Е.В. Макарцева

 

1. ВВЕДЕНИЕ
«Жить надо с увлечением…» Д.И. Козлов
В январе 2017 года студенты нашего техникума принимали участие в работе Открытой Международной научно-исследовательской конференции молодых исследователей (старшеклассников и студентов) «Образование. Наука. Профессия», которая проходила в городе Самара. По приезду участники конференции рассказали о посещении музейно-выставочного центра «Самара космическая» имени нашего земляка Дмитрия Ильича Козлова. В музее студентов познакомили с уникальными экспозициями, здесь есть и интерактивные экспонаты, которые рассказывают о том, как работает космическая техника. Но когда экскурсовод Мария Никитична Сизоненко узнала, что наша делегация из Тихорецка, то она очень обрадовалась. Оказывается, Мария Никитична лично знала Дмитрия Ильича, она с ним вместе работала на заводе «Прогресс». Каждый житель Самары знает, кто такой Козлов, как и мы тихоречане. У нас тоже есть музей космический, который был создан при непосредственном участии ведущего конструктора ракеты Р-7 Козлова Д.И., которая вынесла на орбиту нашей планеты первый спутник и первого человека – Юрия Алексеевича Гагарина. После выступления студентов мы решили посетить наш музей «Тихорецк космический» и более подробно познакомиться с жизнью и деятельностью великого земляка Дмитрия Ильича Козлова.
Цель исследования: изучение жизни и профессиональной деятельности известного ученого, конструктора, руководителя ЦСКБ и ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс» Дмитрия Ильича Козлова.
Задачи исследования:
• выяснить, какой вклад в отечественное ракетостроение внес Д.И. Козлов;
• познакомиться с биографией конструктора;
• узнать, как память о Козлове Д.И. увековечена в нашей стране;
• ознакомиться с экспозициями музеев, которые рассказывают о нашем великом современнике;
• подготовить предложения по празднованию 100-летия со дня рождения Д.И. Козлова в 2019 году и презентацию в качестве наглядного пособия по теме исследования.
Актуальность работы: тема работы является актуальной, так как жители городов Тихорецка и Самары готовятся к 100-летию со дня рождения Д. И. Козлова.
Область исследования: история российского ракетостроения
Предмет исследования: биография Д.И. Козлова
Методы исследования: изучение литературы по теме, отбор и систематизация материала, обобщение и выводы.
Основная гипотеза: если бы имя Козлова не было засекречено, то им с С.П. Королевым была бы присуждена Нобелевская премия за техническое решение проблемы полета человека в космос
Научная новизна: новизна работы заключается в том, что впервые систематизированы все имеющиеся информационные источники о великом земляке; описаны музеи, в которых есть экспозиции о конструкторе; рассказано, как увековечена память о нем в России.
Продукт исследования: презентация, доклад-исследование
Практическая значимость: данная работа может быть использована в качестве учебного пособия на уроках физики и астрономии при изучении соответствующих тем; на занятиях кружков и секций, связанных с темой работы; работа может быть предложена в качестве самостоятельного источника информации не только для подготовки сообщений учащимися и студентами, но и музейными работниками; электронная презентация может быть использована в качестве наглядного пособия для внеклассной работы и при проведении экскурсий в Тихорецком краеведческом музее..


2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

При подготовке к работе я изучила много информации по вопросу исследования и должна отметь, что это в основном различные интернет сайты на которых освещается кратко биография Дмитрия Ильича Козлова и его профессиональная деятельность.
Особое место занимает сайт историческая-самра.рф на котором есть информационный ресурс «Самара космическая» следующего содержания: работы Валерия Ерофеева «Космос как предчувствие», «Город на берегу Вселенной», «Он сказал: «Поехали!», «Недремлющий взгляд с орбиты», «Совершенно секретный космос»[2-6]. Именно работы Валерия Ерофеева помогли мне определить, какое место в истории нашей и мировой космонавтики занимает деятельность Дмитрия Ильича Козлова.
Много интересного о жизни Дмитрия Ильича я узнала от научных работников тихорецкого краеведческого музея, а так же из бесед с моим научным руководителем и студентами посетившими музей «Самара космическая».
Во время работы по теме исследования я посмотрела несколько документальных фильмов о Дмитрии Ильиче и мне теперь кажется, что я лично с ним была знакома[13-18].


