Малютина А.Н.

 

Введение

В XIX веке в одном из волжских провинциальных городов Самаре музыка Петра Ильича Чайковского звучала всегда: заезжие артисты ставили «Евгения Онегина», выпускники столичных консерваторий пели на музыкальных вечерах романсы, играли пьесы.

После смерти композитора самарские любители музыкального и драматического искусства устроили вечер его памяти. Средства, собранные во время концерта, пошли на «…составление капитала в память П.И.Чайковского, для пособия музыкальным артистам и композиторам и на постановку статуи почившего композитора во вновь строящемся здании Санкт-Петербургской консерватории» (2).

Мало кто знает из самарцев, что П.И.Чайковский в 1887 году проездом побывал в Самаре и гулял по ее улицам. Сегодня трудно даже представить, что всемирно известный композитор мог просто ходить по улицам нашего города, что не было толпы репортеров, что его не окружали  восторженные поклонники. Композитор был рад этому, так как больше всего ценил тишину.

Попробуем и мы пройтись по улицам старой Самары, послушать шум города, посмотреть на дома и людей глазами Чайковского…

Глава I

Монументальная фигура композитора, патриота и гражданина Петра Ильича Чайковского стоит над многими великими художниками XIX века. Его музыка завоевала мировое признание. Постоянное   напряжение   творческих сил,   повседневный труд  над созданием музыкальных   произведений   были содержанием и смыслом  жизни музыканта.

По   окончании   Санкт-Петербургской консерватории   Чайковский   был   приглашен   Николаем Рубинштейном   преподавать в Московскую   консерваторию, открывшуюся в  1866 году.Деятельность   Чайковского   заложила основы педагогических традиций Московской консерватории: он создал учебник гармонии, переводил другие учебные пособия из Европы. Чайковский выступал в печати со статьями в поддержку Н.Римского-Корсакова и М.Балакирева, был внештатным корреспондентом газет «Современная летопись» и «Русские ведомости».

Педагогическая деятельность отвлекала Чайковского от творчества, но, тем не менее, он пробыл профессором консерватории 12 лет. В Москве быстро укрепился авторитет Чайковского-композитора, его произведения много печатались и исполнялись. Чайковский создал классические образцы разных жанров: симфонии (1866, 1872, 1875, 1877), струнные квартеты (1871, 1874, 1876), фортепианные концерты (1875, 1880, 1893), балет «Лебединое озеро» (1875-76). Он писал романсы, фортепианные произведения (цикл «Времена года»), программные симфонические произведения — увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» (1869), фантазия «Буря» (1873), фантазия «Франческа да Римини» (1876),  оперы «Опричник» (1870-72), «Кузнец Вакула» (1874).

Чайковского охотно принимали в лучших домах Москвы и Санкт-Петербурга, им восхищались, но материально жил он трудно.  Все силы  отнимали уроки и занятия с учениками. Напряженный педагогический и композиторский труд, неудачная женитьба в 1877 году вызвали  тяжелый кризис в жизни и творчестве композитора.

Добрым ангелом-спасителем стала для Чайковского Надежда Филаретовна фон Мекк, 45-летняя вдова богатого промышленника, страстная поклонница его таланта (и просто влюбленная в Чайковского женщина). В конце 1876 года он получил письмо, в котором Надежда Филаретовна  сообщила, что будет ежегодно посылать ему огромную по тем временам сумму денег (6 тыс. рублей), чтобы он не думал о заработках и мог спокойно творить.  Материальная   поддержка позволила композитору оставить  работу в консерватории и   уехать  в  Европу.

Путешествуя по разным странам, в том числе и в Америке, Чайковский знакомился  с музыкой европейских  композиторов, концертировал, пробовал себя в роли дирижера…

Только под конец жизни Чайковский смог обосноваться в своем собственном доме, в подмосковном Клину, где до сегодняшнего дня находится мемориальный Дом-музей (дом со всей обстановкой).

Дружба и переписка с  Надеждой Филаретовной фон Мекк, длившаяся с 1876 по 1890 год, позволяет узнать многие важные факты из его творчества и жизни. О посещении города Самары мы тоже узнали из этих писем и дневников композитора.

 

 

Глава II

Начавшиеся   с   1887   года    дирижерские   выступления композитора стали частью жизни Чайковского. Гастрольные поездки продолжались не только по Европе, но и по городам России:    в     Москве и в Петербурге, в Киеве, Харькове,  Одессе, Тифлисе и др. Чайковский неоднократно бывал на Кавказе, останавливался в Тифлисе, Боржоми, навещал семью своего брата, пил воду, поправляя расшатанные нервы.

Так случилось и в 1887 году. В этот раз он решил путешествовать на корабле по Волге. Именно тогда, во время одной из остановок, он посетил город Самару. Об этом можно узнать из его писем к Н.Ф.фон Мекк (№376-384) и записей в дневнике.

Отправляемся и мы в путешествие по Волге вместе с П.И.Чайковским.

