мирное небо над головой…. Со страшным фашистским драконом было покончено 6 мая 1945 года в день Светлого Христова Воскресения и память великомученика и Победоносца Георгия, как символ Божественной Помощи и победы над смертью. А 8 мая 1945 г, в 22:43 по центральноевропейскому времени, в Берлине маршал Жуков подписал от немецкого фельдмаршала В. Фон Кейтеля полную капитуляцию фашистской Германии. Примечательно, что по московскому времени это произошло 9 мая 00:43, поэтому в СССР было принято решение считать Днём Победы, не 8 мая, а именно этот день.
24 июня 1945 г. состоялся исторический военный парад на Красной Площади, в честь победы СССР над немецкими захватчиками. Принимал парад маршал Г.К. Жуков, командовал войсками маршал К.К. Рокоссовский. В параде приняло участие около 35 000 человек. К подножью Мавзолея были брошены трофейные немецкие знамена как знак окончательного низложения фашистского Рейха. Впоследствии парад проходил только в юбилейные даты окончания войны (1965, 1985, 1990 годы). Но с 1995 г. правительством было решено проводить Парад Победы ежегодно.
Глава 3. «Победа будет за нами!»
3.1 Церковь и государство в период с 1931-1945 гг.
Перед началом войны, гонения на Русскую Церковь находились в стадии наибольшего развития. Как раковая опухоль, они быстро распространились на огромной территории нашей страны. Одновременно с уничтожением церковных устоев подрывались нравственные и моральные ценности общества.
В 1931 г. в богоборческом дурмане был взорван кафедральный Собор Христа Спасителя. На месте храма планировалось возвести самое высокое здание в мире, увенчанное 100-метровой статуей В. И. Ленина – Дворец Советов, по проекту известного архитектора Б. Иофана. Это здание стало бы символом победы социализма, символом подчинения России богопротивному коммунистическому строю. И только внезапно начавшаяся война в июне 1941 г. смогла остановить это безбожное действо.
В период с 1932-1937 гг. так называемой «безбожной пятилетки» был объявлен новый виток борьбы с православием. Тысячи православных архипастырей, священнослужителей, монашествующих и мирян были подвергнуты репрессиям, сосланы в тюрьмы и лагеря, расстреляны. Последствия этого страшного времени были плачевными.
Из 100 000 храмов России к 1939 г., действующих осталось около 300. Репрессировано 350 000 человек, из них не менее 140 000 священнослужителей.
Свидетельством об общем уровне религиозности советского населения являются материалы Всесоюзной переписи населения от 1937 г. По результатам графы «вероисповедание» получились следующие результаты. Почти 57% процентов населения страны называли себя верующими. Из них 42% - православными. В те страшные годы, когда любого человека могли арестовать, даже за хранение Библии, люди самоотверженно заявили о своих убеждениях.
22 июня 1941 г. фашистская Германия атаковала наши границы. Началась Великая Отечественная война. Именно в это тяжёлое военное время началось массовое возвращение русского народа к православной вере. В этот же день митрополит Сергий (Страгородский) в кратчайшие сроки, составил «Послание пастырям и пасомым Христовой православной Церкви», где призывал верующих встать на защиту Отечества. 26 июня 1941 г. в Елоховском кафедральном соборе г. Москвы был совершен первый молебен о победе русского воинства. Повсеместно был организован сбор пожертвований на нужды фронта в Фонд обороны (деньги, драгоценные металлы, тёплые вещи). Всего за годы войны собрано около 300 млн. рублей
3 июля 1941 г. несмотря на свою жесткую антирелигиозную политику, Сталин обратился к народу словами, объединяющими всех людей во Христе: «Братья и сестры!». Традиционное православное обращение «братья и сестры» призывало к объединению всех сил государства на борьбу с врагом, как социалистических, так и церковных.
В октябре 1941 г. митр. Сергий эвакуирован в Ульяновск. В осажденной Первопрестольной в утешение верующим был оставлен митрополит Николай (Ярушевич). Во время битвы за Москву он, обладая огромным мужеством и силой духа, часто выезжал на передовую и совершал молебны.
