Е.А. Сенцова

 

Введение

Наше прошлое – это тот опыт, который мы получили от наших предков. Будь то переломные моменты в истории государства, связанные с военными столкновениями, или же научно-технические открытия, которые позволили людям в ту или иную эпоху начать смотреть на мир по-новому, открывать для себя новые границы. Но, прежде всего, стоит сказать, что важнейшим опытом, который мы перенимаем от предков непосредственным образом являются обычаи и традиции в повседневной жизни, особенно, если нас и наших предков разделяет относительно небольшой временной промежуток.
Изучение исторического опыта является одним из важнейших аспектов научно-практической деятельности. Советские годы представляют огромный интерес для публицистов и исследователей различных областей науки и культуры в целом. Данный период рассматривается как большой историко-культурный раздел не только для отдельного государства, но и для всей мировой истории. И прежде всего, стоит отметить, что рассматриваемый период с его особенностями и значением является актуальным для исторического изучения в наше время, и поэтому современная научно-публицистическая литература представляет читателю большое количество научных трудов историков по данной теме. В рассматриваемой области работал А.Ю.Поляков , его работа по этой теме «Человек в повседневности», Ю.В.Аксютин занимался вопросами общественного сознания в эпоху «оттепели», а также отражением политики Хрущева в культуре занимался А.В.Пыжиков , который хотел обратить внимание в своих работах на то, правильно ли мы понимаем значимость хрущевских реформ в нашей истории. Пыжиков говорит и о том, что оценка исторической эпохи в наше время во многом базируется на трудах исследователей конца 80-х, начала 90-х годов XX века, и именно поэтому он задумывается о соответствии взглядов этих лет объективным процессам, происходящим в рассматриваемое время.База источников по этой теме довольно обширна, но описанные выше труды по ней являются основополагающими.
В последнее время отечественная историческая наука изменила свою направленность в научно-практической работе, ведь ранее стороны повседневной жизни казались привычными, и не представляли такого интереса для их изучения, но сегодня человек становится главным объектом исторических исследований. Такие суждения соотносятся прежде всего с тем, что в повседневности любого периода всегда присутствуют фрагменты прошлого, и в нашей же повседневности очень много обычаев и предметов из советской жизни. Это связано с тем, что нашу современность и хрущевскую эпоху разделяет относительно небольшой отрезок времени. В настоящее время речь идет уже о формировании истории повседневности как отдельного раздела исторической науки. И именно рассмотрение данной темы в ключе вопросов о культуре повседневности поможет соотнести эту эпоху с ее историческими и культурными особенностями с другими важными моментами исторической науки и определить ее роль и отражение в последующих направлениях социально-бытовой жизни общества, прежде всего в наше время.
В целом, стоит отметить, что рассматриваемый период проходил в относительно спокойное в политическом и социально-экономическом отношении время, поэтому данную эпоху можно назвать началом формирования своеобразной советской культуры не только как противодействие и ответ на внутреннюю политику руководителей государства, а как зарождение и установление самобытной культуры советского человека, его нравов, обычаев и порядков. И в дальнейшем советская повседневность того времени и общественные настроения находят свое отражение в культурной и социально-бытовой жизни последующих периодов отечественной истории.
Для изучения данной темы были исследованы исторические источники, научно-исследовательские труды, прежде всего, изучена работа Виктора Есипова «Четыре жизни Василия Аксёнова» , А.В. Пыжикова Хрущевская «оттепель» , а также публикация П.Л. Вайля,А.А. Гениса«60-е. Мир советского человека» , в которой авторы описывают шестидесятые годы как особый период советской истории, в котором сформировалась новая культура советского общества. Также изучена произведения Василия Аксенова, повесть «Коллеги» и роман «Таинственная страсть» , в которых описываются события рассматриваемой эпохи. Данные произведения разделяет довольно большой промежуток времени. Повесть «Коллеги» является одним из первых произведений Аксенова, и была написана еще во времена довольно жесткой цензуры, а роман «Таинственная страсть» является одним из последних сочинений Аксенова. Именно временной промежуток является основным критерием в выборе произведений для исследования и их сопоставления.
Можно сказать, что внимание историков к теме советской повседневности обратилось сравнительно недавно, но данная тема уже получила стремительное развитие и ей придается большое значение как в истории отечества, так и в мировой истории. Данная тема является актуальной, и в данной работе предполагается выявить новые интересные аспекты культурной жизни советских людей.

 ГЛАВА 1

Биография и творчество Василия Аксенова
1.1. Моменты жизни и литературного творчества Василия Аксенова
Василий Павлович Аксенов - советский русский писатель. Родился 20 августа 1932 в Казани в семье партийного работника Павла Васильевича Аксенова и журналистки Евгении Соломоновны Гинзбург.«А в Казани, где рос малыш Вася, его родители следовали партийной линии. Рабочий вожак Павел Аксенов проводил IX съезд профсоюзов республики, где выступил с докладом. Налицо — рост производительности труда, борьба за выполнение промфинплана, повышение культурного уровня, две тысячи человек охвачено профучебой. Помогала вожаку жена — Евгения Гинзбург, преподаватель истории ВКП(б) во втузе мыловаренного завода и руководитель отдела культуры газеты «Красная Татария». Семейство пламенных революционеров — Аксенов и Гинзбург — выполняло сталинский пятилетний план» . Родители были репрессированы, и до 16 лет Аксенов воспитывался в детском доме, затем у тети. Жил в Магадане, где находилась на поселении его мать. Евгения Гинзбург впоследствии написала книгу «Крутой Маршрут» — одна из первых книг-мемуаров об эпохе сталинских репрессий и лагерей, рассказавшей о восемнадцати годах, которые она провела в тюрьме. В этом же произведении его мать описывает их встречу с Василием Аксеновым. После окончания 1-го Ленинградского медицинского института и по распределению идет работать в Ленинградском морском порту, в поселке Вознесение на Онежском озере.
