Р.Д. Мамаджонов
Введение
Работа «Мы были первыми…» посвящена деятельности Магнитогорского городского Собрания депутатов (МГСД) первого созыва (1996–2000 гг.). Это было переломное время в истории нашей страны, когда после распада Советского Союза складывается Российская Федерация (РФ) как демократическое правовое государство.
МГСД I созыва родилось в результате демократических выборов в декабре 1996 г. Оно действовало в сложных условиях формирования Российского государства и рыночных реформ. Ощущалась нехватка федеральных, региональных законов и особенно муниципальных законодательных норм. Последнее должно было принимать Собрание.
Актуальность работы – многое из его опыта может быть востребовано ныне.
Для авторов эта тема представляет особый интерес как для жителей города, неравнодушных к его судьбе.
Становлению и развитию местного самоуправления (далее – МСУ) в России посвящено много исследований, но очень мало написано об МГСД первого созыва.
Авторы опросили депутатов МГСД I созыва [Приложение А] и работников его аппарата, в том числе председателя МГСД Ф. А. Мухаметзянова и руководителя аппарата В. М. Шкута. Изучили законодательные документы, исторические и юридические публикации, посвящённые местному самоуправлению в России, городскую статистику.
Цель исследования – выявить особенности деятельности МГСД I созыва.
Задачи: показать обстановку в городе в то время; изучить законодательную базу местного самоуправления в РФ; рассмотреть литературу о МСУ; опросить депутатов и работников аппарата МГСД I созыва; проанализировать их работу; подготовить рекомендации по использованию опыта МГСД I созыва нынешними депутатами.
В работе анализировались: жизнь города, история местного самоуправления в России, состав депутатов, организация деятельности Горсобрания, принятые им решения и нормативные акты.
Предмет исследования – Магнитогорское городское Собрание депутатов I созыва.
Объект исследования – муниципальная власть и местное самоуправление в России.
Использовались теоретические (анализ и синтез, индукция и дедукция, обобщение, конкретизация, метод сходства и различия) и эмпирические (интервьюирование, изучение и обобщение опыта) методы исследования.
Основа работы – Конституция РФ, законы страны и Челябинской области о МСУ, решения и нормы, принятые МГСД I созыва, учебные пособия, интервью депутатов и работников аппарата МГСД, публикации городских газет, статистический сборник «Магнитогорск в годы экономических реформ (1990–2001гг.)», работа сотрудника МГСД О. В. Андиашвили «Коммуникативная компетентность должностных лиц как условие эффективной управленческой деятельности (на материалах органов местного самоуправления г. Магнитогорска)».
Значимость работы – исследование позволяет получить представление о жизни города и страны через призму деятельности Горсобрания I созыва. Исследование можно использовать на уроках истории, краеведения, обществознания и во внеклассной работе.
Глава 1
Магнитогорск в 90-е годы XX века в цифрах и фактах
Чтобы лучше понять историю первого представительного органа МСУ в Магнитогорске, необходимо знать, как жил город, как на магнитогорской экономике сказывались процессы, происходившие в стране.
В период работы МГСД I созыва (1996–2000 гг.) постоянное население города росло за счет приезжих [10, c 67]. Его жители распределялись по основным возрастным группам следующим образом. В 1996 г. людей моложе трудоспособного возраста, т. е. до 16 лет, было 90,5 тысячи человек, или 21,3 % населения города, а в 2000 г. – 80,6 тысячи, или 18,9 %. Трудоспособного населения – с 16 и до наступления пенсионного возраста, т. е. 54 лет включительно у женщин и 59 лет у мужчин – 248,8 тысячи человек в 1996 г., или 58,7 % населения города, а в 2000 г. – 260,9 тысячи человек, или 61,1 %. Лиц старше трудоспособного возраста в 1996 г. было 84,9 тысячи человек, или 20 % населения, а в 2000 – 85,3 тысячи человек, что также составляло 20 % горожан [10, c. 68].
В стране в 90-е г. ХХ в. была тяжёлая экономическая обстановка из-за распада СССР и перехода к рыночной экономике. Магнитогорск, гордившийся званием стального сердца Родины, являлся моногородом, с самой развитой сферой была чёрная металлургия – металлургический комбинат, метизно-металлургический и калибровочный заводы. Поэтому в эпоху перемен ему приходилось особенно непросто. Положение усугублялось тем, что город находится в зоне рискованного земледелия.
В середине 90-х происходит постепенная стабилизация экономики, о чём свидетельствует динамика промышленного производства в сопоставимых ценах: 1995 г. – 100 %, 1996 – 93,3 %, 1997 – 106,8 %, 1998 – 103,9 %, 1999 – 139,7 % [11, c. 4].
Экономическая ситуация в Магнитогорске осложнялась тем, что в условиях рыночной экономики предприятия и организации города передали муниципалитету трамвай, ведомственные жильё, дошкольное образование, детские клубы и др.
Динамика производства основных видов продукции говорит о том, что почти всё производство предприятий чёрной металлургии (чугуна, стали, проката чёрных металлов, стальной ленты ) с 1996 по 2000 гг. значительно возросло. Выросло и производство цельномолочной продукции, сливочного масла, муки. С другой стороны, упало производство цемента и оконного стекла, причиной чему послужили сокращение объёмов строительства и возросшая конкуренция с другими предприятиями. Сократилось производство мяса и субпродуктов, колбасных изделий, крупы [10, c. 9].
