М.В. Ореховская

 

Развитие мировой истории не было линейным. На каждом этапе были со-бытия и периоды, которые можно было бы назвать «переломными точками». Они изменили геополитику и мировоззрение людей. А также все эти события позволили нам извлечь урок.
В истории России было много событий, которые так или иначе можно назвать решающими. Однако за всю свою долгую историю Россия прошла три поворотных момента. Мы поговорим о них.
1. Крещение Руси.
Соседние государства Киевской Руси исповедовали религию, основой ко-торой был монотеизм, то есть вера в единого Бога. Христианство преобладало в Византии, иудаизм господствовал в Хазарии, а ислам доминировал в Волжской Булгарии. Однако наиболее тесные связи существовали между Русью и христи-анской Византией. В «Повести временных лет» говорится, что в 986 году пред-ставители всех трех этих стран появились в Киеве, предложив Владимиру при-нять их веру. Принц отверг Ислам, потому что считал слишком обременитель-ным воздерживаться от вина и иудаизма - потому что исповедавшие его евреи потеряли свое государство и были разбросаны по всей земле. Он отверг принца и предложение пойти на веру, внесенное посланниками папы. Но самое сильное впечатление на него произвел православный греческий проповедник, который в заключение своего разговора показал ему картину Страшного Суда. По совету бояр Владимир послал десять мудрых мужей попробовать на месте, чья вера лучше. Когда эти русские послы прибыли в Константинополь, великолепие Со-фийской церкви, гармоничное пение придворных певчих и торжественность патриаршего богослужения глубоко тронули их: «Мы не знали, - сказали они потом Владимиру, - о земля, на которой мы стояли или на небесах ». И бояре сразу же отметили его: «Если бы греческая вера была не лучше других, ваша бабка Ольга, мудрейший из людей, не приняла бы».
Владимир решил креститься, но не хотел подчинять Русь грекам. Поэтому вскоре после возвращения послов Владимир пошел на войну против греков и захватил Херсонес. Отсюда он послал послов в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием руки их сестры, принцессы Анны. Они ответили ему, что принцесса может быть женой только христианина. Затем Вла-димир объявил, что хочет принять христианскую веру. Но до того, как невеста прибыла в Херсонес, Владимир был поражен слепотой.
В этом состоянии, как и апостол Павел, он знал свою духовную слабость и готовился к великой тайне перерождения. Принцесса, прибывшая в Херсонес, посоветовала ему спешить с крещением. Владимир был крещен (988) и был назван Василием. Уходя от шрифта, он увидел духовные и телесные глаза и вос-кликнул в изобилии радости: «Теперь я познал истинного Бога!»
Вернувшись в Киев в сопровождении корсуньских и греческих священни-ков, Владимир, прежде всего, предложил крестить своих двенадцати сыновей, и они были крещены в одном источнике, известном в Киеве как Крещатик. Вслед за ними крестились многие бояре. Тем временем Владимир начал истреблять кумиров, и главный кумир Перуна был привязан к конскому хвосту, с упреком, соблазненным с горы и брошенным в Днепр. За свержением идолов последова-ло провозглашение народа проповедью Евангелия. Христианские священники собирали людей и наставляли их в святую веру. Наконец, Святой Владимир объявил в Киеве, что все жители, богатые и несчастные, приходят в реку в опре-деленный день для крещения. Киевляне спешили исполнить волю князя, утвер-ждая: «Если бы новая вера не была лучше, князь и бояре не приняли бы ее».
В назначенный день киевляне собрались на берегу Днепра. Владимир сам пришел сюда с христианскими священниками. Все жители Киева вошли в реку, некоторые вдоль шеи, некоторые вдоль груди; взрослые держали детей на ру-ках; священники на берегу читали молитвы, а святой Владимир, исполненный восторга, молился Богу и доверил Себя себе и своему народу. После Киева Вла-димиру пришлось крестить Новгород. Эта задача имела большое государствен-ное значение, поскольку Новгород был вторым центром восточных славян, кон-курирующим с Киевом и постоянно проявляющим сепаратистские тенденции. Незадолго до крещения Владимир поручил своему дяде Добрыне основать культ Перуна в Новгороде, который следовал той же линии политического и идеологического подчинения Новгорода Киеву. Христианизация Новгорода бы-ла даже более сложной, чем его «воссоединение»; это было решено давно и со значительными трудностями. С новым деликатным заданием Владимир снова отправил своего дядю Добрыню в Новгород вместе с епископом Иоанном. Нов-городцы в Палате решили не допускать в город ни Доб-марша, ни епископа Иоанна и организовали вооруженное сопротивление, заявив: «Мы бы лучше умерли, одни и те же боги не дадут нам упрек». Уличные бои продолжались до тех пор, пока киевляне не подожгли районы, в которых проживало большинство повстанцев. Они бросились тушить свои дома, и это позволило стражам Добры-ни взять верх. Деревянные боги были сожжены, а камень брошен в Волхов. Всем новгородцам было приказано креститься, а тех, кто уклонился, силой вы-тащили к реке. Память о насильственном крещении Новгорода сохранилась в пословице: «Неси крест с мечом, а Добрыня с огнем». В течение одиннадцатого века акты сопротивления людей христианизации имели место в различных точ-ках Киевской Руси. Сопротивление христианизации на севере государства было сильнее и жестче, чем на юге, потому что север был больше для Новгорода, чем для Киева. В 1024 году, как свидетельствует «Повесть временных лет», в Суз-дале вспыхнуло восстание. В 1071 году в Новгороде произошло крупное вос-стание. Через 80 лет после того, как Добрыня крестила Новгород, они не чув-ствовали симпатии к христианству и все встали на сторону апологета старой, языческой веры! Особый интерес представляет хроническое повествование о движении двух магов на Волге и Шексне. В условиях очередной голодовки они обвинили «лучших жен», то есть представителей самых процветающих домов, в том, что они прятали продукты питания и предметы первой необходимости в своем собственном теле - очевидно, волшебным образом. В сопровождении трехсот человек, присоединившихся к ним, они двигались по разным рекам и, останавливаясь в населенных пунктах, ремонтировали двор и расправлялись с женщинами, «говоря, что этот незнакомец скрывается, а этот - мед, а этот - ры-ба, а этот - мех." Многие женщины были убиты без сопротивления своих род-ственников, а имущество казненных, по свидетельству летописцев, было при-своено волхвами. Вслед за Киевом христианство постепенно пришло и в другие города Киевской Руси: Чернигов, Новгород, Ростов, Владимир-Волынский, По-лоцк, Туров, Тмутаракань, где создаются иерархии. При князе Владимире по-давляющее большинство русского населения приняло христианскую веру, и Ки-евская Русь стала христианской страной. Введение христианства в Киевской Ру-си как государственной религии было вполне естественным явлением и не могло вызвать серьезных осложнений, хотя в некоторых местах (Новгород, Муром, Ростов) это было невозможно без открытой борьбы, начатой лидерами языче-ства - волхвы.
Из Новгорода митрополит Михаил в сопровождении четырех епископов и Добрыни прибыл в Ростов и крестил многих здесь, рукоположил предваритель-ные свитера и воздвиг храм. Однако язычество долгое время проводилось в Ро-стове, поэтому первые два епископа Ростова, святые Феодор и Иларион, после многих усилий в борьбе с язычеством, были вынуждены покинуть свою кафед-ру. Для искоренения язычества и утверждения святой веры здесь усердно тру-дились святые епископы Леонтий и Исаия и преподобный Амвросий, архиманд-рит основанного им ростовского монастыря.
