В.А. Демидова
 
 

Часть I

Творившие бессмертие

Когда пассажиры подплывали на пароходах к Самаре в XIX веке, то все они высыпали на палубу, чтобы поглядеть на открывающуюся чудесную панораму. Красота самарских церквей с их золочеными куполами, увенчанными крестами, восхищала многих. Город встречал гостей не только хлебом и солью, но и многоголосием старинных колоколов. В этой палитре музыкальных красок будто звучала вся история России и этих земель, некогда присоединенных к Империи еще Федором Иоановичем. История великого государства неотделима от православия, являющегося как бы душой всего общества.

Самарские церкви строились на пожертвования верующих. Перед Богом оказывались равными все, и бурлаки, дававшие храму грошики, и богатые купцы, не жалевшие на Святое дело тысячи золотых. И вот это равенство перед Богом являлось тем стержнем, той цементирующей силой, которая направляла народный дух на путь созидания. Сила Самары заключалась в свободолюбивом энергичном и деловом характере россиян, а величие - в церквях, рассыпанных по всему городу и объединявших его в единое целое.

Сегодня много спорят об эпохе первоначального накопления капитала. Некоторые пытаются доказать, что первые деньги всегда делаются на преступлениях, на крови, что первые бизнесмены это чуть ли ни флибустьеры, пираты, уголовники. Многие годы марксисты вбивали в наши головы, что купцы это кровопийцы, мироеды, грабившие народ, что деньги на церкви они давали как индульгенцию за прежние грехи. Однако историческая правда выглядит по-иному. Купцы выходили, в основном, из крестьян, часто крепостных. Природная смекалка, ум и, конечно же, Божья искра, талант делового человека позволяли им сколотить первоначальный капитал. Эти сильные, красивые, рослые русские люди потом и кровью зарабатывали трудовую копеечку, а, как говорится, копейка рубль бережет; из рубля можно сделать сотню, было бы умение. Важно лишь найти свою нишу в предпринимательстве.

Богатство самарские купцы воспринимали как дар Божий, как награду за свое усердие и честное ведение дел. Став тысячниками и даже “ миллионщиками “, они не отрывали себя от остальных горожан, не ставили себя в привилегированное положение, понимая, что не может быть хорошо одному, когда плохо другим. Поэтому они занимались благотворительностью, помогали бедным, убогим и укрепляли единство нации возведением новых православных Святынь. Народная молва хранит память о купце II гильдии Трофиме Ипатьевиче Колпакове, который был более 10 лет старостой Вознесенского собора еще до возникновения губернии. Он жертвовал личные средства на позолочение икон Господа Вседержателя, Божьей Матери, устроение иконостаса, отлив большого колокола в 516 пудов и 16 фунтов, роспись купола храма, изготовление 3 тумб в Святом алтаре, на три лучших подсвечника, семисвечник перед престолом. В 1850 году Вознесенский собор имел 1740 прихожан, в основном, казаков и хлебопеков, что селились на берегу Волги. В это время купец Александр Емельянович Надысев на собственные деньги покрыл стены внутри храма дорогой краской и устлал коврами пол на 750 рублей. Кроме того, состоятельный самарец пожертвовал 1687 рублей на устройство глазетовой и бБлиже к реке Самарке в районе Хлебной площади располагалась одна из самых старых самарских церквей - Спасо-Преображенская и при ней церковь во имя Смоленской Божьей Матери. Ее основание относится к 1685 году, когда она еще составляла часть Спасо-Преображенского женского монастыря. В 1745 году к ней пристроили придел во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Вот как ее описывает А. Г. Елшин: “ Снизу церковь четвероугольная, потом восьмигранная с такой же колокольней. Эту церковь также не обошла благотворительность местного купечества. В 1845 году новый иконостас оплатил купец Василий Ефимович Буреев. Купец П. Г. Баранов в 60-ые годы собрал денег на возведение рядом с Преображенской церковью каменного храма во имя иконы Смоленской Божьей матери по образу Греческой церкви в Санкт-Петербурге. Колокольню построил купец Михаил Петрович Коренев. В 1876 году церковный староста купец Федор Иванович Никонов устроил в нижнем этаже церковь во имя Рождества Христова. На следующий год он возвел вокруг обеих церквей с восточной, северной и западной сторон каменную ограду. В 1875 году купец Бахарев за поминовение пожертвовал церкви хлебный амбар, который приносил значительный ежегодный доход. На 1850 год церковь имела 395 прихожан. Ее слава распространялась на всю Россию, и православные паломники шли сюда из самых отдаленных уголков Империи, чтобы помолиться на иконы Спаса Нерукотворного, написанного симбирским иконографом Иваном Семионовым в 1688 году, и на образ Смоленской Божьей Матери, по преданию вынесенной из Персии.

