Амбарцумян А.А.

Введение

В 2013 году исполнилось двадцать лет Конституции Российской Федерации – документа, принятие которого изменило политическую систему нашей страны самым кардинальным образом. Перемены произошли не только на федеральном, общегосударственном, но и на региональном уровне, причем основная их часть приходится на 1990-е гг. В этот период произошло изменение системы органов государственной власти, оформление партийного плюрализма, впервые в истории страны состоялись общенародные выборы Президента и федерального парламента.                                                                 В данной работе исследуется политический процесс в масштабе типичного провинциального региона России – Волгоградской области на фоне ключевых событий, происходивших в общефедеральном масштабе.                          Значительный интерес представляют выборы в областной парламент, выборы мэра и губернатора Волгоградской области, и многие другие важные события, определившие вектор развития региона и ставшие фундаментом его демократических традиций и политической культуры. 

  

Глава 1. Изменения в политической жизни Волгоградской области в конце 1991 г - 1993 гг.

Экономическая ситуация в Волгоградской области в начале 90х оставалась тяжелой. Спад производства наблюдался во всех отраслях народного хозяйства. За семь месяцев 1992 года (в сравнении с этим же периодом 1991 года) произошло снижение объемов производства: в промышленности на 17%; в том числе в  машиностроении — на 25%, в черной металлургии — более, чем на треть. Производство товаров народного потребления сократилось на 24%. В сельском хозяйстве сократилось поголовье крупного рогатого скота на 7 процентов, свиней — на 16 процентов, овец и коз — на 11 процентов. Были сокращены закупки мяса — на 29 тыс. тонн, молока — на 93 тыс. тонн, яиц — на 89 млн. шт.. В то же время, средняя заработная плата за сравниваемый период возросла в 7 раз, в том числе в промышленности — в 11 раз.[1] Однако, это повышение зарплат, как уже было сказано, носило лишь характер попытки хоть как-то компенсировать разрушительный характер экономических реформ.                                                                                   Система власти, действовавшая в регионе, оформилась после выборов Советов всех уровней в 1990г. Она в значительной степени находилась вне влияния областного руководства КПСС. В большей степени это было справедливо для областных органов власти, включая областной Совет и облисполком, а также Волгоградский горсовет и горисполком соответственно. Ни в президиуме Волгоградского областного Совета, первым председателем которого был В.А. Махарадзе, позже передавший свои полномочия А.В. Морозову, ни тем более в Малом Совете областного Совета в дальнейшем, не имели сколько-нибудь заметного влияния руководители ОК КПСС. Равным образом это относится к сформированному в качестве его председателя И. П. Шабуниным облисполкому.[2] Первый секретарь ОК КПСС А.М. Анипкин в период выборов председателя областного Совета не баллотировался на этот пост, что в тот период являлось распространенной практикой. Аналогичное положение сложилось и в органах власти Волгограда. Причинами такого явления были глубокий кризис областной организации КПСС, наступивший после т.н. “февральской революции” 1990г., когда под давлением населения весь состав бюро обкома партии подал в отставку, после которой в течение нескольких месяцев в области существовал временный обком партии.    Подобная ситуация, была благоприятной почвой для появления сильных и независимых политиков, которые могли стать центром сплочения политических сил региона. В новое время Волгоградская область вошла с новыми назначениями на ключевые посты, однако стоит понимать, что появление абсолютно новых людей на политической сцене региона было не возможно, все функционеры так или иначе происходили в прошлом из КПСС, что находило некоторую негативную реакцию в обществе. Так, 19 сентября 1991 года Иван Петрович Шабунин был назначен президентом РСФСР первым Главой Администрации Волгоградской области, эта должность была только учреждена.[3] На главу администрации возлагались исполнительно-распорядительные функции государственного управления, обеспечение взаимодействия  с  Советами  народных депутатов,  их органами и народными депутатами по указу президента РСФСР.[4] На этом смена власти в регионе не закончилась. 

