А.А. Волохов

 

Сложно переоценить вклад Федора Михайловича Достоевского в сокро-вищницу мировой культуры. Он был признанным мастером слова, талантливым писателем, публицистом, редактором и издателем. Эта вторая ипостась Досто-евского часто незаслуженно обходится вниманием, поскольку многие идеи, вы-раженные в «больших полотнах» — романах и повестях, часто повторяются и в журнальных заметках, и в переписке великого писателя.
Можно выделить два периода политической активности писателя: в 40-х годах XIX века он являлся членом кружка петрашевцев, а в 70-х годах стал од-ним из крупнейших проводников ключевых для самодержавия идей и ценно-стей . Более того, Достоевский вошел в проправительственные круги и был лич-но знаком со многими членами императорской семьи. С чем же можно связать такой мировоззренческий поворот?
Фигура Достоевского не только чрезвычайно привлекательна для исследо-вателей, изучающих основные тенденции в литературе и политической мысли второй половины XIX века, но и весьма противоречива. Истоки этого лежат в непростом жизненном опыте, который писатель вынес из долгих лет ссылки, го-лода, одержимости азартными играми и писательской деятельности.
В связи с этим не удивителен путь, проделанный литератором от револю-ционера-идеалиста до выразителя интересов патриархально-монархической ин-теллигенции.
Несмотря на прошедшие 138 лет со дня кончины Федора Михайловича, те-ма отношений его с царской семьей и политической элитой 1860-1880 годов представляет серьезный интерес. Взаимоотношения творца с сильными мира се-го интересна сама по себе, она дает значительную пищу для размышлений в контексте анализа отношений интеллигентов-консерваторов с властью, причем этот сюжет остается не чужд современности. В данном исследовании предпри-нимается попытка рассмотреть становление и развитие консервативного миро-воззрения признанного классика русской и мировой литературы Ф.М. Достоевского. Задачами этой работы стало желание выяснить следующие аспекты этой проблемы:
1) Как и когда у Ф. М. Достоевского развилось и закрепилось консерватив-ное сознание?
2) Каково было влияние Ф. М. Достоевского на правящие круги 1870-1880-х годов?
3) В каком ключе развивались отношения писателя с членами царской се-мьи?
4) Каким было его отношения к политике, а также непосредственного к личности Александра II?

Ранний этап. Жизнь после ссылки.
Удивительно, что один из самых религиозных писателей, хранитель тради-ций на раннем этапе своей жизни был настроен весьма революционно. Являясь одним из участников кружка Петрашевского, он был приговорен к ссылке в Си-бирь. В ночь на 23 апреля были арестованы 34 участника кружка, в том числе три брата Достоевских: младший брат Андрей был арестован по ошибке, а Ми-хаила, изредка посещавшего «пятницы у Петрашевского» отпустили за недо-статком улик .
На допросах Достоевский старался выставить кружок в «комическом» све-те, однако вскоре вскрылись обстоятельства дела, компрометирующие ключе-вых участников . Им вменялось распространение письма Белинского Гоголю и приготовления к бунту, создание типографии, которая должна была заниматься агитацией . За увлечение фурьеризмом и, как выразился деятель тайной поли-ции, осуществлявший наблюдение за петрашевцами, «мечтательными утопия-ми» , молодой писатель должен был четыре года провести на каторге.
В одночасье Достоевский потерял все. Он оказался оторван не только от нормальной жизни гражданина, но и от литературы. Больше всего в тот период жизни Ф.М. Достоевский желал вернуться к писательству. 18 января 1856 года он пишет брату Михаилу, что его единственное желание — «писать и печа-тать ». Он упоминает о письме А.Н. Майкову, в котором просил последнего помочь ему с публикацией задумываемой «патриотической статьи ».
По свидетельствам очевидцев, даже неся солдатскую службу, он продол-жал помногу писать «в стол», несмотря на запрет заключенным иметь письмен-ные принадлежности и вести записи. На второй месяц пребывания в Семипала-тинске, в котором он проходил службу, он передает одно из своих сочинений батальонному командиру с просьбой доставить в Санкт-Петербург и опублико-вать в «Санкт-Петербуржских ведомостях» . В одном из писем Достоевский также говорит о том, что согласен печататься и инкогнито .
