Ю.А. Тормышева

 

Введение
Цель исследования – оценить возможности изобразительного и графического источников в реконструкции образа дворянской усадьбы первой половины XIX века.
Актуальность исследования: За последние 20 лет интерес к дворянской культуре, в частности, к дворянской усадьбе, приобрел всероссийский масштаб. Активно действует Общество по изучению дворянской усадьбы, реставрируются здания усадеб, открываются новые музеи . Во многих областях нашей страны сохранились материальные остатки дворянских построек, которые нуждаются в ремонте и реставрации, а это практически невозможно без визуальной базы. В этом отношении ценен и важен изобразительный источник по дворянской усадьбе первой половины XIX века. Именно этот период 19 столетия вошел в историю, как расцвет дворянской культуры. В большинстве своём облик усадьбы, который запечатлен на живописных полотнах в начале столетия пройдет через десятилетия, достигнув эпохи реформ второй половины XIX века.
К тому же, данная тема ставит вопрос о преемственности поколений в культурном плане. Очень важно продолжать искать и собирать изображения того периода, которые отражают интерьер, быт, нравы дворянства. Чем больше картин с изображением жилых и хозяйственных построек будет найдено исследователями русской дворянской усадьбы, тем полнее будет источник и достовернее информация в нём.
Касаемо истории Брянского края, рассматриваемый источник так же может играть вспомогательную функцию. Так как на территории нашей области находятся два музея-усадьбы : Овстуг и Красный Рог,- то для полного и точно воссоздания их облика необходимо обращать к изображениям первой половины XIX века – классического периода дворянской усадьбы.
Научная новизна: Ранее в исследованиях по дворянской усадьбе первой половины XIX века аутентичная наглядность не использовалась, как самостоятельный, основной источник, в своём исследовании я ставлю его на первое место.

Литературный обзор: в исследовании данной темы можно выделить три периода: дореволюционный, советский и постсоветский.
Дореволюционный период характерен тем, что интерес к русской усадьбе только начинает проявляться. Появляется Журнал «Старая усадьба», « Старые годы», где так же печатаются статьи по русской усадьбе , С.Д. Шереметьев пишет небольшие очерки об усадьбах Подмосковья. Самым крупным трудом этой эпохи является монография барона Н. Врангеля «Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры», изданная в 1910г. Изучение дворянской усадьбы после революции затухает вовсе, как попытка возродить это, В.В, Згура в 1922г создает Общество изучения русской усадьбы. Но особого пика в советский период разработка темы облика и убранства усадьбы достигает в 70- 80х годах XX века. Лихачев в конце 50-х пишет труд по изучению садово-паркового искусства, в 70-е годы внимание историков, архитекторов, культурологов привлекает искусство ансамбля, комплексов, убранство жилого интерьера XIX века. Данный период представлен трудами следующих авторов: М.А. Некрасова, Э.Н. Логвинская, Т.М. Соколова, К.А. Орлова и др.. Такой всплеск интереса к феномену русской усадьбы связан с восстановлением культурных памятников по России, туристическим спросом на исторические места. В постсоветский период появляется обширный перечень литературы по дворянской усадьбе, где так или иначе затрагивается её культура и повседневная жизнь. В 1991 году МГУ выпускает сборник очерков по русской культуре XIX века ,а в 1992 году возобновляет свою деятельность ОИРУ. Лотман впервые публикует свою работу «Беседы о русской культуре» в 1994 году. В начале XXI века активно изучается именно повседневность жизни дворянина в усадьбе.
Таким образом, на данном этапе в настоящее время есть достаточный спектр литературы для освещения изучаемой темы.

