О.Ю. Злотникова

 

 

 

Введение
Меня всегда интересовала военная история нашей страны, нравилось размышлять и анализировать, делать выводы, а иногда даже записывать их в качестве небольших очерков. Кто же был той движимой силой, которая повернула весь ход Великой Отечественной войны? Почему некоторые имена героев как будто нарочно скрываются и исчезают из памяти людей? – такие вопросы возникали у меня. Ещё тогда мне хотелось самой найти определенную тему, которая, по-моему, мнению не полностью раскрыта и детально её исследовать.
Крупнейшим и легендарным сражением Великой Отечественной войны является – Сталинградская битва. Здесь на берегах Волги, разворачивались жестокие уличные бои, а также оборона дома-крепости Дома Павлова, Дома Заболотного и т.д.
О настоящем герое обороны Дома Павлова в Сталинграде старце Кирилле мне довелось изучить достаточно много документов и материалов, пообщаться очевидцами его святой жизни и военного подвига. Меня всегда поражала сила духа, мужества и стойкости этого великого человека, отважно совершившего свой воинский долг. Погрузившись в тему военной истории, затронув Сталинград, и оборону Дома-Павлова я приняла твердое решение провести исследовательскую работу именно о святой жизни и героическом подвиге старца архимандрита Кирилла (Павлова) в Сталинграде.
Основной целью моего исследования стало исследовать жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова) как легендарного защитника Отечества, и духовного наставника православных верующих и духовенства. В рамках цели мною были поставлены задачи для дальнейшего формирования работы:
• Ознакомиться с историей Отечества в периоды: массовых гонений на Православную Веру и Церковь (1930-37гг.), Великой Отечественной войны, в частности легендарного Сталинградского сражения.
• Проследить героический подвиг командующего обороной Дома – крепости в Сталинграде, сержанта И. Д. Павлова.
• Раскрыть полноту духовных и личностных черт воина-героя и старца-духовника.
• Доказать, что героем Обороны Сталинграда является сержант И.Д. Павлов.
• Изучить общецерковное значение духовного подвига
(служения) архимандрита Кирилла в истории России.
• Исследовать интернет-ресурсы, базы памяти и воинской славы, формируя на них более полную информацию о героической обороне Дома-Павлова сержантом И.Д. Павловым, приводя соответствующие доказательства.
Гипотеза исследования: является ли архимандрит Кирилл (Павлов) – защитником Дома Павлова в Сталинграде
Объект исследования: жизненный путь архимандрита Кирилла (Павлова)
Предмет исследования: жизнь и подвиг архимандрита Кирилла Павлова в контексте истории Отечества.
В своей работе я использовала широкий спектр методов исследования, таких как дискрептивный, аналитический, и историко-сравнительный.
Актуальность моей работы заключается в том, чтобы рассказать подрастающему поколению России о скрытом героическом подвиге архимандрита Кирилла (Павлова) в Сталинграде, духовном поприще всероссийского духовника и молитвенника за Россию. Ведь личность возглавлявшего оборону Дома Павлова старца-героя архимандрита Кирилла уникальна. Помимо воинского долга Иван Дмитриевич, выполнял духовное служение во спасение России. В наши дни он стал истинным преемником преп. Сергия, окормлявшим и наставлявшим всю православную Россию.
Хочется отметить, что в тяжёлые моменты истории именно православие поднимало Россию, которая являясь, богоизбранной страной прославилась в веках молитвенным подвигом своих святых. Давайте вместе исследуем жизнь старца, его героический подвиг, ответим на все возникшие вопросы и, каждый из нас сделает свой вывод.
Глава 1. Архимандрит Кирилл Павлов. Детство, отрочество, юность
1.1 Вступление
«…Скажите мне, кто в сей в скорбный час
Пред Господом заступится за нас?
Чтоб в наше время темное, лихое
Ободрить Русь молитвою святою?
Кто сбережёт от дьявольских сетей?
Кто нас ободрит животворным словом,
Как неразумных маленьких детей,
И душу возродит для жизни новой?
Но вот Господь мне тайну приоткрыл:
Молитвенники за Россию живы,
Их помыслы чисты и прозорливы,
В молитве предстоит отец Кирилл».
(«Молитвенник за Русь», арх. Виссарион Остапенко)
Такими проникновенными словами, наполненными любовью и теплотой, вспоминают этого человека архимандрит Виссарион и многие тысячи благодарных ему духовных чад. Кто этот удивительный человек, выполнивший два ответственных служения: героя обороны Сталинграда и духовника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры? Какую важную роль сыграл он сразу на двух войнах: кровопролитной Великой Отечественной и духовной, разразившейся после свержения монархии и установления богоборческого режима? Вашему вниманию представляю свою исследовательскую работу, в которой постараюсь наиболее полно осветить жизненный путь и подвиг архимандрита Кирилла (Павлова).
1.2 Начало жизненного пути. Детство, отрочество, юность
Архимандрит Кирилл (в миру Иван Дмитриевич Павлов) родился 8 октября 1919 г. в набожной крестьянской семье Дмитрия Афанасьевича и Прасковьи Васильевны Павловых, в деревне Маковские Выселки, Рязанской губернии.
Рождение Ивана (8 октября) символично совпало с памятью преп. Сергия Радонежского, основателя Великой Свято-Троицкой Лавры, миротворца князей и Игумена Земли Русской. Большую часть жизни Ивану Дмитриевичу было суждено провести в церковном служении, и духовном руководстве всероссийской паствы, именно в обители преподобного.
Иван вспоминал, что в 1931 г., когда ему было всего 12 лет, он вместе с братом отправился учиться в Касимов, (так как в деревне не было семилетней школы), и попал под безбожное влияние советской власти и потерял былую духовность.
В 1933-1937 гг. Иван Павлов обучается в Касимовском индустриальном политехникуме. Это учебное заведение появилось еще 1896 г., в начале периода мощной индустриализации Империи. Успешно окончил его со званием техника-технолога по холодной обработке металлов резания. После окончания техникума был направлен на работу в Челябинскую область на весовой завод, где проработал один год.

Глава 2. Начало военной службы
2.1 Дальний Восток. Великая Отечественная война
В 1939 г. следует призыв в армию и служба на Дальнем Востоке. Давайте перенесемся в то непростое время, когда на долю Ивана Павлова выпала ответственная военная служба. Наша страна на рубеже 1939-40 гг. готовилась к масштабной войне сразу на два фронта – на западе и на востоке. С этого времени начинается непростой и тяжелый этап не только в жизни страны, но и в дальнейшей судьбе воина.
