А.О. Елизарова

 

Введение.
Истоки России, ее самобытности лежат в народной культуре, возрождение, сохранение и развитие которой является значимой проблемой современности. В настоящее время наблюдается повышенный интерес к народным художественным промыслам и ремеслам, которые, передаваясь из поколения в поколение, несомненно, несут в себе исторический и духовный опыт народа. Поэтому обращение к истории развития кружевного промысла на территории Рязанской губернии является весьма актуальным в деле собрания традиций художественной культуры региона.
Ряд исследователей Рязанскую губернию называли третьим центром кружевоплетения, после таких городов, как Вологда и Елец. История кружевоплетения Рязанской губернии в отличие от известных центров кружевоплетения характеризуется малоизученностью.
Кустарные промыслы в жизни рязанцев играли важную роль. Не исключение и кружевной промысел, центрами которого являлись Рязанский, Михайловский и Скопинский уезды. Каждый центр кружевоплетения отличался собственной техникой, манерой, способом плетения кружев.
Объектом исследования является кружевной промысел трех центров кружевоплетения в Рязанской губернии во второй половине XIX –начале ХХ вв.
Предметом исследования следует считать экономические и художественные изменения, произошедшие в кружевном промысле Рязанской губернии за указанный период, обусловленные различными факторами, в том числе деятельностью школ кружевниц.
При написании работы была поставлена следующая цель – изучение и выявление особенностей кружевного промысла Рязанского, Михайловского и Скопинского уездов Рязанской губернии во второй половине XIX –начале ХХ вв.
Обозначенная цель предполагает решение следующих задач:
- рассмотреть экономическое положение кружевного промысла в трех центрах кружевоплетения Рязанской губернии;
- провести анализ художественных особенностей кружева, указанных центров кружевоплетения Рязанской губернии;
- проследить изменения в кружевоплетении после отмены крепостного права и возникновения профессиональных школ кружевниц в Рязанской губернии.
Для исследования темы привлекались источники, как опубликованные, так и архивные.
В качестве опубликованных источников были использована справочно-статистическая литература: «Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии» (Вып. 1, 1913 г.) [ ], «Свод данных об экономическом положении крестьян Рязанской губернии», составитель А. Селиванов (1892 г.).[ ], отчеты и исследования по кустарной промышленности в России (Т. 5 1898 г., Т. 6 1900 г., Т. 7 1903 г.)[ ]. Так же из числа опубликованных источников был использован «Каталог кустарных изделий Рязанской губернии», экспонируемых на второй Всероссийской кустарной выставке 1913 г.[ ].
К неопубликованным источникам, впервые введенным в научный оборот, относятся документы фондов Государственного Архива Рязанской Области (ГАРО), а именно фонда Рязанский губернский кустарно-промышленный комитет (ф. 856). Данный материал позволил выявить информацию о развитии и распространении кружевного промысла в губернии при поддержке Рязанского Губернского Кустарного Комитета, а также проследить деятельность школ кружевниц в губернии и выявить их влияние на развитие данного промысла и распространение рязанского кружева за рубежом.
Глава 1. Центры кружевной промышленности рязанской губернии.
2.1. Рязань и Рязанский уезд.
Рассмотрим кружево Рязанского уезда. Согласно исследованиям С. А. Давыдовой в 1880 г. в Рязанском уезде плетением кружев занимались семьи мещан, владеющих небольшими участками земли и безземельные, а так же семьи отставных солдат. Плели кружева в самой Рязани и пяти ее пригородных слободах: Ямской-Касимовке, Ямской, Рыбной, Троицкой и Борках. В первых трех слободах женское население занималось кружевоплетением в течение всего года и со слов самих мастериц, переданных С. А. Давыдовой в своих исследованиях, данный промысел полностью обеспечивал их существование. В Троицкой слободе и Борках государственные крестьяне в большей степени занимались обработкой своих земельных участков, а в свободное от хозяйственных работ время женщины и девушки плели кружева. Всего же в 1880 г. в Рязани и подгородных слободах было насчитано 2517 мастериц, годовой заработок которых достигал суммы 126 170 руб. 21 коп., а средний дневной заработок составлял 21 коп. и колебался между 51 руб 21 коп. и 51 руб. 98 коп. в год [ ].
