М.В. Чащина
 
Введение
 
Двадцатые годы прошлого столетия вошли в историю нашей страны не только как время становления советской власти и новой экономической политики, но и как период бурного развития культуры. В одной из своих последних статей («О кооперации», 1923г.) В.И.Ленин назвал культурный скачок, который должна была свершить России, чтобы догнать развитые страны, «культурной революцией».
1920-е годы в культурной жизни страны – это стык культуры буржуазной, религиозной и революционной. Это время неустойчивое, противоречивое: борьба с религиозной пропагандой, резкое падение влияния церкви, культурная революция, прорыв в образовании, создание пролетарской культуры, образование нового слоя коммунистической интеллигенции, культурный обмен с Западом, приезды деятелей культуры и искусства в Россию. Страна бурлит новыми идеями, сосуществуют различные стили и направления. Это время небывалой активности общественной деятельности. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Многими исследователями провинция представляется в первую очередь как хранительница национальной культуры, традиций, ценностей, как выразительница консервативных взглядов на многие процессы, происходящие в российском обществе. Считается, что культурный ландшафт провинции живет памятью о прошлом и надеждой на будущее. Как события культурной жизни страны нашли отражение в культурном пространстве уездного города? Это и стало главным вопросом курсовой работы.
Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня, как и сто лет назад, на краеведение возлагаются большие надежды в сохранении исторического и культурного наследия XX века. Изучение культуры и деятельности краеведческой организации имеет большое значение, так как направления работы ГОК 1920-х годов востребованы в наше время, о чём отмечалось на первом съезде географов России в 2011 году: «Необходимо усилить изучение природного и культурного наследия Вологодской области и всей России». Были обозначены практические шаги для осуществления данной цели: исследовательская, познавательная, просветительская деятельность, волонтёрство, туризм. Во главу угла была поставлена практическая направленность - создание межрайонных станций полевых исследований.
 
 Объект исследования – культурное пространство уездного города в 1920-е годы, предмет – «культурные гнёзда» г.Грязовца в 1920-е годы.
Цель работы: отражение событий культурной жизни страны в культурном пространстве уездного города.
Задачи работы:
1. Выявить источники по истории культуры г.Грязовца в 1920-е годы.
2. Выявить «культурные гнёзда» в уездном городе в 1920-е годы;
3. Выделить особенности их деятельности;
4. Дать оценку масштабам и значению развития культуры в уездном городе в 1920-е годы.
 
Источниковую базу исследования составили: архивные материалы ГАВО, кукольного театра «Теремок» г. Вологда, редакции газеты «Сельская правда», Грязовецкого краеведческого музея, воспоминания грязовчан о 1920-х гг., документы личного происхождения, фотодокументы. 
Основными методами исследования стали: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие.  
 
Основная часть
Глава I
Образовательная политика государства
 
Всеобуч и развитие библиотечного дела в г.Грязовце в 1920-е годы
 
Одним из центральных направлений политики государства в области культуры была работа по ликвидации неграмотности. Накануне 1917 г. три четверти взрослого населения были неграмотными. С конца 1918 г. началась реорганизации школы. Была создана единая трудовая школа из двух ступеней (5 и 4 года). Плата за обучение была отменена. В то же время была создана комиссия по ликвидации неграмотности. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединили городские шефские организации, призванные помогать в подъёме культуры в стране. В уезде школ по ликвидации неграмотности было открыто 40, количество учащихся составляло 791 человек, из которых окончили школу 249 . 
Часть ликвидаторов в летнее время привлекалась к работе на детских площадках. В УОНО (Уездный отдел Народного Образования) шли потоком образцы анкет и инструкции. В инструкциях учреждениях указывалось на то, что нужно изъять из советской трудовой школы церковное пение и уделить внимание народной культуре. В 1920-е гг. писатели и художники начали проявлять большой интерес к народному творчеству, фольклору, костюмам, музыке, обычаям, языку. На это обращалось внимание в комплексных экспедициях ГОК (Грязовецкого общества краеведов). Из отчёта внешкольного п/о Грязовецкого Управления Народного Образования о работе за время с 1 января по 1 июня 1920 г.: «В связи с проведением в жизнь декрета Советского Народного Комиссариата от 26.12.1919 г. преступлено было к обязательному обучению взрослых на всей территории уезда. В марте месяце в городе Грязовце было устроено 12 дневных курсов для подготовки работников по ликвидации неграмотности» . Здесь же в отчёте отмечается, что 60 человек обучавшихся обучились 42, к работе приступили 26 человек. К работе были подключены школьные преподаватели, работа их идёт более успешно, чем у остальных ликвидаторов.
Школы для неграмотных начали функционировать с 15 апреля 1920 г. В Грязовце со 2 апреля занятия проводились вечерами с 18.00 по 4 часа. Следует заметить, что по данным отчёта, учащиеся шли на занятия по принуждению.
В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о религии, о судьбах интеллигенции, крестьянства и рабочего класса. Оживилась деятельность по созданию научных философско-исторических обществ, активизировалось общественное движение по созданию научных, творческих объединений, кружков. В Грязовецком уезде действовало 56 кружков. Кружки создавались при предприятиях, учреждениях, школах и т.д. Инструктирующий персонал вёл культурно-просветительскую работу, ставя в основу работы привлечение живых сил из среды населения . 
На мероприятия зачастую не хватало денег, и кроме того на издательскую деятельность, поэтому органами власти было принято положение о налоге в размере 1 рубль с каждого гражданина на уездные культурно-просветительские нужды. 
Из протокола собрания членов правления культурно-просветительского кружка служащих и рабочих ст. Грязовец от 15 декабря 1920г. видна будничная жизнь(приложение.). Это организационные вопросы кружка, планирование культурно-просветительской деятельности: вечера, дежурство членов при читальне, расклейка плакатов, анкет, подготовка инвентаря и помещения для выступления артистов. На повестку дня выносились и хозяйственные вопросы: отопление комнат артистов (перенос железной печи), заготовка дров, решение проблемы отопления помещения клуба .   
Ведущая роль в просветительской работе отводилась библиотекам, избам-читальням. В начале 1920-х гг. в Грязовце работала «по нормальному типу налаженная» одна библиотека с количеством книг 4626, читателей в месяц 180 . Выдержка из архивных документов: «В настоящее время идёт спешная организация изб-читален, сеть которых расширена до каждой деревни» . В адрес заведующего изб-читален направлялись газеты и литература. Целью данной деятельности является становление широкой непосредственной связи с самим населением, привлечение его к активной культурно-просветительской деятельности . 
На 1 января 1920 г. количество «неорганизованных домов» ( где были библиотеки) – составляло 3 специальных здания частных домов и 10 политических домов. Литературные чтения и дискуссии, творческие и музыкальные вечера проходили в частных домах грязовчан. Сохранились воспоминания о таких мероприятиях в семье Лобанцевых и Масловых. Борис Маслов входил в писательскую группу «Перевал». В доме после выступления и чтения лекций в клубе профсоюза, останавливались Багрицкий, Пестюхин и Жаров. В 1926 году в альманахе напечатано произведение «Печаль земная». К чтению лекций активно привлекались руководители разных уровней, ученые, творческие люди, приезжающие в Грязовец. Это Анатолий Субботин – писатель, руководитель внешкольного отделения. УОНО читал лекции по литературе для учащихся, широкой публики и красноармейцев. 
 
Театр и музыкальная школа в г.Грязовце в 1920-е годы
 
На 1920-е годы приходится расцвет театральной деятельности. Театр играл не только развлекательную, но и просветительскую роль, прививая новые взгляды на жизнь, ставя философско-этические вопросы, являясь мощным рупором новой власти. Театр заставлял зрителей думать и размышлять. «Не умеют читать, пусть видят!» - позиция, которая способствовала подъёму, как профессионального театра, так и любительского. На это время приходится сосуществование разных стилей, направлений, течений: реализм МХАТА Станиславского и новый театр Мейерхольда, отменявший старые формы театра. 
Подвижники театральные инструкторы едут в провинцию создавать любительские труппы с целью просвещения и обучения. В 1919 г. в Грязовец приезжает ученик Станиславского А.В.Бадаев и создаёт великолепный театр. Любительские театры не подчиняются законам коммерции. Именно здесь находят воплощение смелые и наиболее современные художественные новации. 
О создании театра А. Бадаев пишет в своём письме-воспоминании краеведам г. Грязовца 1919-1923 гг. Бадаевский театр – это, пожалуй, наивысший расцвет театральной деятельности в Грязовце. Театр возник на базе музыкальной школы, в которой работали энтузиасты своего дела, высокопрофессиональные люди по музыке и вокалу. Это отмечает в своём письме и Бадаев. В музыкальной школе был открыт класс-студия драматического искусства. Порадовало меня, что в маленьком городе существовала музыкальная школа для трудящихся города и района. В школе работало три класса музыкального и вокального искусства:
По классу виолончели и скрипки (Д.М. Банович, Н.С. Лобанцев)
По классу рояля и пианино (С.А. Гублар, В.В. Лебедев)
По классу хорового и сольного пения (В.А. Воронин)   
В феврале 1920 году музыкальная школа получила статус Государственной. Список дисциплин пополнился классом народных инструментов. Подотдел искусства при Государственном музыкальной школе организовывал хор и оркестр струнных инструментов. Музыкальная школа постоянно устраивала концерты в городе и районе, которые пользовались большим успехом у зрителей. Это отмечает Бадаев  в своем  письме краеведам. В музыкальной школе был открыт класс-студия драматического искусства. Студия работала по новой системе только что появившейся в МХАТЕ, основоположником которой являлся Станиславский. 
 Преодолевая невероятные трудности (отсутствие помещения, костюмов, грима, декораций, финансирования), удалось создать театр, который оценили не только горожане, но и профессионалы. Каждая постановка театра становилась событием. Об этом писали местные и областные газеты. Весной 1921 года грязовецкие артисты четырежды выступали на губернской сцене при полном зале и с полным успехом. «Грязовчане выдержали экзамен» - так прокомментировала гастроли в Вологде газета Красный север (от 28 мая 1921 года). Хорошую игру грязовецкого театра отмечали в российском журнале «Театр» и еженедельнике «Жизнь искусства». Спектакли шли по несколько раз. Билеты расходились сразу. Например, пьеса «Власть тьмы» А. Толстого была объявлена подряд на 4 вечера. И еще после первого спектакля билеты были куплены на все 4 спектакля. 
Л.П.Сухаревская, народная актриса, уроженка Грязовца, вспоминала о том, что театр Бадаева определил и её будущее, она стала актрисой. Первой искрой, побудившей в сердце будущей актрисы чувство любви к театру, послужила пьеса «Гибель надежды», которая была впервые поставлена в октябре 1920 года народным театром под руководством А. Бадаева.
Из воспоминаний Никольской О.Н., заслуженного учителя РСФСР: «В 1920-е годы в Грязовце существовало театральное здание, но было оно неказистое, что-то вроде сарая, а театральная труппа была превосходная…Я отлично помню, как играли они «На дне» М.Горького. Я много раз на больших столичных сценах смотрела этот спектакль и нахожу, что в Грязовце он исполнялся нисколько не хуже. Все спектакли я посещала, и в моём духовном развитии они сыграли немаловажную роль» .(приложение)
В уезде имели распространение и передвижные театры. В Грязовец приезжали со спектаклями столичные артисты МХАТА, Мариинского театра. В Государственном архиве Вологодской области сохранилась афиша спектакля «У моря» Энгеля, поставленного в Грязовце .(приложение)
 
