Средневековый город с коротким, но ярким и запоминающимся названием – Азак. Судьба обошлась с ним весьма сурово сначала широко прославив и дав надежду на долгое и процветающее будущее, а затем вдруг практически стерев с лица земли и предав его доброе имя глубокому забвению. Лишь спустя несколько сотен лет об этом золотоордынском городе вспомнили и заговорили снова, благодаря невероятным усилиям археологов и историков.
Прежде чем перейти к повествованию об экономической истории города, нужно обозначить несколько понятий относящихся к Азаку. Во-первых, это название самого города. В данном исследование под Азаком подразумевается город со всеми его частями на период с 1419 по 1475 гг., находящимися на территории современного Азова и его окрестностей. Данное название имеет место в тюркских, арабских и персидских источниках, иногда его можно найти в итальянских документах, но довольно редко. В русских летописях можно отметить название Азов, что равнозначно Азаку. В итальянских источниках в основном упоминается Тана. Изначально это одна из частей города взятая в аренду у татар и управляемая собственными нотариями. В XV в. Тана представляла из себя укрепленное поселение, входившее под юрисдикцию Азака, но также имевшее собственное управление. В некоторых источниках упоминаются Джудекка – еврейский квартал, и армянское поселения, также существовавшие на территории Азака. Таким образом под термином Азак будет подразумеваться город со всеми входившими в него образованиями. Под названиями Тана, Джудекка и т.д. только отдельная часть города.
Хронологическими рамками исследования является период с 1419 года, времени смерти Едигея последнего правителя, сумевшего объединить все земли Золотой Орды, до 1475 г., когда Азак переходит под власть Османской империи. Данный период — это последние годы возрождения татарского Азака после ряда погромов и экономического застоя.
Период XIV- XV веков это время расцвета экономических отношений между Европой и Востоком. Это отражается в значительном количестве как экспортируемых, так и импортируемых товарах в различные регионы.[1] В этом торговом пространстве итальянские купцы занимали довольно выгодное положение. Одной из таких важных торговых точек был регион Черного моря и северное Причерноморье, в частности.
На протяжении всего своего существования Азак находился на пересечение многих торговых путей. Уже в 1268 году здесь появились венецианцы, а в 1289 – генуэзцы. Город сразу же стал ключевым портом, важнейшим источником поступления товаров из Северного Причерноморья в Италию. Причем, Тана прекрасно подходила и для торгового проникновения в Русские земли, даже больше чем Кафа, так как она находилась на перекрестке сухопутных и водных путей, шедших с севера на юг, с запада на восток. С годами такое значение город не потерял, и к XV веку все также сохранял свою актуальность.[2]
В XV веке Азак был крупным торговым центром, где сходились пути из Китая, Индии, Ирана, Закавказья, Золотой Орды.
Азак стал торговым центром, куда караваны из Азии привозили экзотические восточные товары, а Тана – самым северным портом Запада и морскими воротами Золотой Орды. Тана была важным транзитным портом на крупнейшем торговом пути из стран Западной Европы - Италии, Франции, Испании, Фландрии в Индию, Персию, Китай.[3]
Через Тану проходил путь из Русского государства в Средиземноморье и Византию. Из России через Тану итальянцы вывозили в Константинополь, Геную и Венецию шкуры соболя, горностая, лисы, рыси. В Тане работала корпорация скорняков для экспертизы и оценке мехов.