Между собой рязанские мастерицы не употребляли слово кружево, а говорили «край» или «прошивка». Край – это кружево, одна из сторон которого завершалась плоскими треугольными зубчиками – «городами», как называли их местные кружевницы. Данный элемент характерен для рязанского кружева XVIII в. А прошивка – это кружево, у которого все края ровные, что характерно для кружева первой половины XIX в.[ ]
В Рязанском уезде плели тонкое, многопарное кружево – способ плетения одновременно узора и фона с применением большого количества пар коклюшек. Плели как белое, так и цветное многопарное кружево. Изначально для рязанского кружева был характерен растительный орнамент, об этом свидетельствуют такие названия городских кружев как «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом». Сохранились кружева с волнистым растительным узором первой половины и середины XIX в. Узкая волнистая полоска с короткими отростками была типичным рисунком рязанского кружева. Возник данный рисунок в XVIII в. и повторялся на протяжении всего XIX в., но во второй половине XIX столетия произошла геометризация растительного орнамента. Примером данного процесса служит рисунок под названием «речка с виноградом»: вместо волнистого стебля появился зигзагообразный с городками, лист приобрел форму ромба с городками и изображался отдельно от стебля [ ].
Сбыт кружев производился через торговок, которые привозили и сколы для кружевниц, либо сдавался частным заказчикам в городе. В первом случае торговки выплачивали задаток мастерицам и те плели кружево из своего материала. Однако С. А. Давыдова отмечала, что ранее, до 1880 г., торговки раздавали кружевницам не только деньги, но и материал, приобретенный в Москве, однако это им приносило ряд проблем. Во-первых, торговкам приходилось измерять, кто сколько сплел кружева, сколько материала было потрачено. Во-вторых, мастерицы, имея и материал, и немного денег, не спешили завершать свою работу, отчего торговки терпели убыток. В-третьих, торговки терпели убыток и от обмана кружевниц: последние, бывало, урезали предоставленный материал и продавали его, или же из этого материала выполняли иной, более выгодный заказ[ ].
Изменения в производстве и качестве рязанского кружева произошли в 1860-е гг., когда были открыты Московско-Рязанская и Рязанско-Козловская железнодорожные линии. С одной стороны произошел рост деятельности кружевниц. Но, с другой стороны – выросли цены на товары первой необходимости, а цены на кружево изменились незначительно, хотя спрос на кружево возрос. В результате, мастерицы увеличили количество выплетаемого ими товара за счет его качества. В 1876 г. мода на отечественное кружево получило небывалые размеры, связано это было с тем, что тремя годами ранее русское кружево на Всемирной выставке в Вене получило золотую медаль и «Гран При»[ ]. Увеличился спрос и на рязанское кружево, но положение бедных кружевниц не улучшилось, как можно было этого ожидать. Торговкам выгоднее было покупать дешевое кружево, но в большом количестве. В результате, как уже было сказано, количество кружева увеличилось, а качество – снизилось. Стали плести более грубое и жидкое кружево[ ].
В начале XX в. мещанки и крестьянки продолжили заниматься кружевоплетением, однако численность их уменьшилась. Так, в 1912 г. было насчитано 1183 мастерицы, что на 1334 меньше, чем в 1880 г. 1183 кружевницы за год заработали лишь 35. 490 р. Продолжало снижаться и качество кружева, а вместе с ним и цена. Кроме того подорожали льняные нитки и мастерицы в целях экономии стали выплетать более редкое кружево. В результате снизился доход от кружевоплетения и девушки и женщины уходили на заработки на кирпичные заводы, конфетные фабрики и т. д.[ ]
В итоге, во второй половине XIX в. – начале XX в. в рязанском кружеве произошли следующие изменения: во второй половине XIX в. растительный орнамент рязанского кружева приобрел геометричные формы, а к концу того же столетия – началу XX в. тонкое кружево превратилось в грубое, редкое. Сам же промысел кружевоплетения из ведущей деятельности девушек и женщин Рязанского уезда превратился во второстепенное занятие, которое не приносило желаемого дохода.
2.2. Михайловский уезд.
Крупнейшим центром кружевоплетения в Рязанской губернии во второй половине XIX в. был Михайловский уезд.
Небольшой городок Михайлов расположен на берегах р. Прони, в 70-ти км. к юго-западу от Рязани. В XVI в. с возникновением засечной полосы сюда переселили значительное число московских служилых людей. Московские переселенцы, превратившись в государственных крестьян, занимались различными ремеслами. А так же, вероятно, в первой половине XIX в., в среде пришлого населения возникло кружевоплетение в виде промысла[ ]. Для городского населения кружевоплетение было главным занятием, плели мастерицы в течение всего года. Материал приобретали самостоятельно[ ].
Изначально в Михайловском уезде было распространено многопарное кружево «рязанского манера» и «травчатое». Также существовало сколочное «немецкое» кружево, в котором встречались серебряные, золотые нити. Перечисленные виды кружев изготовляло исключительно городское население [ ]. Затем, в 1820-1840-х гг. наблюдается расцвет сцепной техники, которую местные кружевницы называли «выкладывать вавилоны». Такими «вавилонами» изображали деревья, кусты, птиц, животных. Кроме традиционных мотивов встречаются редкие в кружеве фигуры львов и сказочных птиц сиринов [ ]. Сцепное кружево выполняли по сколу, используя от 6 до 12 пар коклюшек.