Очень показательной была динамика уровня жизни населения за эти годы. Данных по Магнитогорску статистический сборник почти не даёт, поэтому будем опираться на данные по Челябинской области, имея в виду, что уровень жизни, доходов в Магнитогорске, втором по значимости городе Южного Урала, был выше, чем в среднем по области. Так, среднемесячная зарплата работника крупного или среднего предприятия в Магнитогорске в 1996 г. (1082,4 рубля) была более, чем на 283 рубля выше, чем в Челябинской области (799,1 рубля). А в 2000 г. – на 1065 рублей выше. При этом прожиточный минимум в среднем на душу населения области в 1996 г. – 334,6 рубля, в 1999 г. – 826,2 рубля (в 2000 г. прожиточный минимум по области не устанавливался). Минимальная зарплата по области была в 1996 г. 72,7 рубля, в 2000 г. – 83,5 рубля [10, c. 46], т. е. она значительно ниже прожиточного минимума. Удельный вес населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума по области составлял в 1996 г. 27,2 %, в 1999 г. – 32,0 %. По Магнитогорску эти цифры, скорее всего, были бы значительно ниже в силу более высоких зарплат и большей возможности трудоустроиться, но статистических данных нет. Доходы населения области и города разнились.
По количеству собственных легковых автомобилей в расчёте на тысячу человек населения Магнитогорск опережал Челябинск: в 1996 г. – 138,6 против 109,7, в 2000 г. – 168,9 против 136,2 [10, c. 24]. В это время в Магнитогорске сократилось число официально зарегистрированных безработных с 3413 до 1638 человек [10, c. 31].
Значительным был рост цен. Относительно благополучным был 1997 г., когда цены поднялись на 5–7 %, и провальным – кризисный 1998 г., когда цены «скакнули» от 16,2 % за платные услуги до 115,8 % за продовольственные товары [10, c. 32].
Динамика средних цен на отдельные продукты питания за период с 1991 по 2001 гг. говорит о том, что менее всего выросли цены на овощи. Значительно подорожали мясные, молочные продукты и хлебобулочные изделия (например, говядина первой категории – в 10 раз, сметана – в 22,1 раза, хлеб пшеничный первого сорта – в 11,2 раза) [10, c. 33]. Значительно подорожали жилищно-коммунальные услуги.
Несмотря на все лишения переходного периода, в городе стабильно работал общественный транспорт, не было перебоев с теплом и электроэнергией, газом, работали заведения культуры и образования [24].
В городе сохранилась сеть социальных учреждений, продолжал работать уникальный центр помощи детям от 3 до 7 лет, оставшимся без попечения родителей, дом ночного пребывания, центр психолого-педагогической помощи семье и детям, реабилитационные центры для несовершеннолетних. Был создан уникальный центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции подростков «Зимородок» [11, c. 4].
Количество детских оздоровительных лагерей в городе выросло с 41 в 1999 г. до 46 в 2000 г. (данные за предыдущий период отсутствуют). Число детей, отдохнувших в летних оздоровительных лагерях с 1998 г. по 2000 г., было стабильным и даже выросло в 2000 г. [10, c. 57]. В городе сумели сохранить детские летние оздоровительные лагеря.
За период работы Горсобрания I созыва удалось сохранить 23 библиотеки и даже открыть одну новую. Но число книг и журналов из расчёта на тысячу человек населения снизилось с 4588 в 1996 г. до 4042 в 2000 г., что связано и с удорожанием литературы, и с появлением других форм досуга, и с ослаблением роли печатного слова – т. е. с последствиями реформ начала 90-х [10, c. 58].
Число учреждений культурно-досугового типа осталось на одном уровне – 12 в 1996 г. и 13 в 2000 г. А число мест в них на тысячу человек населения выросло с 10 в 1996 г. до 13 в 2000 г. Работали 3 театра – драматический имени А. С. Пушкина, куклы и актёра «Буратино», оперы и балета (он был открыт в 1999 г.). Значительно выросло число посещений театральных спектаклей – с 85,8 тысячи человек в 1996 г. до 187,4 тысячи в 2000 г. [10, c. 59]. Раз в два года с аншлагом проходил фестиваль российских провинциальных театров «Театр без границ» – крупное культурное событие в стране.
В Магнитогорске было 7 Дворцов культуры, Дом музыки, филармония, цирк, Государственная хоровая капелла имени С. Г. Эйдинова, 3 дома творчества для детей и юношества, 2 кинотеатра, детская художественная школа, 6 музыкальных школ, муниципальное хоровое училище. Стабильно работали 2 музея – краеведческий и картинная галерея, причём число посещений незначительно росло год от года [11, c. 5].
Действовали 4 городских больницы, детская стоматологическая поликлиника, почечный центр, шло строительство онкодиспансера. Количество больничных коек возросло от 5090 в 1996 г. до 5303 в 2000 г. Но сократилось число врачей и среднего медперсонала [10, c. 56].
Образование развивалось, несмотря на экономические сложности. Количество образовательных учреждений увеличилось с 74 в 1996/1997 учебном году до 77 в 2000/2001. Если вначале в это число входили 72 дневных и 2 вечерних школы, то четыре года спустя работают 1 гимназия, 3 лицея и 1 негосударственное общеобразовательное учреждение [10, c. 50]. Численность учащихся в дневных школах постоянно уменьшалось. Число лицеистов увеличилось, т. к. росло число лицеев. Количество учащихся вечерних школ менялось незначительно [10, c. 51].
