И.С. Кинешова
«…вы, будущие офицеры, должны особенно
проникнуться твердым убеждением, что вам теперь
необходимо учиться, учиться и учиться».
Из речи Главного начальника Военно-учебных заведений
Российской империи Великого князя Константина
Константиновича перед нижегородскими кадетами.
Кто не слышал о Петре Нестерове, родоначальнике высшего пилотажа и авторе мёртвой петли, летчике, совершившем первый в мире воздушный таран самолёта?
Он родился 15 февраля 1887 года в семье офицера - воспитателя Нижегородского кадетского корпуса Н.Ф.Нестерова. Отец умер рано, в возрасте 27 лет, так и не увидев своих сыновей - Николая, Пётра и Михаила – офицерами Российской императорской армии. В связи с тяжёлым материальным положением после потери отца, его мать Маргарита Викторовна вынуждена была переехать во Вдовий дом. Детство Петра закончилось 26 августа 1897 года, когда его приняли в Нижегородский военный кадетский корпус. Кадетские корпуса занимали ведущее место среди учебных заведений России, и готовили молодежь к офицерской военной службе. В разное время закончили курс обучения в Нижегородском кадетском корпусе: С.А. Бойно-Радзевич - начальник Воздушного флота армий адмирала А. В. Колчака в гражданскую войну, Н.А. Забудский – теоретик и практик артиллерийской баллистики, Н.С. Курнаков - создатель российской школы физико-химического анализа, директор Института общей и неорганической химии Академии Наук СССР, генерал В.М. Ткачёв - начальник авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля в гражданскую войну. При написании работы были использованы документы трёх архивов: ГКУ «Центральный архив Нижегородской области», ГКУ «Государственный архив аудиовизуальной документации», и ГКУ «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник». Мы также обратились к мемуарам генерала авиации В.М. Ткачёва «Русский сокол». В. М. Ткачёв был начальником авиации Вооруженных Сил Юга России, а с 28 апреля 1920 года начальником авиации Русской армии генерал-лейтенанта Врангеля. Эти мемуары особенно ценны, так как Вячеслав Ткачёв учился с Петром Нестеровым в НГАКК и был его личным другом. Знакомство Вячеслава Ткачёва с Петром Нестеровым состоялось при необычных обстоятельствах – тот заступился за Вячеслава перед старшекурсником НГАКК, оскорбившего того. В памяти Вячеслава Ткачёва Пётр Нестеров остался как «…сероголовый, голубоглазый мальчик с открытым, приветливым лицом» одетым в чёрный бушлат, с красными погонами и инициалами «Г.А» . На вступительных экзаменах в первый класс Пётр успешно сдал: «четыре правила арифметики, русскую грамматику, умел связно пересказать отрывок из художественного произведения, говорить по французски» . При поступлении Петра в корпус, его мать – Нестерова Маргарита Викторовна дала подписку о том, «что если сын мой Пётр Нестеров по какому-нибудь случаю будет подлежать увольнению из корпуса, то я обязуюсь взять его на своё попечение по первому требованию начальства корпуса . Результат медицинского освидетельствования Петра Нестерова в августе 1897 года был следующий: вес тела -26,4 кг., рост – 133 см., охват груди – 60 см., сила зрения: правого глаза – 1, левого -0,9., слух – нормален, речь – нормальная, знаки оспопрививания – есть. Отзыв врача о годности к приёму в заведение – годен.
Поступив в корпус, Пётр окунулся в непривычную атмосферу военного учебного заведения. Дисциплина, дисциплина и ещё раз дисциплина. По нескольку раз в день были построения и тщательные проверки личного состава. Численный состав кадет отмечался ежедневно в «Дневнике учёта с ежедневной явкой учащихся»: по списку, налицо, в отпуску, тех, кто в лазарете, под арестом, не явился. Туда же записывались замечания по содержанию кадет и помещений, все мелкие и большие проступки кадет, наблюдения офицеров-воспитателей, меры принятые к нарушителям дисциплины, замечания дежурных офицеров и распоряжения директора корпуса и ротных командиров.
