Н.В. Борисова

Малые и средние города… Именно с них начинается Россия и миллионы людей их называют своей малой Родиной. Не зря говорят: «Сердце России – Москва, а душа – провинция». Именно таким культурным провинциальным городком, крепко связанным узами с нашей столицей – Москвой, является Алатырь.

"И учал государь мыслити з братом своим со князем Владимиром Андреевичем и з бояры и с всеми воеводами, как итти х Казани и на которые места; и приговорил итти государь надвое, вмещениа для людем, а самому государю итти на Володимерь и на Муром, а воевод отпустити на Резань и на Мещеру, а сходитца на Поле за Алатарем." Данный текст является одним из фрагментов описания последнего похода Ивана IVна Казань, закончившегося покорением Казанского ханства.

Неоспоримым фактом является тот факт, что поселение на месте современного города существовало еще задолго до упоминания в русских летописях. Это подтверждается найденными останками древнего городища городецкой культуры, предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён, стоянки балановкой, фатьяновской культуры, так же и археологическими находками X – XII веков.

Так или иначе, не позднее 1552 года (4 августа 1552года – по версии В.Э.Красовского) царь Иоанн Васильевич вместе со своим войском подошёл к устью слияния рек Суры и Алатырь приказал тут же при себе… построить рубленный город-крепость, назвав его по имени реки – Алатырем. Первое наперво в ново строенном городе строится церковь…». Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Московского государства.

   

Нести государеву службу по охране края в Алатырь селились конные казаки, стрельцы, служилые люди, отличавшиеся особыми чувствами к своему Отечеству. По указу царя в Алатырь присылались дворяне и боярские дети из Черня, Тулы, Брянска, Рязани, Солова и других городов. Дворне делились на городовых, которые несли военную службу по наряду, и московских, которые имели поместья в Московском уезде.

Алатырь был расположен в гуще языческого, а прежде всего чувашского и мордовского населения и быстро растущее христианского (русское) население органично вписывалось в общий процесс освоения территории и общегосударственную практику России.

В период Смутного времени в царской России Алатырь разделил участь ряда других городов и вошел в число «отложившихся» от царя Василия Шуйского. В то время, когда правил Алексей Михайлович, Алатырь был заселен стрельцами, пушкарями и посадскими людьми. Алатырцы не признавали власть Василия Шуйского начиная с 1606 г., и активно участвовали в борьбе против правительственных войск. В 1610 г. после свержения царя, участвовали в первом и Втором ополчении в борьбе против шведских и польских интервентов. В 1670 г. город выдержал штурм войск Степана Разина, в последствии чего был уничтожен кремль и многие его защитники. Алатырь стал опорным пунктом воеводы Ю.Барятинского, очищавшего от разинцев Присурье и двигавшегося от Симбирска на Саранск и далее к Пензе и Тамбову. В 1774 году город пострадал во время восстания Емельяна Пугачева, который сам входил в город.

В 1565 году город становится центром самостоятельного Алатырского уезда, одного из крупнейших в Среднем Поволжье. В 1708 году Алатырский уезд с образованием губерний приписывается к Казанской губернии. С 1719 – 1779 г.г. Алатырь становится центром провинции Нижегородской губернии. По жалованной грамоте императрицы Екатерины II в 1780 году было образовано Симбирское наместничество, в состав которого вошел Алатырский уезд. При правлении Павла I наместничество было переименовано в губернию. В 1866 году было создано Алатырское уездное земство, первым председателем стал Николай Александрович Крылов – отец знаменитого кораблестроителя Алексея Николаевича Крылого.

По постановлению Президиума ВЦИК от 20 июля 1925 года Алатырь с частью бывшего уезда был включен в состав Чувашской АССР. С 1927 г. г. Алатырь стал центром Алатырского района и включен в республиканское подчинение, где находится и до сих пор.

Территории Алатырского уезда в XVII в. была довольно обширно. На севере граничил с Нижегородским уездом, граница проходила по реке Пьяна. Восточная граница проходила по реке Сура, на отдельных территориях участках реки в уезд входили и правобережные территории. Южная граница проходила по линии разделяющей сегодняшние Ульяновскую и Пензенскую области и от верховий Инсара поворачивала на запад. Южным соседом уезда был Темниковский, ныне Сеченово, захватывавший верховья Суры, а на западе Арзамасский.

