Понятие «Русский Север» мы не можем рассматривать с точки зрения географии, оно не является географическим, оно является историко-культурным. На Северных окраинах столетиями складывалась русская национальная культура, не тронутая влиянием политических и культурных изменений, тут носились красивейшие национальные костюмы и отстраивались великолепные памятники деревянного зодчества, такие как шатровые церкви. Со временем церкви переставали действовать, и большинство из них оказалось утраченным. И. Я. Билибин в своей поездке зафиксировал множество предметов, сохранивших ту самую исконно русскую культуру.
Билибин Иван Яковлевич родился в 1876 году (4 декабря) в семье военно-морского врача Билибина Якова Ивановича в Тарховке под Санкт-Петербургом, недалеко от Сестрорецка[1].
Фамилия художника является очень старинной. Фамилия Билибин упоминается в документах времён царя Ивана Грозного[2].
Весной 1899 года Иван Билибин познакомился с художниками, объединившимися вокруг выходившего с ноября 1898 года журнала «Мир искусства» и получил первый заказ на виньетки для этого журнала[3]. На выставке журнала «Мир искусства» он показал часть иллюстраций к русским сказкам, тем самым заявив о себе как о художнике. 24 февраля 1900 года Билибин участвует в собрании, в результате которого было объявлено о создании общества «Мир искусства», художник будет связан с «Миром искусства» вплоть до своего отъезда в эмиграцию в 1920 году. Художники хотели развивать искусство в нашей стране, делать людей просвещёнными в этой области, внести определённый вклад в развитие эстетических взглядов. Нужно отметить огромное влияние этого объединения на художника И.Я. Билибина, это влияние будет проявляться в течение долгих лет.
Интерес к традиционной крестьянской культуре возник у Билибина в 1899 году, когда он случайно оказался в деревне Егны Весьегонского уезда Тверской губернии.
Иван Яковлевич Билибин чрезвычайно любил древнюю Русь. Это сближало его с Николаем Рерихом – художником, который немного позже присоединился к «Миру искусства». Рериха интересовала раннехристианская и языческая культура Руси. Эта древняя красота в первозданном виде открылась Ивану Билибину, когда он совершал поездки по русскому Северу. В 1902-1904 годах художник побывал в весях и городах сначала Вологодской, Архангельской губерний, а затем и Олонецкой губернии[4].
Именно в эти годы один из отделов Русского музея – этнографический отправил Билибина в командировку на Русский Север. Когда он приехал туда, стал собирать множество разных предметов: резьбу, различные набойки, вышивки крестьян. Нужно отметить, что ещё художник зарисовывал, а также и фотографировал памятники, относящиеся к древнерусскому зодчеству[5]. Билибин хотел посетить отдалённые уголки страны. Он понимал, что именно там он может столкнуться с той подлинной древностью России, которую он так любил. И, кажется, понимал, что в отдалённых местностях северных губерний он сможет найти самые разные остатки старины, которые помогут дальше развиваться его творчеству, будут служить определённого рода вдохновителем для дальнейших идей.
Иван Билибин сделал множество снимков памятников древнерусского зодчества. По ним мы можем судить, какие именно населённые пункты посетил художник, и какие памятники привлекли его внимание. Что касается Вологодской губернии, то в ней мы можем выделить Тотемский (Заячерицкая церковь в Кокшенге, Богородицкая церковь в погосте Верховье, церковь в погосте Поча), Сольвычегодский (церковь Верхней Троицы на Уфтюге, церковь Дмитрия Солунского, Шолыменская церковь, колокольня в Циозере и церковь Владимирской Божией Матери) и Вельский (церковь в Соденьге) уезды.
И. Я. Билибин считает, что Богородицкая шатровая церковь является самой интересной из увиденных им церквей. Год постройки является неизвестным, так как сгорели бумаги, но по сообщениям одного из местных церковных деятелей церковь построили в 1439 году[6]. Сам художник критически отнёсся к данной информации, но привёл её как единственный из имеющихся вариантов.
Остов этой церкви в форме креста. Церковь имеет шатровую крышу, покрытую лемехом и располагающуюся на восьмигранном срубе. Можно заметить следы крытой раньше галереи и крыльца на наружной стене. На момент увиденной И. Я. Билибиным церкви в 1903 году, в ней уже пятьдесят лет не велась служба, и её хотели снести, чтобы поставить новую[7]. В XXI веке эта шатровая церковь уже утрачена, и год утраты не установлен.
В Архангельской губернии И.Я. Билибин побывал Шенкурском уезде, где запечатлел церковь в Усть-Паденге и в Кемском уезде, где сделал снимки церкви в с. Подужемье и Успенского собора 1714 года в Кеми.
В своей поездке в Олонецкую губернию, Билибин посетил Петрозаводский, Повенецкий, Пудожский и Каргопольский уезды.
Особого внимания художника в Петрозаводском уезде заслужили церкви в погосте Кижи, который находится на берегу Онежского озера. Именно в этом погосте, по его мнению, больше всего показан размах строительной фантазии. И. Я. Билибин пишет: «Ещё издалека, подплывая к этой церкви с Онежского озера, различаешь нечто необычайное по своим архитектурным формам; и когда, подплыв ближе, видишь всю эту пирамиду нагроможденных одна на другую глав, то невольно начинает казаться, что тут, и на самом деле, преддверие какого-то тридесятого государства[8]». Именно такими красноречивыми словами описывает нам художник облик великолепного произведения деревянного зодчества в Олонецкой губернии. Одна из церквей является двадцатидвухглавой. Датировок постройки этой церкви И. Я. Билибин приводит две: самый конец XVII века или начало XVIII в. Вторая церковь – девятиглавая (построена при Екатерине II).
