И.А. Рощупкина
Поражение нацистской Германии было поистине тотальным. Экономика, промышленность, социальная сфера, культура, да и в целом само государство было разрушено. Переход от фанатичной веры в непогрешимость фюрера к полному крушению был слишком резким, чтобы основная масса народа могла быстро осмыслить, что произошло, и вновь обрести какую-то надежду и перспективу.
Под контролем СССР оказалась территория Восточной Германий. Для осуществления задач Союзной контрольной власти в Германии и управления Советской зоной оккупации 6 июня 1945 г. была создана Советская военная администрация в Германии (СВАГ) [5, с. 71].
27 июня 1945 г. приказом СВАГ было учреждено немецкое центральное управления народного образования (НУНО), которое возглавил коммунист П. Вандель [3, с. 91]. Перед НУНО стояла задача осуществлять руководство школами, детскими садами, яслями, учебными заведениями искусства, науки, культуры.
Одним из первых изменений средней школы в Восточной Германии можно считать изменение учебных планов и сетки часов. Уже в пятом классе водилось изучение иностранного языка, так же увеличилось количество часов математики и физики в восьмом классе, временно формировались девятые классы народной школы там, где это было необходимо [6, с. 41]. Готовясь к реформе школы, СВАГ опиралась в своей деятельности на немецкие органы управления народным образованием, а также на центральное руководство КПГ (Коммунистическая партия Германии) и СДПГ (Социал-демократическая партия Германии). 21 апреля 1946 г. Коммунистическая партия Германии и Социал-демократическая партия Германии объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Именно эта партия для СВАГ была инструментом воздействия на широкие слои интеллигенции с целью реализации коммунистической программы преобразования страны.
В кратчайший срок, а именно в августе 1945 г. был издан приказ № 40 СВАГ о подготовке школ к учебным занятиям, которые следовало начать с 1 октября того же года. В соответствии с приказом немецкими органами самоуправления была дана установка уволить всех учителей, принимавших активное участие в фашистских организациях, изъять учебники, изданные в годы фашистского режима, и подготовить к печати новые.
СВАГ различными способами пыталось искоренить нацистские и милитаристические взгляды и идеи в головах у немецкого населения. Большое внимание уделялось подрастающему поколению. В мае-июне 1946 г. после многократных обсуждений, переработок и утверждений СВАГ президиумы земель и провинций приняли закон о демократической школьной реформе. В законе чётко определялась цель реформы -воспитать молодежь свободной от нацистских и милитаристских воззрений, в духе мирного дружественного сосуществования народов. Основные демократические принципы этого закона были изложены в следующих положениях: «устанавливается единая система образования от детского сада до высшей школы; вводится обязательное обучение в общеобразовательных и профессиональных школах с 6- до 18-летнего возраста; устанавливается бесплатное обучение; все школы советской зоны оккупации Германии работают по единым планам и единым программам; преподавание религии передаётся религиозным общинам и не является обязательным школьным предметом; ликвидируется все частные и конфессиональные школы; школы объявляются государственными; общеобразовательными народными школами является 8-летние школы, на этой общеобразовательной базе учреждается средние школы и профессионально-технические» [4, с. 126]. Таким образом, практически произошел переход к единой государственной средней школе.
Одной из главных проблем средней школы после начала реформы являлось преподавание истории. В 1945-1946 учебном году Управление народного образования советской военной администрации в Германии СВАГ отменило уроки истории в средних школах. Это было вполне логично со стороны советского руководства т.к., оно осознавало, что старые учителя не могут преподавать историю по-новому, а новых учителей нужно сначала подготовить.
В этой ситуации СВАГ нашла альтернативу – вместо уроков истории с ноября 1945 г. для всех учащихся старше 12 лет раз в неделю вводился час текущих событий [6, с. 64]. На данном «уроке» учащиеся обсуждали события настоящего времени и анализировали газетные материалы. Отбор материала учитель производил по двум основным направлениям: разоблачение нацизма и разъяснение задач демократического строительства Восточной Германии. Именно таким способом СВАГ пыталась «воспитать» у школьников ненависть к нацизму, и объяснить необходимость пребывание Советской армии на территории Германии. Нужно отметить что, на таких «уроках», особенно в старших классах, возникали острейшие политические дискуссии. Зачастую, учитель не всегда выходил «победителем». Это объясняется тем, что новые учителя, получив образование на краткосрочных курсах, уступали в знаниях и начитанности учащихся старших классов, которые, будучи выходцами из средних слоев, имели возможность учиться и военное время.