Росла роль и торгового значения г.Алатырь. Город имеел выгодное торговое положение на судоходной реке Сура и связь центра с югом проходила по линии: Москва – Владимир – Муром – Арзамас – Алатырь – Симбирск,  «торговые люди со всякими товары ходят к Москве через те городы». Это был самый короткий путь и привлекал дешевизной сельскохозяйственной продукции. Из Алатырского уезда хлеб отвозился для продажи на казенный винокуренный Люльский завод, располагавшийся в Алатырском уезде, где ежегодно выкуривалось до 336000 ведер вина, так же в гр. Румянцевых в с. Чиберчино Котяковского уезда, города Саратов, Царицын и Астрпхань. Князь Иван Дашков, оценивая экономику края в 1664 г., писал: «Как он был на Алаторе и при нем покупали на серебряные деньги Алатарской пуд (ржи), а казенных в нем две чети, по полуполтине, овса по четыре алтына».

Жители сел Алатырского уезда принимали участие в одной из самых крупных в России Карсунской ярмарке, на которую в конце XVII в., съежалось более 250 купцов из разных городов России.

За заслуги перед Отечеством российская императрица Екатерина II жалует г.Алатырь 22 декабря 1780 года герб, на котором были изображены: «В верхней части щита герб Симбирский, в нижней – три золотые колпана, наполненные стрелами, в красном поле, в знак того, что сих мест жители сие орудие с похвалою употреблять умели» (Рис 1.).

Рис.1.Указ Екатерины II 1780 г.

История города оставила в наследство большое количество памятников церковной, гражданской и промышленной архитектуры. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из которых являются памятниками федерального значения. Жилые дома, церкви и монастыри строились в различные исторические периоды, и зачастую являются уникальными объектами.

Первой культовой постройкой в г.Алатырье культовой постройкой в г.Алатыре было деревянное здание собора Иоанна Предтечи (1553 год). Особенно пострадал монастырь в «смутное время»: «игумен и братья, и служки, и крестьяня… от насильства разбрелись розно, и монастырь де розорен, и монастырская вотчина запустела». По преданиям в 1584 году был основан Свято-Троицкий мужской монастырь (Рис.2). В 1615 г. он был приписан к Троице-Сергеевой лавре, под управлением которого состоял до 1764 г. В монастыре скапливались огромные богатства. Хозяйство монастыря полностью обеспечивалось крестьянами. В монастыре находилась гробница известного святого подвижника схимонаха Вассиана. Когда-то рассказы и многочисленные повествования о чудесных исцелениях, происходивших от мощей Вассиана, разносились странствующими богомольцами по всей России вплоть до далекой Сибири. Необходимо упомянуть, что в предреволюционные годы Русской Православной церковью готовились документы на канонизацию Вассиана. В 1919 году мощи алатырского подвижника были вскрыты большевиками, а сам монастырь закрыт.

Рис.2. Алатырский Свято-Троицкий Православный мужской монастырь

В настоящее время Свято-Троицкий мужской монастырь почти полностью восстановлен, и с каждым кодом увеличивается поток паломников в эту обитель (Рис 3).

Рис.3 Алатырский Свято-Троицкий Православный мужской монастырь в настоящее время

В 1639 году строится Киево-Николаевский Новодевичий монастырь (Рис.4). история возникновения монастыря связано с выходом Указа царя Михаила Федоровича. В 1638 году, в связи с гонениями на православную церковь, игуменья Ладинского девичьего монастыря Елизавета Летинская с сестрами бежали из Литвы. В 1639 году они прибыли на алатырскую обитель. Вскоре после его основания монастырь «заслужил любовь и расположение к себе горожан».

Особым вниманием и милостью пользовался Киево-Николаевский Новодевичий монастырь не только у простого народа, нои у русских царей и цариц, начиная с Михаила Федоровича и заканчивая императрицей Марией Федоровной и великой княгинею Еленой Павловной. Вот как об этом пишет В.Э.Красовский в1899 г.: «Усердие их к обители проявлялось в разных дарах, присылаемых в монастырь, и в личном посещении монастыря. Так, царем и великим князем Михаилом Федоровичем были пожалованы монастырю иконы, богослужебные книги, колокола, мельничное место, а также заводь Старица для рыбной ловли на р.Суре и проч. Царь Алексей Михайлович после пожара, бывшего в монастыре в 1667 году, дает деньги на его постройку. Императрица Екатерина II удостоила монастырь своим посещением в 1767 году 9 июня и пожаловала монастырю ризы, воздухи и пояс из белой шелковой материи с цветами. На каждой вещи имелся вышитый золотом вензель императрицы. Император Павел Петрович в 1799 году жалует монастырю пахотную землю в количестве 30 десятин. Император Александр Павлович жалует монастырю лесную дачу из удельных дач в количестве 150 десятин. Императрица Елизавета Алексеевна в 1825 г. пожаловала напрестольное Евангелие, обложенное бархатом…..Императрица Мария Федоровна пожаловала в монастырь напрестольный крест серебряный, позолоченный, осыпанный стразами и другими драгоценными камнями, весом 164 золотника. Великая княгиня Елена Павловна прислала в дар монастырю серебряный вызолоченный потир со всеми к нему принадлежностями весом в 212 золотников». В настоящее время в Алатыре завершается восстановление уникального комплекса монастыря и проводятся церковные службы.  

