О.А. Ермолова
 
Время как константа в практике исторического исследования всегда имеет свою «специфику», «приметы» и «наследие». При этом время – это ещё и «от-ражение» истории развития, как самого института государственности, так и со-циально-общественного, духовного и культурного развития общества. Одним из ярких элементов этого «отражения» является мода. Мода во все времена высту-пала неотъемлемой частью исторического процесса развития человечества, ста-новясь при этом специфическим «символом» той или иной эпохи и характери-зуя «своё время».         
Исторические процессы развития, как мировой, так и российской государ-ственности всегда сопровождались «историческими переменами» моды. Смена эпох и властителей, режимов и устоев, периоды острых социальных потрясений и революций всегда сопровождались изменениями в моде. 
В рассматриваемый период русская мода развивается в стиле европейских тенденций. При этом если на начало XX века центры женской моды - это Вена и Париж, то мужской моды – Англия. На новые веяния  моды, прежде всего, ори-ентировались представители высших сословий; одежда людей небогатых, а тем более низших слоев общества мало зависела от моды. 
В конце XIX века в мировом искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, неуловимые пере-ходы тонов, приглушенные, переливчатые серые, голубые, зеленоватые и розо-ватые оттенки, ручная работа, индивидуальность. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок. Формы одежды к концу периода «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкооб-разным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распростра-нившейся модой на занятия спортом. Для модерна также характерно наличие восточных, японских мотивов в европейской одежде. 
Отметим, что данный период характеризуется невиданной ранее пышно-стью декора, обилием бижутерии, меха, перьев, великолепными, роскошными тканями, любовью к импозантности и стремлением подчеркнуть богатство и разнообразие одежды.  В стиле «модерн» выразился интерес к различным исто-рическим стилям: ампиру, готике и восточным культурам.  
Основная идея женского образа рассматриваемого времени - невесомость, воздушность и эфемерность. Модный силуэт, создающий такой образ, состоял из непомерно утянутой корсетом «осиной» талии, широких бедер, расклешен-ной колоколообразной юбки, похожей на цветок. Она заканчивалась треном (шлейфом), создававшим иллюзию «пены волн», из которых выходит это пре-красное неземное создание.  
Модерн в женской одежде предусматривал S-образный силуэт (иногда за-вышалась талия на спине и занижалась спереди, использовались тюрнюры), расширенные части рукава (в плечах - gigot, либо на сгибе локтя), прямую, либо узкую юбку, расширяющуюся к полу.
Повседневное платье было закрытым и имело чаще всего стоячий воротни-чок, вечерний туалет – глубокое декольте и короткие рукава-фонарики. Носили большие шляпы с вуалью, пенистое жабо, доходившее до пояса, которое созда-вало впечатление пышного бюста. 
Мода модерна заимствовала много форм из прошедших эпох. Например, были популярны широкие воротники, короткие болеро и собранные спереди блузки (время Людовика XIII). Период Людовика XIV проявился в умеренных жакетах, называемых vestons Louis XIII, которые начали в то время соперничать с миниатюрными болеро. Как и во времена Людовика XVI, женщины носили большие шляпы, использовали узорчатые ткани в цветах и букетах. В конце концов, шляпы достигают огромных размеров, Р. В. Захаржевская пишет, что их даже сравнивали с большой бельевой корзиной.  Для их закрепления на голове использовали большие шпильки и булавки, а в 1912 году власти Москвы и Пе-тербурга запретили находиться в таком головном уборе в общественном транс-порте. 
С «Русскими сезонами» Дягилева в Париже, в европейскую моду проника-ют восточные и японские мотивы, о которых упоминалось выше – накидки и кофточки кроя «кимоно», зонтики из китайского шелка, японообразные при-чески с валиком на голове, ткань с рисунками драконов, облаков и т.п. ,   При-близительно с 1905 года укорачивается юбка и приоткрывает носок туфель. Это заставляет модельеров уделять внимание и обуви. Постепенно распространяется силуэт с завышенной талией и прямой юбкой. Такую коллекцию создает Жанна Пакен. К данному периоду относится и творчество Поля Пуаре, творчество ко-торого сформировалось под влиянием восточного и античного стиля эскизов Л. Бакста.  
Поль Пуаре создавал платья-халаты, расшитые туники в комплекте с брю-ками-шароварами, тюрбаны, кимоно «Пуаре-оби» и т.п. на японский манер. В моду вошли отороченные мехом платья, пальто, меховые шапки и муфты. За-ставив женщин распрощаться с корсетом, который часто сравнивали с панци-рем, Пуаре поставил перед ними серьезную задачу – следить за своей фигурой, худеть и не набирать вес. 
Вот что пишет о новых свободных бескорсетных моделях Р. В. Захаржев-ская, ссылаясь на модные журналы того времени: «Непринужденность означала желание освободиться от стягивающих и сковывающих форм, от сложного кроя и вытачек. Портные и портнихи создавали туалеты из кусков ткани, соединен-ных прямыми швами. Рукава, лиф, юбки представляли собой нагромождение прямых полотнищ, они могли быть собраны в сборку, складку, свободно висеть — как угодно было портному распорядиться куском ткани, буквально не прика-саясь к нему ножницами. Свобода и простота, которые достигались «непринуж-денным покроем», сделали женщин бесформенными». 
 «Мужская мода к началу XX века стабилизировалась, стандартизировалась и не переживала особых потрясений», - пишет Р. В. Захаржевская.  Поэтому различия в происхождении, знатности и богатстве мужчины выражались не в особом стиле или элементах одежды, а в качестве ткани, пошива, наличии аксес-суаров (например, дорогие часы).
Цвет мужского костюма обычно следующих цветов: черный, синий, марен-го (серо-синий), темно-серый, реже коричневый. Выходные костюмы (фраки, визитки, смокинги) шили только черные. Фактура тканей преимущественно гладкая или с небольшой выделкой. Полосатые материалы для визиток и ко-стюмов были нерезкой расцветки. Ткани в клетку не были популярны, иногда использовалась мелкая нерезкая клетка. 
Популярностью пользовались такие элементы одежды, как фрак, сюртук, пиджачный костюм, визитка. Накануне Первой мировой войной модным стано-вится смокинг. Также существовала форменная одежда, например, у военных и чиновников.