В 992 году святая вера была заложена в Суздальском крае. Вот куда при-шел святой князь Владимир с двумя епископами. Суздальцы охотно крестились.
Дети святого Владимира, которому он распределял районы, позаботились о распространении и утверждении христианства на подконтрольных ему терри-ториях. Так в Х веке, кроме Киева, Новгорода, Ростова и Суздаля, святая вера была насаждена в городах Муром, Полоцк, Владимир Волынский, Смоленск, Псков, Луцк, Тмутаракань и на земле древлян. Впоследствии в стране Вятичей (позднее Курская, Орловская, Тульская и Калужская губернии) монах Кукша, монах Печерского монастыря, страдавший мученической смертью от язычни-ков, усердно трудился для проповеди Евангелия.
Вообще, христианская вера сначала распространялась в основном по Кие-ву и по великому водному пути от Киева до Новгорода. Из Новгорода он рас-пространился по волжскому маршруту. Под влиянием православной веры сла-вянские племена стали объединяться в одно государство.
Успешному распространению веры Христа среди русского народа способ-ствовало, в частности, тот факт, что она распространялась в основном мирными средствами - проповедью, убеждением (а не огнем и мечом, как это часто дела-ли римские католики) и, более того, благодаря работам святых Кирилла и Ме-фодия, родного славянского языка.
Из русской православной веры Христос проник в среду иностранцев, ко-торые жили по соседству и на окраинах России. Так, в X-XIII веках некоторые финские племена (ижора и корела), чуди, химы и ремиты, иностранцы из Воло-годской области и т. Д. Стали получать крещение. Они были на берегах Волги и Оки в начале 13 века. Нижний Новгород как крепкий оплот православия среди иностранцев Поволжья и центральной России.
На западе России распространение православной веры встретило еще одно сильное влияние со стороны римско-католической церкви. В Финляндии пропо-ведовали латинские миссионеры из Швеции. Православие сначала утвердилось на юге Финского залива, но позже сюда проникли латинские миссионеры из Да-нии. В конце XII века в Ливонии был основан Латинский орден Меченосцев, ко-торый противодействовал как русскому влиянию, так и успехам Православия. В Литве православная вера начала распространяться в XII веке из соседних рус-ских поселений. В XIII веке, когда литовские князья захватили русские города Новогрудок, Слоним, Брест), некоторые из них были крещены.
Кончина мученика трех придворных дворян литовского князя Ольгерда (сына Гедимина, основателя литовского княжества), а именно святого Антония, Иоанна и Евстафия, способствовала, в частности, успехам святой веры в XIV веке. Но в конце того же столетия Литва и подчиненная ей православная Запад-ная Русь были объединены с католической Польшей. После этого большие уси-лия пап направлены, во-первых, на то, чтобы отделить юго-западные епархии от единой русской церкви, а во-вторых, ввести здесь так называемый литовский союз.
Сама дата крещения Киева остается спорной. Историки называют разные годы. Тем не менее принятие христианства Россией традиционно восходит к 988 году (это дата крещения Владимира). В течение значительного времени, пре-одолевая серьезное сопротивление, происходила христианизация огромного ки-евского государства. Большинство жителей Киевской Руси были крещены во времена владимирского правления, но там было много язычников. Некоторые из новообращенных вернулись в языческие обряды сразу же после отъезда княже-ских рати из своей местности. Особенно долго держится в дебрях северо-востока. Ростовско-Суздальские и Муромские земли были обращены в христи-анство только в середине XI века, и к концу века в них окончательно установи-лась новая вера. Следующим было распространение новой веры на периферию государства. Естественными каналами его распространения были водные пути - вдоль Днепра и Волхова и их притоков. Христианизация неславянских племен и народностей, населявших киевское княжество, финно-угорские и тюркские пле-мена, вызвала особые трудности. В конце концов, в дополнение к географиче-ским и этническим факторам, были также признаки социальной принадлежно-сти. Формально, возможно, простые люди в Киеве, под страхом наказания со стороны князя и его свиты, были крещены сразу, по сути, заинтересованы в хри-стианизации именно той знати, которая многого приобрела в результате такого политического и идеологического переворота с чем было связано установление христианства на Руси. Что касается социальных низших классов, христианство покорили их постепенно, иногда подавляя их упорное сопротивление, которое было основано на не только и даже не религиозными факторами, но и о причи-нах социально-политического характера и порядка. Равноапостольный князь Владимир заботился о просвещении своего народа. Согласно свидетельским по-казаниям летописи (до 988 года) он приказал «собрать детей из лучших людей и дать им книжное образование». Преемником Апостольской миссии святого кня-зя Владимира был его сын, великий князь киевский Ярослав Мудрый (1019-1054). Для подготовки духовенства Ярослав Мудрый в 1030 году открыл в Нов-городе школу, в которой учились 300 детей. Есть основания предполагать, что такие школы существовали в других епископских отделах, и прежде всего в са-мом Киеве. Предметом особой заботы Ярослава Мудрого был перевод новой литературы и умножение книг путем создания списков существующих рукопи-сей. Сам Ярослав Мудрый, согласно летописи (до 1037 г.), «любил книги, читая их часто днем и ночью. И он собрал много книжников, и они перевели с грече-ского на славянский. И они написали много книг, они также учат верующих наслаждаться учение о божественном ... "Ярослав, как мы уже говорили, любил книги и, написав многие из них, поместил их в церковь Святой Софии, которую он создал сам", то есть он основал первую библиотеку в России. Благодаря кни-гам второе поколение русских христиан получило возможность более глубоко изучать христианские истины в книге «Высокий уровень развития просвещения в Киевской Руси при Ярославе Мудром», о чем свидетельствует «Слово Закона и Благодати» митрополита Иллариона, посвященный религиозно-философскому осмыслению события Крещения Руси и написанному, для насыщенной книжной грамотности».
Говоря о значении христианской просветительской деятельности святых Владимира и Ярослава Мудрых, давайте вспомним образную характеристику, которую нам дает летописец (до 1037 г.): «Как если бы один пахал землю, дру-гой сеял бы, а другие будет пожинать и есть пищу, которая никогда не спит, - вот так. Его отец пахал и смягчал владимирскую землю, то есть он просвещал крещением. Это также сеял сердца верующих книжными словами, и мы пожина-ем, получая книгу учение ». Со страниц летописи звучит похвала книге просве-щения. «Велика польза от преподавания книги; книги наставлены и проинструк-тированы на пути покаяния, потому что из слов книги мы получаем мудрость и воздержание. Это реки, которые наполняют вселенную, они являются источни-ками мудрости; в книгах есть неизмеримая глубина, мы опечаливаем их печа-лью, они - уздечка умеренности ... Если вы усердно смотрите в книги мудрости, вы найдете большую пользу для своей души, потому что те, кто часто читает книги, говорят с Бог или святые люди, те, кто читает пророческие разговоры, а также Евангелие и Апостольское учение и жизнь святых отцов учат душе вели-кое благо ».