Большое значение для православных имела также церковь во имя Успения Божьей Матери, построенная на средства прихожан в 1768 году. Это место ранее принадлежало упраздненному в 1738 году Спасо-Преображенскому мужскому монастырю. Церковь поначалу была деревянной с приделом Святого Митрополита Алексия, небесного покровителя Самары. В 1807 году она сгорела, и в 1828 году храм возвели заново, но уже из камня. Большой вклад в возрождение святыни внес бывший городской голова купец Петр Семенович Синягин. Купец I гильдии В. Е. Буреев отлил колокол в 350 пудов и заказал иконостас в серебре на 3 тысячи рублей. Чуть позже оба эти купца подарили церкви серебряно-вызолоченный ковчег, престол и крест из польского серебра с иконами греческой работы. Долгие годы церковным старостой являлся В. Е. Буреев, который помог создать при ней обширную библиотеку религиозных книг. Прихожан на 1850 год насчитывалось 595, в основном, храм посещали переселенцы из Московской, Владимирской, Нижегородской, Пензенской, Симбирской и других областей. Родной сестрой этой самарской церкви стал Успенский храм в Ставрополе на Волге. В честь этой церкви улицу, начинавшуюся от нее, назвали Успенской. Знаменита эта церковь и тем, что в ее приходе находилась знаменитая часовня Митрополита Алексия. Вот что по этому поводу пишет самарский старожил А. Г. Елшин: “По предания, часовня деревянная выстроена в память посещения Самары в 1357 году святителем Алексием, Митрополитом Московским во время путешествия в Золотую Орду. Он благословил здесь одного благочестивого отшельника, который построил на берегу Волги деревянную часовню. Она находилась в черте города на Набережной улице на дворе самарского мещанина А. Червякина. Жители установили неугасимую лампаду перед иконой его...” Далее вместо деревянной в 1832 году чуть ближе к Волге построили каменную двухэтажную часовню. Во время большого половодья весной 1856 года самарская Святыня сильно пострадала - вода залила весь первый этаж. Тогда купец Лев Алексеевич Маслов выделил деньги на восстановление и поставил иконостас. Купчиха Е.А.Синягина за 1500 рублей подарила серебряную плащаницу.( ГАСО,Ф.352,оп.3,д.1,с.67-71). Вот какой ее увидел художник К.П. Головкин в конце Х1Х века.

Целые купеческие династии передавали от деда к отцу, а затем к внукам традиции возведения православных церквей. Так, дед, основатель купеческого рода Шихобаловых, в 1837 году за 10 тысяч рублей построил Троицкую церковь. Его сын участвовал в возведении Покровской (ссылка? Фотографии две) церкви, где находился семейный склеп этой знаменитой купеческой династии (ссылка?). Антон Николаевич на свои деньги построил Ильинскую церковь и Всехсвятскую, много сил отдал открытию самого величественного в губернии Воскресенского собора. Случилось это так.

4 апреля 1866 года в Самару из Санкт-Петербурга пришло сообщение о злодейском покушении террориста Дмитрия Каракозова на Государя Императора Александра II Освободителя. Выстрелы в столице разбудили спящую Самару. Тысячи людей хлынули в Вознесенский собор, что на Вознесенской улице. Храм не мог вместить всех желающих, и люди стояли на улице. Все молились о чудесном спасении любимого Государя, плакали от радости, обнимались, Царь-Освободитель был кумиром, властителем дум. Его великие реформы поселили надежду в сердцах миллионов. Одним росчерком пера он превратил рабов в свободных граждан. Ветры перемен долетели и до Самары. Так, на Троицком базаре был снесен столб для публичных экзекуций. Самарские крестьяне смогли разогнуть спину. Какое было единение народа! Все молились за здоровье Государя и были готовы отдать за него жизнь.

