В.В. Орлов

 

Введение

На сегодняшний день наблюдается повышенный интерес в изучении истории родного края, микроистории. Такое историческое исследование является одним из важнейшых источников обогащения знаниями о родном крае, воспитания любви и уважения к нему, формирования гражданских позиций и навыков. Изучение истории сибирских сел и деревень являет собой довольно устойчивую науно-исследовательскую традицию. Тем не менее, когда во многих европейских странах уже созданы энциклопедии сельских поселений, успехи отечественных исследователей значительно скромнее. Изучение истории села предстаёт достаточно важным, так как знание жителей истории своей малой родины. способствует развитию национального самосознания и национальной самоидентификации граждан.История возникновенияПриенисейский край (с 1822 г. Енисейская губерния), или Средняя Сибирь, связывала Восточную и Западную части Сибири, внимая в себе черты и того и другого. Как таковых работ по истории Каратузского района мало, а исследований по этой теме почти не производилось. Основная причина этого далёкая удалённость от центра края города Красноярска, отсутствие материальных средств на изучение района. Серьёзных монографий не было, информация по крупицам рассыпана в различных исследованиях, статьях, разных учебных пособиях по истории Красноярского края. Наиболее обширное количество сведений можно найти лишь в периодических изданиях.Территория нынешнего Каратузского района была освоена людьми еще с древнейших времен. Археологические находки свидетельствуют о развитии здесь всех культур (карсукской, тагарской, таштыпской и т. д.), характерных для Южно-Минусинской котловины. В средние века в данной местности обитали скотоводческие племена камасинцев, тубинцев, сагайцев, моторов и других представителей угро-финской, самодийской, кетской языковых групп. К XVII в. преобладающим стало тюркоязычное население (современные хакасы) .   Начало заселения территории русскими людьми относится ко второй половине XVIII в. и было связано с завершением присоединения юга Приенисейского края к России. Одним из коренных народов Саянского края, с древности обитавших по берегам реки Амыла и его притоков, были Маторы. Они упоминаются в русских документах с начала XVII в. как Маты, Матцы и др. Маторы входили в объединение верхне-енисейских народов под общим названием Кыргызы и активно противостояли монголам, калмыкам и русским казакам. После разгрома и ухода Кыргызов в 1703 г. на Тянь-Шань часть Маторов откочевала за Саяны. Остальные Маторы в числе других присягнули русскому царю Петру I в 1707 г, когда был построен Абаканский острог. Для пресечения ухода Маторов за «Камень» Исторические документы создают следующую картину основания казачьих селений в Приенисейском крае. В 1709 г. был основан Саянский острог в 120 верстах к югу от Абаканского. Изначально его сооружение планировалось на равнине в 7 верстах выше по Енисею у г. Омай-Тура. Для возведения острога из Красноярска был отправлен отряд в количествое 300 человек под руководством конного сотника дворянина Стаса Нощивочникова. Саянский острог имел гарнизон в 100 казаков-годовальщиков и создавал безопасность присоединенного минусинского края. Строительством Саянского острога было завершено создание системы укреплений на юге края, которая вместе с мощной естественной преградой – горами Саянами - обеспечили относительно спокойное положение.

В 1717 г. русские казаки окончательно овладели левым берегом Тубы и ее бассейнами, покорили местное население. Русские, как победители, наложили на побежденных дань, то есть ясак. Тубинцы и моторы не выдержали тяжести ясака и вынуждены были покинуть свои обжитые места – уйти за Саяны (лишь осталось небольшое количество тубинцев в поселке Качулька). Качулька самый старинный населенный пункт в Каратузском районе, основан в конце XVI в. Граница и отношения с Китаем были определены Буринским трактатом 1727 г. и Кяхтинским миром 1728 г. Проверку знаков на Саянской границе один раз в год производили 25 ясачных и небольшой отряд красноярских казаков-годовальщиков. Построение Абаканского и Саянского острогов на Енисее укрепило господство русских в Саянском крае. В связи с угрозой нападения Джунгарии были изданы царские Указы (1733-1734 гг.) о принятии дополнительных военно-оборонительных мер на юге Сибири, где проходила русско-китайская граница. Был увеличен гарнизон Саянского острога, начали создаваться другие военные посты. В 1745 г. гарнизон Саянска был увеличен до 65 человек при 7 пушках.  