Воробец Г.И.

 

Введение

175-летию российского булата и

200-летию Златоустовской оружейной фабрики

посвящается.

История развития российской металлургии на Урале для оружейного производства – обширная, богатая и важная тема, неразрывно связанная со Златоустом и людьми, здесь работавшими. Остановимся подробно на эпохе И.Бушуева и П.Аносова – времени создания Златоустовской оружейной фабрики, поисков своего стиля в создании холодного оружия, использования новых материалов, способов обработки и исследования металла.

Основание уральского города Златоуста относится к середине XVIII века, когда началось промышленное освоение природных богатств и территории Южного Урала. 31 августа (по новому стилю 11 сентября) 1754 года было получено разрешение Берг-коллегии на строительство завода, который было велено «именовать и писать Златоустовским»[1]. Работы начались с возведения плотины - перегородили реку Ай в узком створе между склонами Уреньги и Косотура. Деревянная часть плотины состояла из сложного комплекса сооружений, выполненных из лиственницы, наиболее прочного и не гниющего в воде дерева. Завод, как бы он не назывался за эти два с половиной века – железоделательный завод Мосоловых, Оружейная мастерская, Златоустовская оружейная фабрика, Златоустовский завод, Златоустовский механический завод, Златоустовский инструментальный завод-комбинат имени В.И.Ленина, позже – Златоустовский машиностроительный завод, ПО «Булат» и, снова, Златоустовская оружейная фабрика – ни разу не прекращал свою работу, здесь создавалась слава русского холодного оружия, и рождалось искусство златоустовской гравюры на стали. Заводские здания, в том числе, здание Арсенала с отлитыми более 100 лет назад стальными пушками у входа, до сих пор украшают центральную городскую площадь, сюда же спускается улица немецких мастеров-оружейников Большая Немецкая (сейчас это улица Ленина).

История в Златоусте органично вписана в настоящее и находится вокруг повсюду благодаря бережному и уважительному отношению жителей города. И, изучая эту историю, очень часто в исторических материалах, статьях, книгах встречаешь ссылки на сказы уральского писателя Павла Петровича Бажова «Иванко Крылатко»[2] и «Коренная тайность»[3], иногда цитируется творчество златоустовского поэта Константина Васильевича Скворцова (драматическая легенда «Ущелье крылатых коней»[4] и драма «Отечество мы не меняем»[5]). В бажовских сказах Иванко Крылатко неразрывно связан с именем Ивана Бушуева, П.П. Аносов предстает металлургом, исследователем и изобретателем, дополняют бажовскую картину поэтические образы из драматических легенд К.Скворцова. Работая над научно-исследовательским проектом о влиянии исторических эпох на развитие златоустовской гравюры на стали, мы дополнили текст работы цитатами из этих произведений и заметили, что литературные эпизоды часто не совпадают с историческими данными. Это противоречие мы надеялись разрешить в ходе работы над новым проектом. Так была выбрана тема нашей работы – искусство мастеров металла Златоустовской оружейной фабрики в исторических фактах и литературных образах сказов П.Бажова и драм К.Скворцова, проблемой которой является соотношение между историческими фактами и их литературной интерпретацией.

Вначале работы мы хотели воспользоваться альтернативным способом решения вопроса – изучением критической литературы по всем этим литературным произведениям. Но этот способ не дал результатов: во всех материалах были подробно разобраны сюжеты, стили повествования, достоинства, идеологическая составляющая и пр., но ни в одной критической, аналитической, информационной статье не анализировалась историчность этих произведений, не ставился вопрос: «Можно ли доверять этим литературным произведениям и изучать по ним реальную историю? Насколько близки сюжеты к историческим фактам?».  Поэтому было решено изучить сюжеты сказов и драм, а также историю Златоустовской оружейной фабрики, сопоставить литературные эпизоды и соответствующие им исторические факты и самостоятельно сделать вывод о степени историчности сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней».

Актуальность выбранной темы - в необходимости установить историческую достоверность описанных событий. Как говорит известный златоустовский краевед, автор множества книг, почётный гражданин города Златоуста Александр Козлов: «А иначе зачем бы нам ворошить пыль веков, если б это прошлое нам сегодня не было так потребно». Кроме того, необходимо отметить, что в 2012 году исполнилось 175 лет с момента открытия П.П.Аносовым тайны выплавки литого булата - в 1837 году первые клинки из булатной стали были представлены российскому императору, а 2015 году Златоустовская оружейная фабрика отмечает свое 200-летие. Это – важные вехи в истории российской металлургии и оружейного производства.

Объект нашего исследования – история возникновения златоустовского искусства гравюры на стали, предмет – историчность литературных трактовок событий, связанных с этим процессом.

Цель работы – выявить, насколько соответствуют исторической действительности литературные образы сказов П.П.Бажова и драм К.В.Скворцова.

Для того чтобы достичь цели и найти ответы на поставленные выше вопросы, необходимо было решить следующие задачи:

- изучить сюжеты сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней»;

- изучить историю Златоустовской оружейной фабрики;

- сопоставить литературные эпизоды и соответствующие им исторические факты и самостоятельно сделать вывод об историчности сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драмы К.Скворцова «Ущелье крылатых коней».

Практическая значимость проекта заключается в основе для создания экскурсионного маршрута, знакомящего уральских школьников с искусством златоустовских граверов и мастерством металлургов. Поэтому список задач необходимо дополнить следующими:

- подготовить теоретический материал – основу для проведения экскурсии;

- разработать и опробовать туристический маршрут на практике и заинтересовать как можно больше людей красотой и живой историей этого края.