Обратим внимание и на детскую моду рассматриваемой эпохи. Здесь большим разнообразием отличалась одежда дошкольников. Интересной осо-бенностью детского костюма было то, что до трехлетнего возраста мальчиков одевали также как и девочек – в яркие платьица с квадратным вырезом и боко-вой застежкой на левую сторону, часто имелись тесьма, вышивка, а также кру-жевные воротнички и манжеты. Волосы были до плеч или подстрижены в «ско-бочку», иногда в волосах мальчика красовался даже бант. 
Парадным костюмом мальчиков этого возраста было белое суконное или бархатное платьице, часто в складку, с воротничком и манжетами из кружева или с вышивкой. Иногда они были крахмальные, и тогда к костюму добавлялся шелковый бант вместо галстука.
Платья девочек были более разнообразными. Помимо сукна и бархата их шили из шелка, платья были в полоску, в клетку, в горошек. Парадные платья украшались большим количеством вышивки, бантиков, рюшей, воланов. И мальчики, и девочки носили однотонные носочки разных цветов с яркой кай-мой, белые или коричневые чулочки. На ногах были мягкие ботинки и цветной или белой кожи, лакированные черные туфли с перемычкой. Летом – белые или коричневые сандалии с открытым носком и застежкой на одну пряжку. 
Головным убором были широкополые соломенные шляпы с загнутыми кверху краями, с широкой лентой вокруг тульи и спускающимися на спину кон-цами. Шляпы девочек украшались также цветами и бантами. На голове держа-лись с помощью резинки.
Зимой мальчики носили меховые шапки из котика, шленки (вид овчины), белки с плоским донышком. Девочки – суконные или бархатные капоры, отде-ланные мехом или полностью из меха и отделанные мехом суконные или бар-хатные муфточки на ленте или шнурке. Пальто носили суконные с меховым во-ротником и отделкой. Также были пальто из плюша и бархата.
Весной и осенью и мальчики, и девочки носили различные суконные и шер-стяные пальто с пелеринами, пелерины с капюшонами.
После четырех лет костюм девочек лишь удлинялся, фасон оставался прежним. На платьях появляются воланы, шнуры, отделочные пуговицы. Юбки от пояса были в складку. Появляется декольте, закрытое более легкой тканью, ажурная отделка платья, стилизация под матросский костюм. Матросский во-ротник мог быть синим, черным, красным. Манжеты были в цвет воротника, под который часто надевали черный галстук. 
Невыходные платья отличались разнообразными передниками на бретель-ках с отделкой. Зачастую эти передники были наряднее самих платьев. Их шили из белой, цветной или полосатой шелковой или хлопчатобумажной ткани.
Девочки-подростки надевали напоминающие по стилю наряды их мам и старших сестер, но короче и недекольтированные. Носили также юбки и блузки, широкие пояса на талии. Блузки – шелковые или батистовые, часто с вышивкой. Также носили матроски, юбки-плиссе или в складку. Костюмов девочки не но-сили, т.к. это считалось взрослой одеждой.
Пальто девочкам шили приталенные, с разнообразными воротниками и от-воротами, карманами и прострочкой. Были распространены двубортные пальто типа бушлата. Головные уборы становятся более разнообразными – соломен-ные, бархатные, шелковые, они также как и раньше украшаются цветами и лен-тами. Шляп, украшенных перьями дети не носили.
Обычно волосы делились на пробор и заплетались в косы с бантами, лен-тами, косы могли укладываться спиралью по бокам головы или вокруг головы валиком. Носили и распущенные волосы с одним бантом наверху или двумя по бокам. В торжественных случаях волосы завивали в крупные локоны. Популяр-ные прически с пучком сзади или вокруг головы девочки не носили. 
Зимой девушки носили меховые пальто из белки, котика. Характерная чер-та зимнего костюма – толстые шерстяные рейтузы черного цвета. Подростки но-сили высокие ботинки на шнуровке – черные, белые, коричневые. Иногда носок и задник ботинок могли быть лаковыми. Каблук высокий венский или схожий с мужским. Чулки коричневые, черные, к белому платью – белые, хлопчатобу-мажные или фильдекосовые. Шелковых чулок подростки не носили. После 12-13 лет девочки не носили носков. При выходных платьях надевали туфли-лодочки на небольшом каблуке с бантом, пряжкой или несколькими перемыч-ками. После окончания гимназии (17-18 лет) девушки следовали уже взрослой моде, но все же одевались скромнее замужних дам – как по фасону, так и по ма-териалам и отделке. Декольте имелось только у бальных платьев.
Мальчики до 13-14 лет носили короткие штанишки выше колен. Они могли быть на манжете, резинке вокруг ноги или вообще без них. По краю штанины могли быть нашиты две-три пуговицы. Как и у девочек, были распространены «матросские костюмы». Наиболее популярные цвета – белый и синий. В разрез воротничка матросской курточки пришивалась вставка с вышитым якорем или полосатая, под тельняшку.
Часто мальчики носили разного рода тужурки с поясом и бантовыми складками на спине и бортах. Тужурки были кроя охотничьих курток, однотон-ные – серые, коричневые, зеленые, или в клетку.
Пиджаки носили мальчики старше 12 лет как выходной костюм. Выходные костюмы обычно носили с отложным широким крахмальным воротничком и бантиком. Популярны были костюмы, стилизованные «под кучера», «под черке-са». Кучерской костюм надевали мальчики до 10 лет и преимущественно летом. В моде он еще с XIX века и состоит из круглой поярковой «ямщицкой» шапки с павлиньими перьями, шелковой красной или голубой косоворотки, бархатного черного или темно-серого казакина, часто без рукавов, с косой застежкой, шел-ковым или кожаным поясом, плисовых или шелковых шаровар и высоких чер-ных или цветных сапожек. Черкесский костюм вошел в моду позже – после 1905 года. Он состоял из белой папахи с донышком, украшенным галуном, шелкового красного или голубого бешмета и красной или белой черкески с га-зырями, обшитой по борту галуном. Также надевался наборный пояс с имити-рованный кинжалом и башлык на спину, белый или цветной, с кистью на капю-шоне и украшенный галуном. На поясе могла быть кавказская кобура для ре-вольвера и кавказская шашка через плечо. Под черкеску надевались цветные шаровары и цветные или черные сапоги. 
