А.Д. Шкатова

 

Введение

Взгляд на себя со стороны, глазами «другого», - невероятный дар, который позволяет нам заметить то, что обычно ускользает от нашего внимания в довольном самолюбовании своими «особенностями» или болезненном самобичевании своих «недостатков». Когда мы говорим об истории своей страны, нации, подобную возможность предоставляют нам иностранцы, поверхностно или досконально записавшие свои впечатления от путешествия по России. В истории же нашей страны трудно найти сюжет, вызывающий столь же пристальный интерес и настолько противоположные оценки, как эпоха Ивана Грозного.
Одними из самых важных и подробных источников по истории России XVI века можно назвать записки и путевые заметки английских послов в Московском государстве, а также их переписка с Эдуардом VI и королевой Елизаветой. Причины столь пристального интереса англичан к внутриполитической жизни нашего государства лежали в экономической сфере: в 1554 году Общество лондонских купцов начало торговые операции с Россией через устье Северной Двины. Следствием этого было установление постоянных англо-русских дипломатических отношений, произошедшее сравнительно поздно, несмотря на то, что еще в XI веке великий князь Владимир Мономах взял в жены английскую принцессу Гиту Уэссекскую, чья кровь текла в последующих поколениях Рюриковичей. Упомянутое общество купцов ("The Company of Merchant Adventurers to New Lands ") создавалось с целью расширения торговых связей Англии. Спрос на английские товары в Европе заметно снизился, возникла необходимость в новых рынках для их сбыта.

Весной 1553 года во главе с мореплавателями Хью Уиллоби и Ричардом Ченслером на Северо-Восток от Британских островов была отправлена торговая экспедиция. Пройдя путь из Северного в Норвежское море, она попала в шторм и разделилась. По окончании шторма, Ченслор оказался далеко на востоке. Безуспешно прождав полмесяца корабли Уиллоби, мореплаватель сделал отважный шаг - двинулся дальше. Вскоре, достигнув Холмогоры (ныне Архангельск), бросил якорь у монастыря Святого Николая. Жители довольно радушно приняли чужеземцев, но вести торговлю без разрешения государя отказывались и послали к нему гонца. Узнав о заморских купцах, Иван Грозный пригласил Ченслора в Москву, где тот вручил ему грамоту Эдуарда VI. Примечательно, что при составлении грамоты использовались три языка, но ни один из них не был русским.
Англичане не знали, кого найдут на Севере, поэтому и грамота адресовалась владыке "неизведанной Полярной империи".
Несколько месяцев, что Ченслор провёл в Московии, он изучал народ, культуру, законы и обычаи Руси, оставил записки о них.
Весной 1554 г. поморами были найдены 63 окоченевших тела на двух торговых судах капитана Уиллоби. Весь экипаж, включая его самого погиб.
Из записей в судовом журнале стало ясно, что корабли унесло в Белое море, где осенью они бросили якорь на губе реки Варзина, что на Кольском полуострове, где их впоследствии и нашли. Мореплаватель писал о намерении перезимовать здесь и о том, что разведчики, отправленные им на берег, нигде не нашли ни людей, ни поселений. Известие о гибели английских моряков дошло до московского царя, а позже и до Ричарда Ченслера, попросившего Ивана Грозного вернуть им товар. По возвращении в Англию, Ричард Ченслор получил награду за свое открытие, а так же вместе с Себастьяном Каботом (член общества
английских купцов) встал во главе "Московской компании" (компания для торговли с Русью и другими северными странами). Так начался выгодный для обеих стран торговый союз.
Англо-русская торговля позже дала благоприятные плоды: когда Россия вступила в Ливонскую войну (1558-1583), Англия снабжала Московию порохом, свинцом и металлами для изготовления оружия. Та, в свою очередь, поставляла королевству древесину, необходимую ей для борьбы за морское господство с Испанией. К сожалению, "первооткрыватель" рынка сбыта в Русском царстве не застал его расцвета: в 1555 году Ричард Ченслор (уже как официальный посол) снова приплыл в Россию, чем обрадовал царя, которому очень полюбился. Однако на обратном пути мореплаватель погиб в кораблекрушении.
После Ченслора королева Елизавета неоднократно направляла в Россию своих представителей, которые так же сохранили на бумаге свои впечатления о нашей стране: Антон Дженкинсон в период с 1557-1571 гг.; Фома Рандольф в 1568-1569 г.; Даниил Сильвестр в 1575-1576 г.; Джером Баус в 1583-1584г.; Джером Горсей жил в Московии с 1572-1590 гг., лишь изредка покидая её на время; Джильс Флетчер с 1588-1609 гг.
Именно эти записи, анализ их содержания и стиля и станут предметом данного исследования.

