К.А. Ситников
ВВЕДЕНИЕ
На начало ХХ в. непрофессиональная, необразованная сельская полиция, системообразующим звеном которой были десятские и сотские, объективно не справлялась с возложенными на них обязанностями по охране правопорядка. Этим пользовались как преступники, так и пропагандисты, действовавшие от имени революционных организаций.
Одним из наиболее значительных процессов истории Российской империи начала XX в. признается революционное аграрное движение, получившее свой размах, в том числе в связи с неудовлетворительной работой правоохранительных органов. Также историки выделяют объективные социально-экономические причины роста революционного движения.
Нестабильная обстановка в России в данный период выявила необходимость реформирования различных институтов власти, среди которых оказалась и полиция. Масштабные рабочие выступления в Киеве, Санкт-Петербурге, Одессе, Баку, Тифлисе и других крупных городах империи подавлялись с помощью военных гарнизонов. Полиция не имела возможности предотвращать и вовремя пресекать такие выступления, в связи с чем Министерство внутренних дел провело тщательную инспекцию местных правоохранительных органов. Получив неудовлетворительные результаты, правительство выработало предложения по устранению недостатков и в 1902 г. внесло на рассмотрение в Государственный совет проект закона «Об учреждении полицейской стражи» .
Главной целью таких изменений было не только усиление уездной полиции. Требовалось, чтобы вновь созданные подразделения могли самостоятельно, не прибегая к помощи армии, выполнять весь круг обязанностей по обеспечению правопорядка, в том числе и подавлять крестьянские выступления.
По сложившейся в историографии традиции большее внимание полицейской страже уделялось исследователями именно на стадии формирования подразделений в 1903–1907 гг., что вызвано условиями крайней внутриполитической напряженности, в которых начались первые шаги стражников. После революции 1905–1907 г. завершилось формирование полицейской стражи, стали более устойчивыми ее штаты, появилась возможность ознакомиться с первыми итогами деятельности нового института.
В настоящее время интерес исследователей к истории полиции лишь возрастает, однако до сих пор остается достаточно много пробелов. Например, до сих пор выпущено крайне мало публикаций, посвященных системе получения образования полицейской стражей. Данная проблема касается как школьного, так и внешкольного обучения полицейских чинов.
Повышает интерес к этой теме и грядущий в череде крупных событий и памятных дат российской значимый юбилей – три века полиции России.
Данной тематике посвящены исследования С. А. Невского, Е. А. Сычева, С. Ю. Можаева, Г. А. Салтык, Н. И. Горловой, С. Н. Главинской, А. А. Белобородовой и др. Однако для выяснения специфики внешкольного образования полицейской стражи Российской империи литературных источников объективно недостаточно. В связи с этим в ходе выполнения работы по данной проблематике были исследованы уже известные, а также ранее неопубликованные материалы Государственного архива Российской Федерации (г. Москва) (ГАРФ), Государственного архива Воронежской области (ГАВО), Государственного архива Пензенской области (ГАПО).
РАЗДЕЛ 1. УЧРЕЖДЕНИЕ ИНСТИТУТА ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
Именно 1902 г. стал знаменательным для правоохранительной системы Российской империи в связи с учреждением уездной полицейской стражи. Соответствующий закон, пройдя все стадии рассмотрения в Государственном совете, был принят 5 мая 1903 г.
Факт создания полицейской стражи в Воронежской губернии подтверждается рапортом Вице-губернатора от 12 июля 1903 года: «Имею честь донести Вашему Высокопревосходительству, что учрежденная по Высочайшему повелению, от 5 Мая сего года уездная полицейская стража сформирована и введена в действие в Воронежской губернии с 1 сего Июля» .
Текст нормативного правового акта гласит, что новый институт был учрежден временно «для охранения благополучия, общего спокойствия, безопасности и порядка в местностях, подведомственных уездной полиции, образовать временно, впредь до общего переустройства местного управления…» . Также в ст. 781 данного закона указаны каждой связующие элементы деятельности и организации нового органа.
Однако для четкого понимания того, каким законодатель и Министерство хотели видеть данный институт, необходимо провести анализ не только закона «Об учреждении полицейской стражи», но и ведомственных актов.
Полицейская стража в каждом уезде должна была состоять из:
• пеших стражников;
• конных стражников;
• урядников.
Примечательно, что текст закона дублируется и в Распоряжении Департамента Полиции Министерства внутренних дел от 31 мая 1903 года № 3036 .
Высшее заведование полицейской стражей было возложено на министра внутренних дел, в губерниях стража подчинялась губернаторам, в уездах - исправникам, в станах - становому приставу .
