М.С. Сачкова

 

Введение
В городе Юрьев-Польском Владимирской области достаточно много исторических зданий. На берегу реки Колокши расположилось здание школы №2. Когда-то, до революции 1917 г. здесь было высшее начальное мужское городское училище, а в здании рядом с ним учились девочки. Они были воспитанницами женской прогимназии С.И. Благонравовой. Совершенно случайно в наших руках оказались ученические дневники Заикиной Антонины, которая была воспитанницей данного учебного заведения в 1910-е гг. Вот как они к нам попали:
Валентина Федоровна Клюева рассказала о хранившихся у своей подруги Зои Федоровны Улитиной дневниках воспитанницы женской прогимназии С.И. Благонравовой. Их судьбу до этого мы не знали. Зоя Федоровна согласилась дать дневники для изучения.
Нас удивил тот факт, что дореволюционные ученические дневники имеют внешнее сходство с современными дневниками и мало чем отличаются по своей структуре. Можно ли узнать из данного исторического источника о процессе обучения и воспитания девочек в женской прогимназии в дореволюционное время?
Мы решили поставить следующую цель в исследовании: оценить роль прогимназии С.И. Благонравовой в женском образовании города Юрьев - Польского Владимирской губернии.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить имеющуюся литературу, чтобы узнать, какие страницы истории прогимназии известны на сегодняшний день;
- проанализировать содержание дореволюционных ученических дневников, чтобы выяснить, как был организован процесс обучения и воспитания в женской прогимназии С.И. Благонравовой;
- выяснить путем анализа дореволюционных фотографий женской прогимназии С.И. Благонравовой, как менялся внешний вид здания и как выглядели воспитанницы данного учебного заведения;
- разыскать родственников Заикиной Антонины.
Чтобы решить поставленные задачи, мы обратились к следующим источникам информации:
Мы обратили внимание на труды историков, посвященные системе дореволюционного образования. Интерес представила монография Г.П. Изместьевой . Из нее мы узнали о таком типе дореволюционного учебного заведения как прогимназия. Т.В. Филоненко представила в своей работе основные проблемы развития общеобразовательной школы в дореволюционной России .
Просмотрели также статьи в периодике по интересующему нас вопросу - как было организовано воспитание и обучение в прогимназиях. Об этом очень интересно изложен материал в статьях С.Ф. Егорова , Н. Кузьмина , Е.А. Слепенковой .
Кроме того, мы обратились к краеведческой литературе. Известный владимирский краевед Галина Глебовна Мозгова в своей книге «Город Св. Георгия. Юрьев – Польский в старой открытке» раскрывает историю открытия частной женской прогимназии в городе Юрьеве Владимирской губернии. В книге Г.И. Чернова есть странички, частично раскрывающие историю женских прогимназий и гимназий Владимирской губернии .
Таким образом, из данной литературы мы узнали о том, что такое прогимназия, общую информацию о процессе обучения и воспитания учениц. К сожалению в просмотренных монографиях мы не нашли материал о воспитанницах Юрьевской женской прогимназии С.И. Благонравовой и о том, как проходил учебный и воспитательный процесс именно в этом учебном заведении.
В работе использовались следующие источники:
- Журнал ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год;
- Журнал ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся V класса Заикиной Антонины за 1911-1912 учебный год.
Данные исторические источники являются основными в исследовании. Из них можно выяснить расписание учебных занятий в прогимназии, как оно менялось в течение двух лет обучения. Оценки по четвертям и за год Заикиной Антонины показывают уровень ее знаний. Проведя анализ праздничных, не учебных дней, можно судить об их значении в воспитании девочек прогимназии.
Хорошим дополнением в работе являлся дневник ученицы V класса Александровской женской гимназии А. Прокофьевой на 1913-1914 учебный год. Из него мы узнали о «Правилах для учениц женских гимназий». Частично пополнила работу и информация «О частной гимназии Л.М. Давыдовой г. Владимира за 1905 г.».