Гипотезой нашего проекта стало предположение, что указанные литературные произведения вполне историчны, а, значит, могут использоваться в качестве учебного материала для ознакомления с историей златоустовской гравюры на стали и уральской металлургии вообще.

Структура работы включает в себя содержательную часть, состоящую из двух глав, построенных по принципу событийной сопоставимости.

Главы содержат теоретическую часть, дополненную описанием практической части исследования, включающую знакомство со Златоустовской оружейной фабрикой, производством клинков и булата, а также экскурсию по городским местам, где исторические факты и литературные эпизоды оживают и становятся наглядными и доступными каждому, а современность вплетается в историю.

В работе мной были использованы следующие методы:

- метод сравнительного анализа;

- метод экспертной оценки;

- метод контент-анализа (содержательного анализа);

- метод социологического исследования в форме интервьюирования,

-метод математического анализа статистических данных.

Златоустовской оружейной фабрике посвящено немало специальных работ. В частности, можно назвать книги М. Глинкина «Златоустовская гравюра на стали»[6], М.Денисовой «Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики»[7], «Златоуст – город мастеров»[8], Ю.Б.Рябкова «Современное состояние Златоустовской гравюры на стали»[9]. История российского булата, деятельность П.П.Аносова представлены в монографии Ю.Г.Гуревича «Булат. Структура, свойства и секреты изготовления»[10].

С другой стороны, вопросы истории Златоустовского оружейного искусства с неизбежностью затрагивались в трудах по истории Урала и краеведению общего характера, например, в книгах Черноскутова А.П. и Шинкаренко Ю.В. «Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей»[11]; Рундквиста Н.А. «Сто дней на Урале»[12]; Кирилловой И.А. «Легенды Южного Урала»[13] и других. Наибольшую помощь мне в моей работе оказали следующие издания: Ю.Окунцов «Златоустовская оружейная фабрика»[14], Козлов А.В., Заева Л.П. «С именем Златоуст»[15], а также материалы Златоустовских краеведческих конференций разных лет под редакцией Шадриной Т.В.

Итак, давайте рассмотрим исторические факты и их литературную интерпретацию, и тогда мы получим все ответы.


Глава 1. Основание Златоустовской оружейной фабрики и появление искусства гравюры на стали

К началу XIX века перед правительством России встал вопрос о создании фабрики холодного оружия. Поскольку войны следовали одна за другой, требовалось много стандартного и качественного оружия. 15 декабря 1815 года состоялось официальное открытие «Фабрики дела белого оружия, разных стальных и железных изделий», которая по замыслу основателей, должна была стать главным производителем отечественного холодного оружия для российской армии и флота. Юрий Петрович Окунцов, эксперт Росохранкультуры по холодному и огнестрельному оружию, утверждает, что Златоустовская оружейная фабрика – единственное в России предприятие, специализировавшееся на производстве холодного (как тогда говорили «белого») оружия.[16]

После победы над Наполеоном в Отечественной войне к русскому офицерству было особое отношение. Их сабли, шпаги, палаши и прочее оружие должны были своим великолепием и надежностью отразить и подчеркнуть статус армии в России того времени. Решение «об учреждении оружейной фабрики с помощью вызванных иностранных оружейников» принял кабинет министров и утвердил император Александр I, считавший эту фабрику своим детищем. В журнале заседаний Комитета министров есть следующая запись: «Комитет, приняв во уважение ту пользу, которая произойти должна от укоренения в России искусства, через вызванных из Солингена мастеров, делать белое оружие и разные вещи из стали, ни мало не уступающие добротою, выделываемым в самом Солингене, как знаменитейшем месте в Европе», и далее следует вывод о «достижении цели наиболее удобным образом» путем «управления Златоустовскими заводами и оружейною при них устраиваемою фабрикою».[17] Оружейные мастерские были основаны в городе Золингене ещё в XIII веке, производство клинков постоянно росло, мастера выезжали на учёбу в знаменитые оружейные центры, в том числе, и в Толедо. Золинген, пережив все перевороты, завоевал в Европе прочную славу центра оружейного дела. Но в XVIII веке производство стало сокращаться, а после войны с Наполеоном и вовсе настали трудные времена, забытые и невостребованные в своём отечестве мастера стремились попасть в Россию, где им были обещаны и предоставлялись очень выгодные условия.

Первая партия иностранных мастеров прибыла в Златоуст в августе 1814 года. Был заключен контракт с Вильгельмом Николаем Шафом, специалистом по вытравке и позолоте клинков. Его старший сын Людвиг имел ту же специальность, а два младших сына учились лакировке кожаных ножен.[18] Первые два года (1816 и 1817 годы) немецкие мастера были единственными в Златоусте, кто украшал оружие. Но правительство России предписывало «приложить всевозможные старания» для отказа от помощи иностранцев и передачи производства в руки русских мастеровых. Контракт обязывал Шафов с первых дней готовить учеников и передать подробное описание приготовления состава для золочения, но они уклонялись от выполнения своих обязанностей сколько могли, и только 1 апреля 1818 года директор фабрики А.Фурман заставил Вильгельма Шафа приступить к обучению русских мастеров. Успех русских граверов был поразителен. Уже 4 июня 1818 года Фурман сообщал министру финансов: «Сии ученики уже работают ничем не хуже своих учителей и без их малейшей помощи. Нынешнее оружие, красотою позолоты и чистотою оправки, далеко превосходит прежде сего посланное. Оружие наперёд сего посланное, всё без изъятия, было украшено иностранными мастерами Шафами, а в нынешнем, крайне малая часть токмо, их работы; почти всё украшено русскими учениками»[19]. Документы красноречивы: за два года Шафы украсили 100 клинков, а их ученики за 4 месяца (с марта по июнь 1818 года) изготовили 300 сабель и шпаг. Но в истории эти клинки сохранились под именем Шафов с клеймом «Шаф и сын».

