Э.Р. Багавиев
 

Введение

Естественно-замедленный темп развития для острова-града Свияжска способствовал более полному сохранению культурного достояния. Данное место – хранитель святынь, одним из главных достояний которого являются фрески. Роспись исключительна по полноте сохранности среди немногочисленных дошедших до нашей эпохи ансамблей настенной живописи 16 века — это по площади 1080 кв. м. На сегодняшний день руководство Республики Татарстан стремится к сохранению культурного наследия, например, номинирование Свияжска в список ЮНЕСКО, для сохранения и представления этого ценного культурно-исторического объекта Татарстана всему миру.

Репрезентация искусства в контексте всех исторических слоев и оценок играет важную роль в формировании современного образа острова-града Свияжск. Под репрезентацией нами понимается представление и популяризация искусства через посредника, в нашем случае – это печатный посредник – через путеводитель, знакомящий с островом –градом Свияжск.

Молодежь, занимающаяся искусством, является одной из целевых категорий культурного туризма на остров-град Свияжск. Именно эта молодежь сможет отразить остров-град Свияжск в своих творческих работах, репрезентовать уникальные произведения древнерусского искусства, художественными средствами донести значимость историко-культурного наследия.

Знакомство молодого поколения с историческим наследием Республики Татарстан является важной задачей воспитания ценностного отношения к Родине. Коллективная память творческой молодёжи осуществляет тотальную переоценку прошлого и этот творческий анализ способствует появлению новых форм современного искусства.

Специфической категорией экскурсантов острова-града является молодёжь, получающая образование в художественных учебных заведениях. Это учащиеся старших курсов художественных школ и школ искусств, студенты средне-специальных и высших учебных заведений художественного профиля, которая соответствует возрастной категории от 14 до 22 лет.

Древнерусское искусство, особенность природного окружения и исторического контекста Свияжска делает эту территорию уникальным культурным брэндом. Печатная представительская продукция — одно из основных средств продвижения бренда территории и памятников историко-культурного наследия, рассчитанное на визуальное восприятие учеников.

В современной искусствоведческой литературе возникновение и эволюцию жанра путеводителя принято соотносить в первую очередь с развитием и трансформацией именно сферы туризма. Туризм при этом рассматривается как один из феноменов массовой культуры [9]. Следует отметить, что туризм как культурное явление изучается на сегодняшний день достаточно внимательно и скрупулезно. Изучению же путеводителя для учащихся художественных заведений как уникального печатного источника, сопровождающего творческую деятельность, не уделялось должного внимания в научных исследованиях. Публикации по данному вопросу носили чаще всего локальный, региональный характер, имели сугубо историческую или культурологическую направленность.

В целом, несмотря на повышенный в последнее время интерес исследователей к путеводителю как разноплановому коммуникативному (историческому, культурному, лингвистическому) объекту изучения, представляется возможным свидетельствовать недостаточную степень изученности данного явления с позиций определения его художественно-искусствоведческих констант, их трансформации в соответствии с преобразованными культурными условиями. Именно это обусловило актуальность и новизну предпринимаемого исследования путеводителей. Например, по мнению М. Н. Межевич, новоизобрётенное графическое оформление – специально психологически формируемый образ города или его составляющих, ориентированный на определенную социальную группу (в нашем случае на учеников художественных образовательных учережденй) с целью его продвижения [7].

При этом следует отметить, что создатели малоизвестных современных справочников, конструируя текст путеводителя в соответствии с его основными функциями (информирующей, воздействующей и рекламной), не смогли миновать серьезных «промахов» в компоновке графического оформления (которая может являться имиджеобразующей). Исследователи установили, что данный вид справочников всегда включал в себя компонент связей с общественностью [12].

Проблема исследования. Для выявления специфики представления искусствоведческого материала в печатных путеводителях, нами был проведен анализ следующих изданий: «Великий Болгар. Остров-град Свияжск» издательства «Заман», «Свияжск» Н.А.Вихревой, «Занимательный путеводитель по Болгару и Свияжску» Татарского детского издательства, «Свияжск» Н.В.Куприянова. Все они предназначены для широкого круга читателей, поэтому не имеют ярко выраженных особенностей графического оформления и не отражают специфики целевой аудитории, что сказывается на эффективности путеводителя. Путеводитель – это одна из действенных форм укрепления брэнда территории, способствующая развитию культурного туризма, и репрезентации древнерусского искусства Республики Татарстан как в России, так и за рубежом.

Гипотеза. Мы предполагаем, что учащиеся художественных образовательных учреждений нуждаются в специализированном путеводителе. Путеводитель по острову-граду Свияжск для творческой молодежи призван репрезентовать древнерусское искусство в неразрывной связи с историческим, природным и общекультурным контекстом таким образом, чтобы спровоцировать продвижение этого искусства в творчестве молодых современных художников и дизайнеров.

Необходимо найти творческое решение путеводителя, которое бы соответствовало профессиональным интересам и эстетическим требованиям целевой аудитории. Мы полагаем, что путеводитель по острову-граду Свияжск для современного поколения художественной молодежи будет эффективен, если в нём удастся найти художественный баланс между актуальными тенденциями графического дизайна и характером искусства на основе эмпирических данных опроса.

Объектом данного исследования стал путеводитель как полифункциональный коммуникативный продукт, обслуживающий культурно-просветительскую сферу деятельности современного творческого поколения и способствующий укреплению культурного брэнда территории и репрезентации искусства.

Предмет исследования – репрезентация искусства острова-града Свияжска.

Методологической основой исследования послужили работы таких специалистов как: Максимов Е.Н., Аксёнов В.П., Федосеенко О.А., Чернова С.К. по искусству Свияжска, по иконографии древнерусской живописи Сарабьянов В.Д., Смирнова Э.С., Муратов П.П., Ямщиков С.В., Шарков Ф.И., Родионов А. А., Варакута С.А., Егоров Ю.Н. по менеджменту и связям с общественностью, издатели Анна Рапопорт, Реджис Сент-Луис, Кристиан Бонетто, Томас Кук, Дарья Стулова, краеведы Леонид Абрамов, Анатолий Елдашев.