Мы попытались узнать судьбу дневников Заикиной Антонины. Поиск начался с разговора с Зоей Федоровной Улитиной. Выяснилось, что эти дневники к ней попали от ее племянника. Он когда-то жил на квартире учителей. Это был старый дом на ул. Комсомольской. Когда его сносили, на чердаке были найдены удивительно хорошо сохранившиеся дореволюционные ученические дневники.
Мы подумали, что если это был учительский дом, то возможно Антонина Заикина по окончании гимназии стала учителем. Или возможно, что в этом доме жили ее родители, и они хранили ее ученические принадлежности.
Мы попытались найти родственников Антонины. Для начала, мы открыли телефонный справочник моего города. Там нашлись только два человека с такой же фамилией. К сожалению, оказалось, что это однофамильцы.
В книге Г.Г. Мозговой есть дореволюционные фотографии женской прогимназии С.И. Благонравовой (в дальнейшем гимназии). Сравнив их, можно увидеть изменения во внешнем виде здания, основываясь на более современных фотографиях. Мы сфотографировали школу №2 и ее территорию, на которой до революции 1917 г. располагалось данное учебное заведение . В книге Галины Глебовны есть фотография воспитанниц прогимназии С.И. Благонравовой, выяснили, как одевались девочки в этом учебном заведении.
О Заикиной Антонине Дмитриевне мы узнали из воспоминаний ветеранов педагогического труда - Рачкова Дмитрия Захаровича и Морозова Владимира Васильевича.
Рачков Дмитрий Захарович в 80-е гг. XX в. работал инспектором в районном отделе народного образования г. Юрьев-Польского, ознакомившись с нашим исследованием, вспомнил о Заикиной Антонине Дмитриевне. Зимой в 1987 г. в райисполком г. Юрьев – Польского поступило письмо от К. Деевой, которая была соседкой А.Д. Заикиной. Она писала о тяжелом положении Антонины Дмитриевны и просила оказать помощь в улучшении ее жилищных условий.
Дмитрий Захарович посоветовал обратиться к Морозову Владимиру Васильевичу, который лично знал Антонину Дмитриевну. Он был когда-то ее учеником и жил по соседству с ней на ул. Комсомольской.
Из истории женской прогимназии С.И. Благонравовой города Юрьев-Польского Владимирской губернии
Прогимна́зия — (от лат. pro — перед и гимназия) — общеобразовательное учреждение в Российской империи с программой четырех младших классов гимназии.
Прогимназии были учреждены в 1864 году. Они могли быть мужскими, женскими или военными. В июне 1874 г. Александр II утвердил мнение госсовета об открытии еще и шестиклассных прогимназий. Разрешалось открывать прогимназии в тех городах и населенных пунктах, где гимназий не было, и гимназическое образование по месту проживания семьи доставляло родителям меньшие материальные затраты, нежели содержание обучающегося ребенка в губернском городе. Образование, полученное в прогимназиях и не доведенное до восьмилетнего гимназического курса, имело самостоятельное значение и учитывалось при прохождении ступеней государственной службы .
Частная женская прогимназия была открыта в Юрьеве в августе 1907 г. Серафимой Ивановной Благонравовой. В первый класс поступило 40 учениц. Каждый год земство выделяло прогимназии до 1000 рублей. В дальнейшем С.И. Благонравова при поддержке земства и Городской думы ежегодно открывала очередной класс гимназии. В 1911 г., с открытием 6-го класса появилась надежда на преобразование прогимназии в полную гимназию .