В период с 1942-1944 г. на пожертвования, собранные прихожанами Московской Патриархии, были построены: танковая колонна «Дмитрий Донской» (40 танков: 19 танков Т-34-85, 21 огнемётный танк ОТ-34), авиаэскадрилья «Александр Невский» (6 боевых самолётов). В феврале 1944 г. танковая колонна была торжественно передана армии.
В северной столице 900 дней блокады находился митрополит Ленинградский Алексий (Симанский). Каждый день он совершал Литургии в Никольском Морском Соборе, обращался с пастырскими воззваниями, проводил отпевания и панихиды по погибшим.
4 сентября 1943 года в Кремле состоялась историческая встреча И. Сталина и трёх митрополитов, положившая начало диалогу Церкви и государства. Помимо трёх митрополитов на встрече присутствовали министр иностранных дел В. Молотов и полковник Г. Карпов. Кратко отметив патриотическую деятельность РПЦ в период войны, Сталин поинтересовался, есть ли какие-либо неразрешенные вопросы. Митрополит Сергий ответил, что самым наболевшим является вопрос о центральном руководстве Церкви, в связи с чем просил разрешения правительства в ближайшее время провести Архиерейский Собор для избрания Патриарха.
Архиерейский Собор состоялся через 4 дня, 8 сентября 1943 года в новом здании Патриархии в Чистом переулке. Этот собор был первым после собора 1918 г. В нём приняли участие 19 архиереев. Собор возглавил местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский). Основным деянием Собора стало избрание митрополита Сергия Страгородского Патриархом Московским и Всея Руси. Церковь за два последних десятилетия вновь обрела своего законного главу.
Начавшийся диалог между Церковью и государством имел не только важное идеологическое, но и внешнеполитическое значение. Как известно, Иосиф Сталин добивался открытия Второго фронта, поддержки Англии и США. Сведения о религиозной свободе в СССР могли бы стать отправной точкой в деле открытия второго фронта. Используя общественные движения Англии и США, Сталин надеялся убедить союзников в объединении сил в борьбе с общим врагом.
Осенью 1943 г. в Новодевичьем монастыре были открыты Московские богословские курсы, а через год – Богословский институт.
15 мая 1944 года в возрасте 77 лет скончался патриарх Сергий. 2 февраля 1945 года на Поместном Соборе Русской Православной Церкви митрополит Алексий (Симанский) был избран Патриархом Московским и Всея Руси. 10 апреля 1945 года была организована встреча Патриарха со Сталиным. На этой встрече Сталин поставил перед новоизбранным Первоиерерахом сложную внешнеполитическую задачу: Московская Патриархия должна внести свой вклад в укрепление международных позиций СССР и занять лидирующую роль во вселенском православии.
3.2 Подвиг митрополита Илии (Карама)
У русского философа и писателя И. Ильина есть такое высказывание: «Война есть не только потрясение, но и духовное испытание и духовный суд». До сих пор нашему народу не сказано во всеуслышание о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне…О том, что митрополит Гор Ливанских Илия (Карам) стал горячо молиться за спасение России от погибели.
Митрополит Илия решил усердно просить Божию Матерь открыть путь освобождения для русского народа. Для этого он спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. После трех суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Богородица и объявила, что он как истинный молитвенник и друг России избран для того, чтобы передать промысел Божий народу российскому. Богородица передала следующее: в стране должны быть открыты все храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и отпущены из тюрем, должны начать служить. Хотят сдать Ленинград, но сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанскую и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанской иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена.
О данном чудесном произволении Божием свидетельствовал протоиерей Василий (Швец), а также известный писатель и журналист Алексей Яковлев-Козырев, который побывал в Ливане, в подземном храме монастыря «Дейр Сайидет эль Нурийя», где митрополиту Илии явилась Царица Небесная в 1941 г.
Митрополит Илия связался с представителями государственной власти и лично направил письмо и телеграмму товарищу Сталину. Поскольку сложившуюся на фронте ситуацию могло разрешить только чудо, поручения митрополита были выполнены в точности. В Ленинграде, Москве, Кёнигсберге (Калининграде) были проведены Крестные ходы с Казанской иконой Божией Матери. В Сталинграде непрестанно служились молебны у чудотворной иконы. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку.
