Само слово «дуэль» уходит далеко вглубь веков, и является видоизмененным вариантом от латинского "bellum" («война»), превратившемся с ходом времени в "duellum". В средневековой латыни означало оно "судебный поединок". Однако поединок, который будем рассматривать мы, внесудебный, зачастую незаконный и тайный.
В Средневековой России, в отличие от Европы, собственной традиции дуэлей не было. Зато были так называемые «поля», известный с XIII века вид судебного поединка. Когда все попытки мирно решить спор между сторонами конфликта оказывались бесполезными, суд назначал «поле», предоставив дело в Божьи руки. Место поединка обносилось веревкой, участники вооружались, а за ходом борьбы следили судебные наблюдатели, которые отгоняли любопытных зевак. Если одной из сторон конфликта были люди слабые (женщины с детьми, старики и т.д.), то они могли нанять специального воина - наймита, который выходил на поле для защиты их интересов. Вот такой на Руси был жестокий вид законного доказательства своей правоты, причем через суд. А строился он на убеждении, что за правым сила и Бог. Можно ли это назвать прототипом дуэлей? Думаю, нет. Дуэль - это дело чести, как знаем мы с детства по книгам и кинофильмам. И без связи с этим понятием она становится ничего не значащим убийством.
Кроме того, на Руси были еще схватки лучших бойцов, вспомнить хотя бы бой между Пересветом и Челубеем перед Куликовской битвой. Или русские кулачные бои, когда любой мог помериться силой. Свидетельства о них можно найти как в исторических, так и в художественных произведениях. Уже в XI в. летописец Нестор пишет о драках на площадях и рынках, негодуя на эту забаву, не подобающую христианину. Естественно, что эта традиция сложилась еще раньше XI века. А уж сколько стихов и народных песен о кулачных боях! Обычно проводились бои на большие праздники, особенно на масленичной неделе, сопровождались гуляниями и толпой зрителей, поддерживающих того или иного храбреца. Были такие бои распространены повсеместно по территории Центральной России. И все же это было развлечением, потехой для русских простых мужиков, очень далекой от дуэлей с их глубоким «рыцарским» смыслом.
На самом деле нравы и обычаи русского боярства отличались от европейских представителей высших и богатейших групп населения. Не было у русского боярина представлений о высокой, благородной чести, которую можно защитить только лишь с оружием в руках и никак иначе. Вовсе нет. Они не считали зазорным искать защиты в суде или с помощью подачи жалобы государю. Сказывалось то, что все без исключения жители России допетровских времен, несмотря на положение в обществе, были в равной степени подчиненными царя. Поэтому долгое время опыт дуэлей не был перенят из-за границы, хотя торговые контакты сложились со странами Западной Европы давно, и особенно окрепли при Алексее Михайловиче, когда стали перениматься даже некоторые европейские обычаи. Традиция дуэлей в России до XVIII в. попросту не существовала.
Первая зафиксированная дуэль произошла между иностранцами, бывшими на службе в русской армии в 1666 году. Были это два офицера из «иноземного полка», шотландец Патрик Гордон (петровский генерал в будущем) и англичанин майор Монтгомери . Известных случаев дуэлей за период конца XVII - XVIII в. очень мало. Однако подобные редчайшие происшествия заставили Софью Алексеевну в 1682г. в документе, разрешающем служилым людям носить личное оружие, все же запретить использовать его для поединков между собой.
И хотя в первой половине XVIII в. не стала распространенной практика защиты чести с помощью дуэлей, Петр I позаботился и об этом. В 139-м и 140-м воинских артикулах от 1715 года содержался запрет «на все вызовы, драки и поединки» между офицерами. Наказание за нарушение этого указа было суровое - повешение, причем даже в случае смерти одного из дуэлянтов, его, мертвого, должны были повесить за ноги, в назидание другим . Подобное жестокое наказание уже содержалось в европейских законах, и вероятно, было заимствовано оттуда. Нужно понять беспокойство Петра Великого, ведь конфликты в армии, тем более в среде офицерского, командного состава, ослабляет ее. Не было сохранено ни одного случая применения подобной меры в жизни. Европейские обычаи, насаждаемые Петром, были поверхностными, и не проникли еще в сознание русского высшего сословия. Во много оно еще было близко к простому народу, и поэтому у него не возникало стремление очиститься от оскорбления в бою. Подобное отношение сохранялось долгое время на протяжении всего XVIII века.