 
Студия живопись, художественный музей и общество фотолюбителей в Грязовце в 1920-е годы
 
В 1920-е годы в Грязовце работала школа живописи, которая размещалась в здании музыкальной школы. Преподавание вели Николай Степанович Лобанцев и Сергей Алексеевич Шустров. Об этих педагогах остались самые тёплые воспоминания. «В студии художеств мы рисовали прямо с натуры. Многие из нас хотели стать художниками. В школе устраивались выставки, на которые приглашались горожане» .
С.А.Шустров создал в Грязовце художественный музей, где были собраны великолепные полотна, в том числе известных художников – Милиотти, Паскевича и других. Художественный музей существовал с 1917 по 1923 гг. Известный художник Милиотти до 1917 года жил в Грязовце, работая судовым следователем.
В своём отчёте «Краткая история художественного музея» он с горечью рассказывал, как много пришлось пережить ему, опасаясь за судьбу драгоценных полотен. Картины не раз перебрасывались из одного помещения в другое (дом А..Морозова, пед. курсы, музыкальная школа, школа II ступени, дом партии и союзов). 
С.А.Шустров был человеком, преданным искусству и понимал необходимость сохранения художественных ценностей, несмотря ни на какие перемены в жизни, идеологии общества. 
Из воспоминаний Е.Л.Смуровой: «Ставили мы и спектакли, декорации и костюмы изготовляли сами под руководством учителя С.А.Шустрова. При организации школьных праздников, рождественской ёлки старались сделать всё, чтобы доставить детям радость. Это спектакли, концерты, «туманные картины», нарисованные на стекле прозрачными красками. Изображения рассматривали при помощи волшебного фонаря. Внешкольный отдел имел 15 волшебных фонарей».
О трудности школы живописи свидетельствуют и архивные материалы ГАВО. «За деньгами заведующий художественным отделом обращался в Москву. Когда оборудование, чучела птиц, рисовальные принадлежности были приобретены, открытие школы переносилось из-за отсутствия помещения. Три предназначенных класса до сих пор заняты военным отделом» .
В 1920 г. был издан художественный исторический сборник Грязовецкого Уезда. Этому вопросу уделялось значительное внимание. Документы о подготовке издания были подписаны председателе отдела А. Субботиным. 
«Собирались материалы по изданию сборника Грязовецкого уезда, для каковой цели были произведены фотоснимки представляющей исторический интерес местностью. Производятся записи легенд, частушек, собираются документы» .
 Под руководством Седунова 10 февраля 1919 года было открыто общество фотолюбителей. Целью являлось объединение всех фотолюбителей в тесное содружество. Уделялось большое внимание распространению фотографического искусства в народе. В обществе, ввиду отсутствия денежных средств, были введены членские взносы. Общество ставило своей задачей устройство концертов, спектаклей и выставок. Количество членов общества – 32 . В обществе был утвержден устав, разработанный коллегией отдела народного, образования на собственные средства членов общества был командирован в Москву председатель общества Т.Седунов. Закупки, фотоматериалы и химические реактивы, которые были распространены среди членов общества.
В 1920 г.  в Грязовце работал электротеатр «Чудо», расположенный на ул. Пошехонской на берегу р. Ржавка у моста. Электротеатр обслуживало 8 человек . Так как содержание театра обходилось накладно для бюджета, проблема решалась повышением цен на билеты и упразднением льготных билетов . 
Из отчёта за 1920-1921 гг. Грязовецкого отдела народного образования видно, что в городе работал театр 1, кино – 1, кружки культурно-просветительские – 56, хор – 1, музей – 1, музыкальная школа – 1. Вся эта деятельность испытывала финансовые трудности и была организована на идеях благотворительности и активности граждан. Об этом свидетельствуют записки из газеты «Деревенский коммунар». Основная заслуга учреждений, основанных на общественной инициативе – становление гражданского общества. 
1920-е годы внесли существенный вклад в улучшение быстро развивающейся городской жизни, удовлетворяя различные нужды и интересы горожан. В благоустройстве города большую роль сыграли постановления для жителей города и субботники. Организации проведения субботников по обустройству города отводиться внимание в материалах краеведа Носковой А.Н. Обустраивали центральную часть города, городской садик и набережную Ржавки. Для этих целей использовались кустарники, привезенные из усадьбы Олсуфьево. Отличительной чертой этих субботников являлось их многочисленность. «1 мая 1920, в субботнике по обустройству центра города участвовало 1200 человек». По завершению субботника обычно проводились митинги. Активное участие принимали и школьники. О.Н.Никольская в своём письме «Спасибо родной мой город» вспоминает: «Лучшие воспоминания детства – это экскурсии и прогулки на Плетениху, Кабанову гору. Наш выпускной 9 класс посадил в 1928 году берёзовую рощу в центре города у собора». Обязанности каждого домовладельца входило содержание в исправности  и чистоте городских улиц. Для украшения города, обустройства зоны отдыха стали активно разбиваться сады, парки, скверы.
 