Рис.4.  Киево-Николаевский Новодевичий монастырь

В 1619-1620 годах строится один из самых красивейших храмов – деревянный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Рис.5). Расположен храм на крутой возвышенности реки Сура в историческом центре города, так называемом Венце.

Рис.5. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1770 году возводится Николо-Знаменская церковь. В настоящее время является памятником федерального значения. Духовенство и купечество конца XVIII века серьёзно занимается возведением каменных церквей в Алатыре. Строились они согласно традициям христианства и Византии, но сохранялись и основные элементы архитектуры, присущие всем церквям России. Но так и или иначе, мастера вносили и своё, что делало памятники более прекрасными и неповторимыми.

Многие храмы (Храмы Киево-Николаевского Новодевичьего монастыря, собора Рождества Пресвятой Богородицы, Казанской Божией Матери, Рождества Христова, Божией Матери (Знамение) и другие) заменили деревянные постройки, которые пришли в ветхость, либо уничтожены в многочисленных пожарах. В 1779 году в городе строится один из ярких, интереснейших памятников - (Пятницкая) церковь, венчающая исторический центр города.

Церкви определяют облик города, не случайно представители российской интеллигенции считали, что если вы хотите познакомиться с культурой и историей города, то необходимо обойти их церкви.

По сведениям энциклопедического словаря Бонгузе (конец XIX в.) в Алатыре насчитывалось: «церквей 9 каменных (в том числе 2 собора) и две деревянные, два каменных монастыря и 4 каменные часовни; других зданий 47 каменных и 1413 деревянных, из них жилых 18 каменных и 1332 деревянных». С 1804 года по приказу Александра I, Алатырь строился по его утвержденному плану.

Более четырёх столетий Алатырь формировался как административный, духовно-культурный, торговый центр. Экономическое отношение Алатырь начал с торговли пушниной, земледелие и военной службы. Уже в 18-м веке большую роль сыграли ремёсла и торговля. А в 19-м веке город специализировался на обслуживание «подконтрольных территорий, торговле, обработки леса, который сплавляли вниз по р.Сура.

Алатырь второй половины XIX в. – вотчина богатых мукомолов и лесопромышленников Поповых. В 1862 г. К.Н. Попов основал водочный завод, приобрел паровые машины. В 1877 г. он учредил «Товарищество алатырских паровых и водяных мельниц» – акционерную фирму с основным капиталом более чем в 1 млн. руб. Ему же принадлежал и крупнейший магазин с торговым оборотом в 320000 рублей. Товары для него поступали из Петербурга, Москвы, Одессы, Ростова, Саратова, Самары, Баку, Нижнего Новгорода и др. Торговый дом К.Н. Попова являлся основным поставщиком товаров для мелких торговых заведений, находившихся в руках крестьян и мещан. А их было немало. Только в 1895 г. в городе имелось 62 торговые точки (магазины, бакалейные лавки на дому, мучные лавки, торговля печеным хлебом и др.), не считая 25 лавок в районе базара.

В Конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками.

На протяжении XIX в. Росло население города. Если 1795 г. в Алатыре проживало 2830 чел., то в 1859 г. уже 9437. В списке всех городов Российской империи, насчитывавшем в то время 678 городских поселений, Алатырь занимал 146-ю позицию. Быстрый рост объяснялся тем, что статус горожан получили жители пригорода Алатыря – Ямской слободы, которая стала именоваться Алатырским посадом. Алатырские ямщики, обслуживали Казанско-Нижегородский почтовый тракт. В конце XIX в. городского населения насчитывалось 12209 чел., а к 1915 году  число жителей удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. Для сравнения -  население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей.