И все же по сравнению с XIV веком в XV в. торговое судоходство значительно уменьшилось, стало спорадическим. Все реже Тану посещали грузовые суда, большое значение в жизни города стала играть река, а не море.[4]
Прежде чем перейти к рассмотрению торговых отношений, хотелось бы сказать о денежной системе, существовавшей в Азаке в данный период. В Тане существовала свой монетный двор (zecca). Это свидетельствует об оживленной торговле в Тане и о постоянных контактов между купцами различных стран. Средневековая итальянская цекка обычно отдавалась местным правительством на откуп частным лицам, которые и чеканили монету (посредством вдавливания гравированных штемпелей) из металла заказчиков. В Тане существовала как раз именно такой монетный двор.[5]
В Тане в качестве весовой единицы был принят сомм, или сум, — слиток серебра определенного веса и постоянного содержания чистого серебра. Эти слитки, сданные на монетный двор, взвешивали и чеканили из них серебряную монету — аспры. Из одного сомма получалось 202 аспра, но заказчику выдавали только 190 аспров, остальные 12 аспров удерживались на оплату труда и в доход цекки.[6]
Кроме серебряных аспров, в Тане была в ходу мелкая медная монета «folleri» (= 1/16 аспра); про нее Пеголотти записал, что, она не употреблялась при торговых сделках, но служила исключительно для бытовых покупок на базаре: «овощей и других мелких предметов». Сравнение сомма и аспра с венецианской валютой таково: 1 сомм = 4.2—4.5 дуката; 1 дукат = 42—45 аспров.[7]
Важнейшим товаром, экспортировавшимся из Азака, во все времена, была донская рыба. Минуя Кафу, корабли генуэзцев шли за рыбой прямо в Тану. Наряду с работорговлей рыба была самой прибыльной статьей Азакского экспорта. Рыбные базары действовали в Тане в апреле – июне – во время хода азовских осетров для нереста в Дон – и в сентябре – во время осеннего хода севрюги в Дон. Рыбаки ловили рыбу крупными и мелкими сетями. Продавали осетров, карпов и стерлядь свежими, но большую часть обработанными, - рыба разрезалась на куски, засаливалась в погребах, часть рыбы высушивали в тени деревьев. Осетрина вывозилась в виде засоленных кусков мясистых частей рыбы, на продажу также шли побочные продукты – рыбий жир, чешуя, икра, икряная вода. [8]
Итальянские источники в большом количестве рассказывают нам, именно о торговых операциях, связанных с покупкой и продажей рыбы и ее побочных продуктах. Данная информация прежде всего содержится в нотариальных актах, составленных в Тане, при этом упоминается именно о венецианских торговцах.[9] Разумеется, нельзя утверждать, что только венецианцы занимались рыбным промыслом, но в источниках по большей степени говорится именно о них. Прежде всего рыба экспортировалась в Константинополь, Кафу, Трапизунд, Смирну, Симиссо. Однако, если икра и осетр были предметами, экспортировавшимися на довольно, длительные расстояния, например, в Европу и в частности в Италию, то менее дорогие виды рыбы из Таны составляли основной рацион беднейших слоев населения Константинополя. В последствии, после 1427 торговля рыбой и икрой контролировалась специальным, единым, государственным венецианским ведомством – Ternaria Nuova.[10]
Долгое время торговлей икрой в Тане занимались византийские купцы. В XV веке такая тенденция все еще сохранялась. Икра, проходя через Константинополь достигала берегов Малой Азии, большую партия была продана венецианцем Никколо Дардуино на Кипре в Фамагусте. Продавалась икра в бочках, вес которых варьировался приблизительно от 166 до 261 кг. Цена на этот продукт в течение всего XV века, также менялась от 5 до 7-7,5 безантов[11] за генуэзский кантар (47,65 килограмм). [12]
Самое большое число рыбных промыслов принадлежало именно итальянским купцам. Они финансировали рыболовные артели, а иногда полностью покупали рыболовные цеха. Известна венецианская семья Чивран, проживавшая в Тане и занимавшаяся рыбным бизнесом. В 1430 г. отец семейства Даниель Чивран вкладывал деньги в ловлю рыбы, а сыновья его Николо и Лука с компаньонами отправляли из Таны кораблями соленую рыбу и черную икру в Модон – венецианскую крепость на Балканском полуострове. Там груз из Таны принимал Бирнардо Чивран.[13]
Рыболовные тони и цеха по заготовке рыбы с работниками, нанятыми в Тане, имели около Таны не только генуэзцы и венецианцы, но и еврейские и татарские купцы. Документы упоминают иудеев Хосума Самисатама и Асиндуха, татар Танга и Готиха – владельцев рыбных цехов.[14]
В 1438 году испанский путешественник Перо Тафур побывавшей в Тане, также отмечал достоинства местной икры. По его словам, большое распространения и признания донская икра получила в Греции и Турции.[15] Важность икры в системе местной торговли и производства отмечал и Иосафат Барбаро. Итальянский путешественник и сам имел несколько участков, где добывали рыбу - «пескьера», то есть не понаслышке был знаком с этим промыслом. Его «пескьера» находилась в 40 милях выше Таны, в местечке Бозагаз. Местные рыбаки солили здесь осетрину, заготавливали в бочках икру. За зиму обычно готовили 30 тачек икры.[16]
В связи с заготовкой рыбы соль в Тане пользовалась огромным спросом. Ее добывали в Крыму, в Тану привозили из Кафы. В Тане соль покупали не только венецианцы, но и трапезундские купцы.[17]
В трактате Пеголотти «Практика торговли» (La pratica della mercatura) описывается торговля зерном, вывоз его из степей Приазовья. Центром этой отдельной и весьма развитой отрасли торговли была Тана, но погрузка зерна — для максимального сокращения доставки его к морскому берегу — совершалась в ряде портов вокруг Таны, причем погрузка производилась даже при неблагоприятных свойствах этих портов. Хлеб вывозился с обеих, сторон от Таны: в портах, расположенных к западу, «в сторону Газарии», т. е. Крыма (dalla banda di Gazeria), и к югу, «в сторону Зихии», т. е. Прикубанья (dalla banda di Zecchia).[18]
Ближайшим портом от Таны в сторону Крыма был Порто Пизано (Porto Pisano), где корабли вместительностью в две тысячи модиев (moggia) останавливались на расстоянии пяти миль от берега, а меньшие суда (minuti navili) подходили ближе, в зависимости от их величины. Следующий порт — Кобарди (Соbardi) — не мог принять никакого судна у берега: все они останавливались на расстоянии десяти миль; два порта — Лобуосом (Lobuosom) и Иполи (Ipoli)—позволяли судам приблизиться к берегу не более чем на пять миль. Пятым портом был Воспро (Vospero) — Керчь, уже на выходе из Азовского моря. Здесь кончалась сфера влияния венецианцев из Таны; дальнейшим портом названа генуэзская Каффа.