В октябре 1941 г. 4-я армия по зеленому семафору отправляется на Волховский фронт. Война начинается для сержанта Павлова в инженерно-саперном батальоне. С началом службы в батальоне сержант Павлов получает два ранения, которые связывают два случая удивительного Промысла Божия в жизни своего избранника.
Уже в преклонном возрасте, келейница старца инокиня Наталья (впоследствии монахиня Евфимия Аксаментова) спрашивала своего духовного отца об этом времени и узнала следующее:
«….В 1942 г. боец вместе с сослуживцами роет землянку для командира дивизии. Во время перестрелки получает ранение и попадает в госпиталь. В эту ночь их батальон получает приказ разминировать минное поле…. Из четырехсот человек живыми вернутся только пятнадцать. В этом же году, в апреле – ранение в левую руку. В госпитале пришлось пробыть почти 2 месяца. Перед ранением был следующий случай: снаряд упал рядом с воронкой, в которой оказались он и еще несколько человек, не успевших укрыться в окопе, и уничтожил всех обитателей окопа, а их только засыпало землей...»
О чудесном избавлении старца от расстрела и неизбежной гибели в плену рассказывает протоиерей Михаил Малеев в своей книге «Старцы XXстолетия»: «Когда началась Великая Отечественная война, мать дала Ване на прощанье иконку Божьей Матери и завещала: «Сынок, когда тебе будет трудно, достань иконку, помолись Богородице. Она тебе поможет!». А утром на перроне у вагона, прощаясь, вдруг сказала: «Я верю, что ты останешься жив. Я буду молиться Пресвятой Богородице, и она сохранит тебя, а я сама буду держать за тебя строгий пост» . В одном из тяжёлых боёв с группой своих солдат он попал в окружение в лесу, был легко контужен. С трех сторон немцы, а с четвертой – глубокое болото. «Нас взяли в плен. Построили колонной, и повели неизвестно, куда, на погибель. Вокруг колонны солдаты с автоматами, собаки на поводках, того и гляди, вцепятся, разорвут». Понял сержант, что приближается неизбежная смерть в плену. «Не страх охватил меня – а беспредельный ужас! И тогда вспыхнул в моём сознании материнский наказ, и пролилась из сердца молитва: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Пресвятая Богородица! Спаси и помоги, избави меня от рук вражьих!».
В тот момент, когда казалось, помощи нельзя уже было ждать ниоткуда, в небе появилась яркая светящаяся точка. Небольшое облачко преобразовалось в некую небесную икону – изображение Пресвятой Богородицы и услышал слова Её, обращенные к себе: «Стой, не двигайся». Это происходило на глазах у всех, но никто Пресвятую Богородицу не видел, кроме него. Иван, как вкопанный, остановился посреди колонны, ожидал крика эсэсовцев или выстрела, а его как бы никто не замечал. Все продолжали идти строем. Колонна уходила всё дальше и дальше и вскоре скрылась за поворотом, а объятый страхом солдат стоял на опустевшей дороге, незамеченный злыми сторожевыми собаками. Только пыль, поднятая колонной, медленно опускалась на землю. И вдалеке затихали гневные крики и лай овчарок. Благодаря и славя Господа и Божью Матерь за чудесное избавление, он отправился разыскивать своих.
Изучив эти случаи, некоторые из вас назовут это совпадением, моментом, когда человеку очень сильно повезло.… Но, мы знаем, что в жизни каждого человека присутствует Промысел Божий, а в жизни избранника Божьего, предопределенного на служение людям, он проявляется во всех чудесных жизненных событиях. В годы Великой Отечественной войны осуществилось великое множество чудес, Божественных явлений и указаний свыше, именно как следствие невидимого Божьего заступления и покрова Царицы Небесной.
2.3 Сталинград. Путь воина-героя
После госпиталя молодой боец попадает в самое пекло - под Сталинград, в 254-ю танковую бригаду. 30 июля 1942 г. бригада прибыла на Сталинградский фронт, а 5 августа 1942 г. переподчинена командующему 64-й армии Сталинградского фронта М.С. Шумилову.
Легендарная Сталинградская битва превзошла по целям, боевым единицам и площади все, предшествующие ей сражения в мировой истории. Она стала переломным рубежом на пути к Великой победе России (СССР) над фашистской Германией. Героизм и мужество защитников страны, и смелость простого народа, смотрящего опасности в лицо, неизмерить словами и размышлениями. Да, именно в таких тяжелейших условиях, когда уже не оставалось надежды на победу, русским солдатам, в их числе и Ивану Дмитриевичу Павлову, выпало держать оборону великой страны.
Суровые сталинградские ночи, Иван Дмитриевичу запомнились так: «…Ночь была черная, безлунная, стояла абсолютная тишина, потому что фронт весь спал тяжелым сном, и — стоял трупный запах. Это было царство смерти, которое вызвало такой ужас, что я никогда об этом не мог забыть…»
Одним из самых тяжелых военных испытаний для Ивана Павлова и многих тысяч солдат было ожидание генерального сражения за Сталинград, в снежном окопе, почти без воды и пищи под обстрелом в течение целого месяца. Нельзя ни развести огонь, ни шелохнуться, чтобы не привлечь противника. Чуть теплую похлебку привозили, когда уже темнело, и она окончательно остывала, пока каждый бегом нес ее в окоп в своем котелке.
В этой решающей битве будущему всероссийскому старцу, было определено тяжелое и ответственное испытание, предполагающее самые лучшие и важнейшие качества: несгибаемое мужество, военная смекалка, стойкость и патриотизм, которые создают образ великого русского воина.
2.4 Оборона воинской крепости - Дома Павлова
Дом Павлова в годы войны стал объектом стратегического назначения, опорным пунктом для борьбы с немецкими захватчиками, пробиравшимися к главной водной артерии страны – Волге. Ведь прямо за домом, открывался прямой выход к берегам Волги.
27 января 1942 г. группа разведки, состоящая из 4 человек, во главе с И. Д. Павловым, выбив из жилого четырехэтажного дома немцев, стала держать в нем оборону. Продолжалась оборона немногочисленным отрядом три дня, после подоспело подкрепление. Это был пулеметный взвод под командованием И. Ф. Афанасьева. Совместными усилиями солдаты укрепили оборону всего здания. Саперы заминировали все подходы к постройке и прорыли траншею, через которую велись переговоры с командованием и доставлялось продовольствие с боеприпасами. Дом Павлова в Сталинграде – образец стойкости, героического подвига, мужества русских солдат. Удивительно, гитлеровские дивизии, случалось с ходу брали столицы государств, за месяц захватывали целые страны. Из сообщения «Би-би-си», октябрь 1942 года: "Сталинград поглотил гитлеровские армии. Польша была завоевана за 28 дней – за 28 дней в Сталинграде немцы успели захватить несколько домов. Франция пала за 38 дней – в Сталинграде за 38 дней немцам удалось перебраться с одной стороны улицы на другую".