Важную роль в жизни Алатыря сыграл 1893 год: было завершено строительство железнодорожного моста через реку Суру, и через Алатырь прошла ветка железной дороги от Рязани до Казани. Железнодорожная линия связала г. Алатырь с Москвой и Казанью. Благодаря этому ускорилось экономическое развитие города, усилились его связи с другими уездами. Алатырь превратился в крупный промышленный город Присурья. В 1877 году открыт общественный банк с основным капиталом в 10 тысяч рублей. В 1872 году через Алатырь проведена линия телеграфа и открыта телеграфная станция. В конце XIX в. были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее  - паровозоремонтный завод), остававшийся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

У города удивительное географическое положение — он находится на одинаковом расстоянии от Саранска, Чебоксар и Ульяновска. Это с самых давних времён возлагало на Алатырь особые полномочия — фактически вплоть до XX века он был центром пересечения культур Мордовии, Чувашии, Нижегородской и Ульяновской областей.

Развитие просвещения в городе Алатыре и крае, появление первых очагов культуры связано с началом монастырской колонизации, с развитием миссионерства. И первым центром, где начали обучение грамоте, был мужской Свято-Троицкий монастырь.

В 1911 году в Алатыре действовали 11 начальных училищ, в том числе одно приходское двухклассное, 8 одноклассных городских начальных и два церковно-приходских. В них занимались 1137 детей, из которых 40% - девочки. В городе работали и два привилегированных учебных заведения. Это мужская и женская прогимназии, которые выпускали учителей для низших народных училищ. В них приглашались преподаватели, в основном, с высшим или средним образованием. В 1902 г. открылось реальное училище. В 1909-1911 гг., когда директором был С.А. Керенский (двоюродный брат главы Временного правительства А.Ф. Керенского), были введены дополнительные предметы, изучение которых позволяло учащимся поступать и в университеты.

В 1919 открывается институт «Природоведения», где преподавали профессора Б.М.Жидков и С.А.Бутурлин, многое сделавшие для российской науки.

С 90-х годов XIX в. в Алатыре стал развиваться любительский театр. В 1899 году к юбилею Пушкина силами местной интеллигенции были поставлены пьесы по его произведениям, декорации рисовал всемирно известный Степан Эрьзя.

В 70-х годах XIX века начала работу первая типография Дублицкого В 1909-1910 годах в г.Алатыре выходит первое периодическое издание «Алатырский листок объявлений».

С 1908 года в городе проводятся ежегодные выставки изобразительного искусства, организатором их является художник – педагог Н.А.Каменьщиков. Функционирует кружок любителей изобразительного искусства. С 1908 по 1910 год фотограф Н.И.Волухин создает художественную летопись Алатыря, он фотографирует архитектурные виды города, его храмы, улицы, государственные учреждения. (на снимке: некоторые из фотографий).

В дореволюционный период в Алатыре и крае были широко развиты художественные промыслы: домовая резьба, плетение, ткачество, медная пластика, иконопись. В 1911 году открылся кинотеатр «Патэ», позже «АРС» - старейший кинотеатр города

В 1918 году впервые в Алатыре состоялось открытие художественной студии, руководителем которой стал Н.А.Каменьщиков. В этот же период открылась музыкальная школа. В 1920 году в городе принимали своих читателей 3 библиотеки. В 1934 году открылась художественно-граверная школа, позднее художественное училище, организатором которого был художник-гравер С.Ф.Быков - один из крупнейших граверов дореволюционной России.

Начавшаяся 19 июля (1 августа) 1914 г. война резко изменила жизнь города. Армии требовалось не только оружие и боеприпасы, но и огромное количество обмундирования, обуви и другого имущества, которое и стало изготавливаться в городе и уезде. С августа 1914 г. по май 1916 г. в Алатыре и окрестных селениях для интендантского ведомства было сшито 61527 пар сапог, 347354 шинелей, 472180 рубах и другого имущества. В Буинско-Алатырском лесничестве велась заготовка березовых ложевых болванок и брусков (наствольные и дульные накладки винтовок) для Тульского оружейного завода.

При посредничестве ВПК в 1915 – 1916 гг. артели кустарей и учебно-ремесленная мастерская Алатырского уезда изготовили десятки тысяч снарядных ящиков, соломенных матов, деревянных лопат и т.п.

Призывы в армию, реквизиция лошадей для нужд военного времени, сокращение посевных площадей, упадок валового сбора зерна, разруха на транспорте обострили продовольственный вопрос. Хлеба требовалось все больше, т.к. население города постоянно росло. Рост цен, спекуляция, падение покупательной способности рубля – характерные приметы того времени. Попытки нормировать потребление провалилось. К концу 1916 г. и по карточкам нельзя было достать муку, сахар. В январе 1917 г. алатырский городской голова сообщал в Симбирск о «совершенном отсутствии в городе ржаной муки». Даже в воинских частях ощущалась острая нехватка продовольствия. Командир одного из батальонов, расквартированного в городе, с возмущением писал в Алатырское уездное земство: «Кормить по закону хлебом я обязан, давать же вместо хлеба читать (ваши) циркуляры я не имею права».