Достоевский осознавал, что лишь жанр патриотического послания может дать желаемый результат. Стихотворение «На европейские события 1854 года», написанное как реакция на начало Крымской войны, было передано начальнику Третьего отделения. Оно отражало стремление писателя показать, что он ото-шел от «заговорческих» взглядов и встал на путь исправления . И хотя это сти-хотворение было высмеяно прогрессивной интеллигенцией , его можно считать рубежным. Схожее с пушкинским «Клеветникам России», оно не было продик-товано политической конъюнктурой, а служило показателем «духовной эволю-ции» .
«Мы верою из мертвых воскресали,
И верою живет славянский род.
Мы веруем, что Бог над нами может,
Что Русь жива и умереть не может!»
Достоевский остро воспринял поражение в Крымской войне, в особенности религиозную составляющую конфликта . Тогда, во время горестных событий для России, сложилось его идеология, получившая развитие в последующем.
Стихотворение, более похожее на оду, прославляющую существовавший режим, демонстрировало преданность Достоевского государю, что не отменяет искренности патриотических порывов. Однако оно не было допущено к печати, а через несколько лет, М.М. Достоевский напишет брату, что нашел стихи чрез-вычайно плохими, и скажет, что стихотворчество не является его призванием .
Тем не менее, Достоевский не останавливается. Было написано стихотворе-ние «На первое июля 1855 года», день рождения вдовствующей Александры Федоровны, в котором бывший каторжник восхваляет почившего императора.
«Как гаснет ввечеру денница в синем море,
От мира отошел супруг великий твой.
Но веровала Русь, и в час тоски и горя
Блеснул ей новый луч надежды золотой» .
Через командира Сибирского корпуса, который отметил «теплоту патрио-тических чувств», творение было передано военному министру, что поспособ-ствовало присвоению солдату Достоевскому чина унтер-офицера .
Для закрепления успеха весной 1856 года бывший каторжник пишет еще одно стихотворение, на сей раз, посвященное коронации Александра II. В нем он не только выразит свою преданность монаршей семье, но покажет, что на но-вого правителя возлагаются большие надежды.
«Эпоха новая пред нами.
Надежды сладостной заря
Восходит ярко пред очами…
Благослови, господь, царя!»
В январе 1858 года Достоевский пишет письмо одному из ведущих издате-лей Российской империи — М.Н. Каткову с целью убедить его напечатать ро-ман, который находится в написании, и оказать финансовую помощь для завер-шения работы . Для «Русского вестника» Достоевский предлагал Каткову «од-ну из самых своих задушевных работ» — повесть «Село Степанчиково и его обитатели». Позже и Катков, и Достоевский станут ключевыми представителями русской консервативной мысли, а их сотрудничество принесет громадные пло-ды: в «Русском вестнике» будут опубликованы почти все творения Достоевско-го.
В начале марта 1858 он пишет письмо Александру II с просьбой уволить его с «повышения чина» и предоставить право проживать в Москве . Оно вы-держано в чисто бюрократическом стиле и написано по прагматическим сооб-ражениям.
Неспособность дальше нести службу Достоевский связывает с прогресси-рующей эпилепсией. В письме Каткову он сообщает, что не думает, «чтоб ми-лосердный и благородный наш император отказал бедному больному» .
Второе письмо писатель составляет, уже находясь в Твери в октябре 1859 года. Ссылаясь на болезнь, он просит императора позволить ему переехать в столицу.
Литератор указывает на то, что лишь в столице возможно получить квали-фицированную медицинскую помощь, что позволило бы ему писать и тем са-мым обеспечивать семью. Достоевский просит «воскресить» его, утверждая, что с «поправкой здоровья» он мог бы оказаться полезным и для Отечества.
Писатель называет царя «солнцем, которое светит для праведных и непра-ведных», а себя — «вернейшим и благодарнейшим из подданных», заявляя о го-товности отдать сейчас же жизнь за царя, облагодетельствовавшего народ свой .
И ранее мысли Федора Михайловича были заняты не только думами о Рос-сии. В послании одному из друзей он выражает надежду на появление манифе-ста в связи с коронацией Александра II с прощением петрашевцам. Вскоре такой документ появился. Писатель просил передать письмо Э.И. Тотлебену и похло-потать о печати стихотворения «На коронацию и заключение мира».