В законе и распоряжении названы основные требования к претендентам на действительную службу в полицейскую стражу:
• возраст – не менее двадцати пяти лет
• здоровое телосложение;
• предпочтение отдается отставным или уволенным в запас нижним воинским чинам.
Дополнительные требования зависели от чина, на который претендовал кандидат:
1) для урядников - знание составления протоколов, общее знакомство с полицейской службой, обязанностями полиции по расследованию и раскрытию преступлений;
2) для стражников - умение читать и писать и общее достаточное развитие.
Месячное жалование урядника (без квартирных) на момент учреждения института составляло от 25 до 33 руб., рядового стражника - от 16 до 20 руб. В целом, жалование полицейских стражников на тот период было сопоставимо с жалованием младших чинов государственных служащих, что стоит признать рациональным при создании нового органа.
Также распоряжение и закон регламентируют порядок обмундирования и вооружения: «Чины уездной полицейской стражи носят форменную одежду установленного образца. Урядники вооружаются на средства казны шашками и револьверами, а стражники шашками. Стражникам предоставляется, сверх казенного вооружения, иметь собственные револьверы» .
Характерной чертой конно-полицейской стражи является то, что она одновременно выполняла полицейские функции по охране общественного порядка и безопасности и при этом с другой представляла собой воинскую часть, созданную для подавления беспорядков силой оружия . Вторая составляющая и стала причиной повышенной степени военизированности правоохранительного института.
Особенности структуры конно-полицейской стражи провоцировали ряд сложностей при её формировании в связи с отсутствием у местной администрации необходимого опыта по управлению и созданию подобных подразделений.
Отряды конно-полицейской стражи расквартировывались казарменно, однако необходимых помещений, пригодных для таких целей, в уездах, преимущественно, не было. Местным властям при решении данного вопроса помогали помещики, надеясь тем самым получить определенную защиту от крестьянских погромов.
Земские же учреждения, наоборот, негативно относились к необходимости оказания помощи по расквартированию стражников. Крестьяне нередко саботировали помощь в размещении чинов. Распространены были случаи поджогов зданий, в которых расквартировывались отряды стражи . В связи с этим администрация могла дать разрешение на расквартирование по частным квартирам.
Несмотря на достаточно общие требования к кандидатам на должность полицейского стражника, прописанные в законе, а также упрощенность процедуры приема в ряды полиции, штатная численность почти никогда не достигала положенного уровня, что вызвано:
• набором в ряды стражников, преимущественно не уроженцами губернии, в которой необходимо было нести службу. Данное правило было достаточно условным и в некоторых губерниях часто нарушалось, но при этом не переставало быть барьером для полного укомплектования штата, так как многие кандидаты на службу отказывались осуществлять свою профессиональную деятельность за пределами родного региона;
• отказами полицейским стражникам в праве на получение пенсии, постепенно снижающийся уровень материальной обеспеченности стражников, что делало такую службу непрестижной.
Пункт 2 статьи 781 ранее упомянутого закона позволяет получить определенное представление о численности стражников и урядников в 46 губерниях, где учреждался данный институт: «В каждой волости состоят один урядник и необходимое число стражников. Общее количество стражников во всех вышепоименованных губерниях определяется по расчету не более одного стражника на каждые 2500 душ населения обоего пола» .
По состоянию на 1903 год в Воронежской губернии проживало 3,1 млн человек, в Воронеже – 64,7 тыс. жителей . При этом штат стражников составлял 949 сотрудников, а урядниками по состоянию на аналогичный период числился 241 человек .
В связи с революцией 1905-1907 гг. в соответствие с законом от 9 февраля 1906 года штат полицейской стражи был значительно увеличен. Данное обстоятельство не могло не коснуться и Воронежскую губернию: 27 ноября 1905 года было объявлено положение усиленной охраны.
В 1908 году на службе в полицейской страже Воронежской губернии состояли:
• 241 урядник – по одному в каждой волости;
• 832 конных стражника;
• 417 пеших стражников (табл. 1).
Таблица 1
Сведения о составе полицейской страже в Воронежской губернии в 1908 году
Уезд Количество урядников Количество конных
стражников Количество пеших
стражников Всего стражников и урядников
Бирюченский 23 70 40 133
Бобровский 25 85 50 160
Богучарский 32 100 41 173
Валуйский 17 60 30 107
Воронежский 20 80 50 150
Задонский 12 46 20 78
Землянский 18 64 36 118
Коротоякский 14 53 20 87
Нижнедевицкий 15 52 30 97
Новохоперский 18 80 10 108
Острогожский 27 82 60 169
Павловский 20 60 30 110
Всего по губернии: 241 832 417 1490
Исходя из приведенной статистики, можно сделать вывод о значительном увеличении штата полиции в Воронежской губернии в течение 5 лет с момента учреждения нового правоохранительного института. В полицейскую стражу на тот период набирали, как правило, отставных солдат и офицеров. Предпочтение отдавалось представителям других уездов и губерний в целях исключения возникновения конфликта интересов. Данный факт подтверждается и специально разработанной рекомендацией, составленной весной-летом 1906 года .