Гитлеровцы подвергали дом сокрушительному артиллерийскому и минометному обстрелу, бомбили его с воздуха. А наши отважные солдаты 58 дней и ночей отражали натиск превосходящих сил врага. Неслучайно на карте командующего немецким гарнизоном Паулюса «дом Павлова» обозначен как крепость с сильным гарнизоном и подземными ходами. Командующий обороной Сталинграда В.И. Чуйков говорил: «Это небольшая группа, обороняя один дом, уничтожила, вражеских солдат больше, чем гитлеровцы потеряли при взятии Парижа».
К сожалению, советская власть всё сделала для того, чтобы имя героя не узнала страна. Поэтому на фасаде дома военные корреспонденты затерли надпись: «Этот дом отстоял гвардии сержант И.Д. Павлов» и написали крупным шрифтом «Яков Федотович Павлов».
Что же оставалось делать коммунистам, когда настоящий герой отказался вступить в партию, да к тому же еще ушел в монастырь? Это были основные причины для сокрытия правды и использования лжи для коммунистической пропаганды по стране.
Если мы возьмем для рассмотрения жизнь Якова Федотовича Павлова (выбранного в качестве героя обороны Сталинграда), то можем увидеть, что он не только вступил в партию, но даже и в Высшую Партийную Школу. За свои заслуги перед атеистическим правительством он получил всевозможные материальные блага, трехкомнатную квартиру и прочие привилегии.
2.5 Герой обороны Сталинграда – Иван Дмитриевич Павлов. Свидетельства духовных чад
В подтверждение вышесказанного приведу свидетельство кинорежиссёра, продюсера, члена Союза кинематографистов России Сергея Князева из книги протоиерея Виктора Кузнецова «Батюшка»:
««В 1996 г. мы написали сценарий об отце Кирилле «Дом Павлова». Сценарий был настолько убедительным, что успешно прошел все инстанции на Мосфильме. Однако в то же время появились другие люди, которые решили снять свой фильм об отце Кирилле, на эту же тему. Им в Госкино сказали, зачем, мол, нужен ваш фильм, да еще за государственный счет, когда есть уже готовый сценарий, который прошел все наши комиссии и вот-вот должен быть запущен в производство? Тогда те люди, имея сильную поддержку влиятельных должностных лиц, организовали травлю нашего фильма. Нас же никто не пожелал поддержать. Таким образом, фильм был снят с производства, и вместо нашего была снята лживая лента, где доказывали, что отец Кирилл, не тот сержант Павлов, кто защищал знаменитый дом в Сталинграде. Несмотря на то, что они не были профессионалами, их трактовка получила развитие, имела прокат, демонстрировалась на телевидении благодаря мощной административной и финансовой поддержке очень влиятельных структур. НТВ несколько раз показывало их лживую версию. Мы же верили и верим, и доказали это фактами, что архимандрит Кирилл и сержант Павлов – один и тот же человек. Это вне всяких сомнений».
У многих возникает вопрос: почему архимандрит Кирилл не говорил никому, что он являлся защитником Дома Павлова? Почему до сих пор не восторжествовала справедливость? Духовное чадо старца протоиерей Николай (Седов) вспоминал:
«Как-то, в минуту подходящую, я решился и говорю батюшке:
– Батюшка, вы же Герой Советского Союза.
Он палец ко рту поднес и сказал:
– Ты меньше кому об этом говори.
Мы разговорились, и он произнес:
– Я не хочу никому ничего говорить. Не хочу потерять благоговейного чувства. Когда я был еще там, на фронте, то видел образ Божией Матери. И чтобы не потерять этого благодатного чувства — не хочу никому рассказывать об этом времени».
Так, мы можем понять, что, вступив на монашеский путь, старец архимандрит Кирилл со смирением относился к своему воинскому подвигу и никогда никому не рассказывал о нем, боясь тщеславия и гордости, как двух основных врагов для спасения души. Выбрав спасительный путь, он умер для мира, умер для земной славы. Своим мудрым молчанием по этому вопросу Иван Дмитриевич соглашался с собеседниками, утверждавшими, что он является героем обороны Сталинграда.
Если бы он не был истинным героем, разве стал бы он приписывать чужой подвиг себе? Будучи исключительно честным и мудрым человеком, отец Кирилл сразу опроверг бы свою принадлежность к этому подвигу.
Несовпадение официальной версии можно наблюдать из документальной информации. В учетной карточке Ивана Дмитриевича Павлова сделана надпись «Герой Советского Союза». За какие заслуги мог получить простой сержант звание Героя Советского Союза и высшую награду орден Ленина (Приложение 2)? Только за оборону Дома Павлова, потому что впоследствии он служил в самоходных войсках и не руководил военными операциями. Другая надпись расположилась сбоку: «Умер». В то время, когда герой еще был жив. Это наводит на мысли о том, что его заставили отречься от своего подвига, наград и заслуг перед Отечеством, чтобы не «скомпрометировать» Коммунистическую Партию своим уходом в монастырь и принятием Православной веры.
Священник Николай Седов подтверждает: «Участником решающей битвы на Волге – Сталинградского сражения – был Иван Дмитриевич Павлов, будущий архимандрит Кирилл – духовник Троице-Сергиевой Лавры. Несколько лет назад, я специально ездил в Историческую библиотеку, чтобы ознакомиться с газетами 43-45 годов; «Сталинградская правда», «Красная Звезда», и убедился, что защитником «Дома Павлова», сержантом Павловым является именно Иван Дмитриевич Павлов».
Рассказывает иерей Николай Кравченко, в прошлом снайпер разведроты ВДВ, прошедший две Чеченские войны, духовное чадо батюшки:
«…Произошёл один запомнившийся случай. На праздник Троицы. Был я тогда звонарём в Лавре. Мы отзвонили и спустились вниз. Людей было очень много, и мы попытались зайти в Троицкий собор через Никольский придел. Тут подбегает к нам человек. Запальчиво говорит:
– Здравствуйте! Мне нужен… Иван Павлов. Павлов мне нужен!
– Павлов?