Глава II
Грязовецкая организация краеведения
 
Истории создания Грязовецкой организации краеведения (ГОК)
В ноябре 1923 года при грязовецком педтехникуме был создан краеведческий кружок под руководством С. М. Бритвина (Приложение).  В состав кружка входили студенты и преподаватели педтехникума.  Кружок ставил своей целью изучение физико-географических условий местности и развитие краеведческого дела в уезде. Через полгода состав кружка увеличился за счет учащихся старших классов школ города, работников культуры. В 1924 году краеведческий кружок преобразовался в «Грязовецкую организацию краеведения».  Число членов учредителей составляло 27 человек, действительных членов 35, из них: 
По партийности: членов и кандидатов РКП – 12%, беспартийных – 88%.
По социальному происхождению: крестьян – 54%, рабочих – 1%, ремесленников – 5.5%, духовных лиц – 5.5%, служащих – 17%, мещан – 15%.
По возрасту: до 20 лет – 3%, от 20–35 – 66%, от 35-40 – 23%, свыше 40 лет – 8%.
По социальному положению: служащих – 89%, безработных – 3%, учащихся – 2%, занимающихся хлебопашеством – 6% .
Учеников и сотрудников 44 человека, все они относятся к двум филиалам – учащиеся старших классов Грязовецких школ второй ступени и Вологодского педтехникума. В 1928 г. количество членов ГОК увеличилось до 160, юных краеведов до 82 . На первом этапе создания было избрано Правление ГОК. Заседания Правления проводилось одни раз в месяц и дополнительно по мере необходимости. Например, за первый год работы было проведено 17 заседаний, рассмотрено 78 вопросов. Помимо заседаний Правления проводились общие собрания (за первый год проведено пять таких собраний). Разбирались вопросы общего и принципиального характера, читались доклады, заслушивались вопросы. На заседаниях Правления рекомендовано расширить зону чтения докладов ГОК, охватить клубы, профсоюзы, общественные организации. В 1928 год в состав ГОК вошло 5 юридических членов: ВИК, Горсовет, кредитное товарищество, Групком коммунальщиков и местный комитет Госторга . Район деятельности – территория укрупненного Вологодского уезда, преимущественно бывшего Грязовецкого уезда. Основными целями и задачами ставились – изучение местного края в естественноисторическом, географическом, культурно-бытовом, общественно-экономическом отношении, причем в центр внимания бралось изучение производства. 
Организация имела свой устав, который утвержден ГАО и зарегистрирован в ЦБК при Академии Наук. При ГОК в 1926 году был создан кружок юных краеведов, который имел свой устав, утвержденный ГОК. При планировании деятельности ГОК были выделены 4 секции: местной природы, производственная, общественно-историческая, краеведческая . 
Основными отправными точками деятельности ГОК являлись: создание музея местного края, метеорологическая станция, библиотека
Музей задумывался не только как место охраны памятников прошлого и настоящего, отражение жизни края, но и как научная лаборатория, где можно черпать все для исследовательских работ.
В основе деятельности ГОК закладывается мощная научно-исследовательская экспедиционная деятельность, что подразумевает сотрудничество с высшими учебными заведениями страны - Академией Наук, Тимирязевским научно-исследовательским институтом, Вологодским пединститутом, Вологодским с/х институтом.
На первом этапе деятельности ГОК было запланировано, как основная работа, создание музея, метеорологической станции, библиотеки.
Общественный подъём 1920-х года оказал значительное влияние на появление и развитие музейной сети в стране. Парадоксальным кажется тот факт, что именно после революции в условиях военного коммунизма, голода и неразберихи были организованы многие провинциальные музеи. В период разрухи после гражданской войны они развивались и плодотворно работали. Создавались музеи по следующему принципу: энтузиасты краеведы из числа провинциальной интеллигенции собирали всё, что казалось ненужным и бесхозным в условиях переворота, и все собранные материалы оседали в формировавшихся музеях. Грязовецкий музей местного края открылся 28 октября 1924 года, благодаря огромной настойчивости, инициативе и энергии членов правления. Это заведующий музеем Сергей Михайлович Бритвин – заведующий культурно-историческим и художественным отделами, образование высшее педагогическое. Заведующий производственным отделом – Раевский И. Л. – агроном, образование высшее. Заведующая отделом местной природы – Чивилева Надежда Николаевна, образование высшее. Все сотрудники музея в то же время являлись членами правления ГОК. Без средств краеведы стаскивали и описывали экспонаты с разных мест от частных лиц и предпринимателей. Из воспоминаний ученицы, участницы краеведческого кружка М. Никулинской: «Любили краеведческую работу. В городе был замечательный богатый музей. Мы – юные краеведы, помогали музею, собирали материал для коллекций растительного и животного мира нашего района» . 
   Более 2 лет музей жил лишь на членские взносы ГОК и добровольные пожертвования. Развернувшаяся деятельность музея и авторитет ГОК уже были настолько убедительны, что местная администрация вкладывала его в бюджет, как необходимое и полезное учреждение. Музей стал получать ежегодно 1000 рублей на зарплату и деятельные нужды. Музей имел следующие отделы: 
Производственный с подотделом местной природы и Комельского озерного района.
Культурно-исторический с подотделом церковной старины и быта помещиков.
Художественный отдел.
Музей открывался два раза в неделю: в воскресенье с 12-15, и в среду с 13-15 часов. Посещение музея было бесплатным. Директор музея Бритвин жалования не получал до апреля 1925 года. После комиссии УОНО в музей под руководством Курицына предложено изыскать средства на зарплату работникам музея. В отчёте музея за три года работы ГОК от 17 октября 1927 года отмечается, что ближайшими и основными задачами работы – создание музея местного края, метеорологической станции и библиотеки, и другое выполнение на 100%. 
Учет и обследование памятников старины и музейных экспонатов проводился с позволения ЦБК и Главнауки. В отчетный период в музее работали представители от Главнауки – Барановский П.В., от Вологодского музея - Федышин, а также члены Губкома, ВИК, УОНО, Горсовета.
По убедительной просьбе губернаторских властей в городе Грязовце была организована метеостанция «Потребность изучения погоды в городе Грязовце, как стоящем на самом высоком месте из городов Вологодской губернии заставило приступить к регулярным наблюдениям за погодой» . Наблюдение велись как на самой станции так на подстанции на расстоянии 2 км (2 раза в день снимались показания). Метеостанции начали работу в 1923г., но отсутствие средств не дало возможность широко развернуть работу. Дело с организацией широкомасштабной деятельности метеостанции шло медленно по причине недостаточного оснащения оборудованием. На 17 декабря 1927г. В наличие имелось следующее приспособления и приборы: англо-русская будка, минимальный и максимальный термометр (точный), дождемер (точный), флюгер с дощечкой Вильда (местного изготовления), барометр-анероид . В 1928 году лаборатория метеостанции получила пополнение точными приборами . 
Создание библиотеки было одним из важнейших условий для осуществления научно-исследовательской деятельности. Библиотека в 1927 году насчитывала 1026 экземпляров. Книги библиотеки в основном справочного направления, собраны путем пожертвования и закуплены на средства организаций . Библиотека выписывала центральные издания: жарнал «Краеведение» - 5 рублей, «Извести ЦБК» – 2 рубля, «Спутник краеведения» - 2 рубля, методическая литература – 15 рублей, всего- на 24 рубля в год. За три года деятельности ГОК проделала следующие работы в рукописном раздела:
1. Составлен библиографический указ по бывшему Грязовецкому уезду.
2. Торговля Грязовца Шишин А.В.
3. История Грязовца Морозов К.К.
4. Быт помещиков Юровской усадьбы Бритвин С.М.
5. Из истории Комельского оз. Района. Бритвин С.М.
6. Настроение молодежи в частушках. Бритвин С.М.
7. Описание с/х Комельского озерного района. Сазворов И.И.
8. Описание Шуйской горы.
9. Описание пчеловодства в Грязовецком районе. Грязнов
10. Восстание зеленых в Комельском районе. Морозов К. К.
11. Библиотека наполнилась на 102 экземпляра .
 
 
Основные направления деятельности ГОК
 
При планировании деятельности ГОК в 1924 г. были выделены 4 секции:
Производственная
Общественно-историческая
Секция местной природы
Школьно-краеведческая
В производственную секцию вошли комплексные экспедиции научно-исследовательского характера по исследованию, изучению крупных территорий района Никольского (Комельского озерного) и Лежского районов. (Приложение). Главная задача этих экспедиций выявление и улучшение производственных ресурсов данных территорий. Для этого, изучаемые природные и трудовые ресурсы территории, природные условия. Просматривались пути их изменения с целью улучшения. Проводились бурения с целью изучения торфов и известняков. К данной работе были привлечены ВУЗы - Тимирязевский исследовательский институт, Государственный Луговой институт, Академия наук. Работа по изучению Комельского озерного района была начата в 1925 году и рассчитана на 3 года. В первый год экспедиции возглавлял научный сотрудник Темерязевской академии профессор Ильинский. Результатом первого года исследований деятельности ГОК в Комельском озерном районе дали толчок к созданию самого крупного в губернии «Комельского мелиоративного товарищества». В 1925 году проведена работа по прорытию переката на реку Комёлу для спуска воды из озера. В открытом докладе правления ГОК С.М. Бритвина за 1928 год отмечается, что работа по улучшению Комельского озерного края является основной и говорится о её завершении. С.М. Бритвин высоко оценивал работу экспедиции Государственного Лугового института. К экспедиции были прикомандированы члены ГОК (3 человека) и юные краеведы (2 человека), получившие практические навыки работы в полевых условиях .
В районе Криводино работала археологическая экспедиция. В течение 14 дней проводилось изучение ледниковых форм рельефа, гряд и холмов Михайловской, Шуйской и Спасо - Шуйской гор. На предмет выявления речного, кварцевого песка и камня – валуна. Работы проводились под руководством профессора Ильинского .  Также был обследован кирпичный завод артели «Польза» на станции Бакланка, маслодельный завод в деревне Васюково и кожевенный кирпичный завод женской коммуны, собран материал по быту крестьян 18 века . 
Летом 1928 года проходил завершающий этап Комельско – озерной экспедиции. Было разработано четыре маршрута. Проведена детальная нивелировка местности под руководством Ильинского. Обследованы четыре сельсовета под руководством А.Михайловской. Результатом работы являются рукописи . (Приложение).
На все работы по обследованию Комельского озерного района ГОК получил только 250 рублей, но, не смотря на скудные средства, все основные намеченные работы были выполнены в срок. Кстати, отметить, что новая установка производственного краеведенья заинтересовала Тимирязевский научно – исследовательский институт. Последний заслушал доклад своего действующего члена Ильинского об этих работах, вынес положительную оценку. Полученные летом результаты исследования в 1925 – 1926 годах напечатаны в книге Ильинского «Методика краеведческих исследований Комельского озерного района», части первой «Природные условия», изданной в 1927 г. .
Общественно историческая секция проводила открытую пропаганду работы среди крестьян по созданию новой революционной культуры, пропаганду новых социалистических ценностей  . Это отмечает в своих воспоминаниях Мария Михайловна Смехотина, одна из первых членов КСМ.
План деятельности общественно исторических секций состояли из шести пунктов:
1. Изучение города Грязовца
2. Изучение сектантства в районе в связи с антирелигиозной пропагандой
3. Организация при музее крестьнского отдела
4. Постановка методических докладов
5. Охрана и учет памятников старины и быта
6. Изучение быта Лежского района в связи с комплексным изучением волости.
Ключевым пунктом в работе секции является изучение города, и по нему был разработан план деятельности, состоящий их 19 пунктов . 
Секция местной природы. Регулярно проводимые метеорологическое и фенологическое наблюдения, полученные результаты обрабатывались и предавались огласке. Активно сотрудничали со школами города, привлекали учащихся к должной деятельности. В школах с привлеченными учащимися проводились утренники и праздники. В 1928 году проведена широкая кампания по охране птиц (9 утренников, 10 докладов) .
Школьно – краеведческая секция. Главной её задачей являлось вовлечение школьников в краеведческое движение. Секция разрабатывала программы по экономическому обследованию деревень. Инструкции, материалы, отправляли в школы. Уезд был поделен на школьные районы, и каждая школа работала по сбору материала в своем районе. Результаты деятельности выносились на совместные конференции (2 – 3 района). Полученные материалы обрабатывались и использовались для выставок при музее . В марте месяце такую выставку при музее посетило 440 человек . 
 
