Огромную заботу советское государство проявляло о демобилизованных военнослужащих, инвалидах Отечественной войны и труда в период Великой Отечественной войны.
Помощь осуществлялась советскими, партийными, профсоюзными организациями, органами социального обеспечения, а наряду с этим Военным Советом Приволжского военного округа, республиканским военкоматом, горвоенкомами и райвоенкомами.
В оказании помощи демобилизованным воинам Красной Армии, инвалидам Отечественной войны и труда можно выделить ряд основных направлений.
Первое направление – это назначение пенсий, выплаты пособий и установленных льгот, а также единовременные выплаты.
Пенсионное обеспечение осуществлялось по военной инвалидности. I-ю группу инвалидности составляли лица, полностью утратившие трудоспособность, II-ю группу – утратившие способность трудиться по какой бы то ни было специальности, III-ю группу – лица, которые могли бы трудиться на более легких работах. Средний размер пенсии офицера составлял 360 руб., рядового меньше. [2.1, с 372]
Пенсионное обеспечение осуществлялось по военной или трудовой инвалидности. Это входило в сферу деятельности органов социального обеспечения. При них были созданы комиссии, состоящие из трех человек, которые на основе полученных заявлений, должны были в трехдневный срок рассмотреть их.
Анализируя информационный отчет о работе Сталинского райсобеса за 1945 г. мы выявили, что за 1945 год от инвалидов Отечественной войны поступило 291 заявление с просьбой назначить пенсии по инвалидности. Комиссия по назначению пенсии состояла из трех человек: зав.райсобеса, военкома Сталинского района и депутата. Все заявления были рассмотрены и назначены пенсии согласно существующей инструкции.
Всего в райсобесе на учете состояло 922 инвалида Отечественной войны.
Вместе с тем на учете состояло 2120 чел. инвалидов труда.
За 1945 год рассмотрено было 370 заявлений о назначении пенсии и все они были удовлетворены. [1.1, л 88]
Следовательно, работа органов соцобеспечения по назначению пенсий инвалидам Отечественной войны и труда была четко регламентирована и стандартизирована: поступление заявления, рассмотрение дела в оговоренные сроки, вынесения решения по каждому заявлению.
В то же время, несмотря на высокие показатели работы органов соцобеспечения, в ряде районов Татарской АССР и по г.Казани было немало прецедентов неудовлетворительной работы органов соцобеспечения в сторону занижения или завышения пенсионных выплат.
По Ленинскому Райсобесу проверено назначение военных пенсий по 260 делам, выявлена переплата по 13 делам в сумме 6610 руб.77 коп. и недоплата по 1 делу в сумме 310 руб.
По Сталинскому Райсобесу проверено 322 дела, выявлено переплата по 16 делам в сумме 5775 руб.95 коп. и недоплата по 1 делу в сумме 112 руб.50 коп. Все выявленные недостатки были немедленно исправлены. [1.1, л 18]
Анализируя деятельность органов социального обеспечения г.Казани за период с 1 января по 1 мая 1945 г можно сделать вывод о том, что небрежность и невнимательность в выполнении своих непосредственных обязанностей, безответственность в назначении пенсий были нередкими явлениями в работе данных государственных структур.
Предоставление льгот демобилизованным, инвалидам Отечественной войны происходило в соответствии с постановлением Совета Народных Комиссаров Союза ССР от 21 сентября 1945 г. №2436 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов, инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих».
Во-первых, с них списывались все сельскохозяйственные недоимки, устанавливались льготы по поставкам на сельскохозяйственные продукты и по обязательному страхованию для инвалидов I и II группы.
21 сентября 1945 г. с хозяйств инвалидов Отечественной войны I и II группы были списаны недоимки прошлых лет по обязательным поставкам. В целом по Татарской АССР были списаны недоимки:
Мяса…..2642 центнера
Молока….5941 гектолитров
Яйцо…..823795 штук
Шерсть…..6626 кг.