В 1945-1946 учебном году на основании законодательных инициатив, разработанных в Москве, были приняты «Директивы преподавания немецкой истории в советской оккупационной зоне». Благодаря данному документу учитель получил строгую, обязательную основу для отбора тем, материала и интерпретаций истории вплоть до появления новых учебных планов по этому предмету.
В начале января 1946 г. НУНО была сформирована «Комиссия по демократическому обновлению уроков истории» под руководством Э. Хадермана, которая трудилась над созданием новых учебных планов. Основной целью новых учебных планов была демонстрация учащимся корней германского фашизма и связанных с ним национальных катастроф в Европе и мире.
В рамках общеобразовательный школьной программы были выбраны следующие темы уроков истории: «Крестьянская война и Реформация в Германии. Культурное Возрождение немецкого народа после поражения в тридцатилетней войне. Буржуазная революция 1848-1849 гг. История немецкого рабочего движения. Антифашистское движение недавнего прошлого» [6, с. 69]. Так же перечислим основные темы по всемирной истории: «Ренессанс. Гуманизм. Просвещение. Война за независимость Нидерландов и первая буржуазная революция. Английская буржуазная революция. Американская война за независимость. Великая французская революция. Революционно-демократическое движение и социалистическая революция в России» [6, с. 70].
На основе списка тем уроков истории можно сделать вывод о том, что первые послевоенные учебные планы по истории носили компромиссный характер, т.е. уроки строились на основе теории марксизма-ленинизма, но на уроках присутствовала и европейская гуманистическая традиция.
Летом 1946 г. в Восточной Германии состоялся первый педагогический конгресс, на котором педагоги советской оккупационной зоны подвели итоги своей деятельности в 1945-1946 учебном году и обсудили предложенную им НУНО программу действий на 1946-1947 год. Э. Хадерман предложил исключить возможность произвольного отбора материала учителем истории и усилить привязку уроков к учебному плану.
Советская военная администрация понимала, что нужно менять педагогический состав, необходимо готовить новых учителей. В 1945-1946 учебном году начали действовать курсы по подготовке учителей истории. Преподавателями курсов являлись в основном члены СЕПГ. В 1946-1947 учебном году НУНО утвердило следующий план подготовки учителей истории по основному предмету. На преподавание истории Древнего мира отводилось 80 часов, истории Средних веков - 80 часов, история Нового времени -120 часов, история новейшего времени-120 часов. Отдельно изучались все мировые революции, в частности Октябрьская революция в России и на неё отводилось 6 часов.
Данные курсы все равно не могли в полной мере решить проблему кадров. Из-за нехватки преподавателей в 1946-1947 учебном году история велась далеко не во всех школах советской оккупационной зоны.
Так же нужно отметить, что контроль со стороны СВАГ над учителями к 1947 г. усилился. Это доказывается тем, что с середины 1947 г. уроки истории контролировались специальными комиссиями, созданными при министерствах народного образования земель.
Отчёт «ОНО УСВА провинции Бранденбург о результатах проверки преподавания истории в немецких школах» дает нам возможность более подробно изучить картину преподавания истории. Данный документ может в полной мере показать ответственность и профессионализм учителей истории, а именно, исполнялись ли простыми учителями указания и постановления «свыше», руководствовались ли они теми основными документами (учебные программы, периодические издания и т.д.), которыми наделили их руководство СВАГ.
В период с 15 января по 15 марта 1947 г. инспекторами Отдела народного образования СВА провинций, окружных и районных военных комендатур проведён контроль преподавание истории в немецких школах. Всего проконтролировано 38 школ и 94 преподавателя. Комиссией были выявлены самые различные нарушения. Во-первых, по учебному плану история должна преподаваться с 5 по 12 классы единой школы, однако, из 6431 классов провинции истории не преподаётся в 1618 вообще.