Как кормили кадет в корпусе? В качестве примера можно привести выдержку из «Расписания кушания для кадет с 3 по 9 января 1899 года», проведённого приказом по корпусу и подписанного командиром корпуса:
4 января – чай с булками;
Завтрак: котлеты и чай с белым хлебом;
Обед: лапша, антрекоты с макаронами, слойка с сахаром;
Ужин: чай с булками;
Вячеслав Ткачёв описывает преподавателей корпуса: «По журавлиному, не поднимая не сгибающиеся в коленях ноги, прошагал лысый и усатый преподаватель русского языка Голубцов. Шаркая ногами по паркету, проследовал сухой, тонкогубый немец Тиллинг. Он строго поглядывал холодными, словно свинцовыми, глазами и недовольно шевелил длинными торчащими усами». Конфликт с преподавателем немецкого языка Тиллингом, которого ненавидели все кадеты, случился в 3 классе (Нестеров тогда учился во втором отделении третьего класса). Вот какую характеристику даёт Тиллингу Вячеслав Ткачёв: «Придирчивый педант, с рыбьим взглядом, он требовал, чтобы его ученики зазубривали длиннейшие грамматические правила, которые он сам формулировал на ломаном русском языке. Кроме того, немец любил давать кадетам ехидные прозвища». Накануне Тиллинг был особенно придирчив и зол на уроке. Многие кадеты получили обидные и грубые клички. И тогда решили ему устроить «селёдочный бенефис», когда стол, стул преподавателя, классная доска, подоконник, всё вымазывалось пахучей селедкой. После такой встречи, Тиллингу устроили «концерт» из сломанных усиков перьев, которыми писали, заставив Тиллинга выйти из класса. Прибежавший дежурный воспитатель устроил допрос о том, кто организатор всего этого, но все отвечали: «Не могу знать господин капитан». И вот очередь отвечать дошла до Петра Нестерова. Все смотрели на Нестерова, что скажет он, особенно после слов капитана о том, что из него выйдет отличный офицер. Нестеров ответил, что это сделали пустоголовые и ослы, но он при этом не выдал товарищей.
Обеды в корпусе были особенно разнообразны - подавались картофельные супы, кулебяки, борщ, отбивные, сыр. Меню утверждалось командиром корпуса на каждую неделю. С 24 марта 1899 года предписанием № 493 Главного управления военно-учебных заведений Российской империи вводилась стрельба холостыми патронами, из расчёта 50 патронов на каждого кадета при проведении летних лагерей и стрелковых занятий, что было кадетами встречено с восторгом. В воспитательной практике была такая традиция, как прибавлять, или убавлять баллы кадетам, за совершение положительных или отрицательных поступков. Имя Петра Нестерова ни разу не встречается в списке тех, кому убавляли баллы за поведение, а вот в списке за 1899 год, кому прибавляли, вслед за именами Германа Герасимова, Дмитрия Огаркова следует и имя Пётра Нестерова в приказе по корпусу от 18 мая 1899 года. Кстати, кадеты, у которых баллы за поведение были ниже 6, не допускались к увольнению в город. Решение о снижении или повышении баллов принималось на педагогическом совете корпуса. Поводом для снижения баллов были: игра в кубики, проявление практического цинизма, дерзкое поведение, неправильные выходки за спиной преподавателя, отказ писать письменную работу, присвоение чужой собственности, курение. Документально установлено, что Пётр Нестеров за всё время обучения в корпусе не получил ни одного денежного перевода и с 1 по 6 класс ни разу не сходил в драматический театр. Какая, казалось бы, связь между этими фактами? Мы установили, что кадеты посещали театр на свои деньги, а их у Петра на покупку билета не было. Лишь 2 февраля 1904 года его фамилия впервые встречается в составе группы из 28 кадет, направившихся вечером в драматический театр. Денежные переводы кадетам приходили разные по количеству денег. Так 9 декабря 1903 года кадет Кутузов получил 13 рублей, кадет Огарков – 10 рублей, кадет Шульц – 20 рублей . Просмотрев состояние пенсионных денег на 1 января 1899 года, мы обнаружили, что на книжке № 23152 Петра Нестерова сбербанка Нижегородской губернии лежало всего 19 рублей, 91 копейка. Много ли это? Из 75 кадет, у которых были пенсионные книжки из-за потери отцов, Пётр занимал 70 место. Больше всех имел денег Якубович Валентин – 1015 рублей, средней суммой обладал Круковский Павел – 333 рубля. Поэтому Пётр Нестеров предпочитал ходить на бесплатные вечера в Дворянский институт – 14 декабря 1903 года, во 2-ю Нижегородскую гимназию – 19 декабря 1903 года. В последний год обучения его ставят дежурным по роте, под его началом пять кадет. В 1897- 1898 учебном году командиром роты у Петра Нестерова был полковник Булатов. Командиром 1 роты, когда он уже учился в 6 и 7 классах был полковник Платон Иванович Линевич. Он был женат, имел двух сыновей и дочерей, участвовал в боях при завоевании Кокандского ханства в 1875-1876 годах и был награждён орденами: Святого Станислава 3 степени, с мечами и бантами, Святой Анны 3 степени с мечами.