В период мирного строительства (1920 – 1940г.г.) в новых условиях Алатырь решал проблемы экономического и социального развития, культурного строительства, повышения материального и духовного уровня жизни горожан. Для руководства национализированной промышленностью в городе был создан Совет Народного хозяйства. Под его контролем стала проводиться реконструкция старых предприятий, одновременно создавались новые производства, постепенно улучшались условия жизни населения.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась жестоким испытанием для всего народа нашей страны. В горниле войны, ратных сражениях на её фронтах, участвовали и алатырцы. С первых дней войны Алатырь стал не только городом-тружеником, живущим в условиях военного времени, он осуществлял большую мобилизационную деятельность для организации отпора фашистским агрессорам. Здесь была сформирована 141-я Стрелковая дивизия, бойцы которой проявляли на фронте доблесть и героизм. В пригородном Чуварлейском предместье находился штаб резервной общевойсковой армии. Осенью и зимой 1941 года значительная часть жителей города и района привлекалась к сооружению линии Укрепрайона по реке Суре и её прибрежных лесах. Создаваемому оборонному рубежу придавалось важное стратегическое значение. Не случайно, в тот период времени Алатырь посетил видный государственный и военный деятель К.Е.Ворошилов. Значение Алатыря в условиях военного времени обуславливалось рядом обстоятельств: глубокий тыл, развитость экономики и социальной сферы. Сюда были эвакуированы ряд предприятий из оккупированных районов, в том числе одно из оборонных производств. В городе нашли приют тысячи людей - женщин с детьми с тех же оккупированных территорий. В Алатыре были развернуты четыре госпиталя для лечения раненых. Здесь же размещался запасной авиационный полк. Излечивающиеся в госпиталях военные летчики направлялись сюда для восстановления лётных навыков и возвращались на фронт.

Война не обошла стороной в Алатыре ни одну семью, ни одного человека. Однако, самым характерным признаком в этой войне было проявление подлинного патриотизма алатырских жителей. Он выражался в стремлении многих людей пойти добровольцами на фронт. Интенсивно шли занятия в аэроклубе. Только за май - август 1941 года в лётные школы ВВС были зачислены 104 выпускника из 107. Став военными летчиками, они показывали образцы отваги и мужества, боевого мастерства в воздушных боях с противником.

Алатырская земля вырастила храбрых, боевых и отважных сыновей и дочерей. За свои ратные дела, за героизм, тысячи наших земляков награждены боевыми орденами и медалями. Звания Героя Советского Союза удостоены 14 алатырцев, пятеро из них - бывшие выпускники аэроклуба. Это боевые летчики А.В. Кочетов, П.Г. Макаров, А. М. Осипов, З. И. Парфенова, В. А. Соловьев. Наряду с ними Золотыми звездами награждены М. П. Боронин, В. Ф. Ветвинский, И.М. Ивкин, И.И. Кувин, А. И. Тупицын. Двое алатырцев – А. М. Горчаков и М.С. Большов награждены солдатским орденом Славы трех степеней. Алатырский край стал Родиной многих видных и известных командиров и военачальников.

В годы военного лихолетья были едиными фронт и тыл. С первых дней войны народное хозяйство города было переведено на военный лад. На всех участках производства взамен ушедших на фронт мужчин остались женщины и подростки. Все действующие городские предприятия срочно переводились на выпуск военной продукции. Ускоренными темпами вводились в строй предприятия, эвакуированные из оккупированных районов страны. В их числе и оборонное предприятие из Ржева, эвакуированное вместе со своими рабочими, служащими, инженерно-техническими работниками. Уже в 1942 году во вновь возведенных цехах разместилось станочное оборудование, семьи рабочих были расселены по частным квартирам. Одновременно формировался производственный персонал из числа алатырского местного населения. К концу 1942 года предприятие приступило к выпуску военной продукции, а в следующем - работало на полную мощность. За годы войны предприятием отремонтировано и поставлено на нужды фронта артиллерийских орудий - 2300 единиц, минометов - 1300 единиц, пулеметов - 5000 единиц. Из всех видов стрелкового оружия фронт получил винтовок и карабинов - 240 тысяч штук, револьверов и пистолетов - 95 тысяч штук, оптических приборов - 13000 единиц. Выполнялись фронтовые заказы на поставку некоторых других видов военного имущества и снаряжения. Поставленных фронту всех видов вооружения было бы достаточно для оснащения трех десятков пушечных артиллерийских полков, более двух с половиной десятков стрелковых пехотных дивизий или других войсковых подразделений и соединений.Таковым был непосредственный вклад алатырских оборонщиков в Великую Победу над врагом.