Кружева, перечисленных видов, приобретали купцы в качестве приданного дочерям. Однако, в конце XIX в. лишь несколько семей умело плести многопарное кружево, а сцепное исчезло еще раньше. Связано это с тем, что михайловское купечество с годами беднело и столь ценное кружево для него было уже недоступно.
В Михайловском уезде существовал еще один способ плетения кружев – численный – его выполняли без рисунка, по счету нитей. Именно численное кружево получило широкую известность под названием «михайловского». Ко второй половине XIX в. численное кружево было уже забыто в северных и центральных губерниях России, а в Михайловском уезде Рязанской губернии его продолжали плести. Большинство узоров михайловского кружева выполнялось на десяти парах коклюшек, а это в три-четыре раза меньше, чем в кружеве Вологодской и Орловской губерний – наиболее известных центрах русского кружевоплетения[ ]. Для михайловского кружева был характерен геометрический орнамент, отсутствовали растительные мотивы. Кружево было многоцветным и плотным, последняя черта отличала его от кружев других районов. Для михайловского кружева характерны красный, белый и синий цвета, иногда добавляли зеленый и желтый цвета[ ].
По орнаменту михайловское кружево можно разделить на две группы. К первой относятся небольшие узоры, которые встречаются в основном в прошвах узких – «узятках» до 3 см, и широких – до 6-8 см. Данные узоры получили следующие названия: «копеечка», «кудрявки», «паук», «паук с лепешкой», «рыбка», «куриные лапки», «вороньи глазки», «мушка», «сливка», «речка», «паутинка». Для второй группы характерны немногочисленные, но устойчивые мотивы с четкими прямыми, округлыми или веерообразными формами. Наиболее известны среди них следующие: «позуметное», «сухарики» (кирпичики), «клетчатые», «города» – отличаются насыщенностью красного цвета и маловыраженными зубцами, «мысы», «отметные», «бубенцы», «балалайки», «павлинка», – нежнее и разнообразнее по цвету. Имеют ярко выраженные зубцы, встречаются только в численном кружеве[ ].
Мы перечислили основные мотивы численного михайловского кружева. С. А. Давыдова отмечала, что существовало бесчисленное множество вариантов одного и того же рисунка. Мастерица начинала работу без ранее задуманного варианта. «Смерть скучно одно и то же плести, вот и придумаешь переложить нитки по-другому»[ ].
В селах Ижеславль и Рождественское Михайловского уезда плели необычное многопарное кружево, которое получило название «сканое». Для получения сканого кружева мастерицы использовали нитки двух типов. Для фона применяли домашнюю отбеленную нить. А для рельефного узора кружевницы покупали некрученую пушистую хлопчатобумажную толстую белую или цветную пряжу. Похожее по технике плетения кружево встречалось в Тверской и Ярославской губерниях, но от ижеславского оно отличалось цветом и орнаментом[ ].
Изготовляли михаловское кружево исключительно деревенские жительницы и обшивали кружевом свои «заколотки» - подол сорочки и «занавески» – фартуки. Однако кружевоплетением крестьянки могли занимать лишь в свободное от хозяйственных работ время, поэтому изначально кружево плели исключительно для собственного употребления и лишь небольшие излишки шли на продажу местным крестьянам или в Тульскую губернию. После отмены крепостного права в 1861 г. кружевной промысел начал разрастаться и развиваться[ ].
Спрос на михайловское кружево существовал не только внутри Рязанской губернии, но и за ее пределами: в Тамбовской, Тульской, Орловской, Пензенской, Калужской, Московской, Тверской, Олонецкой, Псковской губерниях, южных областях России и на Украине[ ]. Сбыт производился посредством торговок и скупщиц. Во второй половине XIX в. михайловское кружево вывозилось за границу в результате продажи на Нижегородской ярмарке, и специально в Турцию и Иран[ ]. Не смотря на наличие спроса на михайловское кружево цена его была низкой. Связано это с тем, что михайловское кружево шло на украшение, прежде всего, крестьянского наряда. Поэтому сбыт кружева мог быть обеспечен только при доступности его цены. Так средний заработок мастерицы в день составлял всего 17 – 18 коп. Общая сумма годового заработка мастериц в 1880 г. составила 136 186 р. 97 коп.[ ]
Однако, в начале ХХ в. обозначился упадок кружевного промысла в Михайловском уезде. К 1903 г. михайловское кружево уже не могло достойно конкурировать с фабричным кружевом, хотя оно было менее прочным, но более изящным и дешевым изделием. Грубо и грязно сработанное михайловское кружево к данному периоду времени никто не покупал, даже местный Рязанский музей. Неудачные рисунки и низкое качество исполнения михайловского кружева убивали на него всякий спрос, даже кустарный склад Рязани не имел в продаже изделий Михайловских кружевниц. Если в конце 1880-х гг. даже кружево низкого качество быстро расходилось, то в начале ХХ в. за бесценок брали лишь отборный товар. Поэтому остались лишь те кружевницы, которые способны угождать быстро сменяющемуся вкусу и требованиям моды[ ]. Годовой доход 1912 г. от кружевного промысла превысил доход 1880 г. лишь на 60 958 руб. 3 коп., при условии, что число кружевниц увеличилось в два раза, что говорит об упадке кружевного промысла в Михайловском уезде[ ].