Пётр Нестеров всегда отстаивал свою юношескую честь, не задумываясь о последствиях. Так, когда его оскорбил один второклассник, некто Лукин, спросивший у Петра – «чем его, балбеса кормят?», то он в ответ отвесил ему довольно сильную пощёчину – у того даже пошла кровь из носа. Пётр, как его любимый полководец – А.В. Суворов, ежедневно занимался гимнастикой и обливался холодной водой. Получая увольнительную, бежал домой, к маме - Маргарите Викторовне, сёстрам Шуре и Дине, брату Мише. В семье жила кроме сестры девочка Дина, дочь умершей подруги мамы Нестерова – Маргариты Викторовны, ставшая названной сестрой. У Петра по воспоминаниям Вячеслава Ткачёва, дома была любимая комната - кабинет отца, заставленный книжными шкафами. Старший брат Николай тогда учился в старшем классе НГАКК. Пётр Нестеров часто приводил в дом и Вячеслава Ткачёва, с которым они стали неразлучными друзьями.
В Великий пост отменялись все классные занятия, подъём был в 7.30 утра, но учебные самостоятельные занятия проводились. Особое расписание действовало на Пасху. Подъём проводился в 8.15. для 1 роты, в 8.00. для 2 роты, в 7.00. для 3 роты и остальных. Ежегодно 1 мая проводился перевод воспитанников на летнюю форму одежды. 6 мая каждого года в корпусе праздновали рождение императора России Николая-II. Все кадеты в парадных мундирах присутствовали на богослужении. То же повторялось и 16 мая – день коронования императора Николая- II. Особо стояло празднование 100-летия со дня рождения поэта А.С. Пушкина. 26 мая 1899 года Пётр после общего построения побывал в Успенском корпусном храме на заупокойной литургии и панихиде. Потом для всех была проведена беседа о значении творчества А.С. Пушкина в литературе . Но самым большим днем в жизни корпуса являлся корпусной праздник, справлявшийся ежегодно 18 марта. По воспоминаниям генерала Ткачёва, учившегося вместе с Петром, он увлечением много читал книг, о дерзновенных путешествиях и мореплаваниях, о фантастических приключениях и легендарных полководцах прошлого, много внимания уделял точным наукам. Учение давалось ему очень легко. В корпусе увлекался орнитологией. День Петра Нестерова с самого подъёма и до отбоя был расписан по минутам. После чистки мундиров, умывания, следовал осмотр и утренняя молитва. В 6.45. -7.00. кадеты пили утренний чай с булками. Потом приготовление уроков и прогулка. Перед уроками десятиминутная прогулка. Первые два урока шли с 8.10. до 10.20. с небольшой переменой. Потом занимались гимнастикой, пением или танцами до 11.10. Завтрак продолжался с 11.25. до 11.35. Отдых после завтрака длился до 12.10. Затем следовали уроки до 14.10. Уделялось внимание чтению книг – классное чтение продолжалось 14.10. до 15.00. Потом прогулка и повторный осмотр. Обед начинался в 15.45. и заканчивался в 16.15. После обеда положена была часовая прогулка. С 17.15. до 18.15. кадеты занимались в кружках: хоровом, ручного труда, музыки. Приготовлению уроков отводилось время с 19.05. до 19.45. Далее следовало занятие гимнастикой и вечерний чай. По понедельникам, после танцев устраивалась баня . Увольняли кадет в домашний отпуск с 1 июня, остальные, кого не забрали родители, отправлялись в военно-полевой лагерь, находившийся в двух километрах от Нижнего Новгорода. Лагерь был ограждён, оснащён средствами пожаротушения, имелась санчасть, было организовано круглосуточное дежурство дневальных. Выход за пределы лагеря допускался только с личного разрешения директора корпуса. Пётр почти каждый год бывал в полевом лагере. Подъём был в 6.30. С 6.30. до 7.00. умывание, одевание, осмотр. Потом купание, занятия, обед, занятия, полдник, купание. Всё заканчивалось вечерней молитвой, отбой был в 22.00. Петру нравилось жить в военно-полевом лагере. В лагере назначался дежурный из числа офицеров-воспитателей. Дисциплина ставилась во главу угла. На купание ходили под наблюдение фельдшеров, возвращение с купания возможно было только вместе. После обеда разрешался отдых на кроватях, но только без сапог. Особое внимание обращалось на безопасность кадет во время прогулок на лодках или вблизи реки. Для чтения в лагере была организована библиотека. Перед отбоем проводилась обязательная вечерняя поверка.