ГЛАВА 1 ЭТАПЫ ЖИЗНЕННОГО ПУТИ

1.1 Семья, детство и юность

Будущий ракетчик родился 1 октября 1919 году в городе Тихорецке Краснодарского края (приложение 1). Отец Дмитрия, Илья Федорович Козлов, работал плотником в железнодорожном депо здешний станции, а мать Анна Владимировна всю жизнь была домохозяйкой. Родители происходили из старинных казачьих родов станицы Новорождественской, что и по сей день стоит неподалеку от Тихорецка. Кроме Дмитрия, у него в семье было два брата. Дмитрий был самым старшим, среднего звали Николаем, а младшего – Владимиром. В семье Козловых дети видели трудолюбие родителей и сами подключались к домашней работе (приложение 2), к учебе они относились серьезно, считая это главным своим делом. Митя с детства любил читать, его манили дальние дали.
Посетив музей города Тихорецка, я выяснила, что Дмитрий Ильич пошел в первый класс школы №34, где проучился 4 года. Потом его отец работал по партийной линии в разных городах Северного Кавказа, так что затем он учился в Грозном и Новороссийске, а последний, десятый класс школы заканчивал в Пятигорске в 1937 году (приложение 3). Мечтал стать моряком, но не был принят в военно-морское училище по причине слабого зрения; поэтому в 1937 году и поступил в Ленинградский военно-механический институт (ЛВМИ). Уже после 1937 года отца снова направили в Грозный, поэтому его братья завершали свое среднее образование в этом городе. Средний брат Николай после окончания школы в 1940 году поступил в Бауманское военно-политическое училище, а самый младший брат Владимир окончил школу в Грозном в 1942 году. Оба брата погибли, Николай 1 октября 1941 года при защите Москвы, а Владимир начале 1943 года погиб в бою и похоронен в братской могиле под городом Туапсе Краснодарского края.
Родители Д.И. Козлова до 1951 года жили в Грозном, когда Дмитрию Ильичу дали трехкомнатную квартиру в Подлипках, то они переехали помогать присматривать за детьми к нему. Они жили в Подлипках всю свою оставшуюся жизнь. Дмитрий Ильич всегда с теплотой вспоминал своих родителей, и семейные узы для него всегда были на первом месте, об этом говорил и экскурсовод в музее «Самара-Космическая», которая долгие годы работала с ним и живет в «козловском доме», где жил и он в последние годы в скромной двухкомнатной квартире.
Женился Дмитрий Ильич в феврале 1946 года на Зое Васильевне, они оба учились в одном институте (приложение 4). После окончания института молодые специалисты жили в Подлипках Московской области, куда Козловы приехали по приказу самого министра вооружений СССР Д.Ф. Устинова для работы на заводе. У Козловых двое детей: сын Владимир (1.04.1947) и дочь Ольга (25.12.1952), которые все свою жизнь проработали на заводе, созданном их отцом в городе Самара.
Я выяснила, что учился Дмитрий Козлов в школе №2 города Пятигорска, но больше ничего не удалось узнать, поэтому я решила связаться с краеведческим музеем Пятигорска и узнать, что в этом городе знают о конструкторе.

1.2 Участник Великой Отечественной войны

С 1937 года Д.И. Козлов учился Ленинградском военно-механическом институте. А первый день Великой Отечественной войны он встретил в Туле, где проходили практику, а 1 июля он подал заявление о вступлении добровольцами во вторую ленинградскую дивизию народного ополчения. Уже 10 июля ополченцы приняли свой первый бой на Лужском рубеже, многие из них погибли, наступление фашистов было отбито. Через месяц он получил ранение и снова попал на фронт в начале сентября в поселок Кобона на берегу Ладожского, а через 2 дня вражеское кольцо вокруг Ленинграда замкнулось, и Козлов со своей ротой остался на его внешней стороне. Именно отсюда с ноября 1941 года пошли грузы в Ленинград по знаменитой ледовой «Дороге жизни». В этом месте концентрировались продукты, грузы первой необходимости для осажденного города, но для бойцов этой рабочей роты был установлен крайне скудный паек, при полуголодном существовании в роте практически не было фактов мародерства или хищения продуктов. С января 1943 года, когда четвертую роту перебросили на только что освобожденный от фашистов участок Синявинских высот, где они должны были под ударами фашисткой авиации и артиллерии построить железную и автомобильную дороги для восстановления наземного сообщения Ленинграда с остальной страной. Простые солдаты, часто были вынуждены подолгу ходить и стоять по колено или даже по пояс в болотной жиже, поэтому у бойцов батальона ноги тогда были в сплошных кровавых волдырях от ледяной воды, от постоянного переохлаждения и нечеловеческого напряжения. Однако приказ командования ими был выполнен точно в срок, и уже в конце февраля по этой ветке пошли первые составы с грузами для Ленинграда.
Все это время Дмитрий Козлов по-прежнему оставался рядовым пехоты. Только в ноябре 1943 года он окончил курсы лейтенантов, после которых был направлен на должность командира взвода в 71-й отдельную морскую стрелковую бригаду, которая в тот момент дислоцировалась на Ораниенбаумском плацдарме (приложение 5). Во время наступления зимой 1944 года лейтенант Козлов получил свое второе фронтовое ранение: осколок немецкой мины попал ему в спину. В середине мая он получил назначение на должность командира взвода в составе 90-й стрелковой дивизии, что дислоцировалась севернее города на Неве. Во время наступления под Выборгом Д.И. Козлов получил самое тяжелое ранение, осколок разорвавшаяся мины раздробил ему кость предплечья, почти целиком оторвав левую руку. В горячке боя, он даже не потерял сознания, и более того - смог донести руку до медсанбата. В тот же день в госпитале ему ампутировали ее раздробленные остатки, и в течение двух месяцев он находился в Ленинграде на излечении. В сентябре 1944 года Козлов получил документы о демобилизации и смог поехать к своим родителям, которые жили в Грозном. А после отпуска продолжил учебу и 25 декабря 1945 года защитил диплом по специальности, записанной в дипломе, в силу секретности называлась просто: «Инженер-механик».
От войны на память остались три тяжелых ранения и две очень дорогие награды – орден Красной Звезды и медаль «За оборону Ленинграда» (приложение 6). Познакомившись с фронтовой биографией Козлова, можно сделать вывод, Дмитрий Ильич это человек мужественный, беззаветно любящий свою Родину и жизнь, ведь он мог и не идти на фронт, а продолжать учиться. Но он защищал Родину и делал это всю свою длинную жизнь.

