Борец В.С.

                                                          Введение

В истории нашей страны годы Великой Отечественной войны стали целой эпохой, совершенно уникальной по масштабам, трагизму и значению происходивших событий. Война пришла и к нам в край, в город Краснодар, который был оккупирован немецкими войсками с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г.

Готовя реферат на урок кубановедения по истории города Краснодара в годы Великой Отечественной войны, я натолкнулась в литературе на информацию о том, что есть детские сочинения об оккупации г. Краснодара, которые хранятся в Государственном архиве Краснодарского края [7] (фото 1). Мне стало интересно, что могли написать дети об оккупации моего родного города в годы войны. Ответ на этот вопрос и стал предметом моего исследования.

Дети лучше понимают детей и лучше запоминают события, если их преподнести эмоционально. Именно поэтому важно и актуально рассказывать современным детям о переживанияхих сверстниковво время войны и в этом нам могут помочь сочинения детей, переживших оккупацию Краснодара. Эти сочинения не склонны к холодному анализу политических и военных дел, но они дают нам возможность эмоционально пережить то военное время, увидеть войну глазами детей, почувствовать их страхи, переживания. Не нужно никаких книжных сухих заметок и статей, а нужно просто проникнуться каждым словом, сказанным этими маленькими, но смелыми девочками, чтобы понять, что войне не место в нашей жизни. Это полезно и для взрослых, ведь война во много раз страшнее, если видеть ее детскими глазами.

В своей работе я поставила перед собой цель: изучить жизнь людей во время оккупации г. Краснодара немецкими войсками с 9 августа 1942 г. по 12 февраля 1943 г., описанную детьми в школьных сочинениях.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать детские сочинения о войне в Государственном архиве Краснодарского края.
  2. Изучить и проанализировать литературу по данной теме.
  3. Изучить материалы по данной теме в Краснодарском государственном историко-археологическом музее-заповеднике им. Е. Д. Фелицына.
  4.  Проконсультироваться у учителя русского языка МБОУ ДОД ЦДОД «Малая академия» Сазоновой Елены Васильевны об особенностях орфографии и пунктуации в детских сочинениях.
  5. Выполнить анализ полученных данных.
    1.    Интервьюирование.
    2.    Анализ, систематизация и обобщение полученных данных.

При решении поставленных задач использовались следующие методы:

1. Теоретический анализ литературы, документов Государственного архива Краснодарского края, материалов из Краснодарского государственного историко-археологического музея-заповедника им. Е. Д. Фелицына.

Объектом исследования стали детские сочинения, написанные в феврале 1945 г.

С целью больше узнать об оккупации Краснодара, мы посетили Краснодарский государственный историко-археологический музей-заповедник им. Е.Д. Фелицына, в котором есть выставка «Великая Отечественная война 1941 – 1945 гг.». На этой выставке показаны события военных лет на территории Краснодарского края и несколько экспозиций посвящены событиям оккупации Краснодара.

О Краснодаре в годы Великой Отечественной войне написано много литературы, издаются сборники архивных документов, воспоминания людей, переживших оккупацию. Рассказывая о военных событиях, историки-краеведы ссылаются на детские сочинения. Так, в сборнике документов Архивного фонда Кубани для характеристики разрушенного Краснодара дается цитата из школьного сочинения [7]. Мы попытались представить себе оккупацию Краснодара только глазами девочек.

Сочинения были написаны ученицами 7 А и 7 Б классов из средней женской школы № 45 г. Краснодара. Это была их домашняя работа – написать сочинение на тему: «Мои переживания во время эвакуации (оккупации)». Эту домашнюю работу они выполняли 8 февраля 1945 года, накануне 12 февраля, в честь годовщины освобождения Краснодара от оккупации [12] (фото 2, 3, 4).

И вот я в читальном зале Государственного архива, а передо мной детские сочинения: пожелтевшие листы, чернильные буквы и детский, не всегда опрятный почерк. Девочки писали на тетрадных листах в клетку или в линейку (фото 2), а одно было написано на листах из бухгалтерского журнала (фото 3). Все сочинения, кроме двух были подписаны, правда, не везде были указаны имена (фото 4). Из 58 сочинений 12 написаны девочками, которых не было в Краснодаре в 1942 г., так как их семьи эвакуировались в Узбекистан, в Грузию, в Северный Казахстан, а кто-то был в станицах Краснодарского края. Одна девочка приехала в Краснодар после его освобождения из блокадного Ленинграда, выехав вместе с мамой по Ладожскому озеру. В этих сочинениях девочки описывали свои переживания, связанные с необходимостью покинуть Краснодар, устраивать свою жизнь в незнакомом месте.

