Н.Р. Федорова
История России содержит в себе богатый пласт того, что еще не было раскрыто наметанным взором исследователя. Основное и важное внимание уделяется главным событиям, деятелям эпох и т. д. Разумеется, они достойны и, безусловно, заслуживают всеобщего внимания. Теперь, когда мы знаем основные события, мы можем начать собирать по крупицам на первый взгляд малозаметную, но не менее интересную часть истории – историю жизни в селах, деревнях и иных населенных пунктов, имеющих свою, уже полузабытую историю. Обычно, таким местам не так часто удается завоевать свою нишу в учебниках по истории или справочников по значимым местам. Они проживают тихую, словно «невидимую жизнь» и так же невидимо для нас исчезают. О, как много могли бы мы узнать! Не следует забывать, что в любом случае, Великая история творится и через эти незначительные с виду места. Некоторые из них имеют своих героев, свои роковые страницы истории и радости праздников. Это необычное исследование – оно, как и любое другое, будет содержать в себе ссылки на исторические источники, подтверждающие представляемые факты, но и устные свидетельства тех, кто еще помнит и не забыл, материальные источники (архитектурные достопримечательности и форма рельефа), а также необычное повествование данного исследования. Исследование своей малой родины представляет собой творческо-научный процесс, в котором нельзя не обойтись без ее «теплого повествования». Поскольку малая родина всегда оставляет в душе каждого человека живой отклик.
Для многих село – малая Родина, с нее начинались первые шаги, в ней продолжалось воспитание, передавались традиции и история предков.
Исходя из выше изложенного, мы можем сделать вывод – изучать и собирать истории сел, деревень и иных населенных пунктов важно, чтобы изучить, как протекали глобальные процессы страны в виде простой с виду русской жизни. Причем следует обратить внимание не только на события, что громко прогремели, к примеру, в газетных заголовках, но и на те, которые можно найти в архиве.
Село Девичье находится в Навлинском районе Брянской области, и входит в Щегловское сельское поселение, в 14 км к Юго-Востоку от птг. Навля . В настоящее время является не заброшенным населенным пунктом, но малозаселенным.
Первое упоминание о селе Девичье датировано 1620-м годом семнадцатого столетия . В селе в то время стояла деревянная церковь Святого Николая Чудотворца. Из того же упоминания нам известна и волостная принадлежность села Девичье. Тогда оно входило в состав Брасовского стана Комарицкой волости.
Сама Комарицкая волость в 1-й половине XVII века была обширной, хорошо населённой территорией. Это был район с развитым хлебопашеством. Кроме того, Комарицкая волость была дворцовой волостью, т.е. владением российских монархов и имела подчинение перед Москвой .
Комарицкая волость была разделена на 4 стана: Брасовский стан, Глодневский стан, Радогощский стан и Чемлыжский стан . Позже село Девичье стало принадлежать Севскому уезду Орловской губернии Литовенской волости (1916 г.) . В 1920-м году село принадлежало Брянской губернии Севскому уезду, Литовенской волости, Девичьевскому сельсовету. Позже, с 1944 года село упоминается в составе Брянской области, Навлинском районе, Девичьевский сельсовет. Позднее, село Девичье упоминается в составе Брянской области, Навлинского района, Щегловского сельского поселения, которое объединяет несколько населенных пунктов: деревня Щегловка, деревня Гладское, село Девичье, село Лески, село Литовня, деревня Нововасильевка, деревня Печки, посёлок Стайки. Щегловское сельское поселение было образовано в результате проведения муниципальной реформы 2005 года, путём слияния дореформенных Щегловского и Лесковского сельсоветов и части Литовенского сельсовета. Административный центр — деревня Щегловка .
Об истоках названия села известна легенда. О ней упоминают архивные источники и устные свидетельства старожилов. Когда-то в этом месте был Девичий монастырь. Известно, что они всегда основывались в спокойных, уединённых местах. Тишина и покой сохранялись там до тех пор, пока за стенами монастыря не начинали селиться люди. Домов становилось всё больше и больше, и наконец, появлялось крупное селение.