Головным убором мальчиков были кепка-восьмиклинка с пуговицей навер-ху («каскетки»), панамы из соломы и сукна, матросские шапочки и фуражки с козырьком и лентами типа «Смелый», «Храбрый» или «Штандарт», «Полярная звезда» (по названию царских яхт) и т.д. На шапках были цветные помпоны. Маленькие мальчики носили жокейские картузики с большим козырьком, шапки из люфты с козырьками спереди и сзади («здравствуй-прощай»). Зимние шапки (бадейки с ушами и мехом наружу, финки мехом внутрь) носили редко. Встре-чались меховые шапки с длинными ушами до пояса наподобие якутских и тун-гусских шапок.
Мальчики носили короткие двубортные пальто с прорезными или наклад-ными карманами. Хлястиков и разрезов не делали. Пальто чаще всего были од-нотонные синие с рукавом реглан, но шились и из материала в мелкую клетку или елочку. Шубы были не на меху, а на вате. Воротники ставились из котика, каракуля, кенгуру, иногда из нутрии – обычно детям младшего возраста.
Обувью служили ботинки черного или коричневого цвета. Поверх чулок в холод надевались шерстяные гамаши или суконные гетры до колен. Были попу-лярны кавказские бурки – сапоги из длинношерстного войлока с кожаными го-ловками или обшитые кожей белые фетровые валенки на кожаной подошве.
Нужно отметить, что дети носили еще и форменную одежду. Дети буржуа-зии, интеллигенции, дворянства с 7 – 8 лет посещали уроки в гимназиях, реаль-ных или коммерческих училищах. В этих заведениях обязательным было ноше-ние определенной формы одежды, похожей на военную форму. Я. Н. Ривош называет ее «полувоенной».  У учащихся разных заведений она различалась лишь деталями – цветом, пуговицами, кантами, эмблемами. Похожая форма была и у студентов. Часто ее носили и во внеучебное время, обязательна она была на торжественных мероприятиях – театр, посещение гостей и т.п. Также существовали учебные заведения, в которых строгой формы не было. Напри-мер, Тенишевское училище и Коммерческое училище общества эксперимен-тальной педагогики в Петербурге. Ученики и ученицы этих заведений сидели на занятиях в темно-серых или синих халатах.
Гимназисты носили светло-синие фуражки с тремя белыми кантами и чер-ным козырьком. К околышу крепилась эмблема из двух серебряных пальмовых ветвей, между которыми размещались инициалы города (например, СПБ – Санкт-Петербург) и номер гимназии. Таким образом, выходило «СПБ. 3. Г.», «М. 5. Г.» и т.д. Фуражки носили и зимой, и летом. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Наушники надевались на ухо как чехол и были соединены под подбородком резинкой. В морозы надевали также башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти. 
Повседневная форма гимназистов состояла из синей суконной гимнастерки с серебряными выпуклыми пуговицами и черным лакированным ремнем с се-ребряной пряжкой. На пряжке были те же буквы и цифры, что на фуражке (вы-гравированы и покрыты черным цветом). Брюки гимназистов черные, без канта. Черные ботинки на шнуровке.
Летом гимназисты надевали коломянковые гимнастерки с серебряными пу-говицами. Старшеклассники чаще ходили в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Под куртку – крахмальный воротник. Застежка куртки боко-вая, скрытая. Куртка подпоясывалась поясом. Некоторые гимназии устанавли-вали форму не синего, а серого цвета. Брюки всегда оставались черными.
Выходная форма гимназистов состояла из темно-синего или темно-серого однобортного мундира с обшитым серебряным галуном воротником. Вне шко-лы разрешалось носить мундир без пояса. К мундиру также надевали крахмаль-ный воротничок. Шинель была двубортная, светло-серая, с серебряными пуго-вицами и синими петлицами с белым кантом и пуговицей.
Гимназисты носили ранцы из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим серо-зеленым мехом. 
Форма реалистов отличалась цветом. Вместо синего, серого и белого упо-треблялись черный и желто-оранжевый цвета. Так, фуражки были черные с жел-то-оранжевым кантом. Эмблема была позолоченная, и вместо «Г» были буквы «РУ» - реальное училище. Шинель была черная с позолоченными пуговицами, петлицы опять же черные с оранжевым кантом. Черными были куртки и гимна-стерки. Летом гимнастерки были коломянковые. Мундиры были черные с золо-тым галуном, черным поясом с золотыми инициалами.
Городские школы – четырехклассные училища – имели форму следующую. Фуражки были черные, с красным кантом и околышем, с черным лакированным козырьком. Эмблема представляла собой позолоченный венок с монограммой «ГУ». Зимой учащиеся ходили в черных косоворотках с застежкой на левую сторону и черных брюках. Летом косоворотки были коломянковые с медными выпуклыми пуговицами. Эмблемы на них не было. Полагалась двубортная ши-нель военного кроя с красными петлицами. Но зачастую в городских школах учились дети из бедных семей, поэтому из всей формы они могли позволить се-бе лишь фуражку.
Форма коммерческих училищ отличалась от формы реальных лишь тем, что фуражка имела зеленый кант и околыш, а эмблемой является «жезл Мерку-рия» (символ промышленности и торговли). Петлицы на шинелях были зеленые, а пуговицы, в отличие от пуговиц реалистов и гимназистов, не гладкие, а также с «жезлом Меркурия». Он же был и на пряжках с буквами «КУ». 
Женская гимназическая форма состояла из коричневого, синего или серого платья из кретона (х/б), камлота (шерсть) и фартука из сатина, мадаполама, му-слина. Повседневный фартук темный, праздничный – белый. Иногда добавля-лась пелерина, в некоторый заведениях полагались воротнички, нарукавники, манжеты. , 
Студенты университетов носили форму специального «университетского» цвета – светло-зеленого с немного голубым оттенком. Такого цвета были фу-ражки, их околыш и кант были голубыми. Летом на фуражках были чехлы из белого пике. Повседневная форма студента – зеленоватая двубортная тужурка с голубыми петлицами и золотыми пуговицами с двуглавым орлом. Летом носили и серые тужурки. Под тужуркой была косоворотка – белая, цветная или даже с вышивкой (у демократического студенчества), с поясом-шнурком с кистями или тонким кожаным ремнем. Под тужурку также надевали крахмальный воротни-чок. Стоячий воротник – с черным бантом-бабочкой, стояче-отложной – с чер-ным галстуком.
Брюки шили из диагонали такого же цвета, что и тужурка, узкие, без отво-ротов, на штрипках. Студенты носили ботинки на шнуровке или штиблеты, ту-фель не надевали.