Цель исследования: получение эмпирических данных о стилистических предпочтениях в путеводителе по искусству острова-града Свияжск для молодежи, обучающейся в учебных заведениях художественного профиля.
Задачи исследования:                     
1) провести стилистический и сопоставительный анализ произведений древнерусской живописи;                   
2) определить подход к репрезентации искусства и культуры Свияжска для современного понимания образа острова-града;                     
3) составить программу исследования "Репрезентация культурного наследия острова-града Свияжск" для выявления информационных и графических предпочтений в получении информации творческой молодежью об острове-граде Свияжске;                  
4) на основе анализа результатов письменного опроса определить визуальные стилистические предпочтения для создания путеводителя, который будет способствовать осознанию и формированию современного образа объекта историко-культурного наследия, с последующей творческой рефлексией.

Методы исследования: стилистический анализ, исторический анализ, сопоставительный анализ, анализ документов, письменный опрос (анкетирование).

Теоретическая значимость исследования определяется данными, полученными в ходе стилистического, исторического и сопоставительного анализа образцов древнерусской фресковой живописи острова-града Свияжск и получения эмпирических сведений о стилистических предпочтениях молодежи, обучающейся в учебных заведениях художественного профиля.

Практическая значимость работы заключается в возможности использовать полученные результаты в подготовке оригинал-макета путеводителя по Свияжску для творческой молодежи.

Объект, предмет, цели и задачи исследования, обусловили его структуру

Работа состоит из трёх параграфов. В первом приводится рассмотрение исторических памятников изобразительного искусства острова-града Свияжска; анализ настенной живописи как особой категории археологических источников, её художественной природы и образного языка; влияние исторических периодов на архитектуру города, а также изменение отношения народа к Свияжску в разные исторические эпохи.

Во втором параграфе приводится исследование отдельных аспектов репрезентации истории в эпоху цифровых носителей информации, так как на сегодняшний день знакомство с искусством и памятниками историко- художественного наследия чаще всего происходит через разные информационные посредники – сайты, путеводители, альбомы, инстаграммы и т.д. Рассмотрены вопросы трансформации изобразительного искусства в бренд.

В третьем параграфе приводится программа исследования "Репрезентация культурного наследия острова-града Свияжск" и проводится анализ полученных данных методом анкетирования, результаты которого будут использованы для создания графического оформления путеводителя по острову-граду Свияжску.



Исторические образы архитектуры и живописи как основа для формирования современного образа острова-града Свияжск в искусстве.


         Свияжск является одним из наиболее архаичных памятников историко- культурного наследия Татарстана, где сохранены древняя иконопись и архитектура, чудом не попавшая под запрет никоновских реформ. Уникальной особенностью также является гармоничное единство доминирующего архитектурно-градостроительного ансамбля с природным окружением. В планировке города была использована радиально-кольцевая схема застройки, которая позволила экономно использовать землю и лучше защитить постройки от огня. Самая древняя в монастыре – Никольская церковь, которой уже более 400 лет, её внутренние стены были покрыты фресками, которые не сохранились до наших дней, кроме фрагмента Николы Можайского на восточном фасаде в нише. Центральным православным храмом в Свияжске является Успенский собор, который строился наряду с церковью Николая Чудотворца. Храм также утратил наружную фресковую живопись, но внутренние изображения сохранились превосходно. Уникальная средневековая настенная композиция позволит каждому из гостей, отдыхающих в Свияжске, почувствовать дух истории.  Также требует особого внимания Троицкая церковь - уникальный и единственный памятник деревянного зодчества Поволжья. Главным украшением храма является иконостас, первоначально деревянный и четырех ярусный, все иконы праздничного чина представляют историческую ценность культурного наследия. Сергиевский храм был освещен одновременно с Троицкой церковью в 1604 г., он располагает тремя престолами, каждый с особым приделом. На западной стене и справа от портального входа сохранились остатки фресковой живописи начала XVII в.: композиция Троицы, изображения Сергия и Никона. Краски изумительны по своей яркости, учитывая их четырёхвековой возраст. Сразу вспоминается собор близлежащего Успенского монастыря. Все данные культовые памятники архитектуры и изобразительного искусства являются культурным фондом острова-града Свияжска.        
Уникальную композицию фресковой живописи, сложившейся в кругу «избранной рады», окружения Ивана Грозного и Митрополита Макария, современники рассматривают художественный ансамбль стенной живописи как попытку русских мастеров основываться на византийских канонах не через искусство эпохи Андрея Рублёва и Дионисия, а к возвращению индивидуализации образа, влияющего на впечатление зрителя. Отсюда — противоречивость Свияжского образа святых, склонность к внешней выразительности.

Одним из самых редких образов в православной иконографии является образ Святого Христофора. Фреска с изображение Христофора находится в Успенском монастыре города Свияжск и является одной из главных достопримечательностей острова-града. Традиция устоявшегося образа Христофора как великана с дитём в скульптуре средних веков запада, книжной миниатюре, а также изобразительном искусстве более позднего времени однообразна. Таким образом изображали Альбрехт Дюрер, Иероним Босх, Альбрехт Дюрер, К. Витц. В канонах Византии есть порядок разных подходов изображения мученика. Чаще всего встречается обличие юноши, одетого в патрицианские одеяния (как фрески Дечан и церкви святого Климента в Охриде). А в Старой церкви (Токали Килиссе; Каппадокия ,913-920 гг.) изображается в воинских доспехах[6].

На Руси фреска с образом святого Христофора, как молодого воителя, которая находится в церкви святого Георгия в Старой Ладоге представлен в арке диаконника - это изображение относят к 12 веку[10].

Вопросы стиля Свияжской росписи описала Н.Е. Мнеева, акцентируя внимание на сходстве и характере фигур, трактовке формы и колорите фресок. А Михайловский Б.В. и Пуришев Б.И. отмечают монументализм, укрупнение форм и массивность предметов и фигур[8]. Наиболее необыкновенной является иконография святого Христофора в зооморфном облике. Один из древних изображений Песьеглавца существует на керамической иконке 6-7 веков из Македонии. Святой Георгий со святым Христофором поражают змей, обороняясь копьями, круглым щитом и крестом. Иная форма вида святого без доспехов находится в Византийском музее в Афинах.