Икона Божьей Матери «Ан-Нуриэ», по преданию, написанная апостолом Лукой, перед которой молился Владыка и поныне находится в монастыре «Дейр Сайидет эль Нурийя» дословно, в переводе на русский – "Монастырь Божией Матери, несущей свет". Монастырь расположен на вершине высокой зеленой скалы, чуть ниже его, метрах в пятидесяти, находится древняя пещера – церковь.
Митрополит Илия приехал в Россию в 1947 году. Во время своего визита он посетил Москву, Ленинград и Одессу. В Ленинграде митрополит возложил венчик из драгоценных камней на чудотворный образ Казанской иконы Божьей Матери, в знак благодарности за освобождение города от гибели.
По распоряжению Сталина митрополит Илия был награждён Сталинской премией за помощь нашей стране в период Великой Отечественной войны. Но от премии владыка отказался и произнес: «Пусть эти деньги пойдут на нужды вашей страны. Мы сами решили передать вашей стране 200 000 долларов для помощи детям-сиротам, у которых родители погибли на войне…».
3.3 Маршалы Победы
В советский период гонений на Православную веру и Церковь, доблестные военноначальники: Г.К. Жуков, В.И. Чуйков, Л.А. Говоров, Б.М. Шапошников, А.М. Василевский, не скрывавшие своих религиозных чувств, самоотверженно несли военную службу во благо Отечества и богоспасаемого русского народа. Хотелось бы вспомнить подвиг этих великих людей и поделиться с вами некоторыми фактами, которые свидетельствуют об их глубокой религиозности и крепкой вере.
Жуков Георгий Константинович (1896-1974) – легендарный маршал Советского Союза, четырежды Герой СССР, «маршал Победы», министр обороны СССР (1955-1957).
Как некогда святой благоверный князь Дмитрий Донской получил благословение Игумена Земли Русской на ратный подвиг, маршал Жуков уже в детстве сподобился благословения святого старца. В 1925 году он приехал за благословением к последнему Оптинскому старцу Нектарию. Тогда подвижник произнес пророческие слова: «Ты будешь сильным полководцем. Учись. Твоя учеба даром не пройдет».
Будучи глубоко верующим и отзывчивым человеком, он всегда был готов содействовать Церкви. В мае 1945 г. протоиерей Евгений Мисеюк, настоятель Кресто-Воздвиженской Церкви села Омеленец (Белоруссия) с группой прихожан отправил маршалу письмо, в котором писал, что колокола были сняты с храма оккупантами. В ответ Георгий Константинович прислал багаж весом в целую тонну – три новых колокола. Эти колокола висят там и по сей день. Сохранилось также свидетельство и о том, как полководец сохранил чудотворный образ Царицы Небесной. Во время войны Ф. Паулюсом была похищена Гербовецкая икона Божьей Матери, попечением маршала Жукова она была найдена и передана в киевский Владимирский собор в 1945 году.
Шапошников Борис Михайлович (1882-1945) – маршал Советского Союза, начальник Генерального Штаба (1941-1942), военный теоретик.
Род Шапошникова происходил из донских казаков, набожных и мужественных воинов. Именно поэтому Борис Михайлович всегда носил на теле старый фамильный крест работы Фаберже и родовую святыню - ладанку, передавшуюся по наследству от отца к сыну. В этой ладанке, которую он носил были казацкий нательный крест, три старинных иконы: Божией Матери в рост может быть «Всех скорбящих радость», из красного камня, и две святителя Николая: финифтевая и деревянная; а также 90-й псалом «Живый в помощи Вышнего…». Родственники маршала свидетельствуют о том, что во время Великой Отечественной войны Борис Михайлович каждый день молился с земным поклоном: «Спаси Господи, мою Родину и русский народ!»
Василевский Александр Михайлович (1895-1977) – маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, начальник Генерального Штаба (1942-1945).
Маршал А.М. Василевский родился в семье священника Михаила Александровича Василевского. Первичное образование молодой Василевский получил в Кинешемском духовном училище. Именно по приказу маршала Василевского перед штурмом Кёнигсберга был проведен молебен и Крестный ход с Казанской иконой Божьей Матери (см. «Кёнигсберг-самая неприступная крепость Третьего Рейха» c.16).
