Угольков И.А.
Введение.
Революционное движение в России является одной из самых изученных в российской историографии тем. Однако точки зрения российских и советских историков в вопросе «Кто же является основоположником?» зачастую расходятся. Во многом это связано с различным пониманием терминов «революция» и «революционное движение», а также со сменой идеологии, произошедшей в нашей стране дважды: при становлении СССР и его развале.
В 1990-е гг. идеологическая задача, стоявшая перед отечественными историками, требовала «перехода на новые рельсы». В связи с изменившейся политикой государственной власти и идеологии в стране, они должны были найти новые способы преподнесения материла для более успешного патриотического воспитания. В связи с этим появляется огромное количество мнений и оценок относительно революционного движения.
Стоит отметить, что официальной версией является точка зрения, согласно которой основоположниками революционного движения в России были преддекабристские и декабристские организации. Многие историки утверждают, что появление декабристских организаций и последующее их выступление на Сенатской площади – это «колыбель русской революционной мысли»1, т. к. они были первыми, кто подумал об изменении государственного устройства нашей страны, ограничении и даже свержении царской власти. Именно поэтому в советское время сложилось такое направление в отечественной истории как декабристоведение, занимавшееся изучением биографии членов декабристских организаций, их идеями, связями, непосредственно Выступлением 14 декабря и последующих событий.
Однако существует и другая точка зрения, согласно которой основоположником революционной мысли в России был Емельян Пугачев, возглавивший одно из самых масштабных восстаний 1773–1774 гг. Данная идея была отражена в работах М. Н. Покровского и историков его школы, которые представляли официальный взгляд на восстание в 1930–1940-х гг. Радикально пересмотрев собственные взгляды в изданных до революции работах, Покровский из Пугачёва — «удачливого атамана разбойников» вывел «смелого агитатора и искусного военного предводителя», из полуграмотных манифестов и указов — «полную программу освобождения крестьян», из приписных крестьян — уральских горнозаводских рабочих, а само восстание теперь называл «не казачьим, а рабоче-крестьянским»2.
Целью данной работы является исследование предпосылок пугачевского восстания и тех требований, которые предъявлялись в многочисленных указах бунтовщиков, а также сравнение с программами преддекабристских и декабристских организаций.
Актуальность темы исследовательской работы заключается в том, что тема восстания Емельяна Пугачева одна из самых неизученных в российской историографии. Несмотря на большой объём исследований и обобщающих работ предшествующих лет, в истории событий Крестьянской войны ещё достаточно малоизученных тем. По мнению профессора Самарского университета Ю. Н. Смирнова, «Мало изучены перестройка органов власти и роль местного самоуправления в районах восстания. Не прояснены до конца политические идеалы движения, да и само их наличие остается под сомнением»3. Кроме того, множество споров вызывает и сама дефиниция событий 1773–1775 гг. — бунт, восстание, крестьянская война?
Другим аспектом актуальности темы своей работы могу назвать тот факт, что в наше время декабристоведение переживает второе рождение 4. Общество стремится увидеть реальную, а не полулегендарную историю данных событий, что создает богатую почву для исследований.
При выборе методов исследования я использовала анализ монографий и документов, связанных с данной темой, осмысливала собранный материал, обрабатывала полученную информацию сравнительно-аналитическим методом. Основой для исследовательской работы послужили работы советских и российских историков, занимавшихся данными темами.
Глава 1. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева: мотивы, основные требования.
В сентябре 1773 г. крестьянство под предводительством Емельяна Пугачева поднялось на открытую вооруженную борьбу против крепостного угнетения со стороны властей. Состав бунтующих был разнообразен: помещечьи, дворцовые, экономические, заводские и государственные крестьяне, яицкие, донские, волжские и приуральские казаки, солдаты совместно с народами Поволжья, Урала и Сибири. Они требовали землю, опротестовывали принудительный труд, произвол помещиков и чиновников, непосильную эксплуатацию и крепостное право в целом.
Данный протест свидетельствовал о кризисных явлениях в той государственной системе, которая существовала и ставил ее существование под угрозу. Поэтому правительство Екатерины II прибегло к решительным мерам. Силами регулярной армии крестьянская война 1773–1774 гг. была подавлена, а ее вожди казнены. Крестьянская война имела за собой следующие последствия: подвинула формирование классового самосознания крестьянства, углубила кризисные явления феодально-крепостнического режима, привела к известному его смягчению, способствовала появлению антикрепостнической идеологии5. Даже В. И. Ленин подчеркивал, что русское крестьянство имело большие заслуги «в борьбе за свободу»6.