В конце XI - начале XII века христианство окончательно утвердилось в Ростове-Суздальском крае благодаря миссионерским трудам епископов св. Леонтия и Исани, в Муром-Рязани, из которых князь Константин (Ярослав ) Святославович (1096-1129) был баптистом среди славянских племен вятичей и радимичей, который стал частью древнерусского государства в конце 11-го века и обратился к Богу монахом Кукшей, монахом киевского Печерский монастырь.
С крещением Киевской Руси ее государственные и культурные связи не только с Византией, но и с балканскими и другими европейскими странами рас-ширились и углубились. Вступив в брак с греческой принцессой Анной, князь Владимир вступил в брак с немецким императором Оттоном II, который ранее женился (в 971 году) на сестре Анны Феофании. Летописец отмечает (до 996 года): Святой Владимир «жил в мире с соседними князьями - с Болеславом Польским, с Стефаном Венгрием и с Андриком Чешским. И между ними был мир и любовь». После крещения Россия заняла новое, высокое место в сложной иерархии государств, которую представлял средневековый мир. Совершенно новым и более широким образом преимущества византийской христианской культуры проникают и все глубже проникают в жизнь христианской России. Вечные основы европейской культуры, те древние - римские и эллинские - нача-ла, чьим покровителем был Византия, открыты для Руси вместе с православием, воспринимаемым из Византии. Вместе с ним Россия воспринимает из Византии основополагающие принципы богословской и философской мысли, первые эле-менты образования, литературы и искусства, основные правовые нормы и поли-тические идеалы. Вот начало процесса, который, подняв Россию, подготовил ее к принятию великого христианского наследия, а затем, после падения старой империи, поставил Московское царство во главе православного мира.
Что дало нам крещение Руси? Основным элементом любой культуры, не-сущей принципы духовности, является религия. Религия - это не просто много-вековые ритуалы и вера в сверхъестественное. Это образ жизни человека, его система идей и убеждений, согласно которой он живет в этом мире. В 988 году произошло крещение Киевской Руси. Государство отказалось от язычества и приняло христианство. В результате принятия новой веры все народы и племена России объединились в единую систему духовно-нравственных принципов. С тех пор церковь стала центром общественной жизни. Киевская Русь вошла в ев-ропейский христианский мир.
2. Октябрь 1917 года – октябрьская революция.
1917 год стал переломным для истории России. В 1913 году вся Россий-ская империя отмечала столетие правления Романовых. А через четыре года государство с монархической формой правления стало республикой. Революция - поворотный момент в обществе. Сегодня нельзя сказать, что Октябрьская ре-волюция, в результате которой пришли тоталитаризм и социализм, была ошиб-кой. Отдельные люди или группы людей могут ошибаться, но в этом случае са-ма страна выбрала свой путь, и это скорее трагический период в нашей истории.
7 ноября 1917 г. установление Советской власти в России и образование Союза Советских Социалистических Республик началось с вооруженного вос-стания в Петрограде и Москве.
Октябрьская революция, большевистская революция, третья русская ре-волюция в СССР носила официальное название - Великая Октябрьская социали-стическая революция. Его юбилеи отмечались 7 ноября, в день, когда началась революция под руководством Коммунистической партии, ее прежнее название - Российская социал-демократическая рабочая партия (большевиков) во главе с Владимиром Ульяновым-Лениным.
Почти 70 лет эта красная дата советского календаря была главным празд-ником государства, объединившего 15 союзных республик: Российская СФСР, Украинская ССР, Белорусская ССР, Узбекская ССР, Казахская ССР, Грузинская ССР, Азербайджанская ССР, Литовская ССР, Молдавская ССР, Латвийская ССР, Киргизская ССР, Таджикская ССР, Армянская ССР, Туркменская ССР, Эстон-ская ССР. В таком порядке они перечислялись согласно Конституции СССР 1977 года.
Великая Октябрьская социалистическая революция была названа процес-сом установления советской власти в России с октября 1917 года по март 1918 года. В 1918 году был назначен праздник - дата нового григорианского календа-ря. Но в 1917 году этот день, по старому стилю, все-таки пришелся на конец ок-тября, поэтому слово «октябрь» осталось во имя революции и праздника.
С 1927 года два дня были праздничными - 7 и 8 ноября. С 1992 года, ко-гда СССР прекратил свое существование, в России годовщину Октябрьской ре-волюции отмечали только 7 ноября, все более и более вяло, а в 2005 и ноябре 7 стало рабочим днем. В СССР 7 ноября прошли демонстрации во всех городах страны, главная из которых была на Красной площади в Москве, которая транс-лировалась по телевидению. В этот день красные флаги были вывешены на зда-ниях государственных учреждений и на жилых зданиях. Песни революционной борьбы звучали из домашних радиостанций и уличных динамиков. На демон-страции несут знамена с советскими лозунгами, портреты Ленина, красные зна-мена.
По мнению большевиков, рабочий класс России в союзе с самым бедным крестьянством под руководством Коммунистической партии совершил перево-рот в октябре 1917 года. Поэтому постреволюционный режим был назван дик-татурой пролетариата, назвав его триумфом Марксизм-ленинизм и новая эра в истории человечества - переход от капитализма к социализму и коммунизму, которые они намеревались построить наиболее отдаленными к 2000 году.
Однако общее количество городских и деревенских пролетариев к 1917 году составляло всего 10% населения России. Идеолог революции Владимир Ленин объяснил: пролетариат, экономически и политически, выражает реальные интересы подавляющего большинства трудящихся при капитализме. В период диктатуры пролетариата происходила агрессивная ликвидация русской элиты: дворянства, купцов, офицеров, профессоров, студентов, курсантов и зажиточно-го крестьянства.
Чтобы свергнуть действующее правительство, к началу октябрьского вос-стания было подведено более 150 тысяч революционных солдат петроградского гарнизона, 80 тысяч революционных матросов Балтийского флота - 700 против 700 боевых и вспомогательных кораблей. Но боевые действия 25 октября (7 но-ября) не состоялись: отряды красногвардейцев и моряков Балтийского флота взяли под контроль ключевые объекты без единого выстрела.
Советская пропаганда рассказала о штурме Зимнего дворца, резиденции Временного правительства, 26 октября (8 ноября) как о главном событии пере-ворота. Но не было никакого нападения; захват дворца и арест министров Вре-менного правительства также происходили практически без военных действий, под угрозой таковых. Победить было некому: к вечеру 25 октября артиллери-сты, казаки и почти весь юнкер уже покинули Зимний дворец. Броневики Вре-менного правительства были вывезены с площади Зимнего дворца из-за нехват-ки бензина. На момент захвата Зимнего дворца защитников насчитывалось око-ло 135 женщин-перкуссионисток женского батальона смерти, несколько юнке-ров и 40 инвалидов-георгиевцев под командованием капитана на протезах. Ми-нистры Временного правительства арестованы.
События трех дней смены власти были следующими:
1. Утром 24 октября (6 ноября) по распоряжению Временного правитель-ства курсанты захватили типографию большевистской газеты «Рабочий путь» - будущей «Правды». Был приказ арестовать членов Военно-революционного комитета и захватить их штаб-квартиру - Смольный дворец. Но солдаты литов-ского полка и саперного батальона изгнали юнкеров и возобновили печатание газеты.
2. Красногвардейские отряды, солдаты и моряки были вызваны в Смоль-ный дворец, орудия, пулеметы и бронемашины были установлены возле дворца. Ведь делегаты 2-го Всероссийского съезда Советов уже прибыли туда.