Актовый зал НГАКК был украшен батальными картинами, портретами героев, и по воспоминаниям Вячеслава Ткачёва, Пётр Нестеров мог часами стоять около картины, запечатлевший подвиг солдата Архипа Осипова в Кавказскую войну (22 марта 1840 года). Архип Осипов - бесстрашный солдат, выполнил своё обещание и взорвал пороховой погреб укрепления «Михайловское», чтобы погубить сотни горцев, уже ворвавшихся в него. Император Николай – I, узнав об обстоятельствах совершения подвига, приказал тогда объявить об этом подвиге по всему военному министерству, отыскать и щедро обеспечить семейство штабс-капитана Н.К. Лико, а рядового 77 пехотного Тенгинского полка Архипа Осипова приказал считать на вечные времена правофланговым 1-й гренадерской роты Тенгинского пехотного полка и при перекличке второй человек в строю должен был отвечать: «Погиб во славу русского оружия». Он был первым, кто был навечно зачислен в списки воинской части вооружённых сил России. Так и было до 1917 года.
«Сумеем ли мы быть такими? Найдём и в себе мужество и силу умереть за Родину?» - задавал тогда вопрос своим товарищам Пётр Нестеров, стоя у картины. В самом корпусе жизнь текла размеренно. Расписание дня ежегодно повторялось: подъём в 6.00. Потом умывание, осмотр, молитва. Утренний чай – 6.30. - 6.45. Потом приготовление уроков, прогулка, свободное время. Первый урок начинался в 8.20. и продолжался до 9.10. Потом был второй и третий урок, с переменой в 10 минут. Все кадеты с нетерпением ждали большую перемену, чтобы побегать и поиграть. Преподаватели и кадеты ходили молиться в Успенскую церковь, что стояла рядом со зданием корпуса. Посмотрев «Исповедную ведомость Успенской церкви при Н.Г.А.К.К. за 1901 год» можно найти записи тех, кто посещал её. В списке, который возглавлял директор корпуса А.Ю. Дамье, идут инспектора классов, полковники, подполковники, капитаны и кадеты. Пётр Нестеров (13 лет) в этом списке стоит под № 182.
Кадеты много путешествовали. Так 4 июля 1899 года, с разрешения Главного управления военно-учебных заведений, кадеты в количестве 22 человек отправились на пароходе в многодневную поездку по Волге, до Царицына, в сопровождении офицеров-воспитателей. Был среди них и Пётр Нестеров. Долгий путь – 978 километров обогатил впечатлениями молодого кадета. Он увидел масштабы России. Только 16 июля 1899 года кадеты вернулись из Царицыно на пароходе, с массой положительных впечатлений о России.
