А.А. Лебедева

 

Кого мы считаем героями? Людей самоотверженных, смелых, проявивших необыкновенную настойчивость, силу воли и мужество. Все они – гордость нашей нации, поэтому помнить об их подвигах и знать их имена необходимо. Однако среди этих исключительных людей особенно выделяется невероятная шестёрка – первый отряд космонавтов: Юрий Гагарин, Герман Титов, Андриян Николаев, Павел Попович, Валерий Быковский и Валентина Терешкова.
И сегодня я бы хотела рассказать вам об одном из этих удивительных людей – о космонавте №5, о дважды Герое Советского Союза, совершившем три космических полёта. Я хочу рассказать вам о Валерии Фёдоровиче Быковском.
Валерий Фёдорович родился 2 августа 1934 года в городе Павловский Посад Московской области, но почти всё детство провёл в Москве. До Великой Отечественной войны семья Быковских жила на Новой Басманной улице, а потом уехала за границу. С 1-го по 6-й класс Валя, как звали его родители, учился в Тегеране, куда его отца направил наркомат, а по возвращении в Москву – с 7-го по 10-й класс – учился в средней железнодорожной школе №1. Именно здесь зародилась в нём мечта о небе. Благодаря инструктору московского аэроклуба ДОСААФ Николаю Ерофееву будущий лётчик-космонавт освоил пилотирование и получил право управлять самолетом. Но путь к исполнению заветной цели не был лёгким. Приходилось меньше спать, ведь занятия в школе отнимали много времени и сил. А спорт? Разве можно бросить занятия футболом? А как же хоккей? Но нет, Валерий твердо решил удержаться в аэроклубе и совместить спорт и теоретические лётные занятия. Очень насыщенными стали будни юного лётчика.
И вот, пройдя обязательную теоретическую подготовку и получив звание учлёта, Валерий стал грезить о первом самостоятельном полёте. Он состоялся 27 сентября на самолёте Як-18. Несколько недель спустя был объявлен сталинский набор в авиационные военные и гражданские училища. Среди желающих стать настоящими лётчиками был Валерий Быковский и его друзья-сокурсники из Москвы. Долгим был путь до авиационной школы – через училище Майкопа, куда уже определили Новосибирский аэроклуб, а для них места не осталось, через разрушенный до основания голодный Сталинград, через Пензу. Потом выяснилось, что надо ехать ещё дальше – до Каменки, где находился ВАШПОЛ – военно-авиационная школа первоначального обучения летчиков. Устали ребята страшно, очень хотелось вернуться домой, но Валерий Фёдорович твердо стоял на своём и говорил: «Дело надо довести до конца».
И вот, новая школа. Здесь всё по-другому! С первого же дня начались строевые занятия, тренировки, марш-броски на выносливость. Вскоре после приезда приняли присягу, и наконец, курсантов допустили к полётам. Начались казавшиеся бесконечными занятия и тренировки, ведь летчик, как и спортсмен, должен быть максимально опытным, многие операции в полете он обязан выполнять почти автоматически. Небо влекло к себе неудержимо, и тренировочные полёты набирали темпы. В середине лета последнего года обучения в ВАШПОЛе курсанты освободили бывшие полковые казармы. Теперь их путь лежал в Качинское военное училище.
На момент начала набора первого отряда космонавтов-слушателей Валерий Федорович был уже лётчиком-истребителем и служил в полку Московского округа ПВО. 1959 году, с прибытием в авиационный полк военных медиков, судьба Быковского резко изменилась, и начался, вероятно, самый сложный и самый трудоемкий путь к новой, совсем неизведанной вершине. Поговаривали, что врачи отбирают для прохождения медкомиссии опытных и талантливых лётчиков, чтобы они потом испытывали новую, никому ещё тогда не известную технику. Среди множества лётчиков, подавших рапорт на прохождение той комиссии, был и Быковский, но перед этим нужно было пройти собеседование. По воспоминаниям Валерия Фёдоровича, недолгим был тот разговор. Врач был серьёзен, смотрел пристально и задавал очень конкретные вопросы о здоровье и способностях. И лишь в самом конце, слегка улыбаясь, спросил, хотел бы он пойти в испытатели новой техники? "Я чуть не вскрикнул, – вспоминает Быковский. – Но сдержал себя и ровным тоном произнес: «Да. Это моя мечта».— «Это очень важно», – ответил полковник".