Высокий патриотизм горожан и сельчан выражался в оказании помощи фронту, кто чем мог: собирали подарки для бойцов, вносили личные сбережения на вооружение армии. Так, коллектив паровозоремонтного завода собрал и внес 170 тысяч рублей личных сбережений на строительство танковой колонны. Молодежь городских предприятий, учащиеся школ и техникумов собрали и внесли 200 тысяч рублей на строительство воздушной эскадрильи. Колхозник села Иванькова А.М. Сарсков внес 100 тысяч рублей на строительство самолёта, супруги Н.В. и Т.И. Зайкины из Алатыря пожертвовали 50 тысяч рублей на строительство самолёта.

День Победы, 9 мая 1945 года, для алатырцев, как и всех советских людей, стал самым светлым праздником радости и счастья со слезами на глазах. Одновременно эти благородные чувства слились с горечью скорби за понесенные потери. С полей сражений не вернулись 8360 алатырцев, сложивших свои головы на полях сражений, пропали без вести 4275, умерли от ран и болезней более 600.

В Алатыре послевоенном, как и всюду по стране, наряду с ликвидацией последствий войны, нужно было в самые кратчайшие сроки восстанавливать ослабленный промышленный потенциал и всю социальную сферу. К слову, алатырцам потребовалось чуть более полутора лет, чтобы к концу 1947 года превзойти довоенный уровень по объемам производства, выработав продукции более чем на 17 млн.рублей. Основной вклад в этот результат внесли в те послевоенные годы наиболее значимые коллективы предприятий паровозоремонтного завода, локомотивного депо, обувной, махорочной, гармонно-лыжной фабрик, лесозавода и деревообделочного завода, леспромхоза МТП, центральных ремонтных мастерских лесного хозяйства, строительного треста «Алатырьстрой».

В 50-60-е годы в Алатыре были построены заводы «Электроприбор» и «Электроавтомат», на базе бывших центральных ремонтных мастерских открыт электромеханический завод. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика, значительно позже завод низкотемпературных холодильников, комбикормовый завод, сыродельного комбината.

В эти годы Алатырь становится не просто крупным городом Чувашской Республики, а ее многопрофильным промышленным субъектом. Однако, главным результатом индустриального развития Алатыря явилось развитие всей социальной структуры городского хозяйства: обновился жилищный сектор, повлекший за собой решение проблем благоустройства, развития коммунальной сферы. Подъем экономики оказал положительное воздействие на всю социальную сферу, включая школьное образование, здравоохранение, культуру. С развитием крупных жилых микрорайонов - Стрелка, Западный-1, Западный-2, жилых кварталов в районе старой городской застройки одновременно были возведены объекты нескольких детских комбинатов, здания общеобразовательных школ №№ 2, 3, 6, 7, 11. Это уже не отдельно стоящие здания, а комплекс сооружений учебного, производственного, оздоровительного назначения - спортивные залы, плавательные бассейны, теплицы и прочее. Были введены в эксплуатацию лечебные учреждения - поликлиника и хирургический корпус больницы, детско-юношеская спортивная школа, Дом детского творчества, Дом быта, гостиница «Заря», открыт филиал Чувашского государственного университета. Венцом алатырских зодчих явилось здание городского Дворца культуры.

Вглядываясь в толщу лет, вспоминая период послевоенного возрождения, сегодня нельзя, как это пытаются некоторые, умалить и принизить роль тогдашних городских органов управления, людей, возглавлявших промышленные предприятия и учреждения социальной сферы.

Годы перестройки в конце прошлого столетия внесли свои коррективы в жизнь многих трудовых коллективов города. К чести большинства промышленных предприятий они сумели найти свое собственное место в условиях современных радикальных экономических реформ. Успех по праву сопутствует тем, где целенаправленно внедряются новые технологии, продукция по своему качеству становится конкурентоспособной, пользующейся спросом на рынках сбыта. За плечами многих пережитая экономическая трансформация, продиктованная общероссийскими реалиями.