Следующим значимым политическим событием в регионе стало назначение президентом РСФСР Борисом Ельциным главой городской администрации Волгограда Юрия Викторовича Чехова.[5]                                   Таким образом, сформировалась устойчивая структура руководства исполнительной и законодательной власти в лице областного и городского советов народных депутатов и их частей, работавших на постоянной основе (между сессиями) малых советов.  Согласно Конституции РСФСР [6], глава областного исполнительного комитета мог вмешиваться в деятельность нижестоящих структур. Поэтому, стоит отметить, что И.П. Шабунин имел доминирующее политическое и административное влияние в регионе.                   Что касается положения Ю.В. Чехова, то на тот момент реальной властью градоначальник практически не обладал, ему было сложно влиять на политику и ход экономических реформ в городе. Эта проблема была решена указом президента РСФСР «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности органов управления российских городов», который давал реальную власть местным властям, а также приближало реализацию радикальных экономических реформ.                                                                                    Зачастую на политической сцене происходили конфликты, в которые были втянуты городская и областная элиты. Безусловно, одним из важных явлений в политике того времени, были  конфликты между городской и областной администрацией, касавшиеся бюджетной политики области в отношении города. Так, Волгоград, являясь основным источником дохода области, отдавал значительную часть денег области и федеральному бюджету, что по мнению городской администрации было несправедливым.[7]

Следует отметить, что в течение 1991-1993 гг. в Волгоградской области, как и в других регионах России, проходило реформирование региональных элит. Оно выражалось в формировании новых и переструктурировании старых элитных групп. Кроме того, руководство исполнительной власти, назначавшееся из Москвы, не всегда реально обладало поддержкой какой-либо из элитных групп и зачастую было вынуждено формировать свою собственную базу поддержки, причем, как правило, не слишком удачно. [8] Центральная власть намеренно усиливала позиции мэров городов, на наш взгляд, создав, таким образом систему «сдержек и противовесов» в регионах, формируя в них несколько политических центров. Федеральные власти пошли на этот шаг, чтобы иметь возможность контролировать регионы через мэров административных центров и  постоянных представителей Президента, в условиях серьезнейших центробежных процессов, характерных для России в первые постсоветские годы. Эти условия предопределили характер внутрирегиональной политической борьбы на многие годы, как борьбы областной и городской администраций за влияние в регионе.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Основные тенденции в политической жизни региона в 1993-2000 гг.

