В.В. Еремин
 

Прежде, чем писать предисловие к работе и обосновывать важность изучения истории для отдельного человека и конкретной цивилизации, я хочу, чтобы вы представили…представили себя на Сенатской площади 14 декабря 1825 года. Пусть каждый сам для себя решит, стоит ли он в каре декабристов, в рядах правительственных войск или в толпе зевак, важно лишь представление. Повсюду крики, шум, слышатся первые выстрелы...падает Милорадович, сраженный пулей Каховского, стреляют поверх голов бунтовщиков правительственные войска, с утра уже присягнувшие Николаю. Представили? ВЫ – УЧАСТНИК ИСТОРИЧЕСКОГО СОБЫТИЯ – НА МИГ, в воображении, но все же. Участник Великого исторического события, сильно повлиявшего на исторический ход XIX века. Но вот сразу вам вопрос – сейчас вы, читая эту статью, сидя в своих креслах, смотря телевизор, голосуя за определенных кандидатов на выборах, разве вы не являетесь субъектами исторического процесса? «Все мы, в конце концов, находимся в процессе истории», - писал британский историк Арнольд Дж. Тойнби. Давайте раз и навсегда запомним это, ведь если мы с Вами в процессе истории, если мы творим ее сейчас, то история для нас – это огромная кладовая главного сокровища человечества – опыта предыдущих поколений. Мы обращаемся к прошлым периодам, анализируем их в надежде разгадать причины войн или тех или иных внутриполитических событий, оценить их итоги и последствия. Но зачем? Зачем мы это делаем? Все как нельзя просто – история без связи ее с настоящим – есть ноты в руках музыканта в отсутствии инструмента. Если история – это ноты, то музыкант – это мы с Вами, которые, используя ноты, будут воспроизводить прекрасную мелодию. Мы творцы истории, и, чтобы творить ее сейчас, нам необходимо помнить об опыте предыдущих поколений вне зависимости от того, какой он отрицательный или положительный. Может мой пример говорит Вам о том, что я рассматриваю историю как скрижали, согласно которым нужно вести свою жизнь. Не совсем, но от нее следует отталкиваться. Ведь есть у нас музыканты, которые играют без нот! Есть, это настоящие профессионалы. Но они играют без нот не потому, что знание нот им не нужно для игры, а потому, что эти ноты им досконально известны и выучены ими назубок. Так вот, мой идеал современного государства и идеальной цивилизации – это тот, в котором ВСЕ без исключения граждане будут «играть на музыкальном инструменте без нот». Причем, не так, как это делает маленький мальчик, который их и не знает, и просто бьет по клавишам, издавая неприятные звуки, а как истинный музыкант, который потратил много времени на изучение нот, и из инструмента которого льются превосходные звуки. Мы с вами музыканты, друзья, а история – это наши ноты, изучение которых необходимо для того, чтобы знать какую композицию следует играть, а какую не следует. Однако такой подход не исключает возможности сыграть что-то новое, ведь прекрасные композиции рождаются у гениев, которые изучили нотный стан настолько, чтобы играть не только по написанным произведениям, но и создавать свои. И теперь я перехожу непосредственно к теме своего эссе и обращаю ваше внимание, что Моцарт, Бетховен, Чайковский, Глинка, Рахманинов и другие великие композиторы –субъекты перелома, сдвига, придания нового направления музыке, так вот, в истории также есть такие личности, а также существуют исторические события, которые по значению можно отождествить с великими музыкантами. Под их воздействием, менялась история, частично или полностью. Вот что я и буду исследовать – какие исторические события (а их нельзя рассматривать в отрыве от деятелей) изменили ход истории. Вернее, не так, ход истории нельзя изменить, ее ход из прошлого в будущее, можно лишь выбрать дорогу, по которой она идет. Так вот, я проанализирую события русской истории, которые на развилках исторического хода определяли дальнейший путь хода истории и в совокупности с ними я постараюсь ответить на главный вопрос истории – чему же она учит людей? И в чем состоят ее главные уроки?

Отвечая на этот вопрос, нельзя не вспомнить некоторые мысли известных историков по поводу научающей и воспитательной роли истории, однако начать бы я хотел со слов древнеримского историка и философа Цицерона, сформулировавшего главную заповедь для тех, кто берется писать исторические труды или трактовать те или иные исторические события: «Первая задача истории — воздержаться от лжи, вторая — не утаивать правды, третья — не давать никакого повода заподозрить себя в пристрастии или в предвзятой враждебности». Вот они три простых правила, следование которым позволяет сделать вывод о том или ином историке, или о том или ином труде. Так чему же учит история? Вопрос, который волнует не один десяток поколений, и ответ на который в силу сложности вопроса и его субъективного осмысления каждым так и не найден. Рассмотрим наиболее известные взгляды, чтобы на их основе перейти к собственным рассуждениям. Ведь мы в этом плане как дети, которые смотрят на родителей, чтобы те показали им пример, как правильно нужно делать что-то, а мы бы после этого начали это дело, сначала неуверенно, затем все с большей и большей сноровкой и умением. И как показывает практика, ученики часто перерастают своих учителей, но не стоит забывать, что без учителей мы слепы и вряд ли продвинемся далеко, ведь придется начинать учиться заново, а не на базе предыдущего опыта.