Попечительницей женской прогимназии была жена юрьевского купца Николая Алексеевича Ганшина - Пелагея Павловна Ганшина. В 1909 г. город за 5500 руб. приобрел для прогимназии дом Пашковой. Это помещение было холодное и сырое. Девочки часто болели. Они должны были ходить на занятия в форменных платьях. В 1912 г. в прогимназии числилось 199 учениц. О прогимназии в то время писали: «приземистое здание этого благодетельного учреждения смиренно прижалось к большому корпусу городского училища и покорно ждет того времени, когда счастливые обстоятельства позволят ему подрасти и сравняться со своим соседом». Второй этаж планировалось возвести к 1913-1914 учебному году . На открытке того времени можно увидеть еще не надстроенное здание .
В связи с увеличением числа учениц и появлением дополнительной площади помещения, в котором учились девочки, прогимназия в 1915 г. была реорганизована в гимназию.
Гимназии были рассчитаны на восьмилетнюю продолжительность обучения. При гимназиях учреждался восьмой специальный педагогический класс: если успешно окончившие семилетний курс получали право работать учительницами в начальных училищах, то окончившие педагогический класс получали звания домашних наставниц и домашних учительниц .
В 1915 г. во Владимирской губернии насчитывалось 13 женских гимназий и 1 прогимназия (Киржачская частная прогимназия) .
1916-1917 учебный год стал последним в истории уже гимназии С.И. Благонравовой. 24 июня 1917 г. на заседании гласных Думы было принято решение о передаче гимназии в ведение городского самоуправления .
Открытие частной женской прогимназии С.И. Благонравовой в г. Юрьев-Польском Владимирской губернии давало возможность девочкам получить среднее образование, способствуя появлению «просвещенных полезных работниц». Выпускницы по окончании прогимназии, а в дальнейшем гимназии, работали в сфере образования - учительницами народных школ.
Обучение девочек в прогимназии С.И. Благонравовой
города Юрьев-Польского Владимирской губернии
Перед нами два журнала, т.е. ученических дневника, ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой Заикиной Антонины. Примечательно, что эти дневники прекрасно сохранились. А ведь им уже 100 лет!
Что же могут рассказать эти молчаливые свидетели прошлого?
Открыв первую страницу дневника, читаем: «Журнал ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год» . Видим, что дневник принадлежал девочке, которая училась в IV классе данного учебного заведения. Ей было 15 лет.
Заикина Антонина, как и другие воспитанницы, должна была посещать прогимназию в течение 6 дней в неделю. В понедельник, вторник, среду и четверг было по 5 уроков. В пятницу и субботу - по 4 урока. Первый урок начинался в 9.00 часов и продолжался до 10.00 часов. Второй урок длился с 10.00 до 11.00 часов. Третий урок - с 11.00 до 12.00 часов. Затем, судя по расписанию в дневнике, была большая перемена, 30 минут. Я думаю, что во время этой перемены был обед для учениц. Четвертый урок начинался с 12.30 и заканчивался в 13.30 часов. Сразу же начинался пятый урок с 13.30 до 14.30.
Был ли отдых у девочек между уроками?
Из фондов государственного архива Владимирской области в деле «О частной гимназии Л.М. Давыдовой г. Владимира за 1905 г.», мы узнали следующее. Оказывается, что между уроками были обычные перемены по 10 минут, кроме «большой» в 30 мин. на завтрак, отдых и прогулку от 12 ч. до 12.30 ч. Значит, каждый урок длился 50 мин.
Получается, что девочки 15 лет учились в прогимназии с 9.00 утра до 14.30 ч. Сегодня девятиклассники учатся с 8.00 ч. до 14.10 ч. - семь уроков по 40 мин.
Занимались девочки целый день в одном классном помещении. Судя по времени отведенном на перемены, кабинетной системы не было. Значит, учителя предметники ходили сами по кабинетам.