 

 

 

 

 

Природа. География
Русская природа, климат России – первое, на что обращают внимание английские путешественники: "От одного взгляда на зиму в России можно почувствовать холод" . Времена года в этих краях удивительно контрастируют между собой: зимой тишина и все кругом покрыто снегом, летом же жизнь кипит на зеленых лугах и лесах. "Трудно отыскать другую страну, где бы можно было путешествовать с большим удовольствием" . Ранее Русь состояла из множества отдельных княжеств, однако сейчас, они объединены в Московию. Само Московское княжество лежит на плодородной почве, её местоположение весьма удобно для торговцев и разного рода путешественников .
Столица государства - Москва также находит своё место в записках путешественников. "Вид этого города имеет очертание кругловатое с тремя большими стенами, окружающими одна другую, между коими проведены улицы". Большая часть строений в Москве, которых более сорока тысяч, из дерева. Во избежание пожаров, крыши таких домов покрываются землей. Зажиточные горожане имеют, помимо деревянного
дома каменный, в котором живут летом. В центре города стоит красивая крепость - Кремль. Его стены высоки и говорят, что их ширина около 18 футов (5,5 метров). В Кремле находится царский дворец, церкви, всевозможные ремесленные лавки и главные рынки в городе. Зимой там устраивают большую ярмарку, где торгуют хлебом, глиняной посудой и санями .