Однако, чтобы понять уникальность восстания и его особенности, стоит обратиться к указам Е. Пугачева к его атаманам, т.к. именно они передают настроения восставших. Например, Именной указ Е. И. Пугачева от 12 июня 1774 г. атаману Белоярской слободы Федоту Кочневу Текст указа содержит в себе прямой призыв к ликвидации крепостнических порядков, провозглашает освобождение от «платежа податей» и «свободную вольность без всякого в России притеснения». Е. Пугачев видит, что Россия «ныне утеснена бедностию и отягощена работами, наложенными от злодеев сребролюбцов и гордости наполненных дворян и находящихся во градех губернаторов, воевод и протчих тому подобных мироедов, кои не сытою своею завистию почти уже всю Россию поглатили»7. Следовательно, главной своей задачей он видит истребление подобных чиновников с заменой власти. Осуществить все это он планирует с помощью вверенных людей, способных пропагандировать его интересы. Повстанческие штабы через специальных людей вели систематическую агитацию, разъясняя цели борьбы. Примером этому является охранная грамота священнику Илье Дмитриеву, пропагандировавшему указы Е. Пугачева.
По свидетельству источников, повстанческие районы возникли одновременно с движением главных сил к Оренбургу, когда осенью 1773 г. Е. Пугачев разбил генерала Кара и полковника Чернышева. Примечательно, что борьба повстанцев левобережья продолжалась и после перехода главных сил на правый берег Волги. А расправа над вождями не остановила крестьянское движение. Оно продолжалось еще более года, несмотря на строгие карательные меры. Все это является показателем, насколько сильной была пугачевская пропаганда и как точно предводитель знал настроения и недовольства тех, на чьи силы надеялся.
Стоит отметить, что до Крестьянской войны уже были случаи восстания крестьян. Вся вторая половина XVIII века проходила под знаком напряженной классовой борьбы крестьян и работных людей против помещиков и зарождавшейся в это время буржуазии. В 1950–1960-х гг. значительного размаха достигло антифеодальное движение монастырских крестьян. Особенно крупными были восстания в Исетской провинции (Оренбургская губерния) в 1762–1766 гг., сопровождавшиеся вооруженным столкновением с правительственными войсками. Причиной их все также являлся тяжелый крепостнический гнет.
Также выражением классовой борьбы крестьянства являлись побеги. Спасаясь от гнета, крестьяне массово бежали на южные и восточные окраины государства, а также в Польшу. Значительное число беглых крепостных скрывалось в центральный районах страны. Царское правительство пыталось бороться с побегами крестьян, что мы можем видеть в издаваемых в то время многочисленных манифестах и указах. Однако количество беглых росло. Они объединялись в небольшие вооруженные группы и нападали на помещечьи усадьбы, расправлялись с помещиками и управляющими имениями. Только за 1764–1769 гг. в Московской губернии было убито 30 помещиков и помещиц8.
Таким образом, можно сделать вывод, что Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева являлась исходом тех событий, что происходили по причине усиления крепостнического гнета во второй половине XVIII в. В указах, которые предназначались атаманам, мы видим отражение всех тех недовольств, которые сложились в крестьянстве того времени. Как правило, борьба была направлена против помещечьего и чиновничьего произвола, который с особой силой проявился на Урале в виду отдаленности данного региона от центра страны – Санкт-Петербурга, а также вольности, данной императрицей властям.
Также стоит отметить и тот факт, что скорее всего восстание не оказалось бы столь успешным, если бы Е. Пугачев выступал от своего имени. Ведь для крестьян, веривших всегда в доброго «батюшку-царя», необходимо было быть уверенными, что тот, кто выражает их интересы, имеет власть над их угнетателями. Поэтому внешнее сходство с Петром III и охваченные мистикой обстоятельства его смерти были тем необходимым катализатором, который спровоцировал столь мощное и масштабное крестьянское выступление. Из всего вышесказанного следует вывод: Крестьянская война своей целью видела улучшение жизни крестьян, но не рассматривала вопросы устройства центральной власти – предполагалось, что на престол взойдет его законный наследник - император Петр Федорович в лице Емельяна Пугачева.
Глава 2. История и программы декабристских организаций.