Какие учебные предметы изучали воспитанницы прогимназии? Из дневника Заикиной Антонины видим название наук, которые и сегодня преподаются в школе: русский язык, история, география, рисование, французский и немецкий языки. Немного иначе звучат и такие популярные предметы: арифметика, пение, рукоделие, естественная история. Были и такие уроки как чистописание, обязательно Закон Божий . Очевидно, что предпочтение отдавалось языкам. Русский, немецкий и французский языки преподавались по 4 урока в неделю. Необходимо отметить, что изучались ученицами два иностранных языка. Арифметике отводилось 3 урока в неделю. А географии, истории, Закону Божьему, рукоделию, естественной истории выделялось учебного времени по 2 часа. Рисование, чистописание и пение преподавалось по 1 часу в неделю. Всего было 28 уроков в неделю .
Прогимназии и гимназии готовили будущих специалистов – учителей, которые должны были достигнуть высокого уровня знаний.
Мы взяли в руки дневник Заикиной Антонины за V класс 1911-1912 учебный год. Интересно, изменилась ли учебная нагрузка? Появились ли новые предметы?
Удивительно, но учебная нагрузка сократилась. С понедельника по четверг было по 4 урока в день, а в пятницу и субботу по 3 урока. Мы свели в таблицу количество уроков по каждому предмету в V классе . Из расписания уроков исчезли такие предметы как рисование, чистописание, пение. Вместо арифметики появились алгебра и геометрия по 2 урока в неделю. На русский, немецкий и французский языки отводилось теперь по 3 урока. На историю было выделено дополнительно еще один час, стало 3 урока. Неизменным осталось количество уроков по Закону Божьему, естественной истории, рукоделию по 2 урока. Всего 22 урока в неделю.
Возможно, произошло изменение программы обучения девочек женской прогимназии в V классе с целью углубления знаний по отдельным предметам.
Нас заинтересовало отсутствие в дневнике Антонины текущих оценок по предметам. Оказывается, что баллы выставлялись лишь при оценке познаний по четвертям года, хотя это было нарушением правил об испытаниях в гимназиях и прогимназиях .
В расписании уроков у Антонины есть французский язык. Посмотрев внимательно странички дневника, мы увидели, что она не записывала по этому предмету домашнее задание. Учебные программы женских училищ по сравнению с мужскими гимназиями и прогимназиями были облегченными. Древние языки здесь не преподавались, новые языки вместе с рисованием, музыкой, пением и танцами были отнесены к разряду необязательных предметов .
Французский язык и немецкий - были новыми языками. Девочки изучали их по желанию. За обучение языкам бралась дополнительная плата. Вероятно, что денег было не у всех достаточно, и поэтому выбирался один «язык». Обучение в прогимназии С.И. Благонравовой было платным - 50 руб. в год . Конечно, некоторых учениц освобождали от этой платы по причине их бедности. За них платила Городская управа.
Классные дамы в то время исполняли роль современного классного руководителя. В конце каждой учебной четверти они давали отчеты о количестве учениц в отделении, их успехах и посещении уроков. Классные дамы следили за поведением учениц и принимали надлежащие меры. Они общались с родителями и родственниками воспитанниц. Кроме того, они контролировали преподавателей своего класса, чтобы уроки и письменные задачи, были равномерно распределены по дням недели, и чтобы преподавание одного предмета не стесняло преподавания других предметов . Классной наставницей у Заикиной Антонины в IV классе была сама начальница прогимназии С.И. Благонравова, а V классе - С. Ахмакова.
На странице дневника «Ведомости об успехах», рядом с названием предметов такое понятие, как «разряд». Что это такое? Оказалось, что учениц разделяли на группы по рейтингу оценок. Это и называлось «разрядом». Он указывался наряду с итоговыми оценками . Разрядов было 4. К первому разряду относились те девочки, которые учились на «4» и «5». Во второй разряд входили ученицы с оценками «4» и «5», но была одна «3». Третий разряд включал оценки «5», «4» и «3», а четвертый - наличие «2».
Также у каждой девочки было свое «место в классе». Можно сказать, что их распределяли еще и по местам, т.е. по оценкам в целом. Если сравнить успеваемость Антонины в IV и V классе, то видно, что изменился ее «разряд» со второго на первый. Изменилось и «место в классе». Если в IV классе у нее было 12 и 9 место, то в V классе, если смотреть по четвертям - 9, 8, 3 и 6 место. Наблюдался прогресс по успеваемости.