Сегодня для Алатыря - пора расцвета, когда живая связь прошлого и настоящего объединяет поколения. За последние годы он заметно преобразился, сумев при этом сохранить свое историческое своеобразие, чистоту и уют площадей, парков, улиц, неповторимый стиль и уникальный архитектурный облик. На сегодняшний день в Алатыре насчитывается около 90 зданий и сооружений, имеющих историческую и культурную ценность. Два из них являются памятниками федерального значения.

Нет подобного города в нашем регионе, где было бы сохранено такое количество храмов. В начале XX века в Алатыре было 17 церквей. На сегодня восстановлено два монастыря - Свято-Троицкий мужской и Киево-Николаевский Новодевичий женский. Завершены работы по реставрации и открыты для богослужения 7 приходских храмов и 8 монастырских. В Свято-Троицком монастыре возведен уникальный объект - 83-метровая колокольня.

Построен храмовый комплекс в честь иконы «Нечаянная радость» при городском кладбище. Здесь же в октябре 2011 г. состоялось официальное открытие мемориала Памяти на месте перезахоронения останков жертв политических репрессий 30-х годов прошлого века.

Реставрация и строительство новых храмов осуществляется преимущественно на средства меценатов и пожертвования. За последние годы они исчисляются сотнями миллионов. Муниципалитет принимает самое активное участие в восстановлении памятников истории и культуры. Многое из достигнутого стало возможным благодаря совместным усилиям светской и духовной власти в городе, которая является образцом взаимоотношений, направленных на позитивный результат.

Значимым событием культурной и духовной жизни города стало создание в ноябре 2011 г. православного благотворительного Фонда с именем «Алатырь». Его цели - созидание и укрепление основ гражданского общества, миссионерская деятельность. Свое согласие участвовать в попечительском Совете Фонда дали многие известные не только в нашем городе, но и в России священнослужители, общественные деятели, ученые.

Алатырь справедливо считают центром православного Поволжья и средоточием русской культуры в Чувашии.

Жителям нашего города посчастливилось быть свидетелями визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Алатырь в июле 2001 года. Его пребывание не прошло бесследно, оно оказало колоссальное воздействие на возрождение духовности и укрепление в вере многих горожан.

За последние годы в Алатыре возведены новые объекты, придавшие более современный вид нашему историческому городу и украсившие его. Это – красивейший архитектурный ансамбль, включающий железнодорожный вокзал, привокзальная площадь и перекидной мост, европейского уровня физкультурно-спортивный комплекс, Дом правосудия, красавец мост через реку Суру. Алатырь становится узнаваемым. На Всероссийском конкурсе «Самый благоустроенный город России» за 2006 год город был удостоен специального Диплома. Неоднократно Алатырь являлся победителем и призером ежегодных республиканских конкурсов «Самый благоустроенный город Чувашской Республики». Победителями и призерами в отдельных номинациях республиканского конкурса также многократно признавались уникальные по своей красоте и дизайну территории храмов и монастырей нашего города.

В настоящее время город Алатырь играет заметную роль в культурной и общественной жизни республики. Один из семи городов Чувашии он входит в Союз малых городов России. С 1992 года Алатырь является республиканским Центром русской культуры. Благодаря совместной деятельности Центра и отдела культуры налажены культурные связи с соседними республиками и областями.

«Алатырь есть город особый. Центр действительной российской глубинки, каких мало сохранилось, уникальной географической периферийной зоны. Алатырь – сочетание странных, удивительных и единственных в своём роде вещей. Продвинутая промышленность и активная религиозная жизнь, замечательный природный и культурный ландшафт, культурно-этнический и исторический заповедник, заповедник особого местного регионального сознания. Город этот благородный, насыщенный, упорный, статный, крепкий и при этом тихий и уютный!»- сейчас уже трудно назвать автора этого довольно точного и емкого выказывания о нашем городе. Впрочем, что не мешает цитировать это своеобразнее определение в публикациях об Алатыре.

В последние годы г.Алатырь достойно подтверждает определенную ему миссию города, как культурно-исторического русского православного центра на юге Чувашии с развивающейся промышленностью. Одним из ярких тому примеров является решение о включении нашего города в российскую программу моногородов. В Российской Федерации определено 325 моногородов. Среди них - и наш город Алатырь. Успешно защитив Комплексный инвестиционный план модернизации до 2020 года на уровне Правительственной комиссии, наш город был включен в число 15 моногородов России, которые вошли в программу финансирования в первоочередном порядке. В первом квартале 2012 г. средства в размере 176 млн. рублей по Распоряжению Председателя Правительства РФ В.В.Путина поступят в Алатырь в рамках государственной поддержки реализации мероприятий комплексного инвестиционного плана модернизации монопрофильного муниципального образования г. Алатырь. Уже известно, что направлены они будут на реконструкцию городских очистных сооружений, строительство магистральных водопроводных сетей и блочно-модульной котельной в микрорайоне «Западный».