Парадная форма состояла из двубортного сюртука с высоким стоячим во-ротником голубого цвета и золотыми пуговицами. Голубой кант был по высо-кому обшлагу, борту и задним клапанам. С левой стороны сюртук имел карма-шек для шпаги, которая надевалась в торжественных случаях.
Богатые студенты носили сюртуки на белой подкладке из шерстяной саржи («белоподкладочники»). Под сюртук надевали жилет из такой же ткани. Летом жилет мог быть белым, из ластика или пике, с золотыми пуговицами.
Демократическое студенчество почти не носило сюртуков. Это объясня-лось как дороговизной ткани и пошива, так и нежеланием быть похожими на бе-лоподкладочников. 
Студенческая шинель была пошита из касторового сукна зеленоватого цве-та с голубыми петличками. Зимой подстегивался каракулевый воротник.
Белоподкладочники иногда надевали николаевские шинели – с пелериной и бобровым воротником. Шинель была двубортная, но не застегивалась, а запахи-валась. Часто студенты носили из всех формы лишь фуражку. Окончившие уни-верситет, имели право носить университетский значок.
Форма учащихся технических институтов различалась в разных заведениях некоторыми деталями. Фуражки имели черный или темно-зеленый бархатный околыш, темно-зеленую тулью и три канта определенного цвета, присвоенного институту. Тужурки и брюки были в основном черные, но, например, для ин-ститута путей и сообщений форма была зеленого цвета. Воротники тужурок в зависимости от института были черные или темно-зеленые. На бархатных во-ротниках не носили петлиц, а только эмблемы. Вместо бархатных воротников студенты некоторых институтов носили бархатные петлицы с кантом присвоен-ного институту и эмблемой. Воротники были обшиты кантом. На тужурке носи-ли контрпогоны с вензелем-инициалом того царя, имя которого носил институт. Вензель и пуговицы обязательно были одного цвета – золотые или серебряные.
Студентам полагалось носить сюртук, схожий с чиновничьим. Он был от-крытый, с отворотами, обязателен был при нем галстук или бантик и крахмаль-ный воротник и манжеты. Сзади были прорезные вертикальные карманы, укра-шенные пуговицами, те же пуговицы, только меньшего размера были на обшла-гах.
Шинели были черные, того же кроя, что и университетские. Бархатных во-ротников не носили, только петлицы.
Отметим, что в России существовали и привилегированные учебные заве-дения. Они были одновременно и средние, и высшие. Люди, окончившие такие заведения, с легкостью делали военную или гражданскую карьеру. Такими заве-дениями являлись Пажеский корпус (выпускал офицеров гвардии), Алексан-дровский лицей (выпускал чиновников) и училище правоведения, готовившее сотрудников органов юстиции. У лицеистов и правоведов были очень похожие формы. У лицеистов была черная фуражка с красным кантом и красным околы-шем, у правоведов – зеленая отделка.
Повседневная форма – тужурка и брюки с кантом. Петлицы были в цвет канта и околыша. Шинели носили черные с петлицами. Зимой лицеисты и пра-воведы носили «николаевские» шинели. Обязательными были белые замшевые перчатки и шпага.
Парадная форма – однобортный мундир  с высоким воротником и обшла-гами красного или зеленого цвета. Воротник украшался шитьем, а обшлага го-ризонтальным рядом пуговиц. Парадный головной убор лицеистов и правове-дов – черная фетровая двууголка. Вместо ботинок при парадной форме надева-ли лаковые штиблеты на резинке.  
В конечном итоге, рассмотренная специфика моды в истории повседневно-сти России конца XIX – начала XX века позволяет более чётко представить себе внешний облик российского общества уходящей «империи». Создавая «непо-вторимый шарм» различных социальных классов России в рассматриваемый пе-риод времени, выделяя каждый класс из общей массы, мода, таким образом, вы-полняла своеобразную роль «визитной карточки» страны и её граждан. При этом давая чёткое представление всему российскому обществу о том, «какой человек» стоит перед вами, мода выполняла задачу, как социальной стратифи-кации, так и комплексного механизма внешнего и внутреннего «кодекса» пове-дения и этикета. Всё это на наш взгляд и создавало ту неповторимую «обая-тельность» и шарм России, которые исчезнут вместе с ней в эпоху великих ре-волюционных потрясений 1917 года.     
 
Список использованной литературы и источников
 
1. Блейз, А. История в костюмах. / А. Блейз. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Эклибрис, 2002. – С. 154-158
2. Васильев, А. А. История моды. Выпуск 2. Костюмы "Русских сезо-нов" Сергея Дягилева / А. А. Васильев. – М.: Этерна, 2006. – С. 6.
3. Девушки-гимназистки конца XIX – начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/users
4. Захаржевская, Р. В. История костюма: от античности до современ-ности./ Р. В. Захаржевская. – 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 201.
5. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999. / Ш. Зелинг. – Kone-mann, 2000. – С.22-36 
6. Из истории моды: детский костюм начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://kavery.dreamwidth.org/329020.html
7. История детской моды [Электронный ресурс]. URL: http://kidsfashion.livejournal.com/41554.html
8. Мода начала XX в. Мода в России. Детская мода. Крой. Книги. Подлинники. Фотографии [Электронный ресурс]. URL: http://lebedinajpesnja1.blogspot.ru
9. Мода начала XX века (1900 - 1916) [Электронный ресурс]. URL: http://otma.mybb.ru/viewtopic.php
10. Национальный музей Республики Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://openkarelia.org
11. Пуаре Поль [Электронный ресурс].  URL: http://www.casual-info.ru
12. Ривош, Я. Н. Время и вещи. – С.184-188
13. Русский балет Дягилева и мода [Электронный ресурс]. URL: http://mylitta.ru/2300-ballets-russes.html
14. Стиль модерн в одежде [Электронный ресурс]. URL: http://mylitta.ru/1930-art-nouveau.html 
15. Форма каменецких гимназистов конца 19 - начала 20 столетия [Электронный ресурс]. URL: http://kamienec.livejournal.com/93248.html
 
 
Время как константа в практике исторического исследования всегда имеет свою «специфику», «приметы» и «наследие». При этом время – это ещё и «от-ражение» истории развития, как самого института государственности, так и со-циально-общественного, духовного и культурного развития общества. Одним из ярких элементов этого «отражения» является мода. Мода во все времена высту-пала неотъемлемой частью исторического процесса развития человечества, ста-новясь при этом специфическим «символом» той или иной эпохи и характери-зуя «своё время».         Исторические процессы развития, как мировой, так и российской государ-ственности всегда сопровождались «историческими переменами» моды. Смена эпох и властителей, режимов и устоев, периоды острых социальных потрясений и революций всегда сопровождались изменениями в моде. В рассматриваемый период русская мода развивается в стиле европейских тенденций. При этом если на начало XX века центры женской моды - это Вена и Париж, то мужской моды – Англия. На новые веяния  моды, прежде всего, ори-ентировались представители высших сословий; одежда людей небогатых, а тем более низших слоев общества мало зависела от моды. В конце XIX века в мировом искусстве сформировался новый стиль — «модерн», для которого характерны текучие, плавные линии, неуловимые пере-ходы тонов, приглушенные, переливчатые серые, голубые, зеленоватые и розо-ватые оттенки, ручная работа, индивидуальность. Типичной чертой этого стиля были «морские» орнаменты: изображения лилий, водорослей, русалок. Формы одежды к концу периода «модерна» стали менее четкими, покрой — мешкооб-разным. В целом, одежда значительно упростилась, что связано с распростра-нившейся модой на занятия спортом. Для модерна также характерно наличие восточных, японских мотивов в европейской одежде. Отметим, что данный период характеризуется невиданной ранее пышно-стью декора, обилием бижутерии, меха, перьев, великолепными, роскошными тканями, любовью к импозантности и стремлением подчеркнуть богатство и разнообразие одежды.  В стиле «модерн» выразился интерес к различным исто-рическим стилям: ампиру, готике и восточным культурам.  Основная идея женского образа рассматриваемого времени - невесомость, воздушность и эфемерность. Модный силуэт, создающий такой образ, состоял из непомерно утянутой корсетом «осиной» талии, широких бедер, расклешен-ной колоколообразной юбки, похожей на цветок. Она заканчивалась треном (шлейфом), создававшим иллюзию «пены волн», из которых выходит это пре-красное неземное создание.  Модерн в женской одежде предусматривал S-образный силуэт (иногда за-вышалась талия на спине и занижалась спереди, использовались тюрнюры), расширенные части рукава (в плечах - gigot, либо на сгибе локтя), прямую, либо узкую юбку, расширяющуюся к полу.Повседневное платье было закрытым и имело чаще всего стоячий воротни-чок, вечерний туалет – глубокое декольте и короткие рукава-фонарики. Носили большие шляпы с вуалью, пенистое жабо, доходившее до пояса, которое созда-вало впечатление пышного бюста. Мода модерна заимствовала много форм из прошедших эпох. Например, были популярны широкие воротники, короткие болеро и собранные спереди блузки (время Людовика XIII). Период Людовика XIV проявился в умеренных жакетах, называемых vestons Louis XIII, которые начали в то время соперничать с миниатюрными болеро. Как и во времена Людовика XVI, женщины носили большие шляпы, использовали узорчатые ткани в цветах и букетах. В конце концов, шляпы достигают огромных размеров, Р. В. Захаржевская пишет, что их даже сравнивали с большой бельевой корзиной.  Для их закрепления на голове использовали большие шпильки и булавки, а в 1912 году власти Москвы и Пе-тербурга запретили находиться в таком головном уборе в общественном транс-порте. С «Русскими сезонами» Дягилева в Париже, в европейскую моду проника-ют восточные и японские мотивы, о которых упоминалось выше – накидки и кофточки кроя «кимоно», зонтики из китайского шелка, японообразные при-чески с валиком на голове, ткань с рисунками драконов, облаков и т.п. ,   При-близительно с 1905 года укорачивается юбка и приоткрывает носок туфель. Это заставляет модельеров уделять внимание и обуви. Постепенно распространяется силуэт с завышенной талией и прямой юбкой. Такую коллекцию создает Жанна Пакен. К данному периоду относится и творчество Поля Пуаре, творчество ко-торого сформировалось под влиянием восточного и античного стиля эскизов Л. Бакста.  Поль Пуаре создавал платья-халаты, расшитые туники в комплекте с брю-ками-шароварами, тюрбаны, кимоно «Пуаре-оби» и т.п. на японский манер. В моду вошли отороченные мехом платья, пальто, меховые шапки и муфты. За-ставив женщин распрощаться с корсетом, который часто сравнивали с панци-рем, Пуаре поставил перед ними серьезную задачу – следить за своей фигурой, худеть и не набирать вес. Вот что пишет о новых свободных бескорсетных моделях Р. В. Захаржев-ская, ссылаясь на модные журналы того времени: «Непринужденность означала желание освободиться от стягивающих и сковывающих форм, от сложного кроя и вытачек. Портные и портнихи создавали туалеты из кусков ткани, соединен-ных прямыми швами. Рукава, лиф, юбки представляли собой нагромождение прямых полотнищ, они могли быть собраны в сборку, складку, свободно висеть — как угодно было портному распорядиться куском ткани, буквально не прика-саясь к нему ножницами. Свобода и простота, которые достигались «непринуж-денным покроем», сделали женщин бесформенными».  «Мужская мода к началу XX века стабилизировалась, стандартизировалась и не переживала особых потрясений», - пишет Р. В. Захаржевская.  Поэтому различия в происхождении, знатности и богатстве мужчины выражались не в особом стиле или элементах одежды, а в качестве ткани, пошива, наличии аксес-суаров (например, дорогие часы).Цвет мужского костюма обычно следующих цветов: черный, синий, марен-го (серо-синий), темно-серый, реже коричневый. Выходные костюмы (фраки, визитки, смокинги) шили только черные. Фактура тканей преимущественно гладкая или с небольшой выделкой. Полосатые материалы для визиток и ко-стюмов были нерезкой расцветки. Ткани в клетку не были популярны, иногда использовалась мелкая нерезкая клетка. Популярностью пользовались такие элементы одежды, как фрак, сюртук, пиджачный костюм, визитка. Накануне Первой мировой войной модным стано-вится смокинг. Также существовала форменная одежда, например, у военных и чиновников.Обратим внимание и на детскую моду рассматриваемой эпохи. Здесь большим разнообразием отличалась одежда дошкольников. Интересной осо-бенностью детского костюма было то, что до трехлетнего возраста мальчиков одевали также как и девочек – в яркие платьица с квадратным вырезом и боко-вой застежкой на левую сторону, часто имелись тесьма, вышивка, а также кру-жевные воротнички и манжеты. Волосы были до плеч или подстрижены в «ско-бочку», иногда в волосах мальчика красовался даже бант. Парадным костюмом мальчиков этого возраста было белое суконное или бархатное платьице, часто в складку, с воротничком и манжетами из кружева или с вышивкой. Иногда они были крахмальные, и тогда к костюму добавлялся шелковый бант вместо галстука.Платья девочек были более разнообразными. Помимо сукна и бархата их шили из шелка, платья были в полоску, в клетку, в горошек. Парадные платья украшались большим количеством вышивки, бантиков, рюшей, воланов. И мальчики, и девочки носили однотонные носочки разных цветов с яркой кай-мой, белые или коричневые чулочки. На ногах были мягкие ботинки и цветной или белой кожи, лакированные черные туфли с перемычкой. Летом – белые или коричневые сандалии с открытым носком и застежкой на одну пряжку. Головным убором были широкополые соломенные шляпы с загнутыми кверху краями, с широкой лентой вокруг тульи и спускающимися на спину кон-цами. Шляпы девочек украшались также цветами и бантами. На голове держа-лись с помощью резинки.Зимой мальчики носили меховые шапки из котика, шленки (вид овчины), белки с плоским донышком. Девочки – суконные или бархатные капоры, отде-ланные мехом или полностью из меха и отделанные мехом суконные или бар-хатные муфточки на ленте или шнурке. Пальто носили суконные с меховым во-ротником и отделкой. Также были пальто из плюша и бархата.Весной и осенью и мальчики, и девочки носили различные суконные и шер-стяные пальто с пелеринами, пелерины с капюшонами.После четырех лет костюм девочек лишь удлинялся, фасон оставался прежним. На платьях появляются воланы, шнуры, отделочные пуговицы. Юбки от пояса были в складку. Появляется декольте, закрытое более легкой тканью, ажурная отделка платья, стилизация под матросский костюм. Матросский во-ротник мог быть синим, черным, красным. Манжеты были в цвет воротника, под который часто надевали черный галстук. Невыходные платья отличались разнообразными передниками на бретель-ках с отделкой. Зачастую эти передники были наряднее самих платьев. Их шили из белой, цветной или полосатой шелковой или хлопчатобумажной ткани.Девочки-подростки надевали напоминающие по стилю наряды их мам и старших сестер, но короче и недекольтированные. Носили также юбки и блузки, широкие пояса на талии. Блузки – шелковые или батистовые, часто с вышивкой. Также носили матроски, юбки-плиссе или в складку. Костюмов девочки не но-сили, т.к. это считалось взрослой одеждой.Пальто девочкам шили приталенные, с разнообразными воротниками и от-воротами, карманами и прострочкой. Были распространены двубортные пальто типа бушлата. Головные уборы становятся более разнообразными – соломен-ные, бархатные, шелковые, они также как и раньше украшаются цветами и лен-тами. Шляп, украшенных перьями дети не носили.Обычно волосы делились на пробор и заплетались в косы с бантами, лен-тами, косы могли укладываться спиралью по бокам головы или вокруг головы валиком. Носили и распущенные волосы с одним бантом наверху или двумя по бокам. В торжественных случаях волосы завивали в крупные локоны. Популяр-ные прически с пучком сзади или вокруг головы девочки не носили. Зимой девушки носили меховые пальто из белки, котика. Характерная чер-та зимнего костюма – толстые шерстяные рейтузы черного цвета. Подростки но-сили высокие ботинки на шнуровке – черные, белые, коричневые. Иногда носок и задник ботинок могли быть лаковыми. Каблук высокий венский или схожий с мужским. Чулки коричневые, черные, к белому платью – белые, хлопчатобу-мажные или фильдекосовые. Шелковых чулок подростки не носили. После 12-13 лет девочки не носили носков. При выходных платьях надевали туфли-лодочки на небольшом каблуке с бантом, пряжкой или несколькими перемыч-ками. После окончания гимназии (17-18 лет) девушки следовали уже взрослой моде, но все же одевались скромнее замужних дам – как по фасону, так и по ма-териалам и отделке. Декольте имелось только у бальных платьев.Мальчики до 13-14 лет носили короткие штанишки выше колен. Они могли быть на манжете, резинке вокруг ноги или вообще без них. По краю штанины могли быть нашиты две-три пуговицы. Как и у девочек, были распространены «матросские костюмы». Наиболее популярные цвета – белый и синий. В разрез воротничка матросской курточки пришивалась вставка с вышитым якорем или полосатая, под тельняшку.Часто мальчики носили разного рода тужурки с поясом и бантовыми складками на спине и бортах. Тужурки были кроя охотничьих курток, однотон-ные – серые, коричневые, зеленые, или в клетку.