3. Днем 24 октября (6 ноября) курсанты должны были построить мосты через Неву, чтобы отрезать рабочие зоны от центра. Но все мосты удалось взять под охрану красногвардейцев.
4. К вечеру 24 октября (6 ноября) солдаты Кексгольмского полка заняли Центральный телеграф, солдаты Измайловского полка - Балтийский вокзал, а матросы - Петроградское телеграфное агентство. Большевики блокировали Пав-ловское, Константиновское, Николаевское, Владимирское юнкерские училища. Из Кронштадта и Центробалта подтянулись боевые корабли с десантом.
5. В тот же вечер Владимир Ульянов-Ленин приехал в Смольный. Он ру-ководил дальнейшими действиями: в 1 час 25 мин. ночи на 25 октября (7 нояб-ря) силы большевиков - красногвардейцы Выборгского района, солдаты Кекс-гольмского полка и матросы - заняли Главный почтамт. В 2 часа ночи револю-ционеры заняли Николаевский вокзал (сейчас - Московский), Центральную электростанцию.
6. Ранним утром 25 октября (7 ноября) моряки заняли Государственный банк, а солдаты - Центральную телефонную станцию. В 8 часов красногвардей-цы Московского и Нарвского районов заняли Варшавский вокзал. Крейсер "Ав-рора" встал на якорь у Николаевского моста (сейчас - мост лейтенанта Шмидта), а судно "Амур" — около Адмиралтейской набережной.
7. 25 октября (7 ноября) Ленин опубликовал воззвание "К гражданам Рос-сии!", где сообщал, что Временное правительство низложено, государственная власть перешла в руки органа Петроградского Совета рабочих и солдатских де-путатов — Военно-революционного комитета (ВРК). Это не соответствовало действительности, Временное правительств еще действовало. Из этого воззва-ния знаменитая фраза: "Да здравствует революция рабочих, солдат и крестьян!"
8. Одновременно с этими событиями в Москве революционеры взяли под контроль все важные стратегические объекты Москвы: арсенал, Госбанк, теле-граф и т. Д. Но через три дня бывшая власть вернулась на поле битвы и переда-ла власть шести дням. потом.
9. В день 25 октября (7 ноября) революционеры заняли Мариинский дво-рец в Петрограде и распустили находящийся в нем предпарламент. Они также заняли Военный порт и Главное Адмиралтейство, где был арестован военно-морской штаб. В 2:35 утра началось экстренное заседание Петроградского Со-вета, на котором Ленин докладывал о завоеваниях и - преждевременно - о за-хвате власти.
10. Около 18:00 25 октября (7 ноября) революционные части начали дви-жение к Зимнему дворцу. В 21 час 40 минут гремел выстрел из орудия крейсера Аврора - сигнал к атаке на Зиму. Было от 600 до 1000 человек, некоторые из ко-торых хотели уйти после пулеметного огня из Зимнего над их головами; Комис-сары агитировали людей оставаться в поле.
11. Тем временем в Смольном открылся Второй Всероссийский съезд Со-ветов рабочих и солдатских депутатов. Он собрал 649 делегатов, 390 из кото-рых были большевиками. Съезд провозгласил передачу всей власти Советам.
12. Однако они не спешат брать Винтер. Либо не было энтузиазма по по-воду «штурма», либо объяснения в версии 200 офицеров-рейнджеров, которые ждали их из Финляндии. Предположительно, им командовал донской казачий генерал Черемисов, большевик, непосредственно подчиненный Ленину. Они, как спецназ, вошли в Зиму, и их собственные разведчики, которые были во дворце утром 25 октября, провели их к министрам. Рейнджер предоставил представление, и Владимир Антонов-Овсеенко, один из лидеров переворота, арестовал министров. Так или иначе, Винтер был взят в 2 часа ночи 26 октября (8 ноября), Временное правительство арестовано.
13. Во время захвата Зимнего дворца погибло 6 человек, но случайно: ре-волюционные солдаты из Павловского полка взорвали, не понимая незнакомого устройства ручной гранаты. Сдавшиеся офицеры, курсанты и «террористы-смертники» были разоружены и освобождены. Информация об изнасиловании и расстреле защитников Зимы не была подтверждена ни историками, ни очевид-цами. Но грабежи и грабежи после взятия Зимы были огромными, они разграби-ли все, включая огромную коллекцию ценных вин, которая вызвала много пья-ных людей на улицах.
14. 26 октября (8 ноября) Съезд Советов принял два постановления. Указ о мире: новое правительство - советское правительство - предложило всем во-юющим странам немедленно начать переговоры. Планировалось убедить про-тивников заключить демократический мир без аннексий и компенсаций. Указ о земле, в соответствии с которым помещичьи имения, особые, монастырские, церковные земли с их жилым и мертвым инвентарем и усадебные постройки пе-редавались крестьянам без выкупа. Право частной собственности на землю было отменено, оно стало государственной собственностью.
15. На том же съезде был избран Центральный исполнительный комитет и создан Совет народных комиссаров - первое советское правительство. Его воз-главил Владимир Ульянов-Ленин. Новое правительство немедленно начало устанавливать диктатуру пролетариата.
Какой урок мы извлекли из этого события?
1. Гражданская война - тяжелый расчет общества за неспособность найти компромисс для раскола.
2. Необходимо сохранить единство нации, предотвратить раскол и кон-фронтацию. Если нам удастся избежать этого, то есть все основания с оптимиз-мом смотреть в будущее. Ведь тогда общество распалось - и эти подразделения начали воевать друг с другом. Трагедия гражданской войны ужасна - в ней мы потеряли больше людей, чем в Первой мировой войне.
Далее еще более значимое событие.
3. 1991 год – распад Светского Союза.
19 августа 1991 года распад Советского Союза. На территории бывшего Советского Союза было образовано 15 независимых государств. Это событие является одним из самых значительных за последние 100 лет.
В 1991 году распад Советского Союза был завершен. Существуют две принципиально разные точки зрения на причины развала СССР. Сторонники первого из них считают, что распад СССР был неизбежным следствием демо-кратических перемен, а некоторые даже утверждают, что распад СССР был неизбежен.
Представители другой точки зрения утверждают, что распад СССР был искусственно организован и не был неизбежным. Мы приводим здесь аргументы в защиту второй точки зрения.
Распад СССР окружен целым рядом мифов, некоторые из которых я по-пытаюсь рассмотреть.
Миф о первом Советском Союзе был империей, и все империи рано или поздно распадаются. Это, очевидно, неправильно: СССР не был империей. Лю-бая империя отличается тем, что имеет четкую структуру. Существует основная территория (мегаполис) и подчиненные территории (колонии). Граждане мега-полиса и колоний сильно различаются по своим правам. Таким образом, граж-дане колоний не участвуют в выборах в органы власти всей империи и не участ-вуют в управлении империей. Трудно представить, что индус или австралиец может стать премьер-министром или, по крайней мере, просто министром в правительстве Великобритании. Но в СССР грузины Сталин правил Советским Союзом тридцать лет, чеченец Дудаев был генералом Советской Армии, а азер-байджанец Алиев был членом Политбюро. Ни индусы, ни австралийцы на са-мом деле не имели возможности занимать какие-либо важные посты в Британ-ской империи. Все посты в Британской империи были заняты иммигрантами с Британских островов. В Советском Союзе такое разделение на мегаполис и ко-лонию не было ни юридическим, ни юридическим. Граждане всех национально-стей в СССР имели примерно равные права, и в руководстве страны было пред-ставлено очень много национальностей.