По всей вероятности, так и появилось село Девичье. К сожалению, монастырь не сохранился. Иных данных о нем тоже не имеется. Однако, из материалов летописей церквей Севского уезда, о селе Девичье, выдвигается рельефная обоснованность и описание материальных источников, свидетельствующих в пользу истинности легенды: «О бывшем некогда около села женском монастыре преданий у местных жителей не сохранилось, хотя признаки его существования несомненны ». Автор церковной летописи, указывает на то, что сохранился небольшой холм на месте бывшего монастыря. И на углубление от монастырского колодца. А также отмечает, что при случайных раскопках находили мелкие серебряные монеты, монашеские четки, сосуды домашнего употребления и части церковных вещей.
Следует отметить, что небольшой холм сохранился и до наших дней, находится он на окраине села, дальше за ним высокие заросли с наступающим на село лесом и река Лопузня. Из устных свидетельств мы узнали, что этот участок назывался местными жителями просто «горка». Употреблялось такое выражение, как: «на горке». Например, для ориентира находящегося вблизи от «горки» дома. Сейчас, где она находится, проходит сельская песчаная дорога. Летом вся техника, направляясь на полевые работы, поднимается «в горку», прямо по ней.
Снова вернемся к церковной летописи. Девичье было крупным селом - в состав прихода входили деревни: Щегловка, Печки, Гладская и слобода Нововасильевская. Дворов в приходе по исповедальной ведомости 1900 года числилось 418 душ мужского п. 1486, а женского п. 1481 . Дворов в приходе по исповедальной ведомости 1900 года числится 418 душ мужского п. 1486, а женского п. 1481. Именно разделение на приходы было принято за основу при первоначальном образовании волостей. Поскольку приход, как правило, имел достаточно большое количество приписанных сел и деревень. Впоследствии Девичье являлось административным центром Девичьенской (Литовенской) волости .
Сама же волость была образована в ходе реформы 1861 года и первоначально называлась Девичьевской или Девичьенской. В 1880-е годы название волости изменили на «Литовенская». В 1890 году волостным центром Литовенской волости являлось также село Девичье. В 1920 году волости было возвращено наименование Девичьенская.
В 1920 году в состав Девичьенской волости входили следующие сельсоветы: Борщовский, Гладский, Девичьевский, Добриковский, Дубровский, Калошичьевский, Клинский, Коробкинский, Коростелевский, Литовенский, Нововасильевский, Печкинский, Скакинский, Телятинковский, Щегловский.
В мае 1924 года, при укрупнении волостей, Девичьенская волость была упразднена, а её территория включена в состав Брасовской волости.
По устным свидетельствам жителей, в селе Девичье ранее существовал винокуренный завод. То же данные находим на одном из краеведческих интернет-источников: «в XIX веке работал винокуренный завод» . Иных данных о нем более не имеется. По устным свидетельствам также известно о наличии водяной мельницы.
Ранее мы упоминали, что в селе Девичье была деревянная церковь в честь Св. Николая Чудотворца. В церковной летописи указано, что она стояла до 1822 года. А в 1822 году по церковным документам, автор повествует о уже новой каменной церкови в честь Казанской Божией Матери с двумя приделами: в честь Св. Николая Чудотворца и муч. Параскевы . Старая церковь была разобрана и употреблена на выжиг кирпичей для устройства новой, а иконостас в 1828 был продан в село Кокушкино за 260 рублей. Однако новая каменная церковь скоро дала большие трещины, вследствие чего в 1833 году уже была построена иждивением покойного генерал-майора Владимира Степановича Апраксина новая каменная церковь в честь Казанской Божией Матери, но без приделов, которая и до сих пор стоит в селе Девичье. По свидетельству автора на месте бывшей церкви устроены небольшие каменные памятники. Поскольку новая церковь была перенесена в центр села. Там она стоит и поныне, однако, уже не в том состоянии, в каком видел ее автор церковной летописи.
Как мы узнали, село Девичье было крупным духовным центром. Каменную церковь не мог иметь небольшой населенный пункт.