На протяжении ряда последних лет в Алатыре отмечается позитивная динамика в экономике. Прибыльно работает большинство промышленных предприятий города. Так, в 2011 г. оборот по кругу крупных и средних организаций к концу года достиг 4 млрд. рублей, что составляет 106,7% к уровню 2010 года. Крупными и средними предприятиями и организациями города отгружено товаров собственного производства по обрабатывающим производствам, выполнено работ и услуг по производству и распределению электроэнергии, газа и воды на 3,3 млрд. рублей.

В 2011 году в городе начали функционировать еще два новых предприятия. В январе в микрорайоне «Ямская» открылось швейное предприятие «Лекс – Фэшн», а в октябре после проведенной реконструкции сдан в эксплуатацию комбикормовый завод ООО «Агрохолдинг «Юрма»

Одним из важных направлений деятельности, реализуемой администрацией г. Алатыря, является создание условий для развития предпринимательства. На реализацию программных мероприятий в прошлом году Алатырю выделены средства в объеме 16,7 млн. рублей из федерального бюджета, еще 4 млн. рублей - это республиканские ассигнования. Финансовую поддержку в виде грантов получил 41 субъект малого предпринимательства, деятельность которых будет направлена на развитие производства строительных материалов, выполнение отделочных и строительных работ, народно-художественных промыслов и ремесел, изготовление металлоконструкций и изделий, на развитие сферы потребительских услуг и культуры.

В 2011 году вложение инвестиций за счет всех источников финансирования в экономику города достигло 664 млн. рублей, из них свыше 112 млн. рублей вложено бюджетных средств. Городу было выделено более 20 млн. рублей на продолжение программы капитального ремонта многоквартирных домов. На эти средства отремонтированы 9 многоквартирных домов общей площадью 12362,5 кв. м, в которых проживает 595 человек.

Реализуется федеральная программа переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда, финансирование которой составило 52 млн. рублей. В строящиеся в настоящее время 60-ти квартирный дом в м-не «Западный» и два двухквартирных дома на «Стрелке» переселятся 149 человек из 13 ветхих домов.

В прошлом году в городе улучшили свои жилищные условия 27 молодых семей и две многодетные, 14 детей-сирот. Свидетельства о праве на единовременную денежную выплату для приобретения или строительства жилых помещений получили 104 ветерана Великой Отечественной войны.

В соответствии с республиканской целевой программой «Модернизация коммунальных котельных и тепловых сетей» в настоящее время в городе завершено строительство блочно-модульной котельной и реконструкция тепловых сетей для теплоснабжения и горячего водоснабжения квартала "Центр" по ул. Гоголя.

Это и многое другое способствует тому, что алатырцы все больше любят свой город, бережно хранят все самое лучшее в его историческом прошлом, развивают славные традиции, обогащая их новым содержанием. Они понимают, что именно с любви к малой родине, ее истории начинается понятие Отечества, формируется священное чувство патриотизма, начинается рождение человека- гражданина.

Список используемой литературы:

  1. Алатырь. Летопись города. Факты, события, воспоминания, фотографии. В двух частях. XVI - начало XX века. - Алатырь: 2002.
  2. Ильинова А., Знакомый и незнакомый Алатырь. Прогулки по улицам города, -М, 2012 – 205 С.
  3. Писцовая книга татарским поместным землям Алатырского уезда 1624–1626 годов: публ. текста / сост. В. Кочетков, М. Акчурин. — М.-Н. Новгород: Медина, 2012. — 204 с. 
  4. Караваев М., Вдоль по Суре –М., 2002 – 113 С.
  5. Летуновский В.И., "Летопись земли алатырской"; Алатырский издательский дом, 2008г. – 164С.
  6. 6. Алексеев, Б.Л., Алатырское духовное училище. Изд-во Чувашского государственного института туризма и сервиса, г.Чебоксары 1999г. – 112С.
  7. 7. Шишкин, В.М. Алатырский край в XX веке: Топонимический словарь. - Чебоксары. Институт туризма и сервиса, серия «Память Чувашии», 2002. 120 стр.
  8. 8. Кочетков В.Д., Алатырь. Краткий исторический очерк; Чув. Книжное изд-во, 1978г. – 2000С.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top