Материалы и методы исследования: Изобразительные источники для исследования взяты из следующих книг: А.М. Кучумов «Убранство жилого интерьера XIX века по материалам выставки в Павловском дворце – музее», Э.Я. Логвинская « Интерьер в русской живописи первой половины XIX века», И.А. Бартенев, В.Н. Батажкова «Русский интерьер XVIII - XIX веков», Т.М. Соколова, К.А. Орлова « Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века». Эти источник можно разделить на две группы:
• рисунками в альбомах
• живописные полотна
Зачастую в альбомах мы не найдем автора, т.к. альбомы велись в каждой усадьбе и рисовали в них не всегда мастера и профессионалы. Альбомное творчество, работы без автора нельзя исключать их из источниковой базы, т.к. они составляют большую часть массива изображений именно по началу XIX столетия. Но что касается живописи, то здесь можно выделить отдельных художников и тематику их работ и сгруппировать изображения по авторам. (Ф.Толстой, К.Зеленцов, Г.Сорока, К.Кольман и др.)
Для полной картины воссоздания внешнего и внутреннего облика усадьбы использовались мемуары Ф.Ф. Вигеля, Записки А.Т. Болотова, М.Д. Бутурлина.

По результатам исследования можно отметить, что изобразительный источник по культуре русской дворянской усадьбы является достоверным, как правило, изображаются сиюминутные эпизоды, нет никакой надуманности и возвышенности. Заказчик явно не хотел приукрасить действительность, а лишь запечатлеть то, что он имеет в данный момент для своих потомков. Таким образом, это ещё раз подтверждает необходимость внедрения данных наработок в музейное дело. Но в тоже время нужно учитывать вопрос полноты этого источника, т.к. например, рисунки кухонь, детских, кабинетов очень редки и зачастую бывают в единичных экземплярах. В таком случае к изобразительным источникам нужно активно привлекать планы, чертежи и различные письменные источники.

В заключение стоит сказать о рекомендациях для музейного дела на конкретном примере Брянской области. В настоящее время мы видим, что в усадьбе помещика стены густо увешаны портретами современников А.К. Толстого, но ознакомившись с исследованием, мы видим, что стены комнат в большинстве случаев пустовали, а если портреты и писались, то они размещались отдельно в портретных. Таким образом, правильнее было бы перенести портреты в другое место или отвести под них отдельную часть главного дома. Каждая комната выдерживалась в определенном цвете и стиле, то, что сейчас нам кажется безвкусным, в то время было модным веянием.

 Культура русской усадьбы - это явление закономерное, которое складывалось не один век и просуществовало на территории нашего государства более 4 столетий. В каждой области Центральной России, в том числе и Брянской, можно встретить примеру усадебной культуры. Безусловна стоит проблема в сохранении этого наследия и в воссоздании. В данные момент мы можем воспользоваться свидетельствами прошлого и раскрыть картину усадебной жизни не только по письменным, но и по изобразительным источникам. Так же необходимо учитывать, что усадьба и её культура охватывала многие стороны жизни человека, своего рода это был отдельно замкнутый мир. 