Пиджаки носили мальчики старше 12 лет как выходной костюм. Выходные костюмы обычно носили с отложным широким крахмальным воротничком и бантиком. Популярны были костюмы, стилизованные «под кучера», «под черке-са». Кучерской костюм надевали мальчики до 10 лет и преимущественно летом. В моде он еще с XIX века и состоит из круглой поярковой «ямщицкой» шапки с павлиньими перьями, шелковой красной или голубой косоворотки, бархатного черного или темно-серого казакина, часто без рукавов, с косой застежкой, шел-ковым или кожаным поясом, плисовых или шелковых шаровар и высоких чер-ных или цветных сапожек. Черкесский костюм вошел в моду позже – после 1905 года. Он состоял из белой папахи с донышком, украшенным галуном, шелкового красного или голубого бешмета и красной или белой черкески с га-зырями, обшитой по борту галуном. Также надевался наборный пояс с имити-рованный кинжалом и башлык на спину, белый или цветной, с кистью на капю-шоне и украшенный галуном. На поясе могла быть кавказская кобура для ре-вольвера и кавказская шашка через плечо. Под черкеску надевались цветные шаровары и цветные или черные сапоги. Головным убором мальчиков были кепка-восьмиклинка с пуговицей навер-ху («каскетки»), панамы из соломы и сукна, матросские шапочки и фуражки с козырьком и лентами типа «Смелый», «Храбрый» или «Штандарт», «Полярная звезда» (по названию царских яхт) и т.д. На шапках были цветные помпоны. Маленькие мальчики носили жокейские картузики с большим козырьком, шапки из люфты с козырьками спереди и сзади («здравствуй-прощай»). Зимние шапки (бадейки с ушами и мехом наружу, финки мехом внутрь) носили редко. Встре-чались меховые шапки с длинными ушами до пояса наподобие якутских и тун-гусских шапок.Мальчики носили короткие двубортные пальто с прорезными или наклад-ными карманами. Хлястиков и разрезов не делали. Пальто чаще всего были од-нотонные синие с рукавом реглан, но шились и из материала в мелкую клетку или елочку. Шубы были не на меху, а на вате. Воротники ставились из котика, каракуля, кенгуру, иногда из нутрии – обычно детям младшего возраста.Обувью служили ботинки черного или коричневого цвета. Поверх чулок в холод надевались шерстяные гамаши или суконные гетры до колен. Были попу-лярны кавказские бурки – сапоги из длинношерстного войлока с кожаными го-ловками или обшитые кожей белые фетровые валенки на кожаной подошве.Нужно отметить, что дети носили еще и форменную одежду. Дети буржуа-зии, интеллигенции, дворянства с 7 – 8 лет посещали уроки в гимназиях, реаль-ных или коммерческих училищах. В этих заведениях обязательным было ноше-ние определенной формы одежды, похожей на военную форму. Я. Н. Ривош называет ее «полувоенной».  У учащихся разных заведений она различалась лишь деталями – цветом, пуговицами, кантами, эмблемами. Похожая форма была и у студентов. Часто ее носили и во внеучебное время, обязательна она была на торжественных мероприятиях – театр, посещение гостей и т.п. Также существовали учебные заведения, в которых строгой формы не было. Напри-мер, Тенишевское училище и Коммерческое училище общества эксперимен-тальной педагогики в Петербурге. Ученики и ученицы этих заведений сидели на занятиях в темно-серых или синих халатах.Гимназисты носили светло-синие фуражки с тремя белыми кантами и чер-ным козырьком. К околышу крепилась эмблема из двух серебряных пальмовых ветвей, между которыми размещались инициалы города (например, СПБ – Санкт-Петербург) и номер гимназии. Таким образом, выходило «СПБ. 3. Г.», «М. 5. Г.» и т.д. Фуражки носили и зимой, и летом. Летом на тулью надевался чехол из коломянки. Зимой надевали наушники из черного фетра на коричневой байке внутри. Наушники надевались на ухо как чехол и были соединены под подбородком резинкой. В морозы надевали также башлык цвета натуральной верблюжьей шерсти. Повседневная форма гимназистов состояла из синей суконной гимнастерки с серебряными выпуклыми пуговицами и черным лакированным ремнем с се-ребряной пряжкой. На пряжке были те же буквы и цифры, что на фуражке (вы-гравированы и покрыты черным цветом). Брюки гимназистов черные, без канта. Черные ботинки на шнуровке.Летом гимназисты надевали коломянковые гимнастерки с серебряными пу-говицами. Старшеклассники чаще ходили в куртках со стоячим воротником, как у морского кителя. Под куртку – крахмальный воротник. Застежка куртки боко-вая, скрытая. Куртка подпоясывалась поясом. Некоторые гимназии устанавли-вали форму не синего, а серого цвета. Брюки всегда оставались черными.Выходная форма гимназистов состояла из темно-синего или темно-серого однобортного мундира с обшитым серебряным галуном воротником. Вне шко-лы разрешалось носить мундир без пояса. К мундиру также надевали крахмаль-ный воротничок. Шинель была двубортная, светло-серая, с серебряными пуго-вицами и синими петлицами с белым кантом и пуговицей.Гимназисты носили ранцы из черной кожи с крышкой, обшитой тюленьим серо-зеленым мехом. Форма реалистов отличалась цветом. Вместо синего, серого и белого упо-треблялись черный и желто-оранжевый цвета. Так, фуражки были черные с жел-то-оранжевым кантом. Эмблема была позолоченная, и вместо «Г» были буквы «РУ» - реальное училище. Шинель была черная с позолоченными пуговицами, петлицы опять же черные с оранжевым кантом. Черными были куртки и гимна-стерки. Летом гимнастерки были коломянковые. Мундиры были черные с золо-тым галуном, черным поясом с золотыми инициалами.Городские школы – четырехклассные училища – имели форму следующую. Фуражки были черные, с красным кантом и околышем, с черным лакированным козырьком. Эмблема представляла собой позолоченный венок с монограммой «ГУ». Зимой учащиеся ходили в черных косоворотках с застежкой на левую сторону и черных брюках. Летом косоворотки были коломянковые с медными выпуклыми пуговицами. Эмблемы на них не было. Полагалась двубортная ши-нель военного кроя с красными петлицами. Но зачастую в городских школах учились дети из бедных семей, поэтому из всей формы они могли позволить се-бе лишь фуражку.Форма коммерческих училищ отличалась от формы реальных лишь тем, что фуражка имела зеленый кант и околыш, а эмблемой является «жезл Мерку-рия» (символ промышленности и торговли). Петлицы на шинелях были зеленые, а пуговицы, в отличие от пуговиц реалистов и гимназистов, не гладкие, а также с «жезлом Меркурия». Он же был и на пряжках с буквами «КУ». Женская гимназическая форма состояла из коричневого, синего или серого платья из кретона (х/б), камлота (шерсть) и фартука из сатина, мадаполама, му-слина. Повседневный фартук темный, праздничный – белый. Иногда добавля-лась пелерина, в некоторый заведениях полагались воротнички, нарукавники, манжеты. , Студенты университетов носили форму специального «университетского» цвета – светло-зеленого с немного голубым оттенком. Такого цвета были фу-ражки, их околыш и кант были голубыми. Летом на фуражках были чехлы из белого пике. Повседневная форма студента – зеленоватая двубортная тужурка с голубыми петлицами и золотыми пуговицами с двуглавым орлом. Летом носили и серые тужурки. Под тужуркой была косоворотка – белая, цветная или даже с вышивкой (у демократического студенчества), с поясом-шнурком с кистями или тонким кожаным ремнем. Под тужурку также надевали крахмальный воротни-чок. Стоячий воротник – с черным бантом-бабочкой, стояче-отложной – с чер-ным галстуком.