Предоставлены льготы по поставкам сельскохозяйственных продуктов хозяйствам инвалидов Отечественной войны I-II групп, в размере:
Мяса…..1437 центнеров
Молоко…3205 гектолитров
Яйцо….361802 штук
Шерсть….2536 кг. [1.1, л 105]
Во-вторых, осуществлялось льготное кредитование семей погибших воинов, инвалидов Отечественной войны и семей военнослужащих для оказания им помощи в восстановлении жилых домов и для нового индивидуального строительства. Вышеуказанным категориям населения предоставлялась долгосрочная ссуда от 5 до 10 тысяч руб. со сроком погашения от 5 до 10 лет.
В-третьих, предоставлялись жилищные льготы для демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и семей погибших.
В соответствии с пунктом 8 постановления СНК СССР от 21 сентября 1945 года Жилищные управления местных советов должны были выделить в выстроенных и восстановленных домах 10% жилой площади и предоставить выделенную площадь нуждающимся в жилье демобилизованным, инвалидам Отечественной войны, семьям погибших на основе утвержденного Исполкомом поименного списка. [1.1, л 110]
Следовательно, с окончанием войны жилищная проблема стала наиболее злободневной, поэтому советское руководство всячески стремилось обеспечить особо нуждающиеся категории населения жильем.
Несмотря на это, постановления вышестоящих органов не всегда достигали нижестоящего руководства. Так, постановления Совнаркома СССР от 21 сентября 1945 года за №2436 и приказа Наркомхоза РСФСР от 13 октября 1945 года №520 «О мероприятиях по оказанию помощи демобилизованным, семьям погибших воинов и инвалидам Отечественной войны и семьям военнослужащих» не были реализованы в ряде районов г.Казани.
Начальники городских и поселковых жилищных управлений не уведомляли управляющих домов (домуправление) о постановлениях и приказах, непосредственно касающихся их компетенций. [1.1, л 110]
Наряду с вышеуказанными льготами демобилизованным, семьям военнослужащих, инвалидам Отечественной войны предоставлялись льготы по вопросу обеспечения древесиной. Тат.Управление лесоохраны издало приказ № 205 от 22 октября 1945 года, в соответствии с которым данные категории населения бесплатно получали древесину и топливо со скидкой от 50% или бесплатно за счет местных фондов СНК Татарской АССР.
Всего на 1945 г. в счет местного фонда СНК ТАССР дано распоряжение лесхозом об отпуске 889, 9 тыс.метров. [1.1, л 106]
Второе направление – это материально-бытовое обслуживание демобилизованных, инвалидов Отечественной войны.
Материально-бытовое обслуживание включало в себя следующее.
Во-первых, снабжение продуктами питания и промышленными товарами, которое предполагало нормированную выдачу хлеба и продовольственных карточек.
В соответствии с приказами Наркомторга СССР были установлены следующие нормы хлебного пайка.
а) в городах по норме рабочих первой категории, т.е. 600 гр. в день;
б) в сельской местности по нормам, устанавливаемым Исполкомами для рабочих в переделах 500 гр. в день. [2.1, л 30]
Суточная норма хлеба зависела от ряда факторов. В первую очередь, от профессии и социального положения в обществе, в данном случае сельские рабочие получали меньше, чем члены государственной структуры и военнослужащие. Во-вторых, в зависимости от места проживания, граждане одной и той же профессии получали разную норму хлеба.
Норма снабжения хлебом в то же время подвергалась корректировке со стороны местных органов власти. Изменения в снабжении хлебом могли происходить из-за недостатка выделенных фондов продовольствия для обеспечения населения или из-за перебоев в снабжении районов.
Продовольственные карточки наряду с хлебным пайком выдавались вышеуказанным категориям населения с целью приобретения продуктов первой необходимости.
Следовательно, снабжение продуктами питания было нормированным и отпускалось по продовольственным карточкам. Норма снабжения, как в данном случае, зависела от социального положения и занимаемой профессии.