Испанский философ Ортега-и-Гассет писал: «Прошлое не надоумит, что делать, но подскажет, чего избегать». Согласно его концепции, история лишь предостерегает нас от недопустимого и влекущего за собой необратимые, неприятные последствия.  Она не может, в силу различия места, времени и личности, подсказать нам правильный путь решения той или иной проблемы. Известный индийский политик Индира Ганди так говорила об истории: «История – самый лучший учитель, у которого самые плохие ученики». Исторический опыт предыдущих поколений является самой лучшей обучающей книгой в руках современных людей, но мы, либо читаем ее мимоходом, либо читая вдумчиво, не придаем значения написанному, думая, что это произошло века и тысячелетия назад, и так и осталось позади. Здесь уместно вспомнить слова великого английского писателя Джорджа Б. Шоу: «Единственный урок, который можно извлечь из истории, состоит в том, что люди не извлекают из истории никаких уроков». Попробую отбить слова Шоу следующим замечанием. В каких-либо крупных исторических событиях, будь то сравнение побед русских войск над Наполеоном и Гитлером, историки ищут аналогии и приходят к выводу, что событие А, произошедшее раньше, чем событие Б, имеет с ним сходные черты, причем в этих сходных чертах и заключены исторические проблемы события А (нереализация идей и замыслов). В событии Б эти черты тоже заметны, и это тоже послужило причиной провала/нереализации идеи. Вывод – история ничему не научила. Но существует огромное количество крупных исторических событий, говорящих об обратном. К тому же, помимо крупных событий, существуют, если можно так сказать, менее значительные, в ходе которых можно проследить научающую роль истории. Хотелось бы вспомнить слова выдающегося русского историка В.О. Ключевского: «История – не учительница, она надзирательница, она никогда ничему не учит, но всегда наказывает за незнание уроков». Очень интересный взгляд, который имеет общие черты с позицией Ортеги-и-Гассета, только с тем лишь отличием, что за незнание уроков истории и ее законов, неминуемо следует наказание. Древнеримский историк Цицерон обладал более оптимистичным взглядом: «История — свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины». История учит, передавая нам память предков и проливая свет истины на различные исторические события. Исследовав основные концепции об обучающей роли истории, считаю необходимым перейти к собственным рассуждениям. Для начала скажу, что вопрос роли истории необходимо рассматривать с двух позиций – роль истории для конкретного человека и роль истории для конкретной цивилизации. Причем обе эти позиции имеют теснейшую взаимосвязь, так как именно конкретные люди составляют цивилизацию и именно из исторической образованности конкретных людей формируется исторический разум цивилизации, причем, зависимость простая и прямопропорциональная – чем больше людей знает историю, тем выше историческая культура[1] цивилизации.

Теперь о роли истории для конкретного человека. Представьте, вы ученик 5-го класса, пришедший на первый в своей жизни урок истории. И тут вам начинают показывать ленту времени, рассказывать о появлении Homo sapiens 40000 лет назад, о возникновении государств шумеров и египтян, потом рассказывают о Рюрике, Иване Грозном, Петре Первом, Николае Втором и так далее. Я считаю, что первым делом, когда человек приходит на урок истории, он должен услышать, ЗАЧЕМ он туда приходит, то есть причины важности изучения истории для самого себя. В чем значение истории для его собственной жизни. Именно с обоснования причин изучения истории и объяснения ее роли для человека нужно начинать знакомство детей, да и просто тех, кто только начинает знакомиться с историей. Любое наше действие должно быть обосновано конкретными причинами, если ответа на них – нет, то действие бесполезно, если ответ есть – то будьте добры сказать, каков он. Поэтому я перехожу к роли истории для человека[2].