В штатном режиме Волгоградский областной совет работал вплоть до сентября 1993 года. В результате конфронтации между Президентом России и Съездом народных депутатов РФ советские властные структуры были упразднены. 21 сентября 1993 года Президент РФ Борис Ельцин издал Указ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации».[9] В Указе были назначены выборы в новый законодательный орган Российской Федерации - Федеральное собрание, а полномочия народных депутатов прекращены.         После выхода в свет Указа Президента РФ состоялась 17-я Чрезвычайная сессия Волгоградского областного совета 21-го созыва. В итоговом документе говорилось: «Решения Президента Российской Федерации и Верховного Совета Федерации, принятые после 20 часов 00 минут 21 сентября 1993 года исполняются на территории Волгоградской области, если они подтверждены совместными решениями, постановлениями представительных, исполнительных органов государственной власти Волгоградской области».[10] Фактически своим решением Волгоградский областной совет ограничивал на территории региона действие федеральных нормативных актов.                                 6 октября, Малый Совет принял решение провести досрочные выборы в органы представительной власти Волгоградской области 12 декабря 1993 года.           28 октября 1993 года состоялось совместное заседание Малого Совета Волгоградского областного Совета народных депутатов под председательством А.Г. Морозова и Коллегии администрации области. Было принято Постановление «Об органах представительной власти Волгоградской области»[11], согласно которому новый представительный, (законодательный) орган власти решено было именовать - Волгоградской областной Думой. Выборы в Волгоградскую областную думу состоялись 12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Федеральное Собрание. На выборы пришло более 60% избирателей, были избраны 29 из 32 депутатов.[12] В нее вошли работники промышленности и агропромышленного комплекса, здравоохранения, народного образования и просвещения, государственных органов и общественных организаций, главы администраций городских и сельских районов.[13] Председателем Думы избрали Леонида Васильевича Семергея - бывшего главу Тракторозаводской районной администрации города Волгограда, подполковника КГБ в отставке.[14] Как мы можем видеть, во властный орган смогли войти лишь представители крупного директората и чиновничество, число женщин-депутатов было сравнительно большим – 3 человека.[15]                                                                                                                  Перед областной Думой стояли очень серьезные задачи, ей предстояло начать формирование юридической базы области. Местные законы, устав и многое другое- все это необходимо было создать в самые короткие сроки, для  скорейшего обеспечения нормального функционирования всех институтов власти в регионе.                                                                                                  Основными вопросами, рассматриваемыми Думой на начальном этапе своей законотворческой деятельности были: Закон о налогах, Закон о местном самоуправлении а также утверждение бюджета. Процесс принятия закона о местном самоуправлении - являлось первым серьезным столкновением областной Думы, областной и городской администраций, т.к в этом законе поднимался щекотливый вопрос о полномочиях органов власти. После принятия этого закона стали видны некоторые недостатки Думы, а также её покладистый характер.  Ведь администрация области изначально даже попыталась взять опеку над Думой, «образовав в составе управления делами администрации области аппарат по организационному и техническому обеспечению деятельности Волгоградской областной Думы», таким образом,  пытаясь взять на себя функцию создания проектов законов, оставляя Думе лишь право голосовать.[16] Но эта попытка еще большего ослабления Думы, провалилась. В Думе создали свой аппарат.[17]                                                               В целом же Дума во многом оставалась зависимой от областной администрации из-за того, что некоторые депутаты имели близкие связи с областной администрации. Подобная зависимость не устраивала многих депутатов. В Думе были силы, видевшие перспективность нового органа законодательной власти,  и готовые постепенно избавляться от опеки областной администрации, увеличивать политический вес и влияние регионального парламента на протекающие в области процессы.  