Чуйков Василий Иванович (1900-1982) – маршал Советского Союза, дважды Герой Советского Союза, командующий 62-й армией, особо отличившейся в Сталинграде (1942-1946).

 

Во время вылета 23 июля 1942 года в жизни Василия Ивановича произошло настоящее Божье чудо. В районе населенного пункта Суровикино У-2 (на борту которого находился генерал) был атакован немецким самолетом. На У-2 не было установлено никакого вооружения. Самолет У-2 просто столкнулся с землей и развалился. Промыслом Божьим и пилот, и Чуйков отделались лишь ушибами.

 

Из воспоминаний сына В.И. Чуйкова, знаменитого скульптора Александра Чуйкова: «Это было на Украине, в конце 1943-го года. Немцам удалось перехватить шифровку и узнать о точном местонахождении Чуйкова – командарма 62 армии. Для его уничтожения специально были направлены три звена штурмовиков. Отец рассказывал о том, что, когда все эти штурмовики оказались над ним, он выскочил из машины, но прятаться было просто некуда, кругом чистое поле и посреди него стоит какой-то домик – прятаться просто негде, да и поля не видно, вокруг сплошные трассы и разрывы, трассы и разрывы. И вот он говорит: «Я прислонился спиной к этой стене, и весь налет я так простоял, даже не ложился, а когда самолеты, отстрелявшись и отбомбившись улетели, я оглянулся. Смотрю – стены за мной нет, а на мне ни царапины. Я хочу перекреститься, а рука не разжимается, потому что кулаки сжались так сильно, что их свела судорога».
После смерти маршала его родственники обнаружили молитву, написанную на клочке бумаги рукой маршала. «О, могущий! Ночь в день превратить, а землю в цветник. Мне все трудное легким содей. И помоги мне!».
Говоров Леонид Александрович (1897-1955) – маршал Советского Союза, Герой Советского Союза, командующий операцией «Искра» по прорыву блокады Ленинграда (1944)
Леонид Александрович Говоров родился в набожной крестьянской семье. Во время блокады в чин Божественной литургии вводились специальные молитвы о даровании победы нашему доблестному воинству и избавлении томящихся во вражеской неволе. Служился тогда и особый молебен «В нашествии супостатов, певаемый в Отечественную войну». На богослужениях в Никольском кафедральном соборе присутствовало командование Ленинградским фронтом во главе с маршалом Л. А. Говоровым.
Глава 4. Взгляд противника
4.1 Духовная борьба. Наступление на Православие
«Каждая деревня, должна быть превращена в независимую секту, поклоняющуюся Богу на своей манер. Если некоторые деревни в результате этого пожелают практиковать черную магию, на манер негров или индейцев, мы не должны ничего предпринимать, чтобы воспрепятствовать им. Наша политика на широких русских пространствах должна состоять в поощрении любой и каждой формы распри и раскола….» - писал Гитлер в начале 1941 года. С 1941 года на тайных совещаниях Вермахта фюрер стал задумываться о решении церковной проблемы на завоеванных территориях. В случае победы он планировал развернуть масштабное наступление на восточное православие. Ведь одной из основных задач Гитлера было раздробление и разрушение религиозной структуры Православной Церкви.
Родоначальником антирелигиозной компании был рейхсминистр восточных оккупированных территорий (1941-1945) Альфред Розенберг. В своей книги «Мир XX века» он заявлял о необходимости разрушения христианства на оккупированных территориях и создания на них новой «синтетической» религии. Новая псевдорелигия должна была включать в себя три составляющие: германское язычество, различные оккультные теории, а также некоторые внешние элементы христианства.
С помощью террора (от лат. «фашизм» означает fascis — «прутья, розги», «фашины - пучки хвороста, связанные с топором») и пропаганды, планировалось заставить значительную часть христианских священнослужителей (в том числе православных) перейти к исповеданию этой религии. Божиим Промыслом этим страшным и богопротивным замыслам врага не суждено было совершиться….