Промышленные товары демобилизованным, инвалидам Отечественной войны и труда выдавались на основе ордеров. Ордера на промтовары назначались органами социального обеспечения, отделами гособеспечения при заключении инспекторов о неудовлетворительном материально-бытовом обслуживании вышеуказанных категорий населения или на основе заявлений об оказании помощи в получении одежды, обуви или других промтоваров.
В справке о работе органов социального обеспечения г.Казани за период с 1 января 1945 по 1 мая 1945 г. содержатся следующие сведения.
Соответственно, в первую очередь, выдавались промтовары первой необходимости, во-вторых, советское руководство в равной степени проявляло заботу об инвалидах Отечественной войны и семьях военнослужащих, предоставляя им возможность отовариваться в магазинах на основе функционирующей ордерной (карточной) системы.
Снабжение промышленными товарами было прерогативой не только горрайсобесов, отделов гособеспечения, но и отделений Военторга Приволжского Военного Округа.
Материально-бытовое обслуживание предусматривало также проверку жилищных условий демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и труда и производственно-бытовых условий на работе.
Жилищная проблема особо обострилась после возвращения демобилизованных и в послевоенный период.
К примеру, инвалид Отечественной войны т. Ежков жил до мобилизации в РККА в квартире дома № 7 Правой стороны Булака. В 1943 г. райжилуправление Бауманского района выселило семью Ежкова в административном порядке. Ежков после выписки из госпиталя 26 апреля 1945 г.обратился в исполком Бауманского райсовета к Юсуповой и в горжилуправление к т.Абашеву с просьбой возвратить ему жилплощадь. Однако, результатов не добился. [1.4, л 32]
Это распространенный случай спорного жилищного вопроса. В военное время руководство жилищного управления чаще всего предоставляла квартиры военнослужащих другим лицам на временное пользование или подселяло к семьям военнослужащих за неимением лишней жилплощади. У демобилизованных и вернувшихся по состоянию здоровья красноармейцев возникали проблемы по возвращению их жилищ. Поэтому этот вопрос требовал особого внимания со стороны государственных органов, жилищного управления.
Создание удовлетворительных производственно-бытовых условий на работе для инвалидов Отечественной войны и труда являлось прерогативой предприятий и иных учреждений, деятельность которых контролировалась вышестоящими органами. В свою очередь, это предполагало создание на всех производствах Советов содействия инвалидам Отечественной войны. Деятельность Советов Содействия предусматривала следующее: работа по организации, защите и охране прав и привилегий инвалидов Отечественной войны на производстве, воспитание актива на общественных началах.
К примеру, из справки о работе органов социального обеспечения г.Казани за время с 1 января 1945 г. по 1 мая 1945 г. содержала данные о том, что, работая в активе многие инвалиды Отечественной войны воспитывались и перевоспитывались. Например, Хузяханов, Губадуллин, Раимов были ранее правонарушителями, имели судимость. После возвращения с фронта вели себя вызывающе, недостойно имени инвалида Отечественной войны, не желали приспособиться к трудовой жизни, а ныне числятся в активе лучшими из лучших. [1.1, л 18]
В то же время инспектора органов горрайсобесов систематически проверяли производственные и материально-бытовые условия инвалидов Отечественной войны на предприятиях и иных учреждениях.
Проверка 103 предприятий г.Казани с 1 января 1945 г. по 1 мая 1945 г. показала, что на заводах №№ 144, 3, 543, 387, 16, 9, 448, 23, 623, 714, 743, 230, 237, СК-4, ТЭЦ-1, ТЭЦ на пошивных фабриках, на хлебозаводах, Мясокомбинате, Холодильнике, в артелях системы Коопинсоюза, в ВУЗах были улучшения в работе по трудоустройству, трудообучению, и материально-бытовому обслуживанию инвалидов Отечественной войны. [1.1, л 19]
Соответственно, работа по созданию благоприятных условий на производстве для инвалидов Отечественной войны осуществлялась как на уровне государственных структур органами соцобеспечения, так и силами местных производственных предприятий и учреждений.