Царь и его двор. Царь и подданные
Резиденция монарха столице далека от роскоши и мало чем смогла привлечь к себе внимание Ченслора. Внутри и снаружи дворец выглядит без изысков . Совсем другое дело - приемы и обеды, устраиваемые государем. Порой на них собираются несколько сотен гостей из других стран, царские вельможи в золотых платьях. "Никогда я не видел столь пышных людей; но это вовсе не ежедневное их одеяние: когда нет случая, их обиход посредственен" . Все столовые приборы, кубки, соусники и блюда из чистого золота; столы еле выдерживают столь огромное количество блюд и деликатесов, подаваемых на таких мероприятия .
Пока в царских палатах нарядные гости правителя в атмосфере роскоши вкушают изысканные кушанья, где-то на холоде, простолюдин борется за выживание. Тяжелее всего беднякам и нищим: среди них высока смертность от голода и эпидемий. Хлеб для этих людей - роскошь, так что приходится питаться кореньями, соломой и древесной корой . Разрыв между высшим и низшим сословиями невероятно велик: "У царя чрезвычайно много золота и серебра в его казне, но большая часть его подданных не отличит жестянки от кроны, золота от меди; они так угнетены" . Бояре, купцы, зажиточные ремесленники нисколько не заботятся об умирающих на улицах, хоть первые и имеют над ними неограниченную власть. Бедняков кормят лишь монастыри, но они же собирают с них денежные пожертвования . "Нет народа в свете, думаю, который бы жил так нищенски, как живут здесь бедняки" . Страдают крестьяне также от дурного обращения, грабежей со стороны государства и каждый живет в боязни. Многие, находясь в отчаянии, предпочитают тюрьму свободе, порой нарочно попадают туда, чтобы не умереть от голода. Подобные обстоятельства способствуют процветанию воровства и мошенничества.
Что касается системы правосудия, то в Московии, если человек преступает закон один или два раза, он не может быть повешен как в Англии, ему грозит лишь тюремное заключение и побои; смертная казнь допустима только после третьего преступления . Судебные жалобы отсылаются прямо в руки к Царю, он и выносит окончательный приговор. "Это очень похвально, что такой государь берет на себя труд смотреть за отправлением правосудия" . Впрочем, его подданные часто стремятся обмануть его и злоупотребляют своими возможностями. Однако Ченслор отмечает: если кого-то уличат в подобном, он будет наказан по всей строгости .
"Здешний царь чрезвычайно могуществен…, народ свой держит в большом подчинении" , - иностранные хроникёры восхищаются величием и могуществом русского монарха. Князь внешне привлекателен, остроумен, безжалостен и талантлив, чрезвычайно религиозен, его авторитет непререкаем и для "верхушек" и для "низов" . Если великий князь "окрестит" бранным словом своего боярина, тот должен будет не стричь волосы, чтобы все знали о его позоре (бояре всегда коротко стрижены) . Иван Грозный жесток с теми, кто смеет его оскорбить. Но известен случай, когда царь не только не расправился с наглецом, но еще и наградил его.
Джером Баус, известный своим взрывным характером, посетил Россию в качестве посла Елизаветы. Царь, будучи не в себе, нелестно высказался о королеве. Задетый за живое, англичанин грубо отвечал Его Величеству, вполне осознавая опасность своих слов. Монарх в гневе велел выгнать Бауса из дворца, однако, когда тот вышел, царь внезапно "сменил гнев на милость". Он похвалил своим советникам посла, который "не допустил ни одного обидного слова о своей государыне". Также Иван Васильевич высказался в том духе, что был бы рад иметь слуг, подобных Баусу . После этого случая Князь повысил жалованье английскому послу .
Что касается прославленной жестокости и кровожадности монарха, английский посол лишь то, что "царь немного забавляется соколиной охотой, травлей зверей, музыкой и тому подобным" . Подробнее о необычных нравах государя и их возможных причинах писал английский дипломат Джером Горсей. Прожив в России несколько лет, он стал очевидцем многих событий, произошедших за это время в стране. Англичанин описывает изощренные наказания и жесточайшие допросы, проводимые царем, который "жил в постоянном страхе и боязни заговоров и покушений на свою жизнь" . Нельзя сказать, что Грозный боялся напрасно, поскольку заговоры против него и в самом деле строились . Так заговорщиков или просто провинившихся, по словам Горсея, забивали до смерти, резали, сажали на кол, отдавали на поругание стрельцам (женщин), скармливали псам или медведям. "Царь наслаждался, купая в крови свои руки и сердце", что породило ненависть к нему во всем государстве и увеличило число заговоров . Как оказалось, царь, который держит всех в страхе, сам, удачно это скрывая, испытывает страх. Углубляясь в свою боязнь измен и покушений, великий князь настойчиво просил политического убежища у Королевы Елизаветы, в случае необходимости . На протяжении нескольких лет, вплоть до своей смерти, он добивался своего и, вероятно, женился бы на Марии Гастингс (родственнице королевы), но умер . Королева, боясь, с одной стороны, потерять выгодные условия почти беспошлинной торговли с Россией, с другой, опасаясь реакции других стран, очень осторожно и вежливо избегала в письмах темы военного союза и давала на этот счёт строгие инструкции своим послам .
Возвращаясь к отношениям царя и его народа, Ченслор говорит о том, что монарх выходит на прогулки со своими подданными и для него истинное удовольствие устраивать обеды, принимать гостей. За свою жизнь успел он сделать много добрых и злых дел. Несмотря на скверный их характер, деяния эти, несомненно, были великими: "Нет христианского государя, которого бы больше боялись и больше любили, чем этого" .
"Царь Иван Васильевич превосходит своих предшественников…, он боится своих неприятелей не больше, чем сокол жаворонка" . Военные успехи в борьбе с татарами, самоедами, шведами, поляками и прочими народами, значительно расширили его владения.
Восхищают автора и сами царские воины: люди и лошади содержатся в худших условиях, но "несмотря на все это русский работает и служит очень хорошо" . Армия состоит из одних стрельцов и кавалерии, военную службу несут только дворяне и боярские дети.