Из Прикубанья («в сторону Зихии») зерно грузили в портах Бальзимаки и Таро, где суда подходили на расстояние трех миль от берега, и в порту Иль Пеше, где таким расстоянием были пять миль. Последний порт на этом побережье — порт св. Георгия — был вообще неудобен, и в нем погрузки не производили.
Азак был центром большой сельскохозяйственной округи. Сельским хозяйством и промыслами занимались многие горожане. Сельскохозяйственных орудий во время раскопок находят не много, поскольку метал ценился, но был найден почти полный их набор: лемех плуга, наральник, коса-литовка, серп, скребницы для скота. В самом городе вдоль реки и на окрестных поселениях было развито поливное земледелие, о чем говорят находки дигирных сосудов.
Другим важным продуктом импортирующемся в город было вино. Исходя из материалов источников можно установить, что стоимость вина составляла 10 аспров за баррель (159 л.). По упоминанию Балдассаре, сына покойного Марко, он отдает 74 дукатов за вино.[19] В основном вино транспортировалось из Трапезунда, где венецианские купцы имели привилегии на беспошлинные торговые сделки на покупку вина оптом. Кроме Трапезундской империи вино импортировалось и из Готии (государство Феодоро). Вино из этой области сначала доставлялось в Кафу, а уже оттуда генуэзцами в Тану. Опять же по материалам источников, можно отметить, что в Кафу доставлялось большое количество этого товара, около 2600 баррелей в год, 50 % из них перепродавалось жителям Азака, употребляли и итальянцы и татары (у Барбаро есть упоминание об этом). Часть крымских вин уходила на север вплоть до Москвы. Все это свидетельствует как о хорошо развитой винной торговле, так и о широком его потреблении. Наряду с вином из Трапезунда импортировалось и масло. [20]
Торговля деревом также проходила через Тану, однако в документах такая сделка упоминается всего один раз.[21] Дешевая древесина покупалась в Росси и отправлялась в Италию, все это способствовало развитию сырьевой торговли.
Другим немало важным сырьевым товаром был воск. Тана была транзитным пунктом в его торговли. Основное его количество шло по Дону с севера, меньшая часть из Малой Азии. Венецианцы фрахтовали целые галеры, наполненные воском, а затем отправляли их на родину. В церквях Таны из воска производили свечи, которые в последствии использовались на нужды горожан.
Тана являлась основным поставщиком меха на европейский рынок. Первые упоминания о русских купцах, связанное с меховой торговлей в Азаке датируется XIV веком. Всего было шесть маршрутов, связывающих Русское государство с Черным морем: 1) Днепр; 2) Дон (через Тану); 3) из Смоленска к Монкастро; 4) через Каффу; 5) через Волгу до Сарая, а затем через Дон в Тану; 6) через Волгу в Астрахань, а затем через Кавказ до Трапезунда и Константинополя. Второй маршрут занимал около 40 дней, и о его возрастающем значении и относительной безопасности может быть свидетельствовать тот факт, что он был выбран митрополитом Пименом на пути к Византии.[22]
Через Тану продавался и шелк, однако он был более низкого качества, чем поставляемый через Трапезунд. Шелк продавался в виде кусков ткани, также продавались шелковые рубашки, платки и т.д.