Позже Достоевский уже из Твери напишет герою Севастополя новую просьбу: позволить ему, страдающему падучей, проживать в Москве или Пе-тербурге . Тотлебен снова выразит готовность помочь и в ответном письме укажет на то, что говорил о нем с князем В.А. Долгоруким и генерал-адъютантом А.Е. Тимашевым, и писателю следует лишь написать им, чтобы по-лучить разрешение на проживание в одной из столиц.
Тон писем Достоевского можно расценивать по-разному. С одной стороны, пропитанные верноподданническим духом стихи и официальные письма-прошения выражают стремление Достоевского изменить свое положение. Одна-ко именно в этот период у Достоевского начинается некое изменение взглядов. Переоценил он и свое отношение к содеянному. Уже на каторге он скажет, что «государство только защищало себя, осудив нас» .
Достоевский утверждал, что «долгий опыт» пребывания на каторге, во многом переменил его мысли и что благодаря страданиям, перенесенным на каторге, он узнал, что «всегда был русским по сердцу» . Там же Достоевский укажет, что разделяет «патриотическое чувство нравственного освобождения славян», а также утвердит идею, что именно России суждено сыграть ключевую роль в истории Европы . Ее он теперь понимал, как мессианскую.
Достоевский признавался, что испытывает определенные симпатии относи-тельно царя . В ещё одном письме Э.И. Тотлебену он желает царю «видеть успех своих великих начинаний» . Анализируя патриотические стихотворения Федора Михайловича, можно было бы не расценивать серьезно «вымученные вирши», рассчитанные на «монаршию милость», если бы они и вправду не были искренни .

Публицистическая деятельность. Вхождение в «высший свет».
Следующие десять лет проходят для Достоевского весьма бурно. Он путе-шествует в Европу, заводит романы, играет в рулетку, постоянно нуждается в деньгах, теряет жену и брата. В то же время, находясь в весьма затруднитель-ном финансовом положении, он параллельно пишет два выдающихся романа: «Преступление и наказание» и «Игрок», женится на стенографистке Анне Снит-киной. С новой женой он возвращается в Петербург, где его подстерегают беды, включая преследования кредиторов.
Удача улыбнулась ему в начале 1873 года, когда князь Мещерский пред-ложил ему редактировать свое издание «Гражданин» , которое переживало в то время кризис — из-за разногласий с князем ушел главный редактор. Со вступ-лением в новую должность началась «новая фаза в литературной деятельности Достоевского» . С этого момента начинается и вхождение литератора в круги деятельных консерваторов.
Резкий поворот во взглядах удивил как сторонников, так и противников Достоевского . Теперь он не только, впервые за долгое время, получал ста-бильный доход , но и имел возможность продвигать собственные взгляды че-рез написание небольшой колонки, которая позже перерастет в «Дневник писа-теля».
Создатель «Бесов» встал во главе «консервативного органа» , в котором он будет сотрудничать с выдающимися авторами. Но вскоре Достоевский по-чувствует, что в большей мере тяготится работой в «Гражданине». Мещерский стремился полностью контролировать, на фоне чего между ним и новым редак-тором начались конфликты .
Журнал потребовал большей затраты сил, чем Достоевский мог предполо-жить также потому, что его литературные стандарты не реализовывались . Ос-новной конфликт между Мещерским и Достоевским заключался в том, что их консерватизм различался: если у Мещерского это был глубокий реакционизм (в одной из статей он прямо заявил, что реформы, инициированные императо-ром, должны быть прекращены ), то для Достоевского консерватизм выражал-ся в четкой охранительной позиции ближе к славянофильству.
И, конечно, напряжение, наблюдавшееся между Достоевским и Мещерским не могло не отразиться в переписке. Если до ноября 1873 года литератор в до-вольно мягкой форме высказывался относительно весьма резких высказываний Мещерского, то статья, в которой тот выступал за создание общежитий по надзору за студентами, вызвала его резкое неприятие. В письме от 3-4 ноября он пишет князю: «7 строк о надзоре <…>я выкинул радикально» В зачеркнутых строках содержалось следующее: «Ваша мысль глубоко противна моим убеж-дениям и возмущает мое сердце» .
Писатель чувствует сильное разочарование: «отнято время от настоящего занятия» — писательской деятельности . В письме М.П. Погодину он напишет, что чувствует, что, взявшись за «Гражданина», он совершил «большое сума-сбродство» . О том же он говорит и своей племяннице: «я только кляну себя за решимость, с которою внезапно взвалил на себя редакторство журнала» .