Народ и его нравы
Ченслор пишет: "Я думаю, что под солнцем нет людей, способных к такой суровой жизни, какую ведут русские" . Русские крайне суеверны. "Употребляют они во зло изображение креста". Христиан иных течений они считают лишь наполовину христианами . Во время церковного чтения "народ сидит и болтает" . Люди едва понимают, что им читают: "Когда же священник совершает службу, никто не сидит, а все гогочут и кланяются, как стадо гусей" . Не ускользает от внимания и активное участие церкви не только в духовной, но и в экономической жизни страны: "Здешние монахи не уступят никому из русских в торговле", церковь имеет земли и кораблей почти столько же, сколько и сам князь, который закрывает глаза даже на взяточничество в среде духовенства . Обычай "битья челом о землю" чужд приверженцам англиканской церкви: "Некоторые стараются иметь шишки на лбу… величиной с яйцо". Набожно осенять себя крестным знаменем, считается здесь в порядке вещей. "Еще не было бы так прискорбно, если бы они вместе с тем не уверяли, что в этом именно заключается религиозная преданность…" . Также путешественник обращает внимание на то, как русские поклоняются образам и берегут их, храня с великой осторожностью, имеют в год много постов, в которые не едят мяса и не употребляют молока с маслом . Когда человек умирает, его обряжают в саван, кладут в гроб и в правую руку священнослужителем вкладывается удостоверение в том, что покойник на самом деле христианин . "Повешенные, обезглавленные и т. п. не получают свидетельств; удивительно, как их принимают в рай без паспорта" .
По праздникам русские много пьют, едят и гуляют: "Пить - приятнейшее для них дело" . Празднества часто длятся по несколько дней: "Пьют они день за днем, и это не считается у них порочным или позорным" . Свадьба - один из важнейших праздников в жизни русского человека. Брак для верующего человека предопределяет всю его последующую жизнь. Неизвестный англичанин при дворе пишет, что брачный обряд у русских нисколько не торжественен, а "в высшей степени отвратителен": "Когда слюбятся обе стороны, жених посылает невесте сундучок или ящик, в котором лежат: кнут, иголки, нитки, шелк, холст…, давая ей понять этими подарками: кнутом - если оскорбит мужа, то будет бита им; иголками, нитками, холстом - что она должна прилежно заниматься шитьем" . Невеста, в свою очередь, посылает жениху рубахи и платки, сшитые ею же. Существует обычай, по которому невеста должна сопротивляться и плакать, когда её ведут в церковь для венчания. Когда венчание состоялось, устраивается "попойка", которая длится еще три дня. В течение этих дней молодоженов называют "князем" и "княгиней", независимо от их социального положения в обществе .
Семейная жизнь, привычная в Московии и далекая от европейских стандартов, тоже заслуживает особого внимания. Флетчер пишет: "В обращении со своими женами мужья обнаруживают варварские свойства, обходясь с ними скорее как со своими прислужницами, нежели равными". Хороший муж из благих побуждений бьет свою жену каждую неделю тем самым кнутом, что он подарил ей, будучи женихом. Бедные женщины, как ни странно, совсем не против: бьет - значит любит .
"Держат своих жен они взаперти": женщинам позволяется выходить из дома для посещения церкви и визитов к подругам.
Муж, разлюбивший жену, может бросить её под видом благого намерения, постригшись в монахи .
Русская национальная кухня богата рыбными и овощными блюдами, так как русские часто постятся. Европейцам нелегко понять, как "бедные люди" в России могут добровольно питаться таким отвратительным блюдом как соленая сельдь: "Нельзя найти более вонючей и гнилой рыбы, а они с удовольствием едят её, похваливая" . Что касается напитков, квас сравнивается с "грошовым элем", зато медовуха, березовый сок и малиновая настойка оставляют в сердцах гостей лишь положительные чувства .
Внешне русские высоки и полны, любят отпускать бороду. Их лица темны и болезненны, хотя сами люди имеют крепкое здоровье. "Вы нередко увидите, как они выбегают из бань в мыле и, дымясь от жару, как поросенок на вертеле, кидаются нагие в реку или окачиваются холодной водой, даже в самый сильный мороз" . В суровых условиях и мужчины и женщины рано стареют. Женщины скрывают грубые лица за слоем белил и румян. Это не считается непотребным, а наоборот - в большой моде: "Таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда её смоют… Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски…, как будто около их лиц выколачивали мешки с мукой" .
О характере русских Ченслор и Дженкинсон пишут: "Нигде нет такого разврата и пьянства, а так же и по насилиям своим это самый отвратительный народ в мире" , "этот народ по природе своей склонен к обману, только сильное битье обуздывает их" , "они болтуны и великие лжецы" . Английский дипломат Джильс Флетчер проявляет большую объективность и пытается объяснить столь неприглядные национальные черты: вечно пьяные, ленивые и лживые русские простолюдины, живущие в поисках пропитания, – лишь продукт дворянских репрессий. Некогда эти люди были умелыми торговцами, опытными ремесленниками и трудолюбивыми рабочими. Страх и отсутствие свобод породили тысячи рабов. "Такие действия можно бы было сколько-нибудь извинить, если б они не налагали особый отпечаток на самый характер жителей. Видя грубые и жестокие поступки с ними всех главных должностных лиц и других начальников, они так же бесчеловечно поступают друг с другом, особенно со своими подчиненными и низшими, так что самый низкий и убогий крестьянин (как они называют простолюдина), унижающийся и ползающий перед дворянином, как собака, и облизывающий пыль у ног его, делается несносным тираном, как скоро получает над кем-нибудь верх. От этого бывает здесь множество грабежей и убийств" .
Его вывод звучит, как приговор: обладающий хорошими умственными способностями, этот народ никак не развивается, в основном, за счёт того, что власть не дает ему образования. Государству выгодно иметь послушных холопов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В данная работа – лишь набросок портрета России, создаваемого иностранцами на протяжении многих столетий. Образ нашей страны во второй половине XVI века, описан английскими путешественниками, как образ дикой, но имеющей странное очарование страны. Суровая и в тоже время лиричная природа. Жестокий, коварный, подозрительный царь, одновременно милостивый судья, удачливый полководец и щедрый хозяин. Народ - забитый, ушлый, грубый, набожный и неотесанный, при этом, весёлый, крепкий, даже удалой в своих лучших проявлениях.
Очевидно, что еще задолго до того как Россия стала вести ведущую роль в международных делах при Петре Великом, европейский обыватель уже начал испытывать страх и восторг – искренние или надуманные. Почти за два столетия до Петровской эпохи английские путешественники заложили фундамент того, что впоследствии превратится в общее место европейского общественного мнения относительно России и получит название «русофобия».
Сегодня мы живём в мире, где, следуя политической конъюнктуре и сиюминутной «выгоде», политики провоцируют архаичные страхи, слепую ненависть одного народа к другому, предъявляют публике нелепые стереотипы, покрывают современность пыльным саваном прошлых обид. В данных условиях задача историка – не только «проговорить» эти фобии, но выявить их корни, предложить обществу альтернативу «испуганного» взгляда на «другого», дать примеры из прошлого, когда в условиях крайних культурных, хозяйственных, политических оппозиций народы Европы умели находить точки
соприкосновения, сохранявшие возможность открытого диалога на
принципах взаимного уважения и равноправия.