Исторический анализ образа святых неоднозначен. Особенностью данного монументального изображения является принцип размещения композиции и отдельно стоящих фигур, соотношение архитектурных форм и видов. В сравнении с Минеей 1597 года на май месяц в Государственном Историческом музее, где святой Христофор с открытой пастью представлен в нижнем ряду святых, рядом с святителем Николаем, на западной грани северо-западного столпа на нижнем ярусе Успенского собора автор использовал такой принцип композиции, как свободное пространство и минимум действующих лиц в каждой сцене. Также по характеру изображения есть два образа Песьеглавца, в разы отличающиеся от фрески в Свияжске. Величественные изображения в рост имеют отличительные характеристики живописи по более камерным, маленьким моленным иконам. Такие примеры встречаются в Государственной Третьяковской галерее (северная дверь иконостаса второй половины 16 века, которая хранилась в церкви Троицы в селе Кривом), и в Череповецком художественном музее (дверь в жертвенник второй половина 17 века).

В этих ассоциативных связях также важную роль играют живописные приёмы, переклички композиционных форм. В Успенском монастыре мученик написан в алом плаще, тот же самый цвет плаща и доспехи составляют одеяния св.Христофора в молении Спасу Еммануилу, который изображён в левом верхнем углу в сегменте неба.

История прославления святого в 18 веке насыщенна парадоксальными несоответствиями. На протяжении века часто ставился вопрос о недопустимости и запрете рисунка с головой собаки, а с иной стороны - подобные изображения продолжали появляться и бытовать. Образ Христофора является уникальным изображением в православной иконографии и вызывает интерес. Эта композиция будет привлекательна для изучения всех фресок и культурного наследия Свияжска вообще.
       Путеводитель является связующим звеном между зрителем и памятником, поэтому в нём необходимо уделять не малую часть информации уникальной фресковой живописи, и в частности иконографии Св.Христофора.
       Если принять во внимание многие варианты «исторических» заимствований в графическом оформлении литературы, то изобразительная композиция здесь отличается большим внутренним разнообразием и менее предвзята, чем предыдущие программы отечественных путеводителей по Свияжску. Созданные в условиях СССР путеводители были призваны сыграть важную роль в формировании советского мировоззрения читателя - адресата. В качестве примера могут выступать такие путеводители, как «Москва. Спутник туриста» 1961 г., издательства «Московский рабочий» и «Крым» 1959 г., издательства «Крымиздат», которые являлись не только инструктором, но и объектом социокультурного конструирования. Переделать сформировавшееся имперское сознание под советское взрослых людей после революции 1917 года было крайне тяжело. Но следующие поколения при помощи построения специализированной системы воспитания (изобразительного искусства, музыки, литературы) устроить еще не сформировавшее самосознание не составляло труда. Уже в первые месяцы после прихода к власти советское правительство принимает ряд постановлений, важных для развития культуры:

1) В ноябре 1917 при Наркомпросе была создана Коллегия по делам музеев и охраны памятников искусства и старины.

2) «Об охране библиотек и книгохранилищ» (17 июня 1918)

3) «О регистрации, приёме на учёт и хранении памятников искусства и старины» (5 октября 1918) о всеобщем учёте произведений и памятников искусства и старины. Этим учётом занимался музейный отдел Наркомпроса.

4)«О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием» (26 ноября 1918)
Живописцы обращаются к «суровому стилю» — направлению в реалистической советской живописи, Термин «суровый стиль» ввёл искусствовед А. А. Каменский. Мастера этого направления ориентировались на изобразительное искусство СССР досталинского периода (1920-х гг.): в первую очередь, творчество А. Дейнеки и Г. Нисского, в меньшей степени — на П. Кончаловского, А. Осмёркина, А. Лентулова и др.

Некоторое влияние оказал и итальянский неореализм, как живописный (Ренато Гуттузо), так и неореализм в кинематографе (например, известная картина Г. Коржева «Влюбленные» — это реминисценция кадра из итальянского фильма).

Отношение к городам также подвергалось изменчивости, в том числе и к Свияжску на протяжении последних десятилетий. Произошла только перемена знака в оценке роли архитектуры в истории данной территории. Например, в 1918 году остров-град являлся одним из первых в стране мест советских политических репрессий, где по приказу военного комиссара большевистского правительства Троцкого был расстрелян каждый десятый красноармеец расквартированных на острове воинских частей, не сумевших выбить белочехов из Казани[16]. Такой подход тормозил развитие отечественного зодчества, а также мешал объективно оценить политические и социально-культурные процессы, развивавшиеся на острове-граде Свияжске. Попытка изучить документы о том, какой образ Свияжска создавался и распространялся официальными советскими средствами массовой информации дала понимание об образе острова-града во времена СССР как трагичном, противоречивом и судьбоносным для народа во времена репрессий. Идея данной области становится формой, в которую облачается коммунистическая стратегия. 
Описание судьбы острова-града Свияжска в путеводителе — это не хронологически упорядоченный список фактов, а, прежде всего образы прошлого, о которых должно знать современное поколение для полного осознания характера территории на сегодняшний день. Поэтому создаваемый нами путеводитель в определённой степени является полётом расшатывания стереотипов и креативного переосмысления традиционно каноничных тем, он указывает на альтернативные официальным изданием репрезентации прошлого, востребованные творческой молодёжью. Это, в свою очередь, один из способов приблизить исторические изображение и актуализировать их в настоящем.

Репрезентация культуры и искусства в брэнде территории посредством путеводителя.

Среди специалистов, занимающийся художественно-техническими проектами, существуют разногласия по поводу того, чем является бренд места, но при этом они единогласны в том, чем он не является.

Во-первых, образ не сконцентрирован лишь на определённом знаке или символе, отличающего Свияжск от других городов.