С начала 1874 года Достоевский не помещает в журнале ни одной строки под своим именем . После письма 1 марта 1874 года, в котором затрагиваются редакторские вопросы, переписка с Мещерским обрывается. А уже в середине месяца Достоевский отказывается от поста редактора по причине «расстроенно-го здоровья» .
В период работы в «Гражданине» писатель знакомится с Константином Петровичем Победоносцевым — ключевым деятелем в приближающуюся эпоху Александра III. Кроме того, будущий обер-прокурор Синода примет деятельное участие в работе над новым детищем Достоевского — «Дневником писателя». Именно он будет консультировать писателя по вопросам внешней и внутренней политики.
15 марта 1878 года воспитатель Сергея Александровича Д.С. Арсеньев напишет Достоевскому приглашение от имени великих князей Сергея и Павла Александровичей . За этим приглашением скрывалось очень многое.
К тому времени Достоевский был довольно известен в кругу царской се-мьи. Константин Константинович (в литературных кругах он позже станет более известен, как поэт К.Р.) был большим поклонником писателя. Проходя службу мичманом 18-тилетний юноша находил время для чтения. В письмах своему двоюродному брату Сергею Александровичу он благодарит его за присланных «Бесов», которых нашел «очень интересными» . На пути из американского порта Норфолк Константин Константинович читает также и «Записки из мертво-го дома», произведшие на него положительное впечатление . Позже уже в 1879 году, через год после знакомства с писателем, Константин Константинович напишет в своем дневнике, что сумел раздобыть «Идиота» и добавил: «Когда читаешь его сочинения, кажется будто с ума сходишь» .
В 1876 году Достоевский, следуя совету К.П. Победоносцева, представляет Александру Александровичу Романову свой «Дневник писателя». В письме бу-дущему наследнику престола он говорит о «подъеме духа» русских людей и о «святой русской идее» . Достоевский уверяет своего адресата в «беспредель-ной любви», и просит позволения и впредь высылать свежие выпуски нового де-тища . Завершая послание, Федор Михайлович называет себя «Вашего импера-торского высочества благодарным и преданнейшим слугою» .
Какие же причины побудили пригласить известного писателя на беседу к великим князьям? Во-первых, к тому времени Достоевский зарекомендовал себя убежденным сторонником монархического движения в России, в основном за счет выпуска именно «Дневника». Никто из деятелей охранительного направле-ния общественной мысли не обладал ни талантом, ни моральным авторитетом Федора Михайловича . Приглашая Достоевского на ужин с князьями, власть желала наладить диалог с «властителями дум» современности .
Во-вторых, необходимо было отвести молодых людей от влияния тлетвор-ных мыслей нигилизма, которые в то время витали в воздухе. На момент 15 марта 1878 года не прошло еще и двух месяцев с покушения Веры Засулич на столичного генерал-губернатора .
В-третьих, играли роль и личные мотивы августейшей фамилии. Вокруг персоны Сергея Александровича со времен его юности ходило множество ком-прометирующих слухов . Некоторые из слухов дошли и до императора, а об-винение в разврате от обожаемого отца сильно оскорбило молодого юношу.
Последовал визит Арсеньева к Достоевскому — на предстоящую встречу возлагались большие надежды. Расчет был как на твердую гражданскую пози-цию Достоевского, так и на его выдающиеся способности психолога и морали-ста .
Обед состоялся 21 марта 1878 года, присутствующий на нем Константин Константинович, упоминал, что разговоры велись в основном «про нынешний нигилизм и про тяжелые настоящие времена» . По словам А.Г. Достоевской ее муж нашел, что князья «обладают добрым сердцем <…> и умеют в споре от-стаивать свои, иногда еще не зрелые убеждения» .
Спустя некоторое время Арсеньев прислал новое письмо, в котором про-сил писателя о встрече тет-а-тет, перед обедом с князьями, по всей видимости, чтобы дать некоторые инструкции . Нет никаких свидетельств о том, состоя-лась ли встреча , но абсолютно ясно одно, князьям хотели внушить какие-то определенные мысли касательно их предназначения. Лучшей кандидатуры для этой цели, чем Достоевский, было трудно найти.