В 1823 году Шафы, покидая Златоустовскую оружейную фабрику, признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте».[20]

Несложные приемы художественной обработки стали из арсенала немецких умельцев – вытравка после предварительной рисовки на клинках, синение, золочение стали с применением ртути («золочение через огонь») были освоены учениками очень быстро. И секрет золочения, который Шаф записал и попросил запечатать в конверт и не открывать до его отъезда на родину, был случайно обнаружен только через 60 лет, когда его содержимое уже давно не было тайной, ведь клинки, и не только, всё это время выпускались и украшались уже нашими, российскими мастерами. Огромным отличием и шагом вперёд по сравнению с немецким украшением оружия стало нанесение нашими мастерами богатых и разнообразных рисунков. Немецкие мастера применяли для украшения технологию, позволявшую передавать только контуры изображаемого: вся поверхность клинка покрывалась лаком (киноварью), по которому иглой процарапывался рисунок, далее изделие протравливали кислотой, поверхность клинка оставалась блестящей, а рисунок - матовым.[21] Вообще, немецкие традиции украшения клинка не шли дальше клейма мастера, хоть и расположенного на видном месте, слов «Сделано в Золингене», фирменных знаков, девизов и поговорок, отдельных предметов, гирлянд, иногда собираемых в одну рамку.

Шафы были ремесленниками высокого класса, прекрасно владели техникой вытравки, гравировки, позолоты. Но они не были художниками. Наши же мастера обладали серьёзной подготовкой в живописи и рисовании, были куда более образованными людьми, чем иностранцы. Бушуев и Бояршинов были унтер-шихмейстерами, т.е. имели государственный чин, а, как рассказывал нам краевед Ф.Н. Яблонский, Шафы, сколько не писали обращений, чин так и не получили[22].

Русские «ученики» Шафов – Иван Бушуев, Иван Бояршинов - быстро освоили эти приемы и пошли дальше, впервые нанося кисточкой само изображение на металл лаком и протравливая весь клинок. Такой рисунок после травления выступал рельефно, приобретал объем. Появилась возможность создавать более сложные и красивые многофигурные картины – батальные сцены, мифологические сюжеты, сцены охоты на медведя и кабана. Например, на сабле «Бородинское сражение» разворачивается панорама баталии и фрагмент конного сражения[23], а на украшениях были перекрещенные сабли, копья, ножи, лавровые венки, барабаны, кивера. Не отказались мастера и от стальной иглы, позволявшей наносить дополнительные штрихи для большей выразительности рисунка. Характерно для златоустовских мастеров особое уважение к металлу, использование красоты металлической поверхности: гладко отполированной «белой» плоскости, узорного «дамаска» или литого булата.

Павел Свиньин после посещения фабрики в 1825 году писал в журнале «Отечественные записки»: «Мастер Иван Бушуев особенно прославился искусством в позолоте клинков. Он не только перенял в совершенстве от Шафов, привезших этот секрет из Золингена, но его ещё усовершенствовал. Из сравнения обыкновенной сабли Златоустовской с богатейшей саблей Солингеновской можно убедиться в превосходстве русского оружия над немецким. В Златоусте рисуются на клинках целые баталии и мифологические происшествия. Бушуев, молодой человек, обещает много хорошего, ибо имеет страсть к своему художеству и душу пылкую, сверх того он любит словесность и пописывает стишки»[24].

Одним из любимых мотивов И.Бушуева стал крылатый конь Пегас. Пегас стал верным хранителем и символом, гербом Златоуста. Автор герба – скульптор Владимир Павлович Жариков – говорил, что «хотел подчеркнуть, что в городе булата и гравюры на стали труд одухотворен искусством»[25].

Глава 2. Анализ исторического соответствия литературных эпизодов сказа П.Бажова «Иванко Крылатко» и драматической легенды К.Скворцова «Ущелье крылатых коней»

Сказ «Иванко Крылатко» написан в 1943 году, в самый разгар Великой Отечественной войны. Драматическая легенда «Ущелье крылатых коней» создана почти через 30 лет в 1970 году. Для реализации поставленных целей в литературных произведениях были выделены эпизоды, событийно сопоставимые с реальными историческими данными. Подробные цитаты и детализированные исторические факты приведены в сводной таблице.[26]

Сведя все данные в одну таблицу и проанализировав их, видим, что число совпадений весьма невелико:

1. Главного героя обоих литературных произведений зовут Иван Бушуев, как и его реально существовавшего прототипа. Бажов: «Паренек…- Иванко, той же фамилии – Бушуев» [27]. У Скворцова в перечне действующих лиц указан «Иван Бушуев, мастер украшенного оружия» [28].

2. Профессия главного героя – художник-гравер. Бажов: «Иванко Бушуев. Смышленый по рисовке», «Иванко и принялся за работу. Дело ему, по-настоящему сказать, знакомое. …Решил, - буду рисовать коня на полном бегу. Поглядел Иванко, чует - ловко рисовка к волновому булату пришлась. Живыми коньки вышли». У Скворцова в перечне действующих лиц указана профессия Бушуева - мастер украшенного оружия.