В 1825 г. в России произошло первое революционное выступление против самодержавия и крепостничества – восстание декабристов. По мнению многих историков, это был первый этап освободительного движения в стране. «Почва для восприятия и применения марксизма в России была подготовлена ее социально-экономическим развитием, остротой классовых противоречий, революционными традициями, которые восходят к крестьянским восстаниям, к деятельности А.Н. Радищева и декабристов»9. Движение декабристов было связано с современной им жизнью и вытекало, прежде всего из той социально-экономической и политической обстановки, которая сложилась на момент окончания царствования Александра I и восшествия на престол Николая I.
Одним из событий, объединившим недовольства крестьян и военных и, возможно, приведшим к формированию первых декабристских обществ, было такое явление, как «Аракчеевщина», а именно создание военных поселений – самообеспечиваемой армии, замкнутой, оторванной от народа военной касты, которая в любое время была бы готова подавить народные восстания. Однако во всех военных поселениях царил произвол и деспотизм аракчеевских ставленников, что привело лишь к ухудшению политических настроений в стране. С 1813 по 1825 гг. произошло свыше 500 крестьянских волнений10, отличавшихся особым упорством, длительностью, массовостью.
Неспокойно было и армейских кругах. В 1820 г. вспыхнуло крупное волнение в Семеновском гвардейском полку, которое считается одним из первых проявлений зарождения декабристских настроений. Под влиянием выступления семеновцев начались волнения и в других гвардейских полках, расположенных в Петербурге. Во время событий в Семеновском полку в казармах Преображенского полка уже распространялась первая прокламация против царя среди солдат, в которой говорилось, что «от царя нечего ожидать, он сам не кто иной, как сильный разбойник»11.
На идеологию и тактику декабристов оказали влияние политические идеи Запада, его национально-освободительские и революционные движения, свергающие монархии и ломающие устои старого феодального строя. Их последствия молодежь видела во время заграничных походов 1813–1814 гг., а сложившаяся ситуация в стране еще больше укрепляла мысль о необходимости проведения подобных изменений в родной для них России.
Особенностью данного этапа развития революционной мысли в стране было то, что инициатива исходила не от буржуазии, а от наиболее передовых представителей господствующего класса – дворян.
Преддекабристские общества ведут свое начало с товарищеских артелей Семеновского полка и Главного штаба. Они объединяли небольшое количество офицеров, в том числе и будущих лидеров Восстания на Сенатской площади. Среди подобных артелей стоит отметить «Орден русских рыцарей» в 1815–1816 гг., где раньше, чем в других кружках, началась разработка конституционного проекта. В остальных же общества пока что еще только закладывались тактические и организационные основы.
Следующим этапом в развитии декабристского движения стали организации «Союз спасения» и «Союз благоденствия». «Союз спасения» сформировался в 1816 г., его лидером стал П. И. Пестель. Устройство организации и ее порядки во многом схожи с масонскими ложами, что были популярны в то время. Цели были следующие: уничтожение крепостного права и борьба против самодержавия. Уже в это время возникает идея смены власти – предполагалось восшествие нового императора, которому бы и была бы представлена программа общества. Однако методы осуществления переворота и видение новой формы правления у членов общества разнились – эти внутренние противоречия и предопределили его роспуск и создание нового общества.
В 1818 г. в Москве было сформировано общество «Союз благоденствия», которое имело отделения в Петербурге, Кишеневе, Одессе и других городах. Во главе общества стояла так называемая коренная управа, в которую входили Н. Муравьев, С. Трубецкой, братья Муравьевы-Апостолы. «Зеленая книга» - программа не содержала в себе призыв к насильственному свержению крепостничества и смене политического режима. Общество собиралось избежать ужасов Великой Французской революции, предполагая, что с помощью общественного мнения можно будет улучшить имеющийся режим. Поэтому основной своей задачей «Союз благоденствия» считал создание этого самого передового общества из всех слоев населения. Однако, по мере расширения числа членов общества, наметился раскол: усилился радикализм взглядов ряда, не желавших более мириться с медлительностью преобразований, на которую ориентировался Союз, и все более склонявшихся к мысли о военном перевороте. В результате этого в 1821 г. было принято решение о роспуске общества.
