А.П. Ушкова

 

Воронеж и его жители стали непосредственными участниками боевых действий в период Великой Отечественной войны: ни для кого ни секрет, что город имеет звание героя. В связи с этим обстоятельством мне захотелось поподробнее рассмотреть все те события, которые происходили в городе в этот период.
Подробную информацию об этом можно найти в фонде Воронежского городского комитета обороны (ВГКО), бывшего на тот период главным военным и гражданским органом города.
Задачей данной работы в связи с этим стали освещение событий, происходивших на территории города с 1941 по 1943 годы (период работы органа); реакции на эти события со стороны ВГКО; а также все военные меры, предпринятые им.
Решение об организации ВГКО приняло бюро Воронежского обкома ВКП(б) на основании постановления Государственного Комитета Обороны 24 октября 1941 г. ВГКО начал свою работу с 26 октября 1941 г. В его полномочиях были сосредоточены вся гражданская и военная власть, он имел право на установление строжайшего порядка как в городе, так и прилегающих к нему районах. ВГКО занимался вопросами обороны г. Воронежа. Свою деятельность ВГКО закончил в декабре 1943 г.
Документы ВГКО хранятся в фонде 2819. Первое поступление документов в архив приходится на 1948 г., первое описание было сделано в мае 1950 г. Опись в фонде была одна, на тот момент в ней находилось 6 дел за три года работы, но состав документов был неполным.
В 1997 году фонд был подвергнут переработке. Переработка была вызвана тем, что документы находились в плохом состоянии, заголовки не отражали состав документов в деле, а сами дела были сформированы за несколько лет, в связи с чем имели большое количество листов и не имели никакого научно-справочного аппарата.
В результате переработки фонда в нем стало 20 дел за 1941–1943 гг. Дела сформированы по номенальному и хронологическому принципу. Принцип построения описи – хронологический, внутри года – по значимости документов. Также к фонду был составлен научно-справочный аппарат: историческая справка к фонду, к описи – предисловие, указатели, список сокращений, титульный лист, переводная таблица шифров.
В состав документов фонда в первую очередь входят протоколы заседаний; постановления ВГКО; планы работы комитета противохимической защиты города; доклады о состоянии МПВО, истребительного батальона; сведения о формировании полка народного ополчения, о положении на фронте в районе города, о противопожарном состоянии и ПВО; докладные записки; переписки об эвакуации оборудования, материальных ценностей, госрезервов; карта оборонительных сооружений и укреплений Ворошиловского района г. Воронежа.
В штате ВГКО находилось десять человек. Он состоял из заведующего, заведующего протокольной частью, двух заведующих делопроизводством (один от Обкома, другой от Горкома), двух стенографисток, двух машинисток, а также 2 курьеров.
В 1941 году было проведено два заседания ВГКО, по каждому из которых было по протоколу. Надо заметить, что это самые большие по объему документы за все три года работы ВГКО.
На первых заседаниях, которые прошли с 26 октября по 11 ноября 1941 года, были подняты вопросы эвакуации предприятий, упорядочивания торговли в городе, строительства переправ и мостов, состояния и охраны зданий и предприятий города, состояния ПВО, изготовления орудий и машин, формирования народного ополчения, мер обеспечения обороны и полевого строительства .
Можно сказать, что это и есть важнейшие вопросы, которые решал ВГКО, т. к. на каждом заседании его члены возвращались к ним. По моему мнению следует остановится на некоторых из них.
Первый – состояние обороны города. Оно, как и многие другие вопросы, было в неудовлетворительном состоянии: к началу боевых действий не был готов противотанковый ров, не была закончена установка минных полей, полки несли свою службу недостаточно четко и имели слабое вооружение .
В сфере торговли на этот момент наблюдались недостатки и перебои. Образование перебоев было связано со снабжением населения хлебом, очередями в магазинах, жалобами населения, а также с «враждебными элементами», которые занимались скупкой и созданием запасов в спекулятивных целях. Наблюдалось также воровство продавцов и недосдача. Для того, чтобы нормализовать процесс торговли ВГКО установил общегородские часы работы всех магазинов. Кроме того, сотрудники общепита освобождались от призыва, а за нарушение порядка торговли устанавливалось наказание по законам военного времени.
Для мер обеспечения обороны в городе вводились революционные меры, среди которых систематическая проверка населения для выявления дезертиров и нарушителей, комендантский час и пропускной режим.
Состояние ПВО на тот момент было неудовлетворительным: не были созданы группы самозащиты, не были готовы щели и убежища, не были оборудованы газоубежища, пожарная охрана была ослаблена, а запасов воды не хватало.
Полевое строительство так же было одним из важнейших вопросов на протяжении всей работы ВГКО. На этой стадии необходимо было обезопасить левый берег города, где находились все стратегические объекты, в связи с чем начали выкапывать ров, закрывающий Отрожку с севера и северо-запада.
Уже с осени 41 года власти начали эвакуацию предприятий. Для этого была организована подача вагонов, но работа проводилась медленно, вагоны запаздывали. Подача вагонов проводилась под контролем Обкома и под личную ответственность каждого из работников.
В протоколе №2 от 17.11–14.12.41 гг. были подняты, помимо уже упомянутых вопросов, вопросы создания 45 стрелковой дивизии, финансового состояния города, сокращения расходов электроэнергии и санитарного состояния мест общественного пользования.