Число дошкольных учреждений уменьшилось со 137 в 1996 г. до 128 в 2000 г. из-за уменьшения числа детей в них, при том, что количество мест даже выросло.
Количество средних специальных учебных заведений оставалось неизменным. А численность студентов в них выросла. Увеличился и выпуск специалистов [10, c. 52].
Высшее образование в городе было на подъёме. Число студентов в трех учебных заведениях (Магнитогорском государственном техническом университете им. Г. И. Носова, Магнитогорском государственном университете и Магнитогорской государственной консерватории им. М. И. Глинки) выросло более чем на пять тысяч.
Работали 12 профессионально-технических училищ [10, c. 53].
В 124 коллективах физической культуры занимались 28065магнитогорцев, что меньше, чем за несколько лет до этого, т. к. многие спортивные секции пришлось закрыть.
Процветает спорт высоких достижений. Хоккейный клуб «Металлург-Магнитогорск» – чемпион России и Евролиги 1999 и 2000 годов. Баскетбольная команда «Кредо-Университет» с успехом выступала в Суперлиге. Мужская и женская волейбольная команды «Магнитка-Университет» и «Магнитка-Педагог» пробились в Высшую лигу. Команда по хоккею на траве «Диагностика» завоевала путёвку в высшую лигу. Высокие результаты демонстрируют магнитогорские боксёры и дзюдоисты [11, c. 4].
В 1998 г. появился детский ледовый дворец.
Выводы по первой главе
1. Магнитогорск в 90-е годы, как и вся страна, столкнулся с последствиями распада СССР и перехода к рыночной экономике.
2. Население Магнитогорска во второй половине 90-х годов ХХ века увеличивалось за счёт приезжих. Росло трудоспособное население.
3. Заметнее становится экономическое и социальное расслоение населения. Значительно увеличились расходы на большинство товаров и услуг.
4. В городе сохранили социальную сферу.
5. Число библиотек выросло. Продолжали работать музеи, театры и другие культурные учреждения. Открылся театр оперы и балета.
6. В сфере здравоохранения успехи сочетались с трудностями.
7. Появились новые виды средних общеобразовательных учреждений: гимназия, лицеи, частная школа. Детские дошкольные учреждения охватывали всех желающих. Выросло число студентов в средних специальных и высших учебных заведениях.
8. 90-е годы в Магнитогорске стали временем расцвета спорта высоких достижений.
9. Экономическое положение города во второй половине 90-х годов ХХ века постепенно улучшалось, в первую очередь за счёт стабильной работы градообразующего предприятия – Магнитогорского металлургического комбината.
Глава 2
Из истории местного самоуправления в России
МСУ – один из наиболее важных институтов современного общества. Именно поэтому после распада СССР в числе первых демократических преобразований бурно развивающейся РФ было становление муниципальных органов местного самоуправления.
Понятие «депутат» было и в Советском Союзе, но выборы, по мнению большинства исследователей, были далеки от современных: люди шли голосовать формально, за одного предложенного кандидата. Переход к демократической выборной системе общество встретило с энтузиазмом.
МСУ берёт начало в родовой общине. Суровая жизнь заставляла эффективно договариваться. Важные решения принимались коллективно.
С появлением первых городов жизнь усложнилась. Развивалось народное самоуправление (городское вече в Новгороде, Пскове и других городах Древней Руси).
Со времён Ивана Грозного и до 1917 года «в России установилась жёсткая система централизованного государственного управления, основанная на царской власти…» [9, c. 26]. Но и тогда элементы самоуправления сохранялись (при Петре I в Москве была учреждена бурмистрова палата (ратуша), а в других городах были земские избы и выборные бурмистры). При Екатерине II система МСУ носила сословный характер и контролировалась государством. После смерти императрицы процесс снова пошёл вспять.
«Этапным моментом в развитии местного самоуправления в России была земская (1864) и городская (1870) реформы Александра II» [9, c. 27].
Новая попытка проведения реформы местного самоуправления предпринята Временным правительством, но довести её до конца не удалось – наступил октябрь 1917 г.
При советской власти органы земского и городского самоуправления были заменены советами. Советы действовали под контролем коммунистической партии в единой системе, принципом которой было строгое соподчинение. В целом можно говорить об отсутствии демократии, декларируемой Конституцией страны: выборы на безальтернативной основе, утверждённые единственной в СССР партией. Нижестоящие Советы подчинялись вышестоящим. Статья 89 Конституции СССР 1977 года определяла местные советы как звенья «единой системы органов государственной власти» [2, c. 342]. Но так думают не все. Ученый А. А. Фокин считает: «Выборы в СССР в 1960-х гг. стремились соединить в себе как демократические черты, так и предсказуемость для власти и населения» [14, с.141]. В системе Советов существовал принцип гендерного представительства, т. к. женщины должны были занимать 45-50 % мест депутатов. Свои пропорции были для рабочих, колхозников, беспартийных и комсомольцев… [14, с. 145]. А.И. Макеев, бывший депутат в СССР и в РФ, имеющий огромный опыт руководящей работы, говорил: «В советское время немного другая была система. Тогда очень тщательно подходили к выбору депутатского корпуса и «абы кто» в список претендентов не попадал». [25]
Слово «самоуправление» вернулось только во время перестройки. Но понадобилась годы, чтобы преодолеть пороки советской системы и начать возрождение МСУ.