С этого времени наступает новый период в движении декабристов. Наиболее решительная группа создает в марте 1821 г. «Южное общество», директорию которого составляли П. Пестель, С. Муравьев-Апостол и Н. Муравьев, который находился в Петербурге. Структура «Южного общества» повторяла собой устройство «Союза спасения». Идеологом общества был П. Пестель, который являлся также создателем «Русской правды» - программного документа, согласно которому упор делался на армию, способную, по его мнению, совершить революционный переворот и взять власть в столице.
П. И. Пестель был горячим сторонником установления республики, поэтому Россия, в его представлении, после свержения старой власти должна была стать единым и неделимым государством. Столицу планировалось перенести в Нижний Новгород, который предварительно надлежало переименовать во Владимир. Предполагалась полная отмена крепостного права. Но разделение земли не предполагало полной ее отдачи крестьянам: половина пахотной земли должна была выполнять социальную функцию предотвращения бедности, для чего она становилась общинной собственностью. А вторую половину земельного фонда планировалось оставить в частной собственности. Помещичья земля предназначалась для сдачи в аренду фермерам.
Примерно в тот же период в Петербурге создается «Северное общество», которое имело несколько управ в гвардейских полках в Петербурге и одну управу в Москве. Руководящим органом являлась Верховная дума из трёх человек (первоначально Н. М. Муравьёв, Н. И. Тургенев и Е. П. Оболенский, позже — С. П. Трубецкой, К. Ф. Рылеев и А. А. Бестужев-Марлинский). Программным документом стала «Конституция» Н. И. Муравьева. Согласно ей подразумевалось установление конституционной монархии. В случае же если новый император отказывался от принятия конституции, предполагалось его изгнание и установление республиканского строя. Столицей должен был стать Нижний Новгород, т. к. именно в нем возник очаг борьбы с польской интервенцией в XVII веке. Его предлагалось переименовать в Славенск. Власть делилась на законодательную, исполнительную и судебную. Создавалось двухпалатное «Народное вече», обладающее законодательной властью, избирающееся на основе большого имущественного ценза и состоящее из «Верховной думы» и «Палаты представителей народных».
Крепостное право также предполагалось отменить. Однако в собственность крестьян не переходила пахотная земля, т. к. земли помещиков сохранялись за ними. В более поздней редакции «Конституции», крестьянам передавались не только усадьбы с огородами и рабочий инвентарь, но и две десятины земли в собственность с возможностью наследовать. Стоит отметить, что официально в качестве программного документа общества «Конституция принята не была».
Таким образом, мы можем отметить, что декабристское движение своим возникновением обязано растущим недовольством крестьянским вопросом и политикой властей, проводимой в его отношении. Но, стоит заметить, что конкретно вопрос относительно крестьян не решался – программы обществ во многом делали упор на изменение государственного устройства и последующие правительственные изменения. Крестьянскому вопросу отдавалась лишь одна из частей, которая предполагала только смену статуса крестьян – они больше не считались крепостными. Вопросы их благосостояния декрабристским обществом не предполагались.
Глава 3. Историческая оценка событий Крестьянской войны 1773-1775 гг. и деятельности декабристов.
О Пугачевском бунте начали говорить лишь во второй половине XIX в. Причина этому следующая: согласно указам Екатерины II, данные события выставляли Россию в невыгодном свете перед Европой. Поэтому Большинство документов, включая следственные и судебные дела с подробным описанием хода восстания, были скрыты в секретных архивах. Также существовали фрагментарные дневниковые записи, оставленные очевидцами событий, которые легли в основу «Истории Пугачева» А. С. Пушкина. Именно он считается первым историком, представившим комплексное исследование событий восстания. Стоит отметить, что первые историки, изучавшие Крестьянскую войну, не давали каких-либо критических оценок событию, а лишь собирали имеющиеся источники. Критика их (источников) была направлена исключительно на то, чтобы сделать их максимально понятными для будущих исследователей
Выступление декабристов получило свою оценку в отечественной историографии сразу же после окончания следствия. В официальной концепции декабристы представлялись как группа цареубийц, которые восприняли революционные идеи в Западной Европе, но потерпели неудачу в попытке привить их на русской почве. Однако вскоре появляются и те, кто опровергает официальную теорию. Ими были сами декабристы. Помимо этого, опровержение мы можем встретить в воспоминаниях жен декабристов и тех, кто был знаком с ними лично.