Цель, которая стоит перед нами в данной статье: проследить возможности изобразительного источника в воспроизведение устройства дворянской усадьбы первой половины 19 века.
Для достижения этой цели предлагаем решить следующие вопросы:
1. какие стороны дворянской жизни в усадьбе отражает изобразительные источники по данному периоду (начало XIX века) и
2. насколько достоверна и полна информация в этих изображениях.
3. хотелось бы выяснить, как изобразительный источник по дворянской усадебной культуре сможет помочь в прикладной деятельности.
В первую очередь это важно для реставрации усадеб, музеев, в постановках театров, создании декораций для постановок и кинематографа . Данную статью и наглядный материал можно использовать, как пособие для иллюстрации обихода дворянской усадьбы на учебных занятиях по заявленной или смежной тематике.
Дворянская усадьба, как мы уже сказали, уменьшенная модель мира, а не просто отдельная постройка. Именно в ней заложена историческая память не одного поколения. И для того, чтобы понять значение и предназначение усадьбы 19 века, нужно обратиться к истории её становления.
Само слово усадьба обозначает господский двор на селе со всеми строениями.
А это значит, что корни этого явления уходят на Запад, и, начиная уже со второй половины 17 века после войны с Речей Посполитой (1654-1667) ,проникает на русскую землю. Алексей Михайлович на берегу Яузы по образцу европейской знати строит себе загородный домик, предназначенный первоначально для места пребывания во время охоты, что в свою очередь было весьма распространенным явлением в Европе того времени. После женитьбы на Наталье Кирилловне Нарышкиной, охотничий домик стал излюбленным местом царской фамилии и превратился в летнюю резиденцию с дворцом, который в последствии станет домом для Натальи Кирилловны с маленьким Петром и её дочери Натальи. Своё название усадьба «Преображенское» получила по именованию одной из дворцовых церквей. В дальнейшем именно здесь будет опробована европейская планировка параллельных улиц и перпендикулярных переулков.
В 18 веке при Петре –I началась активная постройка царских и княжеских резиденций (летний дворец Петра - I, Ораниенбаум, Петергоф и др.), в их строительстве принимали участие преимущественно иностранные архитекторы, такие как: Д.м. Фонтаны, И.Ф.Браунштейн, Б.Ф. Растрелли, Андреас Шлютер и др. По замыслу Петра Великого, Петергоф должен был, с одной стороны, сравниться в великолепии с самыми знаменитыми королевскими резиденциями Европы, с другой - стать триумфальным памятником успешного завершения борьбы России за выход к Балтийскому морю. И то и другое удалось ему осуществить в полной мере. К середине 20-х годов XVIII века были разбиты регулярные Верхний сад и Нижний парк построен Большой дворец, создана крупнейшая в мире система фонтанов и водных каскадов и выполнена большая часть скульптурного убранства: множество свинцовых, позолоченных статуй, барельефов, маскаронов, ваз.
До второй половины 18 века, мы не встречаем массовых дворянских построек в пригороде или в селе, т.к. дворянин полностью отдает себя службе, и у него нет времени на хозяйственные дела или обустраивание своей резиденции. И только после манифеста о даровании вольности дворянской 1762г, по которому дворяне освобождались от обязательной гражданской и военной службы. [1;5] А это значит, что у них появлялось свободное время на устройство своей повседневной жизни, тогда и начинает своё активное развитие феномен дворянской усадьбы, который достигнет своего рассвета в начале 19 столетия.
Именно XIX век это время колоссальных изменений культуры, большое значение сыграли Французская революция 1789г, с её либеральными идеями, война 1812 г. и заграничные походы, всё это знакомило образованные круги российского общества, точнее говоря, дворянство с новыми веяниями, стремление к индивидуальность ( от общих изображений фасадов, художники переходят к внутреннему убранству, заглядывает в тот мир, где живет русский дворянин, мы его встречаем и в зале, и в гостиной, и в кабинете), появляется даже отдельный вид картин и рисунков «в комнатах». Безусловно, это свидетельствует о повышенном интересе художников, как простого происхождения, так и знатного, к культурным изменениям, которые отразились в быту и интерьере. Появляются даже крепостные художники-самоучки, которые в дальнейшем прославят своё имя именно в бытовом жанре, потому что это непосредственно их среда, их жизнь, мало вероятно, что в их работах будет много надуманности. С конца XVIII и к началу XIX века нам известны уже ряд фамилий, которые работают в бытовом жанре, как Венецианов, и в более конкретном - изображение жизни дворянской усадьбы. Появилась целая школа Венецианова и Ступина, которая практиковалась именно в интерьерных зарисовках барской усадьбы. Этой тематики в своих работах касались: Ф.Толстой, Григорий Сорока, Иван Фомич Хруцкий, В.Э. Борисов-Мусатов, С.Ю. Жуковский и др.
Учитывая, что многие постройки сгорели после пожара в Москве, в нашем распоряжение имеются только отдельные детали (ткани, предметы утвари, мебель), воспоминание очевидцев, литературные произведения, где есть описание обстановки, и немногочисленные изобразительные источники, представленные акварельными рисунками в альбомах, и сохранившиеся в галереях живописные полотна. Прочтение этого источника позволит нам глубже проникнуть в закономерности культурной и социальной истории России XIX века.
Изобразительная наглядность первой трети XIX века открывает нам человека нового типа, новые стороны жизни представителей дворянского сословия. Теперь сопоставляя письменный и изобразительный источник, можно составить более четкую картину об обстановке, о фоне, на котором проходила жизнь этой группы общества в первой половине XIX столетия.
Перед тем, как начать рассматривать непосредственное убранство усадьбы, которое отражено в работах художника, нужно посмотреть на изучаемый объект снаружи, в этом поможет такой изобразительный источник, как планы усадьб. На примере усадебных построек Брянской области их планов, можно выделить крупнопоместные, среднепоместные и мелкопоместные усадьбы.
К первому типу принадлежит усадьба А.К. Толстого «Красный Рог», которая расположена в Почепском районе Брянской области. Благодаря колоссальному вкладу В.Д. Захаровой в изучение истории данной усадьбы, мы можем с вами пользоваться планами парка, главного дома, флигеля, графской кухни и других построек. Это дает возможность сопоставить два источника: планы и изобразительную наглядность, тем более, что по словам нынешнего директора музея-усадьбы «Красный Рог»- Е.Ловяго: «специалистам немного известно о том, как на самом деле выглядел интерьер дома писателя. При его воссоздании будут ориентироваться на типичный облик дворянской усадьбы тех лет…». Таким образом наша исследование поможет учитывать особенности интереьера для реставрационных работ. Это уже будет не просто абстрактные понятиея кабинет, гостиная, диванная , они будут наполнятся образами и конкретной обстановкой.