Мы не сразу сообразили, кого он имеет в виду. Потом, уразумев, подумали, что он из числа поклонников батюшки. Один из тех, которые хотят что-то выяснить у отца Кирилла. Или что-то решить с ним. Не вовремя, вроде бы. Большой праздник, народу столько! По виду проситель был явно не из духовной категории людей. Да, к тому же, такой напористый.
– Батюшка там, наверху. Мы сами хотим туда пробраться. Да вот не знаем, как, - ответил я ему.
– Я видел, что он туда зашёл с другими священниками.
– Если пройдём, что передать-то отцу Кириллу? – спрашиваем.
– Скажите, что татарин ищет его.
– Какой татарин?
Он достаёт старую военных лет фотографию, показывает и говорит:
– Вот я, вот Павлов, вот это наш друг, и я его ищу. Может он, что знает о нём?
Мы вместе были в Доме Павлове.
Дальше показывает и объясняет:
– Вот Рокоссовский. Это нас награждали.
Я просто был в шоке. Стою онемевший. Пробрались мы наверх через густую плотную массу людей. Заходим в Алтарь. Отец Кирилл уже разоблачается, уставший. Сообщаю ему об ожидающем его:
– Батюшка, вас там внизу ждёт человек. Хочет судьбу одного из ваших друзей узнать. Отец Кирилл, продолжая разоблачаться, не разобрал, спросил:
– Каких ещё друзей?
– Не знаю. Он на старой фотографии его показывал.
– А как он себя назвал?
– «Татарином» назвался. Надо было видеть его преображение!
– Татарин?! Где? Ведите меня к нему! Где?!.. Мы быстро спустились вниз.
Я указал на обратившегося к нам.
– Вот он.
Они крепко обнялись. Точнее сказать, сцепились в крепком взаимном объятии. Потом молча разглядывали друг друга. Постояли, похлопали ещё друг друга и стали живо разговаривать. После этой истории я уже не сомневался. Были разные публикации, что он де «не тот Павлов». Этот «татарин» был в доме Павлова. Один из тех, кто там был. Про него писали. Для меня эта встреча у меня на глазах, – самое главное доказательство! Этот человек, с которым отец Кирилл встретился. Эта вот встреча. И военные доказательства – фотографии. Мне сразу стало наглядно и ясно – вот кто он такой, отец Кирилл в прошлом. Просто смеюсь над глупостью, когда пытаются кого-то обмануть. Когда, к примеру, тот лживый заказной фильм на НТВ состряпали. Показали участникам тех боёв фотографии восьмидесятилетнего отца Кирилла и спросили их:
– Кто это?
Те ответили: – Мы не знаем.
Вы какую фотографию показали? Где старый человек с бородой. Почему вы не показываете фотографии тех лет 1943-46 годов? Почему не показали ту, каким он в памяти у них остался? Покажите мне лет через пятьдесят фотографию моего одноклассника, и я его не узнаю. Тоже скажу: «Я не знаю этого дедушку»
Из рассказа отца Николая (Кравченко), мы можем понять, кто на самом деле является героем обороны Сталинграда. Это реальные свидетельства людей, познавших на себе глубину личности старца, значение не только его духовного подвига, но и подвига самопожертвования, мужества, героизма в страшные годы Великой Отечественной войны. Сейчас уже после кончины этого великого человека я хочу приоткрыть для читателя сокрытую тайну, до времени прикрытую выгодной версией советского правительства о якобы «защитнике Дома-Павлова» Якове Павлове или еще одной недавней версией прессы о том, что сержант Яков Павлов – отец Кирилл.
В своей работе я хочу раскрыть личность старца, рассказать многим, кто еще не знает об этом удивительном человеке - герое духа, жившем в наше время. Это человек, в котором сочетается гармония искренне любящего Родину – мужественного героя, и молитвенника старца. Пример его нравственной и высокодуховной жизни - пример для подрастающего поколения. Ведь, чтобы достичь высот в духовной жизни, нужен крепкий фундамент нравственности и моральных ценностей.
Вот такое свидетельство поведала духовное чадо батюшки, монахиня Вероника:
«Пришла ко мне сестра Никомилидия. Мама её из Сталинграда. Во время войны она работала в подвале разрушенного мелькомбината. Там бой был за каждый оставшийся ещё дом. Она работала через дорогу, где стоял тот дом Павлова. Они пекли хлеб для наших солдат, а из оставшейся муки лепёшки и под обстрелом, ползком переправляли их через дорогу к нашим солдатам, в окружённый немцами, обороняемый ими дом. Вот так старшая сестра мамы её погибла. Тогда мама этой инокини, взяв к себе сына убитой сестры, стала сама выпекать и переправлять лепёшки в тот дом. В дом к солдатам Ивана Павлова. Когда мать Никомилидия узнала, что архимандрит Кирилл тот самый сержант Иван Павлов, мой духовник, она попросила взять её с собой в Лавру. Сказала, что хочет с ним познакомиться.
Когда батюшка её увидел, то ни о чём её не расспрашивая, сразу сказал ей: «Иди ко мне. Я хочу поцеловать руки твоей мамы». Поцеловал ей руки. Он сразу в ней провидел, узнал. Кто она, откуда и чья дочь. И сказал ей ещё при этом: «Я целую твои руки так, и ты поцелуй руки своей мамы». Дал подарочек старенькой маме, передал и своё благословение».
Сегодня по причине появления разного рода спорных материалов о защитнике Дома-Павлова, периодически поднимается вопрос о переименовании Дома Павлова в Дом солдатской славы. Поставленный вопрос, о действительном герое обороны Сталинграда Иване Дмитриевиче Павлове хотят свести к полному упразднению. Ложные свидетельства, фальсификация никогда не имели долгого продолжения в истории. Ложь – не вечна и не всеобъемлюща. Еще в Священном Писании Сам Господь предупредил нас, остерегаться подобного: «Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях…» Так, дорогой читатель, Вы можете видеть, спустя полвека с героической обороны Дома Павлова в Сталинграде, на страницах моей работы собрались воедино свидетельства духовных чад, (многие из них уважаемые граждане нашей страны) свидетельствующих, о том, что защищал этот неприступный для немецких солдат бастион, всероссийский духовник и крепкий мужественный боец - старец архимандрит Кирилл Павлов.