Впрочем, об этом стремлении к самостоятельности, председатель Думы Л.В. Семергей заявил еще на первом заседании представительного органа власти региона. [18]                         На городском уровне, также происходили значительные события. В июне 1995 Ю.В. Чехов послал письмо в областную Думу с просьбой принять решение (на основании Закона об организации местного самоуправления) о назначении выборов депутатов в представительный орган местного самоуправления г.Волгограда — городскую Думу, а также выборов главы администрации города Волгограда. На состоявшихся 1 октября 1995г. выборах, победу одержал Ю.В. Чехов, за него проголосовали 174 748 избирателей — 62% от общего числа участвовавших в голосовании, или 65,5% от числа действительных избирательных бюллетеней. Иного расклада и не могло быть, ведь остальные 3 кандидата, были малоопытны и лишь пробовали свои силы на политическом поприще, но есть одна очень интересная особенность, которую нельзя обойти.  Победа Ю.В. Чехова не была бы такой уверенной, а то и вовсе была бы под большим вопросом, если бы на выборах мэра своего кандидата выставили  коммунисты - единственная в регионе сила, способная по-настоящему конкурировать с демократами. Однако, изначально выставленный КПРФ кандидат Н.К. Максюта, очень скоро сошел с предвыборной гонки, тем самым открыв дорогу Ю.В. Чехову. Интересной же особенностью здесь является тот факт, что на одновременных выборах в городскую Думу коммунистов ожидал подозрительно оглушительный успех. Представители Коммунистической партии Российской Федерации получили 21 из 24 возможных мандатов в городской Думе, кроме того Н.К. Максюта был избран председателем Думы.[19] В этой связи, можно снова предположить о существовании «джентльменского» соглашения между Ю.В. Чеховым и местным отделением КПРФ, обеспечившего ему убедительную победу.       Искусство политики, как мы видим на этом примере, состоит в умении достигать компромисса даже между самыми разнонаправленными движениями и, как казалось бы, самыми непримиримыми противниками. Но, так или иначе, в октябре 1995г. в Волгограде установилась весьма непростая властная комбинация.                                                                                                                     В июле 1996г. областной Думой было принято постановление о выборах главы администрации Волгоградской области, которое предусматривало их проведение 22 декабря 1996 года.[20] Как оказалось, эта кампания по выборам губернатора стала одной из самых драматических и знаковых для политической жизни региона.  В гонке изначально наметилось 2 главных конкурента за губернаторское кресло: молодой, инициативный и амбициозный Ю.В. Чехов – мэр Волгограда, и  гораздо более опытный, мудрый и осторожный, действующий глава администрации Волгоградской области, И.П. Шабунин.      Первый тур показал весьма неоднозначные результаты. Неожиданно, кандидат от КПРФ Н.К. Максюта смог выйти на второе место, отодвинув на третье место такого сильного соперника, как Ю.В. Чехова. И.П. Шабунин ожидаемо получил большинство голосов, однако, их не хватило для победы в один тур.                                                                                                                    Поэтому на 29 декабря 1996г. был назначен 2-й тур выборов.  Уверенную победу на них одержал кандидат от НПСР/КПРФ, председатель Волгоградского городского Совета народных депутатов Н.К. Максюта. При этом Н.К.Максюта победил в 30 из 46 территориальных избирательных округах, включая города областного подчинения Волжский, Михайловка, Фролово и 27 сельских районов области. В то же время в Волгограде, в котором в выборах приняли участие 319784 избирателей (41,13 процента), победил И.Шабунин, получивший 170510 голосов (53,43 процента). Н.Максюта смог рассчитывать лишь на  125652 голосов волгоградцев (39,38 процента). Таким образом, можно говорить о том, что победа Н.К. Максюты была достигнута за счет голосов селян и городов областного подчинения, экономическая ситуация в которых оставляла желать лучшего.                                                                                              На довыборах в Волгоградскую областную Думу 30 марта 1997 г, когда кандидаты от КПРФ  получили 12 из 16 мандатов. При этом они победили не только в сельских районах — как можно было ожидать, учитывая  результаты декабрьских выборов губернатора области, — но и в городских избирательных округах, получив в них 7 из 8 мандатов.[21]