Из стен прогимназии С.И. Благонравовой выходили образованные ученицы, имеющие знания по определенным наукам. Это образование давало возможность девушкам г. Юрьев-Польского получить работу, иметь средства к жизни.
Воспитание девочек в прогимназии С.И. Благонравовой
города Юрьев-Польского Владимирской губернии
Исследования педагогов дореволюционной России говорили о том, что образование является ценностью лишь при условии его соединения с нравственностью. При отсутствии норм моральных утрачивают свою силу и нормы юридические. Поэтому образовательный процесс должен быть нравственно ориентирован .
Для поддержания дисциплины в средних учебных заведениях устанавливались правила поведения воспитанников, которые были напечатаны в ученических билетах и в дневниках для записывания уроков. К сожалению, в журналах Антонины не сохранилось страниц с правилами поведения в учебном заведении и других общественных местах. Поэтому взяли для примера дневник ученицы V класса Александровской женской гимназии А. Прокофьевой на 1913-1914 учебный год.
В «Правилах для учениц женских гимназий» указывалось на необходимость посещения богослужений в храме. В учебное время ученицы не должны были опаздывать на занятия, пропускать уроки без уважительной причины. Во время уроков запрещалось разговаривать, шептаться между собой, подсказывать друг другу и заниматься чем-либо посторонним. Сидеть ученицы должны были, прямо, не разваливаясь. Отвечать преподавателям стоя, держась прямо. Обязательно подчеркивалось уважительное отношение к начальникам, классным надзирательницам. Встречаясь с ними на улице или в ином публичном месте, должны были вежливо кланяться. При встрече с государем императором и членами императорской фамилии ученицы должны были останавливаться и делать глубокий поклон. Появление в обществе воспитанниц должно было быть в установленной форме. Носить короткие волосы и нескромные прически, было запрещено, также как и излишние украшения .
На дореволюционной фотографии воспитанниц женской гимназии С.И. Благонравовой мы увидели, что во внешнем виде девочек были - белые кружевные воротнички, серые платья, черные фартуки, допускались локоны в прическах и обязательный элемент - ленты в волосах .
Классные дамы писали замечания ученицам, наставления на каникулярное время. Воспитывали девочек в духе богопослушания, уважения к правящему дому Романовых.
Праздничные дни отмечались Антониной как не учебные. Она писала на строках в дневнике для записи домашнего задания, название праздника. Мы выяснили их перечень . В большинстве это были христианские праздники. Рождество Богородицы, Праздник Воздвижения честного и животворящего Креста Господня, Память Иоанна Богослова, Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, Благовещение Девы Марии и т.д. В церковные праздники ученицы прогимназии не учились. Домашнее задание на эти дни не задавалось. Воспитанницы должны были в христианский праздник посещать храм. Воспитание детей было основано на уважении к церкви, любви к Богу.
В дневнике Заикиной Антонины указывались и «царские дни». В юрьев-польском музее школы №1 «Истории образования» есть один экспонат - форзац дореволюционного ученического дневника, на котором напечатан календарь на 1914 г . Из него мы узнали, какие не учебные дни на этот год. В их числе церковные праздники и «царские дни». Воспитывая уважение детей к правящей династии Романовых, отмечали дни, установленные в память реальных событий. Например, именины Наследника Алексея Николаевича, избавление от опасности при крушении поезда царя Александра III, восшествие на престол Николая II и т.д.
Отмечали и масленицу. Этот праздник был в течение 3 дней. Каникулы совпадали с христианскими праздниками. Рождественские каникулы начинались с 22 декабря по 9 января (в 1911-1912 учебном году) . Пасхальные каникулы были две недели. Время этих каникул устанавливалось в зависимости от времени празднования Пасхи. Начинались каникулы за неделю до Пасхи и продолжались всю пасхальную неделю.