Делится воспоминаниями об отце Кирилле протодиакон Николай Петрович Попович, заштатный клирик московского храма Образа Нерукотворного Спаса на Сетуни, фронтовик, участник сражения на р. Неман, много лет работал в Государственном Плановом Комитете РФ, занимал ответственные посты в Государственном Комитете по труду и заработной плате при Кабинете Министров СССР:
«…А Сталинградская битва? Когда нечем было воевать, когда всё держались чудом? Вспомните сержанта Павлова! В течение долгого времени маленькое отделение Павлова в пять-шесть человек держало оборону дома и не подпускало немцев. Что это? Чем объяснить? Ныне здравствующий духовник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Кирилл Павлов и есть тот самый легендарный сержант. Откуда у меня такая уверенность? Когда в 2000 г. нас священнослужителей собрали в Кремлёвском Дворце Съездов по случаю 2000-го юбилея христианства, маститый протоиерей Петр Бахтин, который недавно скончался, рассказал мне, что он как фронтовик, начал служить ещё в войну с Финляндией. Прошел всю Отечественную и в сорок пятом году вместе с будущим духовником Лавры поступал в Семинарию, которую только-только открыли в Новодевичьем монастыре. И там он узнал, что Павлову при поступлении чекисты пригрозили: «Если только скажешь, что ты тот самый сержант Павлов, то забудешь, обо всех своих звёздах и прочее. Держи язык за зубами». Что ж, понятное дело – в стране была атеистическая пропаганда. Чтобы герой войны - и стал верующим? Ну, и плюс к тому, личное смирение архимандрита Кирилла. Отец Петр знал его тогда очень близко…»
Изучив эту эпохальную историческую тему, исследовав немало свидетельств очевидцев и духовных чад, у меня появилось желание лично побеседовать, взять интервью у духовного чада старца Кирилла, Афонского старца, духовного писателя и иконописца иеросхимонаха Рафаила (Берестова), чтобы передать читателям фрагмент живого общения автора с духовным чадом отца Кирилла. (Приложение 1)
Глава 3. Божественное Призвание
3.1 Обретение Евангелия в развалинах Сталинграда
Основным переживанием солдата в то время стал вопрос: «Зачем эта страшная война и такие жертвы? Почему с нами случилось такое?» Эти мысли все время тревожили его душу, он долго искал ответа и чудесным образом обрел в развалинах Сталинграда.
Историю с найденным Евангелием отец Кирилл всегда рассказывал охотнее какой-либо другой. Ночной караул в Сталинграде…Город вымерший, превращенный в руины. Ни звука, ни души! И вот среди – апофеоза смерти, перед которым меркнут картины Верещагина, пришел в его жизнь свет Христовой Истины – Евангелие. Найденное среди обломков, обгоревшее, отсыревшее, оборванное, с выпавшими листочками.… Но драгоценное! Что творилось в душе героя, когда он листал ветхие странички, сейчас нам не постичь.… Но сам батюшка признавался, что получил, словно живительный бальзам. Он осознал Божественный Промысел великой войны. И сделал окончательный вывод, что война была следствием богоотступничества русского народа под действием безбожной власти. Тогда в его душе зародилось желание посвятить себя Богу, духовно преуспевать.
3.2 Массовое возвращение русского народа к православной вере
В тяжелое военное время началось массовое возвращение русского народа к православной вере. Война положила начало возвращения России к своим истокам: вере, исконной духовности и патриотизму.
Тогда советское руководство, понимая всю серьезность военных действий, осознавая, что может произойти в случае поражения, поняло, что возвращение России к православию является неизменным условием для победы.
Заглянув в историю, мы можем увидеть героическое прошлое наших предков, величайшие мировые сражения, выигранные нашими полководцами: Александром Невским, Дмитрием Донским, М. И. Кутузовым, А.В. Суворовым, адмиралами Нахимовым и Ушаковым неразрывно связаны с духовным составляющим нашей великой страны, с синтезом двух основополагающих качеств воина – веры и патриотизма. Во все времена для воинов был главным евангельский девиз: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»
Связь Армии и Церкви в России всегда была крепкой, но особенно усиливалась в периоды испытаний. Православная Церковь активно участвовала в жизни Отечества: освящались боевые знамена, проводились водосвятные молебны перед боями с окроплением святой водой воинов, участвующих в сражениях, служились панихиды о погибших воинах на поле боя. Вся православная Россия находилась в едином духовном порыве, соединенном с мольбой псалмопевца: «Бог нам Прибежище и Сила, Помощник в скорбех, обретших ны зело…»
На примере Великой Отечественной войны можно проследить некий духовный символизм: контрнаступление под Москвой, которое началось 5 декабря 1941 года, на следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, а закончилось к Рождеству Христову, - повернуло ход всей мировой войны. Официальная военная история считает началом Сталинградской битвы 17 июля 1942 года. Тогда передовые части 62-й армии генерала Колпакчи на реке Чир вошли в первое столкновение с авангардом 6-й армии Паулюса. Именно в этот день православные чтут память святых царственных великомучеников — царя-мученика Николая II вместе с царицей, детьми и верными слугами. Тогда была разрушена императорская Россия, теперь над страной вновь нависла смертельная угроза. Основные боевые действия Великой Отечественной войны были закончены 6 мая 1945 года, в день великомученика и Победоносца Георгия. Капитуляцию принял маршал Жуков, возивший в войну под крышей своего автомобиля образ Казанской иконы Божьей Матери. У русского философа и писателя И. Ильина есть такое высказывание: «Война есть не только потрясение, но духовное испытание и духовный суд»
До сих пор нашему народу не сказано во всеуслышание о том, как Пресвятая Богородица спасла Россию в Великой Отечественной войне... О том, что митрополит Гор Ливанских Илья стал горячо молиться за спасение России от погибели. Илия решил просить Божию Матерь открыть путь освобождения России. Для этого он спустился в каменное подземелье, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. После трех суток бдения ему явилась в огненном столпе, Сама Богородица и объявила, что он, как истинный молитвенник и друг России, избран для того, чтобы передать промысел Божий народу российскому. Богородица передала весть Илии: о том, что должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и отпущены из тюрем, должны начать служить. Хотят сдать Ленинград, но сдавать нельзя. Пусть вынесут чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой следует совершить молебен в Москве; затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу тоже нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит Илия должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Православной Церкви и советским правительством и передал им все, что было определено. Верховный Главнокомандующий Иосиф Виссарионович Сталин и сам понимал, в чьих руках победа русского воинства над немецкими оккупантами. Всем известно его обращение ко всему советскому народу 3 июля 1941 года, которое он начинает со слов Братья и сестры! – слов, объединяющих всех людей во Христе. (В православном вероучении все православные верующие между собой братья и сестры. Господь – Вседержитель и Отец. Пресвятая Богородица – Мать и Заступница). Поручение митрополита Илии был выполнено в точности. В Ленинграде, Москве, Кенигсберге (Калининграде) были проведены Крестные ходы с Казанской иконой Божьей Матери. В Сталинграде непрестанно служились молебны у чудотворной иконы. Она находилась на правом берегу Волги среди наших войск, и немцы так и не смогли перейти реку.