В Вознесенском соборе службу вел Преосвященный Герасим (Добросердов). Он и вознес горячую молитву Господу о спасении Государя от рук злодея. После молебна прямо во храме купцы первой гильдии, потомственные почетные граждане города братья Антон и Емельян Николаевичи Шихобаловы предложили построить новый собор во имя Спаса. Начали собирать пожертвования. Это дело стало всенародным. Богачи соединились с бедняками. В едином порыве служения Вере, Царю, Отечеству. Кто давал тысячи, а кто медный грош. Дворянин и купец, мещанин и лавочник, крестьянин и грузчик были объединены великой любовью к спасенному Государю, к великой России. Как им был нужен Храм!

9 апреля 1866 года было получено высочайшее соизволение на строительство собора.(ГАСО,Ф.153,оп.36,д.1000,с.48). На другой день из городской казны выделили 15 тысяч рублей на это великое дело, а 17 апреля, в день рождения Государя, было освящено самое высокое место города — место будущего храма на площади, получившей название Соборная. Сформировался строительный комитет, в состав которого вошли: председатели Преосвященный Герасим, губернатор Камергер Двора Его Императорского Величества Действительный Статский Советник Б. П. Обухов, а также члены городской Думы: Голова В. Е. Буреев, пятеро гласных городской Думы первого созыва купцы Е. Н. Шихобалов, П. М. Журавлев, И. М. Плешанов, А. М. Горбунов, А. Е. Надысев, протоиерей Халколиванов, старший советник губернского правления Громов и губернский архитектор Муратов. Обязанности казначея были возложены на Е. Н. Шихобалова. Начальная смета составила 160 тыс. руб. Профессор архитектуры Э. И. Жибер составил проект собора, вместимость которого достигала две с половиной тысячи человек. Строительство началось 25 мая 1869 года. Первый камень заложил Государь Император Александр II Николаевич.

Городская Дума I4 мая 1871 года создала соборную комиссию, избрав ответственным строителем храма Е. Н. Шихобалова. Надзор за постройкой был поручен архитектору Теплову.

Собор возводился 25 лет по старинным русским технологиям: использовались для прочности яичные желтки, известь гасилась в ямах десятки лет. Для фундамента собирали и обтачивали валуны, сохранившиеся с ледникового периода. Для строительства собора приглашались лучшие русские мастера. Участвовать в этом благородном деле считалось почетным долгом каждого гражданина России. Казанская городская управа рекомендовала специалистов по столярному делу Сергея Парфеновича Лоскутова.и Терентия Александровича Будылина. Они изготовили пять наружных входных дверей резных, полированных из темного мореного дуба, три внутренних сосновых двери и четыре меньших размером. Мастер Белоусов из Палеха по рисункам архитектора А. А. Щербачева расписал стены храма. Три иконостаса резных и золоченых выполнил мастер Бычков. Ювелир Алексей Акимович Овчинников в Москве сделал соборную церковную утварь: бронзовую, золоченую с эмалью, серебряную. Купец Д. В. Кирилов на свои деньги отлил в Москве 880 пудовый колокол, который был поднят в октябре 1893 года на колокольню.