Второй миф Распад СССР был неизбежен из-за экономических трудно-стей. Если так, то почему Соединенные Штаты не развалились во время Великой депрессии, а Китайская Народная Республика во время культурной революции? Экономические трудности ослабляют государство и усиливают влияние других факторов, способствующих распаду государства, но они не вызывают распад страны.
Третий миф о республике СССР был насильно втянут в «концлагерь» и скрылся при первой же возможности. И почему тогда не распался РСФСР, так-же состоящий из республик. И потом, даже если республики были принуди-тельно изгнаны в концлагерь, во время распада СССР это были совершенно дру-гие республики, чем при создании СССР.
Но факт остается фактом: Советский Союз распался. И если это так, то есть причины для его распада.
Давайте спросим себя: откуда взялись эти мифы и почему они очень ак-тивно сплетничали в прессе до распада страны и спустя некоторое время после распада, несмотря на то, что они мифы? Обращаем внимание на тот факт, что в подавляющем большинстве случаев все эти мифы были связаны с Советским Союзом, а не с Россией, хотя и СССР, и РСФСР состояли из республик, имели одинаковые экономические трудности и существовали в в то же время, на той же территории. Такое положение вещей говорит о том, что распад СССР не был естественным процессом и был инициирован искусственно.
Процесс распада СССР мог быть инициирован либо изнутри, либо извне, либо и тем, и другим. Прежде чем мы начнем анализировать существующие факты, давайте мысленно поставим себя на место лидеров США. На протяжении многих лет на протяжении всей холодной войны в США разрабатывались планы уничтожения Советского Союза. Ради этой цели были потрачены огромные средства, созданы ядерные арсеналы, профинансированы радиостанции на тер-ритории третьих стран и т. д. А вот и «Перестройка», и «Гласность». Советский Союз становится все более открытым для мира, в СССР происходят экономиче-ские трудности и изменения. Было бы странно, если бы лидеры США внезапно резко отказались от идеи уничтожения СССР и не стали использовать открыв-шиеся перед ними возможности. По какой причине?
Теперь рассмотрим несколько фактов.
Факт первый. Во время перестройки было много людей, которые получа-ли деньги за то, что собирали людей вокруг себя на площадях и в парках и под-нимали дискуссию об ужасах советской системы и ужасном состоянии страны. Эти одинокие артисты даже не знали имени своих клиентов. У всех них была одна особенность: вскоре после распада СССР заказы на их обслуживание пере-стали поступать.
Факт второй. Массовые демонстрации, которые происходили в то время по всей стране, были направлены главным образом на разрушение идеологиче-ских основ советского общества. Эти демонстрации были антикоммунистиче-скими и антисоветскими. Идентичная идеологическая ориентация этих демон-страций удивительна. Понятно, что у каждой такой демонстрации был свой ор-ганизатор. Нетрудно доказать, что большинство этих демонстраций были орга-низованы благодаря чьей-то финансовой поддержке.
Факт третий. В дополнение к выступлениям на улицах пресса была просто завалена негативной информацией. Эта информация была намного больше, чем в последующие годы, хотя экономическая ситуация в конце 1980-х годов была намного лучше, чем в середине 1990-х годов. В прессе появляется образ страш-ной родины и чудесного зарубежья. Отчеты и информация «оттуда» имели все особенности рекламных материалов. Тоже относится и к культуре. Например, вспомним песню группы «Наутилус Помпилиус» «Гудбай Америка» и зададим-ся вопросом, что заставило автора этой песни написать именно такой текст? Можно привести бесконечное множество подобных примеров.
Отметим, что как выступления на улицах, так и публикации в прессе, а также значение многих наших «произведений» культуры имели, во-первых, все признаки пиар-акций и, во-вторых, имели одинаковую информационную направленность: критику Советская политическая и идеологическая система и Советский Союз в целом, создание негативного имиджа нашей страны и пози-тивного имиджа «заграницы». Такое одинаковое направление действия различ-ных факторов (множества факторов) может быть объяснено только руковод-ством одного центра. Другими словами, была проведена информационная атака на нашу страну. И эта атака дала свои результаты: изменилась структура внут-ренней среды (культуры), и признаки распадающейся страны стали появляться по всей стране.
Но есть и четвертый факт: США своей внешней политикой поддержали появление таких признаков. Они одними из первых признали независимость стран Балтии, поддержали факторы информационной атаки и т. Д. Это то, что они сделали официально. И что они делали неофициально?
Можно с большой долей уверенности утверждать, что Соединенные Шта-ты были ведущей силой, организовавшей информационную атаку на СССР.
Но информационная атака была не единственной причиной распада СССР. Руководство СССР прекрасно видело существующие проблемы и могло при-нять эффективные меры по предотвращению распада страны. Мог, но не принял. Политику того периода (как и периода правления Ельцина) можно назвать целе-направленным бездействием. Вряд ли в руководстве СССР не было людей, спо-собных проанализировать сложившуюся ситуацию и выработать правильное решение. Либо идиоты были у руля страны (что маловероятно), либо были лю-ди в руководстве страны, которые действовали после распада Советского Сою-за. Глядя на дальнейшую политическую деятельность Эдуарда Шеварднадзе, можно выделить хотя бы одного такого человека. Отметим также, что США в настоящее время оказывают давление на политических лидеров во всем мире.
Таким образом, холодная война закончилась полным разгромом Совет-ского Союза.
Из всей этой истории можно сделать важный вывод: государство, которое не контролирует свое информационное пространство и информационные ресур-сы в той или иной форме, не является независимым.
Теперь события того времени стали постепенно исчезать из нашей памяти. И зря. Историю нужно помнить.
Хотелось бы обратить внимание ещё на один факт. В западной Европе (впрочем как и в России) в последнее время стали набирать силу ультраправые движения и политики. Многие из них говорят о необходимости выхода из ЕЭС, но никто не говорит о необходимости выхода из НАТО. Конечно, одного того факта, что США входят в НАТО, но не входят в ЕЭС, недостаточно для того, чтобы сделать вывод о причастности США к поддержке правого движения в Европе. Но можно утверждать, что подобное положение вещей соответствует интересам США в Европе.
Сейчас глобализация происходит во всем мире. Формируется единая гло-бальная политическая и экономическая система. Мир становится одним. И если так, то кто-то должен править этим миром. Ясно, что Соединенные Штаты яв-ляются первым кандидатом на управление миром. И политика США будет направлена, во-первых, на усиление тенденций глобализации и, во-вторых, на устранение конкурентов на позиции мирового жандарма, и в первую очередь - Европы и России. Следует отметить, что Европу принципиально легче ликвиди-ровать, чем Россию, поскольку Европа не является единым государством. По-этому Соединенные Штаты не предпринимают активных (я подчеркиваю - ак-тивных) мер по ликвидации Европы. Это можно исправить позже. И все усилия сейчас направлены на развал России. Только понимание этого факта может из-менить политику Европы в отношении России. Европа будет следующей после России.
Я хотела бы сказать еще одну вещь. Россия начала терять имидж крими-нального и тоталитарного государства. Это может привести к сближению Рос-сии и Европы. Поэтому одним из элементов политики США в России будет со-хранение имиджа тоталитарного государства. Одним из способов сохранения этого имиджа является развитие экстремистских организаций в России.