Политика – просветительская деятельность ГОК и музея
 
Среди других видов деятельности музея и ГОК следует выделить политико-просветительскую работу. ГОК на протяжении трех лет активно стремится развернуть свою деятельность, вовлекая в свои ряды школьников, крестьян и местные культурные силы. Осенью 1925 года была устроена районная краеведческая конференция из представителей Грязовецкой, Лежской, Шепяковской и Семёновской волости. Конференция наметила ближайшие планы краеведческой деятельности, определила путь и содержание. ГОК и музей участвовали в двух с/х выставках и получили 65 рублей. 
В музее успешно проведены выставки 1) о вреде пьянства и курения; 2) по Комельскому озерному району в целях пропаганды за создание мелиоративного товарищества; 3) ко дню кооперации; 4) ко дню леса; 5) ко дню печати по краеведческой литературе и местным изданиям; 6) к 10 годовщине Октябрьской революции; 7) по народному образованию Грязовецкого уезда. Проанализировав посещаемость выставок, следует отметить, что наибольший интерес вызывает тема октябрьская революция . (Приложение).
Прочитаны лекции на следующие темы:
1. Кооперации на берегах Комельского озера (Демичев Д.И.).
2. Ископаемые следы (Ильинский Н.И.).
3. Почвы и их удобрения (Суворов Н.Н.).
4. Февральская и Октябрьская революция в Грязовце.
5. Сельское хозяйство и его изучение (Алентов Б.И.). 
6. Охрана природы (Морозов К.К.).
7. О задачах по изучению Комельского озерного района (Назнаев).
8. История пчеловодства
9. Выгоды и способы ведения пчеловодства в условиях местного края.
10. Участие общества-пчеловодов в открытие пчеловодства при музеях.
11. Заключение и необходимость ведения фенологических наблюдений.
За первый год работы ГОК было прочитано 17 лекций. В следующие годы тематика и количество лекционных занятий значительно увеличивалось. К чтению лекций активно приглашались высокопрофессиональные столичные деятели культуры, науки, политики. В Грязовец приезжали лекторы по поручению центральных органов власти Наркомпроса, Правления Центр Союза и т.д. Из письма А.В.Бадаева, артиста МХАТа, организатора Вологодских театров «Теремок» и ТЮЗ: «…Вместе с тем, я имел поручение от Правления Центра Союза провести ряд лекций о культуре и театральной работе в отделение Грязовецкого кооператива» . Лекции так же читали, приезжающие в район на отдых из Москвы и Петербурга учёные и деятели культуры. Из письма С.А.Гуляева-Зайцева, заведующего отделом народного образования Грязовецкого уезда в 20-е годы: «…Сам профессор Л.Н.Чугаев оставался жить в Ленинграде, но он часто приезжал в наши края навестить свою семью. Каждый его приезд в Грязовец мы старались использовать для организации его публичных лекций по различным вопросам науки. Его блестящие выступления неизменно вызывали громадный интерес и собирали широкую аудиторию. На лекции приходили учителя, представители интеллигенции, партийный и советский архив, старшеклассники школ, студенты педучилища. Л.Н.Чугаев внёс заметный вклад в культурную жизнь нашего города» . В ряды ГОК удалось вовлечь местную интеллигенцию, которая внесла вклад в научную деятельность ГОК. Например, работы «Физические законы природы нашей местности (сообщение из Грязовецкого уезда)» В.Волоцкого и «Методика краеведческих исследований (Комельское озеро и его район)» Н.В.Ильинского были напечатаны в губернских печатных изданиях. Материалы по этнографии, собранные ГОК, частично сохранились в Государственной архиве Вологодской области (ГАВО): «Сказка про Николай Чудотворца», «Заговоры деревни Воробейцево Грязовецкого уезда», «Частушки, записанные Александрой Арефьевой», «Стихотворения Василия Ивановича Сиротина (грязовецкого поэта)», «Список слов из диалектов Вологодской губернии», «Об основах и методах проведения краеведческих начал в школу в условиях местного края». 
31 августа – 4 сентября 1928 г. прошёл Первый Губернский краеведческий съезд. На съезде присутствовало 70 делегатов. Он был посвящён реорганизации краеведения в губернии и повышении его значимости. До съезда существовало три краеведческие организации – Тотемская, Вологодская и Грязовецкая. Съезд установил высший орган краеведческого движения - Губернский краеведческий съезд, а также разработал структурную иерархию краеведческих организаций губернии. Съезд постановил:
1) Краеведческие организации должны развиваться по принципу советских органов власти;
2) Краеведческая деятельность должна проходить под лозунгом советского строительства; 
3) Планы краеведческих организаций должны быть тесно связаны с хозяйственными организациями;
4) Краеведческая организация должна быть массовой. 
На съезде дан старт на углубление и расширение идеологической работы. ГОК должен был стать рупором большевистской идеологии. 
В 1928-1929 гг. главные организаторы и вдохновители ГОК С.Н.Бритвин и К.К.Морозов покинули Грязовец и уехали в Кадников и Череповец. С их отъездом краеведческое движение замерло, а музею пришлось оставить своё помещение и временно хранить ценные экспонаты в неотапливаемом помещении Христорождественского храма. 
Вероятно, эти события были связаны с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.1928г. «О музейном строительстве в РСФСР». Наряду с признанием значительных достижений в развитии музейной сферы были отмечены «рутинность и неудовлетворительность, с точки зрения стоящих в порядке дня задач социалистического строительства, идеологического содержания». Задачами краеведческой работы предполагалось признать «раскрытие и пропаганду коммунистического мировоззрения». 
В марте 1929 года в письме начальника Главнауки М. Лядова, опубликованном в центральной прессе, говорилось о необходимости начать чистку музейных работников для освобождения музеев от религиозной пропаганды, идеалистической философии, т.е. для действительного изменения музейного курса. 
Об угасании «золотого десятилетия краеведения» свидетельствуют статьи газеты «Коммунар»» «Возродить краеведческую организацию и поставить работу музея» от25 мая 1931 г. А. Шишина и «Музей должен быть» от 22 февраля 1931года П. Машкова. 
 
Заключение
 
Двадцатые годы двадцатого века – время коренных изменений в области культуры. В этот период определяются основные направления школьного образования, содержания которого диктовались политическими требованиями нового государства, формы сценической деятельности определили лицо современного театра до наших дней, а также основные методы идеологического воздействия с помощью сети культурно просветительских учреждений.  Время демократичное и с определенной открытостью политической жизнью обеспечило доступ к достижениям культуры многомиллионным массам. Все это нашло  отражение в культурной среде уездного города – это трудовые школы многочисленные культурно-просветительские кружки, библиотеки, избы-читальни, музыкальная школа, театр, школа живописи, художественный музей местного края, общества фотолюбителей и краеведов и т д. Культурная жизнь города находилась в тесной связи с центральными государственными органами, учреждениями культуры. при остром дефиците финансирования со стороны государства, иногда при полном самообслуживании и самоокупаемости наблюдался небывалый подъем активизаций общественной деятельности. 
Особенностью уездного города являлось то, что круг деятелей культуры был достаточно узок, и один человек часто выполнял несколько функций (Бритвин С.М. был школьным учителем, руководителем внешкольного отделения УОНО, ГОК, музея местного края. И это было правило, а не исключение.)
 
Список источников
 
1. ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. 
2. ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 126.
3. ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 201.
4. ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 456.
5. ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 1173. 
6. ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1 Д. 70.
7. ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78.
8. Воспоминания грязовчан о 1920-х годах. 
(Хранятся в Грязовецком краеведческом музее.)
9. Воспоминания М.Н.Кочетовской.
10. Воспоминания О.Н.Никольской. Письмо М.А. Смехотиной
11. Документы личной переписки С.А.Гуляева-Зайцева, 1960-е годы.
12. Письмо А.В.Бадаева грязовецким краеведам 1967 г. 
(Хранится в семейном архиве А.Н.Носковой.)
 
 
 
 
 

Введение

 

Двадцатые годы прошлого столетия вошли в историю нашей страны не только как время становления советской власти и новой экономической политики, но и как период бурного развития культуры. В одной из своих последних статей («О кооперации», 1923г.) В.И.Ленин назвал культурный скачок, который должна была свершить России, чтобы догнать развитые страны, «культурной революцией».

1920-е годы в культурной жизни страны – это стык культуры буржуазной, религиозной и революционной. Это время неустойчивое, противоречивое: борьба с религиозной пропагандой, резкое падение влияния церкви, культурная революция, прорыв в образовании, создание пролетарской культуры, образование нового слоя коммунистической интеллигенции, культурный обмен с Западом, приезды деятелей культуры и искусства в Россию. Страна бурлит новыми идеями, сосуществуют различные стили и направления. Это время небывалой активности общественной деятельности. В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Многими исследователями провинция представляется в первую очередь как хранительница национальной культуры, традиций, ценностей, как выразительница консервативных взглядов на многие процессы, происходящие в российском обществе. Считается, что культурный ландшафт провинции живет памятью о прошлом и надеждой на будущее. Как события культурной жизни страны нашли отражение в культурном пространстве уездного города? Это и стало главным вопросом курсовой работы.