Кафедральный Воскресенский собор во имя Спасителя с приделами во имя Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского, Святого Иосифа Песнопевца и в нижнем этаже во имя Алексия Митрополита Московского и всея Руси—небесного покровителя города Самары был открыт и освящен в 1894 году.( Во имя Христа Спасителя кафедральный, соборный храм в г. Самаре. Самара,1894г.) Самара ликовала. Собор высотой 79 метров {с колокольней) был виден в ясную погоду за 80 верст. . Пассажиры волжских пароходов высыпали на палубы, чтобы посмотреть на самарское чудо: золоченые купола, белые стены и зелень соборных садиков. Как здесь не вспомнить слова Владимира Семеновича Высоцкого: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». И Господь заметил Самару— началась эпоха ее расцвета. Собор стал душой города, символом могущества и величия «Русского Чикаго», архитектурной доминантой Самары. Вся жизнь города проходила через собор: в нем крестили, венчали, отпевали, здесь оплакивали жертвы Русско-Японской войны, читали анафему «зеркалу русской революции» графу Льву Толстому, молились за победу в 1914 году. Художник Ю. Н. Малиев вспоминает: «Соборная площадь чем-то напоминала заволжскую степь, из которой неожиданно вырастал гигантский каменный массив собора. Церковь венчалась двенадцатью главами, окрашенными в цвет июльского неба. На центральном купольном своде я четырех главах сияли восьмиконечные золотые кресты. В собор вели пять высоких крылец по два с восточной и западной стороны и одно с севера. Подъем к ним шел по каменным широким лестницам в двадцать ступеней каждая».

К этому времени в Самаре насчитывалось 105 814 русских.(Волжское слово 1913г., 16 октября).Однако проблема заключалась в том, что вся эта масса людей объединялась не национальной идеей, а православием, то есть религиозной идеологической надстройкой. Добавим к этому, что проповеди читались на малопонятном церковнославянском языке, сквозь путаницу которого прорывалось – Славься народ Израилев… Замени одну идеологию на другую, и это огромное море фанатиков колыхнется в противоположную сторону, громя Святыни и уничтожая собственные исторические корни. Так и произошло в дальнейшем. Нашему собору недолго пришлось, украшать самарскую землю. Жизнь храма оборвалась чуть позже жизни Государя Николая Александровича и его сёмьи. Собор был закрыт большевиками, в 1920 году осквернен и разграблен. Прихожане уносили и прятали иконы от чекистов, рискуя жизнью.

Убивали собор (ссылка?) пять лет: с 1930 по 1935 годы, для чего была использована вся взрывчатка, предназначенная для строительства ГЭС. Курировал процесс уничтожения председатель самарского Губисполкома Мендель Маркович Хатаевич. Он регулярно докладывал о состоянии дел в Москву. Сталин торопил. Однако взорвать собор сразу коммунист боялся, ведь рядом здание обкома и жилой дом для партработников. То, что рядом находились жилые массивы, вряд ли останавливало ретивого функционера. Был разработан план постепенного разрушения. Ю. Н. Малиев рассказывает: «взрывали башенку за башенкой, жители вскакивали по ночам от страшных взрывов, по вспоминали, что идет «процесс» и снова ложились спать. А утром дети бегали по улицам, лазили по крышам, собирая разлетевшиеся во все стороны кирпичики с клеймами старых мастеров». Самарские жители говорят, что по домам ходил милиционер и предупреждал, чтобы не выпускали детей на улицу во время взрывных работ. При взрывах в радиусе двух-трех кварталов от собора в домах звенели и вылетали стекла, как будто сам Господь хотел достучаться до человеческих душ. Самарцы плакали, прощаясь со своей святыней. Ю. Н. Малиев так описывает последний акт трагедии: «Им осталось взорвать гигантскую четырехярусную колокольню. Ночной взрыз был ужасен. Яркая вспышка, света, и эта громадина как ракета устремилась в ночное небо. Она взлетела примерно на 20 метров и кусками рассыпалась по соборным садикам.» Может быть это было первое испытание авиационной космической техники в Самаре, эдакая предтеча Юрия Гагарина? Весь строительный лом был переработан в щебень, из которого советские умельцы делали уже свои блоки. Именно из этого святотатского материала был воздвигнут Дом промышленности, который с Божьей помощью и разрушается. На сохранившемся мощном фундаменте собора был построен театр оперы и балета — незабвенный памятник эпохи культа личности. Катакомбы и подземные ходы под собором превратились в бомбоубежище для правительства в случае сдачи Москвы в период Великой Отечественной войны.

Самара без собора — уже не Самара. И нам не услышать больше благовест колоколов на Соборной площади. Так давайте же помянем тех, кто вложил свою душу и сердце в строительство русского собора. Они мечтали о процветании самарского края. У этих людей был храм в душе.