4.2 Псковская духовная Миссия. Деятельность Церкви и советской разведки
В августе 1941 г. на оккупированных землях Пскова под руководством митрополита Виленского и Литовского Сергия (Воскресенского) началось возрождение церковной жизни, стала создаваться Псковская духовная миссия. Удивительно, с одной стороны, деятельность экзарха курировал советский разведчик, диверсант, начальник главного разведывательного управления НКВД П.А. Судоплатов, а с другой стороны, митрополит Сергий подчинялся начальнику полиции безопасности СД в Пскове гауптштурмфюреру СС Энгельмайеру. Членам миссии приходилось наружно являться защитниками Третьего Рейха, и тайно вести диверсионную работу в пользу СССР. Об этом феномене свидетельствует операция под кодовым названием «Послушники», описанная в мемуарах Судоплатова.
С помощью митрополита Сергия, в церковный круг были внедрены агенты НКВД, а в пещерах Псково-Печерского монастыря проводилась секретная радиосвязь с противником, целью которой было дезориентировать и подорвать планировавшееся немецкие наступления.
В сложившейся тяжелой ситуации между Псковской православной миссией и Московской Патриархией существовали двойственные отношения. По условиям «игры» митрополиты были вынуждены негативно высказываться в адрес друг друга. Но момент истины всё же наступил.
Когда в Москве состоялось избрание Сергия Страгородского Патриархом, Гитлер потребовал, чтобы все священники на оккупированных территориях предали его анафеме. В отличие от представителей Русской Зарубежной Церкви, исполнивших приказ фюрера, Митрополит Сергий (Воскресенский) вместе с представителями миссии постановил категорически не давать никакой анафемы. Таким образом он сознательно определил для себя и своих клириков путь мученичества.
29 апреля 1944 года машина, в которой находился митрополит Сергий (Воскресенский) была полностью изрешечена пулями. По приказу Кальтенбруннера митрополит Сергий должен быть убит так, чтобы путем провокации его убийство можно было свалить на советских партизан. На допросе 31 декабря 1945 г. начальник полиции «Остланда», обергруппенфюрер СС Ф. Эккельн признался в организации убийства Владыки.
В июле 1944 года, в ходе Псковско-Островской операции Псков был освобожден от немецкой оккупации. Псковская миссия прекратила свое существование. P.S. Примечательно среди участников Псковской духовной миссии были: протоиерей Николай (Гурьянов) – будущий всероссийский старец и протоиерей Михаил (Ридигер) – отец будущего Патриарха Алексия II.
4.3 Немецкие солдаты о русских воинах
Вашему вниманию представляю несколько найденных мною свидетельств солдат, офицеров и генералов германского вермахта в книге Е.Ф. Филипс-Юзвигг «Немцы о русских» о том, какими с первых дней войны предстали перед ними советские воины-герои, мужественно сражавшиеся за свое великое Отечество.
«Мы входим, как туристы, на несколько минут в церковь через открытую дверь. На полу лежат обгорелые балки и обломки камней. От сотрясений или от пожара осыпалась со стен штукатурка. На стенах появились краски, заштукатуренные фрески, изображающие святых, и орнаменты. И посреди развалин, на обугленных балках стоят две крестьянки и молятся…» Майор К. Кюнер
«Мы почти не брали пленных, потому что русские всегда дрались до последнего солдата. Они не сдавались. Их закалку с нашей не сравнить…» (фрагмент интервью военному корреспонденту Курицио Малапарте (Зуккерту) офицера танкового подразделения группы армий «Центр»).
«Русские с самого начала показали себя как первоклассные воины, и наши успехи в первые месяцы войны объяснялись просто лучшей подготовкой. Обретя боевой опыт, они стали первоклассными солдатами. Они сражались с исключительным упорством, имели поразительную выносливость…». Фельдмаршал Клейст
«Русский солдат всегда отличался особым упорством, твердостью характера и большой неприхотливостью. Во второй мировой войне стало очевидным, что и советское верховное командование обладает высокими способностями в области стратегии». Гейнц Гудериан
Заключение
В заключение своей исследовательской работы хочу подвести итоги. Целью моей работы было осмысление присутствия Промысла Божия в ключевых сражениях Великой Отечественной войны.