«Послезавтра я отправляюсь на несколько дней в Москву, оттуда на время (дней на семь) в Каменку и потом на Кавказ, где и пробуду, вероятно, все лето. Прошу Вас, дорогой друг, если будете писать мне, адресовать в г.Тифлис, Окружной суд, А. И. Чайковскому, для передачи мне. Из Тифлиса мы в июне переедем в Боржом, и впоследствии я сообщу Вам свой боржомский адрес» (из писем, №376. Чайковский – Мекк. С. Майданово, 24 апреля 1887 г.).

Чайковский приобрел билеты на пароход «Александр II» и вместе со своим слугой, Алексеем Софроновым, отправился в путешествие по великой реке Волге.

 «Еду я в Нижний-Новгород, оттуда по Волге до Астрахани, отсюда в Баку и по железной дороге в Тифлис. Я выбрал этот путь потому, что уже давно мечтал проехать пароходом по Волге. Мне придется ехать на пароходе “Александр II”, который считается лучшим волжским пароходом...» (из писем, №380, Чайковский - Мекк. Москва, 20 мая 1887 г.).

 

 Пароход неспешно передвигался по реке, делал частые остановки. Пассажиры сходили на берег, осматривали города. На пути были остановки в Чебоксарах, Казани, Симбирске…

Как всегда, Чайковский вел записи, писал письма к Надежде Филаретовне фон Мекк. В одном из писем он поделился самыми яркими впечатлениями от увиденного: «Вот уже восемь суток я всё еду и лишь через два дня надеюсь добраться до Тифлиса. Нисколько не раскаиваюсь, что избрал столь отдаленный путь, ибо видел много нового и интересного.

Выехал я из Москвы двадцатого числа по Нижегородской дороге. С трудом достал место второго класса на переполненном пассажирами пароходе «Александр II». Пароход этот считается наилучшим ходоком, и оттого на нем всегда едет очень много народа. Мне было очень неудобно и тесно, но, в общем, я остался всё-таки совершенно доволен своей волжской поездкой.

Река теперь в полном разливе; местами берега так удалены один от другого, что река делается похожа на море. Действительно «Волга-матушка» есть нечто грандиозное, величаво-поэтическое. Правый берег горист и представляет часто очень красивые ландшафты, но, конечно, в этом отношении невозможно и сравнивать Волгу с Рейном или даже Дунаем, Роной и т. п. Не в берегах красота, а в этой безграничной шири, в этой массе вод, неторопливо, без всякого бурления, а спокойно катящихся к морю.

 

Мы достаточно долго останавливались в разных попутных городах, чтобы составить себе о них понятие. Больше всего мне понравилась Самара и еще маленький городок Вольск, в котором имеется один из лучших садов, когда-либо мной виденных» (из писем, №381. Чайковский – Мекк. Каспийское море. 28 мая 1887 г.).

Глава III

Самара, как и многие  волжские города, стоит «лицом» к Волге. В XIX веке с проходящих пароходов для пассажиров открывался город с многочисленными золотыми куполами церквей.

Регулярное движение пароходов по Волге началось в самой середине XIX века и к концу XIX века пароходов на реке было  очень много. Ими владели многочисленные пароходные компании: «Русь», «Дружба», «Купеческое», «Дружина» и др. Самыми крупными  пароходствами были «Самолет» и «Кавказ и Меркурий».

Пароходы неспешно двигались по Волге, останавливались у пристаней, и тогда обычный ритм плаванья менялся, замедлялся ход. Около Самары судно швартовалось к пристани Общества «Русь» или «Кавказ и Меркурий».

Пассажиры сходили на  берег и видели перед собой Предтеченскую (ныне Некрасовскую) улицу Самары, резко поднимавшуюся в гору, мощёную жигулёвским булыжником, симпатичную и простую как и вся провинциальная жизнь города.

Гости спрашивали: «А почему так называется эта улица?». Кучера отвечали: «Ну, Предтеченская - это предтеча Самары, через неё Вы в город попадёте». На самом деле, Предтеченская называлась так потому, что в конце улицы находилась  старинная церковь Иоанна Предтечи.

Жизнь Набережной кипела: здесь шумел  Бурлацкий рынок, растянувшийся на три квартала вдоль Волги до Заводской улицы (ныне улица Венцека). Здесь «работали» цыганки: «Дай погадаю, позолоти ручку». Местные гармонисты наигрывали и плясовые, и протяжные...

Чайковский оставил записи в дневнике о своей прогулке по Самаре: «Проснулся в Самаре. Одевшись и напившись чаю, пошел с Алешей погулять по городу. Город хоть куда.  Везде объявления о данном вчера «Онегине» (из дневника П.И.Чайковского, от  23 мая 1887 года).

Чайковский не спеша поднимался по улице Предтеченской, дошел до Казанской (ныне Алексея Толстого), вглядываясь в дома заселявших в те времена улицу немцев. До сих пор кое-где сохранились их постройки с маленькими двориками, полисадниками, деревянными верандами.

ДальшеЧайковский дошел до улицы Дворянской (ныне – улица Куйбышева), увидел Лютеранскую церковь, построенную в 1865 году купцом П.Цельмером. Лютеранская церковь и сегодня является действующей в городе.

