Ю.Н. Кожушко
 
 
Время – одна из фундаментальных категорий философии, современное гуманитарное понимание которой сформировано в работах философов и социологов А. Бергсона, М. Хайдеггера Э. Дюркгейма и др. [1]. Категория  «время»  благодаря трудам М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана в XX в. вошла в оборот культурологических исследований [2] и в последующем стала широко использоваться антропологами и историками. 
В  рамках изучения праздничной культуры был создан конструкт «хронотоп праздника», представляющий собой синтез времени и пространства.  В данном параграфе предполагается рассмотрение первой его части – времени.  Анализируя хронотоп праздника Дня Победы используем определение, предложенном культурологом В.П. Курбатовым. В соответствие с ним, хронотоп праздника – это «пространственно-временной синтез исторического события, восстановленного с использованием современных изобразительно-выразительных средств, символов, актуализирующих ценностные системы социально культурной реальности прошлого и настоящего [2]. 
В свою очередь феномен «праздник» играет особую роль в структурировании социального времени. С одной стороны, по мысли Г.Г. Гадамера – ученика М. Хайдеггера, праздники способствуют созданию календаря в связи с чем, люди «склонны двигаться не от месяца к месяцу, а от праздника к празднику» [3; С. 310]. С другой стороны, праздник, будучи темпорально цельным явлением, разрывает обычное течение времени, заставляет его «застыть» [3; С. 311, 4]. Учитывая описанные отношения праздника и времени исследование темпоральных характеристик праздника Дня Победы должно способствовать раскрытию трансформации его роли в социальном времени страны.
Теоретико-методологической основой предлагаемой работы послужила «новая культурная история» в изложении П. Бёрка [5]. Описание временных характеристик праздника Дня Победы осуществлено в данном исследовании в двух плоскостях: вертикальной (изменение, собственно отведенных на праздничные мероприятия временных промежутков) и горизонтальной (какие временные пласты – пласты памяти использовались в празднике). В рамках исследования был привлечен материал главного печатного издания горисполкома газеты «Магнитогорский рабочий» за период с 1945 по 2015 гг. 
Начало существования праздника Победы было положено опубликованием 9 мая 1945 г. в советской печати трех нормативных документов: Акта о военной капитуляции Германии, Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником Победы, постановления Совнаркома СССР, в соответствии с которым 9 мая считалось нерабочим днём [6]. Такая многослойная маркировка являлась крайне важной, так как начало и конец любого праздника по мысли антрополога Л.А Абрамяна, должны быть отмечены, чтобы «отсечь» время праздника от обычного времени [4]. Однако, установление изначальной границы праздника Победы именно на дату 9 мая 1945 даже по итогам 55 лет являлось полем для дискуссий. Например, свои варианты в статье «Праздник нового типа» (2000 г.) изложил поэт А. Новиков (по образованию историк). По его мнению, праздновать можно было как минимум: 1) дату восстановления советской государственной границы в 1944 г.; 2) дату разгрома Японии; 3) Потсдамский мир [7].  В итоге А. Новиков пришел к мысли, что 9 мая как «и все праздники, рождающиеся после исторических действий, предметом которых они пытаются стать» – искусственно сконструированная дата. К аналогичному суждению склонялись исследователи архетипа и политического конструкта «Победа» А.И. Щербинин и Н.Г. Щербинина [8; С. 8].
Далее, следует сказать, что в 1945 г. 9 мая ещё не сложился как праздник, не смотря на имевшийся у советской власти обширный опыт в конструировании новых праздников [9, 10]. Ликования по поводу победы в войне, согласно данным официальной печати, в Магнитогорске продолжались до 13 мая включительно. Однако, их нельзя назвать собственно праздничными, так они не представляли собой какого-то единого действа (что характерно для любого праздника) [9; С. 140],  а были продолжениями обыденности. Например, в честь завершения войны с Германией рабочие разных цехов объявляли о намерениях перевыполнить плановые показатели на май [11].
Дискретным продолжением праздника Победы в 1945 г. был период с 22 по 24 июня включительно. 22 июня 1945 г. территории европейской части Советского Союза встречали в мирной обстановке, с момента начала Великой Отечественной войны прошло ровно четыре года и  советская печать в этот день подводила закономерный итог войне [12]. Праздничным этот период делали следующие два обстоятельства. Первое – опубликование 23 июня Закона «О демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии», принятый Верховным Советом Советского Союза, который ставил своеобразную точку в войне. В соответствие с законом семьи получали надежду на скорейшее воссоединение, происходила своеобразная перепланировка обычного времени рабочего и его концентрация, выражавшаяся в лозунгах: «Дадим больше металла», «Достойно встретим героев» [13]. Более того, так незаметно для населения города (да и страны в целом) в праздновании Победы добавлялся элемент ожидания и встречи фронтовых товарищей. Второе обстоятельство определявшее «праздничность» периода с 22 по 24 июня – это, собственно, проведение в Москве парада Победы на Красной площади, опять же, ставшего в последующем неотъемлемым атрибутом 9 мая.  У граждан СССР парад в столице страны должен был так же ассоциироваться с праздничной атмосферой, вследствие его принадлежности к государство-образующему празднику 7 ноября [9; С. 141]. Таким образом, риторика в честь празднования Победы в Великой Отечественной войне в 1945 г. завершилась в июне. 