1.3 Начало деятельности в ракетной отрасли

Козлов Дмитрий, в юности он не мечтал ни о звездах, ни о полетах в стратосферу, ни даже об авиации. Стать же ракетчиком Дмитрию Ильичу, пришлось лишь по воле обстоятельств и даже вопреки его собственному желанию. После окончания института до мая 1946 года обучался на Высших инженерных курсах при Московском высшем техническом училище имени Н.Э. Баумана. После их окончания молодого специалиста распределили на работу в НИИ-88 Министерства вооружения СССР в городе Калининграде Московской области (в воспоминаниях Козлова называется город Подлипки).
С июня по декабрь, Д.И. Козлов работал в Германии в составе группы советских специалистов по изучению немецкой ракетной техники - ракеты Фау-1 и Фау-2. Именно в Тюрингии Дмитрий Козлов начал свою работу под руководством будущего Главного конструктора баллистических ракет С.П. Королёва. Его включили в группу, которая работала на заводе общей сборки ракет в Нордхаузене, и здесь ему приходилось заниматься восстановлением всего комплекта документации по ракете Фау-2. Козлов по заданию Королева в основном искал и изучал техническую документацию.
На базе немецкой Фау коллективом под руководством С.П. Королёва была создана ракета Р-1(приложение 7), позже много ее модификаций, которые испытывали на полигоне Капустин Яр. В 1947 году Козлов был назначен старшим инженером-конструктором НИИ-88. По итогам испытаний в Капустином Яру ракета Р-1 была признана удачной и в 1950 году ракета Р-1 была принята на вооружение Советской Армии с присвоением ей индекса 8А11. Руководил всеми работами по разработке и испытанию ракет Совет главных конструкторов, который возглавлял С.П. Королев.
С 1946 года Д.И. Козлов был бессменным секретарем партбюро отдела № 3, который возглавлял Королёв. С.П. Королев был долгое время беспартийным, так как он имел судимость, но для решения важных производственных вопросов членство в КПСС было обязательно. Дмитрий Ильич прошел много всяких инстанций, пока не добился приема Главного конструктора в партию, кстати, именно Козлов дал ему рекомендацию.


ГЛАВА 2 НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Дмитрий Ильич всю жизнь учился. В 1948-1950 годы он без отрыва от производства окончил Высшие инженерные курсы при МВТУ имени Н.Э. Баумана. Дмитрий Ильич много внимания уделял научно-исследовательской работе, в 1959 году защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата технических наук. Д.И. Козлов – доктор технических наук (1970), профессор (1970), член-корреспондент Российской академии наук (1984), действительный член Академии космонавтики имени К.Э. Циолковского и Академии технологических наук, почетный академик Академии навигации и управления движением и Российской инженерной академии (приложение 8). В течение многих лет он заведовал кафедрой «Летательные аппараты» в Самарском государственном аэрокосмическом университете имени С.П.Королева. Под его научным руководством выросла плеяда талантливых ученых в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях.
Дмитрий Ильич Козлов — автор более 200 научных трудов и изобретений, посвященных теоретическим и экспериментальным исследованиям построения и проектирования сложных автоматических космических комплексов и входящих в их состав систем.

2.1 Работа над созданием ракетно-ядерного щита страны

Вместе с Сергеем Павловичем Королевым Козлов работал над первыми проектами советских баллистических ракет. «Королёвский» отдел № 3 НИИ-88 приступил в 1948 году, к созданию ракеты Р-2, которая была одноступенчатой, но уже имела максимальную дальность полета 600 километров. Головную часть изделия, вес которой достигал 1000 кг, впервые в мире сделали отделяющейся. Несущей конструкцией для Р-2 стали топливные баки из алюминиевых сплавов, имевшие повышенную прочность. При этом с целью повышения точности в систему управления была введена аппаратура боковой радиокоррекции, за счет чего вероятное отклонение ракеты от цели теперь не превышало 8 км. Ничего подобного в мире тогда еще не существовало. В сентябре 1952 года прошли последние контрольные испытания Р-2 и в конце того же года ракета Р-2, совместно с комплексом наземного оборудования была принята на вооружение Советской Армии.
В период с 1951 по 1960 годы в ОКБ-1 были созданы новые образцы ракетной техники, не имевшие в тот момент аналогов в мире, из которых в первую очередь нужно назвать Р-5, Р-7, Р-9 и Р-11. Модификации Р-11А и Р-11ФМ стала первой в мире ракетой, запускаемой с подводной лодки. Но все начиналось с Р-5, были способны нести ядерный заряд.
Работы по разработке ракеты Р-5 вела кооперация организаций, которые возглавляли С.П. Королев, В.П. Глушко, Н.А. Пилюгин, В.П. Бармин, В.И. Кузнецов. Ведущим конструктором всех работ по этому изделию С.П. Королёв назначил перспективного 32-летнего инженера Д.И. Козлова, который в ОКБ-1 к тому времени занимал должность начальника сектора.
На основе ракеты Р-5 была создана ее модификация - ракета Р-5М (приложение 9) с максимальной дальностью 1350 км на испытаниях. Только в течение 1955 года группой Д.И. Козлова в Капустином Яру были произведены десятки успешных пусков ракеты Р-5М с обычной боевой нагрузкой, во время которых изделие раз за разом с высокой точностью поражало намеченную цель, находящуюся в 1200 километров от места старта.
Родина достойно оценила вклад инженерно-технических специалистов в эту работу: в 1956 году за создание ракетно-ядерного щита страны, частью которого стал комплекс Р-5М, многим было присвоено звание Героев Социалистического Труда, а ведущий конструктор изделия Р-5М Д.И. Козлов тогда же был награжден своим первым орденом Ленина.