Таким образом, наиболее известным и своеобразным кружевом Михайловского уезда во второй половине XIX в. было численное – михайловское. В нем не использовали растительных орнаментов, как в других губерниях, михайловское кружево отличалось яркими цветами и плотностью. Как промысел кружевоплетение в Михайловском уезде особенно быстрыми темпами развивалось после отмены крепостного права. Для местных крестьянок кружевной промысел был главным занятием, который приносил хоть и небольшой, но значимый для них заработок. В конце XIX – начале XX вв. в Михайловском уезде, как и в Рязанском произошел упадок кружевного промысла.
2.3. Скопинский уезд.
Третьим центром кружевоплетения в Рязанской губернии был г. Скопин и подгородное село Новиково.
Скопин во второй половине XIX в. был еще одним центром, в котором плели численное кружево, т. е. без сколов. Скопинские мастерицы собственного материала не имели, а получали его от торговок вместе с заказом. В результате местные кружевницы находились в зависимости от торговок. И все же часть городского населения считала кружевоплетение главным источником доходов и посвящало ему весь год. Сельское же население кружевным промыслом занималось в свободное от хозяйственных работ время. Всего в 1880 г. в г. Скопине было насчитано 1224 мастерицы, а в с. Новиково – 224 [ ].
Сбыт скопинского численного кружева осуществлялся во внутренних губерниях России между крестьянами. Так же плели тонкое парное рязанское кружево, по сколкам, которое приобретало купечество. В орнаменте тонкого парного кружева скопинские мастерицы применяли фигуры колец, гребешков, звезд, розеток, паучков. Перечисленные фигуры не были распространены в других кружевных центрах. Также скопинские кружевницы в такое светлое кружево нередко вводили цветные нити. К 1880 г. оба вида кружевоплетения местными мастерицами были оставлены[ ].
В 1860 – е гг. мастерицы выработали свой «скопинский манер». Он был довольно прост – волнистая полоса тонкой полотнянки с редкими связками на фоне. Скопинских узоров насчитывалось всего 28 и мастерицы не стремились их обновлять, т. к. спрос был постоянным[ ]. Возникновение его связано с распространением моды на заграничное кружево «гипюр и клюни». Появился новый вид парного кружева – гипюр. Прознав об этом торговки начали привозить в Скопин новые образцы заграничного плетения. В результате мастерицы внесли разные изменения в рязанский манер и выработали свой собственный скопинский манер гипюра. Непонятное слово «клюни» мастерицы заменили на «колуны», которые наравне с «вьюнами» были самыми дорогостоящими кружевами среди скопинского гипюра[ ].
В 1880-х гг. наименьший заработок приносило кружево, которое плели без сколов – всего 8 коп. в день, а кружево «колуны» и «вьюны» - не более 23 в день. Годовой заработок кружевниц за 1880 г. составил 86332 р. 80 коп.[ ]
На качество скопинского кружева в 1880-х гг., как и на качество рязанского кружева, повлияло проведение железнодорожной линии – Ряжско-Вяземской. Мастерицы в Скопине так же работали на количество, пренебрегая качеством. Главными рынками сбыта были: Москва, Петербург, Кронштадт, Нижний-Новгород. Второстепенными считали – Киев. Ростов-на-Дону, Новочеркасск и все побережные города Крыма[ ].