Во-вторых, название города «Свияжск» также не будет являться брендом ― оно может отражать идентичность места, но не быть составной частью имиджа, или вовсе не иметь отношения ни к тому, ни к другому.

В-третьих, определения товарных марок не подходят для формулировки имён территориальных. Памятник культуры все же не продукт на продажу, а нечто гораздо более культовое, духовное, сакральное.

В-четвертых, основные споры при определении бренда места возникают потому, что трудно четко распределить, кто является носителем, субъектом бренда. С одной стороны, обладатель образа достопримечательности ― сам памятник (комплекс). Но с другой стороны, если бренд ― это набор представлений о территории, то носителем становится внешний «потребитель» города ― турист, потенциальный житель, инвестор. Несомненно, имидж ― это нечто находящееся «посередине» между видением города изнутри и восприятием города извне, эти два образа активно взаимодействую друг с другом.

Существует множество факторов, влияющие на формирование идентичности комплексу города Свияжска. Среди них можно определить: стабильные факторы ― такие, как местоположение и история памятников; изменчивые факторы (изменяемые в долгосрочной перспективе) ― такие, как внешний облик архитектуры (фасады), качество разнообразия внутреннего убранства (иконостасы), культурные традиции.

Первый процесс в формировании бренда, к примеру, Успенского собора ― это создание общего замысла имиджа. Поиск всех тех символов, идей и ценностей, через которые будет интерпретироваться идентичность комплекса, переводиться на язык и знаки, понятные и привлекательные для целевых аудиторий. Иначе говоря, это формирование у целевых аудиторий желаемого представления о сущности и смыслах памятника. Одним из элементов концепции бренда является дизайн. Это система созависимых и взаимодополняющих визуальных и символических атрибутов идеи бренда города, выраженных в символических знаках, лозунгах, цветах, запахах, музыке и пр. Дизайн как процесс ― это формирование ярких и привлекательных для целевых аудиторий ассоциаций с городом через оформление идеи бренда.

Соблюдение нескольких основных баз дизайна бренда может является важным инструментом для стимуляции внимания бренда.

Безукоризненное соответствие дизайна бренда идее комплекса. Абсолютно все в элементах дизайна должно иметь содержательное пояснение (обычно указывают в пояснительной записке) и отражать план, требуется взаимосвязь и полнота состава элементов дизайна. Состав графических элементов бренда стандартен: композиция, логотип, цветовая гамма, шрифт(ы). Регламент использования компонентов художественного оформления. Графические составляющие бренда должны использоваться всегда одинаково. Малейший отход от стандарта вредит узнаваемости. Лёгкость использования и сложность копирования. На первый взгляд, эти два условия кажутся противоречащими друг другу, однако профессиональный подбор элементов изобразительных деталей и современные графические технологии позволяют этого добиться.

Лояльность имиджа является, пожалуй, самым важным результатом восприятия. Высокий уровень лояльности фирменного стиля памятника ― это желаемая реакция целевых аудиторий по итогам брендинга и одна из основных его задач. Лояльность определяет корректность (совпадают с идеей бренда) представления целевых аудиторий о бренде комплекса памятников города и какие действия они готовы предпринять, исходя из полученных представлений о нем. Существует несколько степеней лояльности бренда:

1. Осведомленность о городе. Один из низких уровней имиджа. Потенциальные туристы знают о существовании города, как минимум знают его название.

2. Знание о городе. Ориентировочно имеют некоторую информацию (факты, впечатления, рассказы и т.д.), имеют составленную систему ориентиров в городе и среди архитектурных памятников.

3. Благорасположение к городу. Сумма положительной информации о городе способствует формированию более хорошего (желаемого) образа города и комплексов в нём.

4. Предпочтение города. Различительная способность бренда города становится настолько высокой, что позволяет целевой аудитории выделять преимущественные качества памятников при сравнении с другими городами.

5. Убежденность в целесообразности инфраструктуры. Инвесторы и волонтёры готовы к практическим действиям, к той реакции на узнавание бренда комплексу архитектурных памятников, на которые был рассчитан брендинг. Партнёры готовы инвестировать в город, туристы ― посетить его, сторонние группы влияния ― оказывать помощь, потенциальные жители ― переселиться сюда[2].

Путеводитель является одним из доступных, сложно организованных, эклектичных структур, берущий на себя роль изобразительного и информационного рассказчика для туристов. Данный вид сообщения иноземцам появился в глубокой древности, по принципу путеводителя построена, например, книга древнегреческого историка Павсания «Описание Эллады». В Средние века создавались литературные произведения, содержащие описания маршрутов для паломников — итинерарии.
Формы присвоения прошлого в графическом стиле путеводителя могут вызвать вполне оправданное неблагоприятное впечатление, следует учитывать: оформление путеводителя для молодёжи в силу жанровых особенностей лишь отражает существующие нормы обращения с собственной историей. Именно в рекламе адаптированная форма подачи материала комбинируется с разнообразием социокультурных значений[5]. Но, опираясь на каноны изобразительного искусства, древние иллюстрации вряд ли можно ознаменовать повседневным элементом современных графических иллюстраций для такого рекламного инструментом, как путеводитель. Некоторые варианты оформления путеводителей формируют искажение представлений об истории за счёт несоответствия летописных деталей художественного образа.
Наиболее отчётливые формы получила в изобразительном оформлении Республики Татарстана репрезентация Средних веков (путь этнического становления татар, расцвет Золотой Орды, этнокультурная консолидация аристократии, военно-служилых сословий и мусульманского духовенства, культ войны как прогресса государства) — образ всадника с воинским
обмундированием используется во многих логотипах Татарстана. Вследствие эскапизма образ экспрессивного «Высого Средневековья» владеет в рекламе определённой законченностью, отождествяет с закреплённым за нею комплексом культурных смыслов. Изобразительные символы способодны быстро достраиваться в воображении молодёжи до полной картины «мира доблести и отваги», где нет вопроса идентификации Добра и Зла [5. Например, в 2014 году пиар-компания «Апостол», возглавляемая Тиной Канделаки, презентовала логотип «Наследие Татарстана», который представляет собой силуэт всадника с луком. В презентации бренда участвовали президент РТ Рустам Минниханов, Государственный Советник РТ, председатель попечительского совета республиканского фонда «Возрождение» Минтимер Шаймиев, депутаты, представители бизнеса, общественные деятели. Медиакомпания даёт каждой из этих черт ассоциацию в виде элементов фирменного стиля, которые будут ассоциироваться с республикой. Например, конь, стрела – это скорость, борцы корэш – выносливость тела и духа. «Мы очень много усилий вложили в то, чтобы бренд мог передать то место, в котором мы находимся, открывали не только Татарстан миру, но и хотели показать, что жители республики - это люди, которые помнят своё родство и при этом они удивительно прогрессивны. И поднимаясь ввысь с самыми прорывными и современными идеями, татарстанцы стоят на твёрдом фундаменте своей нации» - поделилась Тина Канделаки.