Брюки шили из диагонали такого же цвета, что и тужурка, узкие, без отво-ротов, на штрипках. Студенты носили ботинки на шнуровке или штиблеты, ту-фель не надевали.Парадная форма состояла из двубортного сюртука с высоким стоячим во-ротником голубого цвета и золотыми пуговицами. Голубой кант был по высо-кому обшлагу, борту и задним клапанам. С левой стороны сюртук имел карма-шек для шпаги, которая надевалась в торжественных случаях.Богатые студенты носили сюртуки на белой подкладке из шерстяной саржи («белоподкладочники»). Под сюртук надевали жилет из такой же ткани. Летом жилет мог быть белым, из ластика или пике, с золотыми пуговицами.Демократическое студенчество почти не носило сюртуков. Это объясня-лось как дороговизной ткани и пошива, так и нежеланием быть похожими на бе-лоподкладочников. Студенческая шинель была пошита из касторового сукна зеленоватого цве-та с голубыми петличками. Зимой подстегивался каракулевый воротник.Белоподкладочники иногда надевали николаевские шинели – с пелериной и бобровым воротником. Шинель была двубортная, но не застегивалась, а запахи-валась. Часто студенты носили из всех формы лишь фуражку. Окончившие уни-верситет, имели право носить университетский значок.Форма учащихся технических институтов различалась в разных заведениях некоторыми деталями. Фуражки имели черный или темно-зеленый бархатный околыш, темно-зеленую тулью и три канта определенного цвета, присвоенного институту. Тужурки и брюки были в основном черные, но, например, для ин-ститута путей и сообщений форма была зеленого цвета. Воротники тужурок в зависимости от института были черные или темно-зеленые. На бархатных во-ротниках не носили петлиц, а только эмблемы. Вместо бархатных воротников студенты некоторых институтов носили бархатные петлицы с кантом присвоен-ного институту и эмблемой. Воротники были обшиты кантом. На тужурке носи-ли контрпогоны с вензелем-инициалом того царя, имя которого носил институт. Вензель и пуговицы обязательно были одного цвета – золотые или серебряные.Студентам полагалось носить сюртук, схожий с чиновничьим. Он был от-крытый, с отворотами, обязателен был при нем галстук или бантик и крахмаль-ный воротник и манжеты. Сзади были прорезные вертикальные карманы, укра-шенные пуговицами, те же пуговицы, только меньшего размера были на обшла-гах.Шинели были черные, того же кроя, что и университетские. Бархатных во-ротников не носили, только петлицы.Отметим, что в России существовали и привилегированные учебные заве-дения. Они были одновременно и средние, и высшие. Люди, окончившие такие заведения, с легкостью делали военную или гражданскую карьеру. Такими заве-дениями являлись Пажеский корпус (выпускал офицеров гвардии), Алексан-дровский лицей (выпускал чиновников) и училище правоведения, готовившее сотрудников органов юстиции. У лицеистов и правоведов были очень похожие формы. У лицеистов была черная фуражка с красным кантом и красным околы-шем, у правоведов – зеленая отделка.Повседневная форма – тужурка и брюки с кантом. Петлицы были в цвет канта и околыша. Шинели носили черные с петлицами. Зимой лицеисты и пра-воведы носили «николаевские» шинели. Обязательными были белые замшевые перчатки и шпага.Парадная форма – однобортный мундир  с высоким воротником и обшла-гами красного или зеленого цвета. Воротник украшался шитьем, а обшлага го-ризонтальным рядом пуговиц. Парадный головной убор лицеистов и правове-дов – черная фетровая двууголка. Вместо ботинок при парадной форме надева-ли лаковые штиблеты на резинке.  В конечном итоге, рассмотренная специфика моды в истории повседневно-сти России конца XIX – начала XX века позволяет более чётко представить себе внешний облик российского общества уходящей «империи». Создавая «непо-вторимый шарм» различных социальных классов России в рассматриваемый пе-риод времени, выделяя каждый класс из общей массы, мода, таким образом, вы-полняла своеобразную роль «визитной карточки» страны и её граждан. При этом давая чёткое представление всему российскому обществу о том, «какой человек» стоит перед вами, мода выполняла задачу, как социальной стратифи-кации, так и комплексного механизма внешнего и внутреннего «кодекса» пове-дения и этикета. Всё это на наш взгляд и создавало ту неповторимую «обая-тельность» и шарм России, которые исчезнут вместе с ней в эпоху великих ре-волюционных потрясений 1917 года.      Список использованной литературы и источников
1. Блейз, А. История в костюмах. / А. Блейз. – М.: ОЛМА-ПРЕСС Эклибрис, 2002. – С. 154-1582. Васильев, А. А. История моды. Выпуск 2. Костюмы "Русских сезо-нов" Сергея Дягилева / А. А. Васильев. – М.: Этерна, 2006. – С. 6.3. Девушки-гимназистки конца XIX – начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/users4. Захаржевская, Р. В. История костюма: от античности до современ-ности./ Р. В. Захаржевская. – 3-е изд., доп. - М.: РИПОЛ классик, 2005. – С. 201.5. Зелинг Ш. Мода. Век модельеров. 1900-1999. / Ш. Зелинг. – Kone-mann, 2000. – С.22-36 6. Из истории моды: детский костюм начала XX века [Электронный ресурс]. URL: http://kavery.dreamwidth.org/329020.html7. История детской моды [Электронный ресурс]. URL: http://kidsfashion.livejournal.com/41554.html8. Мода начала XX в. Мода в России. Детская мода. Крой. Книги. Подлинники. Фотографии [Электронный ресурс]. URL: http://lebedinajpesnja1.blogspot.ru9. Мода начала XX века (1900 - 1916) [Электронный ресурс]. URL: http://otma.mybb.ru/viewtopic.php10. Национальный музей Республики Карелия [Электронный ресурс]. URL: http://openkarelia.org11. Пуаре Поль [Электронный ресурс].  URL: http://www.casual-info.ru12. Ривош, Я. Н. Время и вещи. – С.184-18813. Русский балет Дягилева и мода [Электронный ресурс]. URL: http://mylitta.ru/2300-ballets-russes.html14. Стиль модерн в одежде [Электронный ресурс]. URL: http://mylitta.ru/1930-art-nouveau.html 15. Форма каменецких гимназистов конца 19 - начала 20 столетия [Электронный ресурс]. URL: http://kamienec.livejournal.com/93248.html
 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top