  1. 1.              Мне чрезвычайно нравятся слова древнегреческого мудреца Питтака, и я не могу упустить момент и не привести их – «Дело умных — предвидеть беду, пока она не пришла, дело храбрых — управляться с бедой, когда она пришла». Так вот, первый аргумент в подтверждение необходимости изучения истории – это то, что история – есть одно из лучших, если не лучшее, средство для развития умственных способностей. История – это не голые имена и события. Нет! История – это совокупность причинно-следственных связей, это цепочка взаимозависимых или взаимосвязанных событий, и именно поиск связей, причин, последствий – и есть ключевая задача историка. Помимо этого, важно отметить метод применения исторических аналогий, причем они бывают двух видов – аналогия между историческими событиями и аналогия между историческим событием и современностью. В ходе изучения истории, сопоставления исторических фактов, событий и процессов друг с другом, или с настоящим моментом, люди не только способны выявить определенные закономерности и предсказать определенные варианты или сценарии развития ситуации. Люди значительно улучшают свои аналитические способности. Поэтому, возвращаясь к словам Питтака, я могу сделать вывод, что дело историков[3] – умных людей, - предвидение беды, и если историков недостаточно, то приходится бороться с последствиями, что получается далеко не всегда. История – есть вестница ума для каждого человека, вот мой первый аргумент.
  2.               Теперь мысленно вспомните три принципа историка в теории Цицерона, я упоминал их выше. Так вот, есть такое понятие историческая политика, которое наглухо перечеркивает все вышеуказанные принципы. Как уместно здесь вспомнить слова, приписываемые английскому премьер-министру Уинстону Черчиллю: «История подтвердит мою правоту, особенно если я напишу ее сам». Звучит как указание к действию для, что там таить, всех государств (и их политической элиты), существующих сегодня. Так вот, знание истории освобождает людей от превратного ее понимания в одной трактовке, которая навязывается или же просто поддерживается существующими властными структурами. Знание истории позволяет вам оставаться беспристрастным в оценке настоящего, вот мой второй аргумент. Вы можете видеть корень проблемы, можете предлагать ее решение, - а это и есть главное качество настоящего гражданина – его активность. Именно это имел в виду и В.О. Ключевский, когда говорил, что «каждый из нас должен быть хоть немного историком, чтобы стать сознательно и добросовестно действующим гражданином».
  3.               Как бы мы не относились к обучающей и назидательной функции истории, такая функция не просто есть, но она является одной из главных. Даже если мы говорим, что история ничему не учит, то это только потому, что мы ничему не учимся и учиться не хотим. Пусть будет прав Ортега-и-Гассет, и история лишь предостерегает нас от того, чего делать не стоит. Но, здесь же, я бы хотел вспомнить слова выдающегося русского философа В. Соловьева, который писал: «Отрицательный процесс сознания вместе с тем процесс положительный, каждый раз, как дух человеческий, разбивая какого-нибудь старого кумира, говорит: это не то, чего я хочу, он уже этим самым дает некоторое определение того, чего хочет, своего истинного содержания». В. Соловьев писал это о роли философии, но это подходит и к истории, особенно если связать с позицией Ортеги-и-Гассета. Когда мы говорим, что это не то, что мы хотим, то есть отказываемся выполнять те действия, которые ранее в истории закончились неудачно, мы уже в сознании начертываем образ того, чего мы хотим, и способы, которыми этого можно добиться. Таким образом, история – есть не просто предостережение, история – есть предостережение, рождающее новое действие, отличающееся уникальностью, своеобразием и стремлением достичь поставленных целей. Вот он, мой третий аргумент.
  4.               Мой четвертый аргумент очень прост, и он же является переходным от роли истории для конкретного человека к роли истории для цивилизации. История – есть память. Представьте, взмах палочкой и вся история исчезла, вы не знаете, что было ранее, кем были ваши родственники, какие события предшествовали вашему рождению. Что тогда? Возможно, некоторые люди скажут что-то по типу: «Вот и хорошо, не надо голову забивать». Посмею возразить, общая историческая судьба –главный фактор формирования национальной идентичности, то есть ощущения людьми принадлежности к определенной нации и далее к цивилизации. История нации состоит из историй отдельных людей и семей, они формируют всю эту огромную машину, запечатленную на страницах учебников и исторических трактатов. Вывод из сказанного прост, если национальная идентичность формируется под влиянием истории, то государства существуют на исторической основе, и, если лишить их этого базиса, они рассыплются, рухнут как карточный домик от малейшего касания или дуновения ветра. Вот почему первоочередной задачей любого современного государства, целью которого является сохранение суверенитета и устойчивое стабильное развитие, есть популяризация исторического знания среди граждан и приобщение их к историческому наследию, правда не стоит забывать о трех правилах историка. Ведь история – это еще и страшное оружие в руках того, кто им управляет. Необходимо пользоваться формулой римского историка Тацита: «Без гнева и пристрастия».

Я уже сказал, но еще раз повторюсь, что история для цивилизации – есть связующее звено, и ведь именно от того, насколько прочно связаны граждане друг с другом, зависит устойчивость развития современных обществ.

Почему же я взял тему переломных точек русской истории?