Так, к 1908 году чинами полиции Воронежской губернии являлись:
• 304 отставных кавалериста;
• 188 казаков;
• 401 пехотинец;
• 118 артиллеристов;
• 160 пограничных стражников.
Через 4 года число полицейских стражников было несколько сокращено на основании циркуляра Департамента полиции от 30.09.1912 № 17950 . На службе в Воронежской губернии состояло 245 урядников и 1111 стражников:
• 976 конных стражников;
• 135 пеших стражников.
Однако приведенные данные о численности личного состава полицейской стражи исследуемого региона нельзя назвать исчерпывающими. Циркуляром от 20 сентября 1916 года № 22208 Департамент полиции Министерства внутренних дел Российской империи запросил у губернаторов, в том числе и губернатора Воронежской области, сведения о предусмотренной и фактической штатной численности чинов полицейской стражи по состоянию на 1 сентября 1916 года. Информация должна была подаваться в кратчайшие сроки в форме таблиц, шаблон которых был разработан Департаментом и разослан по губерниям вместе с Циркуляром .
Соответствующие сведения были направлены в Министерство Вице-губернатором Воронежской губернии 19 октября 1916 года. Указанные данные дают основания сделать вывод о том, что в предреволюционные период штат пеших стражников был вновь сокращен. На 1 сентября 1916 года на службе в Воронежской губернии состояли:
• 243 урядника;
• 117 пеших стражников;
• 940 конных стражников (табл. 2) .
Таблица 2
Сведения о составе полицейской страже в Воронежской губернии на 1 сентября 1916 года
УЕЗДЫ Число волостей Количество урядников Количество стражников Всего урядников и стражников
По штату В наличии Пеших Конных
Общее число Старших По штату В наличии По штату В наличии По штату В наличии
Общее число Старших Общее число Старших
Бобровский 26 26 2 26 29 2 28 99 5 85 154 139
Богучарский 33 33 3 33 41 2 41 100 5 100 174 174
Бирюгенский 23 23 2 23 3 - 3 93 4 90 119 116
Валуйский 17 17 2 17 - - - 80 4 73 97 90
Воротынский 20 20 2 18 - - - 112 4 86 132 104
Задонский 12 12 1 10 6 - 6 55 3 50 73 66
Землянский 18 19 2 19 - - - 88 5 86 107 105
Коротоякский 14 14 2 14 - - - 66 3 59 80 73
Нижнедвицикий 16 16 2 16 15 3 15 62 3 62 93 93
Новохоперский 19 19 2 19 10 1 9 80 4 69 100 97
Острожский 27 27 2 27 - - - 122 5 113 149 140
Павловский 20 21 2 21 15 1 15 70 4 67 106 103
Всего по губернии: 245 247 24 243 119 9 117 1027 49 940 1393 1300
Таблица 3
Сведения о составе полицейской страже в Воронежской губернии за период с 1903 по 1916 гг.
Год Количество урядников Количество конных
стражников Количество пеших
стражников Всего урядников и стражников
1903 241 949 1190
1908 241 832 417 1490
1912 245 976 135 1356
1916 243 940 117 1300
Планировалось, что лицо, прошедшее военную службу, должно быть грамотным и знакомым с основами строевой подготовки сотрудника. Фактически же уровень такой подготовки был на крайне низком уровне. Это вызывалось прохождением службы в армии на нестроевых должностях, где подобные навыки не являлись обязательными.
Аналогичные проблемы возникали и с огневой подготовкой. Помощник начальника самарского губернского жандармского управления в январе 1906 г. доносил начальству, что во время учебных стрельб в Бугульме смогли попасть в ростовую мишень из винтовки менее половины стражников .
Во время революционного подъёма главной миссией стражи стала борьба с крестьянским движением. Это вызвало толчок к большему развитию именно конно-полицейской стражи, больше подходившей для подавления крупных крестьянских выступлений.
Статистика показывает, что в ходе осуществления своей деятельности стражникам нередко приходилось прибегать к использованию огнестрельного оружия часто. Так, например, в Пензенской губернии в период с 1 августа 1906 по 1 сентября 1907 году зафиксировано 47 подобных случаев .