Сочинения написаны по определенному плану (фото 2, 4), который, по-видимому, был дан учителем. Задав план, учитель как бы направил мысли детей в нужное ему русло, указав им, что и как должно быть выполнено. Однако, несмотря на какие-то заданные рамки, девочки рассказывали детально то, что они пережили, описывали те муки и страдания, которые пришлось им познать в столь юном возрасте. Фраза тринадцатилетней девочки: улицы были «украшены виселицами» [13] меня повергла в шок. Сразу чувствуется, что им пришлось пережить за эти 6 месяцев «неволи и плена». 

Собрав и структурировав все сочинения в единое целое, я  решила воссоздать всю картину тех лет, опираясь на их воспоминания, следуя их плану. При этом я сохранила пунктуацию и особенность написания некоторых слов, например «итти». Сначала я удивлялась, почему все девочки пишут с такой ошибкой, но учитель русского языка Сазонова Елена Васильевна объяснила мне, что в 1956 г. вышли новые правила русского языка, внёсшие некоторые изменения орфографии, и тогда получается, что девочки писали правильно.

                                                          Основная часть

1. Занятие города

Хроника событий

Немецкие войска, осуществляя план немецкого командования по взятию Кавказа, 6 августа 1942 г. начали наступление на Краснодар.

Вначале июня 1942 г. в спешном порядке проводилась эвакуация из Краснодара госпиталей, военных училищ, детских домов, заключенных,  жителей города. Однако из-за отсутствия необходимого количества вагонов, горожан толком эвакуировать не смогли.

Из школьных сочинений:

Жардиенко Марианна: «Мы второпях собирали вещи и спешили на вокзал. Там было очень много народу. Как только подошел поезд, все бросились к нему, толкая друг друга. Кажется, все жители Краснодара хотели сесть на этот поезд. Сильные лезли по головам, слабые падали; их толкали и топтали спеша сесть в вагон, невзирая на их крики. Кто лез в двери, кто в окна, кто на крышу. Ввиду того, что я была не из числа сильных (мне было тогда десять с половинной лет) мне порядочно досталось. Спасать свои вещи было невыносимо. Кто лез с чемоданом, того выталкивали и не пускали в вагон. Наши вещи тоже остались на станции. Невозможно было взять даже продукты, иначе мы остались бы на станции...» [14].

Евсеева Люда: «Заводы, фабрики, люди эвакуируются в тыл. Хотелось поскорее выехать, чтобы не попасть в лапы фашистов, но завод, где работал мой отец, должен был уезжать в последнюю очередь. 9 августа мы должны были уезжать, но проклятые немцы уже заняли город. Выехать мы не успели. Хотелось плакать, кричать от горя» [15].

Хроника событий

Бои шли под Краснодаром, и немцы постоянно бомбили город. При отступлении 9 августа 1942 г. 15-й специальный взвод 56-й армии и сотрудники краевого управления НКВД осуществляли мероприятия по выводу из строя предприятий и административных зданий, чтобы немцам ничего не осталось. В Краснодаре список ликвидируемых предприятий включал 36 пунктов. В числе подлежащих уничтожению оказались заводы им. Седина, «Октябрь», «Краснолит», нефтеперегонный завод, комбинат «Главмаргарин», мясокомбинат, хлебокомбинат, спиртзавод и пр. Последними были взорваны мосты через реку Кубань.

Из школьных сочинений:

Шаруненко Людмила: «Четвертого августа, днем на наш город налетели немецкие самолеты. В это время я была у мамы на работе. Было сброшено несколько бомб, которые упали рядом с нашим домом. Когда мы с мамой пришли домой, то все стекла в окнах повысыпались и мы не знали, что делать. На улицах были видны следы крови, на углу снесло дом и поранило людей, везде валялись бревна, железо с крыш, куски мяса» [16].

Синенко Клара: «Всю ночь и утро горел нефтеперегонный завод. Бледный диск солнца тускло светил сквозь рыжую мглу пожара... (фото 5). Высоко в темно-синем небе расцветали красные букеты разрывов и надрывно выли моторы «Юнкерсов». Где-то на окраине блекло и разгоралось зарево пожара, отблеск его отражался в окнах домов. Город был полон тревожной военной жизни. По ночам через него двигались бесконечной лентой войска; тянулись обозы, тяжело громыхали гусеницы танков, шла пехота» [17].