После смерти Сталина в 1953 году в советскую культуру начинают проникать западные веяния моды, начинается так называемая эпоха стиляг. «Это стихийная, не вполне осознаваемая ее участниками форма протеста против советского тоталитаризма» . Аксенов старался подражать современной моде во всех ее проявлениях.
Печататься Аксенов начал благодаря советскому писателю Валентину Катаеву, который отдал его рассказы в печать в 1959 году. Свою известность приобрел после публикации в журнале «Юность» повести Коллеги, по которой позже был снят кинофильм «Коллеги». Он очень быстро становится популярным, его рассказы печатаются, принимаются публикой, но также и критикуются. В 1963 году во время встречи руководителя партии Никиты Сергеевича Хрущева с творческой интеллигенцией в Кремле, в адрес Аксенова и поэта Андрея Вознесенского было высказано презрительное отношение к их деятельности и взглядам.
В октябре 1964 года был смещен с поста Первого секретаря ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев. На смену ему пришел Леонид Ильич Брежнев. Эпоха оттепели закончилась, после 23 съезда ЦК КПСС в Устав партии вернули сталинские названия, политика кардинально поменяла свое направление. Вновь начались судебные процессы над писателями, так в 1966 году прошли политические судебные процессы над Андреем Синявским и Юлием Даниэлем. Диссидентов и правозащитников осуждали и отправляли в лагеря.
Изменения в политической жизни СССР влияют на жизнь советского писателя, публикации его рассказов задерживаются. Правительство подвергало жесткой цензуре любое произведение. Начинается эпоха застоя.
«Аксенов, словно забыв о существовании цензуры, начинает писать новый роман «Ожог», роман совершенно антисоветский, вырывающийся за пределы традиционного реализма. Стремление воспарить над элементарной достоверностью и обыденностью происходящего весьма характерно для творчества зрелого Аксенова и является, быть может, главной отличительной чертой его стиля» .
Отношения с властью основательно меняются, когда без прохождения цензуры в печать отдается произведение «Метрополь», который был задуман без серьезной критики по отношению к правительству, в его написании даже не участвовали уже преследуемые в то время авторы. Но именно из-за того, что издание было напечатано без цензуры, советские власти исключили из Союза писателей одних из авторов сочинения Евгения Попова и Виктора Ерофеева. Аксенов решил, в ответ на такие действия со стороны власти также выйти из Союза писателей. В 1980 году Аксенов решает вместе со своей семьей уехать за границу, в Париж.
Василий Аксенов, пробыв недолго в Европе, отправляется в Америку.
Там в одном из издательств выходят одни из его самых известных произведений, роман «Ожог» вышел в 1980 году, а в 1981 году вышел роман «Остров Крым». В это же время были напечатаны еще несколько его произведений, которые получили широкую известность среди читателей того времени. 21 января 1981 года решением Верховного Совета СССР Василий Аксенов был лишен советского гражданства.
Писатель со своей женой переехал в Вашингтон, где впоследствии преподавал русскую литературу.
Во время эмигрантской жизни писателя на родине, в СССР начинается период, названный «перестройкой». В 1989 году Аксенов впервые после эмиграции приезжает в Советский Союз по приглашению посла США Джека Мэлтока, который находился в дружеских отношениях с писателем. В 1990 году писателю вернули советское гражданство, это означало, что Аксенов вновь мог свободно приезжать в советский союз. Аксенов наблюдает за политическими изменениями в стране, это отражается в его творчестве.
В 2001 году переезжает в дом в Биаррице на французском побережье Бискайского залива. На родине начинают регулярно выходить его новые романы, которые получает широкую известность среди читателей. Его творчество начинают исследовать, говоря о своеобразии литературного жанра и создании Аксеновым нового типа героя. Василий Аксенов продолжает преподавать в Америке в университете Джорджа Мейсона. Писатель окончил свою преподавательскую деятельность и окончательно покинул Америку в 2004 году.
На родине писатель общается с прессой и своими друзьями, многие из которых когда-то также оказались в эмиграции из-за политического режима. Василий Аксенов поддерживал отношения с известными писателями и поэтами, такими как Белла Ахмадулина, Роберт Рождественский, Андрей Вознесенский, был хорошо знаком с поэтом и бардом Булатом Окуджавой, поэтом Евгением Евтушенко, поэтом и актером Владимиром Высоцким, кинорежиссером Андреем Тарковским.