Распад СССР был первым примером в мировой истории, когда одному государству удалось уничтожить второе государство, не прибегая к военной си-ле. Этот пример показывает, как разрушительные «мирные» политические тех-нологии могут иметь.
Если в 20-м веке будет гонка вооружений, то в 21-м веке будет гонка про-тив политических технологий, а сама война будет считаться только самой при-митивной политической технологией.
Соединенные Штаты потратили огромные суммы на гонку вооружений. Бюджет Пентагона достиг 300 миллиардов долларов в год. Они собирались уничтожить СССР с помощью военной силы. Но все эти расходы были напрас-ны. Этого было достаточно, чтобы заплатить несколько миллиардов долларов нашим журналистам и коррумпированным политикам, и мы сами начали уби-вать друг друга.
Но мы далеки от мысли, что абсолютно вся «перестройка» действовала в соответствии с указаниями из-за рубежа. О нет. Большинство демократов конца 80-х - начала 90-х действовали искренне, в соответствии со своими убеждения-ми. Мы только утверждаем, что из-за рубежа, благодаря использованию ориен-тации и финансовых ресурсов, нам удалось, во-первых, создать перестройку и, во-вторых, направить ее в правильном направлении. Как и в приведенном выше примере с группой людей, смотрящих в небо, подавляющее большинство лю-дей, поднимающих головы вверх, делают это искренне. И только пятнадцать человек из огромной толпы выступают в чьей-то команде.
В политических процессах конца 80-х - начала 90-х годов следует разли-чать две составляющие: изменение политической системы общества и распад единого государства. Это два разных процесса, хотя они происходили одновре-менно, но не связаны строго друг с другом. Если бы обстоятельства были дру-гими, в СССР могли бы произойти одни и те же демократические преобразова-ния, и в то же время страна оставалась бы единой.
Каковы последствия распада СССР? Какие уроки мы извлекли из этого со-бытия?
«Перестройка», задуманная и осуществленная частью партийно-государственных лидеров с целью демократических преобразований во всех сферах жизни общества, закончилась. Главным его результатом стал развал не-когда могущественного многонационального государства и конец советского периода в истории Отечества. Президентские республики были сформированы и действовали в бывших республиках СССР. Среди лидеров суверенных госу-дарств было много бывших партийных и советских рабочих. Каждая из бывших советских республик самостоятельно искала выход из кризиса. В Российской Федерации эти задачи должны были выполнить президент Б. Н. Ельцин и под-держивающие его демократические силы.
Распад СССР, оформленный Беловежским соглашением руководителей России, Украины и Белоруссии Б.Н.Ельциным, Л.М.Кравчуком и С.С.Шушкевичем 8 декабря 1991 г., является одним из самых значительных со-бытий мировой истории ХХ в. Это, пожалуй, единственная оценка, которая принимается большинством историком и политиков. Все остальные вопросы, связанные с анализом причин и значения распада СССР, остаются предметом острых дискуссий.
Причины распада СССР. В марте 1990 года на Всесоюзном референдуме большинство граждан высказалось за сохранение Союза СССР и необходимость его реформирования. К лету 1991 года был подготовлен новый Союзный дого-вор, дающий возможность для обновления федеративного государства. Но со-хранить единство не удалось. СССР рухнул. Наиболее распространенные объ-яснения, предлагаемые исследователями:
СССР был создан в 1922 году как федеративное государство. Однако со временем оно все больше становилось государством, по сути унитарным, кон-тролируемым из центра и выравнивающим различия между республиками и субъектами федеративных отношений. Проблемы межреспубликанских и меж-этнических отношений долгие годы игнорировались, трудности загонялись вглубь, они не решались. В годы перестройки, когда межэтнические конфликты приобрели взрывоопасный, чрезвычайно опасный характер, принятие решений было отложено до 1990-1991 годов. Накопление противоречий сделало распад неизбежным;
СССР был создан на основе признания права наций на самоопределение, федерация построена не по территориальному, национально-территориальному принципу. В конституциях 1924, 1936 и 1977 гг. Содержались нормы о сувере-нитете республик, входивших в состав СССР. В условиях нарастающего кризиса эти нормы стали катализатором центробежных процессов;
Единый народнохозяйственный комплекс в СССР обеспечил экономиче-скую интеграцию республик. Однако по мере роста экономических трудностей экономические связи начали разрываться, республики демонстрировали тенден-ции к самоизоляции, и центр не был готов к такому развитию событий;
Советская политическая система основывалась на жесткой централизации власти, реальным носителем которой было не столько государство, сколько Коммунистическая партия. Кризис КПСС, потеря руководящей роли, распад неминуемо привели к распаду страны;
Единство и целостность Союза во многом обеспечивались его идеологи-ческим единством. Кризис коммунистической системы ценностей создал духов-ный вакуум, который был наполнен националистическими идеями;
Политический, экономический, идеологический кризис, который СССР пережила в последние годы своего существования, привел к ослаблению центра и укреплению республик и их политических элит. В силу своих экономических, политических и личных мотивов национальные элиты были заинтересованы не столько в сохранении СССР, сколько в его распаде. «Парад суверенитета» 1990 года ясно показал настроение и намерения национальных партийно-государственных элит.
Значение распада СССР. Значимость таких масштабных событий опреде-ляется временем. После распада СССР прошло всего 10 лет, историки и полити-ки, граждане государств, возникших на месте СССР, находятся во власти эмо-ций и еще не готовы к сбалансированным, разумным выводам.
Было ли это величайшее событие случайно? Или все естественно?
В начале 1970-х годов были отвергнуты все концепции поворота к рыноч-ной экономике. Само слово «рынок» стало критерием идеологической ненадеж-ности. Со второй половины 70-х гг. Организация промышленного производства стала меняться. Появились производственные научно-производственные объ-единения (НПО). Практическим результатом таких мер стал только гигантизм. Желаемого слияния науки и производства не произошло. Но в те годы слияние и переплетение официальной экономики с теневой экономикой, различных видов легальной и нелегальной производственной и торговой деятельности, в которую были вовлечены целые предприятия, происходили быстро и успешно. Доходы теневой экономики составили много миллиардов. К началу 80-х годов. неэф-фективность попыток ограниченного реформирования советской системы стала очевидной. Страна вступила в период глубокого кризиса.
По этим и многим другим причинам к середине 80-х годов. возможность постепенного, безболезненного перехода к новой системе общественных отно-шений в России была безнадежно упущена. Спонтанное возрождение системы изменило весь образ жизни советского общества: перераспределились права ру-ководителей и предприятий, усилились ведомственные и социальные неравен-ства. Характер производственных отношений внутри предприятий изменился, трудовая дисциплина начала падать, начались апатия и равнодушие, воровство, неуважение к честному труду, зависть к тем, кто зарабатывает больше. В то же время в стране сохранялся неэкономический принудительный труд. Советский человек, отчужденный от распространения продукта, превратился в исполните-ля, работавшего не по совести, а по принуждению. Идеологическая мотивация труда, разработанная в послереволюционные годы, ослабла вместе с верой в по-чти триумф коммунистических идеалов; параллельно поток нефтедолларов уменьшился, а внешний и внутренний долг государства выросли.
В начале 80-х гг. Все без исключения слои советского общества страдали от несвободы, испытывали психологический дискомфорт. Интеллигенция хотела истинной демократии и свободы личности.