Использую свой любимый метод аллегорий и аналогий, чтобы объяснить это. Представьте картину: идет по улице человек, идет размеренно, никуда не торопясь, вдруг у него звонит телефон, он резко разворачивается и бежит куда-то, или же так же идет вперед, но просто ускоряет шаг. Есть еще одна вариация, человек бежит, но тут звонок, он останавливается и начинает идти спокойно и размеренно вперед. Вот и с историей также, переломный момент истории – есть звонок, либо заставляющий повернуться на n-е число градусов, либо ускорить шаг к цели, либо наоборот, помогающий обеспечить стабильное развитие, то есть неспешный шаг вперед навстречу цели. Важно, что во всех случаях человек, который является аллегорией на историю, не останавливает своего хода, он идет, но при этом меняет свой путь или скорость движения, также и история в переломный момент ускоряется, либо начинает идти размеренно или напротив меняет дорогу.

Так вот, именно моменты исторических переломов, к которым относятся отнюдь не только революции, о чем я скажу позже, и определяют дальнейшую историческую поступь и развитие цивилизации. В чем причины исторических переломов, как они проходят и каковы их последствия?

В. О. Ключевский писал: «История – это фонарь в будущее, который светит нам из прошлого…» Вывод прост – история должна быть связана с современностью, фонарщики – мы с вами! Основной моей задачей будет анализ приведенной информации с целью ответить на главный вопрос исследования – существуют ли сегодня в России необходимые условия для исторического перелома, возможен ли он и если да, то в какой сфере и каковы будут его последствия?

Для начала необходимо каким-либо образом классифицировать исторические переломы. На мой взгляд, здесь нужно руководствоваться масштабом и сферой, как одним критерием, ходом протекания, как вторым критерием, и порождаемыми последствиями, как третьим критерием, то есть классификаций у меня будет три. Только разобравшись в видах исторических переломов, можно понять их причины и проанализировать их процесс.

Первая классификация будет по масштабу или сферам, которые затрагивает исторический перелом. Без сомнений, существуют исторические события, затрагивающие все стороны общественной жизни, властные отношения, экономическую проблематику, социальную стратификацию и социальную сферу, духовную жизнь народа. Если ВСЕ факторы собираются воедино, то историческое событие или процесс необходимо относить к категории Великих. Если событие или процесс обладает одним единственным признаком, то его необходимо относить к перелому в одной из сфер общественной жизни, то есть политический, социальный, экономический или духовный перелом. Такое встречается нечасто, при этом очень часто бывает, что сочетаются два, три признака из четырех. В таком случае будет правильным относить событие в разряд перелома в одной из сфер общественной жизни по Превалирующему фактору, остальные же признаки необходимо указывать как дополнения, сопровождающие основной процесс.

Таким образом, мы получили следующую классификацию исторических переломов по сферам их протекания:

  1.   Великие.
  2.   Политические.
  3.   Экономические.
  4.   Социальные.
  5.   Культурные.
  6.   Кратковременные.
  7.   Длительные.
  8.   Мирные.
  9.   Военные.
  10.   Изменяющие скорость (характер) исторического хода.
  11.   Изменяющие путь, по которому идет исторический локомотив.

Вторая классификация будет по ходу протекания. Само слово протекание является прямой отсылкой к такому понятию как время. Тогда исторические переломы можно разделить на кратковременные и длительные. Но сразу возникает вопрос, что понимать под временем – время вызревания причин перелома или время претворения в жизнь последствий и результатов перелома. В первом вопросе вообще нельзя говорить о кратковременном историческом переломе, так как причины не могут возникнуть из ниоткуда и привести к такому крупному событию, как перелом. Другое дело – результат, я на примерах покажу, что результат перелома наступает сразу, или же результат вызревает постепенно, словно яблоки на солнышке отливаются красным цветом. Еще важно то, что ход протекания может соотноситься не только со временем, но и с использованием каких-либо средств. Средства можно условно разделить на военные и мирные, сообразно этому делению разделим и исторические переломы. Подытожим, по ходу протекания исторических переломов у нас получилась следующая классификация:

*Причем, важное замечание, длительность и средства могут соотноситься абсолютно по-разному, поэтому получается большое количество возможных сочетаний.

И теперь заключительная классификация по последствиям исторических переломов. Исторические переломы рождают изменения, то есть на лицо простая схема – перелом => изменения. Эти изменения могут происходить моментально или формироваться в долгий период времени (см. классификацию выше). В любом случае исторический перелом рождает изменения, вопрос лишь в том, КАКИЕ это будут изменения. Вспомним аллегорию с человеком, который шел по улице и у него внезапно зазвонил телефон. При всех возможных вариациях суть сводится к двум вещам, изменение скорости (характера) движения или направления движения. Не стоит забывать, что исторический перелом может не только ускорить какие-либо процессы, исторический перелом может вызвать обратный процесс замедления, стабилизации и, как мы увидим в одном из примеров, культурогенеза. Вот такой и будет классификация исторических переломов по последствиям.