Много воды утекло с тех давних времен. История сама рассудила по справедливости. Те горожане, которые строили нашу Самару и боролись за ее духовность, остались в памяти народа, а значит, получили бессмертие. Так что не зря благородные купцы “отдавали куски” от своего дела на общее благо. Те же, кто уничтожал Самару, разрушал связь времен, становятся все меньше и незначительнее с каждым годом. Пройдет время, и разрушители церквей, осквернители кладбищ растают, как миражи, превратятся в нечто неодушевленное, мрачное, обезличенное, имя которому сатанизм и большевизм. Мы лишь слегка приоткрыли завесу, скрывающую от нас прошлое, и почувствовали ностальгию.

                    Часть II

Соломинка для отверженных

Когда сталкиваются кремень с металлом, летят искры. Когда возникает конфликт между трудом и капиталом, также летят искры, которые, остывая, превращаются в отверженных, то есть в людей, потерявших точку опоры, оторвавшихся от своей социальной группы и упавших на дно социума. Типичной поговоркой, отражающей русский менталитет, является: «От сумы и от тюрьмы не зарекайся». Самарские предприниматели, прогуливаясь со своими детьми и увидев на пути лежащего в грязи нищего-калеку, бросали гривенник и говорили наследникам – между нами и этим бродягой не столь большая разница. Каждый может оказаться в таком положении, стоит слегка оступиться. В местных кабаках и в самых гнилых шинках можно было встретить и обнищавшего, оборванного князя, и спившегося купца, и пролетария, закладывающего за рюмку свои сапоги. Почти каждый купеческий клан имел обнищавших, обанкротившихся родственников. Некоторые активные личности в течение своей жизни то богатели, то нищали, потом снова покупали тройку породистых лошадей, а заканчивали жизнь в ночлежке.

Когда-то самарского купца Ивана Алексеевича Чурикова считали везучим человеком: выгодная женитьба, свои рыбные промыслы. Беда случилась внезапно. Умерла любимая жена. Иван запил по-черному. Состояние испарилось вместе с друзьями. Купец стал босяком и пошел по Руси с посохом.
Конечно, основную массу социально незащищенного населения представляли мещане, крестьяне и ремесленники, то есть все те, кто назывались тогда простым народом. Политолог Петр Кропоткин писал, что прогресс определяется не количеством заводов и ростом валового продукта, а тем, насколько общество обеспечивает своим гражданам право на достойную жизнь. Эти идеи, проникая в российскую действительность, становились материальной силой. Благотворительность превращалась в нравственный критерий, определявший степень человечности. Вот что писал по этому поводу городской голова П.В.Алабин: «Мы считаем вполне последовательным обратиться к ознакомлению с положением общественной благотворительности в нашем городе, как имеющей своей задачей тоже помощь страждущему и бедствующему человечеству». Далее Петр Владимирович дает личную оценку уличной нищете: «Редко встретишь на Руси большой город... в котором бы явное доказательство этих страданий и бедствий в виде, например, нищенства и попрошайничества на улицах так было значительно, как в Самаре. Нищих если и можно встретить у нас в городе толпами, то разве только в утренние часы и то по преимуществу в некоторые только дни, у ворот или во дворах богатых купцов, производящих кормление и оделение копеечками нищей братии или в нарочито для того назначенный день недели, или в день поминовения по каком-нибудь близком покойнике. Нищих можно встретить и у церквей во время богослужений, но на улицах видишь их сравнительно редко, а если и попадаются нищие – то или дети, или двое-трое несчастных калек».
Город в борьбе с нищетой избрал цивилизованный путь. Управа обеспечивала неимущих общественными работами с гарантированной, фиксированной зарплатой. Бедняки мостили улицы, сажали деревья, подметали, убирали грязь. В голодные годы подобные заказы буквально спасали людям жизнь. Так в 1891 году во время страшной засухи горожане за продукты питания обустроили городскую набережную от улицы Москательной до Панской.( Вся Самара.1925г.) Читатель и сейчас может увидеть обложенную тесаным камнем стену вдоль волжского берега. В стену вмонтированы чугунные кольца, к которым привязывались баржи. Во время половодья мощеная стена защищала город от наводнения.
Большую работу по обеспечению бездомных крышей над головой проводило земство. В 1865 году в Самаре открылась Земская богадельня. Она давала приют 50 странникам и обходилась в год в 4 тысячи рублей. Частные предприниматели также не оставались в стороне от этого благородного дела. Пароходовладелец I-й гильдии купец Иван Васильевич Константинов в 1871 году выстроил большое двухэтажное каменное здание на улице Алексеевской. Далее меценат закупил 50 коек, постельное белье, посуду и передал всю эту собственность в дар городу для открытия богадельни. Кроме того, он положил в банк на счет заведения 25 тысяч рублей. Самарская Дума известила государя Императора о чудесном даре. Александр II повелел называть богадельню Константиновской. Своей благотворительностью пароходовладелец отдал дань всему сословию бурлаков, потерявших работу в век научно-технического прогресса и парового двигателя, заменившего грубый физический труд.