Еще одним довольно специфичным и дорогим товаром, которым в Азаке торговали были специи. Во все времена в городе происходила торговля этим товаром, так еще в 1343 году после, того как хан Джанибек разорил Тану цены на специи и шелк удвоились. Пеголотти также упоминает Тану в качестве важного транзитного пункта торговли пряностями.[23] В XV веке значение этой торговли не снижается. Так Иософат Барбаро пишет, что ради пряностей в Тану вошли 6 больших галер, в то время как в Сирии их невозможно было достать.[24]
Кроме морской торговли в Азаке хорошо была развита и караванная торговля. Из города караванами товары отправлялись на восток, в Китай. Путь от Таны до Пекина занимал 270-280 дней. Франческо Пеголотти, агент флорентийского торгового дома Барди утверждал, что путь из Таны в Китай вполне безопасен как днем, так и ночью, но лучше по нему двигаться отрядами по 60 человек, тогда можно идти спокойно, как по собственному дому. Пеголотти советовал, несмотря на расходы, взять с собой переводчика и двух слуг, а чтоб внушительнее выглядеть в глазах жителей Востока – отпустить бороду. В дальнюю дорогу купец мог взять женщину из Таны, тогда в караван-сараях ему представляли лучшие условия. Из Таны в Астрахань шли на волах 25 дней, на лошадях 10-12 дней. Затем, путь шел на Ургенч-Алмалык-Кашгар-Ханбалык.[25]
В кочевой орде всегда присутствовали купцы, либо торговавшие в степях, среди татар, либо следовавшие степными путями в иные страны. Ради безопасности, делая большие переходы по пустынным местам, купцы старались соединяться в группы или примыкать к многолюдным караванам. Особой и весьма значительной для татар была торговля лошадьми и верблюдами, а также отборными быками и курдючными баранами, причем торговали животными не на месте, а перегоняли их на огромные расстояния — в Персию и в Россию, в Польшу и в Трансильванию. Так, Барбаро видел, находясь в Тане, проход этих покрывавших всю степь табунов и стад и наблюдал их появление в Персии, где их распродавали. [26]
В основном татары разводили и продавали четыре вида животных: лошадей, быков, верблюдов и овец. Лошадей и верблюдов продавали в Персию. Если говорить о первых, то это были низкорослые и очень выносливые животные. Верблюды были двугорбые, их продавали по двадцать пять дукатов за каждого. Быков гнали в Польшу, «а некоторую часть направляют через Валахию в Трансильванию; кроме того — в Германию, а оттуда уже ведут в Италию». Овец использовали в основном для обеспечения пищей самой орды.[27]
Обилие скота разводившиеся горожанами, прогонявшиеся на продажу кочевниками привело к развитию ремесел связанных с обработкой продуктов животноводства. Некоторые из них могут быть отслежены археологическим путем. Зафиксированы чаны для вымачивания кож, отходы от производства кожаных бурдюков, костяные орудия и ножи для раскроя кожи, шилья, каменные и костяные орудия для тиснения кожи.
С кожевенным производством связано косторезное дело. В Азаке было найдено более двадцати таких мастерских. В некоторых обработка кости сочетались с обработкой кожи (шорники, мастера по изготовлению плетей). Некоторые были специализированными (пуговичники, мастера по изготовлению перстней для стрельбы из лука). Большинство мастеров изготавливали широкий ассортимент изделий: рукоятки для ножей, шильев и других орудий, игольники, булавки, вилки, всевозможные втулки, путовые петли, кистени, наконечники стрел, роговые крюки, футляры для серпов.
Существовало в городе и стекольное ремесло. Но не было найдено мастерских для варки стекла. Возможно, в город привозили готовые слитки, которые неоднократно находили во время раскопок. Из них ремесленники изготавливались перстни, бусы, подвески, вставки в различные украшения.
В качестве ремесленной специальности существовала алхимия. Алхимики не занимались превращением свинца в золото. Большинство из них занималось безобидным производством лекарств, парфюмерных средств, красителей. Для продажи готовых лекарств использовались аптечные амфоры разного размера. Большинство этих сосудов с их содержимым, найденных на территории Золотой Орды вплоть до Болгара произведены в городах Юго-Восточного Крыма – Кафе, Солхате, Судаке. Небольшое количество изготавливалось в Азаке. В сфероконусах найденных на территории города привозили ртуть и порошок, который получали из белемнитов. Его считали рано заживляющим средством.
Через Тану сначала Золотая Орда, а позднее в XV веке Большая Орда поставляли на Запад бычьи, лошадиные и овечьи шкуры, сыр, зерно и растительное масло. В большом количестве и на Запад, и на Восток отправлялись керамические изделия. Во время раскопок, на территории города было найдено большое количество кашинной керамики, изготовленной в столицах Золотой Орды. Также, была найдена посуда из Солдайа (Судака), Кафы и других районов Причерноморья.[28]
Гончарное мастерство было очень хорошо развито в Азаке. При раскопках было обнаружено около 20 гончарных горнов. Часто рядом с ними находили бракованные сосуды. Отдельной отраслью гончарного производства было изготовление поливной керамики, которое существовало только в крупных городах. В Азаке обнаружено не менее 5 таких мастерских по производству поливной керамики. В них были найдены орнаментированные, но еще не покрытые глазурью чаши. Для обжига использовались маленькие трехногие подставки. Для получения сосудов со штампованным орнаментом использовались формы калыпы.