Разобравшись с видами исторических переломов, считаю необходимым перейти к причинам, их побудившим.  На мой взгляд, причина одна, и она очень проста, а все остальное – это лишь различные вариации этой причины. Смотрите, когда у людей есть необходимость утолить голод, они идут в магазин и покупают продукты; когда у людей есть необходимость в зимней обуви, они идут в обувной магазин; когда у людей есть необходимость в общении, они созваниваются с друзьями и разговаривают. Схема проста – есть необходимость, потребность, нужда в чем-либо, есть удовлетворение этой потребности. Также (правда немного сложнее) и с историческими переломами. Возьмем, например, политический перелом, основная причина политического перелома – несоответствие реальных политических прав людей и политической системы их политической культуре или уровню политических свобод в данный момент, это несоответствие рождает необходимость изменений. Если власть в состоянии оценить ситуацию верно, она сама мирно реформирует систему, если же нет, она получает внешний толчок, порожденный необходимостью перемен, и сила этого толчка от народа зависит от степени несоответствия политических прав и политической системы политической культуре. Чем больше несоответствие, тем сильнее и ощутимее будет толчок. Подытожу, исторический перелом наступает тогда, когда у людей есть необходимость в этом историческом переломе. Не может произойти исторический перелом в обществе, где нет проблем и все существуют припеваючи. Есть проблема, есть необходимость ее решения – есть исторический перелом. Подробнее о причинах каждого исторического перелома будет сказано при рассмотрении самих процессов и событий, ставших историческими переломами, но здесь бы еще хотел отметить одну важную вещь. Кто осуществляет исторический перелом? Люди. Но большинство или меньшинство? Тут уже в зависимости от ситуации, из представленного выше примера, можно сделать вывод, что исторический перелом может совершить как меньшинство, если правительство проведет структурные реформы, так и большинство, если из-за отсутствия реформ произойдет революция. А может ли меньшинство, без согласия, одобрения или не исходя из настроений большинства проводить исторические переломы. Да, может, но с некоторыми оговорками. Если этот исторический перелом отвечает интересам организованного и активного меньшинства, претендующего и по амбициям и числу, на то, чтобы стать большинством. А также, если исторический перелом будет в краткосрочном периоде подкреплен силой, ведь если силы не будет, статус-кво восстановится в скором времени, и в долгосрочной перспективе обернется положительным эффектом, что позволит его результатам закрепиться в данном обществе, ведь на одной силе можно продержаться лишь совсем небольшое время.

Думаю, следует перейти к рассмотрению переломных моментов русской истории. Я буду рассматривать их на основе своей первой классификации по сфере прохождения, однако каждый исторический перелом будет охарактеризован мною и на основании двух других классификаций – по ходу протекания и по вызванным последствиям.

Начну я с Великих исторических переломов, так как, на мой взгляд, начинать нужно с главного.

Великие исторические переломы.

Напоминаю, что согласно моей классификации великие исторические переломы – это те, которые сопровождаются изменениями во всех сферах общественной жизни. И первым в истории России великим историческим переломом было принятие христианства в 988 году.

Среди причин принятия христианства можно выделить интегративную функцию монотеистической религии, укрепление личной власти Киевского князя, которая идет на двух принципах – принципиальное отличие от язычества в числе богов. Богов много – правителей может быть много, бог один – правитель один. И к тому же христианская мораль проповедует, что «Всякая власть от Бога» и в отношении к власти следует выказывать покорность. Среди причин также явно выделяются византийское влияние (сюда же можно отнести личный фактор Владимира и желание получить в жены Анну) и попытка оправдания социального неравенства, имеющая в основе своей принцип эсхатологии – загробной жизни согласно земному поведению, а не нажитому имуществу. Еще один фактор, это скорее политическая причина, состоящая в том, что христиане были активным меньшинством, претендующим на право называться большинством (их количество умножалось) и в их лице князь приобретал верных союзников, которых можно было поставить на государственные должности и быть уверенным в их верности.

Почему принятие христианства – это великий исторический перелом?

  1.               В политической сфере принятие христианства ознаменовало усиление личной власти князя, а в долгосрочной перспективе служило одной из причин формирования и устойчивости монархии, основой для которой была низкая политическая культура населения и «вера в доброго батюшку – Царя».
  2.               В социальной сфере христианство заложило основу для имущественного и вследствие этого социального расслоения. Сословия изначально выделились на основе имущественного фактора, после к имущественному добавилось и юридическое неравенство.
  3.               В экономической сфере, принятие христианства, ознаменовало собой появление такого крупного экономического субъекта, как церковь. Проблема церковного землевладения была одной из основных проблем, связанных с землей, вплоть до 1917 года и проявлялась либо обособленно, но чаще в совокупности с другими проблемами, такими, например, как необходимость поощрять дворянство за службу, или крестьянское малоземелье. Не стоит забывать и о десятине.
  4.               Духовная сфера. Мы можем по-разному относиться к религии, но неправильно отрицать первостепенную роль христианства в развитии культурогенеза на Руси, то есть процесса создания, становления и постепенного насыщения культуры. Даже после секуляризации сознания христианство оказывало сильное влияние, пусть даже опосредованное на культурное развитие России.