Актуальность данной работы заключается в том, что сегодня, как и сто лет назад, на краеведение возлагаются большие надежды в сохранении исторического и культурного наследия XX века. Изучение культуры и деятельности краеведческой организации имеет большое значение, так как направления работы ГОК 1920-х годов востребованы в наше время, о чём отмечалось на первом съезде географов России в 2011 году: «Необходимо усилить изучение природного и культурного наследия Вологодской области и всей России». Были обозначены практические шаги для осуществления данной цели: исследовательская, познавательная, просветительская деятельность, волонтёрство, туризм. Во главу угла была поставлена практическая направленность - создание межрайонных станций полевых исследований.

 

 Объект исследования – культурное пространство уездного города в 1920-е годы, предмет – «культурные гнёзда» г.Грязовца в 1920-е годы.

Цель работы: отражение событий культурной жизни страны в культурном пространстве уездного города.

Задачи работы:

1.    Выявить источники по истории культуры г.Грязовца в 1920-е годы.

2.    Выявить «культурные гнёзда» в уездном городе в 1920-е годы;

3.    Выделить особенности их деятельности;

4.    Дать оценку масштабам и значению развития культуры в уездном городе в 1920-е годы.

 

Источниковую базу исследования составили: архивные материалы ГАВО, кукольного театра «Теремок» г. Вологда, редакции газеты «Сельская правда», Грязовецкого краеведческого музея, воспоминания грязовчан о 1920-х гг., документы личного происхождения, фотодокументы.

Основными методами исследования стали: анализ, синтез, сравнение, обобщение и другие. 


Основная часть

                                                                                             

Глава I

Образовательная политика государства

 

Всеобуч и развитие библиотечного дела в г.Грязовце в 1920-е годы

 

Одним из центральных направлений политики государства в области культуры была работа по ликвидации неграмотности. Накануне 1917 г. три четверти взрослого населения были неграмотными. С конца 1918 г. началась реорганизации школы. Была создана единая трудовая школа из двух ступеней (5 и 4 года). Плата за обучение была отменена. В то же время была создана комиссия по ликвидации неграмотности. В 1923 г. появилось общество «Долой неграмотность». Свыше 1,2 млн. человек объединили городские шефские организации, призванные помогать в подъёме культуры в стране. В уезде школ по ликвидации неграмотности было открыто 40, количество учащихся составляло 791 человек, из которых окончили школу 249[1].

Часть ликвидаторов в летнее время привлекалась к работе на детских площадках. В УОНО (Уездный отдел Народного Образования) шли потоком образцы анкет и инструкции. В инструкциях учреждениях указывалось на то, что нужно изъять из советской трудовой школы церковное пение и уделить внимание народной культуре. В 1920-е гг. писатели и художники начали проявлять большой интерес к народному творчеству, фольклору, костюмам, музыке, обычаям, языку. На это обращалось внимание в комплексных экспедициях ГОК (Грязовецкого общества краеведов). Из отчёта внешкольного п/о Грязовецкого Управления Народного Образования о работе за время с 1 января по 1 июня 1920 г.: «В связи с проведением в жизнь декрета Советского Народного Комиссариата от 26.12.1919 г. преступлено было к обязательному обучению взрослых на всей территории уезда. В марте месяце в городе Грязовце было устроено 12 дневных курсов для подготовки работников по ликвидации неграмотности»[2]. Здесь же в отчёте отмечается, что 60 человек обучавшихся обучились 42, к работе приступили 26 человек. К работе были подключены школьные преподаватели, работа их идёт более успешно, чем у остальных ликвидаторов.

Школы для неграмотных начали функционировать с 15 апреля 1920 г. В Грязовце со 2 апреля занятия проводились вечерами с 18.00 по 4 часа. Следует заметить, что по данным отчёта, учащиеся шли на занятия по принуждению.

В условиях либерализации общественной сферы повысилась активность интеллигенции. Проводились публичные диспуты по вопросам о религии, о судьбах интеллигенции, крестьянства и рабочего класса. Оживилась деятельность по созданию научных философско-исторических обществ, активизировалось общественное движение по созданию научных, творческих объединений, кружков. В Грязовецком уезде действовало 56 кружков. Кружки создавались при предприятиях, учреждениях, школах и т.д. Инструктирующий персонал вёл культурно-просветительскую работу, ставя в основу работы привлечение живых сил из среды населения[3].

На мероприятия зачастую не хватало денег, и кроме того на издательскую деятельность, поэтому органами власти было принято положение о налоге в размере 1 рубль с каждого гражданина на уездные культурно-просветительские нужды.

Из протокола собрания членов правления культурно-просветительского кружка служащих и рабочих ст. Грязовец от 15 декабря 1920г. видна будничная жизнь(приложение.). Это организационные вопросы кружка, планирование культурно-просветительской деятельности: вечера, дежурство членов при читальне, расклейка плакатов, анкет, подготовка инвентаря и помещения для выступления артистов. На повестку дня выносились и хозяйственные вопросы: отопление комнат артистов (перенос железной печи), заготовка дров, решение проблемы отопления помещения клуба[4].  

Ведущая роль в просветительской работе отводилась библиотекам, избам-читальням. В начале 1920-х гг. в Грязовце работала «по нормальному типу налаженная» одна библиотека с количеством книг 4626, читателей в месяц 180[5]. Выдержка из архивных документов: «В настоящее время идёт спешная организация изб-читален, сеть которых расширена до каждой деревни»[6]. В адрес заведующего изб-читален направлялись газеты и литература. Целью данной деятельности является становление широкой непосредственной связи с самим населением, привлечение его к активной культурно-просветительской деятельности[7].

На 1 января 1920 г. количество «неорганизованных домов» ( где были библиотеки) – составляло 3 специальных здания частных домов и 10 политических домов. Литературные чтения и дискуссии, творческие и музыкальные вечера проходили в частных домах грязовчан. Сохранились воспоминания о таких мероприятиях в семье Лобанцевых и Масловых. Борис Маслов входил в писательскую группу «Перевал». В доме после выступления и чтения лекций в клубе профсоюза, останавливались Багрицкий, Пестюхин и Жаров. В 1926 году в альманахе напечатано произведение «Печаль земная». К чтению лекций активно привлекались руководители разных уровней, ученые, творческие люди, приезжающие в Грязовец. Это Анатолий Субботин – писатель, руководитель внешкольного отделения. УОНО читал лекции по литературе для учащихся, широкой публики и красноармейцев.

 

Театр и музыкальная школа в г.Грязовце в 1920-е годы

 

На 1920-е годы приходится расцвет театральной деятельности. Театр играл не только развлекательную, но и просветительскую роль, прививая новые взгляды на жизнь, ставя философско-этические вопросы, являясь мощным рупором новой власти. Театр заставлял зрителей думать и размышлять. «Не умеют читать, пусть видят!» - позиция, которая способствовала подъёму, как профессионального театра, так и любительского. На это время приходится сосуществование разных стилей, направлений, течений: реализм МХАТА Станиславского и новый театр Мейерхольда, отменявший старые формы театра.

Подвижники театральные инструкторы едут в провинцию создавать любительские труппы с целью просвещения и обучения. В 1919 г. в Грязовец приезжает ученик Станиславского А.В.Бадаев и создаёт великолепный театр. Любительские театры не подчиняются законам коммерции. Именно здесь находят воплощение смелые и наиболее современные художественные новации.

О создании театра А. Бадаев пишет в своём письме-воспоминании краеведам г. Грязовца 1919-1923 гг. Бадаевский театр – это, пожалуй, наивысший расцвет театральной деятельности в Грязовце. Театр возник на базе музыкальной школы, в которой работали энтузиасты своего дела, высокопрофессиональные люди по музыке и вокалу. Это отмечает в своём письме и Бадаев. В музыкальной школе был открыт класс-студия драматического искусства. Порадовало меня, что в маленьком городе существовала музыкальная школа для трудящихся города и района. В школе работало три класса музыкального и вокального искусства:

·       По классу виолончели и скрипки (Д.М. Банович, Н.С. Лобанцев)

·       По классу рояля и пианино (С.А. Гублар, В.В. Лебедев)

·       По классу хорового и сольного пения (В.А. Воронин)  [8]

В феврале 1920 году музыкальная школа получила статус Государственной. Список дисциплин пополнился классом народных инструментов. Подотдел искусства при Государственном музыкальной школе организовывал хор и оркестр струнных инструментов. Музыкальная школа постоянно устраивала концерты в городе и районе, которые пользовались большим успехом у зрителей. Это отмечает Бадаев  в своем  письме краеведам. В музыкальной школе был открыт класс-студия драматического искусства. Студия работала по новой системе только что появившейся в МХАТЕ, основоположником которой являлся Станиславский.

 Преодолевая невероятные трудности (отсутствие помещения, костюмов, грима, декораций, финансирования), удалось создать театр, который оценили не только горожане, но и профессионалы. Каждая постановка театра становилась событием. Об этом писали местные и областные газеты. Весной 1921 года грязовецкие артисты четырежды выступали на губернской сцене при полном зале и с полным успехом. «Грязовчане выдержали экзамен» - так прокомментировала гастроли в Вологде газета Красный север (от 28 мая 1921 года). Хорошую игру грязовецкого театра отмечали в российском журнале «Театр» и еженедельнике «Жизнь искусства». Спектакли шли по несколько раз. Билеты расходились сразу. Например, пьеса «Власть тьмы» А. Толстого была объявлена подряд на 4 вечера. И еще после первого спектакля билеты были куплены на все 4 спектакля.[9]

Л.П.Сухаревская, народная актриса, уроженка Грязовца, вспоминала о том, что театр Бадаева определил и её будущее, она стала актрисой. Первой искрой, побудившей в сердце будущей актрисы чувство любви к театру, послужила пьеса «Гибель надежды», которая была впервые поставлена в октябре 1920 года народным театром под руководством А. Бадаева.