Через год, 5 марта 1879 года, состоялась новая встреча великих князей с Достоевским, о которой также сохранились строки в дневнике Константина Константиновича . 15 марта он отправляет писателю письмо с приглашением принять участие в вечере 16 марта, однако тот вынужден отказаться в пользу запланированных чтений в Литературном фонде . 21 числа Константин Кон-стантинович вновь повторит свою попытку пригласить писателя к себе на ужин, на что Достоевский с удовольствием согласится. «С чувством беспредельной преданности всегда пребуду Вашего высочества вернейшим слугою», — напи-шет Достоевский в ответном письме . К.К. Романов заметит в своем дневнике, что вечер был «очень хороший и интересный» .
Имя Достоевского входит в круг интересов императорской фамилии и при-дворных деятелей. Он становится участником чтений и светских вечеров. В «Жизнеописании великого князя Сергея Александровича» написано, что импе-ратрица «слушала» И.А. Гончарова, Ф.М. Достоевского и А.К. Толстого. Но скорее всего, имелись в виду не личные встречи, а столь популярные в то время чтения произведений модных писателей вслух . Крайне популярным чтивом среди членов августейшей фамилии и приближенных к ней был роман «Братья Карамазовы».
Наиболее полные сведения о чтениях и ужинах высшего общества, в кото-рых теперь принимает участие и известный романист, содержатся в дневнико-вых записях Константина Константиновича. В записях за 1880 год Достоевский упоминается довольно часто. 26 февраля 1880 года планировался вечер с До-стоевским в «парадных комнатах» императрицы . 8 мая 1880 года Константин Константинович напишет о вечере с Ф. М. Достоевским. «Цесаревна слышала его чтение на каком-то благотворительном концерте, осталась в восторге и по-желала познакомиться . Достоевский, по просьбе великого князя, прочел испо-ведь старца Зосимы и «Мальчика у Христа на елке», что вызвало у Марии Фе-доровны слезы (такая эмоциональная реакция могла быть связана с недавней по-терей ребенка) .
Необходимо упомянуть также и об одном из самых ярких событий для ли-тератора. 16 января 1880 года он был принят наследником престола Алексан-дром Александровичем и его женой Марией Федоровной. Эта встреча была прямым следствием тех светских раутов, на которых Федор Михайлович имел честь присутствовать.
Другим моментом, обусловившим эту встречу, был взятый курс Достоев-ского на провозглашение истинно монархических, «панславянских» ценностей. Теперь он считал своим долгом реагировать на ключевые события внешней и внутренней политики, и к его рефлексии, выплеснувшейся на страницы «Днев-ника», прислушивались многие. И, конечно, ключевым фактором сближения писателя с императорским домом было близкое знакомство с Победоносцевым.
Именно он посоветовал предложить цесаревичу в качестве презента «Бра-тьев Карамазовых», причем для этого он предлагал литератору самолично явиться в Аничков дворец в один из приемных дней . Ответа Достоевского не сохранилось, хотя он, безусловно, существовал, ведь тем же днем датируется другое письмо, посланное Победоносцевым в дом Достоевских, в котором он говорит, чтобы тот не смущался и ждал переплета книги . За день до памятной встречи Победоносцев присылает еще одно письмо с уведомлением, чтобы 16 января литератор явился к часу дня.
Приняли его очень любезно. Достоевский вел себя естественно, не огляды-ваясь на придворный этикет. Сам факт встречи с Александром Александрови-чем говорил о многом. Для писателя, который прошел столь длинный путь ду-ховных исканий она значила много больше, чем дежурный визит. И пусть До-стоевский не получил от этой встречи никаких чинов и привилегий, а сама она даже не нашла отражения в дневниках цесаревича , он теперь мог похвастаться главным — его идеи, его стремления были услышаны, и по всей видимости, одобрены на высшем уровне.
Вслед за этой встречей, Ф.М. Достоевский, к тому времени уже признанный мастер пера, чьи своеобразные консервативные взгляды приобретают опреде-ленную форму и выражение, в честь 25-тилетия вступления на престол Алек-сандра II составляет адрес государю-императору от имени Славянского благо-творительного общества, членом которого он являлся. От лица всех членов До-стоевский высказывает неприятие нигилистических идей, распространившихся среди молодежи, декларирует основные постулаты общества. «Мы твердо испо-ведуем, что лишь в наших идеях <…> заключается правый исход всей тоски русской, всего, что стремит русскую жизнь к великой цели <…> стоим убеж-денно за самостоятельность русской мысли и национальной силы нашей» .