По устным свидетельствам потомков живших в Девичье людей, мы узнали, что именно в село Девичье верующие стекались на главный престольный праздник прихода – праздник Казанской Иконы Божией Матери. А когда в другом селе был свой престольный праздник, жители Девичье приходили уже к ним. Так на каждый престольный праздник они ходили друг к другу в гости. В церкви Казанской Иконы Божией Матери был установлен свой причт (причт – это состав лиц, служащих при одной церкви). В церковной летописи указан состав причта: «до 1857 года - был двухштатный, с 1857 года по 1887 г. одноштатный двухчленный, а с 1887 года трехчленный. Причт живет в собственных домах около церкви. Жалованья причту не положено ». В нём состояли священник, диакон и псаломщик. Они вели церковные документы: метрические книги. Мы смогли ознакомиться с сохранившимися метрическими книгами в архиве . Метрическая книга состояла из трёх основных частей: «О родившихся», «Браком сочетавшихся» и «О умерших». После каждой из них в виде аккуратно расчерченной таблицы (иногда она была заранее напечатана типографией) приводились итоги за месяц/год. Например, после первой части: количество родившихся женского и мужского пола. А после третьей – количество умерших женского и мужского пола, а в самом низу, под таблицей рукой священника было написано: «родъ болезни, бывшей причиною значительной смертности людей – простуда…». Далее ниже подпись священника и слова: «руку приложив». Похоже на статистику о распространенных болезнях и их нередких и предсказуемых последствиях.
Интересно также и содержание самих частей книги, например, в первой части: «О родившихся» указывались дата рождении, крещения, имя родившегося; родители, вместе с указанием на их принадлежность землевладельцу (Апраксину), откуда родом (деревня, село), вероисповедание (православное). А также имена и фамилии восприемников крещёного (крёстных родителей).
Первый титульный лист содержал в себе следующее: «Метрическая книга, данная из Севского Духовного Правления Севского уезда села Девичье в Казанскую церковь по части священника…», далее указывался священник. Далее, на следующей странице: «…О родившихся, Браком сочетавшихся и О умерших на…», далее указывался год ведения Метрической книги.
Метрические книги заполнялись вручную красивым каллиграфическим подчерком. Прежде всего, метрическая книга – церковный документ, поэтому вести его следовало аккуратно. Вследствие этого данная книга могла вполне бы считаться художественным образцом письменного искусства. Уже в 1908 году все поля метрической книги и титульное заглавие были напечатаны в Московской Синодальной Типографии. Таким образом, не нужно было заранее разлиновывать листы.
Все метрические книги хранились в церкви. Они могли проверяться и просматриваться высшими духовными лицами, приезжающими из духовного центра. В церковной летописи села Девичье отмечается, что: «копии метрических книг Девиченской церкви с 1779-го года, и упраздненных церквей – Гладской с 1795 года и Городищенской с 1791 года, хранятся в целости. Копии исповедных ведомостей Девиченской церкви с 1795 года, Гладской с 1795 года и Городищенской с 1791 года хранятся также в целости». Объяснить хранение метрических книг других церквей можно также с помощью дано летописи. Вот что там указано: «к Казанской села Девичья церкви в 1822 году были приписаны церкви: села Гладского – Покровская и села Городища – Пр. Сергия Чудотворца. Покровская церковь села Гладского зданием была деревянная. После приписки ее к церкви села Девичья, по приказанию г-на Апраксина, она была разобрана (год неизвестен) и перевезена в село Брасово, где из нее на кладбище была устроена часовня. Книги, одежды, колокола и другие вещи были перевезены в Девиченскую церковь, а иконостасы в село Брасово. На месте алтаря Покровской церкви крестьянами деревни Гладской устроена небольшая деревянная часовня с железной крышей. Сергиевская села Городище церковь также была деревянная. После приписки ее к Девиченской церкви была продана с иконостасом в село Лукинку Севского уезда, а на месте алтаря ее был устроен деревянный памятник, который остарел и развалился; в 1897-м году на средства Александринского хутора Брасовского имения был установлен новый памятник из кирпича с деревянною оградою. Село Городище пред освобождением крестьян от крепостной зависимости было перенесено г-ном Апраксиным в другое место, верстах трех от Севской Площанской пустыни и теперь составляет часть прихода села Брасова».
Церковь Казанской Иконы Божией Матери – главная достопримечательность села Девичье. Она была выполнена в стиле позднего классицизма. Арочные окна её колокольни украшали архивольты – декоративное обрамление в виде дуги, украшающее верхний фасад здания. Они сохранились до сих пор.