Из воспоминаний Никольской О.Н., заслуженного учителя РСФСР: «В 1920-е годы в Грязовце существовало театральное здание, но было оно неказистое, что-то вроде сарая, а театральная труппа была превосходная…Я отлично помню, как играли они «На дне» М.Горького. Я много раз на больших столичных сценах смотрела этот спектакль и нахожу, что в Грязовце он исполнялся нисколько не хуже. Все спектакли я посещала, и в моём духовном развитии они сыграли немаловажную роль»[10].(приложение)

В уезде имели распространение и передвижные театры. В Грязовец приезжали со спектаклями столичные артисты МХАТА, Мариинского театра. В Государственном архиве Вологодской области сохранилась афиша спектакля «У моря» Энгеля, поставленного в Грязовце[11].(приложение)

 

 

Студия живопись, художественный музей и общество фотолюбителей в Грязовце в 1920-е годы

 

В 1920-е годы в Грязовце работала школа живописи, которая размещалась в здании музыкальной школы. Преподавание вели Николай Степанович Лобанцев и Сергей Алексеевич Шустров. Об этих педагогах остались самые тёплые воспоминания. «В студии художеств мы рисовали прямо с натуры. Многие из нас хотели стать художниками. В школе устраивались выставки, на которые приглашались горожане»[12].

С.А.Шустров создал в Грязовце художественный музей, где были собраны великолепные полотна, в том числе известных художников – Милиотти, Паскевича и других. Художественный музей существовал с 1917 по 1923 гг. Известный художник Милиотти до 1917 года жил в Грязовце, работая судовым следователем.

В своём отчёте «Краткая история художественного музея» он с горечью рассказывал, как много пришлось пережить ему, опасаясь за судьбу драгоценных полотен. Картины не раз перебрасывались из одного помещения в другое (дом А..Морозова, пед. курсы, музыкальная школа, школа II ступени, дом партии и союзов).

С.А.Шустров был человеком, преданным искусству и понимал необходимость сохранения художественных ценностей, несмотря ни на какие перемены в жизни, идеологии общества.

Из воспоминаний Е.Л.Смуровой: «Ставили мы и спектакли, декорации и костюмы изготовляли сами под руководством учителя С.А.Шустрова. При организации школьных праздников, рождественской ёлки старались сделать всё, чтобы доставить детям радость. Это спектакли, концерты, «туманные картины», нарисованные на стекле прозрачными красками. Изображения рассматривали при помощи волшебного фонаря. Внешкольный отдел имел 15 волшебных фонарей».

О трудности школы живописи свидетельствуют и архивные материалы ГАВО. «За деньгами заведующий художественным отделом обращался в Москву. Когда оборудование, чучела птиц, рисовальные принадлежности были приобретены, открытие школы переносилось из-за отсутствия помещения. Три предназначенных класса до сих пор заняты военным отделом»[13].

В 1920 г. был издан художественный исторический сборник Грязовецкого Уезда. Этому вопросу уделялось значительное внимание. Документы о подготовке издания были подписаны председателе отдела А. Субботиным.

«Собирались материалы по изданию сборника Грязовецкого уезда, для каковой цели были произведены фотоснимки представляющей исторический интерес местностью. Производятся записи легенд, частушек, собираются документы»[14].

 Под руководством Седунова 10 февраля 1919 года было открыто общество фотолюбителей. Целью являлось объединение всех фотолюбителей в тесное содружество. Уделялось большое внимание распространению фотографического искусства в народе. В обществе, ввиду отсутствия денежных средств, были введены членские взносы. Общество ставило своей задачей устройство концертов, спектаклей и выставок. Количество членов общества – 32[15]. В обществе был утвержден устав, разработанный коллегией отдела народного, образования на собственные средства членов общества был командирован в Москву председатель общества Т.Седунов. Закупки, фотоматериалы и химические реактивы, которые были распространены среди членов общества.

В 1920 г.  в Грязовце работал электротеатр «Чудо», расположенный на ул. Пошехонской на берегу р. Ржавка у моста. Электротеатр обслуживало 8 человек[16]. Так как содержание театра обходилось накладно для бюджета, проблема решалась повышением цен на билеты и упразднением льготных билетов[17].

Из отчёта за 1920-1921 гг. Грязовецкого отдела народного образования видно, что в городе работал театр 1, кино – 1, кружки культурно-просветительские – 56, хор – 1, музей – 1, музыкальная школа – 1. Вся эта деятельность испытывала финансовые трудности и была организована на идеях благотворительности и активности граждан. Об этом свидетельствуют записки из газеты «Деревенский коммунар». Основная заслуга учреждений, основанных на общественной инициативе – становление гражданского общества.

1920-е годы внесли существенный вклад в улучшение быстро развивающейся городской жизни, удовлетворяя различные нужды и интересы горожан. В благоустройстве города большую роль сыграли постановления для жителей города и субботники. Организации проведения субботников по обустройству города отводиться внимание в материалах краеведа Носковой А.Н. Обустраивали центральную часть города, городской садик и набережную Ржавки. Для этих целей использовались кустарники, привезенные из усадьбы Олсуфьево. Отличительной чертой этих субботников являлось их многочисленность. «1 мая 1920, в субботнике по обустройству центра города участвовало 1200 человек». По завершению субботника обычно проводились митинги. Активное участие принимали и школьники. О.Н.Никольская в своём письме «Спасибо родной мой город» вспоминает: «Лучшие воспоминания детства – это экскурсии и прогулки на Плетениху, Кабанову гору. Наш выпускной 9 класс посадил в 1928 году берёзовую рощу в центре города у собора». Обязанности каждого домовладельца входило содержание в исправности  и чистоте городских улиц. Для украшения города, обустройства зоны отдыха стали активно разбиваться сады, парки, скверы.


Глава II

Грязовецкая организация краеведения

 

Истории создания Грязовецкой организации краеведения (ГОК)

В ноябре 1923 года при грязовецком педтехникуме был создан краеведческий кружок под руководством С. М. Бритвина (Приложение).  В состав кружка входили студенты и преподаватели педтехникума.  Кружок ставил своей целью изучение физико-географических условий местности и развитие краеведческого дела в уезде. Через полгода состав кружка увеличился за счет учащихся старших классов школ города, работников культуры. В 1924 году краеведческий кружок преобразовался в «Грязовецкую организацию краеведения».  Число членов учредителей составляло 27 человек, действительных членов 35, из них:

·        По партийности: членов и кандидатов РКП – 12%, беспартийных – 88%.

·       По социальному происхождению: крестьян – 54%, рабочих – 1%, ремесленников – 5.5%, духовных лиц – 5.5%, служащих – 17%, мещан – 15%.

·       По возрасту: до 20 лет – 3%, от 20–35 – 66%, от 35-40 – 23%, свыше 40 лет – 8%.

·       По социальному положению: служащих – 89%, безработных – 3%, учащихся – 2%, занимающихся хлебопашеством – 6%[18].

Учеников и сотрудников 44 человека, все они относятся к двум филиалам – учащиеся старших классов Грязовецких школ второй ступени и Вологодского педтехникума. В 1928 г. количество членов ГОК увеличилось до 160, юных краеведов до 82[19]. На первом этапе создания было избрано Правление ГОК. Заседания Правления проводилось одни раз в месяц и дополнительно по мере необходимости. Например, за первый год работы было проведено 17 заседаний, рассмотрено 78 вопросов. Помимо заседаний Правления проводились общие собрания (за первый год проведено пять таких собраний). Разбирались вопросы общего и принципиального характера, читались доклады, заслушивались вопросы. На заседаниях Правления рекомендовано расширить зону чтения докладов ГОК, охватить клубы, профсоюзы, общественные организации. В 1928 год в состав ГОК вошло 5 юридических членов: ВИК, Горсовет, кредитное товарищество, Групком коммунальщиков и местный комитет Госторга[20]. Район деятельности – территория укрупненного Вологодского уезда, преимущественно бывшего Грязовецкого уезда. Основными целями и задачами ставились – изучение местного края в естественноисторическом, географическом, культурно-бытовом, общественно-экономическом отношении, причем в центр внимания бралось изучение производства.

Организация имела свой устав, который утвержден ГАО и зарегистрирован в ЦБК при Академии Наук. При ГОК в 1926 году был создан кружок юных краеведов, который имел свой устав, утвержденный ГОК. При планировании деятельности ГОК были выделены 4 секции: местной природы, производственная, общественно-историческая, краеведческая[21].

Основными отправными точками деятельности ГОК являлись: создание музея местного края, метеорологическая станция, библиотека

Музей задумывался не только как место охраны памятников прошлого и настоящего, отражение жизни края, но и как научная лаборатория, где можно черпать все для исследовательских работ.

В основе деятельности ГОК закладывается мощная научно-исследовательская экспедиционная деятельность, что подразумевает сотрудничество с высшими учебными заведениями страны - Академией Наук, Тимирязевским научно-исследовательским институтом, Вологодским пединститутом, Вологодским с/х институтом.

На первом этапе деятельности ГОК было запланировано, как основная работа, создание музея, метеорологической станции, библиотеки.