В 1946 г. наблюдалось сращивание риторики празднования 9 мая и 1 мая. Статья Б. Леонтьева, посвященная празднованию 1 мая в 1946 г. демонстрировала эту сшивку праздников, изобиловала отсылками к Великой Победе: «Впервые за последние годы народы Советского Союза и других стран встречают первомайский праздник в условиях мира», в завершении статьи: «Трудящиеся советской страны будут праздновать день Первого Мая 1946 года с гордым сознанием выдающейся роли своей Родины в борьбе против фашистской агрессии…» [14].  Более того, в риторике празднования Дня Победы осуществлялась всё та же перекрестная ссылка на праздник Первого мая: «Всенародный праздник День Победы, трудящиеся нашей страны отмечают в обстановке великого трудового и политического подъема.  Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. открыл широкую дорогу к  …  расцвету нашей Родины» [15]. Страна находилась в стадии послевоенного восстановления и мобилизационный ресурс двух праздников, безусловно, в этом только помогал. Мы будем солидарны с М. Рольфом в том, что объединению пространств двух праздников способствовали особенности государственной системы. Советские праздники в целом (и праздник Дня Победы этому самое яркое подтверждение) были тесно связаны с успехами на производстве: производство изделий подчеркивало выдающееся значение праздничной даты, «торжественное открытие и сдача объектов рассматривались как доказательство передового характера системы, которая праздновала сама и заставляла праздновать других» [9; С. 148].  
С 1948 по 1964 гг. 9 мая был рабочим днём [16], поэтому весьма закономерно, что время, проведенное на работе отдавалось в дань праздникам [17]. Трудовые вахты в честь праздника Дня Победы, впервые проведенные в 1940-е гг. [18], закрепились как традиция. 
Количество советских праздников приходившихся на конец апреля – начало мая была весьма большим: День рождения В.И. Ленина, день Первого Мая, день Большевистской печати, День Победы. Поэтому, особенно в юбилейные годы могло происходить слияние праздничного времени разных дат. Показателен в этом отношении 1947 г., в котором в отрезок времени, казалось бы, предназначенный для празднования Дня Победы, вторгался день Большевисткой печати. И далее  время праздника Дня Победы  выступило поводом обращения к другим праздничным событиям: «Великий праздник Победы трудящиеся нашей страны отмечают в обстановке всенародного трудового подъема. По всей стране  и на предприятиях нашего города все шире развертывается соцалистическое соревнование в честь 30-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, за досрочное выполнение плана второго года новой сталинской пятилетки» [19]. 
Пятилетняя годовщина Победы в связи с окончанием первой послевоенной пятилетки была превращена официальной пропагандой в отчетное празднество: «Прошло только пять лет со дня окончания … война, а каких колоссальных результатов уже достигла страна» [20]. Центральными сюжетами праздника были: «валовая продукция всей промышленности СССР», «трехлетний план развития животноводства» и тому подобное.
К 1955 г. праздник Дня Победы трансформируется в собственно  исторический не по факту своего установления (дата 9 мая 1945 г.), а своему реальному расположению во времени [21, 22]. Ярким подтверждением перемещения Дня Победы во время прошлое (историческое) было всё увеличивавшееся количество как мобильных стендов о событиях Великой Отечественной войны, оформление экспозиций в музеях или, в случае Магнитогорска в – библиотеках [23]. 
Можно проследить как происходил постепенный переход праздника Дня Победы во время прошлое (историческое). Первой ступенью к этому было включение в обычную трудовую жизнь участников боевых сражений. Фронтовики-рабочие задействовались официальной пропагандой как дополнительный стимул к интенсификации труда. Лозунги по типу «всегда в строю» [21], «бывшие трудовики на трудовой вахте» [24],  «на передовом участке участники Отечественной войны» [25] в массовом порядке стали использоваться в магнитогорской печати с начала 1950-х гг. и сохранялись вплоть до 1980-х гг. Подобные лозунги выступали временным мостом, поддерживали праздник Дня Победы в настоящем, сохраняли за ним настоящее время, которое он мог в перспективе потерять как любой другой день воинской славы. Образ фронтовиков намеренно или интуитивно использовался неспроста. Фронтовики были в числе трудоспособного населения и находились таким образом в настоящем времени. Однако их фронтовой опыт был уже частью истории, которая ещё через десять лет, преодолев период травматической памяти, стала необходимой как воспитательный ресурс поколению, не заставшему в сознательном возрасте военного времени.
Второй  ступенью к перемещению праздника Дня Победы в историческое время была музеизация памяти о Великой Отечественной войне. Эту ступень можно назвать параллельной, ввиду того, что сбор материалов Великой Отечественной войны как правительственная задача начал реализовываться с ноября 1941 г. Со второй половины 1942 г. в краеведческих музеях стали создаваться выставки, посвященные войне или отдельным ее событиям [26]. 
Следующий шаг – перемещение общегородских праздничных мероприятий на городское кладбище. Первое упоминание о праздничном митинге на Левобережном кладбище в официальной печати относится к 1959 г.  Примечательно, что в заметке, участники Великой Отечественной войны, присутствовавшие на митинге  описаны как «убеленные сединой ветераны» [27]. Таким образом, в период с конца 1950-х по 1980-е гг. временные дискурсы праздника Дня Победы располагались в двух координатах: во  времени настоящем, что подчеркивалось трудовой активностью фронтовиков-труженников и, во времени прошлом, что выражалось в усилении роли поминального обряда в праздничных ритуалах.
Окончательное перемещение дискурса праздника Дня Победы в Магнитогорске в  пространство прошлого времени, на наш взгляд, произошло в 1965.  Когда впервые учреждается юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [28]. Именно с 1965 г. можно говорить о празднике Дня Победы как ресурсе для формирования социальной памяти о Второй мировой войне.