 

 

2.2. Самое надежное изделие – ракета Р-7

Р-7 сконструирована и сделана в ОКБ-1 под руководством Сергея Королева. В 1954 году перед конструкторами ОКБ-1 была поставлена задача создание ракеты-носителя, способной доставить атомный заряд на расстояние не менее чем 12 тысяч километров. К разработке проекта двухступенчатой баллистической ракеты, имеющей межконтинентальную дальность полета, специалисты конструкторского бюро С.П. Королёва приступили осенью 1953 года. Ведущим конструктором по разработке и изготовлению этого изделия был назначен Д.И. Козлов. Инженеры его группы шли совершенно неизведанным путем, поскольку ничего похожего в мире тогда еще не существовало. Создав такую ракету, наша страна имела бы важнейший военно-стратегический козырь для тактики сдерживания. Главный проектировщик: Сергей Сергеевич Крюков.
Для обеспечения рекордной дальности и надежности конструкции этого изделия был использован целый ряд принципиально новых инженерно-технических решений. Ракета была спроектирована по «пакетной» схеме. Первая ступень состоит из четырёх боковых блоков, каждый длиной 19 м и наибольшим диаметром 3 м. Они расположены симметрично вокруг центрального блока (вторая ступень) и соединены с ним верхним и нижним поясами силовых связей. Конструкция блоков одинакова. Блок состоит из опорного конуса, топливных баков, силового кольца, хвостового отсека и двигательной установки. На всех блоках стояли ЖРД РД-107 с насосной подачей компонентов топлива. Двигатель был выполнен по открытой схеме и состоял из шести камер сгорания. При этом две из них использовались как рулевые. ЖРД развивал тягу 78 т у земли.
Вторая ступень (центральный блок) ракеты состояла из приборного отсека, баков для окислителя и горючего, силового кольца, хвостового отсека, маршевого двигателя и четырёх рулевых агрегатов. На ней устанавливался ЖРД РД-108, аналогичный по конструкции с РД-107, но имевший большее число рулевых камер. Он развивал тягу 71 тонн у земли, включался одновременно с двигателями первой ступени (ещё на старте) и работал, соответственно, дольше чем ЖРД первой ступени.
В июле 1954 года все проектные работы по Р-7 в основном были завершены. Прежде чем ракета "научилась летать", было несколько аварий. Каждый пуск позволяет довести "рождающийся" ракетный комплекс до совершенства. 21 августа 1957 года Р-7 полетела (приложение 10). Советский Союз на год опередил Соединенные Штаты со своей первой межконтинентальной баллистической ракетой. 4 октября 1957 года – снова победа "семерки".
Большинство специалистов сходится во мнении, что идея параллельного расположения ступеней на ракете Р-7 это был плод коллективного конструкторского мышления инженеров ОКБ-1.
В нашем городе установлены модели ракеты Р-7 рядом с бюстом дважды Герою Социалистического Труда Дмитрию Ильичу Козлову и в местном музеи (приложение 11).
2.3 Создание завода «Прогресс»

Первые "семерки" были изготовлены в цехах опытного завода №88 в подмосковных Подлипках. Для масштабного освоения космоса и для решения оборонных задач мощностей этого предприятия недостаточно, поэтому 2 января 1958 года вышло закрытое постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2-1 "Об организации серийного производства изделия 8К71 на Государственном авиационном заводе № 1 имени И.В. Сталина Куйбышевского совета народного хозяйства".
Поскольку ведущим конструктором изделия 8К71 являлся 39-летний начальник отдела ОКБ-1 Дмитрий Козлов, то в приказе именно он и был назван в качестве ответственного за перепрофилирование завода №1. Тогда же Козлов был назначен заместителем Сергея Королева и ответственным за переход предприятия с выпуска самолетов на выпуск изделия Р-7.
До этого никто и никогда в мире не занимался переводом крупного промышленного предприятия на массовое ракетное производство и в столь сжатые сроки. В феврале 1958 года, когда Д.И. Козлов приехал на предприятие, здесь полным ходом продолжался выпуск самолетов. А 17 февраля 1959 года состоялся успешный запуск ракеты Р-7, изготовленной на авиазаводе 1, а вскоре 40 первых ракет Р-7 заступили на боевое дежурство.
Что же касается завода № 1 имени И.В. Сталина, то к началу 1960 года он уже представлял собой полностью сформированное и совершенно самостоятельное ракетное производство, выпускавшее каждую неделю по одной «семерке». Завод № 1, переименованный с 1 января 1962 года в «Прогресс», очень быстро стал головным предприятием страны по выпуску ракет Р-7, а филиал № 3 ОКБ-1 – головным предприятием по созданию модификаций Р-7. Как известно, впоследствии на это предприятие также была возложена еще одна важнейшая оборонная проблема – создание автоматических космических аппаратов по наблюдению за земной поверхностью.
Д.И. Козлов возглавил организованный в 1959 году в городе Куйбышеве филиал №3 ОКБ-1. Одновременно по июнь 1966 года Д.И. Козлов являлся и заместителем главного конструктора Особого конструкторского бюро №1. С июня 1966 по январь 1967 года Д.И. Козлов – начальник и главный конструктор Куйбышевского филиала и первый заместитель главного конструктора ОКБ-1.
В 1967-1974 годах Дмитрий Ильич Козлов – начальник и главный конструктор Куйбышевского филиала Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения. В этот же период он становится доктором технических наук, получает ученое звание профессора. В 1974 году филиал Центрального конструкторского бюро экспериментального машиностроения, которым руководил Дмитрий Ильич, был преобразован в самостоятельную организацию – Центральное специализированное конструкторское бюро. На базе ЦСКБ 12 апреля 1996 года был создан Государственный научно-производственный ракетно-космический центр «ЦСКБ-Прогресс». В лучшие времена общая численность коллективов ЦСКБ и завода «Прогресс» достигала 27-30 тысяч человек. В 1965 году филиал № 3 ОКБ-1 получил сразу две Государственные премии: первую – за спутник наблюдения нового поколения, а вторую – за комплекс уникальной спецаппаратуры, установленной на нем (приложение 12).

