Е.С. Озеркова
 

Юношеские годы многих великих людей определенно наложили отпечаток на их выбор профессии. Владимир Иванович Немирович-Данченко не исключение. Через период юношества пролегают его первые тропинки к широкому проспекту будущих театральных достижений. Первые критические статьи о театре, являющиеся символом формирующейся театральной натуры, дополняются отзывами о спектаклях, о пьесах, об актёрах, олицетворяющими процесс становления его как будущего великого театрального деятеля. Всю жизнь великий драматург и режиссер посветил театру, который любил и ценил. Именно там он нашел своё призвание. Владимир Иванович писал: «Исключительное счастье человека — быть при своем постоянном любимом деле» . Это высказывание реформатор театра может смело подкрепить своим опытом. Безусловно, ход его жизни мог пойти другим путём, когда, например, В.И. Немирович-Данченко поступает на физико-математический факультет. Но тогда ещё юный поклонник театрального искусства и литературы принимает судьбоносное решение, руководствуясь волей сердца, и уходит с чуждого для него научного направления.
Владимир Немирович-Данченко, известный нам как выдающийся драматург и реформатор русского театра, уже в детстве смог соприкоснуться с миром мельпомены. Большая мечта началась с маленького картонного театра на подоконнике. «Карточные короли, дамы и валеты…, — ходили по моей сцене и изображали героев всевозможных пьес, какие я только видел, читал или просто о которых слыхал… Я клал перед собой школу нот, стучал палочкой и, дирижируя и играя сам, как делают дирижеры маленьких оркестров, распевал увертюры и вальсы… давал звонки, поднимал занавес и играл. …» - вспоминал Немирович-Данченко. Уже из этой цитаты мы можем увидеть многостороннее культурное воспитание ребёнка на основе литературы, зрелищного искусства, музыки. Это, несомненно, сыграло свою роль в становлении Владимира Ивановича как талантливого деятеля театра.
Потеряв отца, он рано начал работать: скромная, небогатая жизнь семьи вынуждала его давать уроки младшим гимназистам . Но как мы видим, ограниченная в средствах семья, но мать Владимира находила возможность водить подрастающее поколение в театры, на оперы и концерты. Итак, это подтверждает один неоспоримый для нас факт – основа для будущих свершений закладывается в семье. В этом контексте можно вспомнить и родителей К.С. Станиславского, которые всячески приобщали своих детей к искусству, проводя время в цирке и театре. Но надо оговориться, что в дальнейшем ребёнок делает самостоятельный выбор: или оставлять в прошлом детские увлечения, или стремиться осуществлять свои детские мечты. Будущие реформаторы театрального дела, В.И. Немирович-Данченко и К.С. Станиславский, выбрали второе.
Творческий потенциал В.И. Немирович-Данченко проявился уже в 13-14-летнем возрасте в виде первых произведений, а потом и в издании классного литературного журнала . Благодаря своей работе репетитором он имел возможность познакомиться с представителями театрального искусства: режиссёром А.А. Яблочкиным, актёром О.А. Правдиным, украшающим своим талантом подмостки Малого театра. Таким образом, и окружение Владимира Немирович-Данченко становится связанным со зрелищным искусством. Это накладывает отпечаток на юного Владимира, заставляя его утверждать: «Это взращивало тягу к театру» .
Будущий режиссёр с 17 лет начал осваивать театральную сцену как актёр, играя в любительских спектаклях. По воспоминаниям современников Владимир Иванович выделялся своей талантливой игрой и многие ему сулили судьбу большого артиста. В пользу этого говорит и тот удивительный факт, что, не получая театрального образования, только увлекаясь зрелищным искусством, В.И. Немирович-Данченко в 1877 году публикует свою первую статью «Наши провинциальные театры», посвященную кризисным явлениям, которые пронизывали провинциальные театры России .
В этой статье Владимир Иванович выделяет два критерия, отвечающих за уровень развития театрального искусства: «степень развития современной драматической литературы» и актеры. «Чем реальнее произведения, чем типы их ближе к правде и чем талантливее и развитее артисты, передающие нам эти типы, тем выше стоит драматическое искусство, и наоборот». Но он с прискорбием констатирует, что выдающихся актёров единицы, которые тащат на себе московские театры, частично – провинциальные, и а «петербуржцы не запомнят худшего его состояния» вообще. Эта нелицеприятная картина дополняется и набирающими силу антрепренерами, заботившимися о доходах от спектакля больше, чем о развитии и состоянии театра. Критикуя столичные театры, В.И. Немирович-Данченко отдаёт должное усилиям по созданиям театральных объединений на местах. Итак, в этой работе уже прослеживаются мысли о несовершенстве театрального устройства, о нехватке профессиональных истинных актёров, о важности соответствия уровня развития театра достижениям современной литературы. Эта та основа основ, на которой будут взращиваться идеи Владимира Ивановича, превращаясь в стройную модель будущей реформы театра. За теорией последует практика в виде создания нового театра в партнёрстве с К.С. Станиславским.