С 1965 г. у праздника Дня Победы начинают меняться временные рамки. Во-первых, как уже говорилось ранее – 9 мая вновь стал выходным днём, соответственно время праздника «растягивалось» за счет переноса выходных дней. Во-вторых, начинают увеличиваться сроки подготовки праздничных мероприятий и период официального обсуждения предстоящего праздника. Так, официальная печать (не будем забывать о том, что на протяжении практически всего советского периода – это главенствующий канал информации) в юбилейные годы празднования Дня Победы начинала публикацию воспоминаний о Великой Отечественной войне, проведение приуроченных конкурсов примерно с февраля месяца. Боле интенсивно праздник Дня Победы начинал «напоминать о себе» с апреля.  
К 1985 г. дискурс праздника Дня Победы закрепился как главенствующий среди других майских праздников. В 1985 г. в Магнитогорске вновь наблюдалось, отмеченное выше наслоение времени нескольких праздников.  Однако, посыл был обратный, общая идея выражалас в заголовке «Празднику Победы - праздник Труда!» [29].
После развала Советского Союза праздник Дня Победы остался в праздничном календаре Российской Федерации с сохранением за ним статуса выходного дня. Использованию праздника Дня Победы и причинах формирования культа «Победы» в современной России посвящено большое количество работ, в рамках данного исследования важно отметить роль праздника Дня Победы в структурировании социального времени. Опираясь на доводы Д. Димке и И. Корюхиной об особенностях временных ритмов поселка городского типа Мишелевки [30; С. 89], мы склонны утверждать следующее. Память о деятельности градообразующего предприятия города (ММК) в годы Великой Отечественной войны и, соответственно, праздник Дня Победы в Магнитогорске, наряду с Днём города, спасли город от «потери времени» в 1990-е гг.  и стали выполнять время-образующую функцию. 
В 1990-е гг. традиционные советские майские праздники перестали вторгаться в пространство праздника Дня Победы. Более того, если в 1940-е гг. в празднование Дня Победы примешивалась память о гражданской войне, то в 1990-е примешивалась память о войне в Афганистане и войне в Чечне [31]. 
Начиная с 2005 г. сетка мероприятий посвященных празднику Дня Победы в Магнитогорске расширила временные границы праздника на столько, что в  2015 г. покрывала уже весь год.  Предметное обсуждение празднования Дня Победы в магнитогорской печати началось сразу по окончании новогодних каникул нового 2015 г. В январе в Администрации города состоялось заседание оргкомитета по проведению мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы. По подсчётам корреспондентов газеты «Магнитогорский металл», всего к 9 мая в Магнитогорске намечалось провести около трехсот мероприятий [32]. Цикл мероприятий, приуроченных к юбилею Победы, открывался эстафетой передачи Знамени Победы. Старт акции был дан в музее треста «Магнитострой» ещё летом 2014 г.,  завершилась акция уже в канун  празднования Дня Победы в 2015 г. 
В апреле-мае 2015 г. в городе прошли  акции: «Сирень Победы» и «Лес Победы». Именные деревья были высажены возле Дворца культуры железнодорожников, на улице Советской в районе поселка Александровский сад, в сквере Ломоносова [33].  Собственно 9 мая на всех площадках города было проведено большое количество мероприятий, так что, даже жители города, не посетившие утром городской парад, выйдя на улицу все-равно невольно включались в празднование. После 9 мая цикл мероприятий, посвященный памяти о Великой отечественной продолжился. В День памяти и скорби (22 июня) в Магнитогорске прошли пробег ретро-автомобилей, всероссийская акция «Свеча памяти». В рамках общегородской программы празднования 70-летия Великой Победы магнитогорцы поднялись с флагом города на восточную вершину Эльбруса [34].   До конца 2015 года в Магнитогорске проходил процесс увековечивания памяти 306 ветеранов войны, включенных в реестр на установку памятников по заявкам родных [35].
Переходя к заключению необходимо сделать следующую ремарку. Выше уже говорилось, о том, что праздник Дня Победы, или, если более точно – дискурс праздника Дня Победы располагался в нескольких временных координатах: настоящем и прошлом. Анализ текстов (термин «текст» используется в данной статье в широком антропологическом значении) приказов Министров обороны СССР, поздравительных речей глав государства, редакторских статей на первых страницах праздничных выпусков выявил удивительное сходство структуры текстов. Примерное процентное соотношение структурных элементов текстов выглядит следующим образом: 50 %  - посвящались воспоминаниям о событиях Великой Отечественной войны и цене Победы 1945 г.,  25 % - проводимым в стране мероприятиям на момент написания текста (выполнение планов экономического развития, достижения науки, культуры). Оставшиеся примерно 25 % текста обычно посвящались текущей международной ситуации, месте страны в ней. Эта, часто заключительная часть текста, посвященная политике, обычно содержала в себе призывы к сохранению мира в будущем. Иными словами, около половины текстов и соответственно, дискурсов которые они формировали, направлены на настоящее, а ввиду того, что  с 1960-х гг. праздник Дня Победы всё активнее стал использоваться как воспитательный ресурс, то и дискурс в целом был устремлён в будущее.
Попытки выявить темпоральные характеристики праздника Дня Победы неизбежно относят к проблематике исторической памяти. Названные временные рубежи в перемещении праздника Дня Победы в Магнитогорске в категорию исторических праздников иллюстрируют отражение изменения государственной политики по отношению памяти о Великой Отечественной войне. На материале Магнитогорска ещё раз подтвердилось, выявленное М. Габовичем, ошибочное представление об отсутствие праздника Дня Победы с 1948 по 1964 гг. [36].  Более того, мы можем наблюдать следующую динамику – чем ближе год празднования Победы к 2015 г., тем ранее начинается объявление о подготовке праздничных мероприятий и тем ранее в информационное поле города  (как минимум) входили акции, призванные привлечь внимание к памяти о Великой Отечественной войне. 
 