Хроника событий

Силами семи пехотных и одной моторизированной дивизии 17-й армии Руоффа, при поддержке танков и авиации немецкие войска нанесли удар на Краснодар и захватили город. 9 августа 1942 г. весь Краснодар был занят немцами.

Из школьных сочинений:

Синенко Клара:  «Улицы наполнились ревом моторов, едким запахом эрзац-бензина и чужой хриплой речью. Потянулись страшные дни оккупации. Казалось время замедлило свои шаги, час казался днем и день годом» [18].

Опомах: «…9 августа 1942 года в 10 часов утра прошли черные немецкие танки по улицам города. Многие из жителей в этот ужасный час, находились в темных подвалах. Здесь была я и вся моя семья. Мы ушли, чтобы не видеть проезжающих гитлеровцев, которые подняли огонь. Они стреляли, убивали наших людей. В подвале слышны были стоны, жизнь стала не жизнь. Лучи, ярко светящего солнца, скрылись, свет стал темен и не радостен. Настали месяцы, о которых и сказать жутко, это месяцы мучений, слез и крови» [19].

2. Жизнь во время оккупации

Хроника событий

Первую неделю оккупации, почти всю оккупацию и не меньше месяца перед отступлением немецкие солдаты мародерствовали.

Из школьных сочинений

Воскобойникова: «Немцы сразу же пошли грабить мирное население. Они ходили по домам и забирали все, что им заблагорассудиться. Так в нашем дворе, немец пришел в комнату одной женщины и взял шелковую косыночку. Они издевались над жителями нашего города, заходили во дворы, ловили домашнюю птицу, уводили коров, свиней, забирали все, что им нравилось, неистово хохотали над жителями, старались мычать, как коровы, проявляя при этом свою дикость» [20].

Хроника событий

С первых же часов оккупации все вопросы решались военной комендатурой, но уже 10 августа состоялось городское собрание «общественности», на котором был избран бургомистр. Ему подчинялись районные управы. Вводился институт участковых старост, которые содержались за счет местного населения.

На всех улицах города были установлены радиорепродукторы, через которые немцы передавали свои сообщения и приказ. Сообщения по радио дублировалось объявлениями, расклеенными на перекрестках улиц города. Немецкие приказы сопровождались указанием меры за невыполнение приказа. В большинстве случаев эта мера определялась расстрелом, а за сопротивление властям – повешением или расстрелом. Террор, преследования, унижения людей, налоги, различные поборы – вот что было нормой жизни при оккупантах.

Из школьных сочинений

Артемова: «Через несколько дней я решилась выйти и посмотреть на город. Улицы были грязны и малолюдны. Меня никто не трогал, но чувства свободы не было. Ведь хозяевами города были немцы. Эта мысль вызывала сознание какой-то униженности. Как будто весь город опутан невидимой колючей проволокой, и оккупант с автоматом в руках недоброжелательно следит за каждым твоим движением. На стенах появились приказы. Почти каждый пункт оканчивался угрозой расстрела» [21].

Хроника событий

Немецкие власти приступили к восстановлению разрушенных предприятий. Одним из первых был восстановлен мельзавод № 3. Уже в сентябре в Краснодаре действовали кожевенный и пивоваренный заводы, хлебозавод № 2. К ноябрю 1942 года были восстановлены молочный завод, отдельные цеха мясокомбината. Частично были восстановлены нефтеперегонный завод, цеха заводов им. Седина и «Краснолит», где изготавливались детали для танков и машин. В городе были полностью восстановлены водопровод, электростанция и трамвайное движение. Работал кинотеатр и театр «миниатюр», но только для немцев.

Была проведена перерегистрация всего населения. Все работающие граждане обязаны были вернуться на свои рабочие места. Остальные жители от 14 до 60 лет должны были зарегистрироваться на бирже и работать на немцев. Оказавшись в экстремальной ситуации, многие жители, чтобы спасти себя и свою семью от физической расправы, голода и лишений стали служить немцам, работать на заводах и фабриках, на транспорте. Рабочий день на предприятиях длился 10 часов, выходных не было.

Из школьных сочинений:

Саенко Т.: «На Красной улице, в кинотеатрах, театрах, магазинах появились надписи: «Только для немцев». Не имея возможности эвакуироваться, мы с грустью и с жаждой мести смотрели на стальные каски и зеленые мундиры, которые хозяйничали в городе» [22].