Впервые оценку деятельности декабристов с опорой на архивные материалы сделал В. И. Семевский в 1880-х гг. Основной сферой изучения историка было решение крестьянского вопроса. Поэтому и деятельность декабристских организаций он рассмотрел с данной позиции. Значение декабристов В. И. Семевский видел в том, что они содействовали распространению освободительных идей, «брошенных» в русское общество еще в первые годы царствования Александра I12. Движение у него превратилось в одно из направлений в решении крестьянского вопроса, а потерпев поражение, оно подготовило новый этап в истории мысли об освобождении крестьян в России. Слабость декабристских идей, по его мнению, заключалась в том, что декабристы «ставили освобождение не на первом, а на втором месте, выдвигая на первый план реформы политические»13. Причиной провала выступления на Сенатской площади историк считал «противоречие между программными требованиями и идеалами членов тайных обществ, с одной стороны, и потребностями современного им общества, с другой». Движение расценивал как течение политического либерализма. До Революции 1905 г. декабристы у Семевского – результат на медлительность царской политики.
С позиции крестьянского вопроса В. И. Семевский рассматривал и Крестьянскую войну 1773–1775 гг. Он не занимался непосредственно ходом событий Пугачёвщины. В своих работах «Крестьяне в царствование императрицы Екатерины II» и «Крестьянский вопрос в России в XVIII и первой половины XIX веков» историк подробно разобрал причины восстания. Особо В. И. Семевский выделял значение пугачёвского манифеста от 31 июля 1774 года, который отразил социальные чаяния и стремления крестьянства и вызвавшего «общее сочувствие народа», благодаря чему «все Заволжье вспыхивает, как бочка смолы»14.
В советской историографии Крестьянская война 1773–1775 гг. и деятельность декабристских организаций рассматривались как различные связующие будущего более радикального революционного движения, которое совмещало в себе и вопросы улучшения жизни крестьян, и радикальную смену государственного устройства. Оба события оценивались резко положительно.
Также стоит отметить, что именно с приходом советской власти начинают говорить о деятельности Е. Пугачева и его вкладе в улучшение положения крестьян и заводских рабочих. До распада СССР в работах историков преобладала исключительно положительная оценка Пугачёва и его сподвижников, единственным недостатком которых был лишь взгляд «свысока на крестьян, вооруженных топорами и дубинами». Доминировало рассмотрение событий с точки зрения концепции классовой борьбы, повышенное внимание уделялось свидетельствам организации действий восставших15. Вопросы о жестокости восставших и жертвах крестьянских восстаний в советской историографии были приглушены. Подчеркивалась жестокость правительственных войск по отношению к восставшим, но террор и насилие последних почти не упоминалась.
В советское время в декабристоведении наблюдалась тенденция к сбору фактических данных для отстаивания той или иной точки зрения. Историки уже не проявляли такой повышенный интерес к психологической составляющей идеологии участников восстания, как это было в дореволюционной России. Главной своей целью они считали доказать причастность декабристов к распространению революционных идей, а в дальнейшем и в становлении советской власти в России. В советский период тема декабризма была на третьем месте по количеству публикаций после тем революции и Великой Отечественной войны16.
В науке особо стоит упомянуть период 1950-х–1970-х гг., т.к. в это время складывается одна из наиболее влиятельных декабристоведческих школ в нашей России, а также наблюдается расцвет деятельности её основоположника – советского историка М. В. Нечкиной. В ее работах проявились оценки с учетом высказываний В. И. Ленина: «Первые русские революционеры – декабристы – были борцами против крепостного права и самодержавия». Существовала и другая точка зрения на членов декабристских организаций, согласно которой революционности в действиях декабристов не было, а их выступление характеризовалось «мятежом эгоистичной части дворянства против ограничения дворянских привелегий»17. Однако официальная историческая точка зрения романтизировала образ зачинщиков Восстания на Сенатской площади, признавая их предтечей революции.
Современная историография своей первоначальной целью видит восстановление последовательности событий и имён действующих лиц, необходимость понимать и видеть Пугачёвщину «изнутри», проанализировать восприятие, переживания и поведение современников событий. Крестьянская война уже не рассматривается в качестве одного из событий, приведших к становлению большевиков у власти в виду того, что она не подразумевала под собой смену режима власти, а была направлена на борьбу с чиновничьим и помещечьим произволом.