Декларировалось то, что всякого рода преобразования могут быть законче-ны, если только будут основаны на отношениях народа с царем, как детей с от-цом . Достоевский заключает: «слишком нужен царь-освободитель земле сво-ей, ибо далеко еще не от всех зол освобождена она» . Сохраняя верность соб-ственной выработанной философской концепции «почвеничества», Достоевский в конкретном случае становится выразителем чисто славянофильских настрое-ний и чаяний.

Пушкинская речь и последние месяцы жизни.
8 июня 1880 года на торжественном заседании Общества любителей рос-сийской словесности Достоевским была произнесена речь в честь открытия па-мятника Александру Сергеевичу Пушкину. Она произвела на слушателей неиз-гладимое впечатление. Как сообщает сам Достоевский, И.С. Аксаков сразу же заявил, что речь эта «составляет событие» . Из Старой Руссы, Достоевский со-общил Победоносцеву о том, что ему необходимо ехать в Москву на открытие памятника Пушкину . При этом он говорил о своих предчувствиях некоторых неприятностей .
Торжества готовились московской интеллигенцией, которая явно расколо-лась на две группы: славянофилы (Аксаков) и западники (Тургенев, профессора Московского университета). Достоевский сетует на то, что либерально настро-енные устроители общественно-литературного праздника боялись произнесения неких «ретроградных слов» . Далее он делится с Победоносцевым тем, что подготовил речь «как раз в самом крайнем духе моих (наших то есть, осмелюсь так выразиться) убеждений, а потому и жду, может быть, некоего поношения» .
Примечательно, что Достоевский особое ударение ставит на слово «наших». Так он, возможно, хотел показать свою близость взглядам обер-прокурора, еще раз указать на то, что тот может всецело рассчитывать на До-стоевского в том, что связано с вопросами державной идеологии. Именно в рамках официальной линии мысли императорского двора и был представлен Пушкин.
В Москве Достоевский был радушно встречен друзьями-славянофилами. Далее начались непосредственно торжества — Достоевский жаловался в пись-мах жене на нехватку времени и на то, что всем руководили либерально настроенные интеллигенты . Достоевский был польщен отношением почитате-лей, подходивших к нему в антрактах во время чтений и произносивших: «Вы наш пророк, вы сделали нас лучшими, когда мы прочли «Карамазовых» .
Апогей пришелся на 8 июня. Все сливки разномастной российской интелли-генции собрались под одной крышей, чтобы восхвалить поэта, попавшего в свое время в немилость отца нынешнего императора. В условиях нарастания соци-ально-политической напряженности празднования становились скрытым наме-ком, требовавшим свободы слова .
В тот же день Достоевский посылает супруге письмо, в котором описывает реакцию, которая последовала после произнесения речи. «… никогда ты не мо-жешь представить себе и вообразить того эффекта, какой произвела она! Что пе-тербургские успехи мои! Ничто, нуль по сравнению с этим!» . Он с восторгом говорит о той тотальной истерии, которую вызвала его речь: незнакомые люди плакали, рыдали, обнимали друг друга и «клялись друг другу быть лучше, не ненавидеть впредь друг друга, а любить» .
Выступление стало своеобразным провозглашением манифеста его соб-ственного политико-философского направления — почвенничества. Речь со-держала не только анализ ключевых периодов творчества «солнца русской поэ-зии», но и морализаторства, так свойственного позднему Достоевскому. Он представил Пушкина, как символ своей собственной идеи мессианства, возвы-шенной идеи «народа», которая нашла горячий отклик в сердцах слушателей .
Вспоминая о влиянии петровских преобразований, писатель утверждал, что разделение на славянофилов и западников является «одним только великим у нас недоразумением, хотя исторически и необходимым» ; и заявляет, что «стать настоящим русским, стать вполне русским, может быть, и значит только <…> стать братом всех людей» . В той же части речи он говорит о мессианской задаче России, как спасительницы европейских народов: «стать настоящим рус-ским и будет значить: стремиться внести примирение в европейские противоре-чия уже окончательно, указать исход европейской тоске в своей русской душе, всечеловеческой и всеобъединяющей» .