Иван Михайлович Плешанов, салоторговец, купец I гильдии, также пожертвовал свои два деревянных дома с садом под богадельню в 1876 году. Этот дар был сделан в честь спасения любимого Императора от фактически неизбежной гибели в Париже 25 мая 1876 года. Богадельню на 40 человек обоего пола стали называть Александровской. Заведение обеспечивалось капиталом в 2900 рублей.

Антон Николаевич Шихобалов, купец I гильдии, крупнейший землевладелец и хлеботорговец, построил каменную двухэтажную богадельню рядом с Ильинской площадью. Учреждение обеспечивало проживание 75 женщинам с 1894 года. (ГАСО, Ф.153,оп.3б.д.1000.с.59). А.Н. Шихобалов увековечил свое имя также постройкой народной больницы, в которой оплачивал лекарства, инструменты, работу медицинского персонала, а также питание больных. ( Антон Николаевич Шихобалов. Его жизнь, просветительные и благотворительные учреждения его имени. М.,1912г.)

Другой хлеботорговец и владелец высокотехнологичной мельницы под Журавлевским спуском купец I гильдии Яков Гаврилович Соколов вместе с сыном Иваном Яковлевичем в 1909 году открыли богадельню и странноприимный дом в 3-ей части Самары у Петропавловской площади. Вот их заявление в городскую Управу от 5 августа 1909 года: «А принадлежащем нам потомственному почетному гражданину Я.Г. и И.Я. Соколовым дворовом месте построены один двухэтажный каменный дом с подвальным этажом, деревянный флигель, надворные одноэтажные каменные постройки (каретник, погреба, пекарня, прачечная, баня). Дом мы обставили всеми принадлежностями, необходимыми для помещения в нем богадельни. На первое время мы уже поместили в нем 15 призреваемых, а к 23 августа прием доведем до 100 человек. Все постройки, водопровод жертвуем Самаре для содержания в нем богадельни и странноприимного дома. Для обеспечения безбедного существования жертвуем еще капитал в 30 тысяч рублей и проценты с него. Ею могли пользоваться граждане Самары, престарелые и увечные, всякого звания и сословия, лишенные возможности по преклонности лет, или по неспособности к труду снискать пропитание и не имеющие родственников. Странноприимный дом действовал для странников. Их не обеспечивали питанием и давали приют лишь на 3 дня. Если наше желание и воля будут нарушены, изменена направленность учреждения, то все движимое и недвижимое имущество возвращается нам, жертвователям или наследникам».(Журналы Самарской городской Думы за 1909г.)

С 1873 года по Николаевской, 164, открылось Общество попечения о бедных на основании устава, утвержденного Министерством внутренних дел. Цель общества – помогать всеми способами людям, не способным существовать без посторонней помощи. Благотворители либо вносили 100 рублей единовременно, либо 50 копеек помесячно. Благотворительную организацию возглавила Лариса Аристарховна Реутовская. Нуждающиеся получали пособия от 1 рубля до 25 рублей, а также продукты и одежду. Ежегодно помощь оказывалась 250 гражданам.