2.4 Первый спутник

Идея создания первого спутника возникла не «наверху», а была инициативой «снизу». Конкретно же она исходила от Сергея Павловича Королёва, который вынашивал ее в течение многих лет, но возможность ее практической реализации получил только после создания ракеты Р-7, которая уже имела достаточную грузоподъемность и огромную по тем временам дальность полета.
Дмитрий Ильич очень гордился, что в создании первого ИСЗ он тоже принимал некоторое участие. Именно его отделу было поручено изготовление внешней металлической оболочки будущего спутника, и потому ему по должности приходилось вникать в работу подчиненных и при необходимости вносить технические поправки. Он хорошо помнил этот уже почти готовый к запуску серебристый шарик в одном из цехов опытного завода НИИ-88 в Подлипках, сборку которого Королёв контролировал лично.
В принципе это был совсем простой объект. Внутри сферической оболочки размещались радиостанция и некоторые измерительные приборы, а снаружи к шарику крепились четыре передающие антенны. Как известно, его вес был всего 83,6 килограмма, хотя ракета Р-7 при необходимости, конечно же, могла поднять гораздо больше (приложение 13). Никакого ажиотажа в ОКБ-1 по поводу создания этого спутника тогда не было: просто в то время никто из них даже и не задумывался о каком-либо особом историческом значении этого момента. Даже те конструкторы и инженеры ОКБ, которые были осведомлены о назначении создаваемого объекта, относились к нему лишь как к рядовому событию своей повседневной трудовой деятельности. Это только потом день запуска первого искусственного спутника Земли назовут началом космической эры человечества. Тогда же не придавали этому полету большого значения, а просто делали свою обычную работу.
Ракета Р-7 с первым спутником на борту стартовала с полигона Тюратам (Байконур) 4 октября 1957 года в 22 часа 28 минут по московскому времени. При этом по просьбе С.П. Королёва незадолго до ее пуска на стартовую площадку № 1 вышел горнист в военной форме, который, несмотря на полночное время, протрубил утреннюю побудку, словно бы возвещая зарю космической эры. Через некоторое время раздалось далекое, размытое, но с каждой секундой все более громкое, четкое: «Бип-бип-бип…».
Значение первого спутника Земли для человечества трудно переоценить: Жители всего света были ошарашены способностями советской науки и техники. Заменив маленьким спутником термоядерную водородную бомбу, Советский Союз одержал значительную политическую и общественную победу (приложение 14). Так началась космическая эра!
В музее нашего города есть модель первого спутника в натуральную величину (приложение 13).

2.5 Первый полет человека в космос

После успешных пусков первых советских искусственных спутников Земли, а также после поразивших весь мир наших достижений в изучении Луны, стало вполне очевидно, что следующим шагом в деле исследования космоса должен стать орбитальный полет человека.
Заместитель Главного конструктора и руководитель куйбышевского филиала № 3 ОКБ-1 Д.И. Козлов был очевидцем и непосредственным участником наиболее важных событий, связанных с первым полетом человека в космос. Он знал всех космонавтов из первого набора. Так как они неоднократно приезжали на куйбышевский завод, где знакомились с техникой, на которой им предстояло работать. Первые ступени ракеты Р-7, на которой полетел на орбиту первый космонавт, были изготовлены на заводе № 1 имени И.В. Сталина. Для первого полета человека в космос ракету специально не отбирали и не готовили – это было обычное серийное изделие, которое изготовили в заводских цехах и отправили для доработки и оснащения третьей ступенью на завод № 88 в Подлипки, так называемый «Блок Е». Это третья ступень, предназначена для выведения на орбиту космического корабля с человеком на борту, который весь мир уже вскоре узнает под именем «Восток».
Как известно, 12 апреля 1961 года в 9 часов 07 минут 59,7 секунды стартовал космический корабль 3КА № 3 массой 4725 кг, в печати получивший название «Восток», с летчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным на борту (приложение 15). Космический корабль был выведен ракетой-носителем 8К72 (впоследствии названной ракетой-носителем «Восток») со стартовой массой 287 тонн на орбиту с перигеем 181 км и апогеем 327 км. Пуском первого в мире пилотируемого корабля руководили С.П. Королёв, А.С. Кириллов и Л.А. Воскресенский. Полет первого космонавта продолжался 108 минут. Приземление космонавта произошло в 10 часов 55 минут на мягкую пашню у берега Волги вблизи деревни Смеловка Терновского района Саратовской области. Успешный полет первого космонавта показал, что человек может осваивать космическое пространство. На заводском самолете Д.И. Козлов с другими работниками немедленно вылетели из Подлипок в Саратов, а оттуда на военном вертолете – уже непосредственно на место успешной посадки первого космонавта, в район деревни Смеловка. Около спускаемого аппарата Гагарина они оказались примерно через час после его приземления. Почти одновременно сюда же прилетели Королёв, Келдыш, Пилюгин, Воскресенский, некоторые другие специалисты ракетной отрасли, партийные и советские руководители Куйбышевской и Саратовской областей, а также представители командования ПриВО. Вот как Д.И. Козлов вспоминал свою встречу с первым космонавтом Земли: «.. мне в составе большой группы гостей удалось немного пообщаться с первым космонавтом планеты. Гагарин мне запомнился совершенно простым парнем, небольшого роста и с белозубой яркой улыбкой, без каких-либо признаков манерности и высокомерия, которые нередко появляются у людей, обремененных всемирной славой» (приложение 15).
Создатели ракеты Р-7 и космического корабля «Восток» принимали заслуженные поздравления, а в адрес советского руководства потоком шли телеграммы с приветствиями и выражением восхищения уровнем советской ракетной техники.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 17 июня 1961 года начальнику и Главному конструктору филиала № 3 ОКБ-1 Д.И. Козлову в числе других специалистов ракетно-космической отрасли было присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ему ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и Молот». В тексте документа говорилось, что этого звания они были удостоены «за выдающиеся заслуги в создании образцов ракетной техники и обеспечение успешного полета человека в космическое пространство» (приложение 16).