Повсеместно по приказу Правительства были открыты храмы, монастыри, духовные академии и семинарии, священники начали служить, прошли многочисленные крестные ходы и молебны. В Священном Писании есть такие слова: «…Коня приготовляют на день битвы, но победа от Господа» .
3.3 Выбор дальнейшего пути. Новая жизненная позиция. Продолжение военной службы
Продолжая читать Священное Писание, Иван вскоре должен был сделать выбор, отстоять свою новую жизненную позицию. Ведь наряду с другими героями Сталинградского сражения, ему надлежало вступить в ряды Коммунистической Партии. О желании или нежелании никто не спрашивал. Заговорить пришлось самому, что членство в партии для него неприемлемо по религиозным соображениям. В ответ он получил резкий отпор от политрука. Начальство даже просило показать, какую такую книжку он нашел, но солдат книжку не выдал… Все ухищрения и попытки начальства не увенчались успехом, мужественный боец, мужественно проявивший себя в боях за Родину, самоотверженно выстоял еще один бой за свою веру и свои убеждения.
Из свидетельства профессора, доктора медицинских наук Александра Викторовича Недоступа: «После всех убеждений ему сказали, что он пойдет в десант. А десант – это тот же, по существу, штрафбат, те солдаты, которые сидели на броне танка, штурмуя первыми неприступные укрепления противника. Они всегда шли первыми в атаку и в основном погибали. Так Иван Павлов из уважаемых, особо отличившихся бойцов, из героев был одним росчерком пера вычеркнут и отброшен в число осужденных без суда, проштрафившихся. При заступничестве Богородицы, спасавшей не раз сержанта Ивана Павлова, нашлись среди начальства добрые люди, которые отклонили потом гибельное решение. Отписали его из этой части. Это я от него самого слышал. Так, милостью Божьей, он остался жив».
А дальше следовало долгое продолжение воинской службы сталинградского солдата-героя. Последовало участие в Будапештской оборонительной операции (29.10.1944-13.02.1945 гг.), которая положила прорыв немецкого рубежа «Маргарита» и обеспечила свободный выход к новому рубежу – озеру Балатон.
С 06.03.1945-16.03.1945 гг. служил в самоходных механизированных войсках Балатонской оборонительной операции (операция «Весеннее пробуждение»), на территории Венгрии. Много лет спустя, батюшка вспоминал те кровопролитные бои: «Наш самоходный полк прошёл Румынию, попал в Венгрию. Сильные бои были возле озера Балатон. Потеряли 20 самоходок, но мне с Евангелием было не страшно…»
С 16.03-15.04.1945 г. - принимал участие в Венской наступательной операции, а с 06.05-11.05.1945 г. – в Пражской наступательной операции.
Победа застала героя в Австрии, в одной из долин Альпийскихгор. Было утро 9 Мая. И вдруг, как огромная волна, пронеслось: «Победа!». Что тут началось! Люди салютовали из всех видов оружия, кричали «Ура!», «Победа!». Войну сержант Иван Павлов закончил в офицерском звании лейтенанта. Демобилизовали легендарного фронтовика в 1946 г.
За героический подвиг обороны Дома-Павлова в Сталинграде награжден высшей наградой СССР орденом Ленина, званием Героя Советского Союза медалью «Золотая Звезда» (Приложение 2) орденом Отечественной войны 2 степени, орденом «Красной Звезды», медалью «За отвагу», медалью «За оборону Сталинграда» и другими медалями.

Глава 4. Духовный ориентир. Получение духовного образования
4.1 Искреннее желание посвятить себя Богу.
Обучение в Московской Духовной Семинарии
Первоначально после демобилизации будущий лаврский духовник работал на топливной базе в Москве на Рогожском валу. А однажды, зайдя в Елоховский собор, он с радостью узнал, что в Новодевичьем монастыре открыли духовную семинарию. Поехал туда прямо в военном обмундировании. Проректор, отец Сергий Савинский, встре¬тил его очень радушно и дал программу испытаний.
7 августа 1946 года отец Кирилл подал прошение на зачисление в Богословский институт, в котором говорится: «Прошу зачислить меня в состав учащихся для допущения сдачи испытаний на 1 курс начальной богословской школы, так как у меня было и есть желание учиться в Духовной семинарии и быть Христовым служителем и потрудиться на этом добром поприще для блага и добра верующих, ибо я сам это испытал на себе, будучи без духовной пищи и во время учёбы и фронта. Я всегда ощущал себя невесёлым, чего-то мне не хватало. И я не знал чем себя утешить и только когда у развалин одного дома в 1943 году я нашёл Евангелие и стал его читать, то я стал ощущать приток жизнерадостности и всего того доброго и скромного, чего некогда ожидал в своей душе. И у меня тогда появилось желание пойти учиться в Духовную Школу, хотя и не знал, есть ли они или нет. Обязанности пастыря я уважаю и ценю, как один из добрых и полезных трудов, хотя и понимаю, что труд тяжёлый. Прошу допустить меня до приёмных испытаний». Вскоре Ивану Дмитриевичу прислали извещение, о том, что его приняли в ряды семинаристов. Позднее отец Кирилл вспоминал: «Тогда я уже шинель снял и в фуфайке поехал. И все мы, кто там тогда был: кто, как и я, с фронта пришёл, кто с угольных шахт, были испытанные жизнью…».
С самого начала обучения, по словам педагогов, семинарист отличался скромностью, постоянной молитвой и частым посещением Богослужений. После окончания первого класса проходил послушание в Псково-Печерском монастыре с 27 июня по 27 августа 1947 года, нес клиросные и общие послушания. Постепенно студент И. Павлов начинает обращать на себя внимание начальствующих. Один из воспитателей духовной школы отмечал, что он сильно отличался от других семинаристов в строгом отношении к себе, много уделял времени строгому посту и молитве. «Память, о том времени пребывания в Новодевичьем монастыре осталась у меня на всю жизнь...» - вспоминал старец.
4.2 Московская Духовная Академия. Монашеский постриг.