 
На 1899 год в губернии насчитывалось 19 богаделен и 11 приютов. В 1901году Л.С. Аржанов открыл на собственные средства еще одну богадельню. На Соборной, угол Воскресенской, действовал ночлежный дом, построенный купцом Кирилловым.(ГАСО,ф.153,3б,д.1000,с.59). Нуждающиеся могли переночевать, выпить горячего чая с бубликами. В сборнике «Вся Самара» за 1900 год он числится по Соборной, 34, и оценивается в 3500 рублей. Однако с ночлежками в городе дело обстояло не столь прянично. Так весной 1909 года городская Дума специально обсуждала вопрос «О недостатках в ночлежных домах». Комиссия признала желательным ночлежный дом, находящийся в ведении Общества попечения о бедных, передать в ведение города и установить строжайший надзор над частными ночлежками с целью недопущения антисанитарии. Источниками финансирования проекта становились следующие налоги: государственный квартирный налог в сумме 30 тысяч рублей; сбор с грузооборота в Самаре по водному пути; выпуск ряда облигационных займов; плата за воду из городского водопровода.

Не меньше проблем возникало с Домом трудолюбия, который открылся еще 20 февраля 1894года. (ГАСО,Ф.153,оп.3б,д.1585,с.35). Конечно, купцы жертвовали на него немалые суммы. Так, мукомол Лаврентий Семенович Аржанов в 1903 году перечислил на его счет 10 тысяч рублей, за что получил благодарность от императрицы Марии Федоровны. ( Самарская газета,1903г.,6 августа). Но денег все равно не хватало. 18 марта 1908 года правление Дома трудолюбия обратилось в Управу со следующим прошением: «С 1 января 1908 года окончился срок эксплуатации витрин для расклейки афиш и объявлений. Просим продолжить эксплуатацию витрин на два года, так как витрины служат Дому трудолюбия главным доходным источником. В связи с безработицей 1908 года Дом трудолюбия вмещает в своих стенах большое количество безработных». Члены Управы постановили: «Уважить».