Кратко характеризуя партийную жизнь региона, следует отметить следующие черты:

- Единственной действительно политически зрелой парторганизацией в Волгоградской области 1990х годов была КПРФ. Остальные партии, на наш взгляд, лишь обладали признаками партий, но в силу слабой организации, а порой и незначительной социальной базы фактически являлись политическими клубами.

- Лишь в конце старого века стали оформляться действительно организованные партии демократического толка, не связанные с хозяйственной номенклатурой страны, однако, будет несправедливым говорить о их значительной поддержке среди населения.

- Большинство имевшихся партий в регионе  являлись областными отделениями общефедеральных партий. Эти региональные отделения страдали отсутствием профессионально подготовленных кадров и глубоко продуманной политической стратегии и тактики.

          В последнее десятилетие XX в. политическая жизнь Волгоградской области подверглась значительным изменениям. На характер изменений влияла экономическая ситуация, политические тенденции, характерные для всей России, а также специфические особенности региона.              Реформированию подверглись региональные органы власти, в первую очередь законодательные. Конституция Российской Федерации поставила точку в истории существования системы советов. Появились новые органы представительной власти – Думы, сначала областная, затем городская. За время своего существования областная Дума успела видоизмениться, перейдя от созывной модели формирования к ротационной.  Первому созыву областной Думы выпала самая тяжелая миссия – создание, практически с нуля, региональной нормативной базы. Волгоградская областная Дума являлась одним из первых новых региональных органов такого типа в России.  Поэтому разработка нормативной базы затруднялась не только неопытностью депутатов, но и отсутствием примеров, из которых можно было бы почерпнуть законотворческий опыт. Областная Дума первого созыва приняла важнейшие для региона документы, формирующие корпус нормативных актов, касающихся налогового обложения, бюджетного регулирования и т.д. В то же время Областная Дума стала местом борьбы за доминирующее влияние на политический процесс в регионе. Дума принимала активное участие в оформлении новой политической системы в регионе. Однако, её роль оставалась второстепенной, подчиненной.                                                                     В системе исполнительной власти выборными стали ключевые должности. Так, были проведены выборы мэра (1995г., 1999г.) и главы администрации области (1996г., 2000г.). Эти меры привнесли много нового в политический процесс. Выборность привела к большей его открытости для населения. Конкуренция между политиками, необходимость работы с общественным мнением, рождала большую публичность в деле принятия властных решений. Ключевые политики системы исполнительной власти стали теснее взаимодействовать с органами представительной власти.                        Характеризуя политическую систему Волгоградской области, на наш взгляд, следует говорить, о формировании на протяжении 1990-х годов бицентрической политической системы. Эти центры представляли собой группы политиков, сконцентрированных вокруг лидеров этих центров - глав областной и городской администраций соответственно. Водоразделом между этими центрами стали политическая и экономическая конкуренция между областной и городской властными элитами. Городская властная группа, возглавляемая Ю.В. Чеховым, стремилась распространить свое влияние за пределы города путем контроля областной Думы (через избрание в ее состав деятелей районных администраций и промышленного директората), а также путем прямого участия в выборах главы администрации области. Областная властная группа, возглавляемая в разное время И.П. Шабуниным и Н.К. Максютой, наоборот стремилась сохранить свою политическую гегемонию и не дать возможности городской власти получить большее влияние, прибегая к тем же самым мерам. Стиль руководства лидеров оставался во многом авторитарным. На наш взгляд, это было связано с тем, что люди, являвшиеся главными политическими акторами региона, являлись выходцами из старой партийно-хозяйственной номенклатуры. Иного стиля управления они не знали.          Борьба между элитами проводилась с помощь различных средств: применялись медиа - войны, использовался административный ресурс, осуществлялась поддержка на выборах кандидатов-ставленников, привлекалось внимание федеральных структур к негативным сторонам конкурента и т.д.    Таким образом, существовавшая ранее моноцентрическая система с ее абсолютно доминирующим положением первого секретаря областного комитета КПСС в регионе, ушла в прошлое.                                                   Важной составной частью политической жизни Волгоградской области являлось становление многопартийности в исследуемый период. Происходил интенсивный рост числа отделений политических партий и общественно-политических движений в регионе. В области был представлен практически весь общероссийский политический спектр. Однако лишь немногие формальные партии пользовались симпатиями избирателей (КПРФ, ЛДПР, НДР, Единство, Яблоко), а еще меньшее число из них, обладало политическим весом, достаточным для реального влияния на ситуацию в регионе (КПРФ, НДР). Во многом, этот процесс походил на федеральную тенденцию. Реальным политическим весом в Волгоградской области обладали три организации. Первая из них - неформальная «административная» партия, руководимая Ю.В Чеховым, состоявшая из функционеров городской администрации и лиц близких к мэру. Вторая - «партия власти» - состоявшая преимущественно из государственных чиновников (чаще всего функционеров областной администрации), существование которой заключалось в  поддержке формальной легитимности федеральных политиков. Третья - областное отделение Коммунистической партии Российской Федерации. Его лидер – А.В. Апарина смогла реорганизовать областную коммунистическую организацию, некогда разрозненную и разрушенную в серьезную, дисциплинированную общественно-политическую силу, которая к концу 1990-х. гг., стала одной из влиятельнейших в регионе. Стараниями и продуманной, гибкой политикой этого деятеля, коммунисты добились лидирующего положения в городском Совете народных депутатов  и областной Думе. Благодаря А.В. Апариной, и эффективно спланированной ею предвыборной кампании коммунистам удалось привести к власти Н.К. Максюту – губернатора Волгоградской области с 1996 по 2010гг.  Именно из организации КПРФ вышли многие известные волгоградские политики, такие как Р.Г. Гребенников, В.И. Приписнов, М.А. Таранцов и др. Влияние КПРФ в регионе стало традиционно сильным. Этот факт нашел отражение и в будущих политических назначениях в регионе. Так, по мнению политолога - Ростислава Туровского, назначенный в 2012 году губернатор С.А. Боженов, должен был «зачистить неблагоприятную для “Единой России” область.»[22] Конечно, влияние КПРФ на регион не было единственной причиной, подобного шага, но в качестве одного из факторов считаться может.                                                                                             Анализируя политические особенности региона, автор не может согласиться с мнением В. Колосова и Р. Туровского о том, что партийная принадлежность кандидатов не оказывала существенного воздействия на исход губернаторских выборов 1996-1997 гг. Пример выборов губернатора в Волгоградской области это ярко опровергает. Избиратели выбирали КПРФ, а не малоизвестного директора судостроительного завода.                                            Подводя итог, следует отметить, что изменения в политической жизни России привели к появлению избирательного процесса, как явления политической жизни. Избирательные кампании стали важной составной частью политической культуры россиян. Однако способы их проведения в изученный период были далекими от моральных идеалов, в связи с чем остается острой проблема совершенствования избирательного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы.