Воронина Р.: «Немцы заняли наши школы своими складами, выбросили парты на двор, а потом сожгли их. У меня пропал один учебный год... Город утопал в грязи и мусоре об этом гитлеровцы не заботились. Они разрешали ходить только до 4 часов вечера» [23].

Артёмова: «Немцам понравился трехэтажный благоустроенный дом, в котором мы жили. За один день всем русским было приказано выехать из дома. Выселяли на самые далекие окраины. В этом был открытый цинизм свойственный обращению немцев: немцам – центр, русским – окраины родного города» [24].

Ермакова Валя: «Мать моя во время оккупации всегда скрывалась, потому что не была зарегистрирована на бирже труда. Почему не зарегистрирована? Потому что не было смысла работать на врагов своей родины, зная, что каждый трудовой день будет обращен в грозное оружие против советских воинов. За это мать рисковала жизнью, но все равно не пошла. Не были зарегистрированы мамина сестра и дедушка» [17].

Хроника событий

Вместе с немецкими войсками в Краснодар прибыли гитлеровские спецслужбы. Контрразведывательный и карательный орган «Зондеркоманда СС-10А», который краснодарцы называли «гестапо» разместилась по ул. Орджоникидзе, 61. Кроме него, расправами с мирным населением занимались тайная полиция и Краснодарская городская полиция.

Уничтожать горожан немцы начали с евреев и пациентов больниц. Евреям было приказано явиться на регистрацию, а потом их посадили в машину, вывезли за рощу и расстреляли. За два дня было уничтожено свыше тысячи человек.

Регулярно проводились облавы. Чаще всего захват людей проходил на рынках, когда всю территорию оцепляли и людей вывозили на расстрел либо сразу сажали в душегубки[1]. Запертые в этой машине люди погибали от газа. Трупы зарывали в противотанковом рву, в районе завода измерительных приборов. В «душегубках» уничтожали не только людей арестованных по обвинениям, но и граждан схваченных во время массовых облав на базарах и не имевших с собой учетной карточки с отметкой  биржи труда о работе или болезни. Всего за период оккупации таким способом было уничтожено около семи тысяч человек, среди них – женщины, старики и дети. А всего в Краснодаре за 6 месяцев оккупации погибло 11 472 человека, из них 4972 мужчины, 4322 женщины, 2187 детей [9].

В работах по восстановлению городских объектов оккупанты использовали труд военнопленных. Их лагеря находились на территории стадионов «Динамо» и «Труд», в районе аэродрома, на территории бывшего завода им. Калинина, мясокомбината. Самый крупный лагерь был на территории стадиона «Динамо», где находилось до 10 тысяч наших солдат.

Из школьных сочинений:

Саенко Т.: «Расстреливали женщин, детей, стариков. С первых же дней начались аресты и появились первые повешенные на площадях, на бульварах, на главной улице и на базарах. Ветер раскачивал окоченелые трупы с различными надписями на груди. На улице нельзя было показаться после четырех часов. Людей, которые попадали в руки немецких палачей, сажали в закрытые машины и увозили неизвестно куда. В городе повсюду происходили облавы. Полицейские рыскали по домам, искали комсомольцев, коммунистов, евреев и учиняли над ними зверские расправы» [26].

Дуреева Таисия: «Ранним утром девятого августа по нашей улице прошли немецкие танки. Через несколько часов стали забирать мужчин, в том числе забрали моего брата и угнали в концлагерь. Заставляли выполнять непосильную работу, морили голодом и за целый день не давали воды. Он заболел и его бросили по дороге. Нам сообщили колхозники, что он лежит у них больной, и не в состоянии добраться домой, мы поехали и забрали его. Долго он был болен, но молодой организм поборол болезнь и он поправился и сейчас находится в рядах Красной Армии» [27].

Мотовилина Антонина: «В последние дни оккупации, на площадях висели те, кто боролся против их рискуя своей жизнью. Это была молодежь, у которой молодое, пылкое сердце рвалось к свободе, к счастью, к светлой и жизнерадостной жизни. Тысячи и десятки тысяч детей, стариков, да и вообще населения, погибло от жестокой, бессердечной руки гитлеровцев. Душегубками были задушены дети, которые привыкли к светлой, счастливой жизни. Они были отторваны от любимой матери, которая взлелеяла их своей материнской лаской, и обречены на жестокую, невиданную до сего времени пыткую смерть. Но какая мать будет молчать, когда у неё отнимают может быть единственного ребенка. Какая мать отдаст его в руки палачам. О нет…! Она шла туда тоже, туда за своей крошкой, туда…. На жуткую смерть!» [28].