2.6 Дело всей жизни

В истории отечественной космонавтики крупными буквами записано, что серийное производство КА специального назначения «Зенит-2» было организовано в г. Куйбышеве. Сюда, в филиал №3 ОКБ-1, возглавляемый Д.И. Козловым, были переданы все материалы по КА «Зенит-2», а также РН разработанных в ОКБ-1 на базе МБР Р-7. Именно Д.И. Козлов был тот руководитель, который в силу присущей ему целеустремленности был способен обеспечить выполнение очередного важнейшего задания Родины в срок и с высоким качеством работы. С 1964 года куйбышевский филиал сосредоточиться на разработке аппаратов дистанционного зондирования Земли.
В ЦСКБ-Прогресс был создан 21 тип автоматических космических аппаратов для наблюдения земной поверхности, решающих весь спектр задач в интересах национальной безопасности, науки и народного хозяйства. Космические аппараты ЦСКБ-Прогресс позволяют обеспечить глобальное наблюдение поверхности Земного шара с высоким разрешением на местности и оперативной доставкой информации. С 1965 по 1982 год на базе спутника "Зенит " в ЦСКБ-Прогресс было создано семь модификаций спутников наблюдения. Среди них был разработан и сдан в эксплуатацию спутник наблюдения "Янтарь-2К" нового поколения, на базе которого созданы космические аппараты, позволяющие получать детальную широкополосную и обзорную информацию с высоким разрешением и оперативностью. В настоящее время в эксплуатации находятся космические комплексы ЦСКБ-Прогресса для круглосуточного и обзорного многоспектрального наблюдения "Ресурс-ДК". В музеи Тихорецка и Самары есть карты местности, полученные с помощью спутников «Зенит -2» (приложение 17).
Во времена перестройки, когда имя Козлова впервые появилось в открытой печати, его и у нас, и на Западе стали называть человеком, отменившим третью мировую войну. Ведь с момента появления на околоземной орбите разведывательных спутников ни одно государство мира уже не могло более держать в секрете подготовку своих военных операций. За выдающиеся заслуги в деле создания специальной техники Указом Президиума Верховного Совета СССР № 473-Х от 25 июля 1979 года Герой Социалистического Труда, начальник и Главный конструктор ЦСКБ Дмитрий Ильич Козлов был награжден Орденом Ленина и второй золотой медалью «Серп и Молот».
На счету ЦСКБ – десятки законченных разработок, принятых в эксплуатацию ракет-носителей и космических аппаратов. Более 1700 ракет-носителей разработки ЦСКБ выводили на орбиту искусственные спутники Земли, многочисленные космические аппараты серии «Космос», все запущенные в нашей стране космические и транспортные корабли типа «Восход», «Союз», спутники связи семейства «Молния», научные межпланетные космические аппараты для исследования Луны, Венеры, Марса. Возглавляемое Д.И. Козловым конструкторское бюро разработало и сдало в эксплуатацию 26 космических комплексов и космических аппаратов, предназначенных для дистанционного зондирования Земли, картографирования, проведения научных исследований, в том числе серии «Янтарь», «Фотон», «Ника-Т», «Бион» и другие (приложение 18).


ГЛАВА 3 ПАМЯТЬ О ВЕЛИКОМ ЗЕМЛЯКЕ

3.1 Продолжение дела Д.И. Козлова

При непосредственном участии Д.И. Козлова разработаны теоретические и технические принципы построения многоцелевых автоматизированных информационно-поисковых систем, включая автоматические летательные аппараты и наземные комплексы приема и обработки информации, управления, испытаний. Дмитрий Ильич верен своему призванию, своему предприятию.
Д. И. Козлов создал в ЦСКБ дружный коллектив творческих работников, способных решать задачи любой степени сложности. Дмитрий Ильич сохранил и развил традиции организаторской работы своего учителя — С. П. Королёва. Концепцию конструкторской школы Козлова отличает высокая требовательность, культура труда, постоянный поиск и совершенствование. Одним из основных факторов успешной деятельности предприятия он считал подготовку высококвалифицированных кадров. Под научным руководством Д. И. Козлова выросла плеяда талантливых учёных в области ракетно-космической техники и смежных с ней областях. Систематически в самарском ракетно-космическом центре "ЦСКБ-Прогресс" проводится Всероссийская научно-техническая конференция "Актуальные проблемы ракетно-космической техники" (Козловские чтения). Президент СГАУ им. С.П. Королева В.А. Сойфер считает: "Эти чтения - лучшая память выдающемуся ученому Д.И. Козлову". Козловские чтения объединяют каждый раз порядка 250 участников из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Екатеринбурга, Краснодара и других городов России.