Вот как описывается ее нынешнее состояние: «в настоящее время находится в руинированном состоянии, утрачены своды, сильно повреждена колокольня, разрушены портики у боковых фасадов .
Основной, квадратный в плане объем, связан с алтарем тремя проемами. Центральный четверик (первоначально двусветный) сохранил в первом ярусе боковых фасадов необычную композицию: традиционная группа из трех проемов (вход в центре и сближенные с ним два окна) фланкирована широкими, слегка выступающими участками стен с окнами по центру. Четырехгранные ярусы колокольни последовательно уменьшаются в плане; нижний сильно развит в поперечном направлении, пилоны верхнего украшены слабо выраженной рустовкой, а арки – широкими архивольтами.
Промежуточный ярус декорирован квадратной нишей с узким окном».
Судя по оставшимся частям стеновой живописи, раньше церковь изнутри была окрашена в небесный сине-голубой цвет Богородицы. Внутри церкви, у входа в колокольню изображены два Архангела. Данные сохранившиеся фрески представляют собой настоящую художественную ценность. Ведь они выполнены в высокой художественной манере – роспись XIX века. Если присмотреться к элементам одежды, то можно увидеть её переданный объём. Она выглядит настоящей. Равно как и остальные части фрески.
Ясно одно — церковь расписывалась настоящими мастерами своего дела. Но, к сожалению, не известных нам.
Внутри на первом этаже колокольни располагаются два входа по бокам во внутренние части притвора и один вход в среднюю часть церкви (храм) посередине. В настоящее время боковые входы недоступны для посещения и детального осмотра. Наверху на стенах видно черно-белые разводы, по всей вероятности от пожара. А поскольку фрески и покраска стен церкви выполнялись не огнеупорным материалом, все возможные изображения на них выгорели.
Но над главным входом чудом сохранился едва различимый образ - Спас Нерукотворный. Он находится над входом в среднюю часть церкви (храма). Образ имеет узнаваемый вид и расположение: над входом в церковь - внутри или снаружи. И выполнено не на обычном закрашенном фоне, а на убрусе. Можно различить оформление в виде квадратной рамочки. Фреска сильно пострадала, но узнать и различить некоторые детали и ее саму можно.
Если провести параллель между закрытой центральной дверью притвора, над которой располагается фреска Спас Нерукотворный и провести условную линию через середину храма – мы узнаем место иконостаса, отделяющего алтарь от остальной части церкви. Самого иконостаса, как и остального убранства церкви уже давно нет. Сохранилась стена-перегородка с тремя входами, перед которой стоял иконостас. И подъем перед ним.
Как свидетельствует церковная летопись, церковь Казанской Иконы Божией Матери сначала была холодной, а в 1900 году устроены 4 печи, вторые потолки и рамы. В 1871 году была устроена деревянная ограда из дуба, крытая железом, а в 1894 году – новая каменная ограда, также крытая железом. В 1870 году был устроен новый иконостас, весь вызолоченный червонным золотом. В 1895 году старый разбитый колокол весом в 150 пудов был обменен на новый весом в 182 пуда, на что было истрачено 1400 рублей .
В данный момент здание церкви используется под хозяйственные нужды - склад и зернохранилище. Старого потолка в церкви нет. По-видимому, его позже разобрали. Местные жители сделали новую крышу, выстланную шифером. Теперь всему, что в церкви находится, не угрожает дождь и непогода. Благодаря тому, что в ней располагается хозяйственное помещение, церковь сохранилась в лучшем состоянии. Сухо и не влажно. Поэтому и последующие поколения наверняка смогут увидеть эти же фрески.
Из церковной летописи нам известно о количестве земли при церкви села Девичье: «имеется 117 десятин: распашной – 105 десятин, усадебной – 6 десятин и сенокосной в урочище «Лапузня» две десятины и в урочище «Козье» четыре десятины» .
С 1874 в селе есть земская школа, устроенная на средства прихода, учащихся в ней мальчиков 80, а девочек 12 .