Общественный подъём 1920-х года оказал значительное влияние на появление и развитие музейной сети в стране. Парадоксальным кажется тот факт, что именно после революции в условиях военного коммунизма, голода и неразберихи были организованы многие провинциальные музеи. В период разрухи после гражданской войны они развивались и плодотворно работали. Создавались музеи по следующему принципу: энтузиасты краеведы из числа провинциальной интеллигенции собирали всё, что казалось ненужным и бесхозным в условиях переворота, и все собранные материалы оседали в формировавшихся музеях. Грязовецкий музей местного края открылся 28 октября 1924 года, благодаря огромной настойчивости, инициативе и энергии членов правления. Это заведующий музеем Сергей Михайлович Бритвин – заведующий культурно-историческим и художественным отделами, образование высшее педагогическое. Заведующий производственным отделом – Раевский И. Л. – агроном, образование высшее. Заведующая отделом местной природы – Чивилева Надежда Николаевна, образование высшее. Все сотрудники музея в то же время являлись членами правления ГОК. Без средств краеведы стаскивали и описывали экспонаты с разных мест от частных лиц и предпринимателей. Из воспоминаний ученицы, участницы краеведческого кружка М. Никулинской: «Любили краеведческую работу. В городе был замечательный богатый музей. Мы – юные краеведы, помогали музею, собирали материал для коллекций растительного и животного мира нашего района»[22].

   Более 2 лет музей жил лишь на членские взносы ГОК и добровольные пожертвования. Развернувшаяся деятельность музея и авторитет ГОК уже были настолько убедительны, что местная администрация вкладывала его в бюджет, как необходимое и полезное учреждение. Музей стал получать ежегодно 1000 рублей на зарплату и деятельные нужды. Музей имел следующие отделы:

·       Производственный с подотделом местной природы и Комельского озерного района.

·       Культурно-исторический с подотделом церковной старины и быта помещиков.

·       Художественный отдел.

Музей открывался два раза в неделю: в воскресенье с 12-15, и в среду с 13-15 часов. Посещение музея было бесплатным. Директор музея Бритвин жалования не получал до апреля 1925 года. После комиссии УОНО в музей под руководством Курицына предложено изыскать средства на зарплату работникам музея. В отчёте музея за три года работы ГОК от 17 октября 1927 года отмечается, что ближайшими и основными задачами работы – создание музея местного края, метеорологической станции и библиотеки, и другое выполнение на 100%.

Учет и обследование памятников старины и музейных экспонатов проводился с позволения ЦБК и Главнауки. В отчетный период в музее работали представители от Главнауки – Барановский П.В., от Вологодского музея - Федышин, а также члены Губкома, ВИК, УОНО, Горсовета.

Поубедительной просьбе губернаторских властейв городеГрязовце была организована метеостанция «Потребность изучения погоды в городе Грязовце, как стоящем на самом высоком месте из городов Вологодской губернии заставило приступить к регулярным наблюдениям за погодой»[23]. Наблюдение велись как на самой станции так на подстанции на расстоянии 2 км (2 раза в день снимались показания). Метеостанции начали работу в 1923г., но отсутствие средств не дало возможность широко развернуть работу. Дело с организацией широкомасштабной деятельности метеостанции шло медленно по причине недостаточного оснащения оборудованием. На 17 декабря 1927г. В наличие имелось следующее приспособления и приборы: англо-русская будка, минимальный и максимальный термометр (точный), дождемер (точный), флюгер с дощечкой Вильда (местного изготовления), барометр-анероид[24]. В 1928 году лаборатория метеостанции получила пополнение точными приборами[25].

Создание библиотеки было одним из важнейших условий для осуществления научно-исследовательской деятельности. Библиотека в 1927 году насчитывала 1026 экземпляров. Книги библиотеки в основном справочного направления, собраны путем пожертвования и закуплены на средства организаций[26]. Библиотека выписывала центральные издания: жарнал «Краеведение» - 5 рублей, «Извести ЦБК» – 2 рубля, «Спутник краеведения» - 2 рубля, методическая литература – 15 рублей, всего- на 24 рубля в год. За три года деятельности ГОК проделала следующие работы в рукописном раздела:

1.    Составлен библиографический указ по бывшему Грязовецкому уезду.

2.    Торговля Грязовца Шишин А.В.

3.    История Грязовца Морозов К.К.

4.    Быт помещиков Юровской усадьбы Бритвин С.М.

5.    Из истории Комельского оз. Района. Бритвин С.М.

6.    Настроение молодежи в частушках. Бритвин С.М.

7.    Описание с/х Комельского озерного района. Сазворов И.И.

8.    Описание Шуйской горы.

9.    Описание пчеловодства в Грязовецком районе. Грязнов

10. Восстание зеленых в Комельском районе. Морозов К. К.

11. Библиотека наполнилась на 102 экземпляра[27].

 

 

Основные направления деятельности ГОК

 

При планировании деятельности ГОК в 1924 г. были выделены 4 секции:

·       Производственная

·       Общественно-историческая

·       Секция местной природы

·       Школьно-краеведческая

В производственную секцию вошли комплексные экспедиции научно-исследовательского характера по исследованию, изучению крупных территорий района Никольского (Комельского озерного) и Лежского районов. (Приложение). Главная задача этих экспедиций выявление и улучшение производственных ресурсов данных территорий. Для этого, изучаемые природные и трудовые ресурсы территории, природные условия. Просматривались пути их изменения с целью улучшения. Проводились бурения с целью изучения торфов и известняков. К данной работе были привлечены ВУЗы - Тимирязевский исследовательский институт, Государственный Луговой институт, Академия наук. Работа по изучению Комельского озерного района была начата в 1925 году и рассчитана на 3 года. В первый год экспедиции возглавлял научный сотрудник Темерязевской академии профессор Ильинский. Результатом первого года исследований деятельности ГОК в Комельском озерном районе дали толчок к созданию самого крупного в губернии «Комельского мелиоративного товарищества». В 1925 году проведена работа по прорытию переката на реку Комёлу для спуска воды из озера. В открытом докладе правления ГОК С.М. Бритвина за 1928 год отмечается, что работа по улучшению Комельского озерного края является основной и говорится о её завершении. С.М. Бритвин высоко оценивал работу экспедиции Государственного Лугового института. К экспедиции были прикомандированы члены ГОК (3 человека) и юные краеведы (2 человека), получившие практические навыки работы в полевых условиях[28].

В районе Криводино работала археологическая экспедиция. В течение 14 дней проводилось изучение ледниковых форм рельефа, гряд и холмов Михайловской, Шуйской и Спасо - Шуйской гор. На предмет выявления речного, кварцевого песка и камня – валуна. Работы проводились под руководством профессора Ильинского[29].  Также был обследован кирпичный завод артели «Польза» на станции Бакланка, маслодельный завод в деревне Васюково и кожевенный кирпичный завод женской коммуны, собран материал по быту крестьян 18 века[30].

Летом 1928 года проходил завершающий этап Комельско – озерной экспедиции. Было разработано четыре маршрута. Проведена детальная нивелировка местности под руководством Ильинского. Обследованы четыре сельсовета под руководством А.Михайловской. Результатом работы являются рукописи[31]. (Приложение).

На все работы по обследованию Комельского озерного района ГОК получил только 250 рублей, но, не смотря на скудные средства, все основные намеченные работы были выполнены в срок. Кстати, отметить, что новая установка производственного краеведенья заинтересовала Тимирязевский научно – исследовательский институт. Последний заслушал доклад своего действующего члена Ильинского об этих работах, вынес положительную оценку. Полученные летом результаты исследования в 1925 – 1926 годах напечатаны в книге Ильинского «Методика краеведческих исследований Комельского озерного района», части первой «Природные условия», изданной в 1927 г.[32].

Общественно историческая секция проводила открытую пропаганду работы среди крестьян по созданию новой революционной культуры, пропаганду новых социалистических ценностей [33]. Это отмечает в своих воспоминаниях Мария Михайловна Смехотина, одна из первых членов КСМ.

План деятельности общественно исторических секций состояли из шести пунктов:

1.    Изучение города Грязовца

2.    Изучение сектантства в районе в связи с антирелигиозной пропагандой

3.    Организация при музее крестьнского отдела

4.    Постановка методических докладов

5.    Охрана и учет памятников старины и быта

6.    Изучение быта Лежского района в связи с комплексным изучением волости.

Ключевым пунктом в работе секции является изучение города, и по нему был разработан план деятельности, состоящий их 19 пунктов[34].

Секция местной природы. Регулярно проводимые метеорологическое и фенологическое наблюдения, полученные результаты обрабатывались и предавались огласке. Активно сотрудничали со школами города, привлекали учащихся к должной деятельности. В школах с привлеченными учащимися проводились утренники и праздники. В 1928 году проведена широкая кампания по охране птиц (9 утренников, 10 докладов)[35].

Школьно – краеведческая секция. Главной её задачей являлось вовлечение школьников в краеведческое движение. Секция разрабатывала программы по экономическому обследованию деревень. Инструкции, материалы, отправляли в школы. Уезд был поделен на школьные районы, и каждая школа работала по сбору материала в своем районе. Результаты деятельности выносились на совместные конференции (2 – 3 района). Полученные материалы обрабатывались и использовались для выставок при музее[36]. В марте месяце такую выставку при музее посетило 440 человек[37].

 

Политика – просветительская деятельность ГОК и музея

 

Среди других видов деятельности музея и ГОК следует выделить политико-просветительскую работу. ГОК на протяжении трех лет активно стремится развернуть свою деятельность, вовлекая в свои ряды школьников, крестьян и местные культурные силы. Осенью 1925 года была устроена районная краеведческая конференция из представителей Грязовецкой, Лежской, Шепяковской и Семёновской волости. Конференция наметила ближайшие планы краеведческой деятельности, определила путь и содержание. ГОК и музей участвовали в двух с/х выставках и получили 65 рублей.