В 1754 г. произошла дуэль между графом Захаром Чернышевым и полковником Николаем Леонтьевым. Причина была несерьезной - карточная игра. В итоге Чернышев был ранен. Это происшествие казалось настолько необычным и шокирующим для современников, что упоминание о нем есть даже в мемуарах Екатерины Великой . Если это событие вызвало такой резонанс в обществе, значит, что дуэли в середине XVIII в. были еще явлением редким.
Распространение среди молодых дворян дуэли получили при правлении Екатерины II. Почему? Именно она стала проводить сословную и продворянскую политику так активно, как никто до нее. Многие привилегии для дворянства породили у этой группы населения уверенность в своей особенности и значимости. И потом, многие дворянские сыновья обучались теперь у иностранных учителей, которые вместе со знаниями учили своих подопечных европейскому понятию «чести» и дуэльной традиции. Императрица издала в ответ увеличивавшемуся числу дуэлей в 1787 году «Манифест о поединках». Наказание назначалось всем участникам поединка, от сражающихся до секундантов и врачей. Однако это были не такие крайние меры, как у Петра I. Если дуэль закончилась бескровно - денежный штраф, а обидчику - пожизненная ссылка в Сибирь. Но, если причинили вред здоровью и жизни, то наказывали - как и других убийц - за умышленное преступление. Но это все законы, которые пишутся на бумаге. А на деле обычно дуэлянты прощались или наказание смягчалось. Сказывалось то, что участники, как правило, были дворянами, цветом нации и опорой самодержавия.
В конце XVIII в. - первой половине XIX в. число дуэлей стало возрастать, несмотря на официальный запрет. Между тем в Европе практика решения споров с помощью оружия неуклонно сходила на нет. Русские войска не раз находились за границей, что приводило не только к изучению иностранных языков, но и к встрече с европейской дуэльной практикой, уже исчезающей.
В России правила дуэлей были более жестокими и опасными. Обычной дистанцией было 15-20 шагов (в Европе 25-35), в некоторых случаях и того меньше. Причем при подвижной дуэли тот, кто стреляет вторым, мог потребовать оппонента «к барьеру», то есть встать на максимально близкое расстояние в качестве живой мишени. При таком расстоянии вряд ли хороший стрелок мог промахнуться. Это было нехарактерно для Западной Европы, а значит, перенятые извне правила дуэлей изменялись, приспосабливались к офицерско-дворянской среде России. Практиковались так же дуэли «пистолет ко лбу», «через платок», «дуло в дуло», при которых смерть одного или обоих была неизбежной. То есть соперники могли стреляться через платок, который держали между собой левыми руками за края. Иногда дуэлянты стояли спиной к барьеру, по сигналу оборачивались и мгновенно стреляли. Шансы выжить в таких условиях представляются ничтожно малыми. Однако были примеры и счастливых исходов опасных дуэлей. Например, дуэль поэта и декабриста
К. Рылеева с князем К. Шаховским закончилась легким ранением первого. А стрелялись они «дуло в дуло»! Один вариант объяснения гласит, что Рылеев выстрелил первым, но попал в пистолет своего противника, который поэтому выстрелил вниз; либо по другой версии, выпущенные пули столкнулись в воздухе .
Представьте, что вы стоите лицом к лицу с другим человеком на расстоянии вытянутой руки, дуло пистолета от вашей головы отделяют сантиметры, или от неминуемой гибели вас удерживает только тонкий шелковый платок. И на такое шли добровольно, с полной уверенностью правоты своих действий. Какое оскорбление нужно нанести человеку, чтобы он решился на такое? Не говорит ли это о том, что дворянство воспитало острое чувство чести, справедливости и гордости по отношению к себе? Стоит вспомнить хотя бы Петрушу Гринева и завет его отца «Береги честь смолоду». Да и сам А.С. Пушкин был заядлым дуэлянтом.