В селе Девичье имелось два кладбища. Одно – старое, находилось в середине села, около самого храма. До современного времени оно не сохранилось. Вместо него церковь окружают деревянные хозяйственные постройки. А с другой стороны церкви вырыто небольшое углубление для осмотра и ремонта тракторов. По воспоминаниям старожилов при рытье обнаруживались черепа людей и иные человеческие останки. Другое кладбище существует до сих пор и «примыкает к селу с южной его стороны» . Оба кладбища были ранее огорожены деревянной оградой. По свидетельству летописи: «в 1892 году на новом кладбище устроена на средства прихожан деревянная усыпальница, крытая тесом».
Сама церковь пережила довольно непростое время. Об этом говорят следы от пуль на фасаде колокольни. По устным свидетельствам старожилов, здесь велись боевые действия с отступающими немцами. Во время войны церковь была действующей. И это не кажется удивительным. Из истории мы знаем, что во время Великой Отечественной Войны многие закрытые Советской властью церкви были вновь открыты пришедшими на оккупированную территорию немцами. Для того, чтобы завладеть доверием населения, выведать у прихожан и священников места, где прячутся партизаны и т.д.
Село Девичье было в оккупации. По свидетельству местной жительницы немцы ворвались в село (приехали на мотоциклах), «всех с домов повыгоняли», «в саду пожементов понаделали». От других старожилов нам удалось узнать, что немцы приходили в село «набегами»: забирали продукты, всё самое необходимое и снова уходили. Население же помогало партизанам: пекли хлеб, обеспечивали всем нужным. Насчет этого, среди жителей села Девичье существует легенда о подземном туннеле, соединяющий церковь и лес, через который местные жители оказывали помощь партизанам. Партизаны распространяли листовки, приносили переписанные статьи из военных газет, тем самым показывая, что Советская армия идёт к Победе и опровергая ложь немцев о взятии Москвы и других городов.
Село Девичье имеет своих героев. Девушка-партизанка Полина Алексеевна Рябцева , Головков Георгий Павлович – заместитель командира эскадрильи 807-го штурмового авиационного полка 206-й штурмовой авиационной дивизии 7-го штурмового авиационного корпуса 8-й воздушной армии 4-го Украинского фронта, старший лейтенант, Герой Советского Союза , Геннадий Андреевич Борзыкин (партизанский отряд «Алтуховский») , Романьков Василий Никитич (защищал блокадный Ленинград с 1-го до последнего дня). Поиск всех героев продолжается.
По свидетельству Нины Александровны Сазоновой: «Отец мой сильно прихрамывал на ногу, поэтому на фронт его не призвали, но его негласно оставили для подпольной работы в тылу врага. Этим чрезвычайно опасным делом он и занимался с осени 1941 года вместе со своим родным братом Дмитрием Васильевичем Богдановым, который до войны являлся председателем сельского совета в селе Девичье. Под видом обычных крестьян они вдвоем ездили на лошадке «за дровами» в окрестный лес, где в условленном месте встречались с партизанами, частенько привозя им, помимо ценных сведений, еще и припрятанное на конной повозке продовольствие и оружие. Но однажды во время очередного рискованного рейда на лесной дороге им повстречалась группа немцев и полицаев. Один из прислужников оккупантов стал пронзать штыком ворох сена на повозке и тут все отчетливо услыхали металлический звон — в телеге было обнаружено оружие! Так трагически и решилась судьба моего отца и его брата — под конвоем их немедленно отправили в тюрьму поселка Локоть. А на следующий день полицаи схватили жену дяди Мити, которая до войны была учительницей в школе села Девичье. Несчастную, беззащитную женщину, на глазах согнанных к месту расправы односельчан, среди которых были ее родители и двое малолетних детей, повесили на березе прямо у родного дома…
После этого чудовищного злодейства наша бабушка — мать отца, забрав ночью детей, ушла вместе с ними в лес, надеясь отсидеться там в землянке до ухода немцев. Кроме того, мы надеялись, что нашего отца вместе с дядей все же выпустят живыми из тюрьмы, ведь прямых улик против них не было. Однако местный полицай Гарбузов принес оккупантам донос об их связи с партизанами».
Немцы боялись и ненавидели партизан.