Для прочтения образа данного логотипа произведён краткий анализ, который в конечном итоге даёт возможность оценки изображения. Логотип – это изобразительное представление сущности компании. В случае соответствия логотипа эргономическим требованиям, он отвечает запросам и удерживает целевой рынок, если логотип узнаваем и запоминаем,
он может быть использован при ограниченной цветовой палитре (по причине стоимости и простоты его воспроизведения), тогда можно с уверенностью говорить об экономическом успехе[11]. Одной из функций логотипа является отличие от остальных знаков других территорий. Костюм татарского воина состоял из подбитого и простеганного кафтана, панциря, доходящего до колен и украшенного металлическими бляхами. Голову защищал круглый шлем с наносником, а затылок и щеки — кольчужная сетка. Шлем украшался двумя пучками волос. Не трудно заметить, что зрителю предлагаются в данном логотипе фольклорно-архаичные детали в виде шлема и лука.
Во-вторых, нужно учитывать, что логотип кроме информационной грани обязан представлять собой и этическую составляющую. В предложенном изображении всадник с оружием не является лучшим символом наследия нации, так как перед нами появляется образ охотника, убийцы, целящегося в свою добычу, и, хотим мы этого или нет, но руки у война в крови. В сознании зрителя должен вырисовываться символ «Созидателя - жизнь дающего», а не «Разрушителя - жизнь забирающий». Всадник с луком (оружием нападения) может являться знаковым изображением, например, военно-исторического клуба, деятельностью которого является срельба стрелкового оружия на скаку, но не логотипом, обозначающим наследие великого народа. Какое стереотипное мнение создаст данный всадник в глазах молодёжи, прдпочитающей познакомиться с Татарстаном, иностранцев? Хотя данный этнос Республики Татарстан - один из немногих, о котором не сложилось сколько-нибудь устоявшегося негативного стереотипа. 
Выбор цвета для логотипа – один из главных этапов его создания, так как бренд является один из стилей в изобразительном искусстве. Недостаточно лишь ссылаться на мнение «красиво – некрасиво». Нужно учитывать эмоциональную нагрузку любого цвета. Отношения эмоций и цвета носит не случайный характер, эмоции и цвет взаимосвязаны между собой. Цвета способны провоцировать или выражать то или иное чувство, однако, как отмечает Б.М. Величковский, профили определяются не индивидуальными особенностями
эмоционального реагирования, а традициями цветовой символики, т. е.
коллективным цветовым архетипом, потому что испытуемые при составлении цветовых профилей эмоций исходили не из собственного актуального эмоционального состояния, а из представлений о тех или иных эмоциях[1]. Сочетание красного и белого цветов на бренде «Наследие Татарстана» – это сочетание главенства с агрессией. Такие фирмы, как правило, либо агрессивны по своей сути, после сине-белого это самое популярное сочетание цветов для создания логотипа. Известные брэнды – Кока-кола, МТС, Тошиба. Но, воздвижение татарского народа как агрессивного этноса не будет отображать должным образом такие стороны, как гостеприимность, доброту и отзывчивость.

Данную репрезентацию татарского этноса с трудом можно считать успешной, при более близком рассмотрении вырабатывается мнение, что в данном виде изобразительного искусства противопоставляются две группы определений: прошлое как история и прошлое как воспоминание. История преобразована в данном случае с удвоенной силой, а древность противопоставляется современному миру как «время отваги» - веку трусости. Время данного логитипа «Наследие Татарстана» несовсем определено: отсылание к узнаваемым деталям доспехов, характерных для эпохи «Золотой Орды» схем, но по назначению знаковое изображение должно представлять настоящее время. На сегодняшний день в изобразительном искусстве Татарстана часто встречается проблема языка описания «настоящего».

На сегодняшний день нет единого мнения, к какому стилевому направлению можно определить путеводитель. В отличие от фотографии или видео справочник ещё не включен в современную историю искусств, хотя и попал уже в художественные галереи. Большинство попыток связано с необходимостью определить место путеводителя на шкале «массовое-элитарное». Данный вид повествования является одновременно визуальным, пространственно близким к литературному — даже при отсутствии текста он организуется подобно повествованию в заданном поле страницы. Исследование справочника, соединяющего черты изобразительного искусство и литературного информирования, попадает в междисциплинарное пространство трех теорий.

В зависимости от структуры и содержания текста появились разновидности «взаимодействия» с читателем: первоначальное и частичное ознакомление, прерывающееся чтение, анализ и изучение. Основной задачей является создание единого образа организации туристического маршрута, его идейная, историческая, художественная целостность, креативность и новизна. Прежде всего это справочник, где сочетается практическая информация с культурно-историческими и прочими сведениями об острове-граде Свияжске. Все элементы справочника - текстовые и графические - объединяются в единое целое и взаимодействуют между собой. В путеводителе изобразительное искусство имеет более важную функцию, чем текстовое поле. Для того чтобы прочитать предложение требуется гораздо больше времени, чем рассмотрение картинки. Иллюстрация гораздо стремительнее и глубже откладывается в нашем сознании, человек может не обратить внимания на детали, но стоит только лишь скользнуть по нему взглядом, чтобы в памяти остался образ увиденного. Такое запоминание зрителем является хорошим материалом для вторичного сообщения, история становится увлекательной большинству слушателей, ее семантическая значимость позволяет избежать пояснительного текста и обойтись одним названием территории.