И до этого Достоевский примерял на себя роль «политического обозрева-теля». В «Дневнике писателя» за ноябрь 1877 года Достоевский публикует ста-тью, где в свойственной ему публицистической манере разбирает Русско-турецкую войну 1877-78 годов. Его волновал вопрос о дальнейшей судьбе Кон-стантинополя. Выражая свою позицию по статусу Константинополя, он заявля-ет, что город «должен быть наш, завоеван нами, русскими, у турок и остаться нашим навеки». Достоевский в этом вопросе встает на государственно-охранительные позиции, весьма резко полемизируя с либеральной обществен-ностью. В его заявлениях гордость за Отчизну перерастает в некое чувство пре-восходства.
Речь от 8 июня 1880 года стала очередным провозглашением тех взглядов, которые проводил Достоевский в своих публицистических сочинениях, в ней он еще раз утвердил идею «миссии» русского человека, русского народа. Эту речь можно считать завершением многолетней эволюции взглядов, которую испыты-вал Федор Михайлович. Забегая вперед, стоит отметить, что лейтмотив, как ре-чи, так и отдельных статей «Дневника писателя» удивительно созвучен тем настроениям, которые появятся в период правления Александра III. Литератор «вменяет себе в задание привести отвлеченную мысль на службу царизму и укрепить его влияние своим авторитетным словом авторитетного писателя» .
Пушкинская речь обусловила невероятный успех нового выпуска «Дневни-ка писателя». Не забывают о Достоевском и наверху. В то же время когда Федор Михайлович произносил свою речь, при дворе проходят чтения «Бедных лю-дей» . Расположенный к писателю Константин Константинович посылает свое-му любимому двоюродному брату (Сергею Константиновичу) августовский но-мер «Дневника писателя» с перепечатанным текстом Пушкинской речи и пояс-нениями автора .
В августовском письме Победоносцеву писатель радостно сообщает, что из выпущенных 4200 экземпляров тиража было раскуплено 3000, так что он даже подумывает о переиздании . В конце Федор Михайлович просит принять «уве-рение <…> в глубокой прекрасной надежде на всю пользу, которой жду, да не я один, а все от Вашей новой прекрасной деятельности» , называет себя «при-верженцем и почитателем» Победоносцева . Под некой новой деятельностью писатель подразумевает назначение Константина Петровича обер-прокурором Святейшего Синода.
Исходя из переписки Достоевского с новым обер-прокурором в последние месяцы жизни, можно заключить, что он окончательно встал на охранительные позиции. Победоносцев рассматривался теперь не только как влиятельный по-кровитель, но более того, как единомышленник, соратник. Такое развитие ситу-ации ясно демонстрирует, что Федор Михайлович старался соотнести свои взгляды с основной линией государственной политики, представителем которой являлся Победоносцев. Именно рьяная поддержка политических взглядов кон-сервативной элиты вызвала весьма едкую критику либеральной печати, которая иронизировала по поводу пафоса Пушкинской речи .
После феерического выступления триумфатор принялся за завершение «Братьев Карамазовых», что требовало полной отдачи. В письмах 1880 года Достоевский жалуется на то, что «занят, день и ночь, как в каторжной рабо-те!» , жалуется на пошатнувшееся здоровье.
После тяжелого разговора с сестрой о наследстве тетки обострилась старая болезнь — у писателя пошла кровь горлом и уже на следующий день, 28 января 1881 года, он скончался.
О влиянии Достоевского на общественно-политическую жизнь того време-ни, можно судить по письму, написанному Победоносцевым цесаревичу на сле-дующий день после кончины писателя. В нем он просит наследника дать ход ходатайству за семью Достоевского, оставленную без средств к существованию, перед императором, поскольку тот «знал и ценил» покойного «по сочинени-ям» .
Но более важно то, как характеризует Победоносцев влияние Достоевско-го. Сановник называет кончину Достоевского «большой утратой для России» . Он выделяет его среди литераторов, как одного из крупнейших проводников идеалов «веры, народности, любви к отечеству», к мнению которого прислуши-валась молодежь . Победоносцев сетует на то, что теперь некому заменить пи-сателя» . 1 февраля 1881 года Победоносцев направляет цесаревичу сообще-ние о проведении похорон великого романиста и прилагает к письму, посмерт-ный номер «Дневника писателя» .
Смерть Достоевского нашла отклик и в переписке высшего света: писалось, об «общей потере» . О прощальной церемонии говорилось, что до того вре-мени «не было еще на Руси таких похорон» . Такая забота о похоронах была связана с желанием русского абсолютизма выглядеть просвещенным . На од-ной из панихид присутствовал великий князь Дмитрий Константинович , а Константин Константинович, находясь в дальнем плавании счел своим долгом написать письмо с соболезнованиями вдове писателя, в котором он признался, что «был поражен горестным известием», а также, что горе ее «разделяется и оплакивается» всеми соотечественниками .