3. Место действия – Златоустовская оружейная фабрика. В сказе «Иванко Крылатко» исторически точно описано обустройство жизни приехавших немецких мастеров, практически повторяя исторические документы: «Про наших златоустовских сдавна сплетка пущена, будто они мастерству у немцев учились». «Не дом, не два, а полных две улицы (немцев – прим. автора) набилось. Так и звались: Большая Немецкая - это которая меж горой Бутыловкой да Богданкой - и Малая Немецкая. Церковь у немцев своя была, школа тоже, и даже судились немцы своим судом». У Скворцова место действия обозначено как «Урал. Фабрика белого оружия», ссылкой на Златоуст является упоминание Таганая, горного хребта близ Златоуста.

4. Немецкие мастера-оружейники Шафы обучают Ивана Бушуева своему мастерству. Бажов: «Надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть… Так Иванко и попал к немцу, в подручные». Скворцов приводит слова Вильгельма Шафа: «Ну, а Бушуев… Как он смел негодный, Не почитать учителя!..»

5. Бушуев – автор мотива «Крылатый конь». Бажов: «Генерал… долго на коньков любовался, заточку осмотрел и говорит: «Много я на своем веку украшенного оружия видел, а такой рисовки не случалось. Видать, мастер с полетом. Крылатый человек». Скворцов так рисует историю возникновения крылатых коней: «…Коль в узор возьмет коней крылатых, бессмертны будут и Иван, и кони…». Генерал, приехавший с Александром I, говорит: «Не покривя душой, я выбрал бы клинок с конем крылатым... Кто этот мастер дивный, сочинивший узор бессмертный?». Фантазия И.Бушуева и в самом деле создала, а талант увековечил на металле образ стремительно несущегося крылатого коня Пегаса как символ творческого горения.

6. Немецкий подход к украшению холодного оружия отличался от подхода златоустовских мастеров. Бажов: «Наши мастера тоже хвалят (клинок Ивана - прим. автора). А немцы разве поймут такое? Какой глюпость! Кто видел коня с крильом!». Людвиг из драмы Скворцова так говорит об украшении клинков: «В искусстве нашем главное - умение руки, здесь сердце непричастно». И действительно, наши мастера к немецкому ремеслу добавили свое художественное видение, по словам П.Аносова «вытравка и позолота клинков принадлежат более к изящным искусствам… Здесь нужны мастеру не одно знание приёмов и навык, но рисовальное искусство, образованный вкус и изобретательный дух».

7. Златоустовскую оружейную фабрику посещает император Александр I. Бажов так описывает это событие: «К нам в завод царский поезд приехал. Тройках, поди, на двадцати. На другой день, как приехали в Златоуст, пошли все в украшенный цех». Скворцов таким образом сообщает о приезде царствующей особы: «Извещаю сим, что фабрики Уральского хребта, к великой чести вашей, удостоит со свитой высочайшим посещеньем наш император!». Действительно, российский император посетил Златоуст, состоялся осмотр фабрики и завода.

8. Места действия описанных событий гораздо раньше русских были заселены башкирскими и татарскими племенами. Да, действительно, коренным населением этих мест были башкиры, татары и пр. Местные топонимы красноречиво свидетельствуют об этом: Таганай - в переводе «подставка для луны», Юрма - в переводе «не ходи» и пр. Русское население стало появляться при промышленном освоении этой территории, строительстве заводов. Бажов: «Про башкир тоже забывать не след. Эти и вовсе задолго до наших в здешних местах поселились». У Скворцова описывается жизнь башкир, их обычаи, традиции, праздники; действие драмы начинается с традиционных весенних скачек - байга. Среди действующих лиц - Рамазан, старый батыр: «Я собирался умереть в седле, как дедами завещано башкирам…».

9. Немецкие мастера, передав мастерство мастерам златоустовским, покинули фабрику и уехали на родину. У Бажова: «А Фуйко после того случая в свою сторону уехал. Он, видишь, не в пример прочим все-таки мастерство имел, ему и обидно показалось, что его работу ниже поставили». У Скворцова Вильгельм Шаф говорит так: «Я - Шаф. Я лучший мастер Золингена, со мной никто в Европе состязаться в искусстве рисования на стали до сей поры, поверьте, не решался. Но здесь я чувствую, что с каждым часом уходит наша родовая слава…». В 1823 году Шафы были уволены с фабрики и покинули Златоуст. Покидая Златоустовскую оружейную фабрику, Шафы признавались: «Коренной Золингеновский завод не в состоянии приуготовить такого оружия, какое уже сделано было в Златоусте».

10. Златоустовские мастера научились работать самостоятельно и превзошли в мастерстве своих немецких учителей. Бажов отмечает: «Не тужи, Иванко! Без немцев жили и дальше проживем». Бушуев в драме Скворцова так говорит о свое работе: «Я нахожу узоры для клинков в ручьях витых литого Таганая, когда весна приходит, погоняя своих коней по белым тропам рек», а Александр I отмечает, что «здесь мастеровые работают не хуже мастеров (немецких – прим. автора) и даже превосходят их во многом».

По мнению ведущих экспертов и знатоков оружейного дела, характерными особенностями произведений златоустовской художественной школы до сих пор являются изысканность формы и украшения, высокое качество и верность традициям старой школы.