Особое место среди крупнопоместных усадеб занимает резиденция первого министра просвещения России графа П.В. Завадского в селе Ляличи Суражского района. Усадьба является выдающимся памятником русского зодчества и садово-паркового искусства эпохи зрелого классицизма, одним из лучших произведений Дж. Кваренги. Изумительный по красоте комплекс с целым рядом великолепных зданий, объединенных парком, занимал огромный участок (1349х1180 м), обнесенный высокой кирпичной оградой. Этот архитектурный и парковый комплекс настоящее исключение из правил, как снаружи, так и внутри. Сохранилось фото пилон ворот главного въезда (приложение …), дорога которого вела к дому-дворцу через парадный курдонер - двор (приложение графическая реконструкция Городкова…). Исходя из плана и графической реконструкции В.Городкова, видно какое место имел парк в данном ансамбле. Парк занимал территорию в 150 га, вместе с постройками усадьбы представлял собой единый комплекс большой художественной ценности, одно из лучших произведений садово-паркового искусства своего времени. Состоял из двух частей, разделенных системой искусственных прудов в долине ручья Излучье. Но и внутри этого шедевра было немало редкостей для нашей области, так Галина Пикина в соей книге об этой усадьбе приводит записки Доктора французской императорской гвардии Доменика Пьера де ла Флиза, который посещал имение в 1813году. Он указывает на масштабы самого поместье, и внутреннее убранство, что в доме он насчитал до ста комнат, в Аполлоной зале висит портрет Екатерины- I I во весь рост, а в другой зале стены обиты гобеленовыми обоями и везде дорогие статуи из мрамора.
Так как мы уже заметили, что данное поместье – исключение из правил, то в дальнейшем рассматриваться в плане убранства будут усадьбы в большинстве своем средне поместные, потому что необходимо выяснить закономерные явления и веяния в русской усадьбы первой половины 19 века.
К среднепоместным стоит отнести усадьбу Безбородко в Гринево (Погарский район).
В генплане мы видим, что помещичий дом находился в глубине усадьбы, Беловинский в «Истории русской материальное культуры» так же отмечает, что барские усадьбы строились именно по средневековому принципу, а именно расположение дома в глубине участка торцом на главную улицу. В данном случае барский дом как бы делит усадебное пространство на две части, та половина, которая выходит на главную улицу распланирована более тщательно (длинная въездная аллея, ведущая к партеру перед самим домом),часть, находящаяся за домом имеет более вольный план с растительностью и водоемами. Размер участка пред домом больше 4 га, за домом точных размеров не известно.

Если брать Брянскую область, то из мелкопоместных примером может послужить усадьба Искрицких. Планировочная структура усадьбы довольно типична для своей эпохи. Территория образует прямоугольник, длинной стороной обращенный к сельской улице. Центром является господский дом, расположенный в глубине двора параллельно улице. Два одинаковых флигеля, поставленные по сторонам дома перпендикулярно улице, образуют перед ним парадный двор. За домом простирается обширный фруктовый сад. Вся усадьба огорожена кирпичным забором.