В 1912 г. в Скопинском уезде кружевоплетением занимались в деревнях Боровской волости, Вослебовской, Корневской, Яблоневской, Курбатовской, Павелецкой, Полянской и в г. Скопине. Всего было насчитано 2244 мастерицы, что на 796 кружевниц больше, чем в 1888. Однако положение скопинских мастериц и кружевного промысла в 1912 г. ничем не отличается от их состояния в 1880 г. Зависимость кружевниц от местных скупщиц и торговок, которые стремятся получить большее количество кружева по низкой цене, негативно сказалась на качестве скопинского кружева. Не смотря на увеличение численности кружевниц в 1912 г. сократился годовой доход от кружевного промысла, он составил 60320 р.[ ]
Таким образом, в Скопинском уезде плели тонкое парное кружево «рязанского манера», численное кружево, как и в Михайловском уезде и гипюр «скопинского манера». Гипюр имел широкий спрос по всей России и приносил наибольший доход местным мастерицам. Однако качество скопинского кружева и заработок кружевниц к концу XIX в. снижается, что было также характерно для рязанского и михайловского кружев.
Мы рассмотрели три крупнейших центра кружевоплетения в Рязанской губернии – Рязань, Михайлов, Скопин, в которых существовал свой тип плетения кружев: в Рязани плели тонкое многопарное кружево, в Михайлове – численное кружево с геометрическим орнаментом, в Скопине – гипюр «скопинского манера». Кружева всех трех центров пользовалось спросом по всей России. До конца XIX в. кружевоплетение приносило основной доход кружевницам Рязанской губернии, а затем – снизилось качество кружева, а вместе с ним и доход от данного промысла.
Глава 2. Деятельность школ кружевниц в рязанской губернии.
С целью развития кустарного промысла в Рязанской губернии и повышения качества кружев в конце XIX в. были открыты школы кружевниц. Так одна из школ в 1895 г. была открыта при с. Борисовке Курбатовской волости Скопинского уезда под попечительством местной землевладелицы Е. Н. Половцовой [ ].
На первом этапе работы школы возник ряд трудностей. Так, например, крестьяне считали, что школа устроена для призрения, а не для обучения и были возмущены тем, что школа не может взять учениц на полное содержание. Изначально в небольшой школе на постоянное жительство могли оставаться всего лишь 10 человек. Также Е. Н. Половцовой приходилось привлекать учениц подарками, например, она давала крестьянским детям школьные тулупы, т. к. у них не было теплой одежды, чтобы добраться из деревни до школы и обратно. Однако, в 1896-1897 учебном году, как и в 1895-1896 гг., количество учениц в школе осталось прежним – всего 10 человек. В 1897-1898 учебном году было принято 5 новых учениц, которые были приходящими. Благодаря им улучшенные способы плетения кружев стали проникать в среду местных кружевниц, т. к. ученицы, возвращаясь домой, обучали новым приемам плетения своих родственников [ ]. В 1898-1899 учебном году в школе на полном содержании было 11 учениц, которых с трудом удалось разместить в небольшом здании школы [ ]. К этому времени до 40 девушек и женщин работали на школу, от которой кружевницы получали булавки и сколки. За 1898-1899 г. ими было изготовлено около 881 м кружев, на сумму 107 р. [ ]
В Борисовской учительницами были выпускницы Мариинской школы кружевниц в Санкт-Петербурге. Обучение велось под руководством учительницы (получала плату в 240 р. в год), ее помощницы (оплата в 120 р. в год) и старшей мастерицы (оплата 40 р. в год). [ ]
В школу принимали девочек не младше 10 лет. Обучение в школе проходило в свободное от полевых работ время, с 1 сентября по 1 июня [ ]. В течение трех лет девочек обучали плетению кружев, рисованию узоров, изготовлению сколов, а также Закону Божьему, грамоте и счету. Плетению кружев обучала учительница Гвоздева Екатерина из Мариинской практической школы кружевниц в Санкт-Петербурге. Под ее руководством в 1896-1897 учебном году ученицы изготовили более 253 метров кружев на сумму до 90 руб. Часть этих кружев была отправлена на выставку в столицу Швеции Стокгольм в 1897 г., где некоторые из них были проданы [ ]. А также сбыт кружев школы осуществлялся в Санкт-Петербург, в Южную Африку, во Францию – Париж, Америку – Бостон, Филадельфию, Германию – Мюнхен, Нюрнберг и Голландию [ ]. В Голландии ранее не было подобных русских произведений [ ].
За следующий 1897-1898 учебный год было изготовлено меньше кружева – 174 метра и большой черный шелковый шарф – всего кружев на сумму до 75 руб. Связано данное обстоятельство было с появившейся в среде учениц скарлатиной, в результате чего занятия в школе прекратились раньше окончания учебного года [ ]. В следующем 1898-1899 учебный год было изготовлено 241 м кружева, а также из тонких ниток были сделаны прошивки и концы к двум полотенцам [ ].