Вырваться за пределы земной гравитации стало его мечтой, той новой высотой, которую он так захотел покорить. Не принять участия в этой инициативе он не смог себе позволить – не тот характер. В итоге, из всех курсантов, прошедших первичный профотбор, космонавтом стал один только Валерий Фёдорович. В назначенный день тогда ещё кандидат в космонавты Валерий Фёдорович Быковский прибыл в Москву. Здесь начинался следующий этап отбора. В московском госпитале, кандидаты проходили сложнейшую медкомиссию, где их подвергали суровым физическим и психологическим испытаниям. Не все смогли выдержать обследования, особенно тяжело давалось преодоление психологических нагрузок. Да и к физическому состоянию предъявлялись совершенно невероятные требования, с двойным, а то и тройным запасом выносливости. Ведь тогда никто точно не знал, каким этот самый запас должен был быть. Со многих коек, расположенных в палате, доносились ужасные байки и истории о той или иной процедуре, кандидаты жаловались на жуткие медицинские испытания. Многие сдавались сами и уезжали домой – не выдерживали физических и моральных перегрузок. Только с одного места Валерий Фёдорович никогда не слышал жалоб и стенаний – с койки несловоохотливого, но почему-то остро заинтересовавшего Быковского человека. Это был Андриян Григорьевич Николаев. Быстро сдружились два лётчика. Очень часто, после целого дня процедур и тренировок делились они впечатлениями от пройденных испытаний и давали друг другу дельные советы, как вести себя в нештатных ситуациях. «Оба почему-то мы тогда уверовали: нас не отсеют, выдержим, мы крепыши. Но на одно только здоровье мы не уповали. К своему физическому состоянию добавляли, к примеру, упорство. Решили не раскисать, потому что видели расслабившихся и слышали их; во что бы то ни стало держаться до конца. Оба настроились на одно: хотим летать на новой технике, на больших скоростях. Впереди — космос. Мы тогда уже «заболели» им, хотя до него было так далеко, как до Луны пешком». А потом – центрифуга, термокамера, пробы на выживаемость. Все испытания преодолевали они достойно. Центрифуга оказалась не такой страшной, как о ней рассказывали остальные, ведь и не такие перегрузки испытывали при взлёте на максимальную высоту на самолёте!«Покрутили, покрутили эту карусель, а потом остановили. Я все жду, когда же меня придавит адская сила, как её называли другие. А нет, не придавила. Видишь, в полном здравии». После была барокамера. Много жутких слухов ходило об этом тренажёре. Но и с этой задачей Валерий Фёдорович справился блестяще. «Главным было – сидеть и дышать в одном темпе, терпеть и не нервничать».
После многих недель тренировок и обучения, 11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС №176 Быковский был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на КК «Восток» вместе с Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым, Павлом Поповичем и Германом Титовым. Однако немногим позже первым космонавтом планеты был единогласно выбран Юрий Алексеевич Гагарин. Первый же космический полёт Валерия Быковского, который он совершил в качестве командира космического корабля «Восток-5»,состоялся 14 июня 1963 года. В тот знаменательный день огромная серебристая ракета взлетела со стартового стола и устремилась ввысь. Спустя несколько минут космический корабль успешно вышел на свою целевую орбиту… В том полёте, согласно сообщениям ТАСС, помимо ряда научно-исследовательских экспериментов в космосе, космонавт Быковский проверил эффективность действий автоматики и радиосвязи. Успешно закончив программу эксперимента, 19 июня 1963 года космонавт №5 Валерий Быковский благополучно вернулся на спускаемом аппарате на Землю. Пятисуточный космический полёт, к которому Быковский, по существу, готовился всю жизнь, а вместе с ним ещё один напряжённый, до краёв наполненный борьбой, преодолёнными трудностями и свершениями этап судьбы был закончен. За совершение космического полёта Валерий Фёдорович был награждён медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза.
В следующем своём космическом полёте, состоявшемся с 15 по 23 сентября 1976 года, Валерий Фёдорович также был командиром корабля «Союз-22». Полёт продолжался 7 суток 21 час 52 минуты 17 секунд. А потом была начата программа международного сотрудничества «Интеркосмос», в рамках которой Быковский совершил третий полёт в качестве командира интернационального советско-немецкого экипажа на корабле «Союз-31» (26 августа — 3 сентября 1978 года). Тот полёт продолжался 7 суток 20 часов 49 минут 4 секунды. В сумме, за три полёта, Валерий Фёдорович пробыл в космосе 20 суток 17 часов 47 минут 21 секунду.
Совсем недавно, в честь юбилея этого героического лётчика-истребителя, лётчика-испытателя, лётчика-космонавта Валерия Фёдоровича Быковского, была выпущена книга «Рождённый летать», в которой рассказан весь сложный путь прославленного космонавта — от курсанта аэроклуба до руководителя Центра подготовки космонавтов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Герои звёздных трасс: Сборник / Составитель Д. Мамлеев. – 2-е изд., и доп. – М.: Известия, 1963. – 192 с.
2. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. – М.: Воениздат, 1987. – 911 с.
3. Рождённый летать: События и факты. –М.: ФГБОУ ВПО РГАЗУ, 2014. – 204 с.
4. Ракеты и люди – Б. Е. Черток, –М.: «Машиностроение», 1999. —2-е изд.—416 с.
5. «Испытание ракетно-космической техники - дело моей жизни» События и факты – А.И. Осташев, Королёв, 2001. — 107 с.
6. С.П. Королёв. Энциклопедия жизни и творчества / под ред. В.А. Лопота,: –РКК "Энергия" им. С.П. Королёва, 2014. – 704 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top