Вскоре в корпусе произошли перемены. 4 марта 1900 года великий князь Константин Константинович Романов был назначен Главным начальником Военно-учебных заведений. А 19 июня 1900 года директор корпуса генерал-майор Рейнике был произведён в генерал-лейтенанты, с увольнением от службы. Полковник А.Ю. Дамье был назначен директором корпуса. Великий князь Константин Константинович стал инициатором введения многих изменений в жизни кадетских корпусов, которые оценивались в самом корпусе так: «До 1899 года существовали лагерные сборы, обязательные только для кадет 2 старших классов. С места настоящего года, лагерные сборы кадет с их прежним исключительно строевым характером заменены такими общеобразовательными занятиями, цель которых - расширение умственного кругозора…путём ознакомления их с окружающим миром…» . Для этого, прежде всего, в корпусе предписывалось предпринять с кадетами экскурсии в период с 4 июня по 23 августа, а на дом давать домашние задания. Предлагалось посещать: «…лагеря расположенных рядом воинских частей, где кадеты бы близко знакомились с лагерной жизнью солдат» . Кадеты корпуса стали посещать расположение Кремлёвского резервного батальона, полевой лагерь конной запасной артиллерийской бригады, провели 29 и 30 июня поход на реку Линда, 8 и 9 июня провели поход на Баранов ключ, 8, 10 и 17 июня - ночные экскурсии на лодках с рыбной ловлей. 16 августа прошла экскурсия на городскую электростанцию и знакомство с устройством электрического трамвая, 23 и 24 июня – экскурсия на мукомольные заводы. С 1 по 9 августа проведена была дальняя поездка-экскурсия в город Казань, с 17 по 23 августа в город Ярославль. Время между экскурсиями заполнялось работами по огородничеству, садоводству и цветоводству.
29-30 октября 1900 года корпус впервые посетил великий князь Константин Константинович, главный начальник военно-учебных заведений Российской империи. Он прибыл на почтовом поезде в 8.30 утра в Нижний Новгород и его встречал нижегородский губернатор Унтербергер, с начальником гарнизона генерал-лейтенантом Н.Я. Лопушанским и директором корпуса генерал-майором Дамье. Великий князь посетил корпус, лазарет, обошёл все спальни в корпусе, побеседовал с кадетами, сфотографировался с ними. Потом он участвовал в заседании педагогического совета, осмотрел спальни и присутствовал при отбое. На следующий день Константин Константинович присутствовал при подъёме, сходил на уроки, отобедал с кадетами и посетил занятия по музыке и пению, корпусной оркестр. Только в 21.30. Константин Константинович отбыл на пароходе в Казань. Великий князь посещал корпус также в марте и сентябре 1901 года. Причина посещения была связана с зачислением его третьего сына в Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус. В телеграмме он написал на имя директора корпуса: «…пожелайте моему мальчику с честью носить мундир Нижегородского графа Аракчеева кадетского корпуса и всегда быть его достойным…» . Надо отметить, что великий князь всегда был внимателен к Нижегородскому графа Аракчеева кадетскому корпусу, так он неоднократно - в 1902, 1904 годах приезжал в корпус, подарил библиотеке корпуса произведение Шекспира «Гамлет». Именно Константин Константинович рекомендовал кадетским корпусам обустраивать исторические музеи.
Надо отметить, что в корпусе одна из форм наказания предусматривала назначение в наряд дежурным по роте и Пётр, как следует из книги дежурства, был назначен им в октябре 1900 года. Потом Петра Нестерова назначили дежурным 8 марта 1901 года. Потом – 11 мая 1901 года . За какие же нарушения ставили в наряд дежурным? Эти нарушения практически все названы в архивных документах: кто-то без разрешения выходил из класса во время урока, был выгнан с урока, подсказывал на уроке, соседи по парте разговаривали на уроке, кадеты опоздали из отпуска, не были на утренней молитве, неряшливо оделись в церкви, разобрали пироги до молитвы, засмеялся на уроке. Особенно часто дежурили Кутуков и Унтербергер. Примечательно, что дежурство несли кадеты старших классов- с 3 по 7 классы. 1 и 2 класс в дежурство не назначались. Причём от воспитанников, ушедших в отпуск, требовали удостоверения, подписанные священниками тех церквей, где кадет исполнял религиозные обряды во время отпуска. Текст удостоверения сводился к тому, что имярек исповедался и приобщился к святым тайнам.
Педсовет 17 мая 1902 года обсуждал годовые успехи кадет 5 класса. Преподаватели пришли к выводу, что «…из 5 класса безусловно переходят в 6 класс кадеты – Болочавский, Бутлеров, Белокопытов-2, Белокопытов-3, Герасимов, Данилов, Дмитровский, Дорожинский, Кайтов, Новлин, Котляровский, Кривопалов…Нестеров» . То же решение у педсовета и через год. Педсовет от 19 мая 1903 года усмотрел, что по поведению и успехам вполне удовлетворяют требованиям для перехода в 7 класс: Бологовский, Бутлеров, Белокопытов -2, Герасимов, Дорожинский,…Нестеров.