Принятие христианства – это Великий исторический перелом, основные результаты которого видны в долгосрочной перспективе (то есть он длительный), на краткосрочном этапе военный, так как было необходимо подавлять сопротивление язычества, в долгосрочной перспективе мирный, и, если говорить по последствиям, был изменен не только путь хода истории, но ее темпу было придано размеренное течение.

Второй великий исторический перелом – это правление Петра 1 – 1689 – 1725 годы. Изменения были колоссальными и коснулись всех сфер общественной жизни. Главным итогом в сфере политики стало окончательное формирование абсолютизма, характеризующегося неограниченной властью правящего монарха, были проведены реформы государственно-административного плана, из которых можно выделить создание Сената в 1711 году, 1717-1721 – введение коллегий, учреждение фискальной службы, а затем и прокуратуры. Ограниченный объем статьи заставляет меня опускать некоторые моменты и ограничиваться небольшим описанием. В экономической сфере были развиты меркантилизм – экономическая политика государства, при которой ввоз преобладает над вывозом, и как его часть – протекционизм – экономическая политика, направленная на защиту отечественных производителей, случился «мануфактурный бум». В социальной сфере значимым мероприятием стало принятие в 1722 году Табеля о рангах, положившего, на мой взгляд, начало разрушения сословий, так как он открывал доступ к достижению личного и потомственного дворянства выходцам низших сословий, согласно их собственным достижениям. В культурной сфере реформы способствовали развитию образования (цифирные школы, Академия Наук), вели к изменению быта, а одним из главных факторов духовной жизни – стало подчинение церкви государству и создания в 1721 году Синода во главе с обер-прокурором, назначавшимся императором, для управления церковными делами.

Реформы Петра 1 стали Великим историческим переломом, они проходили в сжатые сроки, но существует феномен, что некоторые результаты реформ видны сразу же, некоторые в долгосрочной перспективе. Реформы вводились сверху с применением военных средств для подавления сопротивления. Насчет последствий петровских реформ спорят многие историки – Н.М. Карамзин осуждает Петра 1 «за попрание русских традиций», В.О. Ключевский же наоборот подчеркивает важность и необходимость петровских преобразований и обращает особое внимание на личность царя-реформатора, отмечая присущую ему кипучую активность. Так или иначе, реформы Петра 1, на мой взгляд, способствовали ускорению исторического хода России, а европеизация страны, пусть, как и противоречивое явление, может считаться великим историческим переломом. 

Следующим великим историческим переломом служит освобождение крестьян императором Александром II – 19 февраля 1861 года. Почему данная дата - это великий исторический перелом? Освобождение крестьян означало создание нового класса, получившего свободу, но еще не получившего политических прав. Вспомните причину политических переломов, вот она в ярком виде – абсолютная монархия, как политическая система не соответствует личной свободе, полученной крестьянами. В экономике освобождение крестьян означало расширение рынка вольнонаемного труда, что повлекло развитие фабричного производства, капитализма и в долгосрочной перспективе завершения промышленного переворота в период правления Александра III. В социальной сфере – отмену крепостного права можно считать одним из последних шагов на пути к отмене сословий, так как новое сформировавшееся сословие, обретя свободу, необратимо бы стремилось к равенству с дворянством. Духовное освобождение означало начало развития образования для всех, что явно подчеркивают изданный в 1863 год университетский устав, и изданные в 1864 году положение о начальных народных училищах и устав средней школы. Крестьянская реформа 1861 года с ее компромиссным характером (выкупные платежи, временнообязанное состояние) повлекла за собой другие реформы, так как строй, экономически основанный на крепостном труде, а политически – на доминирующей роли дворянства, ушел в прошлое, хоть его пережитки и оставались на протяжении следующего полувека. За крестьянской реформой пошли Земская и Судебная реформы, проведенные в 1864 году. Земская реформа ознаменовалась созданием новой системы местного управления - земств, базировавшихся на принципах всесословности и выборности. Судебная реформа явилась наиболее прогрессивной реформой, объявившей формальное равенство всех перед законом, незыблемость принципов несменяемости судей, гласности судопроизводства, которая ввела институты состязательности суда, мировых судей, присяжного суда. Помимо этого, были проведены военная реформа Д. А. Милютина и совершен переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности, финансовая и городская реформы.

Таким образом, отмену крепостного права следует отнести к великим историческим переломам, осуществленным мирно и имеющим больше последствий в долгосрочной перспективе, нежели в краткосрочной. Отмена крепостного права была продиктована требованиями времени, катализированными Крымской войной 1853-1856 годов, а значит, она не есть смена пути исторического хода, она есть его ускорение на пути к конституционной монархии, капитализму и гражданским и политическим свободам.