Утверждение русской власти в Приенисейском крае шло не путем возведения острогов, а появлением казачьих постов для охраны границы от набегов аборигенов. Были почти одновременно заложены Шадатский, Верхнекежский, Таштыпский, Арбатский и Монокский караулы, а также военный пункт д. Яново. Караул представлял собой бревенчатое зимовье, окружённое высоким забором с многочисленными круглыми отверстиями для стрельбы из пищалей. Документы второй половины XVIII в. содержат достаточно свидетельств, позволяющих сделать более доказательные выводы о времени и месте основания форпостов-караулов и казачьих селений около них.В 1746 г. планом инженер – капитана С. Плаутина было предусмотрено построение укрепленных пунктов на реке Абакане и ее притоках, основаны Таштыпский и Монокский караулы. К востоку от Енисея караулов не предполагалось. Об этом свидетельствует карта 1759 г.До 1766 г. карты, переписи, исповедные росписи, метрические книги, священники, чиновники, путешественники, ученые и геодезисты не зафиксировали русских населенных пунктов на р. Амыле и ее притоках.В 1760 - е гг. был открыт Ирбинский завод и   разрешены вольные переселения казенных крестьян. Число караулов в Присаянье увеличилось до шести. Один из них был основан около 1766 г. на притоке р. Амыл при впадении в него р. Шадат. Что касается с. Каратузское, то точная дата его основания не установлена. Однако, возможно, что поселение возникло после обращения казаков в Тобольское воеводство с просьбой разрешения им переселить свои семьи ближе к форпостам, чтобы «содержать их в исправности не токмо нам, но и потомкам нашим».  Просьба была удовлетворена и уже в 1768 г. появились казачьи деревни Таштып и Арбаты (по названию одноименных форпостов)С 1768 г. казаки стали селиться близ караулов. Казачьи деревни Таштып и Арбаты отмечены экспедицией П. С. Палласа, которая 13 октября 1773 г. побывала в Саянском остроге на Верхнем Енисее. В своей книге «Путешествие по различным провинциям Российской империи» он пишет, что «за Енисеем казаки жили вместе с крестьянами в д. Ойской, откуда ходили в восточные караулы Кебежский, Нарысогойский и Шедатский (в старых документах название форпоста пишется по-разному, здесь и далее сохранена орфография источников). В описании своего путешествия он назвал Ирбинский завод и 6 деревень на р. Тубе и отметил слабое заселение данного района. На р. Амыле при впадении в него р. Шадат им был назван Шадатский караул, как место несения службы казаков, которые жили в деревне Усть-Ойской. Он пишет, что казаки жили вместе с крестьянами в деревне Ойской и ходили в караулы Шадатский и другие. Карта того времени не показывает населенных пунктов на р. Амыле и ее притоках. В 1773 г. «Шедатский караул» посетил сержант геодезии Егор Пестерев (в разных исторических документах название Шадатского форпоста значится по-разному, скорее всего, это зависело от уровня грамотности писарей).  В 1775 г. «для построения казарм и прочего» было выделено 15 топоров и другие инструменты. Отведена земля для домов и полей абаканским казакам, которые одни из всех пограничных занимались земледелием. В это время появляется казачья деревня Шошино. Казаки с этой фамилией несли службу на Шадатском форпосте.    В донесении от 16.08.1788 г. говорится, «что оная Шадатская крепость погорела…и  проще  чтоб… построение  крепости  было  позволено  учредить  на  отведенном  бывшим  за  описанием  границы  геодезистом  сержантом  Пестеревым  по  способности  отстоящим  в 15  верстах  и  на  способном  месте  к  чему  де  и  приготовить  на том  месте  лес».   «…Абаканские Казаки напредь сего при караулах ни какого хлебопашества не имели, ибо они не были поселены при караулах домами; в бытность же мою на границе по представлению моему велено их поселить при караулах; а как при всех караулах довольно имеется способнейших к хлебопашеству земель, то они ныне не только к пропитанию своих семейств, но и продавать довольно хлеба имеют. Шедатского караула Казаки поселены при речке Каратусе, впадающей в реку Имыл; Саянские при Саянском остроге на реке Енисее; Абаканские выше речки Арбат, впадающей в реку Абакан»  