В 1903 году у Петра Нестерова математику вели статский советник Ширков и статский советник Адрианов, русский язык – статские советники Голубцов и Берсон, Закон Божий – священник Добровольский, историю – статский советник Гирш, географию – статский советник Шрейбер, гимнастику, подвижные игры, плавание, фехтование и ручной труд вёл поручик Соколов.
Расписание занятий в 1903-1904 учебном году было следующее:
• Понедельник: математика, космография, французский язык, немецкий язык, русский язык.
• Вторник: физика, Закон Божий, немецкий язык, география, русский язык, танцы.
• Среда: математика, география, законоведение, космография, история.
• Четверг: математика, история, математика, французский язык, русский язык, пение.
• Пятница: математика, физика, Закон Божий, история, русский язык.
• Суббота: немецкий язык, математика, законоведение, физика, французский язык.
В конце учебного года начался период экзаменов. Проходили они интенсивно: 14 апреля (письменно) – алгебра, 15 апреля (письменно) – тригонометрия 16 апреля(письменно) – аналитическая геометрия и арифметика, 17 апреля (письменно) – геометрия, 18 апреля (устно) – французский язык, 21 апреля (устно) – законоведение, 22 апреля(устно) – немецкий язык, 26 апреля (устно) – физика, 29 апреля (устно) – аналитическая геометрия, 3 мая (устно) – русский язык, 5 мая (устно) – тригонометрия, 8 мая (устно) – геометрия, 12 мая (устно) – арифметика, 16 мая (устно) – алгебра, 19 мая (устно) – космография, 22 мая (устно) – география, 24 мая (устно) – новая история, 28 мая (устно) – русская история, 31 мая (устно) – Закон Божий. Начало экзаменов было в 8.30.
На оборотной стороне санитарной книжки воспитатели ежегодно добавляли записи наблюдений за воспитанником между осмотрами. На книжке Петра Нестерова каждый год отмечен:
1899 год: Подвержен сердцебиениям. Часто хворает.
1900 год: Сердечные припадки.
1902 год: Подвержен иногда сердцебиениям.
1903 год: тоже .
Так незаметно подошёл выпускной год обучения в корпусе.
В списке кадет по итогам 1903-1904 учебного года, напротив фамилии Нестерова, состоящем в писке 2-го отделения VII класса написано: 16,5 лет, обучался игре на мандолине, в струнном оркестре корпуса вторая скрипка, первая мандолина в оркестре балалаечников, первый бас в корпусном хоре.
Все выпускники кадетских корпусов делились на 3 разряда: к 1 разряду относятся окончившие курс кадетских корпусов, если при общем среднем балле не менее 7, имеются не менее 6 по каждому предмету в отдельности, равно как и по каждому из разделов русского языка и математики. Ко 2 разряду относились те воспитанники, которые «при общем среднем балле не ниже 7, оказали неудовлетворительные успехи в некоторых предметах и при этом в таких предметах и в такой степени, что должны были восполнять недостающие знания в летнее время» . К 3 разряду относились все прочие кадеты VIII класса не причисленные к 1 и 2 разряду. Пункт № 38 «Правил испытания кадет» говорил, что кадеты 1 разряда пользуются правом на перевод в военное училище безо всякого дальнейшего испытания. Впрочем, например, кадет А.В. Лишев подал документы в Киевский политехнический институт. В основном же выпускники-кадеты подавали рапорты в Николаевское инженерное училище, Константиновское артиллерийское училище, Павловское военное училище, Николаевское кавалерийское училище, Александровское военное училище. Характеристика Петра Нестерова как кадета выпускного класса содержится в «Секретной переписке об аттестации бывших работников и кадетов корпуса, поступающих в другие военные заведения за 1904 год». Временно исполняющий обязанности директора корпуса полковник Линевский писал Главному начальнику военно-учебных заведений, что «…предоставляет список 38 кадет, удостаиваемых перевода в военные училища, с отзывом о степени нравственности и благонадёжности их». В списке выпускников Пётр Нестеров идёт под № 22. Указаны годы рождения и поступления в корпус – 1887 и 1897. «Средний балл по всем учебным предметам – 9,28» . Отдельно выведены баллы по Закону Божьему – 8, законоведение – 10, поведение - 9.