В Повенецком уезде сделан снимок ветхой часовни в Гапсельге, которая затем была утрачена приблизительно в 1935 году, и церкви Богоявления Господня в Чёлмужах (1605 г.), которая на 2016 год является действующей и находится в с. Чёлмужи Медвежьегорского района.
В Пудожском уезде представляет интерес церковь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня 1700 года в Почозере. В ней присутствует шатровая колокольня, летняя и зимняя церковь. Все эти части связаны переходами[9].
В Каргопольском уезде И. Я. Билибин сделал снимок церкви конца XVII века в Малой Шалые и церкви в с. Павловском недалеко от Каргополя.
Поездка на русский Север принесла художнику большое количество материалов. Билибиным была собрана обширная коллекция произведений художественного мастерства. Эта коллекция была предоставлена в этнографический отдел недавно открывшегося Русского музея, значительная часть легла в основу этого отдела. Также художник предоставил и сделанные им фотографии памятников деревянного зодчества. Эти материалы были использованы Билибиным в серии публикаций[10]. Эта его деятельность шла в русле программы объединения «Мир искусства», одной из целей которой было изучение предшествующей художественной культуры[11].
Помимо журнала «Мир искусства», фотографии, сделанные Билибиным, были помещены в коллективном труде «История русского искусства» под редакцией И.Э. Грабаря, в иных изданиях. А именно, в первом томе «Истории русского искусства» мы можем увидеть множество фотографий шатровых храмов русского Севера, таких как церковь Владимирской Божией Матери в Вологодской губернии[12], церковь в Малой Шалые Олонецкой губернии[13] и некоторые другие церкви северных губерний.
Одним из итогов его летних поездок стала публикация статьи в журнале «Мир искусства» под названием «Народное творчество Русского Севера». В этом тексте он рассуждает о воссоздании русских обычаев в искусстве[14]. Редакция журнала предоставила художнику целый одиннадцатый номер 1904 г. Она дала ему возможность обдумать оформление этого издания и рассказать о самых увлекательных материалах поездки. Он опубликовал в статье снимки и сделал комментарии к ним, по типам постройки он проклассифицировал церкви, проследил взаимосвязь восточного и скандинавского с отечественным искусством. Также Билибин обратился к древнерусскому искусству, которое являлось недостаточно рассмотренным в журнале за период его существования, поэтому билибинский номер расширил представление об этом искусстве[15].
В статье он оценивает состояние народного творчества в его время. Он пишет: «Несомненно, что русское народное творчество умирает, почти умерло. Струя новой жизни сметает его, и только кое-где, в глуши, тлеют его последние, гаснущие искры»[16]. Этими словами он сообщает нам о том, что настоящие произведения творчества уже редко встретишь в центральных районах жизни людей, так как они пропитаны динамикой и нововведениями, русская народная культура в этих местах уже исчезла. Но это не значит, что её не осталось. Именно в далёких северных губерниях он и встретился с этой культурой.
Таким образом, коллекция, собранная Билибиным, внесла огромный вклад в эстетическое развитие нашей страны. Она оказалась востребована различными исследователями и объединениями, но, несомненно, больше всего она помогла самому Ивану Билибину, так как после поездки она стала воодушевлять его творческую деятельность, а именно вдохновила его на создание известного «Билибинского стиля» в искусстве. Поездка на русский Север оказалась для художника крайне плодотворной. Благодаря ей, он внёс огромный вклад в развитие культуры того времени, но самое важное то, что он пробудил интерес к этой теме и у других людей, смог заинтересовать этим многих.
Список использованных источников и литературы:
1) Билибин И. Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. Т. 12. С. 303-318.
2) Голынец Г. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972. 225 с.
3) Голынец С. В. Художник сказки и былины // Знаменитые универсанты. Т. 3. СПб., 2005. С. 285-303.
4) Грабарь И. История русского искусства в 6 т. Т.1: Архитектура. До-Петровская эпоха. М., 1910. 511 с.
5) Звягина В. Ю. Особенности отражения «русского стиля» в журналистике рубежа XIX-XX вв. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2014. № 3. С. 29-35.
6) Иван Яковлевич Билибин: статьи, письма, воспоминания о художнике. Л., 1970. 376 с.
7) Липович И. Н. Иван Яковлевич Билибин // Изобразительное искусство в школе. 2006. № 6. С. 3-17.
[1] Билибин И.Я. Иван Яковлевич Билибин: статьи, письма, воспоминания о художнике. Л., 1970. С. 19.
[2] Голынец Г. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972. С. 9.
[3] Билибин И.Я. Иван Яковлевич Билибин: статьи, письма, воспоминания о художнике. Л., 1970. С. 19.
[4] Голынец С. В. Художник сказки и былины // Знаменитые универсанты. Т. 3. СПб., 2005. С. 11.
[5] Липович И. Н. Иван Яковлевич Билибин // Изобразительное искусство в школе. 2006. № 6. С. 9.
[6] Билибин И. Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. Т. 12. С. 306.
[7] Там же.
[8] Там же. С. 310.
[9] Там же. С. 309.
[10] Голынец С. В. Художник сказки и былины // Знаменитые универсанты. Т. 3. С. 11.
[11] Там же.
[12] Грабарь И. История русского искусства в 6 т. Т.1: Архитектура. До-Петровская эпоха. М., 1910. С. 360.
[13] Там же. С. 369.
[14] Звягина В. Ю. Особенности отражения «русского стиля» в журналистике рубежа XIX-XX вв. // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. 2014. № 3. С. 33.
[15] Голынец Г. В. Иван Яковлевич Билибин. М., 1972. С. 29-30.
[16] Билибин И. Я. Народное творчество русского Севера // Мир искусства. 1904. Т. 12. С. 303.
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»