"О назначении глав администраций городов - областных и краевых центров РСФСР" [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР от 11.12.1991 N 263 // Сайт Президента России: URL http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219422 (дата обращения 21.09.2013)

Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в редакции 1 ноября 1991 года), Ст. 146 [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации, история, Конституции СССР и РСФСР (1918-1978) : URL http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478729/ (дата обращения 23.11.13)

"О назначении выборов Главы Администрации Волгоградской области.» [Электронный ресурс] Постановление Волгоградской областной Думы от 11.07.1996 N 41/427 // Сайт «Портал Волгоградской области.» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_peradb.htm (дата обращения 03.03.2014)

"О назначении глав администраций Архангельской, Волгоградской, Иркутской областей" [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР от 19.09.1991 N 125 // Сайт Президента России: URL  http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219264 (дата обращения 20.09.2013)

"О Регламенте Волгоградской областной Думы" [Электронный ресурс] Постановление Волгоградской областной Думы от 03.02.1994 N 3/15 // Сайт «Портал Волгоградской области» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/index.htm (Дата обращения 22.02.2014)[1] Смотрите, кто пришел // Городские вести. -1994. - 22 января. -№12. - С.2

«Малый слушает мэра» // Городские вести. -1992.- 28 апреля.[1] Тюков Н., Запеклый А. Элиты российских регионов формирование и развитие. С.86.

 «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти РСФСР» [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР  от 22.08.1991г. №75  // Сайт Президента России: URL  http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219422 (дата обращения 20.09.2013)

«О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400  // Сайт Президента России.: URL http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1209725 (дата обращения 25.11.2013).

«Об избрании председателя волгоградской городской Думы» [Электронный ресурс]. Постановление Волгоградской городской Думы от 13.11.1995 г. N 1/7 // Сайт «Портал Волгоградской области.» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_perkdi.htm (дата обращения 01.03.2014)

«Об органах представительной власти Волгоградской области» [Электронный ресурс] Решение Малого совета Волгоградского областного совета народных депутатов от 28.10.1993 № 23/247-295 // Сайт Волгоградской областной Думы. URL: http://volgoduma.ru/o-dume/history.html?start=1. (дата обращения 24.11.2013).

«Что «думовцу» более ценно: солидная должность или депутатство?» // Городские вести. -1993.-15.декабря. -С.1

Волгоградская областная Дума первого созыва 1993-1998 гг // [Сайт "Волгоградской областной Думы.] URL:  http://volgoduma.ru/o-dume/history.html (дата обращения 25.11.2013).

Гуцакис С. Волгоградская область в апреле1997 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга.  ИГПИ. 1997. № 4. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1997/0497/34.html (Дата обращения 11.03.2014)

Гуцакис С. Волгоградская область в марте 1994 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга ИГПИ. 1994. № 3. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1994/0394/34.html (Дата обращения 12.02.2014 )

Дума решила все-таки сама думать // Городские вести.-1994.-16.Февраля.- С.1

Петрова А. «Сергей Боженов возглавил Волгоградскую область» // Коммерсант. — Волгоград, 2012. — 02 феврая. — №32. — С. 1.

Рогожин А. Местное самоуправление в Волгоградской области: опыт, проблемы, тенденции. С. 210

Смотрите, кто пришел. // Городские вести. -1994. -12.Января. - С.1

Шатрищев А.  «Ну прямо мороз по коже!»