Во-вторых, в результате проверки состава историков выяснилось, что отдел кадров министерства недостаточно серьезно подошел к отбору преподавателей истории. В данном отчете говориться: «В отдельных районах были обнаружены факты выдачи разрешение на преподавание истории бывшим фашистам (район Ретенов), активным руководителями гитлеровской молодёжи (г. Потсдам) и другим, не внушающим доверия учителям. В результате нашего контроля эти элементы были отстранены от преподавания истории» [1, с. 204].
В-третьих, проверка показала нарушение методики изложения истории и подбора самого материала учителями. Основными документами, которыми должен пользоваться учитель истории являются: 1) программа по истории издания 1946 г.; 2) «основные линии» для преподавания истории, изданные Центральным немецким управлением по народному образованию; 3) периодические издания. Проверка показала, что эти руководящие документы не доведены до каждого учителя и многие преподаватели их не знают и не используют в преподавании истории.
В-четвертых, по итогам проверки выяснилось, что научно- политический уровень преподавания истории и текущей политики крайне низок. Учителя не выполняют свою основную задачу по воспитанию у учащихся демократических убеждений и ненависти к фашизму и милитаризму. Главной же причиной является отсутствие учебных пособий и учебников по истории. Преподавание часто ведется примитивно, а исторические факты искажаются и фальсифицируются.
В документе так же отмечалось, что «отсутствие необходимого контроля в преподавании истории в школах со стороны министерства народного образования, провинции и органов народного образования на местах, дает возможность фашистски настроенным учителям пропагандировать милитаризм, фашистскую идеологию и дискредитировать демократические формы общественной жизни» [1, с. 206].
К тому же не маловажным нарушением комиссия посчитала, когда учитель довольно некорректно высказывается на уроках истории. В плане пропаганды расовой теории и захватнической политики учитель г. Темплин, доктор Мартенс, член ХДС преувеличивает немецкую культуру и ее влияние на народы других государств. Говоря о судьбе Нидерландов в 30-летней войне, он утверждает: «В Нидерландах нет ничего национального: архитектура, искусство, язык – всё немецкое, да и сами Нидерланды – часть Германии, и, если они не были присоединены к Германии, только потому, что Бисмарк не успел этого сделать» [1, с. 206].
Таким образом, можно сделать вывод, что все постановления, приказы НУНО на практике мало исполнялись. История велась далеко не во всех классах. Уроки истории в отдельных районах вели бывшие фашисты, активные руководители гитлеровской молодёжи, а также политически не надежные люди. Те документы, на которые должен был опираться учитель в преподавании истории, игнорировались или вообще не доходили до преподавателей. Эта проверка фактически спровоцировала НУНО к дальнейшему реформированию средней школы.
Летом 1947 г. вышло в свет расширенное и дополненное издание новых учебных планов для средней школы Восточной Германии. Нововведением стало то, что в выпускных классах предусматривалось изучение истории начиная с 1890 г., а последняя треть учебного года отводилось на повторение пройденного материала и рассмотрение политических вопросов современности, что повлекло за собой сокращение часов, приходившихся ранее на историю Древнего мира и историю Средних веков [6, с. 79].
Специфическая ситуация сложилась в Берлине, разделенном на четыре оккупационных сектора. В июле 1947 г. союзная комендатура издала указ «Об основах преподавания истории в Берлине». Характерной чертой данного указа является то, что значительное место в преподавании истории отводилось работе с источниками, много внимания уделялось проблемам личности в истории. История каждого отдельной нации рассматривалась как часть мирового процесса, подчеркивалась важность изучения античности.
В отличии от советской оккупационной зоны в Берлине было принято решение, что преподавание истории в школах начнется лишь в 1948-1949 учебном году, когда будет подготовлено необходимое количество учителей истории. Советско-американские комиссии историков взялись за разработку учебных планов для всех классов школы, но эскалация «холодной войны» существенно изменило ход и содержание реформы народного образования в Берлине и во всей советской оккупационной зоне.
С 1948 г. СВАГ постепенно переходит к копированию советской модели развития. В декабре была создана пионерская организация. Был принято решение о роспуске ученических комитетов и ликвидации школьного самоуправления. В конце 1948 г. СВАГ организовала проверку системы народного образования в Восточной Германии, в результате которой были выявлены значительные недостатки. Отрицательную оценку получила, например, работа педагогов в выпускных классах. В новой ситуации было предопределено и решение проблемы преподавания истории в школах советского сектора Берлина.