При этом педагогический совет рассмотрел список кадет, которым ходатайствуют прибавить балы за хорошее поведение, и постановил прибавить баллы за поведение воспитаннику 7 класса 2 группы Петру Нестерову, с 8 до 9 баллов . Аттестат Петра Нестерова хранится в фонде Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника. В аттестате написано, что Пётр Нестеров «при вполне удовлетворительной нравственности, успешно окончил полный курс кадетского корпуса…» . После перечисления оценок, где средний бал по аттестату - 9,28 баллов общий балл -167 баллов, резюмировалось, что он может пользоваться преимуществами при поступлении в военные училища. Какое же это преимущество было у Петра? Только право выбора военного училища и он выбрал Михайловское артиллерийское военное училище.
Однажды на Нижегородской выставке будущий автор «мертвой петли», тогда еще девятилетний любопытствующий мальчик Петр Нестеров увидел полеты газовых шаров. Много позже он рассказывал своей жене, что его сажали в корзину шара и поднимали на высоту. Возможно, это и предопределило его дальнейшую судьбу. Но сформировала характер, расставила приоритеты, конечно же учёба в кадетском корпусе. Цель обучения была однозначна - подготовка воспитанника к защите Отечества. Проходимый кадетами курс обучения полностью соответствовал уровню российской гимназии и служил надёжной базой для дальнейшего обучения в военных училищах. Пётр Нестеров проучился в корпусе семь лет и окончил обучение в числе шести лучших выпускников. Он получил базу знаний, особенно в точных науках, которую пытался применить потом в самолётостроении. Корпус поддержал и развил наилучшие качества П.Н. Нестерова: самопожертвование, любовь к Родине, верность данному слову, честность, патриотизм. Потом будет обучение Петра Нестерова в Михайловском училище, военная служба, знакомство с авиацией. 26 августа 1914 года автор мёртвой петли капитан Петр Нестеров совершил первый в мировой истории авиации воздушный таран. Объектом его атаки стал самолёт австрийского пилота Ф. Розенталя, который вёл воздушную разведку передвижения русских войск. На родине, в Нижнем Новгороде, Петру Нестерову воздвигнут памятник, поставленный на самом красивом месте города – Верхне-Волжской набережной, в одном ряду с памятником другому выдающемуся лётчику - нижегородцу Валерию Павловичу Чкалову. Международная авиационная федерация учредила переходящий приз для победителя первенства мира по высшему пилотажу - кубок имени П. Н. Нестерова. Пётр Николаевич Нестеров, не являлся "асом" в прямом смысле этого слова - за короткий период своего участия в войне он совершил всего 7 боевых вылетов и одержал только одну воздушную победу. Однако вклад Петра Нестерова, выпускника НГАКК в развитие мировой военной авиации столь высок, что обойти его имя просто невозможно.
Используемая литература
1. Кирьянова О.Б. О преподавании учебных дисциплин в Нижегородском графа Аракчеева кадетском корпусе//Педагогическое обозрение. 1997. № 1-2.
2. Ткачёв В.М. Русский сокол. Краснодарское книжное издательство. Краснодар. 1961.
Используемые источники
1. ГКУ НГИАМЗ. Фонд НГАКК. ГОМ №11649-1.
2. ГКУ НГИАМЗ. Фонд НГАКК. ГОМ №11649-13.
3. ГКУ ГАрхАДНО. Оп. 1.1./8. №34-1615
4. ГКУ ГАрхАДНО. Оп. 1.1./8. №35-1654.
5. ГКУ ЦАНО. Ф. 519. Оп. 477. Д. 203.
6. ГКУ ЦАНО.Ф.519. Оп. 477. Д.210.
7. ГКУ ЦАНО. Ф.519.Оп. 477а. Д. 46.
8. ГКУ ЦАНО. Ф.519.Оп. 477а. Д. 49.
9. ГКУ ЦАНО. Ф.519.Оп. 477а. Д. 55.
10. ГКУ ЦАНО. Ф.519.Оп. 477а. Д. 221.
11. ГКУ ЦАНО. Ф.519.Оп. 477а. Д. 228а.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»