В музее успешно проведены выставки 1) о вреде пьянства и курения; 2) по Комельскому озерному району в целях пропаганды за создание мелиоративного товарищества; 3) ко дню кооперации; 4) ко дню леса; 5) ко дню печати по краеведческой литературе и местным изданиям; 6) к 10 годовщине Октябрьской революции; 7) по народному образованию Грязовецкого уезда. Проанализировав посещаемость выставок, следует отметить, что наибольший интерес вызывает тема октябрьская революция[38]. (Приложение).

Прочитаны лекции на следующие темы:

1.    Кооперации на берегах Комельского озера (Демичев Д.И.).

2.    Ископаемые следы (Ильинский Н.И.).

3.    Почвы и их удобрения (Суворов Н.Н.).

4.    Февральская и Октябрьская революция в Грязовце.

5.    Сельское хозяйство и его изучение (Алентов Б.И.).

6.    Охрана природы (Морозов К.К.).

7.    О задачах по изучению Комельского озерного района (Назнаев).

8.    История пчеловодства

9.    Выгоды и способы ведения пчеловодства в условиях местного края.

10. Участие общества-пчеловодов в открытие пчеловодства при музеях.

11. Заключение и необходимость ведения фенологических наблюдений.

За первый год работы ГОК было прочитано 17 лекций. В следующие годы тематика и количество лекционных занятий значительно увеличивалось. К чтению лекций активно приглашались высокопрофессиональные столичные деятели культуры, науки, политики. В Грязовец приезжали лекторы по поручению центральных органов власти Наркомпроса, Правления Центр Союза и т.д. Из письма А.В.Бадаева, артиста МХАТа, организатора Вологодских театров «Теремок» и ТЮЗ: «…Вместе с тем, я имел поручение от Правления Центра Союза провести ряд лекций о культуре и театральной работе в отделение Грязовецкого кооператива»[39]. Лекции так же читали, приезжающие в район на отдых из Москвы и Петербурга учёные и деятели культуры. Из письма С.А.Гуляева-Зайцева, заведующего отделом народного образования Грязовецкого уезда в 20-е годы: «…Сам профессор Л.Н.Чугаев оставался жить в Ленинграде, но он часто приезжал в наши края навестить свою семью. Каждый его приезд в Грязовец мы старались использовать для организации его публичных лекций по различным вопросам науки. Его блестящие выступления неизменно вызывали громадный интерес и собирали широкую аудиторию. На лекции приходили учителя, представители интеллигенции, партийный и советский архив, старшеклассники школ, студенты педучилища. Л.Н.Чугаев внёс заметный вклад в культурную жизнь нашего города»[40]. В ряды ГОК удалось вовлечь местную интеллигенцию, которая внесла вклад в научную деятельность ГОК. Например, работы «Физические законы природы нашей местности (сообщение из Грязовецкого уезда)» В.Волоцкого и «Методика краеведческих исследований (Комельское озеро и его район)» Н.В.Ильинского были напечатаны в губернских печатных изданиях. Материалы по этнографии, собранные ГОК, частично сохранились в Государственной архиве Вологодской области (ГАВО): «Сказка про Николай Чудотворца», «Заговоры деревни Воробейцево Грязовецкого уезда», «Частушки, записанные Александрой Арефьевой», «Стихотворения Василия Ивановича Сиротина (грязовецкого поэта)», «Список слов из диалектов Вологодской губернии», «Об основах и методах проведения краеведческих начал в школу в условиях местного края».

31 августа – 4 сентября 1928 г. прошёл Первый Губернский краеведческий съезд. На съезде присутствовало 70 делегатов. Он был посвящён реорганизации краеведения в губернии и повышении его значимости. До съезда существовало три краеведческие организации – Тотемская, Вологодская и Грязовецкая. Съезд установил высший орган краеведческого движения - Губернский краеведческий съезд, а также разработал структурную иерархию краеведческих организаций губернии. Съезд постановил:

1) Краеведческие организации должны развиваться по принципу советских органов власти;

2) Краеведческая деятельность должна проходить под лозунгом советского строительства;

3) Планы краеведческих организаций должны быть тесно связаны с хозяйственными организациями;

4) Краеведческая организация должна быть массовой.

На съезде дан старт на углубление и расширение идеологической работы. ГОК должен был стать рупором большевистской идеологии.

В 1928-1929 гг. главные организаторы и вдохновители ГОК С.Н.Бритвин и К.К.Морозов покинули Грязовец и уехали в Кадников и Череповец. С их отъездом краеведческое движение замерло, а музею пришлось оставить своё помещение и временно хранить ценные экспонаты в неотапливаемом помещении Христорождественского храма.

Вероятно, эти события были связаны с постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 20.08.1928г. «О музейном строительстве в РСФСР». Наряду с признанием значительных достижений в развитии музейной сферы были отмечены «рутинность и неудовлетворительность, с точки зрения стоящих в порядке дня задач социалистического строительства, идеологического содержания». Задачами краеведческой работы предполагалось признать «раскрытие и пропаганду коммунистического мировоззрения».

В марте 1929 года в письме начальника Главнауки М. Лядова, опубликованном в центральной прессе, говорилось о необходимости начать чистку музейных работников для освобождения музеев от религиозной пропаганды, идеалистической философии, т.е. для действительного изменения музейного курса.

Об угасании «золотого десятилетия краеведения» свидетельствуют статьи газеты «Коммунар»» «Возродить краеведческую организацию и поставить работу музея» от25 мая 1931 г. А. Шишина и «Музей должен быть» от 22 февраля 1931года П. Машкова.


Заключение

 

Двадцатые годы двадцатого века – время коренных изменений в области культуры. В этот период определяются основные направления школьного образования, содержания которого диктовались политическими требованиями нового государства, формы сценической деятельности определили лицо современного театра до наших дней, а также основные методы идеологического воздействия с помощью сети культурно просветительских учреждений.  Время демократичное и с определенной открытостью политической жизнью обеспечило доступ к достижениям культуры многомиллионным массам. Все это нашло  отражение в культурной среде уездного города – это трудовые школы многочисленные культурно-просветительские кружки, библиотеки, избы-читальни, музыкальная школа, театр, школа живописи, художественный музей местного края, общества фотолюбителей и краеведов и т д. Культурная жизнь города находилась в тесной связи с центральными государственными органами, учреждениями культуры. при остром дефиците финансирования со стороны государства, иногда при полном самообслуживании и самоокупаемости наблюдался небывалый подъем активизаций общественной деятельности.

Особенностью уездного города являлось то, что круг деятелей культуры был достаточно узок, и один человек часто выполнял несколько функций (Бритвин С.М. был школьным учителем, руководителем внешкольного отделения УОНО, ГОК, музея местного края. И это было правило, а не исключение.)


Список источников

 

1.    ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5.

2.    ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 126.

3.    ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 201.

4.    ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 456.

5.    ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 1173.

6.    ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1 Д. 70.

7.    ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78.

8.    Воспоминания грязовчан о 1920-х годах.

(Хранятся в Грязовецком краеведческом музее.)

9.    Воспоминания М.Н.Кочетовской.

10.  Воспоминания О.Н.Никольской. Письмо М.А. Смехотиной

11.  Документы личной переписки С.А.Гуляева-Зайцева, 1960-е годы.

12.  Письмо А.В.Бадаева грязовецким краеведам 1967 г.

(Хранится в семейном архиве А.Н.Носковой.)




[1] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 19.

[2] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 81.

[3] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 92.

[4] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 456. Л. 53-54.

[5] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 456. Л. 20.

[6] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 20.

[7] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 456. Л. 54.

[8] Письмо Бадаева А.В. грязовецким краеведам

[9] Письмо Бадаева А.В. грязовецким краеведам

[10] Из воспоминаний О.Н.Никольской. Письмо М.А. Смехотиной

[11] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 1173.

[12] По воспоминаниям М.Н.Кочетовской.

[13] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 22.

[14] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 25.

[15]ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 5. Л. 31.

[16] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 201. Л. 1.

[17] ГАВО. Ф. 259. Оп. 1. Д. 201. Л. 12.

[18]ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 61.

[19] ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 67

[20] Там же.

[21] ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 67

[22]  Воспоминания грязовчан о 1920-х годах. Хранятся в Грязовецком краеведческом музее.

[23] ГАВО. Ф. 4389 О.1 Д.70 Л.2

[24] ГАВО. Ф. 4389 О.1 Д. 70. Л.3

[25] ГАВО. Ф. 4389 О.1 Д.78 Л.67

[26] ГАВО. Ф. 4389 О.1 Д.70 Л.3

[27] ГАВО. Ф. 4389 О.1 Д. 78 Л.67

[28] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 84

[29] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л.67

[30] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 83

[31] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 85

[32] ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 72.

[33] ГАВО. Ф. 4389. Оп.1. Д. 78. Л. 71 об.

[34] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 72

[35] ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 71 об.

[36] ГАВО. Ф. 4389. Оп. 1. Д. 78. Л. 72.

[37] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 67

[38] ГАВО. Ф.4389 О.1 Д.78 Л. 67 об

[39] Письмо А.В.Бадаева грязовецким краеведам 1967 г. Хранится в семейном архиве А.Н.Носковой.

[40] Документы личной переписки С.А.Гуляева-Зайцева, 1960-е годы.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top