Новопостроенный туристический маршрут должен стать международным брендом, привлекающим внимание учеников из разных образовательных заведений в особенности художественного профиля. «Как хорошо осознают наши читатели, самый болезненный вопрос… ― это вопрос терминологии. И нет более мучительного поиска, чем поиск определения бренда территории» ― так начинается редакционная статья в майском за 2010 год номере журнала «Брендинг территории и народная дипломатия». Определение места бренда является противоречивым, проводилось множество выяснений между специалистами, объединенными интересом к маркетингу мест. Появляется множество вопросов: «Можно ли управлять брендом территории? Есть ли у имиджа практическое применение? Существуют ли границы? Каким является его состав? Чем является объект и субъект бренда?»[2].

Д. Визгалов предлагает свой подход - не изобретение новых символов, призванных создать новый, идеальный город, а перевод на язык символов уже имеющейся реальности города. Это позволит муниципалитетам не тратить впустую бюджетные средства на «создание бренда» или «формирование имиджа»[2]. Таких символов в острове-граде Свияжске не малое количество: Церковь Николая Чудотворца это первый каменный храм-крещальня на побережье Волги; Сергиевская церковь – в этом храме хранилась главная святыня Свияжска – древняя икона Сергия Радонежского; Собор Богоматери Всех Скорбящих Радости - сооружение в неовизантийском стиле; Успенский собор; Троицкая церковь и т.д. Обладание фирменным стилем – лучшее конкурентное преимущество, которое может иметь сегодня город. Многие туристические места, особенно появившиеся в последние двадцатилетия, не имеют собственной символики, по которой это место было бы однозначно узнаваемо. Но развитие туризма имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Позитивными аспектами являются: рост популяризации памятников, увеличение капитала, который способствует модернизации и поддержки в реконструкциях комплексов, знакомство с культурным наследием Республики Татарстан и провокация учеников на анализ культурных достояний прошлого. Но в этом случае неизбежен отрицательный аспект - частичная потеря индивидуальности города, подстройка под общие стандарты, поэтому воплощение исторического сюжета в визуальных видах искусства требует особенного внимания. Главной целью графического оформления является создание гармоничного брендинга с учётом этических потребностей молодёжи, а также развитие культурных ценностей современного творческого поколения Республики Татарстан через обращение к истории.

Администрация города, и прежде всего активисты, культурные и политические элиты увлечены целью найти основную концепцию для памятников и консолидировать вокруг них творческую молодёжь. Один из главенствующих аспектов ― это идентификация памятников ― переосмысление древних образов, стремление ухватить атмосферу исторической эпохи и адаптировать её под интересную и актуальную для современной молодёжи. Луи Деллюк, французский кинорежиссёр и теоретик писал в 20-е годы: «...Нужно уметь создать то, что называется атмосферой...скоро мы научимся создавать ту атмосферу, тот воздух, которым дышит каждая эпоха»[3]. Важно отметить, одним из стереотипов, в котором убеждены многие советские дизайнеры, заключается в том, что передача исторической среды достопримечательностей ― это создание индивидуального логотипа территории. Если фирменный знак закреплен за областью, то утверждение «Брендинг состоялся, бренд города/региона готов» будет ложным. Суть фирменного стиля ― своеобразного «высшего пилотажа» маркетинга ― в том, чтобы оказывать воздействие на фантазию молодёжи и впечатлять местом, используя всё множество подручных инструментов. А создание фирменного знака ― это лишь один, и далеко не обязательный, элемент визуализации бренда.

Программа и результаты исследования «Репрезентация культурного наследия острова-града Свияжск».
         Метод анкетирования как способ получения информации всегда использовался при выработке решений. Однако научные поиски по ее рациональному проведению были начаты всего три десятилетия назад. Труды этих исследований позволяют сделать вывод о том, что на сегодняшний день опрос является одним из популярных научных методов анализа. В процессе принятия решений обучающиеся выполняют информационную и аналитическую работу по вырабатыванию и оценке решений.
         Целью опроса является получение эмпирических данных, которые лягут в основу создания путеводителя по острову-граду Свияжску. Создание анкеты, вопросы которой будет подразделяться по различным категориям, что поможет нам рассмотреть путеводитель не только с информационной, но ещё и с других профильных сторон, является основной нашей задачей, а также подбор количественного и качественного состава, который производится на основе анализа широты проблемы, требуемой достоверности оценок, характеристик студентов, сделать выборку.
         В нашем случае была произведена случайная выборка, где студенты образовательных учреждений художественного профиля имели известную ненулевую вероятность быть отобранным. Корни этого определения лежат в теории вероятностей, которая обосновала выборочные методы исследования. Именно на ее основе было строго доказано, что по ответам относительно небольшого числа людей можно с высокой точностью судить о мнении всех. Рассмотрим по подробнее данные характеристики:

Компетентность - степень знаний студента в области знаний изобразительного искусства. Компетентность может быть определена на основе анализа плодотворной деятельности обучающегося, уровня и широты знакомства с достижениями мировой живописи, скульптуры, архитектуры и др., а также понимания проблем и перспектив развития.

Креативность - это способность решать творческие задачи и предлагать нестандартные, но выигрышные пути решения проблем, является одним из основных характеристик при работе с дизайном путеводителя.
Участие в опросе проводилось на добровольной основе так как ученик должен проявлять интерес к рассматриваемой проблеме. Основными видами опроса являются: анкетирование, интервьюирование, дискуссия.
Выбор того или иного вида опроса определяется целями экспертизы, сущностью решаемой проблемы, полнотой и достоверностью исходной информации, располагаемым временем и затратами на проведение опроса.
Для нашего исследования было принято провести дистанционное анкетирование путём использования интернета, так как это существенно упрощает получение информации среди студентов из разных городов (точка доступа: https://vk.com/public130330251).
По типу основные вопросы классифицируются на открытые, закрытые и с веером ответов. Открытые вопросы предполагают ответ в произвольной форме. Закрытые вопросы - это такие вопросы, на которые ответ может быть дан в виде «да», «нет», «не знаю». Вопросы с веером ответов предполагают выбор студентами одного из совокупности предполагаемых ответов. Открытые вопросы целесообразно применять в случае большой не­определенности проблемы. Этот тип вопросов позволяет широко охватить рассматриваемую проблему, выявить спектр мнений. Недостатком открытых вопросов является возможное большое разнообразие и произвольная форма ответов, что существенно затрудняет обработку анкет.