Уже в первые недели после прекращения военных действий большое внимание со стороны органов СВАГ было уделено высшей школе. Занятия в университетах и других высших учебных заведениях начались позже, чем в средних школах. Это объясняется тем, что по сравнению с системой среднего образования обновление высшей школы занимало значительно меньшее место в планах СВАГ по демократизации Германии.
Приказ № 50 Главноначальствующего Советской военной администрации маршала Советского Союза Г.К. Жукова от 4 сентября 1945 г. определял порядок возобновления деятельности высших учебных заведений и устанавливал формы контроля Советской военной администрации за их работой. В соответствии с приказом надлежало полностью устранить нацистские и милитаристические доктрины в обучении и воспитании студентов, а также гарантировать подготовку таких кадров, которые были бы способны на практике реализовывать демократические принципы в учебный процесс. Начальник УНО СВАГ генерал-майор П.В. Золотухин обязан был подбирать и утверждать руководящий состав, учебные планы и программы вузов, а также контингент студентов.
В 1945-1946 учебном году в высшей школе в Восточной Германии было отменено преподавании истории в высших школах. В Берлине 21-23 марта 1946 г. состоялась конференция, в ходе которой НУНО намеревалась выяснить имеются ли условия для изучения этого предмета в университетах советской оккупационной зоны. В конференции приняли участие все именитые историки Восточной Германии, среди присутствующих было много ученых преследовавшийся при нацистах. Советскую военную администрацию представляли заведующий отделом высшей школы НУНО Н.М. Воронов, заведующий отделом среднего образования К.Д. Митропольский, сотрудник УНО И.М. Есин.
С основным докладом на конференции выступил А. Аккерман. Он изложил точку зрения СВАГ, СЕПГ и НУНО. Доклад назывался «Современная ситуация в Германии и ее значение для исторической науки». Ученые историки могли, по его мнению, помочь немецкому народу обрести лучшее будущее только способствуя преодолению реакционного наследие прошлого, что означало и радикальное обновление исторической науки [6, с. 83]. Смысл доклада Аккермана заключался в утверждение, что историческая наука достигнет небывалых высот если важнейшим направлением исследовательских усилий станет развитие производительных сил и производственных отношений в обществе.
После двух дней работы 15 преподавателей достигли компромисса и договорились о содержании учебных планов университетского исторического образования на 1946-1947 учебный год. С его началом планировалось приступить к изучению истории в высшей школе Восточной Германии.
СВАГ и НУНО возлагали особую надежду на преподавателей-марксистов, появившихся в 1946 г. в восточной Германии. Например, в Лейпциг из Бонна переехал В. Марков. Он начал работать старшим ассистентом в восточноевропейском отделе института культуры и всеобщей истории университета.
Таким образом, в 1946-1947 учебном году в университетах Восточной Германии начала складываться уникальная ситуация: студенты познавали теории марксизма вместе с миром идей и ценностей старой профессуры.
Проблема кадров оставалась одной из самых больших вопросов и в высшей школе Восточной Германии. 1 июля 1947 г. ректор Лейпцигского университета объявил о закрытии медицинского факультета в связи с нехваткой преподавателей. Это побудило СВАГ принять решение о восстановлении на работе трёх уволенных в ходе денацификации преподавателей-медиков. В Лейпциге был создан прецедент, который с появлением приказа № 201 СВАГ от 16 августа 1947 г. привел к массовому возвращению в вузы педагогов, уволенных ранее из-за формального членства в НСДАП.