Итак, если обращаться к планам усадеб, то из основных элементов можно выделить:
• Главный дом в глубине участка
• Флигели по бокам от главного дома
• Центральная аллея
• Парк и оранжерея
• Церковь

Говоря непосредственно об изобразительных источников по внутреннему убранству, нужно отметить, что в 18 веке изображений усадеб нет, появляются они только в начале 19 века. Изображаются, как правило, усадьбы центральных районов России, т.к. именно здесь образуется большая прослойка служилых людей и складывается помещичье землевладение. В том числе и сами художники в большинстве своём из Подмосковья и близлежащих регионов.
Эти источник можно разделить на две группы:
• рисунками в альбомах
• живописные полотна
Зачастую в альбомах мы не найдем автора, т.к. альбомы велись в каждой усадьбе и рисовали в них не всегда мастера и профессионалы. Альбомное творчество, работы без автора нельзя исключать их из источниковой базы, т.к. они составляют большую часть массива изображений именно по началу XIX столетия (более 30 работ удалось найти, которые отражают особенности интерьера)
Но что касается живописи, то здесь с авторством всё намного проще.
Можно выделить отдельных художников и тематику их работ
• Федор Петрович Толстой и Зеленцов Капитон Алексеевич работают в цикле картин «в комнатах…», среди которых выделяются гостиные, залы, комнаты, где изображаются женщины с детьми, они не носят название «детской»,но судя по изображению, выполняют именно такую функцию, так же есть изображение мастерской художника
• Николай Иванович Тихобразов прорисовывает конкретно интерьеры и все детали обстановки комнат
• Григорий Васильевич Сорока писал приусадебные пейзажи, и пару работ в интерьерном плане
• Карл Иванович Кольман рисует в большинстве своём только гостиные 30-х годов, в которых прослеживается отличие от более ранних изображений гостиных, что даёт нам информацию о новых веяниях и стилистике этих главных помещений в барском доме.
Есть единичные картины хозяйственной части усадьбы, рабочей и учебной (кабинеты, учебные комнаты, детские)
В общей сложности мне удалось ознакомиться с репродукциями более 50 картин, отражающих быт дворянской усадьбы.

 Но даже такое удаленное изображения главных домов усадьбы, дает нам общие 

представления о её облике:
• Одноэтажное или двухэтажное здание, первый этаж выше
• Главный подъезд оформлялся 4-6 колоннами с фронтонным треугольником
• На главный фасад выходило 8-11 окон
• Крыша была деревянная
• Над средней частью дома помещался ещё один жилой этаж – мезонин
• Над мезонином или на крыше находился бельведер (фонарь, башня) нежилое помещение
• По обеим сторонам пристраивались флигели (одноэтажные)

В подтверждение тому, что мы видим с вами на картинах можно привести описание одной губернской усадьбы оставленное Бутурлиным. В своих записках он говорит о помещичьем доме с серым фасадом, « с приклеенными к нему четырьмя колоннами в тон стен с фронтонным треугольником над ними. Колонны эти были у боле зажиточных оштукатуренные и вымазанные известью так же, как и их капители; у менее достаточных помещиков колонны были из тощих сосновых бревен без всяких капителей. Входное парадное крыльцо с огромным выдающимся вперед деревянным навесом и двумя глухими боковыми стенками, в виде пространной будки, открытой спереди».
Теперь имея представление о наружном виде усадьбы, можно приступать к рассмотрению изобразительных источников внутреннему устройству барского дома.
Что касается внешнего облика усадьбы, нельзя не сказать про озера, пруды, прилегающие к ним сады и парки ,которые дополняли, а за частую и составляли основу архитектурно-парковый ансамбля. Эти элементы участка нашли отражение в творчестве художников той поры и мемуарной литературе. Г.Сорока оставил изображения приусадебных водоемов Тверской области, например, села Молдино, Остров (Островки).
(Вид на озеро рис.1,2),
Усадебный ландшафт так же представлен в творчестве художника палисадником, парком с часовней. Характерной чертой русских усадебных садов конца XVIII – начала XIX века было то, что вблизи дома владельцы располагали цветник. Он связывал архитектуру дома с пейзажной частью парка. Такой цветник мог быть остатком регулярного парка. А.Т.Болотов в своих записках упоминает, что в моде были регулярные сады, то и сой сад он хотел превратить в таковой, для этого он отделили одну часть от другой цветочными грядками и расположенными в центре четырьмя молодыми березками, а под ними поставил решетчатую беседку, и уже от неё провел в 4 стороны дорожки, окруженные цветочными рабатками.
В этот период русские сады сохраняли планировку, оставшуюся от регулярных парков, остальное добавляла природа. Именно старый разросшийся регулярный парк лег в основу стиля русских усадебных садов. В середине XIX – начале XX века широко применялась имитация регулярного парка, для чего использовали тесную посадку лип в узких аллеях. Как отмечает С.Охлябинин в «Повседневной жизни русской усадьбы» это было исключительно русское изобретение, и в Европе не наблюдалось. Аллеи перемежались лужайками и «зелеными гостиными», где устанавливалась парковая мебель, различные мостики, лавки и беседки.