Термин «местное самоуправление» впервые получил юридическое закрепление в Законе СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 года», – пишет историк В. А. Холодов [15, c. 31].
«В условиях радикальных экономических реформ начала 90-х гг., приведших к резкому ухудшению условий жизни населения, и при отсутствии необходимой правовой, экономической и финансовой базы, демократически избранные советы неизбежно вступали в конфронтацию с органами исполнительной власти», – отмечает специалист по МСУ Р. В. Бабун. [9, c. 29–30]. Всё закончилось вооружённым противостоянием в октябре 1993 г., после которого советы были распущены.
До конца 1995 г. доминировала исполнительная власть. После принятия в 1995 г. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» началось возрождения МСУ в современной России [4].
Конституция страны 1993 г. утвердила современные конституционные основы МСУ в стране. Статья 12 гласит: «В Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти» [1, c. 7]. Подробно о МСУ написано в её 8 главе [Приложение Б].
Эти принципы созвучны с буквой и духом Европейской хартии местного самоуправления, принятой в Страсбурге 10 октября 1985 г. [Приложение В].
Представительное МСУ в Магнитогорске создавалось в соответствии с федеральным законом от 28.08.1995 № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [4]. МСУ – признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения… Оно как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя РФ. Наличие выборных органов МСУ, т. е. Собрания депутатов и главы города, являлось обязательным [4, cт. 2].
Выборы в представительный орган МСУ Магнитогорска 22 декабря 1996 г. проводились в соответствии с федеральным законом от 26.11.1996 № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»[5].
Органы МСУ не входят в систему государственной власти, и их наименование определяется уставами муниципальных образований по законам субъектов РФ.
В исключительном ведении представительных органов МСУ находится принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении, принятие планов и программ развития муниципального образования, установление местных налогов и сборов, установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за деятельностью органов МСУ и должностных лиц [4, ст. 15].
Глава муниципального образования и должностные лица МСУ подотчётны населению и представительному органу МСУ [4, cт. 16].
Выводы по второй главе
1. Местное самоуправление в России имеет многовековую историю.
2. С появлением сильного централизованного государства местное самоуправление попало под его влияние, а затем и под полный контроль.
3. Февральская революция способствовала возрождению МСУ, но начинания Временного правительства сошли на нет вскоре после октября 1917 г.
4. В СССР местные советы представляли собой форму государственной местной власти, но не МСУ в изначальном значении.
5. Независимость МСУ от государственной власти декларированы Конституцией РФ 1993 г.. Это созвучно Европейской хартии местного самоуправления.
6. Принятие в 1995 г. Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» способствовало возрождению МСУ в современной России.
7. Представительный орган МСУ города – МГСД – создавался на основе Конституции РФ и федеральных законов.
Глава 3
Деятельность Магнитогорского городского Собрания депутатов I созыва
В Магнитогорске был 31 избирательный округ. Чтобы попасть в кандидаты в депутаты, надо было собрать подписи не менее 1 % избирателей округа. Выборы проводились на альтернативной основе. Конкуренция была острой. В округе № 1, где победил А. И. Барышников, было 5 кандидатов [16], в округе № 6, где победил А. О. Морозов, – 7 кандидатов [17], в округе № 31, где победил С. В. Ларичев, – 5 кандидатов [18].
Порядок выборов в 1996 г. определялся Постановлением Челябинской областной Думы от 4.03.1995 г. № 134 «О Положении о выборах в органы местного самоуправления Челябинской области». Его статья №7 гласит: «Кандидаты в депутаты в представительные органы местного самоуправления и на должность главы муниципального образования выдвигаются избирательными объединениями и непосредственно избирателями…» [6].
В газете «Магнитогорский металл» № 244 (9721) от 24 декабря 1996 г. был размещён материал «Магнитка избрала власть» с предварительными данными из городской избирательной комиссии и списком депутатов [13, с. 1] [Приложение Г]. Среди депутатов МГСД I созыва были представители разных социальных групп и профессий: врачи (А. М. Афанасьев, Е. В. Шахлин, А.Э. Черепанов), рабочие (А. И. Зубарев, А. И. Барышников), педагоги (О. С. Конькина, С. В. Ларичев, В. С. Устюжанин), журналисты (Н. П. Хламова), предприниматели (В. И. Барабанов, К.А. Матвейчук), работники банков (А. Э. Грабовский), руководители общественных объединений (А. О. Морозов), представители руководства городских промышленных предприятий – Магнитогорского металлургического комбината (Л. Т. Гампер, Ф. А. Мухаметзянов и др.), калибровочного завода (Ю. Н. Колесников), метизно-металлургического завода – ММЗ (А. И. Макеев, В. В. Веремеенко), треста «Магнитострой» (В. А, Ушаков)…
А. О. Морозов, депутат всех пяти созывов МГСД и нынешний его председатель, отмечал: «В первом созыве решения принимались долго, потому что Собрание было демократическим. Заседания шли часами, там столько споров было!» [26].
Ф. А. Мухаметзянов, первый председатель МГСД, говорил: «Среди тех, кто со мной оказался в одной «каше», были представители образования, здравоохранения, комбината… И эта «каша» переварилась в настоящих депутатов. Мы все работали на благо города…» Фаик Абдуллович, выдвинутый от ММК, вспоминал напутствие его руководителя В. Ф. Рашникова: «Для достижения успеха надо ставить цели несколько выше, чем те, которые в настоящее время могут быть достигнуты» [27].