Лаврские послушания
В 1950 г., молодой человек успешно окончил духовную Семинарию. Выпускникам были вручены аттестаты и Библии с памятной надписью. Иван Дмитриевич, имел сокровенное желание продолжить обучение и поступить в Московскую Духовную академию. Успешно окончил Академию в 1954 г., со степенью кандидата богословия, представив работу «Учение о Таинствах, в творениях отцов Церкви I-II вв. христианства» (Загорск, 1954. 103 с.) В этом же году выпускник Академии Иван Павлов пишет прошение наместнику Лавры архимандриту Пимену (Извекову), (будущему Патриарх Московскому и Всея Руси) о давнем влечении к иноческому образу жизни и просит принять его в число послушников братии монастыря. Знаменательно, 22 июня 1954 г. в день начала Великой Отечественной войны, архимандритом Пименом послушник Иван, герой обороны Сталинграда, был пострижен в монашество с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белоезерского. Так монашеские именины батюшки теперь навсегда совпали с датой начала Великой Отечественной войны, как знак начала им новой духовной войны с силами тьмы.
В день рождения монаха Кирилла, на память преподобного Сергия Радонежского митрополит Ростовский и Каменский Вениамин (Федченков) в Успенском Соборе Лавры рукополагает его в сан иеродиакона. А в день памяти преподобного Никона Радонежского, 30 ноября того же года епископ Псковский и Порховский Иоанн (Разумов) рукополагает его в сан иеромонаха.
С момента пребывания в Троице-Сергиевой Лавре, начался многолетний молитвенный подвиг отца Кирилла. Со смирением, непрестанным духовным деланием, имея всегда на устах слова Иисусовой молитвы, он проходил все возложенные на него монастырские послушания. Вначале был пономарём (1954-1956), казначеем (1956-1985), а впоследствии стал братским духовником. 30.10.1959 г. – епископ Дмитровский Пимен (Извеков) возводит иеромонаха Кирилла в игуменский сан, а через 6 лет 07.10.1965 – во внимание к усердным трудам на благо Христовой Церкви патриархом Московским и всея Руси Алексием I возведен в сан архимандрита. На протяжении всего пастырского пути архимандрит Кирилл был удостоен множества церковных наград. Награжден набедренником, наперсным крестом, крестом с украшениями, а также церковными орденами: св. равноапостольного князя Владимира IIIстепени, преп. Сергия Радонежского I степени.
4.3 Подвиг старчества. Всероссийский духовник и молитвенник.
Старца Кирилла называют всероссийским духовником, а также духовником трёх Патриархов. Действительно, за свою любовь и ревностное служение, он снискал уважение и преданность не только православных мирян и духовенства, но и Предстоятелей Церкви. У него исповедовались патриархи Алексий I, Пимен, Алексий II. Тысячи духовных чад, обретавших в старце молитвенника, духовную опору, стекались к нему за советом и наставлением. В Лавре, а впоследствии в подмосковном Переделкине, можно было встретить не только мирян, но и седовласого архиерея, заслуженного протоиерея и простого мирянина. Никто не уходил расстроенным и огорченным, но всегда утешенным и ободренным. Знаменитый русский писатель-драматург Ф.М. Достоевский говорил: «…нет большего счастья для русского человека, чем плакать на груди у старца».
Отец Кирилл в наше время, явился продолжателем традиций духоносного старчества на Руси. Как великий старец преп. Серафим Саровский, батюшка всегда ободрял словами, наполненными светлой радости и любви: «Радость моя! Христос Воскресе!». Каждому старец дарил частичку своей любви. Никогда не отпускал кого-то не утешенного, без угощенья или подарка, подобно Саровскому старцу, раздававшему сухарики из своего чугунка. Всегда наставлял очень чутко и мудро, иногда даже в рифму, как в 19-м веке наставлял своих чад старец Амвросий Оптинский. Своей молитвой и духовной жизнью архимандрит Кирилл собирал вокруг себя всех жаждущих наставления и поддержки, как некогда основатель древней Свято-Троицкой Лавры, духовный наставник всех монашествующих.
В 2003 г. архимандрита Кирилла разбил инсульт, который обездвижил старца. Его внезапная болезнь, стала настоящим ударом для огромного количества духовных чад. Но старец, несмотря на тяжкую болезнь, непрестанно творил Иисусову молитву, едва заметно шевеля губами. Творил её за всех своих чад, за нас с вами, за всю Россию. Один греческий епископ, посетив больного старца, сказал, что архимандрит Кирилл ныне распинается на страдальческом кресте – один за всю Россию.

4.4 Преемственность преподобного Сергия Радонежского – старцу архимандриту Кириллу Павлову.
Старца архимандрита Кирилла по праву можно сравнить с преподобным Сергием, игуменом Радонежским. Почему? Скажете вы. Давайте поразмышляем над этим вопросом вместе, основываясь на историческом прошлом нашего Отечества.
Начнем с того, что преподобный Сергий Радонежский и архимандрит Кирилл начинали свое ответственное служение в самое тяжелое для нашей страны время. Преподобный Сергий во время страшных татаро-монгольских нашествий, старец архимандрит Кирилл, будучи храбрым воином, во время стремительного нападения фашистских захватчиков на территорию России.
Главной особенностью духовного подвига двух русских старцев- подвижников стало величайшее смирение. Из жития преп. Сергия мы знаем, что митрополит Московский Алексий перед кончиной призвал игумена к себе, видя его своим преемником на святительской кафедре. Но преподобный по своему смирению, отказался от этой должности, сославшись на недостоинство такого высокого духовного чина. Подобно преподобному Сергию, отец Кирилл не стремился к высоким духовным званиям и наградам. Ведь он бы мог стать архиереем, возглавлять свою епархию, заседать в высшем церковном совете. Совершив легендарный героический подвиг под Сталинградом, со смирением он принял обет молчания, остерегаясь мирской славы, считая её губительной, прежде всего для спасения души.
Когда наша Отчизна переживала политические неурядицы, раздоры князей, нашествия татаро-монгольского ига посреди огромного лесного массива недалеко от Москвы раскинулся Свято-Троицкий монастырь. В этом монастыре нес свой молитвенный подвиг игумен Земли Русской - преподобный Сергий Радонежский. Его авторитет в княжеских кругах, духовные наставления и непрестанная молитва являлись настоящей удерживающей силой в борьбе с внутренними и внешними врагами России.
На примере духовной жизни отца Кирилла мы можем видеть, как и в наше время в древнюю Свято-Троицкую обитель притекало огромное людское множество, монашествующие, высокие духовные чины, за советом и благословением. Именно со старцем патриархи Пимен и Алексий II решали сложные церковные вопросы, касающиеся церковного управления, считая его своим духовным.
Интересен духовный символизм в жизни батюшки. Рождение совпало с памятью преп. Сергия Радонежского (8 октября). Монашеское имя было дано в честь преп. Кирилла Белоезерского – ученика преп. Сергия Радонежского. Рукоположение в иеромонахи, произошло 30 ноября в день памяти преп. Никона Радонежского, любимого ученика преп. Сергия.