 Теперь рассмотрев усадебный облик снаружи, нужно проследить как обустраивал своё жилье дворянин внутри дома, какие комнаты мы можем увидеть на изображениях того времени и определить назначение этих комнат.

Пользуясь тем массивом изобразительных источников, которым я располагаю на данный момент можно выделить основные сюжеты, которые попадают в поле зрение художников того периода. Из бытового жанра вычленяются более углубленные интерьерные жанры картин с рядом одинаковых названий, таких как «в комнатах», «в гостиной», «кабинет»,
«в мастерской…» и др.
Архитектурная композиция внутреннего устройства барского дома представлена анфиладным типом. Большинство художников и зарисовщиков выбирают именно такой ракурс, чтобы захватит и обустройство помещений, демонстрируя тем самым интерьер, и показать глубину анфилады в доме, которые выведет зрителя в сад или откроет часть приусадебного двора с флигелями. Но конкретных изображений хозяйственных построек или комнат прислуги на полотнах художников крайне мало , данная тематика не входила в их круг творческих интересов. В работах, уже упомянутого нами, крепостного художника Сороки есть отдельный фрагмент картины «Гумно», подобие одноименного полотна Венецианова; чистое, убранное хозяйственной помещение. Безусловно, будучи сам крепостным в его творчестве проскальзывает тема быта крестьян, возле озера крестьянка идет от водоема с ведрами на коромысле, другая девушка на берегу занимается стиркой, на другом виде озера Молдин изображен рыбацкий берег и молодой крестьянин, тянущий за собой лодку через заводь.
Особо ценным источником для воссоздания облика хозяйственной части усадьбы является картины К.Чернышева «В кухне» 1850-е г ,
Г.Крылова «Кухня» 1826 г .
Светлое помещение, без какой либо роскоши, все очень просто: деревянный, пол, печь во всю стену, кадки для засолки. Перед нами небольшое помещение в анфиладе комнат, судя по всему с одним окном, большую часть занимает печка, у окна стол, где, скорее всего разделывают продукты, буфет для столовых приборов, служанка здесь же стирает в корыте, т.е. кухня в не особо богатых усадьбах выполняла двойную функцию, совмещаясь с прачечной. Но на этих скромных примерах комнаты бытового назначения заканчиваются, ни комнаты для прислуги, ни ванной, ни уборной мы не встречаем.
Самой распространенной тематикой картин и зарисовок являются гостиные. Как правило, это была главная комната, где собирались и хозяева, и гости. Она выполняла и роль столовой, и салона, и просто местом для проведения досуга. Зачастую гостиные носили название по цвету стен (голубая, зеленая, розовая). Рассмотрим на некоторых примерах интерьеров гостиных, выявим общие элементы и выявим новые, которые появляются в течение рассматриваемого периода. К началу 1810-м годам относятся зарисовки неизвестных художников, на них изображены достаточно просторные, но скромно обставленные комнаты. Из акварелей Строгановского дворца видно, что комнате кроме как окна или камина отсутствуют осветительные приборы, и, в крайнем случае, в начале 19 века в гостиной могла висеть одна люстра в центре потолка над столом, где собирались гости. Такие люстры делалались из папье-маше с иллюзией бронзы, тем самым они были легче и дешевле. Основным источником света до 30-х годов оставалась свеча, во второй трети 19 века появляются карсельские лапмы, но люстры, торшеры, канделябры, стенники по-прежнему снабжались свечами. Вдоль стен стояли диваны и стулья, так же возле дивана могла располагаться кушетка. Особенно бросается в глаза кровать, которая находиться здесь же в гостиной под балдахином или в небольшой нише - это так называемая альковная ниша (углубление в комнате, где располагалась кровать). Такие альковы встречаются как в маленьких, простых гостиным, так и в интерьере более богатых усадеб.