В дальнейшем его талант как журналиста и его чуткий взгляд как театрального деятеля вылились в серию критических статей, которые начав однажды писать, режиссёр не упускал шанса делать это в последующие годы. Так, им были написаны критические статьи на постановку «Бесприданницы» А.Н. Островского, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Месяц в деревне» И.С. Тургенева на сцене Малого театра. Относительно «Бесприданницы» Немирович-Данченко говорит как о прекрасной пьесе, поднимающей проблемы ценности человеческой жизни в «развращенном до мозга костей» обществе. Да и сыграна она была достойным образом, только Федотова на роль главной героини совершенно не подошла, что, как мы считаем, явилось следствием участившейся практики бенефисов, не дававшие возможности более подходящим актрисам претендовать на эту роль. А в постановке «Горе от ума» Владимир Иванович критикует отсутствие должных декораций и костюмов, мешавшее окунуться в мир этого произведения и понять его смысл. И это только единичные примеры негативных отзывов В.И. Немирович-Данченко на современные ему постановки.
Вышеназванные произведения – актуальные пьесы второй половины XIX века, рассказывали про трагедию русского человека, чьи стремления, мечты и желание свободы подавлялись общественной средой. Исторические реалии, недавно давшие надежду, изменились в сторону ограничений, ущемлений, когда свобода человека упиралась в социальные рамки и реформы. Не случайно в это время появилась работа А.Н. Островского «Бесприданница». И важно понять, почему В.И. Немирович-Данченко не мог промолчать в ответ на вроде бы рядовую театральную постановку этой пьесы. Театр – духовный элемент общественного развития, это «власть над толпами», которая должна пробуждать веру и силу жить, давая общую картину положение социума, где от человека зависит, сможет ли он всё перенести и остаться сильным духом, не сломаться. Театр не должен умалять своё призвание, должен донести ту трагедию, которая скрывается за строчками этой социально-значимой пьесы. И пренебрежение к игре, к обстановке на сцене не допустимо. Мы можем смело утверждать, что В.И. Немирович-Данченко знал о силе критики как стимула к изменению и развитию, но другой вопрос – был ли он услышан? Скорее всего, нет.
В 1880 году Владимир Иванович после долгого наблюдения за ситуацией в зрелищном искусстве России пишет: «Обидно только за вкус нашей театральной массы, которая восторгается пустыми, избитыми эффектами. При существовании народного театра подобного явления не было бы» . А после нескольких лет работы придёт к выводу: «Все, что губит сцену и портит вкус публики, делая театр ареной для зрелищ, должно быть изгнано отсюда совершенно» . Высказывая свои взгляды на положение русского театра, он пока связывал свои надежды с Малым театром, о постановках и актёрах которого он активно писал. «В труппе Малого театра много пробелов, но он тем не менее сильнее всех русских театров и причина его падения не в “силах”, а в той распущенности и тех беспорядках, которые царят в управлении труппой; нет руки, которая бы заправляла делом». Он пишет об отсутствии грамотного управления и организации постановочного процесса, что должен взять на себя один человек, заинтересованный в правде на сцене, а не в деньгах в кармане. Здесь уже вырисовывается фигура режиссёра. Вновь В.И. Немирович-Данченко ударяет по сокровенному, призывая Малый театр пересмотреть систему бенефисов, делающие русское зрелищное искусство очень уязвимым. Так постепенно формируется представления о том, каким должен быть театр.
Но наиболее существенным толчком к оформлению его взглядов на зрелищное искусство было знакомство с Антоном Павловичем Чеховым. Как пишет В.И. Немирович-Данченко, они оба прекрасно понимали изъяны русского театра , но чеховские пьесы, полные жизненной правды, подстегнули его мысль об абсолютном несоответствии уровня развития театра по сравнению с большим прогрессом литературы. И имея в виду весь комплекс проблем, с которым русский театр столкнулся во второй половине века, Владимир Иванович старается привить своим ученикам Филармонического училища свои взгляды на устройство и содержание театрально процесса, пытаясь сделать актёров именно для таких правдивых высокохудожественных пьес. И не удивительно, что многие его ученики потом войдут в труппу нового театра.
Таким образом, начало творческого пути В.И. Немирович-Данченко было неразрывно связан с театром, который был сначала хобби, а потом стал основой его профессиональной деятельности. Период детского и юношеского возраста посеял нужные зёрна любви к театру, открывшие истинное призвание и сделавшие Владимира Ивановича настоящим ценителем театра, позднее – реформатором, который смог повернуть историю русского зрелищного искусства в другом, приближенном к жизни и отвечающим потребностям человеческой души, направлении. В подтверждении сказанных слов Немирович-Данченко писал: «Через всю мою жизнь, как широкая река через степи, проходит эта притягивающая и беспокойная, отталкивающая и не выпускающая из своих чар атмосфера театра и театрального быта». Такое мнение о месте театра в его собственной жизни мы находим в воспоминаниях великого русского драматурга и режиссёра.

Список используемых источников
1. Немирович-Данченко, В.И. Рецензии. Очерки. Статьи. Интервью. Заметки: 1877 – 1942 / сост. Л.М. Фрейдкина. - М.: ВТО, 1980. – 375 с.
2. Немирович-Данченко, В.И. Рождение театра / В.И. Немирович-Данченко – М.: Правда, 1989. – 575 с.
Список используемой литературы
1. Фрейдкина, Л.М. Дни и годы Вл. И. Немировича-Данченко: Летопись жизни и творчества / Л.М. Фрейдкина. - М.: ВТО, 1962. – 643 с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top