Одним из последних произведений, написанных Василием Аксеновым, стал роман «Таинственная страсть», работу над которым писатель начал после посещение Казани – города, в котором он провел свое ранее детство. Этот роман – автобиография автора, описание его жизни и творчества, также там говорится о писателях и поэтах, которые писали и творили в 1960-х годах. Василий Аксенов не успел закончить роман. Писатель умер 6 июля 2009 года. Был похоронен в Москве.

1.2. Роман «Таинственная страсть», повесть «Коллеги»

Одним из первых произведений, написанных Василием Аксеновым, является повесть «Коллеги», которая была написана в 1959 году. Повесть была опубликована в 1961 году в журнале «Юность», редактором журнала, известным советским писателем Валентином Катаевым, которому понравились сочинения тогда еще молодого писателя Аксенова. «В советской литературе появляется новый герой – с нравственными исканиями, презирающий советские штампы, тянущийся к западной культуре, в частности к джазу. У этого героя своя лексика с оттенками иронии и критическими нотками по отношению к окружающей его действительности» .
В начале повести Василий Аксенов знакомит читателя с главными героями произведения – Александром Зелениным, Алексеем Максимовым и Владиславом Карповым. Все они заканчивают Ленинградский медицинский институт, и им предстоит распределение на работу. Главные герои – друзья, которые начали дружить с первого курса учебы, но, как описывает Аксенов, все они имеют совершенно разные характеры. Но именно различия в их характере говорят о том, что дружба между героями настоящая. По мнению автора, свойства характера, которые имеет один герой, сопоставляются и дополняют иные свойства характера другого героя.
Действия повести начинаются с того, что главные герои обсуждают между собой распределение на работу. Они говорят о своем отношении к жизни, желаемой работе и тех условиях, которые их могут ожидать на будущем месте работы. Затем автор описывает тот самый день распределения. Главные герои ждут своей очереди, продолжая разговор о надежде на хорошую работу. Там они записываются на работу в Балтийском судовом пароходстве. «Студенты молчат. Зеленин молчит и дымит. Столбов молчит, прикидывает. Максимов и Карпов молчат и остолбенело смотрят перед собой. Все! Где она, судьба Ионыча! Где сытое прозябание в деревенской глуши? Человек в драп-велюровом пальто, словно волшебник в детском спектакле, отдернул шторку, за которой открылась сверкающая водная гладь. Проплыл мираж — пальмы, небоскребы, купола, пирамиды. Вы мечтали о жизни необычайной, насыщенной, интересной? Вы думали, мечты не осуществляются? Напрасно. Получайте входные билеты и бегите в будущее, увлекательное и легкое, как кинофильм. Индия! Аргентина! Двойной оклад! Диссертация! Штормовые условия» . Главные герои в ожидании карьерного роста и хорошей жизни.
Максимов и Карпов ожидают от своей работы много практики с благими целями. В реальности все оказывается иначе. Вместо медицинской практики они сталкиваются с бюрократизмом. «Что? Хотите заниматься хирургией? Никаких совместительств! Это мне не нравится, товарищ Карпов. Как лечебники вы не снизите квалификацию. Вы сможете периодически повышать ее в нашей клинической больнице. Но главное в морской медицине — про-фи-лак-тика. Ясно? Ну вот. Сейчас идите в отдел кадров заполнять выездные дела. Анкеты, пожалуйста, пишите четко — папа, мама и тэ дэ. Бабушек сейчас вспоминать не нужно. Жить будете в порту, на Карантинной станции. Отправляйтесь, друзья, и за работу» .
Александр Зеленин по распределению попадает в сельскую больницу северного поселка Круглогорье. Он приступает к своей работе с целью помогать людям, но сталкивается с рядом трудностей, которые ему приходится преодолевать, одна из которых нехватка специалистов и медицинского оборудования. Он ездит по окрестностям, помогает людям, участвует в жизни поселка. Вскоре он приобретает всеобщее уважение. Зеленин имеет высокие моральные устои и стремится помочь каждому, пытается решить все проблемы, но те, кто работают в сельской больнице, не готовы к тем изменениям, которые он хочет внести. Но все же ему удается привнести в это учреждение преобразования, такие как лаборатория и рентгенкабинет. К нему приезжает из Москвы его возлюбленная, на которой он в скором времени женится.
Максимов и Карпов продолжают работать в порту. Максимов обнаруживает коррупционную схему работников на складе. Однажды они решают приехать к другу. Зеленин рад приезду друзей. Там они отдыхают от работы, консультируют больных в сельской больнице. Однажды Зеленин получает тяжелое ранение от неприятеля, но Максимову и Карпову удается спасти жизнь друга. Герои осознают свое настоящее профессиональное предназначение.
Роман «Таинственная страсть» является одним из последних произведений Василия Аксенова. Он был издан в 2009 году. Этот роман – автобиография автора, в котором описываются его моменты жизни и творчества, а также других известных писателей и поэтов той эпохи, с которыми Аксенов поддерживал отношения. «Сомневаюсь, что прототипы литературных героев романа когда-либо собирались все вместе, как это произошло с героями в главах 1968 года в романическом Коктебеле под эгидой некоего всемирного духа, называющего себя Пролетающим-Мгновенно-Тающим. Не вполне уверен в хронологической точности событий романа, а также в графической схожести портретов и в полной психологической близости героев и прототипов. Я всегда испытывал недоверие к мемуарному жанру» .