Следующим и, на мой взгляд, самым крупным историческим переломом стали революции 1917 года, и если Февральскую революцию можно отнести лишь к политическому перелому благодаря смене формы правления (Россия 1 сентября 1917 была провозглашена республикой), то Октябрьская революция стала настоящим великим историческим переломом и имела свои результаты во всех сферах общественной жизни.

Причины данного исторического перелома вполне очевидны – если говорить об обеих революциях, то это политический вопрос (причина Февральской революции – недовольство политикой Николая 2, «министерская чехарда» 1915-1917 годов; Октябрьской – недовольство политикой Временного правительства, деятельность которого так и не решила существовавших проблем), аграрный вопрос (малоземелье крестьян, крупное помещичье землевладение), рабочий вопрос (отсутствие рабочего законодательства, тяжелые условия, ненормированный рабочий день), национальный вопрос (сепаратизм окраин империи), катализатор – неудачи на фронтах Первой Мировой войны. Вот они причины революции. Рассмотрим последствия Октябрьской революции – все основные документы, которые были приняты, и события, которые произошли, укладываются в промежуток 5-6 лет после революции, поэтому можно назвать данный перелом кратковременным, моментальным (однако я не отрицаю его последствий, оказавших влияние на грядущую жизнь СССР). На IIВсероссийском Съезде Советов были приняты три важных декрета – о земле, мире и власти. Декрет о власти подразумевал объявление диктатуры пролетариата и создание рабочего и крестьянского правительства – СНК и ВЦИК.  Уже в январе 1918 была принята Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, согласно которой Россия получала название РСФСР, на лицо кардинальное изменение политического строя. В социальной сфере революция произошла после указа от 11 ноября 1917 года об уничтожении сословий и гражданских чинов. Теперь для лиц, принадлежащих к государству, было лишь 1 название – «гражданин Российской республики». В экономике декрет о земле предусматривал конфискацию помещичьих земель, их национализацию и безвозмездную передачу крестьянам, национализацию банков и тяжелой промышленности, политику «военного коммунизма», а затем НЭП. В духовной сфере главный итог – идеологический, выдвигалась цель – построение коммунизма, это вызвало культурный поворот (к этому относится и «философский пароход» 1922 года), еще один итог – это отделение церкви от государства и школы от церкви (январь 1918 года). Такие большие перемены в краткосрочной перспективе не могли пройти бесследно, так как исторический перелом проходит мирно, когда он длительный, когда же слом идет мгновенно и существуют сторонники старых порядков, последствия всегда необратимы. Таким последствием и стала Гражданская война. Октябрьская революция – великий исторический перелом, больше кратковременный, военный и изменивший путь следования исторического хода.

Заключительным Великим историческим переломом служит период с1985 по 1993 годы, с прихода к власти Горбачева до принятия Конституции РФ 12 декабря 1993 года. Этот период включает в себя распад СССР, создание целого последовательного ряда политических институтов – Съезда Народных Депутатов, Поста Президента СССР, затем РСФСР, создание Федерального Собрания и так далее. Конституция РФ закрепила демократическое и правовое государство, идеологический плюрализм и многопартийность, как основополагающие факторы существующего строя, наделила граждан широкими гражданскими и политическими правами и свободами.  Были проведены структурные экономические реформы, произведен переход от плановой экономики к ее смешанной форме посредством законов Горбачева об индивидуальной трудовой деятельности и о государственных предприятиях, мероприятий Ельцина по либерализации цен и внешней торговли, приватизации государственных компаний, снятию ограничений на частное предпринимательство. Это имело свои негативные последствия, так как переход совершался в короткие сроки. Влияние длительности периода исторического перелома на ход его протекания обозначалась выше. 1990-е годы породили новые социальные группы, например, частные предприниматели, изменения коснулись и духовной сферы, уничтожались спецхраны, Конституция провозгласила свободу слова и совести. Таким образом, период 1985-1993 стал Великим историческим переломом, кратковременным, военным благодаря событиям августа 1991 и сентября-октября 1993, а также последовавшим Чеченским войнам, и повернувшим стрелку на пути следования исторического локомотива.