С 1948 г. линия реформ по демократизации системы высшего образования меняет свой вектор и приобретает новые черты. Складывается своеобразная обстановка: наблюдается значительный рост демократических сил, на которые можно уже опираться при осуществлении дальнейшей демократизации народного образования; определилась политика союзников, которая, по мнению СВАГ, проявляется в срыве уже принятых четырехсторонних решений в области демократического народного образования, а также в открытом саботаже при обсуждении новых вопросов в органах Контрольного совета. В документе «План работы Отдела народного образования СВАГ на 1948 г.» говориться: «Исходя из этой обстановки и ряда других проблем, Отдел народного образования ставит на 1948 г. следующие основные задачи в области высшего образования:
1. В целях дальнейшей демократизации студенческого состава:
а) обеспечить в составе студентов приема 1948 г. не менее 50% лиц из рабочих и крестьян;
б) провести чистку студенческого состава вузов от реакционной части на основе данных перерегистрации и проверки выполнения студентами учебного плана;
2. С летнего семестра текущего года ввести в университетах обязательный курс «Основы научного социализма»;
3. Переработать программу читаемого в вузах курса «Социально-политические проблемы современности», обеспечив его преподавания на основах марксизма-ленинизма;
4. Разработать единые для всех университетов программы по педагогике, истории СССР, современной советской литературе, современной немецкой литературе, преподавание указанных курсов по единым программам вести с зимнего семестра 1948-1949 учебного года…» [2, с. 369].
Однако к 1948 г. одной из причин, затрудняющих проникновение теории марксизма в преподавании всех научных дисциплин в вузах, СВАГ считала слабый контроль, за содержанием учебного процесса. Предполагалось организовать его по советскому образцу. СВАГ разработала комплекс мер по исправлению положения в высшей школе Восточной Германии. «Для усиления позиций СЕПГ и советского влияния среди преподавателей и студентов предусматривалось:
1. Вести в штат Управления информации должность контролера по работе университетах…
2. Организовать в 1948-1949 учебном году приезд группы советских профессоров для выступления с лекциями вузах советской зоны по отдельным проблемам, особенно философии, права, истории, литературы…
3. Оказать помощь немецким университетам в приобретение учебной и научной литературы для кафедр славянской филологии…» [6, с. 95]. Так началось прямое перенесение опыта советской высшей школы в вузы Восточной Германии.
Подводя итог, необходимо отметить, что своей первоочередной задачей СВАГ считало демократизацию системы народного образования, высшей школы и культуры. Был принят ряд постановлений, а именно: о денацификации учительского состава школ и профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений, об изъятии и уничтожение литературы и материалов нацистского и милитаристического характера, ликвидации немецких военных памятников и музеев. Было запрещено преподавание расовой биологии, расовой политики, использование учебников и учебных пособий, содержащих нацистские доктрины. Были приняты решения по назначению учителей из числа демократически настроенных лиц, о порядке комплектования высших учебных заведений, определены руководящие указания по вопросу об открытии музеев в Германии.
Таким образом, проблема преподавания истории в средней и высшей школах являлось действительно серьезной. Первые послевоенные учебные планы носили компромиссный характер, но уже к 1948 г. СВАГ всячески пыталась уйти от концепции «немецкого пути» к социализму и перейти к копированию советской модели преподавания.
Список литературы:
1. Отчёт ОНО УСВА провинции Бранденбург о результатах проверки преподавания истории в немецких школах от 9 апреля 1947 г. // Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945 – 1949 гг. [Сборник документов] под ред. Н.П. Тимофеевой и Я. Фойтцика. – М., 2006. – 357 с.
2. План работы Отдела народного образования СВАГ на 1948 г. от 31 марта 1948 г. // Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945 – 1949 гг. [Сборник документов] под ред. Н.П. Тимофеевой и Я. Фойтцика. – М., 2006. – 409-411 с.
3. Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945 – 1949: Сборник документов / Отв. ред. и сост. Н.П. Тимофеева и Я. Фойтцик. При участии: Ю.М. Коршунова, К. Кюнцель, Д.Н. Нохотович, Ю.Г. Орловой, Е. Рош. – М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. – 976 с.
4. Справка ОНО СВАГ о реформировании и демократизации системы народного образования от 23 августа 1947 г. // Политика СВАГ в области культуры, науки и образования: цели, методы, результаты. 1945 – 1949 гг. [Сборник документов] под ред. Н.П. Тимофеевой и Я. Фойтцика. – М., 2006. – 365 с.
5. Советская военная администрация в Германии, 1945-1949. Справочник / отв. ред.: Я. Фойтцик, А. В. Доронин, Т. В. Царевская-Дякина - М.: РОССПЭН, 2009. – 1024 c.
6. Тимофеева Н. П. Немецкие интеллигенция и политика реформ: Система образования в Восточной Германии 1945 – 1949 гг.: монография / Н. П. Тимофеева. – Воронеж: Издательство Воронежского университета, 1996. – 160 с.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»