Список использованной литературы и источников
1. Веселкова, Н.В. Существует ли социология времени [Электронный ресурс]/ Н.В. Веселкова, // Русский Социологический Форум. – 2000. – №. 1-2. – С. 4. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/veselkova_suschestvuet.html (дата обращения: 20.01.2017)
2. Курбатов, В.П. Праздничный хронотоп: понятие, типы и виды [Электронный ресурс]// Культура и образование. – Февраль 2014. - № 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1485 (дата обращения: 17.01.2017)
3. Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного [Электронный ресурс] / Пер. с нем. – М.: Искусство, 1991. – 367 с. URL: http://akarelova.narod.ru/gadamer.htm (дата обращения: 15.01.2017) 
4. Абрамян, Л.А. Время праздника [Электронный ресурс] / Л.А. Абрамян // Отечественные записки. № 1(10). – 2003. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/1/vremya-prazdnika (дата обращения: 29.12.2016)
5. Бёрк П. Что такое культурная история? [Текст] / пер. с англ. И. Полонской; под науч. Ред. А. Лазарева – 2-е изд. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – 240 с.
6. Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – 9 мая. 1945
7. Новиков, А. Праздник нового типа  [Электронный ресурс] / А. Новиков // Знамя. - 2000.  - № 6. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/forum3.html (дата обращения: 20.01.2017)
8. Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому [Электронный ресурс] / А.И. Щербинин, Н.Г. Щербинина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Выпуск№ 3 (11) / 2010. http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-konstrukt-pobeda-v-kontekste-fenomena-nostalgii-po-sovetskomu (дата обращения: 21.01.2017). 
9. Рольф, М. Советские массовые праздники [Текст] / М. Рольф: [пер. в нем. В.Т. Алтухова]. – М.: РОССПЭН: Фонд Первовго Президента России Б.Н. Ельцина. 2009. – 439 с.
10. Келли К. Рецензия на книгу: С.Ю. Малышева. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы  (1917–1927). Казань: Рутена, 2005. 399 с. [Электронный ресурс] / Пер. с англ. А. Блюмбаума // Антропологический форум. Выпуск № 7, 2007. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/s-yu-malysheva-sovetskaya-prazdnichnaya-kultura-v-provintsii-prostranstvo-simvoly-istoricheskie-mify-1917-1927-kazan-rutena-2005-399 (дата обращения: 10.12.2016)
11. В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогосркий рабочий. 11 мая. – 1945; Ликуют сортопрокатчики [Текст] // Магнитогорский рабочий. – 11 мая. 1945 .
12. Великая Победа советского народа [Текст] // Магнитогорский рабочий. 22 июня. - 1945
13. Дадим больше металла [Текст]// Магнитогорский рабочий. 23 июня. – 1945; Достойно встретим героев [Текст] // Магнитогорский рабочий. 23 июня. – 1945
14. Леонтьев Б. Великий всенародный праздник [Текст] // Магнитогорский рабочий. 1 мая. - 1946
15. Всенародный праздник Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1946
16. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днем» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70819134/ (дата обращения: 23.12.2016)
17. В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1950
18. В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1948; Так работают бывшие войны [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1949
19. Праздник Великой Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1947
20. В День Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1950
21. Гагарин, П. Всегда в строю [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1950; 
22. Щербаков, А.Великая победа [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1954;  Яхлаков, П. Победа, незабываемая в веках [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1955
23. Магнитогорцы отметили День Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 12 мая. –  1953; Реликвии Славной победы. Ленинград, 5 мая. (ТАСС) [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1955
24. Макаренко, Н. Бывшие фронтовики на трудовой вахте [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая – 1952
25. Тяжельников В., Куклин И. На передовом участке участники Отечественной войны – передовики соревнований [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1956
26. Рылева А., Конрадова Н. Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной [Электронный ресурс] / А. Рылева, Н. Конрадова // Неприкосновенный запас» 2005, №2-3(40-41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ko16-pr.html (дата обращения: 24.01.2017)
27. Мы помним о вас, герои [Текст]  // Магнитогорский рабочий. 12 мая. - 1959
28. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»» [Текст] // Магнитогорский рабочий. 8 мая. – 1941
29. Празднику Победы - праздник Труда! [Текст] //  Магнитогорский рабочий. 30 апреля. – 1985
30. Димке Д., Корюхина И. Поселок городского типа: временные ритмы деурбанизированного сообщества [Электронный ресурс] / Д. Димке, И. Корюхина // Социология власти. № 3. – 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poselok-gorodskogo-tipa-vremennye-ritmy-deurbanizirovannogo-soobschestva (дата обращения: 15.01.2017) 
31. Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая 1992; Репортаж // Магнитогорский рабочий. 9 мая 1999
32. Репортаж [Текст] //  Магнитогорский рабочий. – январь . - 2015.  URL: http://www.mr-info.ru
33. Репортаж [Текст] //  Магнитогорский рабочий. – апрель. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru
34. Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – июнь. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru
35. Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – август. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru
36. Габович М. Памятник и праздник: этнография Дня Победы [Электронный ресурс] / М. Габович М. // Неприкосновенный запас . 3 (101) 2015 http://magazines.russ.ru/nz/2015/3/9g.html
 