Декабристское же движение в наше время также считается не изученным до конца. Следовательно, официальная точка зрения на деятельность декабристских организаций, существовавшая в СССР на данный момент также подвергается критике. Однако историки в своих работах сами не критикуют и не восхваляют участников восстания, а призывают читателя самому сделать вывод, определить достоверность фактов. Они указывают на то, что в общественном сознании и публицистике осталось еще множество нерешенных вопросов, связанных с событиями на Сенатской площади и их дальнейшим значением18. Исходя из этого можно сделать вывод о том, что декабристоведы также способствуют борьбе государства с единой идеологией, которую навязывало советское правительство обществу.
Заключение.
Изучив программы, в которых отражены цели и задачи декабристских организаций, и указы, рассылавшиеся Е. И. Пугачевым своим соратникам, можно сделать вывод о том, что оба движения схожи в одном – они оба выступают против тирании власти относительно крестьян. Также стоит отметить, что в обоих случаях зарождение антиправительственных настроений начиналось на Урале среди крестьян и заводских рабочих.
Следует здесь отметить, что оба события как бы являются разными точками зрения на решение одной проблемы. Е. Пугачев начинал «снизу», т. е. для него первостепенной задачей являлось именно дарование свободы крестьянам с наделением их землей. Декабристы же предпочитали действовать «сверху» - сначала их задачей была смена государственного устройства, свержение царской власти, а в последствии и дальнейшее переустройство страны. Поэтому неслучайно, что в советской историографии данные события отмечались как связующие звенья, приведшие в последствии к зарождению социально-революционного движения в России.
Современными историками отмечается тот факт, что даже несмотря на большое количество исследований, появившихся в результате деятельности советских историков, дать точную оценку данным событиям невозможно. Они оба многогранны, следовательно, до сих пор существуют вопросы, ответы на которые не даны. Именно в этом кроется причина второго рождения декабристоведения, а также зарождающийся интерес к более детальному исследованию восстания Е. Пугачева.
В ходе данной работы были исследованы документы, отражающие мысли и видение будущего лидеров Крестьянской войны 17731775 гг. и декабристских организаций с целью ответа на следующий вопрос: можно ли считать восстание Емельяна Пугачева началом революционного движения в России? Исходя из проанализированного материала, представляется следующий вывод: оба события сыграли важную роль в дальнейшем развитии освободительного и революционного движения в России. Однако считать предтечей революции восстание Е. Пугачева в полной мере нельзя, т. к. оно не несло под собой коренного изменения государственного устройства, а было направлено лишь на борьбу с помещечьим гнетом. Следовательно, каких-либо существенных изменений с приходом нового правителя не предполагалось.
Официальная точка зрения, согласно которой декабристы являются первыми русскими революционерами более верна в виду того, что идеи о революции в России и методы ее проведения во многом взяты из опыта европейских революций, для которых характерно включение в себя элементов дворянской революционности, которые были сильны в Английской революции XVII в., в испанской освободительной борьбе 1820-х гг. и особенно отчётливо проявились в польском движении XVIII в. Россия не была исключением в этом отношении. Слабость русcкой буржуазии способствовала тому, что "первенцами свободы" в России стали революционные дворяне19.
Таким образом, можно говорить, что в вопросе становления революционной мысли в России существует еще множество вопросов, которые являют собой противоречивые точки зрения. Только детальное и многогранное их изучение способно создать четкую и однозначную картину событий.
Библиографический список.
1. Афиани В. Ю. Эволюция образа декабристов в общественно-историческом сознании России//Восстание декабристов в современной общественно-политической мысли: сб. науч. статей и документов/отв. ред. В. Ю. Афиани, отв. сост. Н. М. Осипова. М.: Архив РАН, 2017. С. 17–25.
2. Белоусов М. С. Декабрист С. П. Трубецкой: От «идеалистического патриотизма» к петербургскому восстанию. СПб., 2012. – 252 c.
3. Воскобойников Г. Л. Начало дворянского этапа в российском освободительном движении. Восстание декабристов: лекция. Ростов-на-Дону, 1971. – 55 с.
4. Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38./Ин-т марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1969. – 662 с.
5. Ляхов В.А. Россия во второй половине XVIII века: Восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачева: лекция/Высш. парт. школа при ЦК КПСС. М., 1958. – 94 с.
6. Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773–1775 годов. Восстание Пугачёва. Т. I. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1961. — 588 с.
7. Невелев Г. А. Русское декабристоведение конца XIX - начала XX века: Историогр. портр/Брян. гос. пед. ин-т им. И. Петровского. Брянск: БГПИ, 1993. – 60 с.