О. С. Конькина, депутат МГСД I созыва по 20-му избирательному округу, считает, что в составе депутатов должны быть люди разных отраслей, особенно бюджетной сферы. Ольга Степановна, по сей день возглавляющая среднюю школу № 16, видела свою задачу как депутата в том, чтобы добиваться выполнения Закона «Об образовании» [22].
Практически все депутаты имели опыт общественной работы: в КПСС, комсомоле, профсоюзах и т. д. Так, А. И. Барышников был комсомольским активистом, тренером-общественником по хоккею в клубе «Гайдаровец», С. В. Ларичев в начале 90-х был активистом городского стачечного комитета учителей, А. О. Морозов стал основателем Объединения защиты прав потребителей. Исключением был депутат А. И. Макеев, который в советское время был депутатом райсовета, горсовета и Верховного Совета РСФСР, позднее РФ, т. е. имел опыт законотворческой деятельности. [25].
У многих депутатов был серьёзный опыт руководящей работы. Например, С. Ф. Мирошкин был управляющим трестом «Электротранспорт». А. В. Баканов возглавлял учреждение ЯВ 48/18 – городскую тюрьму. В. В. Веремеенко – генеральный директор ММЗ. Л. Т. Гампер – начальник правового управления ММК.
Руководитель аппарата МГСД I созыва В. М. Шкут отмечал, что многие депутаты – самовыдвиженцы, которые стали народными избранниками благодаря активности населения. Каждый из них, по мнению Виктора Михайловича, интересен по-своему [30].
По мнению О. В. Андиашвили, работника аппарата МГСД на протяжении 20 с лишним лет, депутаты первого созыва – самый творческий состав на протяжении всей истории Горсобрания. Она подчёркивает, что им пришлось начинать практически с нуля, т. к. не было ни системы взаимосвязей с городской администрацией, ни наработок в правовом поле. По её воспоминаниям, каждый депутат был состоявшейся личностью [20]. Это помогло им преодолеть трудности в период становления МСУ в Магнитогорске.
Общаясь с депутатами собрания I созыва, мы выявили три основных подхода к нормотворчеству. Первый – внимание уделяется преимущественно своему избирательному округу. Досконально знал нужды своего округа А. И. Барышников, за что и пользовался любовью избирателей. Так, Александр Иванович помог сохранить рейсовый маршрут городского автобуса на 12-й участок Магнитогорска (свой избирательный округ), детские клубы, добился выделения участковому милиционеру достойного служебного жилья, отдавал много времени спортивным секциям в своём микрорайоне [21].
Второй – концентрация внимания на общегородских вопросах, в особенности на принятии муниципального бюджета. Пример этого – С. В. Ларичев, который славился принципиальностью и вниманием к деталям [24]. Сергей Васильевич считал, что главное – работа с городским бюджетом, с документами.
Третий подход – сочетание первых двух, т. е. умение видеть общие закономерности в конкретных проблемах. Системный подход демонстрировал А. О. Морозов, депутат с более чем 20-летним стажем и председатель МГСД последних трёх созывов. Александра Олеговича хорошо знают в городе как общественника, бессребреника. У него огромный опыт работы с людьми: был мастером, затем начальником отделения и старшим мастером на ММЗ, комсомольским и партийным активистом. Он создал систему защиты прав потребителей. В качестве депутата он внёс неоценимый вклад в благоустройство города, инициатор программы «Любимый город – чистый город». Немногие знают, что именно Александр Олегович – инициатор установки нескольких памятников. При его активном участии принята «городская Конституция» – Устав города [26].
Среди депутатов первого Горсобрания было четверо депутатов на постоянной основе, т. е. занимавшихся только работой в МГСД, получая за неё зарплату, – Ф. А. Мухаметзянов (избирательный округ № 26) С. В. Ларичев (избирательный округ № 31), В. А. Чижков (избирательный округ № 10) и Н. П. Хламова (избирательный округ № 29).
Н. П. Хламова оставила яркий след в истории МГСД. Выполняя поручения Горсобрания, она добилась решения ряда значимых вопросов, в числе которых – завершение строительства нового здания театра куклы и актёра «Буратино», поддержка работы Магнитогорского цирка, сохранения хоровой капеллы, создание Магнитогорского театра оперы и балета [28]. До работы в МГСД Надежда Петровна много лет была редактором многотиражной газеты «Метизник». Благодаря навыку работы в СМИ она провела избирательную кампанию, фактически не затратив ни копейки. Выдвиженка КПРФ с собственной позицией, она встречалась с избирателями в рабочих общежитиях и бюджетных организациях. В избирательной программе Н. П. Хламова просто и доходчиво изложила свою позицию. Поэтому ей удалось обойти достаточно сильных конкурентов. Мало кого оставили равнодушными слова из её предвыборной агитационной листовки: «Городское Собрание должно стать командой единомышленников, направляющей свои усилие на улучшение жизни горожан и в первую очередь тех, кто, являясь силой, производящей товар, нищает в условиях сегодняшнего дня» [Приложение Д].
Первоочередной задачей Горсобрания на заре его существования была разработка основных нормативных документов, регулирующих городскую жизнь, – Регламента Магнитогорского городского Собрания депутатов, Устава муниципального образования города Магнитогорска. В числе приоритетов было и ежегодное принятие бюджета города.