Неотъемлемой частью истории города, во все времена, была работорговля. «Ежегодно из Причерноморья вывозили тысячи рабов, особенно вырос их поток в годы междоусобицы в Орде.»[29] Рабами были люди различных национальностей и конфессий, притом число их было настолько огромным, что местной властью был выпущен ряд законов, направленный на ограничения вывоза. Продавались рабы как в восточные страны, так и в западные. Однако характер поставок несколько отличался в зависимости от стран, в которые оправлялся живой товар. Так купцы западных стран, в том числе из итальянских республик брали преимущественно молодых девушек. На восток же, по большей части в Мамлюкский султанат, отправляли молодых, крепких юношей, для будущей службы в мамлюкском корпусе.
В системе Причерноморской работорговле Тана занимала особое место. Еще в XIV веке Тана стала основным центром венецианской работорговли, в XV веке данная тенденция продолжалась. «Дом рабов», основанный в Кафе, имел в Тане свои представительства. Представительство для закупки рабов в Тане имел и египетский султан. Из Таны рабов вывозили в Александрию, Каир, Синоп. Венецианцы снабжали рабами Венецию, Фландрию, Малую Азию, Крит, свои колонии. Из Таны венецианцы вывозили татар, черкесов, монголов, греков, алан, русских, болгар. Генуэзцы поставляли рабов для гвардии египетского султана. При продаже в Тане раба нотарий - писец составлял нотариальный акт. В акте указывалось число, месяц и год; лица, заключавшие сделку; достоинства и недостатки раба и права рабовладельца. Хозяин мог продать, подарить, убить раба, сделать с ним все, что захочет, и никто не мог воспрепятствовать ему. Указывалось стоимость раба – обычно от 200 до 600 аспров Таны – мелких серебряных монет, выпускавшихся монетным двором Азака. Примечателен тот факт, что только от 3 до 5 % сделок прослеживаются по документам зарегистрированных у нотария.[30]
Продажей и доставкой рабов занимались перекупщики, приезжавшие в Тану за живым товаром. В Кафе, главном центре работорговле в Черном море, на всех рабов, поступавших из Таны, налагалась пошлина.[31]
В погоне за прибылью владельцы судов часто заталкивали в трюмы гораздо больше груза, чем могли вместить суда. Итальянец Бернардо Баруто вывозил из Таны до 200 рабов и так нагрузил судно, что оно чуть не перевернулось.[32] Покупателями рабов в Тане часто были и владельцы экипажей судов. Перевозка рабов из Таны была очень трудной. «Рабские галеры» из Таны подвергались нападениям каталонских пиратов. Захваченных рабов потом перепродавали в Испании и на африканском побережье.[33]
Поскольку корабли проводили долгие месяцы в море, капитаны требовали от владельцев рабов много денег на их содержание. В 1423 г. Венецианский Сенат установил таксу за перевозку на корабле раба из Таны в Венецию – 4,5 дуката, столько же полагалось рабу на питание, если раб умирал во время плавания, проезд не оплачивался. В 1427 году эпидемия, вспыхнувшая среди рабов, перевозимых на кораблях из Таны, заставила Сенат принять решения о высадке всех 400 заболевших рабов в Истрии.[34] В июне 1431 г. двум галеям Венеции разрешено было перевезти из Таны в Венецию 300 рабов. В 1432 г. намечено вывезти в начале 400, затем остановились на цифре 200-300 рабов. В 1434 г. в связи с большим скоплением рабов в Тане Сенат Венеции разрешает вывозить рабов из Таны до Константинополя без ограничения.[35]
Импорт товаров связан прежде всего именно с транзитной торговлей, как морской, так и сухопутной – караванной. Например, из России на Запад через Тану отправляли зерно, гречиху, воск, мед, сало, кожи, лен, пеньку, строительный лес. Большую роль играла пушнина.