К политическим историческим переломам можно отнести Любечский съезд 1097 года, породивший феодальную раздробленность и закрепивший принцип «каждый да держит отчину свою»; Ивана III, объединившего большинство русских земель вокруг Москвы; Ивана Грозного, сформировавшего сословно-представительную монархию; избрание Михаила Романова и далее деятельность Алексея Михайловича, как поворот в направлении формирования абсолютизма; 1825 год и восстание декабристов, как переломный момент сознания и предвестник коренного исторического перелома – реформ Александра II; 1905-1906 годы - Манифест об усовершенствовании государственного порядка, создание Государственной Думы и внесение изменений в Основные законы Российской Империи, как установление конституционной монархии. К экономическим переломам можно отнести весь 17-й век: появление мануфактур, основанных на разделении труда, рост и развитие городов, складывание всероссийского рынка; период с 1830-х по 1880-е, когда в России произошел промышленный переворот и был совершен переход от ручного труда к машинному; индустриализация и коллективизация в 1920-1930-е годы, после которых страну можно смело относить к категории индустриальных. К духовным следует отнести обмирщение культуры, начавшееся в 17-м веке, Золотой и Серебряный Века русской литературы. К социальным – формирование сословий как длительный процесс, затем разложение сословий как длительный процесс, затем аналогичные процессы, касающиеся классов.

Существует ли сегодня в современной России ситуация, подходящая для исторического перелома и, если да, то в какой сфере и как он должен проходить?

Я считаю, что сегодня в России сложилась ситуация для исторического перелома, но с некоторыми оговорками. Исторический перелом должен осуществляться не снизу, а сверху, путем реформирования. Политический перелом невозможен, так как, если сравнивать права, предоставленные гражданам Конституцией РФ 1993 года, с их политической культурой, то на лицо отставание политической культуры от прописанных в законе свобод. Причин много, главная – историческая, отсутствие демократической практики в истории, монархия как авторитарный режим и тоталитарный режим в СССР. Поэтому и сегодня есть склонности не в сторону демократии, а в сторону усиления центральной власти. Духовный перелом также невозможен, так как для этого нет предпосылок, церковь укрепляет позиции, а, допустим, локальные меры в той же культуре или образовании, например, введение ЕГЭ, трудно назвать историческим переломом. Социальный перелом невозможен, возможно лишь достижение выравнивания путем введения налога на роскошь или прогрессивной шкалы налогообложения, но такие меры историческим переломом не назовешь. Единственной сферой, где перелом возможен, является сфера экономики, причем отрасль очень нуждается в нем. Перелом должен быть длительным, дабы сгладить последствия, и идти сверху. Естественно он должен проходить мирно и быть поворотом стрелки на пути исторического поезда в экономике. В основном эксперты спорят насчет методов осуществления целей, но цели в принципе одни: слезть с нефтяной иглы, обеспечить конкурентоспособность российских товаров на мировом рынке, выбрать стабильные рынки сбыта продукции и установить устойчивые торговые связи с партнерами на Западе и/или на Востоке, создать необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса и конкуренции как двигателя прогресса.

Таким образом, подводя итог сказанному, необходимо отметить, что исторические переломы – это не только революции, это и структурные реформы - преобразования одной или большинства сфер общественной жизни, протекающие мирно и без неприятных последствий, и именно к такому виду переломов и должно стремиться человечество, руководствуясь необходимостью изменений и требованием времени.


Список литературы:

- Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А.  История России с древнейших времен до наших дней. В 2 т. Учебник.  Т. 1— М.: Проспект, 2010. — 544 стр.

- Сахаров А.Н., Боханов А.Н., Шестаков В.А. История России с древнейших времен до наших дней. Учебник под ред. А.Н. Сахарова — М.: Проспект, 2011.- 768 с.

- Соловьев С.М. История России с древнейших времен. – М.: Эксмо, 2009. – 1021 с. ил.

-Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.:ЭКСМО, 2008

1020 с. ил.

-Ключевский В.О. Курс русской истории полн. изд. в 1 т. М.: Альфа-книга, 2009. 1197с.

- Костомаров Н.И. История России в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М.: Мысль, 1993. 430с.

-Татищев В.Н. История Российская в 3 т. Т. 1 – М.: АСТ, 2003. 571 с.

- Сахаров А.Н. История Россия с Древнейших времен до конца XVIвека Ч. 1: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 7-е изд. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово- Р.С.» -2009. – 320 с.:ил.

-Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVII-XIXвека. Ч. 2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. – 8-е изд. – М.: ООО «ТИД» «Русское слово- Р.С.» - 2010. – 480 с.: ил.

-Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России, XX-начало XXIвека. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. – 8-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 382 с.: ил.

-Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России.XX-начало XXIвека: учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. - 12-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 400 с.: ил.

-Павленко Н.И., Ляшенко Л.М., Твардовская В.А.; под ред. Н.И. Павленко. История России. XVIII-XIXвека. 10 кл. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М.: Дрофа, 2008. – 463 с.: ил.



[1] Под исторической культурой понимается знание истории, оберегание культурного и исторического достояния цивилизации.

[2] Под человеком я понимаю среднестатистического гражданина в демократическом современном государстве.

[3]«Историк» в данном контексте не сугубо профессиональный термин, а скорее собирательное название всех людей, знающих историю.

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top