Закрытые вопросы применяются в случае рассмотрения четко определенных двух альтернативных вариантов, когда требуется по существу определить степень большинства мнений по этим альтернативам. Обработка закрытых вопросов не вызывает каких-либо трудностей.
Также вопросы в нашем опросе делятся на 3 блока. К первому культурно-историческому относятся 1-6 положения. Данное объединение создано для понимания, какие исторические особенности острова-града Свияжска наиболее интересны творческой молодёжи для изучения.
Второй блок вопросов (7-11, 13) относится к изобразительному искусству и основаны на заданиях, которые дадут нам объяснение графических предпочтений студентов, что поможет нам при графическом оформлении репрезентации прошлого.
Информационный блок вопросов (12, 14-16) является третьим и последним в анкетировании. Данная секция поможет нам понять, какие формальные и неформальные сведения должны быть упомянуты и будут полезны обучающимся в учреждениях художественного профиля.
Кроме анкеты студентам представляется обращение - пояснительная записка, в которой разъясняются цели и задачи опроса, дается необходимая информация.
Оценка согласованности мнений учеников производится путем вычисления количественной меры, характеризующей степень близости индивидуальных мнений. Анализ значений меры согласованности способствует выработке правильного суждения об общем уровне знаний по решаемой проблеме и выявлению группировок мнений, обусловленных различием взглядов, концепций т. п.
В нашем опросе на добровольной основе приняли участие более 200 учащихся различных образовательных учебных заведений, таких как Казанский (Приволжский) Федеральный Университет, Казанский государственный архитектурно-строительный университет, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Нижегородское Художественное Училище, Чебоксарское художественное училище, Санкт-Петербургская художественно-промышленная академия имени А. Л. Штиглица, Саратовское художественное училище имени А. П. Боголюбова и др.

Первый вопрос «Посещали ли Вы остров-град Свияжск?» показал, что из всего количества опрошенных лишь 27% ездили в данный город, поэтому нашей целью также является консолидировать творческую молодёжь в данном городе.
На второй вопрос «Интересует ли Вас остров-град Свияжск как природное явление, где реки текут в разных направлениях?» 70% опрошенных ответили положительно. Таким образом нам нужно упомянуть в путеводителе об особенностях климатического и территориального аспекта данной территории. Далее мне расположили перечень вопросов, связанных с историческим наследием острова-града.
В третьем 60% студентов ответили положительно на вопрос «Интересует ли Вас древнерусская живопись острова-града Свияжск?». Поэтому информация об изобразительном искусстве — фресках Успенского Собора, собрание икон из древних иконостасов Успенского и Троицкого соборов Свияжска будет являться неотъемлемой частью сведений в путеводителе.
         Четвёртый вопрос «Интересует ли Вас архитектура острова-града Свияжск?» показал, что 70% студентам имеет большое значение изобразительное искусство данного города. Следовательно, в справочнике не малую часть должы составлять данные об Успенском соборе, колокольне Никольской церкви, Свияжском Иоанно-Предтеченском монастыре, Соборе Богоматери Всех Скорбящих Радости, Сергиевской церкви, деревянной Троицкой церкви и др. На пятый вопрос «Интересует ли Вас остров-град Свияжск как историческое место?» 65% студентов ответили «да».
         Продолжением пятого вопроса является шестой «Какие исторические периоды Свияжска Вам наиболее интересны?», мнения опрошенных расходились между «21 в. ( создание в Свияжске музея-заповедника федерального значения,  включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО)» - 24% голосов, «16 в. (строительство Иваном IV острова-града)» - 26% голосов, и 20 в. ( основание исправительной колонии и психиатрической лечебницы в Свияжске)» - 31% голосов.
Седьмой вопрос «Как Вы считаете, какие виды изображений должны присутствовать в путеводителе?» показал, что студенты предпочитают видеть в путеводителе «старые рисунки» - 17% и  «современные фотографии» - 23%. Наименьшее количество студентов выбрали «летописный свод» - 4% и «векторная компьютерная графика» - 3%.
           В восьмом вопросе «Какой вид взаимодействия с путеводителем Вы предпочитаете?» большинство студентов — 68% предпочли «прерывистое чтение, совмещенное с перемещением в пространстве и осмотром достопримечательностей».
После вида взаимодействия путеводителя, нужно было определиться «Какой стиль текста должен быть в путеводителе?» - девятый вопрос. Большинство-75% отдавали предпочтение «начно-популярному» стилю.
          В десятом вопросе «Какой вид путеводителя Вы предпочитаете?» студентами были определёны «наглядные (много фотографий и иллюстраций)» - 44% и «информационные (не только информация о достопримечательностях, но и адреса отелей, ресторанов для туристов)» - 33%.
          Проблемы критики путеводителя нашел отклик в одиннадцатом вопросе «По каким критериям Вы оцениваете привлекательность путеводителя для творческой молодёжи по Свияжску?». На данный предмет обсуждения студенты ответили, что наиболее подходящими являются ответы «оценка дизайна издания» - 31%, «оценка дизайна издания» - 21% и «оценка содержания издания» - 15%.
На двенадцатый вопрос « Есть ли претензии общего характера к уже изданным известным Вам путеводителям, какие основные недочёты Вам встречались?» 75% опрошенных ответили «нет». Из остальных 25% были такие притязания, как «недостаточно информации о памятниках», «перенасыщение изображениями», «пренебрежение дизайном» и «отсутствие новизны».
Мнения в тринадцатом вопросе «Какой вид соединения историзма и современного оформления путеводителя Вы предпочитаете?» были не однозначны, но явным победителем среди ответов стал стиль Камиллы Беляевой, студентки ГУЗ - 26%, где исторический вид постройки изображен детально, а задний фон плаката имеет символические, обобщённые очертания архитектуры.