С востока приходили караваны загруженные азиатским товаром. Они привозили драгоценные камни, пряности, специи, благовония, предметы роскоши. Шелк, золото, жемчуг и пряности стоили в Тане дешевле, чем в Кафе, и это привлекало купцов в город.[36]
Большое значение на внутреннем рынке города играла привозная керамика. Это и парадная персидская керамика, и китайская посуда из селадона (древний китайский фарфор, вывозившийся в Европу с XIII века), итальянская и византийская керамика, испанская люстровая керамика. Все эти вещи прибывали в Азак с торговыми караванами. Часть из них оседала в городе в домах знатных горожан, другая уходила дальше на Запад или Восток в зависимости от места прибытия.[37]
К прибытию в Тану караванов с Востока приурочивали приход кораблей из Италии. Стоянка галей в Тане предусматривалась от 4 до 14 дней. Если ожидалось прибытие каравана в Тану из Персии или Астрахани, допускалась задержка судов. Восточные товары в Тане перегружались на суда и затем 3 месяца шли в Италию.
В XV в., несмотря на все трудности плаваний в Тану, венецианцы всячески старались не только отправлять туда ежегодные караваны торговых судов, но и соблюдать связь между прибытием одних галей из Фландрии и отправлением других в Тану, с перегрузкой всевозможных «фландрских товаров» (сукна, янтарь и др.) в Венеции. Чтобы лучше воспользоваться каждой «мудой» в Тану, туда направляли торговые галеи лишь значительного тоннажа (не менее 150 тонн). Путь из Венеции в Тану составлял 3 месяца. Корабли отправлялись дважды в год: в июле-августе, изредка в феврале – марте, а возвращались из Таны в марте и сентябре.[38]
XV век это время продолжения торговых отношений между востоком и западом, но и период затухания торговли, ее упадка. Азак занимает важное место в транзитной торговле, через город проходят такие редкие товары как мех и специи, драгоценности. Большую роль в это время играет торговля рыбой и икрой. Дон и донская рыба помогают поддерживать жизнь в городе, являются тем необходимым и важным ресурсом для привлечения купцов и создания производства в Азаке и во круг него. Другой настолько же значимый для города товар – рабы. В рассматриваемый период они вывозятся не только сотнями, но тысячами. Работорговля является не только прибыльном, но и опасным занятием. Этим прибыльным делам занимались не только купцы и перекупщики, но священные сановники. Морскими путями вывозятся и такие товары как вино, керамика, меха, шелк. Вывозится и сырье: воск и лес из России, зерно из Прикубанья.
Если морская торговля все также могла считаться активной, хотя и имела не всегда постоянный характер, то караванная теряет свое значение. Все реже торговые караваны приходят в город, все чаще их грабят, а пути становятся все более трудно проходимыми. Уже не так часто можно было увидеть караваны из Персии и даже Астрахани. Теперь караваны старались двигаться с кочевой ордой, купцы в которой больше занимались продажей животных.
Второй период торговли в Азаке и Тане, о котором и шла речь в данной работе, является несомненным упадком по сравнению с первым, происходившим в XIII-XIV веках. Связано это как было отмечено ранее с политической ситуацией в регионе. И все же город все еще был сосредоточением экономических сил об этом говорят торговые и финансовые операции, заключаемые здесь, и «пестрый» состав их участников из различных уголков, а также этнический состав населения города, сформировавшийся таким, как раз из-за торговой деятельности Азака.
Список источников и литературы.
Источники:
Опубликованные источники на русском языке:
1. Карпов С.П. Документы по истории венецианской фактории Тана во 2-й половине XIV в. // Причерноморье в средние века. М.: АЛАТЕЙА, 1991. – 264 с.
2. Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. 296 с.
3. Скржинская Е.Ч. Венецианский посол в Золотой орде (по надгробию Якопо Корнаро, 1362 г.) Византийский временник т. 35. с. 103-118
Опубликованные источники на английском языке:
1. Barbaro G., Contarini A. Travels to Tana and Persia. A narrative of Italian travels in Persia, in the 15th and 16th centuries. // The Baklupt Society. London: The Hakluyt Society, 1873. – 235 p.
Опубликованные источники на итальянском языке:
1. Archivio di Stato di Genova. San Giorgio. S. 34. 1226. // Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 101-108
2. Archivio di Stato di Venezia. Cancelleria Inferior. Notai. b. 231 (notaio Nicolaus de Varsis). //Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history./ I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 122-142
3. Archivio di Stato di Venezia. Notarili Testamenti. b. 750 (notaio Nicolaus de Varsis) //Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 162-199
4. Archivio di Stato di Venezia. Notarili Testamenti. b. 917 (notaio Benedictus de Smeritis).//Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 200-218
5. Archivio di Stato di Venezia. Senato, Mar. reg. 4, 6, 7.//Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 143-161
6. Archivio di Stato di Venezia. Senato, Misti. reg. 58, 59, 60 (1430 – 1440).//Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 108-121
7. Archivio di Stato di Venezia. Senato, Secreta. reg. 20.//Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – P. 87-100
8. Pegalotti F.B. La pratica della mercatura. Cambridge, Massachusets: The Mediaeval Academy of America, 1936. – P. 443
Литература на русском языке:
1. Аваков П.В., Федотова Т.А., Боранова Г. Н., Иванеско А.Е. Азовская земля: общество и власть. под. ред. Юсупова С.В. – Азов: Информационно-аналитический и издательский центр «Местная власть», 2011. – 120 с.