Стараясь привлечь внимание читателя, я постаралась в установленном объеме, раскрыть основные сражения Великой Отечественной войны и напомнить о подвиге её мужественных героев. Очень важным аспектом стало осветить влияние Промысла Божия на исторические события и подчеркнуть важнейшую роль Церкви в годы Великой Отечественной войны.
В процессе составления работы, опираясь на поставленные задачи, интереснейшим занятием стало иcследование исторических источников и документов, знакомство с историей Отечества в различные эпохи. На страницах исследования отразились исторические хронологии важнейших сражений ВОВ, периоды массовых гонений на веру и Церковь, взаимоотношения Церкви и государства, свидетельства солдат и командиров о чудесах, произошедших на фронте. Продолжением и логическим завершением моей работы стал патриотический календарь посвященный 75-летию Великой Победы.
Я надеюсь, что моя работа откроет новое направление в исследовании военной истории нашей страны и сподвигнет подрастающее поколение России к более детальному изучению и духовному осмыслению периода Великой Отечественной войны (1941-1945) в преддверии 75-летнего юбилея освобождения нашей страны от фашистских захватчиков.
Список использованной литературы
1.Библия// Новый и Ветхий Завет, М., Международный Издательский Центр Православной Литературы, 1994, 1008 с.
2.Блохин Николай, иерей. Рубеж, М., Институт экономических стратегий, 2005, 152 с.
3.Боголюбов Моисей, иеросхимонах. Н.А. Булгаков, А.А. Яковлев-Козырев Православие Армия, Держава. М., Русский вестник, 1993, 112 с.
4.Брянчанинов Игнатий, святитель. Избранные письма, М., Сибирская благозвонница, 2016, 736 с.
5.Василевский А.М. Дело всей жизни. М., Политиздат, 1978, 552 с.
6.Дроздов Филарет, митрополит Московский. Пространный христианский Катехизис Православной Кафолической Восточной Церкви, М., Благовест, 2013, 160 с.
7.Ерёменко А.И. Сталинград: участникам великой битвы под Сталинградом посвящается, М., АСТ: Хранитель, 2006, 556 с.
8.Жукова М.Г. Маршал Жуков – мой отец. М., Сретенский монастырь, 208 с.
9.Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., Типография И.Д. Сытина, 1915 г.
10.Катасонов В.Ю., Тростников В.Н., Шиманов Г.М. История как Промысл Божий / Отв. ред. О.А. Платонов, М., Институт русской цивилизации, 2014, 640 с.
11.Платонов О.А. Бич Божий. Величие и трагедия Сталина. М., Алгоритм,2005, 85 с.
12.Тальберг Н.Д. Святая Русь, Париж, 1929 г., 144 с.
13.Фарах Сухейль, Гаврюшин Н.К. Митрополит Илия (Карам) и Россия. М., 2005, 176 с.
14.Филипс-Юзвигг Е.Ф. Немцы о русских. NY, Slavica, 1976, 207 с.
15.Царевский А.А. Значения Православия в жизни и исторической судьбе России, К., Типография Императорского Университета, 1898, 153 с.
16.Цыпин Владислав, прот., История Русской Церкви (1917-1997) М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003 г., 540 с.
17.Чудеса на дорогах войны. Сборник рассказов. М., Полиграф-Ателье Плюс, 2005, 400 с.
18.Чуйков А.В. Матушка// Русский Дом №5 – 2011 – с. 55
19.Чуйков В.И. Сражение века, М., Советская Россия, 1975 г., с. 190
20.Шапошникова С.А. «О настоящей любви. Рассказы и стихи домашней хозяйки» М., Покровский сад, 2019, 136 с.
21.Шкаровский М.В. Русский Церковь и Третий Рейх. М., Вече, 2010, 464 с.
22.Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь в XX в. М., Вече, 2010, 480с.
23.Шкаровский М.В. Крест и свастика. Нацистская Германия и Русская Православная Церковь. М., Вече, 2007, 516 с.
24.Шкаровский М.В. Церковь зовёт к защите Родины. Религиозная жизнь Ленинграда и Северо-Запада в годы Великой Отечественной войны. М., Сатисъ, 2005, 620 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top