В сентябре 1785 г. в связи с тем что «Шедацкая крепость погорела», было разрешено построение крепости в 16 верстах от старой. На карте Колыванского наместничества 1793 г. у реки Амыл ниже Шадата обозначен «Шедатский пограничный караул» ещё ниже по течению между левыми притоками селение «шедатских казаков». Исследованием документов XVIII в. Российских государственных, Красноярского и Минусинского архивов установлено время первого упоминания Каратуза. В марте-апреле 1788 г. в Курагинском приходе впервые отмечена деревня Каратуская и ее жители – казачьи семьи всего 61 человек в 10 дворах.  Упоминание деревни Каратузской зафиксировано  в  Метрической  книге по  Курагинскому  приходу  в  январе  1788 года  о  бракосочетавшихся  Василии Иванове  Юшкове из  деревни  Каратузской  и  девице Федосии  дочери Дмитрия Афанасьева Аротемьева из  деревни  Пойловой.   Ведомость 1791 г. зафиксировала на Саянской границе в пяти  форпостах  140  казаков. При «Шедацком карауле» числилось 23  казака: Юшковы, Шошины, Скобеевы, Ковригины, Лазицкие, Стрижневы, Белослюдовы, Кудрин, Юдин,  Лалетин, Шахов, Ошаров и Шахматов. Все  эти  фамилии значатся  в  переписных  книгах Красноярского уезда 1671 г.  Регистрационная книга курагинской церкви упомянала в январе 1788 года Василия Ивановича Юшкова и в ноябре 1788 г. Алексея Петрова Шошина как жителей деревни Каратузской.  Таким образом выходит, что основание Каратуза казаками Шадацкого караула произошло между 1785 и 1789 гг. Годом основания можно считать 1786г. Расходясь в определении времени основания на Верхнем Енисее и его притоках сторожевых постов, учёные В. А. Ватин, В. Г. Карцов, Г. Ф. Быконя единогласно относили время основания казачьих селений к 60-80 гг. XVIII в.Эти выводы получили отражение в публикациях журналиста А. Буйских о Каратузе в 1990 г. в газете «Знамя труда»: «… Можно наверное твёрдо заявлять, что образование поселения (Каратузское) произошло в конце 80-х гг. XVIII в.».           Позже губернские и центральные власти  стали  переводить  на  поселение  в  эти  места  семьи  разночинцев,  отставных  и  наверстных  казаков,  которые  за  хлебное  и  денежное  довольствие  и  пользование  выделенными  угодьями  обязаны  были  нести  пограничную  службу.ЗаключениеВ период с 1967 по 2007 гг. с подачи каратузского краеведа Н. С. Сахарова основанием Каратуза считался 1727 г. По всеобщему мнению село возникло в 1727 г. на месте бывшего Шадатского форпоста. Однако эти данные документально не подтверждаются.В архиве Каратузского музея имеется таблица, составленная Н. С. Сахаровым в 1967 г. В ней приведены даты возникновения населенных пунктов Каратузского района без указания источников, из которых они заимствованы. Эти сведения заявлены как данные 1914-1916 г. Исследование документов означенного времени показало, что они не содержат сведений о времени основания поселений.  Обычно историки и краеведы всегда стараются «удревнить» историю каждого населенного пункта, вольно трактуя появляющуюся у них информацию. Порой  просто предполагается, домысливается и выдумывается то, чего на самом деле не только не было, но даже и не могло быть, Так вместо истории появляются легенды, мифы и сказки.     Тем временем существует вполне определенный порядок установления времени основания населенного пункта: документ, достоверное известие и косвенное свидетельство. По существу, в мировой практике датой основания любого населенного пункта считается первое упоминание о нем в письменных первоисточниках.Без сомнения каждый человек должен интересоваться своими истоками, любить и ценить свою малую родину, сберегать традиции и правила родной земли. Именно поэтому необходимо с научной стороны подходить к вопросу возникновения любых поселений нашей страны.
Использованные источникиАрхивные документыКГБУ «Государственный архив Красноярского края» (ГАКК).Ф.24. Оп.1. Д.5.Ф.31. Оп.1. Д.7.Ф.49. Оп.1. Д. 293.Ф. 160. Оп. 3. Д. 612.МКУ «Минусинский городской государственный архив» (МГГА).Ф.16. Оп. 1. Д. 4.Ф. 16. Оп 1. Д. 6.Ф. 36. Оп. 1. Д. 5.Ф.41. Оп. 4. Д. 46.Ф. 54. Оп 2. Д. 52.Ф. 54. Оп 2. Д. 72.КГБУ Архивный отдел администрации Каратузского района (АОАКР).Ф. 16. Оп 1. Д. 1.Ф.36. Оп 1. Д. 5.Ф. 54. Оп 1. Д. 72.Ф.54. Оп 2. Д. 73.Ф. 77. Оп. 1. Д. 14.
1. Периодические издания
1.1 Буйских А. П. История Каратузского района. – Знамя труда. – 20 июня1990. – С. 4–6.1.2 Соболев И. И. Из истории населенных пунктов. Каратузское. – Знамя труда. – 21 октября 2004. – С. 5–6.
2. Литература2.1 Быконя Г. Ф. Заселение русскими приенисейского края в 18 в. / Г. Ф. Быконя. Новосибирск: Б. и., 1981. – 248 с.2. 2 Ватин В. А. Минусинский край в 18 веке. / В. А. Ватин. – Минусинск: Б. и., 1913. – 121 с.2.3 Миллер Г. Ф. История Сибири / Под ред. И. Н. Винникова. – В 2 ч. / Г. Ф. Миллер. – М.: Восточная литература, 1999. – 457 с.2.4 Паллас П. С. «Путешествие по различным провинциям Российской империи» ч. 2. / П. С. Паллас. – СПб.: Альфарет, 2007. – 347 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top