Первым документом, которое приняло городское Собрание 22 января 1997 года, стал Регламент [19]. Согласно ему, МГСД является представительным органом МСУ населения Магнитогорска. Собрание осуществляет свои полномочия в соответствии с Конституцией и законодательством страны, Уставом и законами Челябинской области, Уставом Магнитогорска и регламентом Горсобрания.
Собрание осуществляет деятельность на основе личного участия в его работе каждого депутата. Заседания МГСД проводятся открыто, но по требованию не менее одной трети депутатов может проводиться закрыто. Основной формой работы Собрания является заседание, на котором принимаются все акты Собрания. Для предварительной подготовки вопросов к рассмотрению на заседаниях и организации работы депутатов между заседаниями Собрание создаёт депутатские комиссии и рабочие группы.
Проекты решений (постановлений) Собрания рассматриваются в двух чтениях, если это применимо к конкретному проекту.
Собрание выбирает председателя, президиум, который состоит из председателя Собрания и председателей постоянно действующих комиссий. Оно создаёт аппарат с целью правового, организационного, информационного, материально-технического и финансового обеспечения деятельности Собрания.
В Регламенте определяются основы и формы депутатской деятельности, пути формирования повестки дня заседания Горсобрания.
Устав города, главный по значимости документ, потребовал долгих и планомерных обсуждений, поэтому принят был в июле 1997 г. Устав города определяет правовой статус, границы и состав территории Магнитогорска, его символику. В Уставе определены организационно-правовые основы местного самоуправления в городе (предметы ведения муниципального образования города; органы и должностные лица МСУ города). Отдельная глава посвящалась городскому Собранию депутатов.
Устав Магнитогорска [7], один из первых в России, закрепил понятие «управляющий городской администрацией», т. е. то, что сегодня на практике применяется в Челябинске и других городах страны, но у нас пока существует в Уставе. Это вызвало бурные споры и было отвергнуто I Собранием депутатов. Заместитель председателя Горсобрания I созыва В. А. Чижков предлагал «наделить главу города до новых выборов правами и обязанностями управляющего администрацией, но для этого нужно обоюдное желание, нужно, чтобы обе стороны сделали друг к другу шаг навстречу» [12]. По словам начальника юридического отдела аппарата Горсобрания С. А. Торопова, Устав Магнитогорска – один из лучших в России. Работников аппарата приглашали на пленарное заседание Государственной Думы РФ поделиться опытом его разработки [28].
При этом взаимодействие Горсобрания с исполнительной властью Магнитогорска складывалось непросто. Глава города в 1995–2005 гг. В. Г. Аникушин получил богатый опыт управленца и хозяйственника в строительном тресте «Магнитострой». Это помогало ему в работе и в то же время мешало найти взаимопонимание с депутатами, тем более, что в первые полтора года его руководства городом Горсобрания не было. Он многие важные вопросы привык решать единолично. О. В. Андиашвили в выпускной квалификационной работе приводит красноречивый факт: из 53 заседаний I Горсобрания В. Г. Аникушин присутствовал на 22, на остальные посылая заместителей [8, c. 37].
Таблица. Количество посещений главой города В. Г. Аникушиным заседаний Магнитогорского городского Собрания депутатов I созыва [8, c. 37]
Год Количество заседаний Количество присутствий главы города
1997 13 6
1998 13 7
1999 13 1
2000 14 8
Мнения депутатов и работников аппарата о сотрудничестве с главой города разнятся. Так, А. И. Барышников даёт высокую оценку работе главы, который откликался на его обращения [21]. Глава аппарата МГСД В. М. Шкут, говорит об Аникушине как о сильной личности, опытном хозяйственнике, который удержал город в тяжёлые времена [30]. А глава юридического отдела аппарата МГСД С. А. Торопов заявляет, что «не любил Аникушин МГСД» [28]. О. В. Андиашвили отмечает сильное противостояние главы города и Собрания, которое постепенно смягчалось в процессе совместной работы [20]. Начальник орготдела аппарата Горсобрания первых двух созывов А. А. Кравцов сказал: «Время первого Горсобрания – время налаживания отношений с горадминистрацией. Председатель и глава сумели найти точки соприкосновения, и город смог выстоять» [23].
Трудно переоценить вклад в работу I Горсобрания его аппарата. Депутаты были энтузиастами, но, как правило, без опыта законотворческой работы и без достаточной юридической подготовки, а «аппаратчики» помогали им восполнить эти пробелы и готовили проекты документов. По словам С. В. Ларичева, 60 % успеха работы Собрания – заслуга аппарата [24]. В 2001 г. дела МГСД I созыва проверяла комиссия Министерства юстиции Челябинской области, и она нашла единственный недочёт – пропущенную запятую в одном из документов.
Руководитель аппарата В. М. Шкут – выпускник МГМИ, комсомольский и партийный функционер областного уровня, в 1983–1990 гг. работал в одном из самых важных отделов Свердловского обкома партии – орготделе – под руководством Б. Н. Ельцина. Вспоминая работу в аппарате МГСД I созыва, Виктор Михайлович говорил: «Управлять этим процессом почти невозможно, а участвовать очень интересно» [30].
При участии аппарата МГСД I созыва депутаты разработали все основные правила и законы города. Благодаря МГСД появилась система общественного контроля.