 

Время – одна из фундаментальных категорий философии, современное гуманитарное понимание которой сформировано в работах философов и социологов А. Бергсона, М. Хайдеггера Э. Дюркгейма и др. [1]. Категория  «время»  благодаря трудам М.М. Бахтина и Ю.М. Лотмана в XX в. вошла в оборот культурологических исследований [2] и в последующем стала широко использоваться антропологами и историками.

В  рамках изучения праздничной культуры был создан конструкт «хронотоп праздника», представляющий собой синтез времени и пространства.  В данном параграфе предполагается рассмотрение первой его части – времени.  Анализируя хронотоп праздника Дня Победы используем определение, предложенном культурологом В.П. Курбатовым. В соответствие с ним, хронотоп праздника – это «пространственно-временной синтез исторического события, восстановленного с использованием современных изобразительно-выразительных средств, символов, актуализирующих ценностные системы социально культурной реальности прошлого и настоящего [2].

В свою очередь феномен «праздник» играет особую роль в структурировании социального времени. С одной стороны, по мысли Г.Г. Гадамера – ученика М. Хайдеггера, праздники способствуют созданию календаря в связи с чем, люди «склонны двигаться не от месяца к месяцу, а от праздника к празднику» [3; С. 310]. С другой стороны, праздник, будучи темпорально цельным явлением, разрывает обычное течение времени, заставляет его «застыть» [3; С. 311, 4]. Учитывая описанные отношения праздника и времени исследование темпоральных характеристик праздника Дня Победы должно способствовать раскрытию трансформации его роли в социальном времени страны.

Теоретико-методологической основой предлагаемой работы послужила «новая культурная история» в изложении П. Бёрка [5]. Описание временных характеристик праздника Дня Победы осуществлено в данном исследовании в двух плоскостях: вертикальной (изменение, собственно отведенных на праздничные мероприятия временных промежутков) и горизонтальной (какие временные пласты – пласты памяти использовались в празднике). В рамках исследования был привлечен материал главного печатного издания горисполкома газеты «Магнитогорский рабочий» за период с 1945 по 2015 гг.

Начало существования праздника Победы было положено опубликованием 9 мая 1945 г. в советской печати трех нормативных документов: Акта о военной капитуляции Германии, Указа Президиума Верховного Совета СССР об объявлении 9 мая праздником Победы, постановления Совнаркома СССР, в соответствии с которым 9 мая считалось нерабочим днём [6]. Такая многослойная маркировка являлась крайне важной, так как начало и конец любого праздника по мысли антрополога Л.А Абрамяна, должны быть отмечены, чтобы «отсечь» время праздника от обычного времени [4]. Однако, установление изначальной границы праздника Победы именно на дату 9 мая 1945 даже по итогам 55 лет являлось полем для дискуссий. Например, свои варианты в статье «Праздник нового типа» (2000 г.) изложил поэт А. Новиков (по образованию историк). По его мнению, праздновать можно было как минимум: 1) дату восстановления советской государственной границы в 1944 г.; 2) дату разгрома Японии; 3) Потсдамский мир [7].  В итоге А. Новиков пришел к мысли, что 9 мая как «и все праздники, рождающиеся после исторических действий, предметом которых они пытаются стать» – искусственно сконструированная дата. К аналогичному суждению склонялись исследователи архетипа и политического конструкта «Победа» А.И. Щербинин и Н.Г. Щербинина [8; С. 8].

Далее, следует сказать, что в 1945 г. 9 мая ещё не сложился как праздник, не смотря на имевшийся у советской власти обширный опыт в конструировании новых праздников [9, 10]. Ликования по поводу победы в войне, согласно данным официальной печати, в Магнитогорске продолжались до 13 мая включительно. Однако, их нельзя назвать собственно праздничными, так они не представляли собой какого-то единого действа (что характерно для любого праздника) [9; С. 140],  а были продолжениями обыденности. Например, в честь завершения войны с Германией рабочие разных цехов объявляли о намерениях перевыполнить плановые показатели на май [11].

Дискретным продолжением праздника Победы в 1945 г. был период с 22 по 24 июня включительно. 22 июня 1945 г. территории европейской части Советского Союза встречали в мирной обстановке, с момента начала Великой Отечественной войны прошло ровно четыре года и  советская печать в этот день подводила закономерный итог войне [12]. Праздничным этот период делали следующие два обстоятельства. Первое – опубликование 23 июня Закона «О демобилизации старших возрастов личного состава Действующей Армии», принятый Верховным Советом Советского Союза, который ставил своеобразную точку в войне. В соответствие с законом семьи получали надежду на скорейшее воссоединение, происходила своеобразная перепланировка обычного времени рабочего и его концентрация, выражавшаяся в лозунгах: «Дадим больше металла», «Достойно встретим героев» [13]. Более того, так незаметно для населения города (да и страны в целом) в праздновании Победы добавлялся элемент ожидания и встречи фронтовых товарищей. Второе обстоятельство определявшее «праздничность» периода с 22 по 24 июня – это, собственно, проведение в Москве парада Победы на Красной площади, опять же, ставшего в последующем неотъемлемым атрибутом 9 мая.  У граждан СССР парад в столице страны должен был так же ассоциироваться с праздничной атмосферой, вследствие его принадлежности к государство-образующему празднику 7 ноября [9; С. 141]. Таким образом, риторика в честь празднования Победы в Великой Отечественной войне в 1945 г. завершилась в июне.

В 1946 г. наблюдалось сращивание риторики празднования 9 мая и 1 мая. Статья Б. Леонтьева, посвященная празднованию 1 мая в 1946 г. демонстрировала эту сшивку праздников, изобиловала отсылками к Великой Победе: «Впервые за последние годы народы Советского Союза и других стран встречают первомайский праздник в условиях мира», в завершении статьи: «Трудящиеся советской страны будут праздновать день Первого Мая 1946 года с гордым сознанием выдающейся роли своей Родины в борьбе против фашистской агрессии…» [14].  Более того, в риторике празднования Дня Победы осуществлялась всё та же перекрестная ссылка на праздник Первого мая: «Всенародный праздник День Победы, трудящиеся нашей страны отмечают в обстановке великого трудового и политического подъема.  Закон о пятилетнем плане восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. открыл широкую дорогу к    расцвету нашей Родины» [15]. Страна находилась в стадии послевоенного восстановления и мобилизационный ресурс двух праздников, безусловно, в этом только помогал. Мы будем солидарны с М. Рольфом в том, что объединению пространств двух праздников способствовали особенности государственной системы. Советские праздники в целом (и праздник Дня Победы этому самое яркое подтверждение) были тесно связаны с успехами на производстве: производство изделий подчеркивало выдающееся значение праздничной даты, «торжественное открытие и сдача объектов рассматривались как доказательство передового характера системы, которая праздновала сама и заставляла праздновать других» [9; С. 148]. 