Главными героями романа являются Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Булат Окуджава, Владимир Высоцкий, Эрнст Неизвестный, Андрей Тарковский и другие деятели культуры того времени. В своем романе автор решает придумать каждому герою псевдоним созвучный с именем. «Кукуш Октава — это живая маска для Булата Окуджавы. Булат — это сталь, оружие, слово не очень-то соответствующее мягкому, грустному характеру нашего гения. Из его автобиографической книги «Упраздненный театр» мы знаем, что тетки и кузины в детстве звали его «Кукушкой». Отсюда — новое имя Кукуш, странное, но теплое, соответствующее персонажу, построенному на его реальных стихах.Евтушенко получил имя, возникшее на фонетической близости, — Ян Тушинский. «Ян», с одной стороны, сближает его с прибалтийскими корнями, с другой — напоминает домашнее имя Ивана Бунина» .Себя Аксенов в романе называет Ваксоном. Как пишет сам автор, он хочет избежать неточностей в описании самих героев и тех событий, которые с ними происходили.
События в романе не всегда идут по порядку, описание событий начинается с 1968 года. Аксенов говорит о своем пребывание в Коктебеле, куда приезжает Влад Вертикалов – так назвал Владимира Высоцкого Аксенов в романе. Затем автор переходит в 1963 год –описание встречи правительства с представителями культуры той эпохи. «Итак, приход Хрущева на выставку «формалистов» в Манеже был в некоторой степени ответом на позорный афронт в карибских водах. Дадим отпор их тлетворным влияниям, и пусть знают, что большевики не сдаются! В московской публике, конечно, никто не трактовал события именно в этом ключе. Вообще никто толком не знал, что произошло под историческими сводами прибежища кавалергардов. Газеты, конечно, своим казенным языком долбали каких-то условных «формалистов» и «абстракционистов» и печатали письма трудящихся, дающих отпор молодым пакостникам из «мастерской Белютина», чьих работ никто из трудящихся никогда не видел. В творческих кругах, однако, ходили слухи о безобразном поведении главы государства» . Аксенов на протяжении всего романа высказывает недовольство по отношению к советской власти. Дальше автор говорит о недовольстве Хрущева по отношению к творчеству деятелей культуру и искусства. Такое отношение отражало «ужесточение политики в отношении литературы и искусства» . Советское руководство собиралось принять меры по осуществлению контроля за публикацией произведений, которые поддавались цензуре. Также следили и за искусством. Для него, как для человека, который был явным противником коммунистических настроений, было неприемлемо такое отношение к культуре. Разумеется, в данном отношении он не мог высказаться прямо, но он мог с помощью художественных образов и, иногда, нецензурной лексики описать его взаимоотношения с советским руководством в своих произведениях. Аксенов подробно описывает высказывания Хрущева в отношении советских художников того времени. «На июньском (1963 г.) пленуме ЦК КПСС Н. С. Хрущев прямо говорил, что литературные критики и искусствоведы не оправдали доверия партии, оказались не на высоте, нередко подходили к оценке произведений литературы и искусства не с принципиальных, а с групповых позиций. Он поставил задачу привлечь к идеологической работе в партийных комитетах квалифицированных людей, которые бы «внимательно читали произведения литературы, знакомились с творчеством композиторов, кинорежиссеров, постановками театров, правильно оценивали явления литературы и искусства». Другими словами, партия должна была усилить контроль за литературой и искусством, помимо цензуры вмешиваться в творческий процесс художественной интеллигенции» . Василий Аксенов также упоминает о встрече Хрущева с деятелями культуры и искусства в Кремле, когда советское руководство критиковало поэтов и писателей того времени. «Политическая концепция в отношении литературы и искусства исходила не от отдельных руководителей, а от системы, хотя в немалой степени нагнеталась, обострялась эта обстановка конкретными лидерами коммунистической партии. В этом отношении необходимо заметить, что И. В. Сталин уделял большое внимание вопросам литературы, следил за выходом произведений, давал личную оценку, зачастую со знанием дела. Эту традицию воспринял Хрущев, но он уже не читал художественные произведения, элементарно не разбирался в литературных вопросах, вопросах искусства и был лишь рупором у своих помощников, которые формировали взгляды руководителя партии, поддакивали его грубейшим просчетам» . Разумеется, в критике советского руководства зачастую нынешняя власть сравнивалась с политикой И.В. Сталина, но также и с зарубежными режимами, которые предполагали публикацию многих запрещенных в советском государстве произведений. Хотя, в свою очередь, периодические издания того времени умело «отвечали» на данные провокации – публикуя статьи и плакаты с сопоставлением капитализма и коммунизма, где, разумеется, возвышается коммунистическая система. Аксенов также в своем романе не принимал критику своего творчества от советского руководства.