В 1911 году была проведена реорганизация полицейской стражи: изменились ее функции в связи со спадом количества аграрных беспорядков, а потому и снизилась необходимость в большом числе летучих отрядов. Напротив, был увеличен штат участковых стражников, ставших, по сути, ближайшими помощниками урядников.
Таким образом, учреждение полицейской стражи можно признать характерным примером жесткой реакции государства на повышение общественного недовольства.
Новый правоохранительный институт стал полувоенным-полуполицейским. Если на период массовых беспокойств осуществление деятельности по охране общественного порядка можно считать оправданным, то в период относительной стабильности это лишь порождало недовольство среди местного населения. Полицейская стража сохранила в себе уже существовашие недостатки полицейской системы, став малоэффективным орудием в руках местной администрации, так и не сумев всецело оправдать ожидания властей.
Также проследив изменение штата сотрудников полицейской губернии Российской империи в целом и Воронежской губернии в частности, мы можем прийти к выводу о катастрофической нехватке сотрудников царской полиции. Стоит отметить, что царское правительство не имело возможности содержать армию полицейских в каждом уезде в 46 губерниях (к 1906 году в 50 губерниях), в связи с этим местным властям приходилось ограничиваться таким незначительным штатом чинов полицейской стражи, призывая на помощь в случае чего воинские команды .
Еще одним существенным недостатком учрежденного института стал крайне низкий уровень компетентности и образования, не позволявший полицейской страже эффективно выполнять поставленные задачи. Это со временем превратилось в питательную среду для развития произвола и преступлений, увеличению количества должностных преступлений.
Создать специализированные учреждения для подготовки чинов полицейской стражи не всегда было возможным, а потому особое значение стало придаваться внешкольному обучению полицейской стражи, состоявшей из двух компонентов:
• строевой подготовки;
• полицейской подготовки.
РАЗДЕЛ 2. СТРОЕВОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ В УЕЗДАХ
Подготовка уездных полицейских стражников на местах начала осуществляться с момента издания Циркуляра МВД от 16 февраля 1909 г . По принятию на службу все стражники приписывались к отрядам, непосредственное руководство которыми осуществлял один из помощников губернских инспекторов стражи, полицейские офицеры и классные чины полиции, в которых вновь прибывшие для прохождения службы должны были получить всю необходимую подготовку, одновременно с обучением проходило и исследование нравственных качеств .
Большое внимание в ходе обучения стражников уделялось строевой подготовке, необходимой при практическом осуществлении возложенных на чины полиции обязанностей.
Характерно, что после учреждения нового правоохранительного института одновременно с созданием соответствующего органа не было предпринято попытки создания системы подготовки кадров. Данный вопрос решался на уровне губерний местными властями самостоятельно с разрешения Департамента Полиции Министерства внутренних дел.
Так, в Саратовской губернии, для строевого обучения чинов стражи предполагалось назначить 12 старших стражников, из числа которых: по двое - в Аткарский и Балашовский уезды, остальные восемь - по одному в другие уезды .
Определенные изменения произошли с февраля 1906 года, когда заведование строевой частью полицейской стражи было возложено на чины Отдельного корпуса жандармов. Начальникам губернских жандармских управлений в связи с этим дополнительно присваивалось звание губернских инспекторов полицейской стражи. Помимо выполнения своих основных обязанностей с этого времени они начали заниматься подготовкой чинов уездной полицейской стражи (строевая подготовка, обучение верховой езде и владению оружием). Исследователи указывают, что подобным образом «обеспечивалось взаимодействие политической и общей полиции, или, правильнее сказать, использование общей полиции в интересах политической полиции» .
Циркуляром от 8 июня 1907 г. № 23418 саратовского губернатора установлено обучение стражи как строевой службе производить, начиная с 1 марта. В этих целях команды стражников поочередно прибывали в город или другой удобный для занятий пункт. В летнее время команды группировались в более крупные отряды, отправлявшиеся для прохождения учебного курса на лагерных сборах .
Позже были созданы должности офицеров полицейской стражи, на которые должны были назначаться строевые обер-офицеры, состоявших на действительной военной службе и изъявивших желание о переводе в уездную полицейскую стражу. В порядке исключения допускалось назначение офицеров запаса .
Циркуляр Министерства внутренних дел от 26 мая 1906 года содержит следующее разъяснение о назначении таких лиц в полицейскую стражу, согласованное с Военным министерством: «Офицеры, желающие служить в полицейской страже, должны подавать о том докладные записки местному Начальнику Губернского Жандармского Управления, (на имя Командира Корпуса Жандармов), который по собрании сведений представляет всю переписку подлежащем Губернатору, а последний, получив таковую, делает сношение с Начальником дивизии». В случае достижения согласия данная переписка направляется в Главное Управление Отдельного Корпуса Жандармов, для дальнейшего их перенаправления в Главный Штаб.