В условиях военного времени не менее важным направлением материального обеспечения демобилизованных, инвалидов Отечественной войны и труда стало протезирование.
С целью повышения эффективности снабжения протезами вышел приказ НКСО РСФСР № 278 от 28/11-44 г. «О проверке учета лиц, нуждающихся в протезировании». В то же время не во всех районах Татарской АССР должным образом выполнялся данный приказ.
Так, в Кукморском районе персональный учет нуждающихся в протезах был заведен не на всех инвалидов, данные имелись лишь по 26 сельсоветам и то неполные, а по остальным 10 сельсоветам они отсутствовали. В отчете за первый квартал 1945 г. райсобесом нуждающихся в протезах было указано 66 чел. Однако их должно было быть не менее 88 человек. [1.4, л 48]
Это свидетельствует о неслаженности работы районных отделов соцобеспечения и местных сельских советов, об отсутствии ответственности органов местного управления перед вышестоящими организациями и о неэффективном выполнении приказа от 28 ноября 1944 г.
Изготовление протезов, в свою очередь, предполагало наличие соответствующего материала, оборудованного помещения, высококвалифицированных специалистов с целью достижения высоких эксплуатационных качеств выпускаемой продукции.
В военные годы протезированием в Татарской республике занималась Казанская протезно-ортопедическая мастерская. Основным контингентом обслуживания данной мастерской становились инвалиды Отечественной войны и труда.
В то же время в работе данного учреждения на основе проверки состояния производства протезов в протезно-ортопедической мастерской города Казани Татарской АССР на февраль 1945 г. следовало выделить ряд недочетов.
Во-первых, данная мастерская не имела возможности полностью обеспечить нуждающийся в протезах контингент населения. К данной категории относились инвалиды труда и Отечественной войны, а также три протезных госпиталя г.Казани, которые также нуждались в продукции.
Казанская мастерская не обеспечивала потребности трех госпиталей г.Казани в протезах (№№ 1311, 4642, 3992). В госпиталях находились 344 инвалида, ожидающих протезов. Только по 50 районам республики требовалось различных протезов 2851 инвалиду Отечественной войны, а было обеспечено протезами в 1944 год во всех 70 районах всего лишь 890 человек. [1.3, л 14]
Во-вторых, качество протезов не всегда соответствовало установленным стандартам. Брак на производстве с последующей переработкой продукции часто встречался в работе протезно-ортопедической мастерской.
Из 3974 постоянных и временных шино-гильзовых протезов, изготовленных в 1944 г., 1997 штук (более 50%) было принято вторым сортом, из 2484 пар ортопедической обуви 880 или 35% также второго сорта. [1.3, л 14]
Неудовлетворительную работу данной мастерской можно объяснить необходимостью большого количества поставок, отсутствием высокооборудованных помещений, квалифицированных специалистов.
В период военного и послевоенного времени особо важную роль стали играть дома инвалидов. Инвалиды Отечественной войны из-за тяжелого состояния здоровья, оставшиеся без семьи, жилища и пропитания, полностью или частично недееспособные и т.д. могли найти себе защиту в стенах интерната, домов инвалидов.
В свою очередь материально-бытовое обеспечение домов инвалидов являлась прерогативой советских и партийных органов и многочисленных учреждений.
Дома инвалидов Отечественной войны должны были соответствовать определенным требованиям.
Следовало, чтобы места, рассчитанные по плану, были укомплектованы полностью и помещения приспособлены для жизни инвалидов Отечественной войны: наличие исправных печей, хозяйственного инвентаря, отремонтированных и благоустроенных комнат и т.д.
К примеру, к весне 1945 г. интернат инвалидов Отечественной войны, находящийся в Казани по ул.Дзержинского, дом №11/бывш.здание Лошкинской богодельни/ остро нуждался в инвентаре.
С целью разрешения данной проблемы Совнарком ТАССР вынес следующее решение.