Часть фактов искажена частично:

1. Немецкие мастера, обучавшие златоустовских. Бажов пишет: «Приехал немец. Из себя видный, а кличка ему Штоф. …На деле оказалось - понимающий мужик. Глаз хоть навыкате, а верный, руке с инструментом полный хозяин и на работу не ленив. Прямо сказать, мастер». Скворцов в действующих лицах указывает: «Людвиг Шаф - немецкий мастер украшенного оружия; Вильгельм Шаф - немецкий мастер, его отец». Исторические документы свидетельствуют, что договор на обучение был заключен с Вильгельмом Николаем Шафом (не Штофом), считавшимся непревзойденным мастером в Золингене по вытравке и позолоте клинков. С ним приехали и его сыновья.

2. Управление Златоустовским заводом в описываемый период. У Бажова читаем: «Немцы и забеспокоились. Привезли из своей земли какого-то Вурму или Мумру. Этот, дескать, покажет, как булат варить». Возможно, имеется в виду Антон Федорович Фурман, происходивший из обрусевших немцев. Он в 1815 году занял должность горного начальника Златоустовских заводов. Фурман был способным организатором, навел порядок на фабрике, но сам сталеварением не занимался. Скворцов показывает в драме Фурмана как директора фабрики белого оружия.

3. Приглашенные немецкие мастера. В обоих произведениях подробно описываются 1-2 немецких мастера, на самом деле (и это есть у Бажова) немецкая колония в Златоусте была довольно многочисленной.

4. Способы украшения холодного оружия немецкими мастерами. Бажов описывает рисунок немецкого мастера Штофа: «Как один у него золотые кони на саблях выходили, и позолота без пятна. Ровно лежит, крепко. И рисовка чистая». Но по образцам сохранившихся клинков, украшенных Шафами собственноручно, видна европейская манера украшения с рисовкой клейма мастера, фирменных знаков, девизов и гирлянд. Традицию рисовать на клинках коней начал И.Бушуев. Скворцов описывает немецкую манеру точнее: «Но есть такие вещи, о которых не помышляешь ты - немецкий мастер. Скажи мне, к чести ль русского оружья девические эти украшенья: венки, розетки, завитки аканфа?».

5. Руководство фабрики было против обучения немцами русских мастеров. У Бажова: «Надо к Штофу на выучку из здешних кого определить. Положение такое есть, а начальство руками машет, свое твердит: «Это есть ошень тонкий рапота. Руски понимайт не может». Немецкое начальство сперва поартачилось…». Скворцов описывает этот процесс следующим образом - Фурман, директор фабрики, говорит об обучении: «Я в обученье немцам мастерам определил учеников смышленых», Вильгельм Шаф о Фурмане: «Вы настояли, чтоб учеников мы взяли с сыном...». На самом деле именно Фурман буквально заставил немцев в 1818 году наконец приступить к обучению русских мастеров, что более точно описано в драме Скворцова.

Далее рассмотрим некоторые наиболее яркие факты, полностью несоответствующие действительности:

1. Дед Бушуева как его первый учитель мастерства. Бажов: «…Дедушко Бушуев. Он раньше по украшению же работал. …Стал по заказу металл в синь да в серебро разделывать. Ну, и от позолоты не отказывался. И был у этого дедушки Бушуева подходящий паренек, не то племянник, не то внучонко - Иванко, той же фамилии - Бушуев. Смышленый по рисовке». Скворцов тоже указал в списке действующих лиц: «Иван Бушуев, мастер украшенного оружия и Терентий Бушуев, его дед»; обучением занимался дед: «Таинство рисунка мне дед открыл - чертежник и пушкарь...». Мало того, что деда на самом деле звали Никита Бушуев, а не Терентий, так и обучался рисованию и работал Иван у отца в чертежной заводской мастерской.

2. Образование Бушуева. В обоих произведениях Иван представлен самородком-самоучкой, получившим азы мастерства от деда. В реальной жизни Иван Бушуев учился в горнозаводской школе, с 1815 года начал работать в заводской чертежне, где под руководством своего отца Н.Н. Бушуева и А.Е.Тележникова, известных в то время на фабрике рисовальщиков, прошел хорошую выучку для художника. В 1827 году был направлен для обучения в Академию художеств в Санкт-Петербург «дабы не упало искусство».

3. Социальный статус Ивана Бушуева. У Бажова немцы называют Бушуева «глупым мальчишкой», у Скворцова «холопом». В действительности, Иван Бушуев начал обучение у Шафов в достаточно зрелом по тем временам возрасте – в 18 лет, уже имел хороший опыт рисования и черчения, имел государственный чин унтер-шихтмейстера 3-го класса, чего Шафам, несмотря на все их обращения, получить так и не удалось.

4. Семейное положение Ивана Бушуева. В обоих произведениях Иван только собирается жениться, когда проходит обучение у Шафов. А вот из документов следует, что Бушуев к тому моменту уже был женат, и, будучи ещё учеником, получал жалованье 120 рублей в год и 48 пудов провианта - на себя и на жену.