Уже упомянутый мною, Бутурлин повествует о типичном убранстве гостиной в барском доме Калужской губернии. Он писал: «В большой гостиной расставлены были огромный и жесткий диван с высокою прямою спинкою из какого-то желтого дерева…и вдоль стен стояла дюжина таких же тяжеловесных кресел гладкой работы. ..По стенам висели два-три столетние канделябры из какого-то состава..Окна были без занавесей и драпировки…» 

Что в описании, что в изображениях мы видим скромность, в какой - то степени безвкусицу в интерьере. Впервые десятилетия 19 века стены выкрашены в один цвет, только в 20-е годы появляется массовое использование драпирующих тканей и самих обоев бумажного типа. Гостиная в доме Юсуповых в акварели 1830 г. представлена в задрапированной темно-зеленой ткани, подхваченной золотыми лавровыми венками. (рис. К.Массонски 1830г ) Для росписи стен и обоев нанимались мастера-декораторы. (акварель Воробьева 1828г). Постепенно в гостиную проникают элементы уюта, так зелень середины 20-х годов становится активным элементом интерьера, появляются трельяжи - зеленые изгороди или просто кусты. До этого растения были вне дома - в оранжереях.
(рис. Н.Жерен Интерьер Райково, имения Бакуниных 1831г )
На полу ковры с крупным орнаментом, появляются зеркала, металлические предметы из гальванопластики, вазы, фарфоровые статуэтки и т.д.
После гостиной в доме шла диванная, сами диваны или канапе располагались по периметру комнаты. (Диванная в доме Юсуповых в Петербурге.1830-ег) Были весьма необычные разновидности мебели, такие как «пате»- диван квадратной формы, помещенный в середине гостиной, в центре была стойка со скульптурой или вазой. (гостиная в доме Юсуповых в Петербурге .К.Кольман 1833).
За гостиной и диванной следовал кабинет. Это было местом, где хранил книги и проводил свой досуг глава семейства. Отдельные библиотеки были очень редки для усадеб того времени, поэтому кабинет брал на себя эту функцию. Кабинетом в начале 19 века служила небольшая комната или часть гостиной, отделенная ширмой. (кабинет .Литография 1817г).
В кабинетах обязательно стоял диван, стулья, стол или конторка, а на стенах могли висеть картины или портреты. Шкафы с книгами практически нигде не встречаются, чаще всего книги лежат прямо на столах. Но нельзя сказать, что обитатели тех домов не увлекались чтением, напротив очень часто художник изображает читающих людей. (Зеленцов К.А. Гостиная с колонами) Именно в плане кабинета можно проследить изменения за половину столетия. Если в начале века это небольшие комнаты даже без книжных стеллажей, то в середине 60-х годов мы видим совсем другую картину. (Э.Гай кабинет 1867г) Комната увеличивается в несколько раз, пространство расширяется и заполняется предметами настоящего интеллектуала, здесь и книжный шкаф во всю стену, и небольшие напольные стеллажи, делящие пространство, и предметы антиквариата, и различные столы с осветительными приборами.
Особое место в барском доме в первой трети XIX века обретает детская. Это связано с веянием французских мыслителей, которые приносят в российскую культуру «естественность». Стремление к данной тенденции, прежде всего, влияет на семью, появляется ценность детства и самого ребенка. Для детей шьют специальную одежду, а не по подобию взрослого костюма, делают отдельные комнаты, где они проводят свою время за игрой.
Ю. Лотман в «Беседах о русской культуре…» указывает, что в культуру постепенно входит представление о ребенке как о нормальном человеке, как о неотъемлемом и полном периоде жизни каждого человека. А как полноценному, нормальному человеку, ребенку полагается отдельное пространство в дворянской усадьбе. Изобразительных источников по данной тематике мы видим немного, первые изображения, которые удалось найти относятся к концу 20-х годов.
( Детская в барском доме. вторая четверть 19 века Неизвестный художник).
Это небольшая узкая комната в анфиладе с одним коном, диванами вдоль стены, комодом, трюмо и столиком возле окна. Жизнь в детских комнатах бурлила, здесь вместе с детьми обитали и их няни, и старшие сестры, и мамы, и бабушки. Изображение таких комнат дает информацию, чем занимались дети, во что играли. ( Ф.Толстой В комнатах 1830-е, Хруцкий В комнате (мальчики рассматривают альбом с картинками)1854г).
Помимо вышеперечисленных комнат встречаются единичные изображения Портретной - комната, увешенная семейными портретами (Г.К. Михайлов в комнатах. Портретная. Середина 1830-х г), как правило, она располагалась в гостиной или зале. Так же есть картины бильярдной (Неизвестный художник. Биллиардная в Пущине, имении Стрекаловых) и зала с фортепианном или музыкальной комнатой (Неизвестный художник. Маленький зал с фортепианном 1850г), которая была не в каждой усадьбе.
Вывод
Подводя итог, нужно вернуться к вопросу, который поставили в начале-
о достоверности и полноте изобразительного источника по истории дворянской усадьбы. Мы видим, что данный источник в достаточной мере достоверен и отражает интерьер и быт вполне реалистично для того времени, но о полноте источника нельзя говорить, т.к. мы увидели, что картины отражают по большой части лишь великосветский характер усадебной культуры, социальной живописи и бытовых сцен не так много, мы совсем не видим быта прислуги и всегда люда. Которой обслуживал дворянскую усадьбу, нет живописных полотен, которые бы в полной мере отражали нравы помещиков рассматриваемого периода. Не встречаются картины усадебного театра, зверинцев, которые набирают свою популярность и становятся «изюминкой» усадьбы и повышают престиж владельца.
Огромную ценность представляют редкие изображения детей, кухни, досуговых комнат. Но полной картины первой половины XIX века мы не увидим в изобразительных источниках, чтобы добиться полноты, необходимо привлекать к исследованию феномена русской усадьбы, прежде всего письменные источники, где сохранились описания дома, приусадебных построек, подробные рассказы о внутреннем убранстве дома, а так материальные остатки усадеб. И только синтезирую все эти три вида источника можно полноценно заниматься исследованием проблемы быта русского дворянина.