Источники:
1. Giles Fletcher “Of the Rvsse Common Wealth: Or Maner of Governement by the Rvsse Emperovr of Moskovia with the manners, and fashions of the people of that Covntrey.” printed in 1591;
2. Джером Горсей “Записки о России. XVI - начало XVII в.”;
3. Переписка Ея Кор. Величества Елизаветы с послом - Даниилом Сильвестром: “Instruccons giuen by here Ma-tie the « » of May 1 1575 Silvester being then sent to the Emperor of Russia.”, “A note of speche that th' emperour off Russia vsed vnto me Daniuell Siluester in his cittye Musco and howse of Oprisheno the 29 Nouember 1575”, “A note of speche with th' emperour of Rowsia vsed vnto me Daniuell Siluester in his towne of Muscouia the 29 of January 1576”;
4. С. М. Середонин (перевод) “Извѣстiя англичанъ о Россiи XVI в.” издание 1884 года;
5. Ричард Ченслор “Книга о великом и могущественном царе Русском и великом князе Московском и о владениях, порядках и произведениях сюда относящихся”;
6. Dr. J. Hamel “Early English voyages to Northern Russia” 1857;
7. В. Адамович, приложение к журналу «Нива» “Переписка Ивана Грознаго съ Елизаветой Англійской” 1894 года;
8. Clement Adams “Chancellor’s voyage to Muscovy”;
9. Richard Haklyut “Collection of early voyages”;
10. Anthony Jenkinson “Early Voyages And Travels To Russia And Persia”.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top