По сути, данная процедура была аналогична переводу офицеров в Корпус Жандармов, что является существенным недостатком, затрудняющим такой процесс, результатом чего явилась нехватка лиц, имеющих должные знания в области строевой подготовки .
Это положение подтверждается и Циркуляром Главного Управления Отдельного Корпуса Жандармов от 27 мая 1906 года № 25 .
В Воронежской губернии строевое обучение уездной полицейской стражи было начато приказом по губернскому жандармскому управлению от 27 июня 1906 года № 91. В каждый уезд для подготовки стражи назначались помощники инспектора стражи и офицеры полицейской стражи , обязанные соответствующими рапортами регулярно отчитываться о ходе обучения стражников . Впоследствии подобные приказы постоянно обновлялись , но к 1909–1910 гг. постепенно стабилизировался состав лиц, ответственных за «строевое обучение стражников»: подполковник Арцыбашев, ротмистры Егунов, Панфилов, Кравцов, Рагозин, Гоголев, штабс-ротмистр Левандовский, поручики Ермоленко и Ушаков, корнет Белевцов. Один из последних известных нам «комплексных» приказов о назначении ответственных на подготовку уездных стражников по месту службы увидел свет 24 ноября 1911 года Согласно приказу обучение конной и пешей полицейской стражи в Бирючинском и Валуйском уездах передавалось «заведующему учебной командой» Левандовскому, произведенному в декабре 1909 года в ротмистры . Впоследствии в приказах по Воронежскому жандармскому управлению о строевом обучении стражников на местах не упоминается вообще.
Характерно, что воронежский опыт обучения уездной полицейской стражи на местах был признан успешным: в конце 1909 года в ходе инспектирования полицейской стражи Воронежской губернии генерал-майор Сергей Сергеевич Навроцкий, состоявший для поручений при шефе жандармов, отметил, что «представленные ему отряды… по строевой подготовке… оказались в отличном состоянии и блестящем порядке» .
В целом, строевую подготовку можно разделить на 4 компонента:
• служебная дисциплина, в том числе правила отдания чести стражниками;
• физическая подготовка;
• стрелковая подготовка;
• конная подготовка – для конных стражников;
• непосредственно строевая подготовка;
Если организация физической подготовки вовсе не регулировалась ведомственными или иными актами, то обучению стрельбе уделялось большее внимание. Так, И.о. Начальника Воронежского Губернского Жандармского Управления 18 мая 1907 года, будучи обеспокоенным уровнем подготовки полицейской стражи региона, пишет: «Предлагаю … пройти курс практической стрельбы с … отрядами в течение сего мая месяца. О дне назначения стрельбы, войдите в соглашение с подлежащими уездными исправниками». При прохождении курса рекомендовалось основываться на § 119 Наставления для обучения стрельбе 1906 года . При этом обучались стражники не только стрельбе, но и материальной части оружия, а также действиям штыком, приемам шашкой и рубке.
Приказом по Воронежскому Губернскому Жандармскому Управлению 6 Января 1908 года № 4 были закреплены правила отдания установленной чести нижними чинами полицейской стражи, обязательные для них к изучению.
Характерно, что правила делились на две части в зависимости от категории занимаемой должности:
• для полицейских урядников и старших стражников;
• для прочих нижних чинов полиции и полицейских стражников.
Надзор за правильностью отдания установленной чести полицейскими урядниками и стражниками, вменялся в обязанность офицерам, заведывающим обучением полицейской стражи, которым поручалось «преподать стражникам подлежащие указания о их обязанности отдания чести по установленному положению» и проверить знание стражников правил отдания чести. В случае замеченных нарушений этих правил чинами стражи надлежало немедленно сообщать местным исправникам для наложения на виновных дисциплинарного взыскания .
В рамках конной подготовки стражники должны были получить знания об экстериере лошади, уходе, чистке, купании, устройстве и содержании конюшен, содержании в чистоте и порядке конского снаряжения, признаках заболевания лошадей, освоить ковку и верховую езду.
В соответствии с Инструкцией по заведыванию строевой частью и ведению строевых занятий уездной полицейской стражи, сотрудники должны были в результате обучения владеть следующими строевыми приемам: «стойка, поворот, движение фронтом, как одно-шереножным, так и дву-шереножным строем, захождение плечами», смыкание и размыкание рядов .
Таким образом, мы установили, что в результате создания нового правоохранительного института еще более остро встал вопрос об обучении необходимых кадров, в том числе в области строевой подготовки.
Приходится констатировать, что данный процесс был преимущественно стихийным и не имел общего строгого для всей Российской империи порядка, установленного Министерством внутренних дел.