2. Бурлака В.О. Азов – город с тысячелетней историей. Очерки истории Азова. Вып. 10. Азов: Азовский музей – заповедник, 2005. – 288 с.
4. Васильев Д.В. Политическая и культурная жизнь Золотой Орды и проблема Ордынско-Российской преемственности// журнал Научная жизнь. М.: Научная жизнь. 2009. - 308 с.
5. Волков М. О соперничестве Венеции с Генуей в XIV в. // ЗООИД. Одесса, 1858. —Т. 4. С. 182 -219
6. Геннади Г. Список сочинений о Крыме // ЗООИД. Одесса, 1867. - Т. 6. С. 284-312
9. Данилова Э.В. К истории генуэзских колоний в Крыму // Материалы XXX научной сессии Крымского мед. ин-та. Симферополь: Изд-во Гос. Ун-та, 1969. - Вып. 2. С. 83-98
11. Еманов А.Г. К вопросу о ранней итальянской колонизации Крыма // Византия и её провинции. Свердловск: Звезда, 1982. - С. 62-68
12. Загоровский Е.А. Очерк истории Северного Причерноморья. Одесса, 1922. -Ч.1. 100 с.
14. С.П. Карпов Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: проблемы торговли. – М.: Изд-во МГУ. 1990 -336 с.
15. Карпов С.П. Когда возникла Тана. Журнал: Византийский современник. Т. 57 с. 6-18 // http://vremennik.biz/opus/BB/57/53054
21. Карпов С.П. Преступления и наказания в венецианской Тане. Дело консула Эрмалао Валарессо (1423) // Византийский временник. 2010. – Т. 69. С. 32-43
23. Колли Л.П. Извлечение из сочинения Вильгельма Гейда: "История торговли Востока в средние века (Колонии на северном побережье Чернаго моря. Конец западных колоний севернаго побережья Чернаго моря) // ИТУАК. Симферополь: Типография Тавр. Губ. Земства, 1915. - №52 С. 68-185
24. Латышев В.В. Известия византийских писателей о Северном Причерноморье // ИГАИМК. М.-Л., 1934. - Вып. 91. С.81-103
25. Малиновский А.Ф. Историческое и дипломатическое собрание дел, происходивших между Российскими Великими Князьями и бывшими в Крыме татарскими царями с 1462 по 1533 // ЗООИД. Одесса, 1863. - Т.5. С. 178 – 419
28. Пономарев А.Л. Денежный рынок Трапезундской империи в XIII-XV вв. // Причерноморье в Средние века. СПб.: Алетейа, 1998. - Т.3. С. 201-239
29. Почекаев Р.Ю. Суд и правосудие в Золотой Орде // Правоведение. СПб.: Изд-во С.-Петербург. ун-та, 2004. - № 2. С. 217-232
30. Почекаев Р.Ю. Цари ордынские. Биографии ханов и правителей Золотой Орды. – СПб.: ЕВРАЗИЯ, 2012. – 237 с.
31. Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-XV в.в. // Средние века. 1994. - Вып. 57. С. 62-74
32. Сафаргалиев М.Г. Распад Золотой Орды. – М.: ИНСАН, 1996. – 324 с.
33. Тизенгаузен В. Г. Сборник материалов относящихся к истории Золотой Орды: извлечения из сочинений арабских. СПб., 1884. - Т. 1. 336 с.
34. Федоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. – М.: Наука, 1973. – 304 с.
35. Федоров-Давыдов Г.А. Основные закономерности развития денежно-весовых норм в Золотой Орде. // АЕ за 1957 г. – М.: Союз, 1958. - 344 с.
37. Фомичев Н.М. К вопросу о границах памятников археологии в г. Азове в 1989 г. // ИАИАНД. Вып. 9. Азов: Азовский музей – заповедник, 1990. – С. 35-47
38. Юргевич В. Устав для генуэзских колоний на Черном море, изданный в Генуе в 1449 г. // Записки Одесского общества истории и древностей. 1869. - Т.5. С. 629 -838
Литература на английском языке:
1. Jacoby D. Caviar trading in Byzantium // К 60-летию Сергея Павловича Карпова от коллег и учеников / Ответственный редактор Р. М. Шукуров. — М.: Индрик, 2009. — С. 349 – 363
3. Khalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. // I.A. Khalkov. – Budapest: Central European University, 2011. – 218p.