 

 

3.2 Увековечивание памяти о Д.И. Козлове

Выдающийся учёный и конструктор, один из «пионеров" отечественной космонавтики Дмитрий Ильич Козлов скончался 7 марта 2009 года. Похоронен он в Самаре, на Аллее Героев, городского кладбища (приложение19).
Память о Дмитрии Ильиче увековечена в названии площади перед музеем «Самара космическая». По интернет источникам и сам музей назван его именем, но из переписки с работниками музея мы выяснили, что это не так (приложение 20).
С 2010 года ГБОУ СПО Самарский техникум авиационного и промышленного машиностроения получил имя дважды Героя Социалистического Труда, заслуженного деятеля науки и техники РФ, почётного генерального конструктора ГНПРКЦ «ЦСКБ - Прогресс» Д. И. Козлова (приложение 21).
За время существования, учебное заведение подготовило и выпустило более 15000 молодых рабочих по 18 профессиям, большинство из которых работает на заводе «Прогресс», из них примерно 15% с повышенным разрядом.
Память о Дмитрии Ильиче в Самаре увековечена в мемориальных досках, установленных на здании ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс«, где он работал и на ул. Вилоновской, 20. В этом доме Дмитрий Козлов прожил более 30 лет (приложение 22).
Самым главным памятником Козлову можно считать дом «Козлова» в Самаре, который был построен по инициативе Дмитрия Ильича. Здание длиной более 700 метров протянулось от улицы Первомайской до улицы Осипенко, соединив в себе 28 подъездов и около тысячи квартир. Около каждого подъезда есть баннер, связанный с деятельностью Д.И. Козлова. Фотографии подъездов нам передали работники «Самара - Космическая» (приложение 23). Около дома, рядом с остановкой на проспекте Ленина есть стена гордости и плача авторства Сайгак Ларисы Николаевны — жены академика и одного из заместителей Дмитрия Ильича Козлова, где собраны фамилии всех ветеранов ЦСКБ, живших и ныне живущих в этом доме (приложение 24).
В интернете я нашела, что в Самарской области, Волжского района в поселке городского типа Стройкерамика есть улица Академика Дмитрия Козлова (приложение 25).
В Самаре может появиться памятник в честь генерального конструктора ЦСКБ-«Прогресс» Дмитрия Ильича Козлова. Планируется, что он появится в сквере на проспекте Ленина в границах улиц Осипенко и Первомайская. Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара выдал архитектурно-планировочное задание на разработку проекта этого памятника в июле 2015года и уже есть такие проекты. Будем надеяться, что памятник Дмитрию Ильичу будет все же установлен (приложение 26).
Единственный памятник Дмитрию Ильичу Козлову в стране – установлен в нашем городе! В 1981 году в городе Тихорецке Краснодарского края, на улице Октябрьской, установлен бюст Д. И. Козлова работы скульптора Г. Франгуляна (приложение 27). Студенты нашего техникума ежегодно возлагают цветы к этому памятнику на день космонавтики и на день рождение Дмитрия Ильича (приложение 28).