Список используемых источников и литературы :

Источники:
1. И.А. Бартенев, В.Н, Батажкова Русский интерьер XVIII-XIX веков. М.,2000
2. Записки Андрея Тимофеевича Болотова 1737-1796 Т.1-1988
3. Записки графа М.Д.Бутурлина - Русский архив.1897,Кн.2
4. Логвинская Э.Я. Интерьер в русской живописи первой половины XIX века. М.,1978
5. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Брянская область. М., Наука 1997
6. Соколова Т.М., Орлова К.А. «Глазами современников. Русский жилой интерьер первой трети XIX века. Л.,1982

Литература:
7. Беловинский Л. В. История русской материальной культуры: Учебное пособие. Часть I. — M.: Издательство МГУК, 1995
8. Врангель Н.Н. Старые усадьбы. Очерки истории русской дворянской культуры. СПб.,2000
9. Захарова В.Д. По следам А.К.Толстого. Вымыслы и правда. Брянск,2009- С.240
10. Киселев М. А. Манифест о вольности дворянства 1762 года: реконструкция истории текста // Российская история: журнал. — 2014. — № 4.
11. Лихачев Д.С. Поэзия садов: к семантике садово-парковых стилей. Сад как текст. М, 1998. — 471 с
12. Лотман Ю. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (18-начало 19 века), Спб,2016
13. Охлябинин С.Повседневная жизнь русской дворянской усадьбы 19 века М.,2006
14. Пикина Г.А. Ляличи. Усадьба Завдоского, Брянск-2014
15. Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М.,1955
16. Шереметьев С.Д. Остафьево. Очерк . СПб.,Тип.Академия наук ,1889

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top