[1] Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв. Проблемы торговли. М., 1990. С. 210
[2] Бурлако В.О. Азов – город с тысячелетней историей// Очерки истории Азова. Азов, 2005. Вып. 10. С. 35
[3] Бурлако В.О. Азов – город с тысячелетней историей// Очерки истории Азова. Азов, 2005. Вып. 10. С. 47
[4] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 89
[5] Ролова А.Д. Итальянский купец и его торгово-банковская деятельность в XIII-XV в.в. // Средние века. 1994. Вып. 57. С. 68
[6] Федоров-Давыдов Г.А. Основные закономерности развития денежно-весовых норм в Золотой Орде. // АЕ за 1957 г. М., 1958. C. 183
[7] Pegalotti F.B. La pratica della mercatura. Cambridge, 1936. P. 126
[8] Бурлако В.О. Азов – северный порт Османской империи. Конец XV-XVI вв. Очерки истории Азова. Азов, 2000. Вып. 5. С. 58
[9] Archivio di Stato di Venezia, Notarili Testamenti//Khvalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. Budapest, 2011 P.37
[10] Khvalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. Budapest, 2011. P.37
[11]Византийская монета, здесь имеются ввиду серебряные безанты ходившие в Европе в XIII-XV вв.
[12]Jacoby D. Caviar trading in Byzantium // Море и берега. К 60-летию Сергея Павловича Карпова от коллег и учеников. М., 2009. С. 351-353
[13] Бурлака В.О. Азов – город с тысячелетней историей// Очерки истории Азова. Азов, 2005. Вып. 10. С. 63
[14] Бурлака В.О. Азов – город с тысячелетней историей// Очерки истории Азова. Азов, 2005. Вып. 10. С. 63
[15] Jacoby D. Caviar trading in Byzantium // Море и берега. К 60-летию Сергея Павловича Карпова от коллег и учеников. М., 2009. С. 354
[16] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 107
[17] Бурлака В.О. Азов – город с тысячелетней историей// Очерки истории Азова. Азов. 2005. Вып. 10. С. 64
[18] Pegalotti F.B. La pratica della mercatura. Cambridge, 1936. P. 47-49
[19] Archivio di Stato di Genova. San Giorgio. S. 34. 1226. // Khvalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. Budapest, 2011. P. 297
[20] Khvalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. Budapest, 2011. P. 42
[21] Archivio di Stato di Venezia. Senato, Misti. reg. 58, 59, 60 (1430 – 1440).//Khvalkov I.A. Tana, a Venetian and Genoese Black Sea trading station in the 1430s: A social and economic history. Budapest, 2011. P. 182
[22] Карпов С.П. Маршруты черноморской навигации венецианских галей «линии» в XIV-XV вв.// Византия. Средиземноморье. Славянский мир. М., 1991. С. 62
[23] Pegalotti F.B. La pratica della mercatura. Cambridge, 1936. P. 59
[24] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 73
[25] Pegalotti F.B. La pratica della mercatura. Cambridge, 1936.P. 63
[26] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 81
[27] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 83-84
[28] Загоровский Е.А. Очерк истории Северного Причерноморья: соч. в 2 ч. Одесса, 1922. Ч.1. C. 52
[29] П.В. Аваков, Т.А. Федотова, Г. Н. Боранова, А.Е. Иванеско Азовская земля: общество и власть. Азов, 2011. С. 36
[31] Зевакин Е. С., Пенчко Н. А.Из истории социальных отношений в генуэзских колониях Северного Причерноморья в XV в.// Исторические записки. М., 1940. Т. 7. С. 8
[32] Бурлака В.О. Азов – северный порт Османской империи. Конец XV-XVI вв. Очерки истории Азова. Азов, 2000. Вып. 5. С. 174
[33] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 101
[34] Berindei M., Veinstein G. La Tana-Azaq de la presence italienne a l’emprise ottoman (fin XIII e – milieu XVI e siècle) // Turcica, 1976. T. 8/2. P. 97
[35] Khvalkov I.A. The Slave Trade in Tana: Marketing Manpower from the Black Sea to the Mediterranean in the 1430s. 2012. Vol. 18. P. 236
[36] Данилова Э.В. К истории генуэзских колоний в Крыму // Материалы XXX научной сессии Крымского мед. ин-та. Симферополь, 1969. Вып. 2. C. 44
[37] Бурлака В.О. Азов – северный порт Османской империи. Конец XV-XVI вв.// Очерки истории Азова. Азов, 2000. Вып. 5. С. 52-53
[38] Скржинская Е.Ч. Иосафат Барбаро. Путешествие в Тану // Барбаро и Контарини о России. М., 1971. С. 94
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»