К 15 апреля 1945 г. изготовить стульев 100 шт., столов 15 шт., кроватей 45 шт., отпустить дров с городских складов 120 кубометров. [1.4, л 50]
Также было необходимо правильно и своевременно поставить учет и отчетность в домах инвалидов, а именно: учет количества инвалидов Отечественной войны, их обеспеченность одеждой, бытовыми предметами, отчетность по отпускаемой продукции и по расходованию продуктов питания.
В то же время интернаты, дома для инвалидов располагали своими подсобными хозяйствами. Это позволяло обеспечить себя всей необходимой сельскохозяйственной продукцией. Размеры посевных площадей были различны и зависели от возможностей самих домов инвалидов. Поставка необходимого количества семян ставилось в обязанность советским, партийным органам и организациям.
Посевная площадь Мензелинского интерната для инвалидов Отечественной войны составляла 28,25 га, из которых 10 га под овсом, 7 га под просо, 7 га под картофелем, 2 га – свеклы, 1 га – капусты, 0,5 [га] – помидор, 0,5 га огурцов, 0,25 га моркови и 40 га лугов. [1.5, с 183]
Питание, медицинское обслуживание и санитарное состояние должно было соответствовать общим стандартам. Трехразовое, качественное и разнообразное питание, четко налаженная система медицинского здравоохранения, удовлетворительные санитарные условия: регулярная смена белья, посещение общественных бань и многое другое.
Проверкой по Елабужскому инвалидному городку было установлено, что питание инвалидов в основном одноразовое и однообразное, но с 1 сентября 1944 г. был введен через день или ужин, или второе блюдо в обед; рыбно-мясные продукты подвергались порче, но все же употреблялись в пищу. [1.5, с 185]
Важной составляющей во всех домах инвалидов являлась политико-массовая, культурно-воспитательная работа среди инвалидов Отечественной войны. Выписывались газеты и журналы, проводились лекции, беседы, доклады, приглашались специалисты из разных областей, силами пионерской организации и тимуровцев устраивались концерты, чтения вслух наиболее известных произведений.
Довольно часто работа в данном направлении проводилась неудовлетворительно.
К примеру, в Мензелинском интернате для инвалидов Отечественной войны были зафиксированы следующие вопиющие факты.
Политико-массовая воспитательная работа среди инвалидов не проводилась. Газеты использовались на курево. Инвалиды продолжали жить «самостоятельно вредным» чередом – пьянствовали, продавали на базаре имеющиеся у них обмундирование, играли в карты, разъезжали по городам. [1.5, с 184]
Дома для инвалидов открывались с целью оказания помощи инвалидам Отечественной войны. Несмотря на комплекс проблем в обеспечении домов инвалидов всем необходимым, советское руководство регулярно организовывало проверки в лице инспекторов органов соцобеспечения, отделов гособеспечения. и пыталось осуществлять помощь по всем направлениям: материально-бытовое обеспечение, выделение продовольственного и промышленного фонда, организация различных мероприятий.
Следующее важное направление в оказании помощи демобилизованным, инвалидам Отечественной войны и труда являлось их трудоустройство на работу.
Трудоустройство происходило путем определения трудоспособности и группы инвалидности демобилизованных военнослужащих. Это являлось обязанностью врачебно-трудовых экспертных комиссий, ВТЭКов. На основе результатов данных комиссий устанавливалась степень профпригодности военнослужащих, а это, в свою очередь, влияло на возможную сферу деятельности демобилизованных воинов.
В самой работе ВТЭКов можно выделить ряд недостатков. Во-первых, переосвидетельствование инвалидов Отечественной войны происходило нерегулярно. Во-вторых, отсутствие ряда врачей основных специальностей приводило к их замене врачами другой квалификации, что сказывалось на результатах работы данных комиссий. Так, при определении трудоспособности и группы инвалидности военнослужащих допускались неточности, порой в сторону завышения или занижения степени инвалидности.