8. Смирнов Ю. Н. Современные подходы к истории восстания 1773—1775 гг. // Вестник СамГУ. 2007. № 5. С. 158—166
9. Стариков Н. В. От декабристов до террористов. Инвестиции в хаос. СПб.: Питер, 2017. – 480 с.
10. Трефилов Е. Н. Пугачёв. М.: Молодая гвардия, 2015. – 399 с.
11. Крестьянская война 1773–1775 гг. в России: Восстание Пугачева: Документы из собрания Гос. ист. музея/сост. и авт. коммент. С. С. Дрейзен, Е. И. Индова, М. Д. Курмачева и др. М.: Наука, 1973. – 440 с.
12. «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». Тезисы ЦК КПСС. М.: Политиздат, 1970 – 22 с.
Интернет-источники.
1. Декабристы/Большая Советская энциклопедия. URL: https://bse.slovaronline.com/10301-DEKABRISTY (дата доступа: 31.01.2020)
2. Portal R. Puga?ev: une r?volution manqu?e//Etudes d?Histoire moderne et contemporaine. Paris, 1947. Vol. 1. P. 68–98/пер. Л. Ф. Сахибгареевой, доп. И. В. Кучумова. URL: http://orenkraeved.ru/biblioteka/pugachjovskij-bunt/2273-pugachevskij-bunt-proigrannaya-revolyutsiya.html (дата доступа: 27.01.2020)
1 Стариков ?Н. В. От декабристов до террористов. Инвестиции в хаос. СПб.: Питер, 2017. С. 216–242.
2 Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773—1775 годов. Восстание Пугачёва. Т. I. Л., 1961. С. 141-154.
3 Смирнов Ю. Н. Современные подходы к истории восстания 1773—1775 гг. // Вестник СамГУ, 2007. № 5. С. 59.
4 Белоусов М. С. Декабрист С. П. Трубецкой: От «идеалистического патриотизма» к петербургскому восстанию. СПб. 2012. С. 158–173.
5 Крестьянская война 1773-1775 гг. в России: Восстание Пугачева: Документы из собрания Гос. ист. музея / Сост. и авт. коммент. С.С. Дрейзен, Е.И. Индова, М.Д. Курмачева и др. М., 1973. С.5.
6 Ленин В. И. Полное собрание сочинений. Т. 38. С. 326.
7 Именной указ Пугачева Е. И. атаману Белоярской слободы Кочневу Ф., провозглашающий антифеодальную программу/ Крестьянская война 1773-1775 гг. в России: Восстание Пугачева: Документы из собрания Гос. ист. музея / Сост. и авт. коммент. С.С. Дрейзен, Е.И. Индова, М.Д. Курмачева и др. М., 1973. С. 96–97
8Ляхов В.А. Россия во второй половине XVIII века: Восстание крестьян под руководством Емельяна Пугачева: лекция/Высш. парт. школа при ЦК КПСС. М., 1958. С. 22.
9 «К 100-летию со дня рождения В. И. Ленина». Тезисы ЦК КПСС. Политиздат, М., 1970. С.9.
10Воскобойников Г. Л. Начало дворянского этапа в российском освободительном движении. Восстание декабристов: лекция. Ростов-на-Дону, 1971. С. 9.
11Воскобойников Г. Л. Начало дворянского этапа в российском освободительном движении. Восстание декабристов: лекция. Ростов-на-Дону, 1971. С. 11.
12 Невелев Г. А. Русское декабристоведение конца XIX - начала XX века: Историогр. портр / Брян. гос. пед. ин-т им. И. Петровского. Брянск, 1993. С. 39.
13Там же. С. 40.
14 Мавродин В. В. Крестьянская война в России 1773—1775 годов. Восстание Пугачёва. Т. I. Л., 1961. С. 92-95.
15 Трефилов Е. Н. Пугачёв. М., 2015. С. 9.
16 Афиани В. Ю. Эволюция образа декабристов в общественно-историческом сознании России//Восстание декабристов в современной общественно-политической мысли: сб. науч. статей и документов. М., 2017. С. 17.
17 Афиани В. Ю. Эволюция образа декабристов в общественно-историческом сознании России//Восстание декабристов в современной общественно-политической мысли: сб. науч. статей и документов. М., 2017. С. 23.
18 Там же. С. 24
19Декабристы/Большая Советская энциклопедия. URL: https://bse.slovaronline.com/10301-DEKABRISTY (дата обращения 31.01.2020)
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»