С 1948 по 1964 гг. 9 мая был рабочим днём [16], поэтому весьма закономерно, что время, проведенное на работе отдавалось в дань праздникам [17]. Трудовые вахты в честь праздника Дня Победы, впервые проведенные в 1940-е гг. [18], закрепились как традиция.

Количество советских праздников приходившихся на конец апреля – начало мая была весьма большим: День рождения В.И. Ленина, день Первого Мая, день Большевистской печати, День Победы. Поэтому, особенно в юбилейные годы могло происходить слияние праздничного времени разных дат. Показателен в этом отношении 1947 г., в котором в отрезок времени, казалось бы, предназначенный для празднования Дня Победы, вторгался день Большевисткой печати. И далее  время праздника Дня Победы  выступило поводом обращения к другим праздничным событиям: «Великий праздник Победы трудящиеся нашей страны отмечают в обстановке всенародного трудового подъема. По всей стране  и на предприятиях нашего города все шире развертывается соцалистическое соревнование в честь 30-й годовщины Великой Октябрьской Социалистической революции, за досрочное выполнение плана второго года новой сталинской пятилетки» [19].

Пятилетняя годовщина Победы в связи с окончанием первой послевоенной пятилетки была превращена официальной пропагандой в отчетное празднество: «Прошло только пять лет со дня окончания … война, а каких колоссальных результатов уже достигла страна» [20]. Центральными сюжетами праздника были: «валовая продукция всей промышленности СССР», «трехлетний план развития животноводства» и тому подобное.

К 1955 г. праздник Дня Победы трансформируется в собственно  исторический не по факту своего установления (дата 9 мая 1945 г.), а своему реальному расположению во времени [21, 22]. Ярким подтверждением перемещения Дня Победы во время прошлое (историческое) было всё увеличивавшееся количество как мобильных стендов о событиях Великой Отечественной войны, оформление экспозиций в музеях или, в случае Магнитогорска в – библиотеках [23].

Можно проследить как происходил постепенный переход праздника Дня Победы во время прошлое (историческое). Первой ступенью к этому было включение в обычную трудовую жизнь участников боевых сражений. Фронтовики-рабочие задействовались официальной пропагандой как дополнительный стимул к интенсификации труда. Лозунги по типу «всегда в строю» [21], «бывшие трудовики на трудовой вахте» [24],  «на передовом участке участники Отечественной войны» [25] в массовом порядке стали использоваться в магнитогорской печати с начала 1950-х гг. и сохранялись вплоть до 1980-х гг. Подобные лозунги выступали временным мостом, поддерживали праздник Дня Победы в настоящем, сохраняли за ним настоящее время, которое он мог в перспективе потерять как любой другой день воинской славы. Образ фронтовиков намеренно или интуитивно использовался неспроста. Фронтовики были в числе трудоспособного населения и находились таким образом в настоящем времени. Однако их фронтовой опыт был уже частью истории, которая ещё через десять лет, преодолев период травматической памяти, стала необходимой как воспитательный ресурс поколению, не заставшему в сознательном возрасте военного времени.

Второй  ступенью к перемещению праздника Дня Победы в историческое время была музеизация памяти о Великой Отечественной войне. Эту ступень можно назвать параллельной, ввиду того, что сбор материалов Великой Отечественной войны как правительственная задача начал реализовываться с ноября 1941 г. Со второй половины 1942 г. в краеведческих музеях стали создаваться выставки, посвященные войне или отдельным ее событиям [26].

Следующий шаг – перемещение общегородских праздничных мероприятий на городское кладбище. Первое упоминание о праздничном митинге на Левобережном кладбище в официальной печати относится к 1959 г.  Примечательно, что в заметке, участники Великой Отечественной войны, присутствовавшие на митинге  описаны как «убеленные сединой ветераны» [27]. Таким образом, в период с конца 1950-х по 1980-е гг. временные дискурсы праздника Дня Победы располагались в двух координатах: во  времени настоящем, что подчеркивалось трудовой активностью фронтовиков-труженников и, во времени прошлом, что выражалось в усилении роли поминального обряда в праздничных ритуалах.

Окончательное перемещение дискурса праздника Дня Победы в Магнитогорске в  пространство прошлого времени, на наш взгляд, произошло в 1965.  Когда впервые учреждается юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» [28]. Именно с 1965 г. можно говорить о празднике Дня Победы как ресурсе для формирования социальной памяти о Второй мировой войне.

С 1965 г. у праздника Дня Победы начинают меняться временные рамки. Во-первых, как уже говорилось ранее – 9 мая вновь стал выходным днём, соответственно время праздника «растягивалось» за счет переноса выходных дней. Во-вторых, начинают увеличиваться сроки подготовки праздничных мероприятий и период официального обсуждения предстоящего праздника. Так, официальная печать (не будем забывать о том, что на протяжении практически всего советского периода – это главенствующий канал информации) в юбилейные годы празднования Дня Победы начинала публикацию воспоминаний о Великой Отечественной войне, проведение приуроченных конкурсов примерно с февраля месяца. Боле интенсивно праздник Дня Победы начинал «напоминать о себе» с апреля. 