5. Увольнение с фабрики Ивана Бушуева. И в сказе, и в драме говорится, что Иван Бушуев по разным причинам уходит с фабрики, или его увольняют. Но нет сведений, что И.Бушуев когда-либо прекращал работу на златоустовской оружейной фабрике, кроме отъезда на стажировку в Академию художеств по направлению горного начальства в 1827 году. Он начал работу на заводе в 1815 году в чертежной мастерской и работал после в «украшенном цехе» вплоть до своей смерти. Сразу после отъезда Шафов Бушуев был назначен на должность старшего мастера отделения украшенного оружия, т.е. фактически стал главным художником оружейной фабрики. Были у легендарного мастера и правительственные награды: 3 декабря 1824 года «с Высочайшего утверждения награжден золотой медалью на Анненской ленте с надписью «За усердие».

6. Внешний вид И.Бушуева. Бажов описывает Ивана как «замухрышистого парнишку». В драме Скворцова так описывается внешний вид русских мастеров: «По-русски одеваются!.. Кто видел творца в мужицком рубище?». А, между тем, Ивану Бушуеву как и другим мастерам, имевшим чины предписывалось быть на службе гладко выбритыми и в мундирах. Ярким свидетельством являются рисунки И.Бояршинова[29], запечатлевшие мастеров за работой в цехе.

7. Дата приезда на Златоустовскую фабрику императора Александра I. В драме Скворцова указана дата «1825 год», а приезд императора состоялся в сентябре 1824 года.

8. Встреча Александра I с Шафами на Златоустовской оружейной фабрике. В обоих произведениях Александр I во время визита на фабрику встречается с Шафами, но Шафы покинули Златоуст в 1823 году, а император приезжал в 1824 году.

9. Управляющий заводом во время приезда Александра I. У Скворцова императора встречает управляющий Фурман, между тем, во время приезда Александра I управляющим был уже Кляйнер.

10. Клинки, представленные высочайшей особе. Бажов пишет: «Немцы, понятно, спозаранку всю фуйкину работу на самых видных местах разложили. А один наш мастер возьми и подсунь в то число иванковых коньков». А вот выдержка из доклада горного начальника министру финансов: «Некоторые из иностранных и русских мастеров фабрики испросили дозволения поднести Его Императорскому Величеству оружие, которое и удостоено было благосклонным вниманием».

11. Награда за представленные императору клинки. Бажов так написал о награде: «Через год ли больше за эту саблю награду выслали, только немецкое начальство, понятно, ту награду зажилило». А, согласно документам, участвовавшие в изготовлении подарков были щедро награждены. И.Бушуев всегда получал приличное жалованье и значительные суммы денег в качестве наград. Скворцов был ближе к действительности, император говорит: «Назначил я награды за лучшие клинки. …Сей клинок (о клинке Бушуева – прим. автора) достоин всех наград!..».

Используя методы математической статистики, мы обработали выборку, состоящую из 26 литературных эпизодов. Полностью соответствуют историческим реалиям только 10 из них, так что процент соответствия составил 38,46%.[30] Таким образом, можно прийти к выводу, что степень исторической достоверности литературных произведений, касающихся деятельности И. Бушуева невелика. Следовательно, изучая историю Златоустовской гравюры на стали, опираться на сказы Бажова или поэмы Скворцова можно лишь с существенными оговорками.

Не стоит забывать о времени написания сказа «Иванко Крылатко» - 1943 год, разгар Великой Отечественной войны. Возможно, в тот момент важнее исторической правды было идейное содержание – вселить в советских людей патриотические чувства, пробудить гордость за свой народ по любому, пусть и незначительному, поводу. Ведь одержал уральский мастер победу, убрался немец Фуйко в свои земли – чем не пример для русского бойца на фронте, чем не призыв гнать врага с родной земли! Да и в тылу поддерживать веру в нашу победу было не менее важно. Отсюда и уничижение, и гротескность образов немецких мастеров, а образ златоустовских мастеровых неизменно вызывает сопереживание, сочувствие читателя, уверенность, что даже находясь в столь бедственном положении, они найдут выход и обязательно победят.

Так уж сложилось, что образ художника Ивана Николаевича Бушуева был подменен лубочным образом Иванко Крылатко. Писавшие об этом человеке оказались в плену рассматриваемого сказа П.Бажова. Литераторы, художники и даже историки принимали литературный текст за реальную жизнь. Это привело к тому, что даже памятник основоположнику Златоустовской гравюры на стали на привокзальной площади Златоуста, открытый в декабре 1988 г., совершенно не соответствует исторической правде: будучи горным офицером, Бушуев должен был носить положенный ему мундир, быть бритым и аккуратно подстриженным, а не представать в образе бородатого мужика с гривой волос, перетянутых ремешком. На рисунках художника-гравера того времени И.Бояршинова мастера изображены за работой в форменных фраках и с завитыми волосами[31].

Вероятно, и К.Скворцов, создавая свою драматическую легенду о Бушуеве в 1970 году, попал под влияние этого сказа. Исторические неточности совпадают с сюжетными линиями Бажова: и обучал-то азам мастерства дед (хотя, на самом деле, это был отец), и император Александр I приезжает в момент ученичества Бушуева и встречается с немецкими мастерами-оружейниками Шафами. Факты же свидетельствуют об обратном: Александр I посетил Златоустовскую оружейную фабрику в 1824 году, когда Бушуев уже занимал должность старшего мастера отделения украшенного оружия, т.е. фактически был главным художником завода и неформальным лидером русских художников. А Вильгельм и Людвиг Шафы были уволены с фабрики за грубость, «неусердие и своекорыстие» и покинули Златоуст ещё в 1823 году, так что встретиться на заводе с императором они бы никак не могли.