Даже существовали люди, которые готовы были драться по любому малейшему поводу, так называемые «профессиональные» дуэлянты. Их называли пренебрежительно «бретерами». Бретер, от устаревшего французского bretteur - шпага. Так называли, например, Ф.И.Толстого- Американца. Он был известен своим вспыльчивым характером, а также слыл метким стрелком. Не боялся вступать в конфликты с вышестоящими по рангу людьми. Многие дуэли заканчивались смертью его противника. Насчитывали смертельных дуэлей с его участием 11. Одно время даже А.С.Пушкин хотел стреляться с ним, однако только случай помешал этому. Кто знает, случись эта дуэль, может быть великий поэт погиб еще раньше .
Причинами для вызова на дуэль могли стать малозначительные поступки, как «косой» взгляд, жест, слух или банальная словесная ссора. В целом условно принято было делить оскорбления, которые были достаточными для вызова на дуэль. К легким относились язвительные замечания по поводу внешнего вида, манер, привычек. Далее по тяжести шло нанесение обиды с бранными словами. При таком деле оскорбленный мог сам выбрать род оружия и вид дуэли (до первой крови, до тяжелой раны, до смерти) для удовлетворения своей затронутой чести.
Уж если ударили, или опорочили неправдой дворянина, то вызова на дуэль избежать практически было невозможно, так как это серьезнейшее унижение. При этом помимо оружия и рода дуэли, потерпевшая сторона назначала расстояние до барьера . Еще больше дворяне дорожили честью своей семьи. Проявление неуважение к любому родному человеку рассматривалось как личное оскорбление. Это стало причиной последней смертельной дуэли
А.С. Пушкина, когда была затронута честь его жены. Тем более частой причиной выступало соперничество из-за женщины.
Целью дуэлей, как мы уже разобрались, было удовлетворение поруганной чести. Участниками выступали двое и дрались с помощью смертоносного оружия по вполне определенным, заранее оговоренным правилам. Такое узаконенное убийство. По современным меркам, это преступление, абсолютно за гранью разумного. Идти на риск для собственной жизни, чтобы наказать обидчика, с вероятностью того, что тебе пустят пулю в сердце. Насколько оно оправдано?
Все дело в менталитете, во взглядах на этические проблемы, на честь, совесть, добро и зло, в конце концов. С екатерининской эпохи в дворянской молодежи развивали чувство чести, личной гордости. Оно усиливалось и укоренялось с каждым следующим поколением. Поэтому дуэли были не просто выражением рвущейся силы буйной молодости, а сформированного чувства личного достоинства. Дворяне XVIII - XIX в. настолько далеки от нас нынешних, что были готовы жертвовать жизнью за абстрактное понятие. Их так воспитывали с детства, и это вовсе не значит, что это были поголовно совестливые люди, просто защита своих интересов с помощью дуэлей было нормой, спокойно укладывающейся в сознание людей.
Список использованной литературы:
1. Артикул воинский 1715. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/articul.htm
2. Владмели В. Приметы и религия в жизни А. С. Пушкина. - М.: Издательское содружество А. Богатых и Э. Ракитской , 2003.
3. Востриков А. Книга о русской дуэли. - Спб.: Издательство Ивана Лимбаха, 1998.
4. Записки Императрицы Екатерины Второй. - СПб.: Издание А.С. Суворова, 1907.
5. Колесникова Т.С. Виды дуэли //Электронное научное издание «Аналитика культурологии». [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://www.analiculturolog.ru/journal/archive/item/852-20-3.html
6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). - СПб.: Издательство «Искусство — СПБ», 1994.
7. Петров В. Русская дуэль // Дружба Народов, № 5, 1998.– [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://magazines.russ.ru/druzhba/1998/5/petrov.html
8. Хандорин В.Г. Дуэль в России //Родина, №10, 1993. - с. 87-93.
9.Хоптон Р. Дуэль. - М.: Эксмо, 2010.