Обучение навыкам строевой подготовки усложнялось в том числе и нехваткой кадров среди офицеров полицейской стражи, вызванной повышенной бюрократизацией процесса занятия такой должности.
Инструкция по заведыванию строевой частью и строевых занятий уездной полицейской стражи хоть и содержала в себе подробную программу строевых занятий, не предусматривала собой занятий по физической или стрелковой подготовке.
О невысоком уровне эффективности подготовки свидетельствуют и частые нарушения служебной дисциплины. Так, Начальник Воронежского Губернского Жандармского Управления 9 марта 1908 года пишет ротмистру Гоголеву: «Предписываю Вам возможно чаще посещать с целью производства занятий подведомственные Вам отряды стражников отдаленные по месту расположению от Вашей штаб-квартиры, где кроме производства занятий со стражниками обратите самое строгое внимание на распущенность стражников и воспитывать их воинской дисциплины» .
РАЗДЕЛ 3. ЛАГЕРНЫЕ СБОРЫ КАК СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПОЛИЦЕЙСКОЙ СТРАЖИ
Власти Пензенской губернии, убедившись в неэффективности курсов повышения квалификации полицейской стражи, проводимых один раз в 10 лет , решили перенять опыт коллег из Саратовской губернии по проведению лагерных сборов, о чем в своем Отношении от 28.08.1912 № 5320 сообщает пензенский губернатор: «... а затем ныне летом участковые стражники были стянуты в две очереди … в г. Пензу для обучения их строевому делу» .
Общее руководство сборами возлагалось на начальника губернского Жандармского Управления полковника Мезенцева при содействии советника губернского правления Фрейганга. Сборы организовывались в соответствии с приказом губернатора в летний период сроком на один месяц. Общее количество стражников, прибывших в лагерь из каждого уезда, распределялось на две-три группы при равном количестве человек. Маршрут сборов каждой очереди детально прорабатывался заранее.
Показательно, что в ходе сборов велась строгая отчетная деятельность в целях выявления недостатков. По прибытии в Пензу каждый стражник заполнял соответствующую форму, в которую заносил личные данные.
Также в начале сборов проходила проверка стражников по следующим показателям:
• состояние форменного обмундирования;
• исправность холодного и пригодность для ведения стрельбы огнестрельного оружия (винтовки и револьверы);
• состояние конского снаряжения;
• пригодность лошади стражника для осуществления профессиональной деятельности.
По результатам проверки все выявленные недостатки отражались в ведомостях, так по итогам сборов, проведенных в 1912 году 66 стражников прибыли в лагерь с негодным холодным оружием, 255 человек получили замечания, связанные с форменным обмундированием и конским снаряжением, у ряда стражников был безлошадным .
Каждая группа, проходя сборы в первой, второй или третьей очереди, обучалась по одинаковой программе, состоявшей из двух блоков:
• теоретические занятия;
• практические занятия.
Блок теории включал в себя проведение воспитательных бесед с использованием данных пензенского полицейского листка.
Практические упражнения состояли из рубки, стрельбы, строевую подготовку, конных упражнений и гимнастики.
В последние дни сборов устраивались призовая стрельба, рубка и верховая езда в которых принимали участие также сотрудники жандармерии, городской полиции и курсанты учебной команды для стражников . За победу помимо приза вручалось свидетельство, выписываемое по разработанному типовому образцу .
По итогам лагерных сборов первой и второй очередей 1912 года в Министерство внутренних дел пензенским губернатором был представлен отчет с выявленными недостатками и выводами о проведенной работе, составленный полковником Мезенцевым.
В целом, полученный опыт оценивался как положительный, начальник губернского Жандармского управления высказал мнение о том, что такие сборы целесообразно проводить и в последующие годы. В частности, в отчете указывалось следующее:
• такие сборы крайне полезны в смысле строевого обучения, поддержания необходимого для чинов полиции внешнего вида, повышения уровня дисциплины и сплоченности среди полицейских стражников Пензенской губернии;
• положительным свойством сборов можно назвать их пользу в выработке однообразия в строевой подготовке, поддержании в пригодном для несении службы состоянии вооружения, снаряжения и конского состава в пределах не просто отдельного отряда, а в масштабах уезда и даже всей губернии;
• сборы необходимы для единого расположения стражников в целях обучения сводной, коллективной работе .
Напротив, тверской губернатор в своем Отношении от 31.10.1911 № 7.077 высказался против проведения лагерных сборов стражников повсеместно, считая их «… не только не достигающими намеченной цели, но и совершенно неосуществимыми».