Половцова поощряла учениц, успешно окончивших трехлетний курс обучения, следующим образом: предоставляла чуть больше двух метров сукна на поделки и 10 руб., которые Екатерина Николаевна переводила на сберегательную книжку учениц, чтобы деньги не были отобраны родственниками. Учениц, которые оканчивали весь курс обучения было немного, например, в 1898 г. – три ученицы, а в 1899 г. – только одна [ ]. Одна из учениц А. Гудина продолжила обучение в Мариинской практической школе кружевниц для совершенствования в рисовании и подготовке кружевных узоров, чтобы затем стать помощницей учительницы в Борисовской школе [ ].
Как уже было упомянуто, изначально школа была небольшой, на постоянное жительство в ней могли остаться лишь 10 учениц. К 1902 г. с помощью пособия от департамента земледелия Е. Н. Половцовой было выстроено новое здание, рассчитанное на 200 человек, оборудовано общежитие для учениц и мастериц. Обучение также осталось трехлетним, ученицы плели кружево бесплатно и жили в школе на полном содержании. Затем учащиеся переходили в разряд мастериц и работали уже сдельно, пользуясь бесплатным помещением. В 1911-1912 учебном году 47 мастериц и учениц жили в школе, 10 учениц и 63 мастерицы посещали школу приходящими. Кроме того на школу работали более 400 женщин у себя на дому, и заработок кружевницы достигал 48-50 руб. в год [ ]. За упомянутый учебный год было изготовлено более 17000 м кружева на сумму около 5000 руб., что почти в 1,5 раза больше, чем за 1909-1910 учебный год [ ].
Ученицы Борисовской школы изготовляли тонкое, изящное кружево, которое с 1901 г. участвовало в выставках и получало награды. Так на выставках в Рязани в 1901 г. кружево Борисовской школы было удостоено большой золотой медали, а учительница кружевоплетения В. Я. Непенина получила серебряную медаль, в 1905-1906 и 1907-1908 учебных годах школа приобрела две золотых медали. В 1902 г. на первой Всероссийской кустарно-промышленной выставке в Санкт-Петербурге кружево учениц получило большую серебряную медаль, мастерицы были удостоены денежных наград. Золотые медали школьное кружево получило на выставках в Орле и Михайлове в 1903-1904 учебном году и в Тамбове в 1911-1912 учебном году [ ]. В 1907 г. на художественной выставке в Санкт-Петербурге кружево учениц получило бронзовую медаль. Кружево Борисовской школы участвовало в выставке и в Турине в 1911 г., где было удостоено малой золотой медали [ ].
Рост Борисовской школы и ее положительное влияние на развитие промысла способствовали открытию новых школ кружевниц в Скопинском уезде.
Так в 1906 г. Е. Н. Половцева в г. Скопин открыла Екатерининскую школу, которая через три года была переведена в с. Покровское Гагарино [ ]. Для удобства скопинских мастериц после перевода школы в г. Скопине был устроен склад кружев, под ведением учительницы Екатерининской школы. Она снабжала кружевниц материалом и сколками, а все изготовленное кружево поступало в Екатерининскую школу, а затем на рынок, минуя рук торговок, что повышало заработок мастериц [ ].
План и программа обучения в Екатерининской школе были такими же как и в Борисовской школе. В 1912 г. школа имела собственное здание, рассчитанное на 70 учениц, а также на школу работало свыше 300 кружевниц. В Екатерининской школе, как и в Борисовской, учительницами были выпускницы Мариинской школы кружевниц в Санкт-Петербурге. Обучение в Екатерининской школе осуществлялось под руководством учительницы и одной помощницы [ ]. В год мастерицы изготовляли 1400 – 1770 м кружева на сумму от 500 до 600 руб. [ ]
Работы учениц Екатерининской школы успешно участвовали в выставках и получили золотые медали на сельскохозяйственной выставке в Рязани в 1908 г., в Турине в 1911 г., в Санкт-Петербурге в 1911 г. и в Тамбове в 1912 г. [ ]
В 1909 г. была открыта еще одна школа в Скопинском уезде под руководством Е. Н. Половцовой – Андреевская школа кружевниц в д. Казначеево, которая имела около 70 приходящих учениц. В Андреевской школе была одна преподавательница – выпускница Борисовской школы [ ].
На 1913 г. годовое производство кружев в Андреевской школе составляло 5000 – 7000 м на сумму от 1500 до 2000 руб. Сбыт кружева осуществлялся в Санкт-Петербург, Голландию, Германию, Северную Америку и Южную Африку. Школьное кружево принимало участие в выставках и получило следующие награды: золотые медали на Международной выставке в Турине в 1911 г. и на сельскохозяйственной и кустарной выставке в Тамбове в 1912 г. [ ]
Все три школы кружевниц Скопинского уезда были удостоены на единственной в своем роде выставке «Устройство и оборудование школы» в Санкт-Петербурге золотой медали [ ].