Среди других достижений – система работы и структура представительной власти [Приложение Ж], основные документы деятельности, которые действуют и сейчас [7, 19]. На депутатах Магнитогорского Горсобрания I созыва лежала основная задача – создать правовую основу местного самоуправления в городе. Был принят главный городской документ – Устав муниципального образования города Магнитогорска [7].
За годы работы Горсобрания I созыва было проведено 47 заседаний, 9 депутатских слушаний, 70 заседаний президиума МГСД, 487 заседаний постоянных депутатских комиссий. Собрание рассмотрело 1287 вопросов и приняло 493 постановления. Особенность городского Собрания депутатов как представительного органа МСУ города в том, что они представляют избирателей, жителей города. И, как утверждал первый председатель МГСД Ф. А. Мухаметзянов, «только вместе с избирателями мы можем осуществлять управление родным городом, наш властный инструмент – это нормативно-правовые акты, определяющие жизнедеятельность города» [11, c. 2] [Приложение И].
Депутаты МГСД I созыва остались в памяти как чрезвычайно активные, принципиальные, высокопрофессиональные и ответственные за порученное дело, что отвечало интересам населения города. Хорошо об этом сказал депутат А. И. Макеев [Приложение К].
Не случайно Магнитогорск стал единственным не областным городом, принятым в Ассоциацию городов России. Это стало свидетельством верности выбранного пути.
Выводы по третьей главе
1. Среди депутатов Горсобрания I созыва были представители разных социальных групп и сфер деятельности. Общая работа на благо города сплотила их.
2. Депутаты имели большой опыт общественной и/или управленческой работы
3. Первое Горсобрание было демократическим. Решения и постановления принимались после обстоятельного обсуждения.
4. Депутатам пришлось строить работу Горсобрания с нуля.
5. Можно выделить три основных их подхода к нормотворчеству:
а) основное внимание уделяется своему избирательному округу;
б) в приоритете общегородские проблемы;
в) системный подход, сочетающий первые два.
6. Были разработаны основные нормативные документы города – Регламент Горсобрания и Устав Магнитогорска.
7. Устав Магнитогорска признан одним из лучших в России.
8. Удалось наладить совместную работу МГСД и городской администрации.
9. Аппарат МГСД внёс весомый вклад в его деятельность.
10. Значимость работы Горсобрания I созыва – в том, что депутаты заложили фундамент работы городского парламента.
Заключение
Магнитогорск в 90-е годы переживал непростые времена: экономическое и социальное расслоение населения, значительное удорожание жизни... Но в городе удалось сохранить социальную и культурную сферы. В здравоохранении успехи сочетались с трудностями. Появились новые виды средних общеобразовательных учреждений: гимназия, лицеи, негосударственная школа. Развивался спорт высоких достижений. Экономическое положение города во 2-й половине 90-х годов ХХ века улучшалось, в первую очередь за счёт стабильной работы градообразующего предприятия – Магнитогорского металлургического комбината.
Именно в это переломное время шло становление МСУ в Магнитогорске.
Местное самоуправление в России имеет долгую историю. В СССР местные советы представляли собой форму государственной местной власти, но не МСУ в изначальном значении. Независимость её от государственной власти декларирована Конституцией РФ 1993 года. Это созвучно с Европейской хартией местного самоуправления.
Федеральный Закон 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» способствовало возрождению МСУ в России.
Органы МСУ не входят в систему государственной власти.
Представительный орган МСУ – Магнитогорское городское Собрание депутатов – создавался на основе Конституции РФ и федеральных законов.
Среди депутатов Горсобрания I созыва были представители разных социальных групп и сфер деятельности. Общая работа на благо города сплотила их.
Депутаты имели большой опыт общественной и/или управленческой работы. Первое Горсобрание было демократическим. Решения и постановления принимались после обстоятельного обсуждения. Можно выделить три основных подхода к нормотворчеству: основное внимание уделяется своему избирательному округу; в приоритете общегородские проблемы; системный подход, сочетающий первые два. Депутатам пришлось строить работу Горсобрания с нуля. Аппарат МГСД из профессиональных юристов и управленцев внёс весомый вклад в его деятельность.
Были разработаны основные нормативные документы города – Регламент Горсобрания и Устав Магнитогорска – его конституция. Устав города признан одним из лучших в РФ. Наладилась совместная работа МГСД и городской администрации.
Депутаты представляли многие социальные слои горожан, работали в тесной связи с избирателями. Они, как правило, энтузиасты-одиночки, которые победили на выборах в условиях складывавшейся системы политических партий РФ. Большинство из них работало в МГСД на общественных началах. Они выстроили отношения внутри Собрания и с горадминистрацией, партиями и общественными организациями, бизнесом, СМИ.
Депутаты Горсобрания I созыва заложили основы современной нормотворческой деятельности: за 4 года они рассмотрели 1287 вопросов и приняли 493 постановления.
На основании проведённого исследования предлагаем современным и будущим депутатам следующие рекомендации:
1. Иметь глубокие знания в юридической и экономической областях и достаточный жизненный опыт.
2. Выражать интересы различных социальных слоев горожан, политических и общественных организаций.
3. Работать на постоянной основе, чтобы эффективно решать общегородские вопросы и частные проблемы магнитогорцев.
4. Работать в тесном контакте с городской администрацией и градообразующим предприятием – ММК.
5. Учитывать мнения избирателей при принятии социально значимых решений и постановлений.
Пример первых депутатов может вдохновить молодых политиков эффективно работать во благо родного города.