В последующем повествовании Аксенов вновь возвращается к Коктебелю, где рассказывает о взаимоотношениях с другими писателями. На протяжении всей первой части автор переходит от одного к другому событию, описывая окружающих людей, которым он дал вымышленные имена и то, что с ними происходило. Во второй части книги автор описывает серьезные проблемы с советским руководством и его последующий отъезд из страны. «В общем, с партией, ребята, лучше не связываться, ибо благими намерениями вымощена дорога в ЦК КПСС; так сказал своим новым молодым друзьям тертый калач Ваксон в 1978-м. Если уж создавать акцию неподцензурности, нужно все делать своими руками в контексте скромности средств. Нужно сделать двенадцать экземпляров альманаха, но не больше. Почему? Потому что если больше чем двенадцать, то нам могут вменить нелегальное распространение нежелательных, то есть нецензурированных текстов. К копировальным машинам нам не подобраться, потому что в СССР они все под замком и под охраной бронированных подразделений дивизии имени Дзержинского. Значит, надо просто-напросто сделать три закладки по четыре копии на обыкновенной пишмашинке» . Так Аксенов описывает подготовку к изданию сочинения «Метрополь» которое вышло в печать без прохождения цензуры. Именно после выхода этого сочинения Аксенов покинул СССР. В последней главе автор описывает похороны Роберта Рождественского. Этим заканчивается роман. При жизни Василия Аксенова роман не был опубликован. Действие романа происходит с 1963 года по 1994 год, именно этот промежуток времени Аксенов считает эпохой «шестидесятников». Не случайно Аксенов выбрал именно этих людей как главных героев своего романа – их объединяло время, в котором они жили и отношение к происходящим событиям в советском союзе и за его пределами.
Василий Аксенов, пройдя непростой жизненный и творческий путь, несмотря на все трудности, смог добиться общественного признания и положительной критики. Его произведения до сих пор занимают важное место в отечественной литературе, об этом можно говорить уже исходя о том, сколько написано книг о самом авторе.
Повесть «Коллеги» является одним из первых произведений Василия Аксенова, которая была написана в 1961 году, во времена жесткой цензуры. Поэтому, при ее исследовании можно выявить, что автор не всегда прямо высказывает свое отношения к чему-либо, зачастую просто описывая ситуацию для читателя без собственной оценки. В свою очередь, роман «Таинственная страсть» является одним из последних произведений автора, в котором он открыто говорит о своем отношении к советскому руководству, жизненным устоям, обычаям, нравам людей того времени. Именно при сопоставлении этих двух произведения Василия Аксенова можно сделать вывод о жизни и обществе в тот период советской истории.

 ГЛАВА 2

Повседневность и быт советских людей в 1960-е годы
Период культуры шестидесятников является очень важным в рассмотрении культуры всего Советского Союза, а именно важными аспектами являются быт и нравы советского человека периода шестидесятых годов. Данная эпоха значительно повлияла на дальнейшее развитие культуры в СССР, она нашла отражение в последующих периодах истории российского государства.
Стоит отметить, что изучение культуры повседневности историками и культурологами началось не так давно, но именно изучение быта и повседневной жизни в той или иной мере может точнее всего передать настроение людей, которые жили в той или иной период истории, их отношение к власти, уровень экономики, а прежде всего, уровень развития культурной жизни общества.
В ходе удовлетворения человеком естественных потребностей возникает культура. Быт людей в любой исторический период определят их сознание. И именно культурные достижения влияют на человека, выстраивая его ритм жизни.
При рассмотрении данного периода истории советского государства, можно выделить несколько основных моментов культуры и быта людей той эпохи. Прежде всего, этими моментами являются детство, учеба, работа, отдых и увлечения, а также отношение к власти. Гражданская позиция определяется как индивидуальным отношением, так и общественным сознанием, которое также влияет на культурную жизнь людей.
При исследовании данной темы рассматриваются такие аспекты жизни, как трудовая деятельность в СССР, гражданская позиция по отношению к советской власти, повседневность, которая, прежде всего, выражается в бытовых аспектах жизни советского гражданина. Также, рассматривается вопрос отношения к литературе и искусству, культуре спорта, внешнему виду и говорится о досуге советской молодежи.
Реформы конца 1950-х годов не являются результатом только смены правительства в советском государстве, они вызваны ожиданием народа лучшей жизни в послевоенные годы. Общество, которое одержало победу в одной из самых тяжелых войн всего периода российской истории, ожидало значительных перемен, прийти к которым можно было только благодаря либерализации общественного строя. Именно поэтому с приходом к власти Никиты Сергеевича Хрущева начались преобразования в общественной жизни, которые прежде всего обуславливались изменением политического курса советского государства. «Смерть И.В. Сталина и последовавшие за ней осуждение некоторых аспектов его внешней и внутренней политики, критика «культа личности и его последствий» оказали огромное влияние на советскую политическую систему и общественную жизнь. Новые руководители, не посягая на основополагающие принципы социалистической системы, существовавшей в СССР, предприняли попытку модернизировать ее, реформировать, отказавшись от тех ее частей и элементов, которые посчитали или уже малоэффективными или просто лишними» . Данные изменения в государственном устройстве не могли не повлиять на культуру и быт советского гражданина. Все события, которые происходили в политике в рассматриваемый период, нашли отражение в культуре, нравах и обычаях советских людей данной эпохи. «В эти годы советская цивилизация развилась в наиболее характерную для себя модель, сформировался особый тип «шестидесятника», личность которого так часто вспоминают сегодня. В эти же переломные годы произошли и коренные изменения в идеологии советского общества» . Можно сказать, что в рассматриваемый период зародилась так называемая самобытная культура советского государства. Советские люди много ожидали от нового советского руководства, которое пришло к власти с обещаниями улучшить жизнь советского гражданина: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме!» . Период оттепели датируется периодом правления Хрущева, также утверждается, что шестидесятые годы «начались в 1961 году XXII съездом, принявшим программу построения коммунизма, а закончились в 68-м оккупацией Чехословакии, воспринятой в СССР как окончательный крах всех надежд» . Такие изменения в политической жизни общества, прежде всего, не могли не отразиться на культуре данной эпохи, и на повседневной жизни советского гражданина.