Так, например, в Кайбицком районе некоторые инвалиды не переосвидетельствовались в течение года и более (инвалид Оршанов Е. последний раз ВТЭК проходил 1 января 1944 г). С перебоями работали ВТЭКи и в других районах (Актанышский, Сармановский, Апастовский, Тюлячинский). Во многих районах во ВТЭКах не было врачей основных специальностей – терапевтов, хирургов. Их заменяли врачи других специальностей, а иногда даже лица со средним медицинским образованием. [1.3, л 19]
20 января 1943 года Совнарком СССР издал постановление «О мерах по трудовому устройству инвалидов Отечественной войны» в соответствие с которым наркоматы социального обеспечения должны в трехмесячный срок устроить на производство всех неработающих инвалидов войны третьей группы. [2.3, с 248]
Инвалидам Отечественной войны, работающим на предприятиях и в учреждениях, сохранялась выплата пенсий, независимо от размера их заработной платы, а работающим в колхозах – независимо от размера их доходов. Пособия по временной нетрудоспособности выплачивались независимо от стажа непрерывной работы. [1.6, с 2]
В связи с тем, что советские, местные партийные, профсоюзные организации, а также органы социального обеспечения Татарской АССР неудовлетворительно руководили этой деятельностью, Обком ВКП(б) издалпостановление «О трудоустройстве, трудообучении, материально-бытовом обслуживании инвалидов Отечественной войны» от 8 января 1945 г. Следовательно, партийным и советским органам следовало уделять больше внимания и заботы инвалидам Отечественной войны.
Так, данные Социального Обеспечения г. Казани за период с 1 января 1945 г. по 1 мая 1945 г свидетельствовали о следующем.
Всего из 4661 инвалидов Отечественной войны:
а) работают и обучаются 3762 инвалида, из коих: 1 гр.-12 чел., 2 гр.-628 чел., 3 гр. – 3122 чел.;
б) только работает 3300. 1 гр. – 12 ч., 2 гр.-371 чел., 3 гр.=2917 чел.
в) только обучаются 462 инвалида Отечественной войны. 1 гр.- нет, 2 гр.- 257, 3 гр.- 205.
г) за злостное нежелание работать сняты с пенсии всего 130 инвалидов Отечественной войны.
д) не работают и не обучаются 769 инвалидов Отечественной войны: 1 гр.- 68, 2 гр.- 606, 3 гр.- 295 чел. [1.1, л 19]
Таким образом, трудоспособность бывших военнослужащих зависела, прежде всего, от группы инвалидности, степени увечья и ран. Наименьшее количество трудоустройства и трудообучения приходилось на инвалидов I группы, так как это самая тяжелая степень инвалидности, наибольшая – на инвалидов III группы. Некоторая часть бывших военнослужащих не нуждалась в переобучении ввиду их профессиональной пригодности, другая проходила курсы по трудообучению, порой совмещая с трудовой деятельностью. В то же время определенная часть инвалидов Отечественной войны не были вовлечены в трудовой процесс. Во-первых, это зависело от состояния здоровья инвалидов Отечественной войны, во-вторых, ввиду каких-либо непредвиденных обстоятельств или нежелания бывших военнослужащих заниматься трудовой деятельностью.
В последнем году войны свыше 84 процентов инвалидов войны в Татарии были трудоустроены. [2.2, с 272]
С трудоустройством непосредственно связано трудообучение, повышение квалификации инвалидов Отечественной войны. Трудовое обучение осуществлялось при госпиталях, в образовательных учреждениях, на предприятиях путем прикрепления к лучшим работникам.
В Н-ском госпитале было организовано обучение различным профессиям. Здесь подготавливались обувщики модельной обуви, обувщики-ортопеды, швейники, бухгалтеры и счетоводы – сообщала «Красная Татария».[1.7, с 2]
С целью привлечения большего количества инвалидов Отечественной войны к труду, был издан приказ НКСО РСФСР № 59 от 22 февраля 1945 г. «Об организации профессионального обучения инвалидов Отечественной войны II группы». Посредством врачебно-трудовых экспертных комиссий выявлялись инвалиды II группы, а городскими и районными органами социального обеспечения они привлекались к профессиональному обучению с последующим трудоустройством.