3.3 Музеи о Д. И. Козлове

В историко-краеведческих музеях, тех населенных пунктов, где жил, учился и работал Дмитрий Ильич Козлов, есть экспозиции ему посвященные.
Среди них особое место занимает музей в нашем городе Тихорецке, в котором есть космический зал, созданный при самом активном участии конструктора. Музей я посетила несколько раз, из рассказов экскурсоводов и беседы с научным сотрудником отдела экскурсионно-массовой работы Ждановой Елены Геннадьевны я выяснила, что зал был открыт в 2001году. В этом Мемориальном зале Д.И. Козлова (общей площадью 182 м2) представлены редкие экспонаты, связанные с освоением космического пространства, большинство из которых были переданы музею Дмитрием Ильичем. Среди них - модели космических аппаратов: ракета Р-7, первый искусственный спутник Земли в натуральную величину, «Союз», «Прогресс», спутники «Ресурс-500», «Фотон», «Ресурс-ДК», спускаемые аппараты космических кораблей «Союз», которые были разработаны при непосредственном участии Козлова. В зале можно видеть макет жидкостного ракетного двигателя третей ступени, элементы солнечной батареи (побывавшей в космосе), спускаемая капсула с информацией, а так же образцы материалов, предназначенных для исследований в космических условиях, документальные и фотоматериалы об этапах отечественной космонавтики. В музеи много документов, фотографий, экспонатов, стендов и вещей, которые связаны с жизнью и деятельностью нашего великого земляка (приложение1-3, 8-9, 13-14, 18, 29). В нашем музее разработаны культурные программы, посвященные космической тематике, - «Генеральный конструктор космической эры Великой страны», «Человек в космосе», «Восхождение» (посвященное ЦСКБ «Прогресс» Самары), «Великий сын малой Родины».
Нами разработаны предложения по празднованию 100-летия со дня рождения Д.И. Козлова (приложение 30), которые поддержаны администрацией музея. В виртуальном музее БГТУ «Военмех» имени Д. Ф. Устинова, в котором учился Д.И. Козлов, есть страница ему посвященная (приложение 31).
В музее авиации и космонавтики Самарского государственного аэрокосмического университета, где Козлов преподавал, есть экспозиция ему посвященная (приложение 32).
Еще есть один музей в стране, где рассказывают о Дмитрии Ильиче, это музей «Самара Космическая». Но кроме рисованного портрета в постоянной экспозиции музея нет больше никакой информации о Дмитрии Ильиче, хотя есть большое количество моделей КА, которые создавались при участии Козлова. Узнать об этом можно только от экскурсоводов. В приложение 33 представлены экспонаты из музея «Самара Космическая», которые мне передали студенты нашего техникума, побывавшие там в 2017году. 
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем исследовании я уделила больше внимания деятельности Д.И. Козлова как конструктора космической техники, и можно сделать следующие выводы:
 Дмитрий Ильич Козлов был великий конструктор и ученый.
 Бессменный руководитель ЦСКБ, Дмитрий Ильич Козлов создал школу конструирования космических аппаратов, воспитал коллектив единомышленников, которому по плечу любые задачи.
 Он человек, отменивший третью мировую войну.
 Память о Д.И. Козлове, на мой взгляд, не достаточно увековечена и празднование 100-летия со дня рождения поможет ликвидировать эту несправедливость (приложение 15, 19).
 Мною подготовлены ряд предложений по празднованию 100-летия со дня рождения на малой родине конструктора (приложение 16).
 Музей в нашем городе достойно хранит память о Дмитрии Ильиче и ведет большую просветительскую работу (приложение 18).
 Дмитрий Ильич Козлов стопроцентно соответствовал королевской «формуле успеха» для лидера: «Большое дело может получиться только тогда, когда человек, который его возглавляет, ВЕЛИКИЙ КОНСТРУКТОР, ВЕЛИКИЙ ТЕХНОЛОГ, ВЕЛИКИЙ ОРГАНИЗАТОР. Без этих трех составляющих ничего не получится».
 Д.И. Козлов истинный ученик и последователь С.П. Королева.
Но Дмитрий Ильич был еще выдающимся руководителем большого разнопланового предприятия, которое он и создал. В воспоминаниях сотрудников ЦСКБ-Прогресс и тех кто с ним когда либо пересекался, отмечают, что он «…Человек щедрой души. Широта души у него была необыкновенная. Самое ценное его качество — постоянство, верность принципам и идеалам. Его никто не сломал, не переделал».
Во всем мире Козлова знают как создателя мирной техники – ракет-носителей среднего класса. Всех советских и российских космонавтов выводили и выводят в космос куйбышевские, теперь самарские ракеты: «Восток», «Восход», «Союз». Конструкторская мысль Козлова находит применение в самых современных проектах: в 2016 году с космодрома «Восточный» стартовал ракетоноситель «Союз-2» – последний проект Дмитрия Ильича. Идеи Козлова актуальны и сегодня.
Высших государственных наград у Дмитрия Козлова было столько, что при всём желании их невозможно было разместить на пиджаке, но он их практически никогда не надевал (приложение 34). Он оставался скромным и очень семейным человеком. Легендой и образцом для целого поколения конструкторов.
Я еще не осветила работу конструктора над военным космическим аппаратом «Звезда», над ракетой Н-1, которая позволила бы уже давно слетать на Луну, как создавался ракетоноситель «Союз-2». Планирую, продолжить работу над своим исследованием. Подготовила следующий перечень предложений по празднованию 100-летия со дня рождения Дмитрия Ильича Козлова:
• Пригласить детей и внуков Д.И. Козлова в Тихорецк
• Проводить ежегодные Козловские чтения в Тихорецке для студентов и учащихся по истории отечественного ракетостроения.
• Назвать площадь перед памятником Д.И. Козлова его именем
• Цикл статей в местной печати о Козлове
• Митинг, посвященный 100-летию со дня рождения Д.И. Козлова
• Провести месячник памятных мероприятий
• Изготовление баннеров к юбилею конструктора
• Принять участие в «бессмертном полку» студентами техникума
• Связаться с другими музеями, где есть экспозиции, посвященные Д.И. Козлову
• Собрать воспоминания о Дмитрии Ильиче Козлове жителей города Тихорецка, знавших его и других людей, жизнь которых пересекалась с ним.
Мероприятия согласованы с работниками музея, а презентация созданная на основе приложений используется работниками Тихорецкого краеведческого музея.
Считаю, что С.П. Королев, Д.И. Козлов и возможно В.П. Глушко были бы удостоены Нобелевской премии, если бы не были засекречены.


СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ:

1.Б.В. Беляков «Звездный путь «Прогресса»»; http://aviator.guru/blog
2.В. Ерофеев «Конструктор космической верфи». Электронный ресурс: http://историческая-самара.рф
3.В. Ерофеев «Недремлющий взгляд с орбиты». Электронный ресурс: http://историческая-самара.рф/
4. В. Ерофеев «Космос как предчувствие». Электронный ресурс: http://историческая-самара.рф/каталог/самара-космическая
5. В. Ерофеев «Город на берегу Вселенной». Электронный ресурс: http://историческая-самара.рф/каталог/самара-космическая
6. В. Ерофеев «Совершенно секретный космос». Электронный ресурс: http://историческая-самара.рф/каталог/самара-космическая
7. О. Михайлова «В Самаре отметили 95-летие Д.И. Козлов» http://samsud.ru/blogs/
8. Рабочая лошадка" российской космонавтики https://www.roscosmos.ru/5256/
9. Валерий Кузнецов «Конструктор ядерного щита»; http://u00252ftodd.vpk-media.ru/articles/1524
10. К. Лантратов “Звезда” Дмитрия Козлова; журнал «Новости космонавтики»; 1997г. Электронный ресурс: https://oko-planet.su/science/sciencecosmos/page,10,17633-chetvert-veka-almazu.html
11. Я. Голованов «Герой Соцтруда, академик Дмитрий КОЗЛОВ сконструировал
спутник-шпион, который отодвинул войну», статья «Комсомольская правда» от 13.01.1998 года. Электронный ресурс: http://epizodyspace.ru/bibl/k-p/1998/kp-13-1-1998.html
12. Международный объединенный биографический центр: КОЗЛОВ Дмитрий Ильич (1919–2009). Электронный ресурс: http://www.biograph.ru/index.php/persons/4251-kozlovdi
13. Энциклопедия конструкторов «Дмитрий Ильич Козлов». Студия РОСКОСМОС. 2015
14. Почетные граждане Самарской области «Дмитрий Ильич Козлов». 2011г
15. Безымянный космос – Звезда Дмитрия Козлова.. Документальный цикл. Студия «Самара» 2007г.
16. Тайны забытых побед. 33. Самарский резидент. Телекомпания «Народное Кино»
17. Империя Королева. Фильм 11.
18. Исторический фильм о ЦСКБ-Прогресс. 2012г.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top