Как видно из перечня праздников, которые имели соответствующее воспитательное значение, это были установленные церковью праздники в честь Иисуса Христа и его Матери Девы Марии, а также в честь Великих Святых. К ним присоединялись еще царские дни в честь Царствующего Дома.
Девушки прогимназии С.И. Благонравовой были воспитаны в духе христианской морали. Воспитанниц было не так велико по сравнению с общим женским населением г. Юрьев-Польского но, тем не менее, они составляли интеллигенцию города. Эти девушки дали образование и воспитание последующим поколениям г. Юрьев-Польского. Это видно на примере Антонины Дмитриевны Заикиной, которая работала по окончании женской гимназии учителем. Она посвятила себя педагогической работе, учила детей в трудное время после революции 1917 г. и в годы Великой Отечественной войны, в тяжелое послевоенное время.

 

Заикина Антонина Дмитриевна - выпускница женской гимназии С.И. Благонравовой города Юрьев-Польского Владимирской губернии
Ученические дневники начала XX века стали причиной поиска информации о женской прогимназии С.И. Благонравовой. Конечно же, нас заинтересовала судьба их владелицы - Заикиной Антонины. Мы подсчитали, что в 1915 г. она окончила это учебное заведение и стала учительницей. Это были всего лишь предположения.
Благодаря Рачкову Дмитрию Захаровичу мы узнали, что в 1980-е гг. Антонина Дмитриевна жила одиноко, в старом доме, напоминавшем скорее хибару, накренившуюся на одну сторону. Антонина Дмитриевна нуждалась в помощи. Дмитрий Захарович также вспомнил, что Антонина Дмитриевна работала в школе №1 г. Юрьев – Польского, а затем в ШРМ (школе рабочей молодежи). Когда-то в ШРМ была ее фотография и информация о том, что она была награждена Орденом Ленина .
Поиск на этом не остановился. Дмитрий Захарович посоветовал обратиться к бывшему директору ШРМ Морозову Владимиру Васильевичу. Из разговора с ним мы узнали, что Антонина Дмитриевна преподавала немецкий язык. Жила она на ул. Комсомольской д.52. Владимир Васильевич также подтвердил, что Антонина Дмитриевна Заикина имела Орден Ленина . Нас заинтересовал вопрос: «Как и за что она получила такую высокую награду?» Владимир Васильевич сказал, что такие награды учителям давали очень небольшой период времени за непрерывный стаж педагогической работы. При помощи Интернета выяснили, что 12 февраля 1948 г. был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу» . За 30 лет работы учителем Заикина Антонина Дмитриевна получила Орден Ленина. Данный Указ действовал до 11.02.1958 . Если Антонина Дмитриевна начала свой труд педагогом с 1915 – 1916 гг., то в 1948 г. она уже имела стаж работы за 30 лет.
Морозов Владимир Васильевич рассказал, что замуж Антонина Дмитриевна вышла уже в преклонном возрасте. Свою фамилию она не меняла. Детей у нее не было. Владимир Васильевич помог найти место захоронения А.Д. Заикиной.
На городском кладбище увидели оградку с двумя могилками. На памятнике Антонины Дмитриевны Заикиной указаны годы ее жизни - 1895 – 1987 гг. Значит, она прожила 92 года. Ее муж Каленов Алексей Дмитриевич родился в 1891 г., умер в 1986 г. Теперь ясно, почему по воспоминаниям Рачкова Дмитрия Захаровича она жила одиноко. Антонина Дмитриевна пережила своего мужа всего лишь на 1 год.
Заключение
В работе мы попыталась рассмотреть роль прогимназии С.И. Благонравовой для родного города в начале XX века.
Из стен прогимназии выходили образованные ученицы. Получив образование, они могли работать учителями, материально обеспечивая себя и своих родных. Они были воспитаны в духе христианской морали и представляли собой образец поведения в обществе. Выпускницы прогимназии С.И. Благонравовой пополняли ряды интеллигенции г. Юрьев-Польского, что было немало важно для процветания провинциального города.