Большинство рабочих и служащих нуждаются в переменах, связанных с улучшением организации и заработной платы, более справедливым распределе-нием общественного богатства. Часть крестьянства надеялась стать настоящими хозяевами своей земли и своего труда.
Однако, в конечном счете, совершенно разные силы определили направ-ление и характер реформы советской системы. Этими силами была советская номенклатура, в которой были коммунистические условности и зависимость личного благополучия от служебного положения.
Таким образом, к началу 80-х гг. Советская тоталитарная система факти-чески теряет поддержку в обществе и перестает быть легитимной. Его крушение становится вопросом времени.
Первым конкретным шагом на пути политической реформы стало реше-ние внеочередной двенадцатой сессии Верховного Совета СССР (одиннадцатого созыва), состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1988 года. Эти решения включали изменение структуры высших органов власти и государства страны. админи-страция, наделяя вновь созданный Съезд народных депутатов и избирая Воору-женные силы СССР реальными властными функциями, а также смена избира-тельной системы, прежде всего, введение выборов на альтернативной основе.
1989 год был годом радикальных перемен, особенно в политической структуре общества. Выборам народных депутатов СССР (март-май), состояв-шимся в 1989 году, предшествовала беспрецедентная избирательная кампания в нашей стране, начавшаяся в конце 1988 года. Возможность выдвижения не-скольких альтернативных кандидатов (9 505 кандидатов были номинирован на 2250 мест) наконец-то дали советским гражданам выбрать один из нескольких.
Одна треть народных депутатов была избрана из общественных организа-ций, что позволило коммунистам, как самой массовой «общественной организа-ции» на Конгрессе, иметь большинство или, как говорят в цивилизованных странах, лобби. Это было признано достижением: доля коммунистов среди де-путатов составила 87% против 71,5% предыдущего созыва, на основании чего был сделан громкий вывод о том, что авторитет партии был подтвержден в условиях свободы выбора.
В выборах, состоявшихся 26 марта 1989 года в 1500 территориальных и национально-территориальных округах, приняли участие 89,8% включенных в списки избирателей. Эти выборы стали заметным сдвигом в обществе к демо-кратии, по крайней мере, как казалось. За работой Конгресса следила вся страна - повсеместно отмечалось снижение производительности труда.
Первый съезд народных депутатов СССР (25 мая - 9 июня 1989 года) был очень крупным политическим событием. Такого еще не было в истории этой страны.
Конечно, теперь с иронией можно смотреть на те битвы, которые проис-ходили на съезде, но тогда это выглядело как победа демократии. Практических результатов съезда было мало, в частности, были избраны новые Вооруженные силы СССР. Было принято несколько общих резолюций, например, Указ об ос-новных направлениях внутренней и внешней политики СССР.
Дискуссии на втором Съезде народных депутатов СССР (12-24 декабря 1989 г.) были более деловыми, чем на первом съезде. Второй съезд принял 36 нормативных актов, в т.ч. 5 законов и 26 правил. Одним из центральных вопро-сов повестки дня второго Съезда народных депутатов было обсуждение мер по оздоровлению экономики. Был обсужден вопрос борьбы с организованной пре-ступностью. Съезд рассмотрел доклады комиссии как по вопросам внешней по-литики (оценка пакта о ненападении между СССР и Германией от 23 августа 1939 года, политическая оценка ввода советских войск в Афганистан в 1979 го-ду), так и внутренних политических вопросов (о следственная группа Гдляна, о событиях в Тбилиси 9 апреля 1989 года, о привилегиях) ...
Когда открылся Первый съезд народных депутатов, многие возлагали на него свои надежды на лучшую жизнь. Но, как и многие надежды нашего народа, им не суждено было оправдаться. Первый Конгресс сейчас называют «игрой в демократию», которой он, собственно, и был. К второму съезду интерес людей заметно поутих. Людям уже стало ясно, что невозможно сделать жизнь лучше одним волшебным ударом. Реформа избирательной системы была необходимо-стью, но она мало что дала конкретным людям. Введение президентства.
Летом и осенью 1989 года реформаторы в КПСС, которые не хотели из-бавляться от цепких объятий консерваторов, дали демократам возможность по-лучить политическую власть и влияние, позволили им представить правоцен-тристское единство в КПСС как стратегическая линия, а не как временный так-тический маневр. Ситуация в стране потребовала решительного развития курса на смешанную экономику, создания правового государства и заключения нового союзного договора. Все это объективно сработало для демократов.
К зиме 1989/90 г. политическая ситуация значительно изменилась. Горба-чев опасается, что весенние выборы в республиках приведут к победе радикаль-ных сил («Демократическая Россия», РПЦ и т. Д.), Которые сразу же - по при-меру стран Балтии - попытаются занять самостоятельную позицию в Верховный Совет Союза, который он возглавлял, сделал шаг, против которого он и его сто-ронники выступили несколько месяцев назад. Используя свои полномочия в Верховном Совете СССР, возглавляемом им, он сумел с сопротивлением Меж-региональной депутатской группы принять решение об учреждении поста пре-зидента СССР. Став президентом, Горбачев получил широкие политические полномочия и тем самым значительно укрепил свою власть в стране.
Затем политическая борьба перешла на государственный уровень. Сфор-мировалось фактическое многовольствие, в котором союзные и республикан-ские структуры не могли ни действовать, не глядя друг на друга, ни соглашаться между собой. «Война законов» между Союзом и республиками велась с пере-менным успехом, и к зиме 1990/91 г. она достигла своего апогея из-за трагиче-ских событий в Прибалтике, борьбы вокруг Союзного договора и союзного бюджета , Все это произошло на фоне быстрого коллапса экономики, межэтни-ческого противостояния между республиками и внутри них.
В результате произошел еще один сдвиг в мышлении общества. После прихода к власти в крупных промышленных центрах России и Украины демо-кратов прошло много времени, но ситуация продолжала ухудшаться. Более то-го, демократия явно выродилась в анархию, усилив стремление к «сильной ру-ке». Аналогичные настроения охватил Верховный Совет СССР: в декабре, опа-саясь непредсказуемых событий, он делегировал президенту дополнительные полномочия и одновременно дополнительную ответственность. В январе этого года Горбачев сформировал новый кабинет министров, в котором ключевые по-сты заняли представители «просвещенной» бюрократии и военно-промышленного комплекса.
Говоря о СССР, необходимо сделать существенную оговорку в отноше-нии первого президента Советского Союза, которым был Михаил Сергеевич Горбачев, поскольку это также сыграло свою роль в истории СССР, в частности, в распаде. Избрание Горбачева Генеральным секретарем ЦК КПСС вовсе не бы-ло предопределено расстановкой политических сил. Был, по словам самого Ми-хаила Сергеевича, другой кандидат. Но в результате скрытой игры, недоступной для простого смертного из аппаратной игры, победила именно его команда.
Естественно, Горбачева нужно было укреплять у власти. И чтобы идеоло-гически обосновать свою борьбу против «склеротических геронто-кратов», ста-рой партийной гвардии, он был вынужден объявить курс на возрождение социа-лизма с его ведущей и руководящей силой - КПСС. Сначала, в апреле, когда люди скорбели по поводу алкогольной кампании, начались кадровые изменения. Один за другим партийные лидеры областей и республик пошли на заслуженный отдых. Егор Кузьмич, Лигачев, теперь забытый, руководил очисткой аппарата и в течение двух лет справлялся со своей задачей - он распределял преданных людей на все ключевые посты.