Городу уже осенью 1941 года грозила эпидемия сыпного тифа. ВГКО предпринимало меры по предотвращению этого процесса: вводились общегородские субботники для очищения зданий, строились бани, утверждалась судебная ответственность за невыполнение положений.
Организация ПВО по-прежнему выполнялась слабо. Повсеместно был ослаблен светомаскировочный режим; медленно велось строительство водоемов, укрытий, убежищ; газоубежища были рассчитаны только на 10 тыс. человек, что не могло вместить все население города.
За злоупотребления в торговой сети назначался Суд Военного Трибунала. Для устрашения населения все приговоры начали печатать в газетах.
Протокол №3, относящийся к концу 1941 – началу 1942 г., утвердил проведение в городе научно-технических конференций. Целью этих конференций было выведение новых видов горючих смесей, горючего и загустителей для производства огнесмесей. Это особенно интересное положение, учитывая обстановку в городе. Чем больше нарастали проблемы, вызванные военным временем, тем больше аккумулировались общественные усилия, направленные на помощь фронту.
Протокол №4 (25 января – 25 марта 1942 гг.) отразил достаточно попустительское отношение жителей города к собственной жизни во время вражеских налетов. Многие из них не пытались скрыться от самолетов врага, а наоборот выходили посмотреть на них. Что, на мой взгляд, достаточно пугающе и говорит о том, что жители не осознавали всей полноты ужаса, который несет война.
Надо сказать, что это протокол зафиксировал лимиты потребления электроэнергии. В предыдущих докладах я уже упоминала это положение, но данное отличалось от предыдущих. Если те положения устанавливали график потребления электроэнергии только для промышленных предприятий, то сейчас военное время требовало уже введения жестких рамок потребления электроэнергии и для населения. Так, в дневные часы строжайше запрещалось пользоваться светом. В целом же на март было отведено 13,5 мгвт.
В постановлениях ВГКО 1942 г. мы по-прежнему можем проследить вопросы о состоянии МПВО и обороны города, которые все так же не удовлетворяли нужд. Неудовлетворительно работали узлы связи, опять же можно заметить попустительское отношение к войне – многие узлы связи просто бросали обслуживать. Сильно даже по сравнению с 1941 г. ухудшилось оснащение армии. Газоубежища и щели могли вместить только 20% населения, в связи с чем на их реконструкцию было мобилизовано все население города с 16 до 55 лет. Эпидемия сыпного тифа лишь увеличилась в масштабах, если в январе 1942 г. было выявлено 45 очагов болезни, то к марту их насчитывалось уже 282.
В 1943 г., как это и справедливо полагать, положение в городе еще больше ухудшилось. Службы медико-санитарная, аварийно-восстановительная, противопожарная, охраны порядка и безопасности, связи, убежищ, светомаскировки, торговли и питания к этому моменту не работали. Требовались людские ресурсы из числа невоеннообязанных для организации патрулей и дежурств в общественных местах. Штраф за невыполнение этого положения устанавливалось до 3000 руб. или 6 месяцев принудительного труда. Из-за увеличения числа пострадавших требовалось обучить весь мед. персонал курсу малой хирургии. В Парке Культуры и Отдыха было организована производство селитры, мин и военного вооружения.
В декабре 1943 года в связи с тем, что линия фронта отодвинулась от Воронежа, и непосредственная угроза захвата города миновала, и Воронежский городской комитет обороны, выполнив возлагавшиеся на него функции, прекратил свою деятельность.
После освобождения Воронежа 25 января 1943 года городские органы продолжили работу по защите и восстановлению города. На повестке стояли все те же вопросы: состояние МПВО, оборона города, состояние истребительных батальонов, военное обучение населения города. К 1944 году работа в городе была нормализована благодаря труду его населения.
В заключение хотелось бы сказать, что документы ВГКО очень важны для изучения истории этого периода. Они могут пролить свет, на многие вопросы о войне, на которые раньше ответить было нельзя. Все эти документы до 90-х годов были засекречены, что не давало историкам разработать все вопросы изнутри.
Мне же эти документы позволили узнать реальную обстановку в городе в условиях военного времени. Там можно увидеть докладные записки, различные прошения, которые отражают не только формальную сторону вопроса, но и жизнь обычных граждан.
Из специфических особенностей документов можно выделить их узконаправленность, большинство из них – это протоколы заседаний и постановления ВГКО, что дает нам, в основном статистические данные, оставляя в стороне практические. Было бы достаточно интересно вкупе с этими документами почитать воспоминания или дневники воронежцев этого времени для того, чтобы сравнить одно с другим и получить более полную картину военного Воронежа.
Приведенные сведения могут быть полезны историкам, изучающим военно-политические события страны в период Великой Отечественной войны; краеведам, которые занимаются изучением истории города в обозначенный период, и всем, интересующимся данной темой.

Списки, использованных источников и литературы
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 2819. Воронежский городской комитет обороны. Оп. 1. Д. 1. 146 Л.
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 2819. Воронежский городской комитет обороны. Оп. 1. Д. 3. 58 Л.
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 2819. Воронежский городской комитет обороны. Оп. 1. Д. 7. 210 Л.
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 2819. Воронежский городской комитет обороны. Оп. 1. Д. 8. 34 Л.
Государственный архив общественно-политической истории Воронежской области. Ф. 2819. Воронежский городской комитет обороны. Оп. 1. Д. 9. 46 Л.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top