В первую очередь, социально-политические изменения повлияли на литературу, которая издавалась в период «оттепели». В издаваемых сочинениях того периода можно проследить новый тип литературного героя – с новыми нравственными идеалами и ценностями, который тянется к западной культуре. «После Второй мировой войны Советский Союз — победитель фашизма — обладал большим авторитетом, выступая вершителем судеб в мировой политике. Обретение нового качества не могло не сказаться на внешнеполитическом функционировании советского государства. В первые послевоенные годы происходит формирование курса внешней политики СССР, затем получившего развитие и воплощение в хрущевский период.Это относится, в первую очередь, к выработке политики мирного сосуществования с капиталистической системой» . В советскую культуру начинают проникать западные веяния моды, которые влияют на сознание и стиль жизни советского человека.
В начале повести «Коллеги» Аксенов описывает главных героев в анкете, где уже можно проследить изменения в общественном сознании в данный период. «Как говорят, когда-то мы все были ребенками. Мама у меня учительница. Папы нет. Где жил? Мы часто переезжали с места на место. Родился-то в Новгороде. В школе учился хорошо. Любимый предмет? Чистописание. В школе я играл в футбол, а в институте — в волейбол. Я и сейчас играю в волейбол и всегда буду з него играть. Почему в медицинский пошел? Вам это интересно? Ах, интересно! Ну, по недоразумению. Медицина? Я жить без нее не могу. А какого черта вы меня все расспрашиваете, словно начальник отдела кадров?» . Так Василий Аксенов представляет главного героя повести Алексея Максимова. В дальнейшем повествовании Аксенов описывает распределение главных героев на работу. В СССР каждый выпускник высшего учебного заведения должен был по распределению отработать 5 лет (из Постановления ЦИК СССР, СНК СССР от 15.09.1933 «Об улучшении использования молодых специалистов»). В советском союзе была плановая экономика, поэтому государство, которое давало возможность получения высшего образования советским гражданам предусматривало их занятость в дальнейшем на пользу хозяйственно-экономической жизни государства.
Максимов и Карпов попадают на работу в Балтийском судовом пароходстве, а Зеленина отправляют в поселок Круглогорье сельским врачом. Зачастую, в Советском Союзе при распределении на работу люди перемещались из одного конца страны в другой, поэтому на время работы им предоставлялась от государства квартира. «Максимов и Карпов поселились в угловой комнате. Одно громадное окно смотрело на запад, два других на юг. Только узкие простенки прерывали сплошную линию стекла. Не вставая с постели, можно было наблюдать работу кранов на Западной дамбе и Кирпичном молу, движение судов на рейде. Столбов презрительно заявил, что это не комната, а бутылка. Без пробки к тому же» . Так по описанию автора выглядела комната в порту, которую предоставили главным героям. Зеленину государство предоставило квартиру рядом с его новым местом работы. «Зеленин осмотрел дубовые панели в столовой и попытался представить себе прежних владельцев квартиры. За этим монументальным столом, вероятно, рассаживались на чаепития, читали вслух Короленко, спорили о судьбах России. Приезжали из Петербурга бородатые вдохновенные конспираторы, из сапога в сапог передавались листовки. Потом он вздохнул, открыл свой чемодан и, чувствуя, что совершает кощунство, брякнул на стол похожую на палицу твердокопченую колбасу, батон и нож. Он ел, глядя перед собой в стену, но знал, что за спиной у него есть дверь, которая ведет в такую же обширную комнату, а там тоже дверь и опять комната, такая же пустая, как и две первые. Никогда он не думал, что ему будет неприятно из-за избытка жилплощади» . Главный герой, прибыв из большого города, не сразу смог привыкнуть к сельскому быту. Его окружали предметы, которые редко встречались ему в обыденной жизни, и большое жилищное пространство, которое обычно воспринимается положительно, воспринималось героем в данной ситуации неоднозначно.