XX век принес новые проблемы. Болезненными словами стали не только «милитаризация», «инфлюэнция», но и «безработица». С развитием научно-технического прогресса меняется социальная структура общества, происходят демографические изменения, разрушаются патриархальный уклад и сословность. Происходит миграция населения в промышленно развитые центры страны, в том числе и в Самару. Правительство создает все новые государственные биржи труда, с ним конкурируют частные фирмы по найму. Однако объективно возникающие кризисы капитализма создают все новые волны безработных. В помощь обездоленным городская власть открывает десятки общественных столовых, пунктов молочного питания. Тем не менее вопрос не решается. Статистика неумолима. На 1907 год в Самаре насчитывается 2600 граждан, потерявших свои рабочие места.(Волжское слово,1907г.,25мая). Что делать с лишними людьми? Над этой проблемой ломали голову и государственные мужи, и ученые. Здравомыслящие политики боролись за создание новых рабочих мест, за улучшение общественного устройства, при котором социум давал бы возможность своими руками каждому обеспечить себя и свою семью. Экстремисты искали в маргиналах и деклассированных элементах динамит для подрыва традиционных общественных устоев. Пружина истории сжималась.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Государственный архив Самарской области
Фонд    1.  Самарское губернское правление.
Фонд    3.  Канцелярия Самарского губернатора;
Фонд    8.  Самарский окружной суд.
Фонд   32. Самарская духовная консистория.
Фонд  170. Самарская городская Дума.
Фонд  191. Самарский городской маклер.
Фонд  228. Самарский губернский прокурор.
Фонд  287. Самарский биржевой комитет.
Фонд  352. Присяжные поверенные. А. Г. Елшин.
Фонд  430. Самарское дворянское депутатское собрание,
Фонд  465. Самарское городское полицейское управление.
Фонд  468. Самарское губернское жандармское управление.
Фонд  558. Общество археологии, истории, этнографии.
Фонд  663. Самарский губернский предводитель дворянства.
Фонд  815. Головкин Константин Павлович, краевед.
Фонд 3500.            Воспоминания революционеров. И. Ф. Демидов.
Фонд 4940.            Струков Олег Сергеевич, краевед.
Фотоальбом Егора Никитьевича Аннаева.
Личные архивы
Лемана А. В., Саганбекова Ю. С., Наякшина К. Я., Жарова Н.В., Ивойловой Е.Н., Варламовой М.П.
Газеты
"Волжский день" "Волжское слово" "Голос Самары" "Самарская газета" "Самарские губернские ведомости" "Самарский вестник" "Самарский курьер" "Самарский листок объявлений", «Самарский справочный листок».
Журналы
"Горчишник" /"Хулиган"/, «Родина» 1993-2003 гг.,
Литература
Адрес-календари и Памятные книжки Самарской губернии за 1867-1916 гг. г. Самара.
 Алабин П. В. Двадцатипятилетие Самары как губернского города. Историко-статистический очерк. Самара, 1877 г.
Алексей Толстой и Самара: Из архива писателя. Куйбышев,1982 г.
Антон Николаевич Шихобалов. М., 1912 г.
Баянский Н. Почему М.Д. Челышев не попал в 4-ую Государственную Думу. СПб..1913 г.
 Булгаков С.Н. Христианский социализм: Споры о судьбах России. Новосибирск,1991 г.
Вся Самара. 1926 г. Самара.
Гарин-Михайловский Н.Г. Избранное. Куйбышев, 1980 г.
Годы и события. Хроника, т.1. Самара,2000 г.
Гулишамбаров С.С. Всемирная торговля и участие в ней России. СПб, 1898 г.
Живописная Россия. Т. 8, ч 1. СПб., 1901 г.
Журналы Самарской Городской Думы за 1904, 1909, 1911 гг.
Историко-культурная энциклопедия Самарского края. Персоналии. Самара, 1994 г., 1995 г.
История уделов за столетие их существования. Часть 1-2. СПб,1903 г.
Клопов А.А.  Отчет по исследованию волжской хлебной торговли.СПб,1889 г.
Кони А.Ф. Избранное. М., 1989 г.
Константин Павлович Головкин.Самара,1992 г.
 Кошко И. Ф. Воспоминания губернатора /1905-1914 гг./ Новгород-Самара-Пенза. Петроград. 1916.
Кропоткин П.А. Записки революционера.М..1988 г.
Лещинский М.Я. Судебные записки. М., 1995 г.
Лишин И.А. Очерк Николаевского уезда Самарской губернии в статистическом и сельскохозяйственных отношениях. СПб,1880 г.
Лишин И.А. Проект положения о Юго-Восточной хлебопромышленной и сельскохозяйственной выставке в Самаре в 1890 году. М.,1887 г.
Лишин И.А. К вопросу обводнения и облесения степной полосы Самарской губернии. М..1892 г.
Максим Горький и Самара. Куйбышев, 1968 г.
Наумов Александр. Доклад самарского губернского предводителя Дворянства ХХ очередному губернскому дворянскому собранию. Самара, 1914 г.
О России и русской философской культуре. Философы русского и послеоктябрьского зарубежья. М.. 1990 г.
Покровский В.И. Сборник сведений по истории и статистике внешней торговли России, том 1. СПб, 1902 г.
Преображенский П.А. Очерк истории Самарского края, Самара,1919 г.
Протопопов. Столетие Самарской губернии. Самара,1901 г.
Путешествие в прошлое. Самарский край глазами современников. Самара,1991 г.
Розанов В.В. Уединенное. М.,1991 г.
Селиванов К.А. Русские писатели в Самаре и Самарской губернии. Куйбышев, 1953 г.
Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самара,1994 г.
Самарский спутник, 1890 г.
Сводный сборник статистических сведений по Самарской губернии,том 8, выпуск 1-й, изд. Сам. Губ. Земства. Самара.1892г.
Трехсотлетие царствования дома Романовых. М., 1914 г.
Фабрично-заводские предприятия Российской империи. Петроград,1914 г.
Челышев М.Д. Главная причина нашего несчастья. Изд.3-е. Самара. 1907 г.
Юбилейная научная конференция «Самарский край в истории России». Самара, 2001 г.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top