Не маловажный вопрос был поднят в четырнадцатом пункте «Какой вид назначения путеводной карты Вы предпочитаете?». 46% опрошенных дали ответ «туристические — могут содержать: населённые пункты, ориентиры, достопримечательности, маршруты передвижения, места отдыха, ночёвок и других услуг, в зависимости от предназначения по видам туризма», а также 33% «культурно-образовательные — предназначены для популяризации знаний, идей».

Пятнадцатым вопросом являлся «Какой формат путеводителя Вам наиболее удобен (в миллиметрах)?». Были даны варианты: миниатюрный, уменьшенный, стандартный, увеличенный, энциклопедический, большой. Ответ «Уменьшенный (карманный) (100–130)×(140–177)  (Художественная литература в бумажной обложке)» являлся наиболее популярным — 40% проголосовавших. На последний, шестнадцатый вопрос «Какую справочную информацию Вы хотели бы видеть в путеводителе?» студенты ответили, сведения о «стоимости билетов», «культуре (правила поведения - форма одежды, разрешение на фото и зарисовки)», «адресах номеров телефонов заведений» и «наличие экскурсий» будут являться самыми нужными для учащихся.

Исследовав полученные результаты добровольного анкетирования мы пришли к выводу, что для студентов туризм является частью массовой культуры, и вопросы об оформлении путеводителя не маловажны. Создавая путеводитель на основе извлечённых данных о предпочтениях мы хотим превратить путешествия по острову-граду Свияжску в процесс  осознания историко-культурного наследия и вызвать рефлексию культурных ценностей прошлого. 


Заключение

         Для выполнения поставленных задачи нами было сделан разбор исторических образов архитектуры и живописи и проведён стилистический и сопоставительный анализ, откуда мы пришли к выводу, что данные виды искусства являются основными памятники древнерусской культуры. Также мы определили подход к репрезентации искусства и культуры Свияжска для современного понимания образа острова-града, который заключается в создании путеводителя для особой категории студентов, обучающихся в образовательных учреждениях художественного профиля, дальнейшие творческие работы которых и будут являться двигательем культурного прогресса Республики Татарстан. Для получения информации о стилистических предпочтениях молодёжи был составлен и проведён опрос, после анализа результатов которого мы определили, что большинство студентов ставили превыше всего графическое оформление путеводителя, что будет вызывать более глубокую рефлексию. Полученная информация будет использована для создания оригинал-макета путеводителя по Свияжску в 2017г. 

Литература

1. Величковский Б.М. Современная когнитивная психология/ Б.М. Величковский. - М.: Изд-во МГУ, 1992. ― 336 с.

2. Визгалов, Д.В. Брендинг города / Д. Визгалов; предисл. Л.В. Смирнягина. ― М.: Фонд «Институт экономики города», 2011. ― 160 с.

3. Деллюк Л. Фотогения /Л. Деллюк. - М.: Изд-во Новые вехи, 1924. – 101 с.

4. Келлер, К. Л. Стратегический бренд-менеджмент: создание, оценка и управление марочным капиталом / К.Л.Келлер. — М.: «Вильямс», 2005. — 704 с.

5. Лапина-Кратасюк, Е.Е. Репрезентация прошлого в путеводителе, или История как бренд /Е.Е. Лапина -Кратасюк // Современные стратегии культурологических исследований. - М.: Издательство РГГУ, 2008. - С. 63 -69.

6. Максимов Е.Н. Образ Христофора Кинокефала: Опыт сравнительно-мифологического исследования /Е.Н. Максимов // Древний Восток: К 75-летию академика М.А. Коростовцева. - М., 1975.- Сб. 1.- С. 82 – 94.

7. Межевич, М. Н. Социальное развитие и город / М. Н. Межевич. – М.: 2001. — 175с.

8. Пуришев Б.И. Зарубежная литература Средних веков /Б.И. Пуришев. - М.: Изд-во «Просвещение», 2004. - 816 с.

9. Руцинская, И.И. Региональный путеводитель в России: формирование жанра (на примере путеводителей по Поволжью) / И.И. Руцинская // Вестник Московского университета. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - Вып. 2. - М.: Изд-во Московского университета, 2008. - 288 с.

10. Сарабьянов В.Д. Церковь святого Георгия в Старой Ладоге / В.Д. Сарабьянов. - М., 2002. - С. 182–183.

11. Спасенников В.В. Экономическая психология / В.В. Спасенников. - М.: PerSe, 2009. - 464 с.

12. Структурно-композиционные и лингвокультурные характеристики англоязычного путеводителя // Классическое лингвистическое образование в современном мультикультурном пространстве – 2: материалы Международной научной конференции 7–10 апреля 2006 года. Ч. 2. – Пятигорск, Пятигорский государственный лингвистический университет, 2006.

Режим доступа: http://cheloveknauka.com/tipologicheskie-i-funktsionalno-stilisticheskie-harakteristiki-angloyazychnogo-putevoditelya

13. Тамберг В., Бадьин А. Бренд: Боевая машина бизнеса = Бренд: Боевая машина бизнеса/ В. Тамберг, А.Бадьин. — М.: Олимп-бизнес, 2005. — 240 с.

14. Федосеенко О.А. Фрески и иконы Свияжского Успенского Монастыря О.А. Федосеенко. –СПб., 2009. -239с.

15. Чернова С.К. Образ св. Христофора в русской иконописной традиции /С.К. Чернова// Традиции в контексте русской культуры. Вып. VI. /ЧГУ. - Череповец, 1999.-167с.

16. Широкорад А., Наша великая мифология. Четыре гражданских войны с XI по XX век /А. Широкорад. — М.: АСТ, АСТ Москва, Хранитель, 2008. - 432с.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top