Далее автор говорит о том, как Зеленин начал работу на новом месте. «Зеленин не собирался отступать от своих городских привычек. Утром он открыл все окна и приступил к гимнастике» . В СССР высоко почитались занятия спортом, чему свидетельствует большое количество лозунгов того времени, например: «Товарищи, на зарядку!» , «Если хочешь быть здоров – закаляйся!». Советское руководство пропагандировало занятия спортом, создавая всевозможные секции во многих городах, а также выпускалось большое количество периодических изданий о спорте, таких как «Советский спорт» и ежемесячный журнал «Спорт в СССР», издававшийся издательством «Правда» не только в советском союзе, но и за рубежом. Именно поэтому почти каждое утро начиналось с занятия гимнастикой. Соответственно для занятий спортом в Советском Союзе носили определенную форму. «Саша почувствовал тоскливый стыд, увидев себя глазами Даши. Застывший в журавлиной позе, очкастый, тощий верзила в длинных неспортивных трусах. Как назло, сегодня он раздумал надеть голубые волейбольные трусики» .Форма одежды была единообразной, в представлении советского человека было принято носить спортивные шорты и майку для занятий спортом. В то же время, когда такую одежду носили в повседневной жизни, это вызывало недоумение и даже влекло за собой административную ответственность. «Всех прибывающих сурово оповещали: на набережной никаких шортов, только бруки. Только лонги, что ли? — злился московский народ. Вот именно, как положено. Таково решение поселкового совета, принятое в свете решения Феодосийского горкома. Всякий, кто выйдет с пляжа не как положено, будет осужден за вызывающую форму одежды и весь отпуск проведет на исправительных работах с метлой» . В романе «Таинственная страсть» Василий Аксенов описывает, как отдыхающие были задержаны за «непотребный» вид в общественном месте. Были задержаны многие известные деятели культуры , как пишет автор «брали без церемоний, тянули, пихали при загрузке» , установленным правилам должны были подчиняться все советские граждане. В повести «Коллеги» Аксенов описывает, как главный герой Зеленин пытается привыкнуть к жизни на новом месте. «Александр подолгу простаивал возле заляпанных грязью машин, проходил в чайную, садился поближе к шоферам, жадно прислушивался к их рассказам о городах, словно хотел убедиться, что кроме Круглогорья существуют на свете и другие населенные пункты. Но признаться себе в том, что галдящая забегаловка стала для него неким окном в мир, он не мог. «В стеклах дождинки серые свились, гримасу громадили…» Пиво невкусное, водянистое. Неужели тетка Люба разбавляет? Вряд ли, должно быть, снабженцы» . В советском государстве товары выпускались в ограниченном количестве, так как производство полностью было подчинено государству. Многие товары, такие как мука и хлеб выдавались по карточкам. Из-за этого зачастую возникала нехватка продовольствия и люди пытались его восполнить всеми возможными способами. Государство старалось провести реформы, которые восполнят нехватку того или иного товара. «Пленумы ЦК КПСС регулярно рассматривали вопросы увеличения производства предметов потребления — сентябрь 1953 года, февраль—март, затем июнь 1954 года, январь 1955 года. В сельскохозяйственное производство, хотя и неуверенно, внедрялся принцип материальной заинтересованности» . Но не всегда государственные реформы приводили к хорошему результату, ведь рассчитать точное количество нужных народу товаров было крайне сложно. Поэтому зачастую возникал либо дефицит тех или иных товаров, либо товаров изготавливали слишком много. Также множество товаров могли привозиться из-за границы, если выезд из страны был разрешен. С начала шестидесятых годов желание советского гражданина выехать из СССР уже не являлось преступлением, но все же,отношение к таким людям было неоднозначным со стороны властей. Поэтому, сам процесс разрешения выезда из советского государства был затруднителен, власти не давали такую возможность каждому, кто захочет выехать из страны. Те, кому это все же удавалось, могли купить и привезти в СССР многие вещи, которые в советском государстве не производили. Многих людей крайне удивляли те вещи, которые были привезены из-за границы, эти «наивные, «невыездные» просто ахали от восторга — ну что за технология, ну почему, товарищи, мы, при всем нашем величии, ничего такого не производим?!» . Такое мнение было распространено среди советских граждан, которые не могли по тем или иным причинам выехать из советского государства. «Удивляло огромное количество иностранных солнечных очков, а также и других изящных штучек, каких ни за какие деньги не сыщешь в советских магазинах: итальянских шейных платков, американских бейсболок, ярких книжечек издательства «Пингвин», разумеется, на английском языке, французских бикини, чехословацких портов, сродни тем юстовским, под общим названием «пражская весна» — все это благодаря усилиям нашей героической «теневой экономики». Увы, прохладительные напитки любого бренда полностью отсутствовали» . Иметь те или иные предметы роскоши и попросту товары потребления, привезенные из-за границы, считалось крайне удивительным и всегда оценивалось окружающими с большим восторгом. Разумеется, чаще всего, привезти что-либо из Европы в СССР могли только состоятельные люди, поэтому имущественное неравенство, при всем стремлении советских властей распределить материальные ресурсы централизованно, в СССР ощущалось.
Общество действительно состояло из разных слоев населения, и не каждый легко мог перемещаться из одного социального слоя, в другой. Многое зависело не от самого человека, а от тех или иных обстоятельств, к примеру, от семьи, в которой он родился или от рода деятельности, которой он занимался. С начала шестидесятых годов среди советских людей изменилось отношение к писателям и поэтам. «Показывая близость к литературе, старушки называли новых звезд по именам. Сияли, когда поэты обращались к ним по почти неискаженным именам-отчествам» . Деятели культуры стали для советских граждан своего рода знаменитостями, они выступали перед публикой, их произведения печатались в известных журналах, таких как «Юность», который выходит с 1955 года, а также журнал «Новый мир», который издается с 1925 года. Многие люди с нетерпением ждали выхода того или иного журнала, их перечитывали, сохраняли, обсуждали.