Тема защиты Отечества, проходит золотой нитью через жизнь, как преподобного Сергия, так и старца архимандрита Кирилла. Преподобный Сергий благословил князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву и дал ему в помощь двух монахов-схимников Александра Пересвета и Андрея Ослябю. Пламенно молился за русских воинов, и благословил на их ратный подвиг.
Архимандрит Кирилл, являясь легендарным защитником Дома Павлова в Сталинграде, особенно благоволил к духовным чадам, совершающим военную службу Отечеству, считая это особенным служением и особенным подвигом.
Примечательно, то, что оба старца почитали и любили своих родителей. Преподобный Сергий дождался упокоения своих родителей, прежде чем уйти в монастырь. А старец Кирилл, постоянно приезжал на Родину, посещал могилы своих родителей, служил заупокойные панихиды и помогал восстановлению храма в родном селе.
Итак, как в древней Руси, собирателем Русских земель, смиренным старцем, пламенеющим молитвенником был преподобный Сергий, в наше время им стал старец архимандрит Кирилл, уже с рождения получивший венец избранничества и благословение преподобного Сергия на духовное служение под сенью Лавры.
20 февраля 2017 г. на 98-году жизни, старец Кирилл, принявший великую схиму с именем Адам, отошел ко Господу. Упокой, Господи, преставльшегося раба Твоего архимандрита Кирилла, в селениях праведных учини, в недрах Авраама упокой и с праведными сопричти, и нас помилуй яко Благ и Человеколюбец.
4.5 Заключение
В заключение своей исследовательской работы, хочу подвести итоги. Целью моей работы было исследование жизненного пути архимандрита Кирилла (Павлова) как легендарного защитника Отечества и духовного наставника православных верующих и духовенства. Стараясь привлечь внимание читателя, я постаралась раскрыть наиболее точно и подробно жизненный путь архимандрита, а именно рассказать о его героическом подвиге в Доме Павлова в Сталинграде. Очень важным аспектом стало подчеркнуть важнейшую роль старца в духовном наставлении не только простых людей, духовенства, но и Предстоятелей Церкви.
Расширив свой исторический кругозор, можно проследить героический подвиг командующего обороной Дома-крепости в Сталинграде сержанта Ивана Дмитриевича Павлова. Представить живую картину тех страшных боев за каждый дом, за каждую высоту помогают воспоминания очевидцев, непосредственно командиров легендарного сражения, генерала А. И. Родимцева, А.И. Еременко, В.А. Чуйкова. На основе воспоминаний и исторических материалов, а также лично услышанных свидетельств в работу вошли характеристики черт воина-героя Ивана Павлова и старца-духовника архимандрита Кирилла.
Кто же всё-таки защищал тот непреодолимый бастион- Дом Павлова? Полемика вокруг этого вопроса не утихает, хотя герой уже давно выбран строгим отбором коммунистов. Но остаются лишь тут и там разрозненные свидетельства, непредставляющие из себя четкого и подробного текста, с пояснением для широкого круга читателей. Я надеюсь, что моя работа послужит разъяснением для всех сомневающихся, а может, заинтересует профессиональных историков и сподвигнет к более детальному расследованию этого спорного вопроса.
Продолжением моей работы станет исследование интернет - ресурсов, баз памяти и воинской славы, формирование на них более полной информации о героической обороне Дома Павлова – сержантом И.Д. Павловым, проведение открытых музейных уроков на тему обороны Сталинграда, с привидением соответствующих доказательств.
Список использованной литературы
1.Бессмертный полк России// Павлов Иван Дмитриевич [Электронный ресурс] URL: http://moypolk.ru/node/449347 (дата последнего обращения 30.12.2017)
2.Библия// Новый и Ветхий Завет, М., Международный Издательский Центр Православной Литературы, 1994 – 1008 с.
3. Ерёменко А. И. Сталинград: участникам великой битвы под Сталинградом
посвящается, М.: АСТ: Хранитель, 2006. – 556 с.
4.Ерёменко А.И. Служба Родине 1941-1945/ Военные мемуары М., Вече, 2015, 352 с.
5.Жуков Г. К. “Воспоминания и размышления”, М., изд. АПН, 1975 г., 640 с.
6. Ильин И.А. Духовный смысл войны. М., Типография И.Д. Сытина, 1915 г.
7. Кузнецов Виктор свящ., Духовник. Архимандрит Кирилл Павлов, М., 2013- 432 с.
8.Кузнецов Виктор свящ., Старец. Архимандрит Кирилл Павлов, М., 2012- 432 с.
9.Кузнецов Виктор свящ., Батюшка, М., Свет Православия, 2017 - 512 с.
10. Кузнецов Виктор свящ., В. Дударев, Ближе к Богу// Сборник статей, очерков, М.,
Российский писатель, 2003 – 303 с.
11. Малеев Михаил, прот. Старцы XX столетия, М.,Братцевский благовестник, 2010, 280 с.
12. Малеев Михаил прот.; Герои Родины священнослужители - участники войны ХХ столетия. Рассказы и биографические справки. М., 2007 – 168 с.
13.Монахиня Наталья (Аксаментова). Тихий свет подлинности. К 90-летию архимандрита Кирилла (Павлова) // Православие и современность. Саратовские епархиальные ведомости. 2009. № 12(28) С. 60.
14. Нам целый мир пустыня, Отечество нам… Сергиев Посад. Воспоминания выпускников первых послевоенных курсов МДА // Встреча. Ежеквартальный студенческий православный журнал Московской Духовной Академии и Семинарии и Международного Фонда единства православных народов. 1999. № 1(10).

15.Павлов Кирилл, архим., «Я шёл с Евангелием и не боялся…» [Электронный ресурс]// URL: https://azbyka.ru/propovedi/ya-shel-s-evangeliem-i-ne-boyalsya-sxiarximandrit-kirill-pavlov.shtml(дата последнего обращения 01.12.2017)

16. Православный образовательный журнал «Виноград» №3(23), май-июнь – М., 2008.

17. Православный журнал Покров (свидетельства протоиерея Виктора Кузнецова) №5(533) - М.,2015 г.
18. Родимцев А.И. Гвардейцы стояли насмерть / Военные мемуары М., Вече, 2015, 288с
19.Трофимчук М. Х. Академия у Троицы. Воспоминания о Московских духовных школах. М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2006, 250 с.
20.Цыпин Владислав, прот., История Русской Церкви (1917–1997) М., Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2003 г., 540 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top