Полина Алексеевна Рябцева выполняла задания своего партизанского отряда. Среди которых было копирование и распространение листовок патриотического содержания. Так, например, «В декабре 1941 года немцы распустили слухи о падении Москвы. М.А. Мирошин вновь появился в Девичьем. Он принес листовки, сброшенные с самолета. В листовках говорилось: "Советские граждане, дорогие соотечественники! Не верьте лживой гитлеровской пропаганде. Столица Советской Родины - Москва, была, есть и будет нашей, советской. Враг приостановлен у ворот Москвы мужественной Красной Армией. 7 ноября на Красной площади состоялся парад войск Красной Армии. Недалек тот день и час, когда фашистские гады, подобно наполеоновским завоевателям, полетят вон из нашей страны". И далее, внизу, помещалась официальная сводка Совинформбюро о боевых действиях на фронтах Отечественной войны. Листовки были разборчиво переписаны на обыкновенных листах ученических тетрадей. Ира Морозова и Мотя Пунина распространили их в Щегловке; Полина, Таня Рябцевы и Шура Новикова - в Девичьем, Ново-Васильевке, Печке, Литовне, Тростянке; Мария и Клава Кречетовы - в Борщеве. После разгрома партизанами немецкого гарнизона в Навле каратели искали партизан среди населения, рыская по селам и деревням. Напали на след подпольщиков. 19 декабря 1941 года в Борщеве схватили сестер Марию и Клаву Кречетовых. В Гладском арестовали Шуру Рябых, в Щегловке - Мотю Пунину. В Девичьем шли поголовные аресты.
В партизанском отряде Полина ухаживала за ранеными. Ни один бой не обходился без нее.
Бои у Коломенского большака приняли крайне сложный характер. Здесь отважная партизанка совершила свой последний ратный подвиг. Она увлекла своим примером товарищей по оружию. Шла впереди. Тяжело был ранен Иван Иванович Коваленко - комиссар партизанского отряда "Смерть немецким оккупантам!". Полина бросилась к нему на помощь, закрыла своим телом рядом стоявшего бойца, отстреливающегося от наседающих врагов.
Сраженная вражеской пулей, упала рядом с комиссаром. Короткой, но яркой была жизнь замечательной девушки-комсомолки» .
После освобождения оккупированных немцами территорий, жизнь в селе Девичье стала восстанавливаться. Церковь уже больше не действовала и не была восстановлена. Но, что надо отметить, сохранилась она гораздо лучше, чем церкви в округе. Село зажило обычной жизнью. И даже несмотря на гонения власти на церковь, по свидетельству старожилов, местные жители всё равно пекли куличи к Пасхе и отмечали православные праздники.
Село Девичье теперь не крупно населённое как раньше. Многие заброшенные дома обросли травой и кустарниками. Там, где дом не сохранился, о бывшем хозяйском уходе говорят старые яблони, которые стали зарастать своими болезнями. Теперь здесь остались фермеры и приезжающие на землю своих предков дачники.
Список используемой литературы:
1. Населённые пункты Брянского края. Энциклопедический словарь. Энциклопедия Брянщины (серия). Изд. Белобережье, группа компаний «Десятина», Брянск, 2012 г.
2. Государственный архив Брянской области. Ф. 249. Оп.1. Д. 248.
3. Государственный архив Брянской области. Ф. 249. Оп. 1. Д. 64.
4. Девушка из деревни Девичье.
URL: http://www.kray32.ru/navlinskiy013_02.html
5. Геннадий Андреевич Борзыкин.
URL: http://dvp32.ru/2015/02/gennadij-andreevich-borzikin/
6. Головков Георгий Павлович.
URL: http://libryansk.ru/golovkov-georgij-pavlovich.22768/
7. Не заживает в сердце рана.
URL:http://pochep.bezformata.ru/listnews/ne-zazhivaet-v-serdtce-rana/21400528/
8. Село Девичье.
URL: http://www.kray32.ru/navlinskiy013.html
9. Комарицкая волость.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Комарицкая_волость
10. Населенный пункт Девичье.
URL: http://www.kray32.ru/navlinskiy013_07.html
11. Девичьенская волость.
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Девичьенская_волость
12. Девичье. Церковь Казанской иконы Божией Матери.
URL: http://sobory.ru/article/?object=14824
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»