Работая учителями, девушки давали образование и воспитание последующим поколениям города Юрьев-Польского. Выпускницы женской прогимназии были будущими супругами и матерями. В своих семьях они должным образом воспитывали и своих детей.
Во время проведения исследования, мы обращались за помощью к уважаемым ветеранам педагогического труда родного города.
Библиография
Источники
1. Воспоминания Рачкова Дмитрия Захаровича. 2011 г. октябрь (устная беседа).
2. Воспоминания Морозова Владимира Васильевича. 2011 г. октябрь (устная беседа).
3. Дневник для записывания уроков на 1913-1914 учебный год ученицы V класса Александровской женской гимназии А. Прокофьевой. (ГАВО. Ф.460. Оп.1. Д.3).
4. Журнал ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год (домашний архив Улитиной Зои Федоровны).
5. Журнал ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с
правами для учащихся V класса Заикиной Антонины за 1911-1912 учебный год (домашний архив Улитиной Зои Федоровны)
6. Частная гимназия Л. М. Давыдовой г. Владимир. Книга отзывов педагогического совета об успехах и поведении учениц за 1905 год. (ГАВО. Ф.460. Оп.2. Д.1).
Литература
1.Егоров С.В. Ценность общего образования // Педагогика. – 1995. –
№3. – с.90 – 93.
2.Изместьева Г.П. Вопрос о классическом образовании в истории пореформенной России XIX в. - М., 2002.
3. Кузьмин Н. Российские гимназии начала века // Народное
образование. – 1992. - №5/6. – с.84-89.
4. Мозгова Г.Г. Город Св. Георгия. Юрьев – Польский в старой
открытке. – Владимир, 2002.
5. Слепенкова Е.А. Из истории женского среднего образования в
России // Педагогика. – 2000. - №9. – с.74-78.
6. Филоненко Т. В. Реформы и контрреформы: история школьных
систем в России XIX – первой трети XX веков. – Воронеж, 2004.
7. Чернов Г.И. Страницы прошлого. – Владимир, 1970.
8. Официальный сайт компании "Консультант Плюс", http://www.consultant.ru/online/base/?req=doc;base=ESU;n=16009 Указ от 12 февраля 1948 года. О награждении учителей орденами и медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу.
Приложения
1.Фотография школы №2 и прилегающей к ней территории 2011 г.
2. Фотография женской прогимназии С.И. Благонравовой (копия из книги Г.Г. Мозговой. Город Св. Георгия. Юрьев – Польский в старой открытке. – Владимир, 2002).
3. Титульный лист (копия) «Журнала ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год».
4. Расписание уроков (копия) страницы «Журнала ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год».
5. Таблица. Количество учебных предметов в неделю для IV класса в прогимназии С.И. Благонравовой за 1910-1911 учебный год.
6. Таблица. Количество учебных предметов в неделю для V класса в прогимназии С.И. Благонравовой за 1911-1912 учебный год.
7. Ведомость об успехах, внимании, прилежании и поведении ученицы (копия) «Журнала ученицы женской прогимназии С.И. Благонравовой с правами для учащихся IV класса Заикиной Антонины за 1910-1911 учебный год».
8.Фотография воспитанниц и учителей женской гимназии С.И. Благонравовой 1915 г. (копия из книги Г.Г. Мозговой. Город Св. Георгия. Юрьев – Польский в старой открытке. – Владимир, 2002).
9. Список праздничных дней в женской прогимназии С.И. Благонравовой за 1910-1911 учебный год.
10.Форзац дореволюционного ученического дневника на 1914 г.
(копия).
11.Фотография места захоронения Заикиной Антонины Дмитриевны
(кладбище г.Юрьев-Польского Владимирской области 2011 г.).

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top