Заключение

Интересен процесс слияния западноевропейских традиций с новшествами русских мастеров. Результатом стало возникновение «златоустовского стиля», новой школы авторского украшения оружия, отличной от утвердившейся европейской школы. «Вы уже размышляли о том, какое значение имеет географическое место, где мы живём, для нашего творчества?» - такой вопрос задаёт Н.В.Лохтачёва, мастер златоустовской гравюры, и сама отвечает: «Мы живём на границе Европы и Азии и не хотим забывать, что не только наши горы, но и наше искусство – это мост между двумя континентами».[32]

Немецкие оружейники в XIX веке вложили в фундамент оружейного златоустовского производства своё искусство ковки, закалки, шлифовки и полировки клинков, но златоустовские клинки превзошли золингеновские и прочие из-за качества стали и художественного украшения. Тогда же зародилось уникальное искусство, получившее имя города и ставшее известным всему миру - златоустовская гравюра на стали, о чём свидетельствуют слова П.П.Аносова: «Вытравка и позолота на клинках достигла на Златоустовской фабрике большего совершенства, нежели в Солингене, ибо не одна позолота, но и идеи рисунков, украшают клинки, чего в Солингене никогда не было»[33].

Полагаем целесообразным продолжить исследовательскую работу изучением исторического периода Златоустовской оружейной фабрики, связанного с именем П.П.Аносова и анализом исторического соответствия литературных эпизодов сказа П.Бажова «Коренная тайность»[34] и драмы К.В.Скворцова «Отечество мы не меняем»[35], посвященных  П.П.Аносову и его соратнику Н.И.Швецову. Долгое время Павел Петрович Аносов  был горным начальником и директором оружейной фабрики. По сути дела, он в одном лице совмещал, говоря современным языком, должности генерального директора, главного инженера и руководителя конструкторского бюро. Десять лет отдал П.П.Аносов раскрытию тайны булата. Ему удалось получить образцы, которые по своему качеству не уступали легендарным дамасским булатам. Клинки, изготовленные из этих образцов, сгибались в кольцо и распрямлялись вновь, ими рубили гвозди, а острота лезвия была такой, что лёгкая ткань, подброшенная вверх, падая и касаясь его, распадалась.[36] Производство холодного оружия в Златоусте было организовано на высоком техническом уровне, технология отработана была в короткий срок, очень быстро златоустовское оружие приобрело мировую известность.

П.Бажов и К. Скворцов, исказив, конечно, некоторые исторические факты, отразили главное – только настоящий Мастер – поэт, творец, увлеченный и ищущий художник, ученый, мастеровой – создают славу своей страны, настоящее искусство, покоряющее мир. Эти произведения – литературный памятник великим российским мастерам. Но, несмотря на это, гипотеза в процессе работы была опровергнута. Процент исторически верно переданных фактов колеблется от 38 % (сказ «Иванко Крылатко», поэма «Ущелье Крылатых коней») до 66% (сказ «Коренная тайность», поэма «Отечество мы не меняем»), что недостаточно для признания материала исторически достоверным. Литературные произведения, ярко и образно изображая и неизбежно искажая, исторические события, знакомят с ними широкий круг читателей и позволяют оценить исторические факты с эстетической точки зрения. Это справедливо и для сказов П.Бажова, и для драм К.Скворцова: мы ими восхищаемся, с интересом читаем, они удачно выполняют задачу популяризации темы гравюры на стали и открытия тайны булата, но неприменимы в качестве исторического документа. Реальную картину событий можно получить, изучая документы, хроники, свидетельства очевидцев эпохи, а не подменяя ее литературной интерпретацией.

В ходе работы над этим проектом мы ставили перед собой несколько задач для успешной его реализации. В том числе и вопрос практического применения полученных нами данных. Этот аспект был реализован в форме разработки туристического маршрута для школьников, который должен познакомить их с искусством Златоустовских металлургов и граверов, с историей металлургии и декоративно-прикладного искусства на Урале, жизнью и деятельностью замечательных уральцев – Ивана Николаевича Бушуева и Павла Петровича  Аносова. Материалы разработки и апробации экскурсионного маршрута представлены в приложении к работе.[37]

Предлагаемая нами тема может быть наглядно проиллюстрирована в ходе экскурсии по Златоусту. От Екатеринбурга до Златоуста можно добраться железнодорожным или автотранспортом, прямое сообщение и с пересадкой в г. Челябинске налажено давно и хорошо. Наиболее удобный вариант – заказ туристического автобуса. В самом Златоусте предполагается автобусная экскурсия по городу с посещением основных точек маршрута в сопровождении гида-экскурсовода.

Предлагаем начать знакомство с Городской площади (пл. III Интернационала), на которой расположены здание Златоустовской оружейной фабрики, с выставочным салоном, в котором представлен весь ассортимент современных изделий, и бывшего Арсенала, перед входом в который установлены отлитые в XIX веке стальные пушки. Там же находится памятник П.П.Аносову – горному начальнику и изобретателю булата. Неподалеку – Златоустовский городской краеведческий музей (пл. III Интернационала, 1). Здесь, в историческом центре города, завершается знакомство с историей возникновения и развития гравюры в XIX веке.

Далее предлагаем посмотреть современный облик гравюры в мастерских города Златоуста: 1) мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК» (ул. Парковый проезд, 3А);  2) художественная мастерская «Практика» (ул. 50 лет Октября, 5); 3) предприятие «Златоустовский завод оружейных специализированных сталей», (ул. 5-я Нижне-Вокзальная, д.1Б).