По Казани было проверено в связи с приказом НКСО РСФСР № 59 – 553 чел. При этом было установлено, что из этого состава инвалидов 2 группы могли быть трудоустроены 109 чел. /20%/, подлежало трудообучению 105 чел. /19%/, подлежало лечению 257 чел. /46%/, не могли быть приспособлены к труду 82 чел. [1.1, л 10]
Но халатность, формальность в работе партийных, советских органов по вопросам трудоустройства инвалидов Отечественной войны имела довольно широкое распространение. Результаты работы райсобесов по г.Казани с 1 января 1945 г. по 1 мая 1945 г. следующие.
Бауманский, Свердловский и Сталинский районы г. Казани формально занимались вопросом трудоустройства, трудообучения инвалидов Отечественной войны. Многие предприятия не желали трудоустраивать инвалидов Отечественной войны на завод Красный Восток, Фабрику Микоян, Светоч, Хлебозаводы, Мехпекарни, Холодильник, Мясокомбинат, Военторг, Горпищторг. [1.1, л 20]
Нежелание предприятий, принимать на работу инвалидов Отечественной войны, было обусловлено рядом причин. Трудоустройство инвалидов в большом количестве случаев требовало их трудового обучения или переквалификации, во-вторых, предприятиям следовало создавать все необходимые условия для их полноценной работы, регулярно проводить собрания для инвалидов Отечественной войны с целью разъяснения их прав и возможностей на производстве. Эти затраты не всегда могли удовлетворить руководство предприятий.
С целью защиты прав работающих инвалидов Отечественной войны во всех райсобесах, на производственных предприятиях создавались Советы содействия, которые осуществляли общественную работу по организации, защите и охране прав и привилегий инвалидов Отечественной войны.
Совет содействия формально являлся органом, который отстаивал интересы инвалидов Отечественной войны на производстве, проводил разъяснительные собрания и следил за должным отношением к данной категории работников.
Трудоустройство демобилизованных воинов Красной Армии происходило в соответствии с решением бюро Обкома ВКП(б) от 6 и 16 июля 1945 г. «О мероприятиях по подготовке к встрече демобилизованных».
Работа осуществлялась по следующим направлениям.
Благоустройство пунктов прибытия для демобилизованных. А именно ремонт вокзальных помещений, открытие мест общественного питания, комнат для отдыха, киосков с периодической печатью и т.д.
В соответствующий порядок был приведен железнодорожный вокзал в Арском районе. Здесь был произведен ремонт, организованы: красный уголок, комната ожидания, работает ларек, буфет. [1.3, л 57]
Формирование круглосуточного дежурства из представителей районов, партийных организаций, комсомольцев. Это делалось для более эффективной организации встреч демобилизованных. Также предоставлялась помощь при развозе демобилизованных по месту жительства.
В Теньковском районе на всех пунктах водного пути было организовано дежурство представителей партийно-советских организаций, депутатов райсовета. [1.3, л 57]
Для получения паспортов в кратчайший срок, был разработан порядок их выдачи демобилизованным воинам. Предусматривалась сдача необходимых документов для оформления паспорта управляющему домами или коменданту. Работники паспортных столов через домуправление сообщали о необходимости прибытия в милицию, с целью получения паспорта.
В тоже время демобилизованным выдавались продовольственные и промтоварные карточки, продукция первой необходимости из фондов для новоприбывших.
Колхозы «Урнашбаш», «8-е марта», «Татарстан», «Камиль Якуб», «Кзыл Сарай» и др. создали фонд хлеба, картофеля и животноводческих продуктов с расчетом обеспечить приезжающих продуктами минимум на месяц. [1.3, л 57]
Для встречи демобилизованных красноармейцев на предприятиях предпринимались следующие мероприятия.