К 1985 г. дискурс праздника Дня Победы закрепился как главенствующий среди других майских праздников. В 1985 г. в Магнитогорске вновь наблюдалось, отмеченное выше наслоение времени нескольких праздников.  Однако, посыл был обратный, общая идея выражалас в заголовке «Празднику Победы - праздник Труда!» [29].

После развала Советского Союза праздник Дня Победы остался в праздничном календаре Российской Федерации с сохранением за ним статуса выходного дня. Использованию праздника Дня Победы и причинах формирования культа «Победы» в современной России посвящено большое количество работ, в рамках данного исследования важно отметить роль праздника Дня Победы в структурировании социального времени. Опираясь на доводы Д. Димке и И. Корюхиной об особенностях временных ритмов поселка городского типа Мишелевки [30; С. 89], мы склонны утверждать следующее. Память о деятельности градообразующего предприятия города (ММК) в годы Великой Отечественной войны и, соответственно, праздник Дня Победы в Магнитогорске, наряду с Днём города, спасли город от «потери времени» в 1990-е гг.  и стали выполнять время-образующую функцию.

В 1990-е гг. традиционные советские майские праздники перестали вторгаться в пространство праздника Дня Победы. Более того, если в 1940-е гг. в празднование Дня Победы примешивалась память о гражданской войне, то в 1990-е примешивалась память о войне в Афганистане и войне в Чечне [31].

Начиная с 2005 г. сетка мероприятий посвященных празднику Дня Победы в Магнитогорске расширила временные границы праздника на столько, что в  2015 г. покрывала уже весь год.  Предметное обсуждение празднования Дня Победы в магнитогорской печати началось сразу по окончании новогодних каникул нового 2015 г. В январе в Администрации города состоялось заседание оргкомитета по проведению мероприятий, посвященных 70-летию Великой Победы. По подсчётам корреспондентов газеты «Магнитогорский металл», всего к 9 мая в Магнитогорске намечалось провести около трехсот мероприятий [32]. Цикл мероприятий, приуроченных к юбилею Победы, открывался эстафетой передачи Знамени Победы. Старт акции был дан в музее треста «Магнитострой» ещё летом 2014 г.,  завершилась акция уже в канун  празднования Дня Победы в 2015 г.

В апреле-мае 2015 г. в городе прошли  акции: «Сирень Победы» и «Лес Победы». Именные деревья были высажены возле Дворца культуры железнодорожников, на улице Советской в районе поселка Александровский сад, в сквере Ломоносова [33].  Собственно 9 мая на всех площадках города было проведено большое количество мероприятий, так что, даже жители города, не посетившие утром городской парад, выйдя на улицу все-равно невольно включались в празднование. После 9 мая цикл мероприятий, посвященный памяти о Великой отечественной продолжился. В День памяти и скорби (22 июня) в Магнитогорске прошли пробег ретро-автомобилей, всероссийская акция «Свеча памяти». В рамках общегородской программы празднования 70-летия Великой Победы магнитогорцы поднялись с флагом города на восточную вершину Эльбруса [34].   До конца 2015 года в Магнитогорске проходил процесс увековечивания памяти 306 ветеранов войны, включенных в реестр на установку памятников по заявкам родных [35].

Переходя к заключению необходимо сделать следующую ремарку. Выше уже говорилось, о том, что праздник Дня Победы, или, если более точно – дискурс праздника Дня Победы располагался в нескольких временных координатах: настоящем и прошлом. Анализ текстов (термин «текст» используется в данной статье в широком антропологическом значении) приказов Министров обороны СССР, поздравительных речей глав государства, редакторских статей на первых страницах праздничных выпусков выявил удивительное сходство структуры текстов. Примерное процентное соотношение структурных элементов текстов выглядит следующим образом: 50 %  - посвящались воспоминаниям о событиях Великой Отечественной войны и цене Победы 1945 г.,  25 % - проводимым в стране мероприятиям на момент написания текста (выполнение планов экономического развития, достижения науки, культуры). Оставшиеся примерно 25 % текста обычно посвящались текущей международной ситуации, месте страны в ней. Эта, часто заключительная часть текста, посвященная политике, обычно содержала в себе призывы к сохранению мира в будущем. Иными словами, около половины текстов и соответственно, дискурсов которые они формировали, направлены на настоящее, а ввиду того, что  с 1960-х гг. праздник Дня Победы всё активнее стал использоваться как воспитательный ресурс, то и дискурс в целом был устремлён в будущее.

Попытки выявить темпоральные характеристики праздника Дня Победы неизбежно относят к проблематике исторической памяти. Названные временные рубежи в перемещении праздника Дня Победы в Магнитогорске в категорию исторических праздников иллюстрируют отражение изменения государственной политики по отношению памяти о Великой Отечественной войне. На материале Магнитогорска ещё раз подтвердилось, выявленное М. Габовичем, ошибочное представление об отсутствие праздника Дня Победы с 1948 по 1964 гг. [36].  Более того, мы можем наблюдать следующую динамику – чем ближе год празднования Победы к 2015 г., тем ранее начинается объявление о подготовке праздничных мероприятий и тем ранее в информационное поле города  (как минимум) входили акции, призванные привлечь внимание к памяти о Великой Отечественной войне.