При желании экскурсионный маршрут может быть продолжен обзорной экскурсией по городу. Можно посмотреть панорамы Уреньгинского и Таганайского хребтов, увидеть визитную карточку Златоуста – Двуглавую сопку, остановиться на Привокзальной площади у памятника Ивану Бушуеву работы скульптора В.П.Жарикова, Почетного гражданина города Златоуста. Завершить экскурсию можно на Старомиасском тракте, где над трассой нависает крылатый конь.

Автору проекта довелось побывать в роли гида, сопровождая группу златоустовских школьников. Таким образом, экскурсионный маршрут был успешно апробирован. Акт апробации в форме рецензии, а так же отзыв Центра сертификации представлены в приложениях к данной работе. Анализ финансовых аспектов реализации данного проекта, представленный сметой, показывает, что маршрут может быть отнесен к категории доступных для уральских школьников.

Крылатый конь – эмблема Златоуста – встречает гостей на трассе на въезде в город. Основанный промышленником И.П.Мосоловым два с половиной столетия назад на границе Европы и Азии, на гребне Уральских гор, у горы Косотур, и сегодня город продолжает славу булатных дел мастеров и по-прежнему слывет центром производства высококачественных легированных сталей и родиной уникального искусства, известного сегодня не только в России, но и во всем мире - гравюры на стали, которому город подарил свое имя – златоустовская.

 «Когда забрался на бугор, вниз не смотри надменно, будто Богом ты стал уже… Есть горы много выше!» - это слова Ивана Бушуева из драмы Константина Скворцова. Истинные мастера гравюры и металла и сейчас отдают свои силы и душу своему делу – и покоряют новые вершины мастерства.

Талантами Русь богата

И вот, старики говорят,

Что сталь дамасских булатов

Рассек уральский булат.

Л.Сорокин


Список использованной  литературы

 

  1.                        Аносов П.П. О булатах // URL: http://www.zlatoust.ru/a/anosov/bulat_anosov.html/
  2.                        Бажовская энциклопедия / ред.-сост. Блажес В.В., Литовская М.А.. Екатеринбург, 2007.
  3.                        Бажов П.П. Иванко Крылатко // Бажов П.П. Малахитовая шкатулка. Уральские сказы. Свердловск, 1973.
  4.                        Бажов П.П. Коренная тайность // Бажов П.П. Уральские сказы. Москва, 1987.
  5.                        Верзаков Н., Понуров В., Черноземцев В. Златоуст. Челябинск, 1979.
  6.                        Генерал от металлургии Павел Аносов / под ред. М.Е.Главацкого. Екатеринбург, 1999.
  7.                        Гильдия мастеров-оружейников Златоуста. Общие задачи. Цели и задачи проекта // URL: http://zlatmasters.ru/o-gildii/.
  8.                        Глинкин М. Златоустовская гравюра на стали. Челябинск, 1967.
  9.                        Гуревич Ю.Г. Булат. Структура, свойства и секреты изготовления. Курган, 2006
  10.                     Денисова М. Художественное оружие XIX века Златоустовской оружейной фабрики. Москва, 1974
  11.                     Златоуст – город мастеров, СПб, 1999.
  12.                     Ковавшие славу горному краю / сост. Козлов А.В., Заева Л.П. Златоуст, 2011.
  13.                     Козлов А.В. Златоуст – город крылатого коня. Златоуст, 2004.
  14.                     Козлов А.В. Легенды и были Таганая. Златоуст, 2005.
  15.                     Козлов А.В. Таганай. Справочник-путеводитель. Миасс, 1995.
  16.                     Козлов А.В. Таганай – гора молодого месяца. Златоуст, 2011.
  17.                     Козлов А.В., Заева Л.П. С именем Златоуст. Златоуст, 2007.
  18.                     Мастерские декоративно-прикладного искусства «ЛиК». Общая информация //URL: http://lik.ru/company/info/
  19.                     Немцы в Златоусте. Истории и судьбы // Златоустовский рабочий. Специальный выпуск №1-2. 18 декабря 2007.
  20.                     Окунцов Ю.П. Златоустовская оружейная фабрика. М., 2011.
  21.                     Пешкин И.С. Аносов. Челябинск, 1987
  22.                     Рундквист Н.А. Сто дней на Урале. Екатеринбург, 1993.
  23.                     Рябков Ю.Б. Современное состояние Златоустовской гравюры на стали. Екатеринбург, 1993.
  24.                     Савенко Е.В. Путешествуем по Уралу. Екатеринбург, 2004.
  25.                     Скворцов К. Отечество мы не меняем. Челябинск, 2004.
  26.                     Художественная мастерская «Практика». Златоустовское украшенное оружие. Златоустовская гравюра на стали // URL: http://zlatoust.com/
  27.                     Черноскутов А.П., Шинкаренко Ю.В. Малахитовая шкатулка. В поисках новых ключей. Екатеринбург, 2011.
  28.                     Шадрина Т.В. Золотые россыпи былого // Материалы III краеведческой конференции. Златоуст: Златоустовский городской краеведческий музей, 2009.
  29.                     Шадрина Т.В. Золотые россыпи былого // Материалы IV краеведческой конференции. Златоуст: Златоустовский городской краеведческий музей, 2010.
  30.                     Шадрина Т.В. Золотые россыпи былого // Материалы V краеведческой конференции им. Н.А.Косикова. Златоуст: Златоустовский городской краеведческий музей, 2012.

 

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top