Советские журналы отличались от современных изданий. Они были разделены на главы и были больше похожи на сборник сочинений с иллюстрациями, в которых публиковались сочинения никому не известных тогда авторов. Разумеется, в них также печатались статьи о жизни советских людей, о работе, об учебе, об отдыхе. В одной из статей журнала «Юность» 1961 года говорится о жизни советской молодежи той эпохи. «Комсомольские организации за последнее время нашли немало новых, интересных форм организации досуга молодежи. Одна из них – вечерние молодежные кафе. Первое такое кафе-клуб «Юность» открылось в прошлом году в Москве, на проспекте Мира, по инициативе комсомольцев Дзержинского района» . С начала шестидесятых годов можно проследить изменения в жизни советской молодежи, которая сама стремится организовать свой культурный отдых, в чем их поддерживает советская власть. Это также говорит о начале политических преобразований и либеральных реформ, которых по-настоящему ожидали советские граждане. О результате этих реформ можно будет говорить только при исследовании дальнейших периодов советской истории.
Таким образом, можно сказать, что повседневная жизнь советских людей в шестидесятые годы меняется, с этим прежде всего связывают политические преобразования в стране. Более всего заметны изменения в литературе и искусстве. Произведения, несмотря на цензуру, пишутся более свободно, в них могут открыто говорить о проблемных аспектах советского руководства и политического курса. Создаются клубы и кружки по интересам, множество спортивных организаций. Также заметны изменения во внешнем виде советского человека эпохи «оттепели», в советскую культуру все более проникают западные веяния моды. Но прежде всего происходят изменения в общественном сознании, именно в это время советских людей появляются надежды на лучшую жизнь, они ждут политических преобразований, что можно заметить из литературы той эпохи.
В это время культура и быт становятся отличительной чертой советской повседневной жизни. Именно с приходом к власти нового правительства, настроенного на либерализацию общественного строя, начинает зарождаться самобытная советская культура.

Заключение
Опорными источниками в исследовательской работе являются произведения Василия Аксенова «Таинственная страсть» и повесть «Коллеги». Оба произведения автобиографичны, а также, стоит сказать, что повесть «Коллеги» является одним из первых произведений автора, а роман «Таинственная страсть» последним сочинением Василия Аксенова. Поэтому, при анализе данных произведений автора представляет интерес их сопоставление, ведь именно этот временной промежуток между написанием этих произведений позволяет лучше оценить и понять общественные настроение и повседневную жизнь людей эпохи «оттепели». При изучении повести «Коллеги» можно отметить, что автор говорит о своих переживаниях через вымышленных героев, но данное произведение публиковалось во времена довольно строгой цензуры, и следовательно не имеет объективной оценки происходящего. В свою очередь, роман «Таинственная страсть» является одним из последних произведений Василия Аксенова и опубликовано в относительно спокойное по отношению к цензуре время, поэтому можно точно понять то, что хотел передать автор для читателя, а именно то, чем жили, о чем переживали, чего хотели, что обсуждали люди той эпохи.
Благодаря периоду «оттепели» известны многие деятели культуры и искусства. Прежде всего, деятели литературы писали про жизнь обычных советских граждан, тем самым формируя самобытность советской культуры.
В целом, повседневная жизнь СССР нашла свое отражение в последующих периодах истории российского государства, ведь понятие «шестнидесятник» и сейчас имеет под собой смысл человека, свободного в своих нравах. Данная тема является очень обширной и интересной для исследования, ведь изучение повседневности очень помогает в рассмотрении любого периода истории.

 

Список источников и литературы
Источники:
1. Аксенов В.П. Коллеги. М., Советский писатель. 1961. — 208 с.
2. Аксенов В.П. Таинственная страсть. М., Семь дней. 2009 . —590 с.
3. Вайль П. Л. 60-е. Мир советского человека/ Вайль П.Л., Генис А. А. — М.: Corpus, 2013. — 432 с.
4. 22-й съезд КПСС (17 - 31 октября 1961 года): Стенографический отчет. Тома 1-3. — М.: Госполитиздат, 1962.

Литература:
1. Аксенов / Дмитрий Петров. — М.: Молодая гвардия, 2012. — 440 с.
2. Аксютин, Ю.В. Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. / Ю.В. Аксютин. – М. : РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2004 . – 487 с.
3. Есипов В. Четыре жизни Василия Аксёнова. М., Рипол-классик. 2016 . —320 с.
4. Марков Б.В. Культура повседневности. — Учебное пособие. — СПб: Питер, 2008. — 352 с.
4. Нарусова И. Кафе зажигает огни [Текст] / И. Нарусова // Юность. —1961. — № 4. — С. 106.
5. Пыжиков А.В. Оттепель: идеологические новации и проекты (1953‒64 гг.) / А. В. Пыжиков; Акад. гуманит. наук. — М., 1998. — 195 с.
6. Пыжиков А.В. Хрущевская «оттепель». М., Олма-Пресс. 2002. — 734 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top