Таким образом, в Скопинском уезде за 1895-1912 гг. было организовано три школы кружевниц под руководством Е. Н. Половоцовой – в с. Борисовка – самая крупная, с. Покровское Гагарино и в д. Казначеево. Деятельность школ кружевниц способствовала распространению лучших приемов плетения кружев в среде скопинских мастериц, в результате чего скопинское кружево стало более качественным, что стало причиной повышения цены на него. Так же благодаря школам кружевниц был организован благоприятный сбыт кружев учениц и мастериц как в России, так и за границей.
С целью развития кружевного промысла в Рязанской губернии устраивали не только специальные школы, а также приглашали учительниц рисования и кружевоплетения в уже действующие учебные заведения. Так было в Рязанском уезде.
В 1892 г. Министерством Государственных имуществ была командирована ученая рисовальщица Степанова в Рязань, которая преподавала рисование в женском начальном училище Ямской слободы Рязанского уезда [ ].
Целью преподавания рисования было научить учениц составлять узоры для кружев и делать сколки. Начинали обучение с простых узоров, состоящих из прямых, кривых линий и кругов, затем срисовывали узоры для кружев с доски по крупной сетке, далее – с фотографии по мелкой сетке, с образцов кружев и в итоге ученицы самостоятельно сочиняли узоры. Обучали девочек 9-12 лет. Занимались рисованием 7 часов в неделю [ ].
В 1894 г. была приглашена учительница кружевоплетения Н. Н. Рагожина, которая обучала плетению сцепных кружев в Ямской школе и доме Трудолюбия. Обучение в Ямской школе проходило четыре раза в неделю, после учебных занятий. Сначала в школе было 20 учениц, а в конце 10. В доме Трудолюбия обучалось 9 учениц по два раза в неделю. Н. Н. Рагожина продолжала обучение до 1896 г. [ ].
В 1896 г. в Иерусалимскую и Екатериненскую воскресные школы была приглашена учительница кружевоплетения А. Н. Морозова, которая обучала взрослых кружевниц [ ].
Практика обучения плетению кружев учениц после учебных занятий имела менее значимый результат, чем в школе кружевниц. Так, качество кружев немного улучшилось, увеличился спрос на рязанское кружево со стороны Московского склада кустарных изделий. Однако ученицы уставали после основного учебного процесса и неохотно оставались на занятия по кружевоплетению, что препятствовало распространению новых узоров и улучшенных способов плетения кружев.
В Рязанской губернии кроме рассмотренных наиболее крупных центрах кружевоплетения – Рязань, Михайлов и Скопин, кружевной промысел играл важную роль в жизни крестьян Раненбургского уезда. В конце XIX в. с целью улучшить материальное положение местных крестьян, пострадавших от неурожая хлеба, льна и конопли, землевладелица М. Д. Путилова устроила класс для обучения плетению кружев девочек, посещающих церковно-приходскую школу[ ].
Однако ученицы, как и в Рязанском уезде, занимались плетением кружев во внеклассное время, уставши от умственной работы и в менее светлые часы, неудобные для занятий рукоделием. Кроме того школа не имела отдельного, опрятного помещения для изготовления кружева, а пыль, которую дети поднимали во время отдыха, оставалась на нитках, в результате чего кружево выходило сероватого цвета и было малопригодным для продажи[ ].
Тогда М. Д. Путилова арендовала отдельное помещение для устройства мастерской обучения плетению кружев, куда принимались девочки уже окончившие обучение в церковно-приходской школе. Также М. Д. Путилова полагала полезным принимать в школу девушек старшего возраста для скорейшего распространения кружевоплетения в Раненбургском уезде. Ученицы делали успехи и в опрятном помещении кружево выходило настолько чистым, что находило покупателей[ ].
Однако, не имея в школе-мастерской хорошо подготовленную учительницу, которая могла бы обучать не только техническим приемам, но также рисованию и составлению сколков и кроме того, была бы знакома с расценкой на кружево, а также не имея общежития для учениц школа далее не могла благоприятно развиваться. М. Д. Путилова не обращалась с ходатайством об ассигновании субсидий для содержания мастерской кружевниц в 1899-1900 учебном году[ ].
Таким образом, с целью развития кустарного промысла в Рязанской губернии в конце XIX в. создавали школы кружевоплетения, а также приглашали учительниц кружевоплетения и рисования в действующие учебные заведения. Первый способ оказался наиболее эффективным при условии, если в школе преподавали учительницы кружевоплетения и рисования, а не самоучки, и если было общежитие для учениц из отдаленных сел. Благодаря деятельности школ кружевниц улучшилось качество кружева, расширился рынок сбыта, повысилась стоимость кружевных изделий, а соответственно вырос заработок и самих мастериц.