При этом губернатор привел ряд аргументов в подтверждение выбранной им позиции:
• главной проблемой в Отношении называется нехватка кадров. В связи с некомплектностью должностей полицейских стражников отпадает и возможность проведения масштабных сборов с задействованием сил и средств со всех уездов Тверской губернии;
• в случае убытия полицейских стражников для проведения сборов, обслуживаемые ими участки останутся без надзора, что повысит уровень преступной активности в данном районе;
• откомандирование стражников в Тверь на период проведение сборов из команды, где они проходят службу, лишит их руководство осуществлять контроль за подчиненными, обучающимися, что отрицательно скажется на состоянии дисциплины и качестве процесса обучения .
Положительная оценка лагерным сборам дается и в Циркуляре Министерства внутренних дел губернаторам от 11.06.1913 № 16675: «… признано было необходимым установить порядок периодического освежения их новыми силами из отрядов, а равно периодического сосредоточивания их во время летних сборов…»
Таким образом, наравне с закреплением за полицейскими стражниками офицера Жандармского корпуса получил определенное распространение еще один способ обучения чинов полиции – проведение ежегодных лагерных сборов.
Данный метод показал свою эффективность и оказал положительное влияние на уровень профессиональной компетентности полицейских стражников. Однако в связи с рядом недостатков лагерные сборы так и не получили широкого распространения на территории всей Российской империи. На наш взгляд, это в первую очередь связано не столько с проблемами в организации самих сборов, сколько с неудовлетворительным состоянием правоохранительной системы в целом, недостатком необходимого финансирования. В губерниях же, где лагерные сборы организовывались, данная практика существовала вплоть до начала Первой мировой войны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данной работы нами было установлено, что уездная полицейская стража представляет собой систему военизированных подразделений сельской полиции Российской империи, учрежденную 5 мая 1903 года и ставшую жесткой реакцией государства на повышение общественного недовольства.
Новый правоохранительный институт стал полувоенным-полуполицейским. При этом полицейская стража не избавилась от прежних недостатков полицейской системы, не сумев стать орудием по охране общественного порядка в руках местной администрации.
В результате произошедших изменений был ликвидирован и институт сотских и десятских - сотские со временем вышли из полицейской структуры и перестали вовсе существовать, а десятские перешли под контроль сельской и волостной власти. Урядники стали элементом системы уездной полицейской стражи, получив под руководство стражников.
Создание такой структуры породило потребность в учреждении дополнительных должностей на постоянной основе для повышения профессионализма ее служащих (в связи со сложностями в создании постоянных образовательных организаций). Появились заведующие учебной командой и офицеры уездной стражи. Численность урядников и стражников к 1917 г. постепенно возрастала, как того требовала социально-политическая обстановка в стране. Однако, проследив изменение штата сотрудников полицейской губернии Российской империи в целом и Воронежской губернии в частности, мы можем прийти к выводу о катастрофической нехватке сотрудников царской полиции. Правительство не имело возможности содержать армию полицейских в 46 губерниях (к 1906 году в 50 губерниях).
Также все более актуальной со временем становилась проблема крайне низкого уровня компетентности и образования стражников, препятствовавших эффективному выполнению поставленных перед чинами полиции задач. Это со временем превратилось в питательную среду для развития произвола и преступлений, увеличению количества должностных преступлений.
Создать специализированные учреждения для подготовки чинов полицейской стражи не всегда было возможным, а потому особое значение стало придаваться внешкольному обучению полицейской стражи, состоявшей из двух компонентов:
• строевой подготовки;
• полицейской подготовки.
Строевая подготовка, в свою очередь, осуществлялась путем:
• закрепления за стражниками офицеров, на которых возлагалось обучение отрядов;
• проведения лагерных сборов.
Обучение навыкам строевой подготовки усложнялось нехваткой кадров среди офицеров полицейской стражи, вызванной повышенной бюрократизацией процесса занятия такой должности.
Инструкция по заведыванию строевой частью и строевых занятий уездной полицейской стражи хоть и содержала в себе подробную программу строевых занятий, не предусматривала собой занятий по физической или стрелковой подготовке. Нарушения служебной дисциплины также не были редкостью среди чинов полиции. А потому всеобъемлющим и универсальным первый способ внешкольной строевой подготовки полицейских стражников назвать нельзя.