На этом вся партийная «перестройка» до Горбачева, как правило, закон-чилась, но влияние Лигачева в партии возросло настолько, что генеральный секретарь почувствовал дыхание соперника в затылке. И новая номенклатура не успела попасть в фидер, так как Горбачев объявил, что реструктуризация про-должается.
Однако «выбросить» Лигачева на партийную арену было не так просто, и Горбачеву в конечном итоге пришлось создать альтернативные структуры в форме Верховного Совета и Съезда народных депутатов, чтобы поддерживать аппаратчиков в постоянном напряжении. Сидя на двух стульях, Горбачев сразу обнаружил для себя несомненное преимущество: демократы всегда могли быть запуганы демократами, а демократы всегда могли быть известными КПСС.
Борьба на политической арене страны шла в основном вокруг двух пунк-тов. Первый - это общий сценарий развития реструктуризации. Будет ли проис-ходить постепенный рост существующих управленческих структур в рыночной экономике и внедрение государственно-бюрократического капитализма «свер-ху»? Или, наоборот, устранение этих структур и спонтанное формирование ка-питализма "снизу"?
Второй узловой момент: поскольку реформы требуют заведомо непопу-лярных мер, то ответственность за их принятие и все, связанные с ними издерж-ки возлагаются, как правило, на политических противников. Чаще всего в роли «козла отпущения» выступал Центр. Это проявлялось, например, в ходе поли-тического скандала, который разразился в Верховном Совете России, когда со-юзное правительство обнародовало решение о введении договорных цен на ряд товаров (в ноябре 1990 года). А между тем это решение было согласовано и с Б.Н. Ельциным, и с И.С. Силаевым. Известны и обратные случаи, когда Центр сам находил «козла»: введенный по указу Президента пятипроцентный налог с продаж, изъявший из кармана населения только за январь-февраль 1991 года чуть менее миллиарда (931.5 млн.) рублей, «свалили» на Совет Министров РСФСР.
К концу 1990 года сложилась тупиковая ситуация: ни коммунистические реформаторы, ни либералы не могли, индивидуально и индивидуально, добить-ся позитивных изменений в экономике, политике и социальной сфере. Главное, что они не могли в одиночку противостоять угрозе всеобщей анархии. Первый - потому что они в значительной степени потеряли поддержку народа, второй - потому что после своих первых побед им удалось потерять многих своих по-следователей.
Понимание необходимости политического компромисса наблюдалось как в одном лагере, так и в другом. Коммунисты-реформаторы (и даже консерва-тивные коммунисты, представленные ЦК Компартии РСФСР) в своих докумен-тах второй половины 1990 года призывали к гражданскому согласию, выражали готовность создать не просто блок сил "социалистической ориентации". ", но за-ключить союз со всеми демократическими партиями и движениями. Их оппо-ненты, балуясь решением практических вопросов, с которыми они сталкива-лись, приходя к власти на местном, а в некоторых местах на республиканском уровне, похоже, также были внутренне готовы к сотрудничеству. Идея компро-мисса с частью аппарата и центра и создания сильной исполнительной власти - таков, например, лейтмотив декабрьской программной статьи Г.Х. Попова по-лучила право не без претензии: «Что делать?». К концу 1990 года идея граждан-ского согласия путем приостановления операции или полного роспуска всех по-литических партий стала популярной на различных сторонах либерально-демократического движения. А.А. Собчак и лидер либерально-демократической партии России В.В. Жириновский. Либералы, похоже, поняли, что их время ис-текает, без старта.
Роза политических ветров реструктуризации снова изменилась. Разразился острый кризис нынешней политической системы. Провозгласив лозунг «Вся власть Советам!», Реформаторы даже не думали, что Советы, которые переста-ли быть движущими поясами КПСС, не смогли организовать нормальный про-цесс политического развития. Пресса КПСС резко раскритиковала «некомпе-тентных демократов», которые не могли организовать работу тех Советов, в ко-торых они принадлежат большинству. «Некомпетентные демократы» кивнули на «саботаж» предыдущей правящей касты, исполнительной власти и мафиоз-ных структур. Однако суть глубже. Политический кризис конца 1990 года явля-ется результатом не столько некомпетентности или саботажа, сколько устарев-шего типа государственности.
Каждая политическая сила стремилась найти свой выход из этого кризиса. «Государственные классы» наиболее болезненно отреагировали на него - те слои, само существование которых было поставлено на карту. Они все чаще подталкивали Президента и Верховный Совет СССР к установлению авторитар-ного президентского режима при номинальной советской власти. Горбачев, хотя не без колебаний, был вынужден пойти на это. Он нуждался в поддержке, но получить ее было некуда: КПСС потеряла мобилизационные способности, со-трудничество с либералами не сложилось - сказалась инерция противостояния.
Однако даже если бы это произошло, авторитарной трансформации режи-ма вряд ли можно было бы избежать.
Итак, из всего вышесказанного можно понять, что причин как образова-ния, так и дезинтеграции было больше, чем мы могли себе представить. Есте-ственно, причиной образования было то, что власти хотели централизованного государства во главе с Коммунистической партией, что имело свои преимуще-ства и недостатки. Однако это союзное государство не дало долго жить. В раз-вале СССР виновата в первую очередь правящая элита. Власти пережили ост-рый кризис, после которого все попытки восстановить старую систему не при-вели к успеху. Однопартийная система перестала существовать, появились дру-гие партии. После кризиса многие республики просто не хотели мириться с дик-татурой центрального правительства, им нужна была их собственная власть, не-зависимость, в конце концов они признали свой суверенитет и больше не при-надлежали СССР. Это был еще один удар по центру. Разрабатываются новые со-глашения и декларации, власти стараются все сохранить на месте, но эта поли-тическая система уже изжила свою. В результате распался СССР, и к власти пришли демократы.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Изд. Московской Патриархии. Русская Православная Церковь 988-1988. Очерки истории I-XIX вв. – М., 1988 г.
2. Зубарь.В.М. Павленко.Ю.В. “Херсонес таврический и распространение христианства на Руси” , Киев, Наукова думка 1988г .c.168.
3. Миронов Б.Н. Русская революция 1917 года в контексте теорий рево-люции/Б.Н. Миронов// Общественные науки и современность, 2013. – №2. – 308 с. С. 72 – 84.
4. Кошарный В.П. Февральская революция 1917 г. в религиозно-философской публицистике (философско-социологический анализ)/В.П. Кошар-ный// Гуманитарные науки. Философия, 2012. – №1. – 378 с. С. 32 – 38.
5. Фельштинский Ю.Г., Чернявский Г.И. Лев Троцкий. Книга 4: Враг № 1. 1929 – 1940 гг./Ю.Г. Фельштинский, Г.И. Чернявский. – М.: Центрполиграф, 2012. – 544 с. 112 – 120.
6. Керров В.В. История России. Учебный минимум для абитуриента: Учеб. Пособие. – М.: Высш. Шк., 2001. – 784с.
7. Мельгунов, С. П. Как большевики захватили власть. «Золотой немецкий ключ» к большевистской революции / С. П. Мельгунов; предисловие Ю. Н. Емельянова. — М.: Айрис-пресс, 2007. 16 с.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top