Заключение.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
Во второй половине XIX-начале ХХ вв. в Рязанской губернии среди многочисленных неземледельческих кустарных промыслов, которые играли важную роль в жизни местного населения. Не менее значимым был кружевной промысел, который являлся до конца XIX в. основным занятием женщин и девушек и обеспечивал материальное состояние местных мастериц. Сбыт кружева трех центров кружевоплетения - Рязанского, Михайловского и Скопинского уездов - осуществлялся в Московской, Тамбовской, Орловской, Пензенской, Калужской губерниях и т. д. Кроме того кружево благодаря Нижегородской ярмарке вывозилось за границу.
В каждом уезде существовал свой тип кружева со своими особенностями: в Рязанском уезде мастерицы плели тонкое многопарное кружево, как белое, так и цветное; в Михайловском уезде – мастерицы плели численное кружево, которое к этому времени было забыто в северных и центральных губерния России; в Скопинском уезде плели тонкое парное кружево «рязанского манера», численное кружево, как и в Михайловском уезде. А прославился Скопинский уезд местным гипюром «скопинского манера», который был самым дорогим кружевом среди прочих.
Тенденция спада кружевного промысла к началу XX в. была характерна для всех трех центров кружевоплетения губернии. Связанно данное обстоятельство было с повышением спроса на кружево, вследствие проведения железных дорог и участия русского кружева на международной выставке. Что бы удовлетворить спрос мастерицы изготовляли кружево в большом объеме, что привело к ухудшению его качества, а соответственно и к снижению цены кружева. В итоге, к концу XIX в. занятие кружевоплетением становится невыгодным.
С целью развития кустарного промысла в Рязанской губернии в конце XIX в. создавали школы кружевоплетения, как в Скопинском уезде под руководством Е. Н. Половцовой. А также приглашали учительниц кружевоплетения и рисования в действующие учебные заведения. Такая практика была характерна для Рязанского уезда. Первый способ оказался наиболее эффективным при условии, если в школе преподавали учительницы кружевоплетения и рисования, а не самоучки, и если было общежитие для учениц из отдаленных сел. Благодаря деятельности школ кружевниц улучшилось качество кружева, повысилась стоимость кружевных изделий, а соответственно вырос заработок и самих мастериц. А так же расширился рынок сбыта: скопинское кружево проникло в Южную Африку, во Францию, Америку, Филадельфию, Германию и Голландию.
Именно при содействии Рязанского Губернского Кустарного Комитета в Рязанской губернии были созданы школы кружевниц и командированы учительницы кружевоплетения с целью развития данного промысла и распространения новых приемов. Такая практика Рязанского Губернского Кустарного Комитета еще раз подтверждает значимость кружевного промысла в Рязанской губернии.

Список источников и литературы.
Опубликованные источники:
1. Каталог кустарных изделий Рязанской губернии, экспонируемых на вто-рой Всероссийской кустарной выставке 1913 г. – Р. 1913 г.
2. Отчет Рязанского губернского кустарно-промышленного комитета о дея-тельности склада кустарных изделий в г. Рязани за отчетный год по 1-е октября 1898 года. Рязань. 1898 г.
3. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. 5 – СПб. 1898 г.
4. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. 6 – СПб. 1900 г.
5. Отчеты и исследования по кустарной промышленности в России. Т. 7 – СПб. 1903 г.
6. Свод данных об экономическом положении крестьян Рязанской губернии, составитель Селиванов А. Рязань. 1892 г.
7. Труды комиссии по исследованию кустарной промышленности в России. Вып. 7. – СПб. 1881 г.
8. Труды III Всероссийского съезда деятелей по кустарной промышленности в Санкт-Петербурге 1913 г. – СПб. 1913 г.
9. Низшее ремесленное образование в Рязанской губернии. Вып. 1 – Р. 1913 г.
Архивные источники:
1. Государственный Архив Рязанской Области (далее ГАРО), Ф. 856, оп. 1, д. 3.
2. ГАРО, Ф. 856, оп. 1, д. 1.
3. ГАРО, Ф. 856, оп. 1, д. 4.
Литература:
1. Давыдова С. А. и др. Кустарная промышленность России. Женские про-мыслы.– СПб. 1913 г.
2. Ефимова Л. В., Р. М. Белогорская «Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея». – М. 1982 г.
3. Климова Н. Т. «Орнамент в композиции художественных произведений. Цветное коклюшечное кружево» – М. 1991 г.
4. Третьякова Е. И. «Русское кружево» - СПб. 1995 г.
5. Фалеева В. А. «Русское плетеное кружево». – М., 1983 г.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top