Сам он затем не раз отмечал то влияние, которое на него оказало знаком-ство с Федором Михайловичем. К примеру, через полгода после смерти кумира он напишет А.Е. Комаровской: «Чем далее в жизнь, тем более я замечаю, сколь-ко добра и пользы принес мне Достоевский, и поклоняюсь ему, как своему учи-телю» . Мы смеем предположить, что Константин Константинович имеет здесь ввиду не столько личное знакомство с писателем (оно не было долгим), а зна-комство с его трудами.

Заключение
Довольно близкие взаимоотношения с семьей правящего монарха служили финальной ступенью в закреплении Достоевского, как одного из апологетов традиционной монархической мысли. Сам Достоевский, называл свою социаль-но-религиозную концепцию «почвеничество», но, по своей сути она не являлась чем-то уникальным, представляя собой выражение традиционных ценностей патриархальной России.
К тому времени литератор поистине стал «властителем дум», оказывая ко-лоссальное влияние на общественную жизнь своего времени и, в частности, на молодое поколение, в котором зрели ростки противодействия политике прави-тельства.
Достоевский не лукавил, когда выражал свое почтение императору и чле-нам его семьи, не использовал высокое знакомство в личных целях. Несмотря на то, что в молодом возрасте он придерживался идей фурьеризма, и утопизма, позже он начал мыслить совершенно в другой плоскости, что было его соб-ственным выбором, собственной гражданской позицией, к которой он пришел, познав тяжелый опыт каторги. Там сформировалось его консервативное созна-ние, которое затем трансформировалось в довольно сложную философскую концепцию.
Весьма близкие отношения с императорской фамилией и правительствен-ными кругами 1870-1880 годов были логичным этапом его жизни. Хотя стоит предположить, что все же знакомство с творениями писателя повлияли на чле-нов царской семьи гораздо больше, чем непосредственно встречи с ним. Обита-тели мраморного дворца высоко ценили как труды Достоевского, так и его роль в тогдашней общественно-политической жизни. Они, наряду с Победоносцевым, небезосновательно полагали, что Достоевский сможет выступить проводником ключевых идей российской монархии, ее столпов, сформулированных еще С.С. Уваровым: православия, самодержавия и народности. Эти идеи Федор Ми-хайлович с завидной регулярностью продвигал в своем «Дневнике писателя», а также, участвуя в общественной жизни, будь это спор по наболевшим вопросам внутренней и внешней политики или же речь на открытии памятника А.С. Пушкину. Империи нужен был громогласный рупор и на какое-то время им стал Достоевский.
Для одного из главных идеологов нового курса России высшей ступенью должна была быть встреча с самим государем-императором, однако, этому не суждено было случиться. Александр II ненадолго пережил Достоевского, кото-рый чтил правящего императора, ему было уготовано погибнуть от рук терро-ристов, которых описывал в своих работах писатель.
В заключение можно сказать, что Достоевский через свои статьи, проник-нутые духом реакции и патриотизма, повлиял на наследника престола, Алек-сандра III, а идея «почвенничества» отчасти была реализована политическими мерами нового императора.
Список использованных источников и литературы:
1. Волгин И.Л. Колеблясь над бездной. М., 1998.
2. Гроссман Л.П. Достоевский и правительственные круги 1870-х годов. // Литературное наследство, вып. 15. М., 1934.
3. Два письма к К.К. Романову и рассказ о казни Млодецкого // Литератур-ное наследство Т. 86. Ф.М. Достоевский. Новые материалы и исследова-ния. М., 1973.
4. Мочульский К.В. Достоевский. Жизнь и творчество. Париж, 1980.
5. Письма Победоносцева Александру III. М., 1925 Т. I.
6. Сараскина Л.И. Достоевский М., 2010.
7. Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., 1970-1992. Т. II.
8. Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., 1970-1992. Т. XXIX (I).
9. Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., 1970-1992. Т. XXIX (II).
10. Ф.М. Достоевский. Полное собрание сочинений в 30-ти томах. М., 1970-1992. Т. XXX (I).
11. Frank J. Dostoevsky, A Writer in His Time. Princeton, 2010.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top