 

Список использованной литературы и источников

1.              Веселкова, Н.В. Существует ли социология времени [Электронный ресурс]/ Н.В. Веселкова, // Русский Социологический Форум. – 2000. – №. 1-2. – С. 4. URL: http://www.chronos.msu.ru/old/RREPORTS/veselkova_suschestvuet.html (дата обращения: 20.01.2017)

2.              Курбатов, В.П. Праздничный хронотоп: понятие, типы и виды [Электронный ресурс]// Культура и образование. – Февраль 2014. - № 2. URL: http://vestnik-rzi.ru/2014/02/1485 (дата обращения: 17.01.2017)

3.              Гадамер, Г.Г. Актуальность прекрасного [Электронный ресурс] / Пер. с нем. – М.: Искусство, 1991. – 367 с. URL: http://akarelova.narod.ru/gadamer.htm (дата обращения: 15.01.2017)

4.              Абрамян, Л.А. Время праздника [Электронный ресурс] / Л.А. Абрамян // Отечественные записки. № 1(10). – 2003. URL: http://www.strana-oz.ru/2003/1/vremya-prazdnika (дата обращения: 29.12.2016)

5.              Бёрк П. Что такое культурная история? [Текст] / пер. с англ. И. Полонской; под науч. Ред. А. Лазарева – 2-е изд. – М.: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2016. – 240 с.

6.              Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – 9 мая. 1945

7.              Новиков, А. Праздник нового типа  [Электронный ресурс] / А. Новиков // Знамя. - 2000.  - № 6. URL: http://magazines.russ.ru/znamia/2000/6/forum3.html (дата обращения: 20.01.2017)

8.              Щербинин А.И., Щербинина Н.Г. Политический конструкт «Победа» в контексте феномена ностальгии по советскому [Электронный ресурс] / А.И. Щербинин, Н.Г. Щербинина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. Выпуск№ 3 (11) / 2010. http://cyberleninka.ru/article/n/politicheskiy-konstrukt-pobeda-v-kontekste-fenomena-nostalgii-po-sovetskomu (дата обращения: 21.01.2017).

9.              Рольф, М. Советские массовые праздники [Текст] / М. Рольф: [пер. в нем. В.Т. Алтухова]. – М.: РОССПЭН: Фонд Первовго Президента России Б.Н. Ельцина. 2009. – 439 с.

10.          Келли К. Рецензия на книгу: С.Ю. Малышева. Советская праздничная культура в провинции: пространство, символы, исторические мифы  (1917–1927). Казань: Рутена, 2005. 399 с. [Электронный ресурс] / Пер. с англ. А. Блюмбаума // Антропологический форум. Выпуск № 7, 2007. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/s-yu-malysheva-sovetskaya-prazdnichnaya-kultura-v-provintsii-prostranstvo-simvoly-istoricheskie-mify-1917-1927-kazan-rutena-2005-399 (дата обращения: 10.12.2016)

11.          В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогосркий рабочий. 11 мая. – 1945; Ликуют сортопрокатчики [Текст] // Магнитогорский рабочий. – 11 мая. 1945 .

12.          Великая Победа советского народа [Текст] // Магнитогорский рабочий. 22 июня. - 1945

13.          Дадим больше металла [Текст]// Магнитогорский рабочий. 23 июня. – 1945; Достойно встретим героев [Текст] // Магнитогорский рабочий. 23 июня. – 1945

14.          Леонтьев Б. Великий всенародный праздник [Текст] // Магнитогорский рабочий. 1 мая. - 1946

15.          Всенародный праздник Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1946

16.          Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 декабря 1947 г. «Об объявлении 1 января нерабочим днем» (с изменениями и дополнениями). URL: http://base.garant.ru/70819134/ (дата обращения: 23.12.2016)

17.          В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1950

18.          В честь Дня Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1948; Так работают бывшие войны [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1949

19.          Праздник Великой Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1947

20.          В День Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1950

21.          Гагарин, П. Всегда в строю [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1950;

22.          Щербаков, А.Великая победа [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1954;  Яхлаков, П. Победа, незабываемая в веках [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1955

23.          Магнитогорцы отметили День Победы [Текст] // Магнитогорский рабочий. 12 мая. –  1953; Реликвии Славной победы. Ленинград, 5 мая. (ТАСС) [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. – 1955

24.          Макаренко, Н. Бывшие фронтовики на трудовой вахте [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая – 1952

25.          Тяжельников В., Куклин И. На передовом участке участники Отечественной войны – передовики соревнований [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая. - 1956

26.          Рылева А., Конрадова Н. Герои и жертвы. Мемориалы Великой Отечественной [Электронный ресурс] / А. Рылева, Н. Конрадова // Неприкосновенный запас» 2005, №2-3(40-41). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2005/2/ko16-pr.html (дата обращения: 24.01.2017)

27.          Мы помним о вас, герои [Текст]  // Магнитогорский рабочий. 12 мая. - 1959

28.          Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об учреждении юбилейной медали «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг»» [Текст] // Магнитогорский рабочий. 8 мая. – 1941

29.          Празднику Победы - праздник Труда! [Текст] //  Магнитогорский рабочий. 30 апреля. – 1985

30.          Димке Д., Корюхина И. Поселок городского типа: временные ритмы деурбанизированного сообщества [Электронный ресурс] / Д. Димке, И. Корюхина // Социология власти. № 3. – 2013. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/poselok-gorodskogo-tipa-vremennye-ritmy-deurbanizirovannogo-soobschestva (дата обращения: 15.01.2017)

31.          Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. 9 мая 1992; Репортаж // Магнитогорский рабочий. 9 мая 1999

32.          Репортаж [Текст] //  Магнитогорский рабочий. – январь . - 2015.  URL: http://www.mr-info.ru

33.          Репортаж [Текст] //  Магнитогорский рабочий. – апрель. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru

34.          Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – июнь. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru

35.          Репортаж [Текст] // Магнитогорский рабочий. – август. – 2015. Режим доступа: http://www.mr-info.ru

36.          Габович М. Памятник и праздник: этнография Дня Победы [Электронный ресурс] / М. Габович М. // Неприкосновенный запас . 3 (101) 2015 http://magazines.russ.ru/nz/2015/3/9g.html

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top