Шереметьева Л. Волгоградская область в мае-сентябре 1992 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга. ИГПИ. 1992. № 9. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/oct_96/volg.html (Дата обращения 07.02.2014)


[1] Шереметьева Л. Волгоградская область в мае-сентябре 1992 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга. ИГПИ. 1992. № 9. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/oct_96/volg.html (Дата обращения 07.02.2014)

[2] Рогожин А. Местное самоуправление в Волгоградской области: опыт, проблемы, тенденции. С. 210

[3] "О назначении глав администраций Архангельской, Волгоградской, Иркутской областей" [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР от 19.09.1991 N 125 // Сайт Президента России: URL  http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219264 (дата обращения 20.09.2013)

[4] «О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти РСФСР» [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР  от 22.08.1991г. №75  // Сайт Президента России: URL  http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219422 (дата обращения 20.09.2013)

[5] "О назначении глав администраций городов - областных и краевых центров РСФСР" [Электронный ресурс] Указ Президента РСФСР от 11.12.1991 N 263 // Сайт Президента России: URL http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1219422 (дата обращения 21.09.2013)

[6] Конституция (Основной закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики от 12 апреля 1978 г. (в редакции 1 ноября 1991 года), Ст. 146 [Электронный ресурс] // Сайт Конституции Российской Федерации, история, Конституции СССР и РСФСР (1918-1978) : URL http://constitution.garant.ru/history/ussr-rsfsr/1978/red_1978/5478729/ (дата обращения 23.11.13)

[7] «Малый слушает мэра» // Городские вести. -1992.- 28 апреля.- С.1.

[8] Тюков Н., Запеклый А. Элиты российских регионов формирование и развитие. С.86.

[9]  «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [Электронный ресурс] Указ Президента РФ от 21.09.1993 № 1400  // Сайт Президента России.: URL http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx?1209725 (дата обращения 25.11.2013).

[10] Шатрищев А.  «Ну прямо мороз по коже!»

[11] «Об органах представительной власти Волгоградской области» [Электронный ресурс] Решение Малого совета Волгоградского областного совета народных депутатов от 28.10.1993 № 23/247-295 // Сайт Волгоградской областной Думы. URL: http://volgoduma.ru/o-dume/history.html?start=1. (дата обращения 24.11.2013).

[12] Гуцакис С. Волгоградская область в марте 1994 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга ИГПИ. 1994. № 3. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1994/0394/34.html (Дата обращения 12.02.2014 )

[13] «Что «думовцу» более ценно: солидная должность или депутатство?» // Городские вести. -1993.-15.декабря. -С.1

[14] Смотрите, кто пришел. // Городские вести. -1994. -12.Января. - С.1

[15] Волгоградская областная Дума первого созыва 1993-1998 гг // [Сайт "Волгоградской областной Думы.] URL:  http://volgoduma.ru/o-dume/history.html (дата обращения 25.11.2013).

[16] Дума решила все-таки сама думать // Городские вести.-1994.-16.Февраля.- С.1

[17] "О Регламенте Волгоградской областной Думы" [Электронный ресурс] Постановление Волгоградской областной Думы от 03.02.1994 N 3/15 // Сайт «Портал Волгоградской области» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/index.htm (Дата обращения 22.02.2014)

[18] Смотрите, кто пришел // Городские вести. -1994. - 22 января. -№12. - С.2

[19] «Об избрании председателя волгоградской городской Думы» [Электронный ресурс]. Постановление Волгоградской городской Думы от 13.11.1995 г. N 1/7 // Сайт «Портал Волгоградской области.» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_perkdi.htm (дата обращения 01.03.2014)

[20] "О назначении выборов Главы Администрации Волгоградской области.» [Электронный ресурс] Постановление Волгоградской областной Думы от 11.07.1996 N 41/427 // Сайт «Портал Волгоградской области.» URL: http://volgograd.news-city.info/docs/sistemsp/dok_peradb.htm (дата обращения 03.03.2014)

[21] Гуцакис С. Волгоградская область в апреле1997 года [Электронный ресурс] // Выпуски политического мониторинга.  ИГПИ. 1997. № 4. URL: http://igpi.ru/monitoring/1047645476/1997/0497/34.html (Дата обращения 11.03.2014)

[22] Петрова А. «Сергей Боженов возглавил Волгоградскую область» // Коммерсант. — Волгоград, 2012. — 02 феврая. — №32. — С. 1.

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top