За кирхой, дальше по улице,  возвышалась Единоверческая церковь. В 1858 году священный Синод разрешил построить  каменный храм, в 1865 году храм освятили. Он выглядел великолепно: из белого камня, пятиглавый, с сорокаметровой колокольней и огромным  крестом.

 

Пётр Ильич Чайковский зашел в этот храм и послушал службу по древнему дониконианскому уставу, о чем оставил запись в дневнике: «Единоверческая церковь, оригинальное пение очень мне понравилось…»  (из дневника П.И.Чайковского от  23 мая 1887 года).

Сегодня мы не увидим это здание. В начале 30-х годов по проекту архитектора П.А.Щербачева церковь перестроили под клуб и столовую швейной фабрики «Красная звезда»: снесли купола,  верхние ярусы колокольницы, сохранили только  стены для будущего клуба.В наш дни  здесь располагается Самарский муниципальный театр драмы «Камерная сцена», который основан в 1993 году.

Где еще был Чайковский в Самаре, гулял ли по улице Дворянской, дошел ли до Соборной площади, центральной в городе, – неизвестно. Наверное, все это он видел, так как писал об афишах, которые были расклеены по всему городу, проходил перекресток  улиц Дворянская-Предтеченская, мог дойти и до Покровского собора, который был освящен еще в 1861 году.

Мог побывать и на Соборной площади и видеть  строящийся в то время Кафедральный Воскресенский собор (собор  был открыт и освящен в 1894 году, но в 1935 году был взорван).

Остановка в Самаре была короткой. Чайковского никто не заметил, он гулял как простой прохожий, никем не узнанный…

Этим же вечером пароход отправился дальше, и в июне 1887 года Петр Ильич Чайковский прибыл в г.Боржом.

Заключение

Музыка Петра Ильича Чайковского звучала в Самаре всегда. 5 апреля 1940 года Куйбышевский облисполком принимает решение о создании на базе Гастрольбюро Самарской филармонии. 8 мая начался первый рабочий день коллектива филармонии в здании бывшего цирка «Олимп». И первый концерт самарской (тогда куйбышевской) филармонии был посвящен 100-летию со дня рождения П.И.Чайковского.

 

В декабре 1943 года, несмотря на Великую Отечественную войну и тяжелый труд жителей города во имя фронта и победы, филармония открывает свой очередной симфонический сезон.  В программе  – музыка Чайковского: увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», «Вариации на тему рококо», фрагменты из опер «Пиковая дама» и «Черевички», «Итальянское каприччио» (дирижер Антон Эйхенвальд).

В 2015 году Самарская филармония открыла цикл юбилейных программ, посвященных 175-летию со дня рождения Петра Ильича Чайковского. На концерте  «День ли царит...» прозвучали фортепианные пьесы, романсы и Трио для фортепиано, скрипки и виолончели в исполнении артистов филармонии

На сцене Самарского академического театра оперы и балета так же звучит музыка П.И.Чайковского. В репертуаре театра – все три балета, опера «Евгений Онегин». В разные годы на сцене театра исполнялись оперы  «Иоланта», «Черевички». В 2015 году в июне был возобновлен в новой редакции спектакль «Пиковая дама».

В честь 175-летия композитора Петра Ильича Чайковского самарской публике будет представлена опера «Мазепа». «Мазепа» будет исполняться в рамках творческого вечера «Маэстро Александр Анисимов приглашает» в форме литературно-музыкальной композиции.

Имя П.И.Чайковского в России носят многие учебные заведения, учреждения культуры, оркестры. По реке Волге ходит теплоход Петр Чайковский.

7 мая 1940 года Московская консерватория официально получила имя Чайковского. В 1958 году учрежден Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Чайковского. Еще один конкурс - Международный юношеский конкурс имени П.И.Чайковского - проводится с 1992 года в разных странах всего мира. В 2015 году, в год 175-летия со дня рождения композитора, он проводился в городе Новосибирске.

В 2014 году за достижения в учебной, творческой, концертно-конкурсной деятельности Детская музыкальная школа №5 городского округа Самара удостоена имени Петра Ильича Чайковского. Теперь в нашем городе есть школа имени великого мастера. А посещение города самим композитором может стать началом еще одного туристического маршрута – музыкального.

Источники и литература:

  1.       http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/65226-pyotr-ilich-chajkovskij/
  2.       http://www.samluka.ru/0600/index.html#
  3.       http://humus.dreamwidth.org/2311011.html
  4.       http:// kraeved-samara.ru/archives/454
  5.       Бичуров Г.В. Самара. Улица Предтеченская. http://oldsamara.samgtu.ru/part_3/page_02a/html/73.html
  6.       Цветова Е.М. Петр Ильич Чайковский в Самаре-Куйбышеве-Самаре. Журнал Самарская лука №15, 2008 год. http://www.samluka.ru/1508/chaikovski.html)
  7.       Шакиров А. http://samaraulitka.ru/pagepredchenskay

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top