Список использованных источников и литературы
I. Нормативно-правовые и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации. Государственный гимн Российской Федерации. – М.: Издательство Юрайт, 2010. – 470 с.
2. Конституция (основной закон) Союза Советских Социалистических Республик. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // Кукушкин, Ю. С. Очерк истории советской Конституции. // Ю. С. Кукушкин, О. И. Чистяков. – Издание второе, дополненное. – М.: Издательство политической литературы, 1987. – С. 315–365.
3. Европейская хартия местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985). // Российская юстиция. – 1996. – № 9. – С. 2–5.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 28.08.1995 № 154-ФЗ // Российская газета. – 01.09.1995. – № 170.
5. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления: Федеральный закон от 26.11.1996 № 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) // Российская газета. – 04.12.1996. – № 232.
6. О Положении о выборах в органы местного самоуправления в Челябинской области: Постановление Челябинской областной Думы от 4 марта 1995 г. № 134 // Челябинский рабочий. – 12.10.1995. – № 192.
7. Устав муниципального образования г. Магнитогорска: Постановление Магнитогорского городского Собрания депутатов Челябинской области от 30.07.1997 № 65. // Магнитогорский рабочий. – 29.10.1997. – № 213.
II. Моноиздания
8. Андиашвили, О. В. Коммуникативная компетентность должностных лиц как условие эффективной управленческой деятельности (на материалах органов местного самоуправления г. Магнитогорска). – Выпускная квалификационная работа. – Филиал УрАГС в Магнитогорске, 2011. – С. 37, 62.
9. Бабун, Р. В. Организация местного самоуправления: Учебное пособие по специальности 061000 «Государственное и муниципальное управление». / Р. В. Бабун. – М., 2005. – 184 с.
10. Магнитогорск в период экономических реформ (1990–2001 гг.): Статистический сборник. Госкомстат РФ. Челябинский областной комитет государственной статистики. Магнитогорский территориальный отдел государственной статистики. – Магнитогорск, 2002. – 75 с.
11. Магнитогорское городское Собрание депутатов: 1996–2000. –Магнитогорск: Компас-Люкс, 2000. – 16 с.
III. Статьи из периодической печати и сборников
12. Бородин В. Заместитель. // Русский дом. – № 45 (168). – Ноябрь 1997. – С. 2.
13. Магнитка избрала власть. // Магнитогорский металл. – № 244 (9721). – 24.12.1996. – С. 1.
14. Фокин А.А. Советские выборы 1960-х гг. как механизм взаимодействия власти и населения. // Вопросы истории. – 2017. – № 6. – С. 138–145.
15. Холодов В. А. История становления местного самоуправления в России. // Муниципальная служба: правовые вопросы. – 2013. – № 4. – С. 30–34.
IV. Архивные документы
16. МКУ «Городской архив г. Магнитогорска». Ф. 520: Сводные таблицы по протоколам окружных избирательных комиссий о результатах выборов от 22.12.1996. Избирательный округ № 1. – Оп. 6. – Д. 7. – Л. 1.
17. МКУ «Городской архив г. Магнитогорска». Ф. 520: Сводные таблицы по протоколам окружных избирательных комиссий о результатах выборов от 22.12.1996. Избирательный округ № 6. – Оп. 6. – Д. 7. – Л. 6.
18. МКУ «Городской архив г. Магнитогорска». Ф. 520: Сводные таблицы по протоколам окружных избирательных комиссий о результатах выборов от 22.12.1996. Избирательный округ № 31. – Оп. 6. – Д. 7. – Л. 22.
19. МКУ «Городской архив г. Магнитогорска». Ф. 543. – Оп. 1. – Д. 12. – Л. 1. –18. – Регламент Магнитогорского городского Собрания (утверждён Постановлением № 01 Магнитогорского городского Собрания от 22 января 1997 г.).
V. Источники личного происхождения
20. Андиашвили О. В., руководитель информационно-аналитического отдела аппарата МГСД I–V созыва: интервью В. Нащёкиной, Д. Мазунина, Р. Мамаджонова, студентов МТК, 21.09.2016.
21. Барышников, А. И., депутат МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, А. Чалковой, студентов МТК, 12.11.2016.
22. Конькина, О. С., депутат МГСД I созыва: интервью В. Нашёкиной, студентки МТК, 9.12.2016.
23. Кравцов, А. Л., начальник организационного отдела аппарата МГСД I созыва: интервью Д. Мазунина, студента МТК, 11.11.2016.
24. Ларичев, С. В., депутат МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, А. Чалковой, Р. Мамаджонова, студентов МТК, 11.01.2017.
25. Макеев, А. И., депутат МГСД I созыва: интервью Р. Мамаджонова, А. Чалковой, студентов МТК, 17.06.2017.
26. Морозов, А. О., депутат МГСД I–V созыва, председатель МГСД III–V созывов: интервью В. Нащёкиной, Д. Мазунина, Р. Мамаджонова, студентов МТК, 21.09.2016.
27. Мухаметзянов, Ф. А., председатель МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, А. Чалковой, студентов МТК, 12.10.2016.
28. Торопов, С. А., начальник юридического отдела аппарата МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, А. Чалковой, студентов МТК, 28.10.2016.
29. Хламова, Н. П., депутат МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, А. Чалковой, студентов МТК, 2.11.2016.
30. Шкут, В. М., руководитель аппарата МГСД I созыва: интервью В. Нащёкиной, студентки МТК, 14.11.2016.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»