Во-первых, необходимо было провести беседы среди работников для разъяснения закона Верховного Совета о демобилизации бойцов старших возрастов из рядов Красной Армии. Во-вторых, следовало в течение 3-х дней подать руководству предприятия списки семей, ожидающих скорого возвращения демобилизуемых. В-третьих, следовало проверить материально-бытовое положение вышеуказанных семей и обеспечить их всем необходимым. Точный и полный учет безквартирных семей, квартир, требующих ремонта, семей, проживающих в аварийных домах, семей, требующих материальной помощи, моральной поддержки, особенно престарелых родителей – одиночек, детей фронтовиков, потерявших родителей – всё это предполагалось осуществить в кратчайшие сроки. В-четвертых, необходимо было организовать устную и наглядную агитацию по встрече демобилизованных.
О состоянии готовности к встрече демобилизованных воинов Красной Армии можно проследить на основе данных по Дзержинскому и Сталинскому районам.
«На 10 июля 1945 г., по данным секретаря Дзержинского РК ВКП(б) тов.Коломазова, всего значилось ожидающих прибыть демобилизованных в количестве 700 человек, а по состоянию на 14 июля по данным Дзержинского Райвоенкома тов.Губанова, 594 чел., а по заявлению Зав.военным отделом РК ВКП(б) т. Осокина всего прибудут демобилизованных 450 человек». [1.1, л 104]
Анализируя эти данные, мы отмечаем, что количественные показатели демобилизующихся воинов значительно разнились. Это указывает на несогласованность действий местных органов с вышестоящими органами и на отсутствие должного порядка.
Материалы по проверке готовности к приему демобилизованных из Красной Армии организациями завода № 230 и № 543 г. Казани содержали следующую информацию.
На заводе № 230 разъяснительной работы о приеме демобилизованных бойцов старших возрастов из рядов Красной Армии осуществлено не было. Аналогичная ситуация происходила и на заводе № 543.
Решение бюро Обкома ВКП(б) от 6 и 16 июля «О мероприятиях по подготовке к встрече демобилизованных» на заводах не обсуждались и зам.секретарю парткома т.Шамуровой и Зам.пред.цех.кома тов. Мелард решения не были известны. Однако закон о демобилизации 13 старших возрастов обсуждался на совещании в Завкоме 13 июля 1945 г. совместно с членами бригады по обследованию семей демобилизованных. [1.1, л 97]
На заводе № 230 и № 543 осуществлялся учет семей военнослужащих, и, соответственно, потенциально возможных семей демобилизованных. В принципе, мероприятия, организующиеся для демобилизованных воинов на двух предприятиях, имели схожую направленность. Это снабжение продовольственными и промышленными товарами посредством обозначенных магазинов, решение жилищного вопроса, открытие мест общественного питания.
Подготовлены места для одиночек в общежитиях заводов. Приняты решения о создании специальных фондов встречи демобилизованных из двухдневной выручки работы кино в саду завода, что составило бы ориентировочно сумму около 8 тысяч рублей. С 5 августа 1945 г. открывалась специальная столовая для детей военнослужащих и инвалидов отечественной войны, питание в которой должно было производиться по карточкам плюс продукты с подсобного хозяйства в размере не меньше, чем по карточкам. [1.1, л 97]
На основе вышеизложенного можно сделать вывод о том, что оказание помощи демобилизованным, инвалидам Отечественной войны и труда было приоритетным направлением в политике советского руководства, особенно в завершающий период Великой Отечественной войны. Особенностью в данном направлении являлось то, что помощь осуществлялась не только партийными, советскими, и общественными организациями, органами социального и государственного обеспечения, но и военными структурами, а именно: Военным Советом Приволжского военного округа, республиканскими военкоматами, горвоенкомами и райвоенкомами. К 1945 году оформилась слаженная система взаимоотношений между советскими, партийными органами и военными государственными структурами, с четко обозначенными направлениями деятельности.
Список источников и литературы
неопубликованные
опубликованные
При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»