Проведение ежегодных лагерных сборов показало свою эффективность и оказало положительное влияние на уровень профессиональной компетентности полицейских стражников. Но из-за существующих недостатков лагерные сборы так и не получили широкого распространения на территории всей Российской империи. Данное обстоятельство, по нашему мнению, вызвано не только проблемами в организации самих сборов, но и неудовлетворительным состоянием правоохранительной системы в целом, недостатком необходимого финансирования.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что хоть внешкольное обучение полицейской стражи Российской империи имело благотворный эффект на уровень профессиональной компетентности, готовности к несению службы полицейских стражников, но полностью так и не решало проблем образования чинов полиции. А потому повышалась и потребность в учреждении постоянных специализированных учреждений по подготовке соответствующих кадров. В итоге в начале двадцатого столетия были сформированы школы по подготовке уездных полицейских стражников. В том числе в Воронежской губернии в 1909 году была открыта учебная команда-школа уездной полицейской стражи.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
Архивные материалы
1. ГАРФ – Ф. 102. – 2-е делопр. - Оп. 74. – Д. 10ч102;
2. ГАРФ – Ф. 102. – 2-е делопр. – Оп. 74. – Д. 10ч102;
3. ГАРФ – Ф. 102. – Оп. 57. – Д. 17;
4. ГАРФ. – Ф. 102. – 2-е делопр. – Оп. 70. – Д. 14ч1.А;
5. ГАРФ. – Ф. 102. – Оп. 291. – Д. 10;
6. ГАРФ. – Ф. 102. – Оп. 74. – Д. 10;
7. ГАРФ. – Ф. 110. – Оп. 21. – Д. 104;
8. ГАРФ. – Ф. 110. – Оп. 21. – Д. 105;
9. ГАРФ. – Ф. 110. – Оп. 21. – Д. 107;
10. ГАВО. - Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 14;
11. ГАВО. – Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 201;
12. ГАВО. – Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 305;
13. ГАВО. - Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 36;
14. ГАВО. - Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 54;
15. ГАВО. - Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 59;
16. ГАВО. - Ф. И.-1. – Оп. 2. – Д. 68;
17. ГАВО. – Ф. И-1. – Оп. 2. – Д. 304;
18. ГАВО. – Ф. И-1. – Оп. 2. – Д. 343;
19. ГАПО – Ф. 103. – Оп. 2. – Д. 74;
20. ГАПО. – Ф. 176. – Оп. 1. – Д. 17;
21. ГАПО. – Ф. 6. – Оп. 1а. – Д. 35;
Литература
22. Елизаров А. В. Создание уездной полицейской стражи согласно закону 5 мая 1903 г // Вестник ТГУ. – 2015. – №4 (144). – С. 1–5;
23. Кладов В. Ю. К вопросу о совершенствовании кадрового состава провинциальной полиции в начале XX в. (на примере Пензенской губернии) // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2007. – №37. – С. 88;
24. Кузнецов В. Н. Конно-полицейская стража в симбирской деревне (1905-1907) // «Постигая прошлое и настоящее» – Выпуск 3. – 1999. – С. 53–56;
25. Невский С. А., Сычев Е. А., Можаев С. Ю. Уездная полицейская стража в России в начале ХХ в // ИСОМ. - 2014. - №4. – С. 342-346;
26. Об учреждении в 46-ти губерниях европейской России полицейской стражи : Высочайше учрежденное мнение Государственного совета № 22906 от 5.05.1903 г. // Полное собрание законов Российской империи (ПСЗРИ). – Собрание III. – Т. 23. – Спб., 1905. – 969 с.;
27. Главинская С. Н. Организация штата уездной полицейской стражи Черноземного центра России в 1901 -1917 гг. // История государства и права. – 2007. – № 8. – С. 29–31;
28. Памятная книжка Воронежской губернии на 1905 г. – Воронеж, 1905. – 180 с.;
29. Полиция Курской губернии: история становления и деятельности (1864–1917) / Г. А. Салтык, Н. И. Горлова, С. Н. Главинская, А. А. Белобородова. – Курск : Изд-во КГУ, 2007. – 319 с.;
30. Перегудов А. В., Страхов Л. В. Уездная полицейская стража Воронежской губернии, формирование и взаимодействие с Жандармским Управлением // Вестник Воронежского института МВД России. – 2017. – № 1. – С. 17–22;
31. Полиция Российской империи / А. В. Борисов, А. Я. Малыгин, Р. С. Мулукаев. – М. : ЮНИТИ–ДАНА, 2013. – 320 с.;
32. Снегирев И. Безопасность и полиция. – Витебск, 1912. – 508 с.;
33. Страхов Л. В. Личный состав Воронежской уездной полицейской стражи в 1903 – 1912 гг. / Л. В. Страхов [Электронный ресурс]. – URL : http://www.hist.vsu.ru/cdh/Articles/part10/10-06.htm (дата обращения: 15.12.2017).
34. Черевин, П. А. Воспоминания П. А. Черевина. 1863-1865 гг. – Кострома : Северный рабочий, 1920 – 76 с.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»