Коваленко Наталья: «Каждый час я, как и другие ждала смерти. Много было пленных русских. Их держали за колючей проволокой, их по утрам гнали на тяжелые работы и притом даже близко не подпускали к ним. Этим они, палачи, хотели скрыть свои издевательства над измученными бойцами. Но мы все видели. Много девушек увозили в Германию на непосильные работы. Так прошла зима хмурая, как сами палачи» [29].

Васильева Муза: «К моей подруге немцы ворвались в дом, приказали следовать за ними её отцу и больше он домой не вернулся. После оказалось, что он был в гестапо, а после попал в машину-душегубку, в которой был увезен за город. Во время пути, все люди, которые находились умерли от едких газов, которые пускали в машину. У нас во дворе немец убил маленького мальчика, который сидел на руках у бабушки и смертельно ранил бабушку» [30].

Медко Эмилия: «Во дворе жила Гаранина. Она была женой офицера Красной Армии. Изменники родины донесли в гестапо, что она не эвакуировалась. На другой день пришел лейтенант с тремя солдатами, и её увели. Через неделю мы узнали, что ее повесили. Однажды я шла от своей тёти домой и на улице увидела как вели пленного красноармейца. Немец, идущий рядом с ним, бил его длинной плетью по спине. Это зрелище глубоко потрясло мою душу» [31].

Хроника событий

Магазины в городе не работали. Хлеб населению не выдавался. Чтобы как-то получить продовольствие, люди на базарах меняли вещи на продукты. Хотя на базары было опасно ходить из-за того, что немцы там постоянно устраивали облавы. Большинство горожан предпочитали ходить в станицы и там обменивать вещи на продукты.

Из школьных сочинений:

Киселёва Надежда: «Жить тогда было нечем и мы продали все вещи… Немцы хлеба не давали. Люди были без работы, болели и умирали с голода. Однажды немцы ворвались к нам в квартиру и взяли последние пол-пуда зерна, несмотря на то, что у нас девять человек семьи. Тогда я очень много пережила трудностей» [32].

Дуреева Таисия: «Мне с сестрой приходилось ходить по 50-60 км в станицы, с целью достать себе продукты. Однажды был такой случай, что мы шли со станицы с продуктами, нас встретили на окраине города немецкие патрули и отобрали продукты» [33].

3. Образ  врага

 Читая детские сочинения, я столкнулась с такой характеристикой образа врага, которую раньше не слышала на уроках истории. В наших школьных учебниках по истории пишут: «немецкие войска», «немецкие солдаты», «немцы», «фашисты», «немецко-фашистские войска», «германские генералы», «германская армия», «немецкие захватчики», «противник» [2, 8].

Из школьных сочинений:

Хомякова З.: «гитлеровские людоеды», «…кровавые лапы немецкого зверя» [34].

Васильева Муза: «немецкие людоеды» [35].

Майстренко: «гитлеровские разбойники», «гитлеровские банды» [36].

Мотовилина Антонина: «Изверги, душегубы, палачи людей!» [37].

Токмачева: «Красная Армия освободила нас от двухногого зверя» [38].

Рыжкова: «Это были не такие люди как другие – это были кровожадные звери с хищными глазами, которые так и искали чтобы сотворить что-нибудь ужасное» [39].

Опомах: «противные изверги» [40].

Артёмова: «…Советским людям казалось, что их душу потирает кованый сапог чужеземца…Однажды на улице немцы вывесили портрет Гитлера. Я молча смотрела на него. На низкий лоб свисал клок волос, даже на портрете выражение лица было злое и отталкивающее. Неужели у этого человека со лбом дегенерата могли быть великие мысли? Я вспомнила великолепный лоб Ленина и почувствовала гордость, превосходство перед немцами» [41].

Теперь я понимаю, что девочки, пережив оккупацию, имели право так называть немцев. Как иначе можно назвать взрослых мужчин, которые просто так убивали детей и матерей?

4. Освобождение города

Живя в занятом немцами Краснодаре, дети жили надеждой о его освобождении. 

Из школьных сочинений:

Ермакова Валя: «Немецкие пропагандисты пускали слухи, что Красная Армия уже разбита. Но мысль смелая, в тоже время полная надеждами, жила в сердцах Советских людей. Но хотя эти надежды было опасно высказывать, все-таки каждый гражданин преданный родине знал, что придет день освобождения от немецкого ига. И этот день пришел» [42].

Бобылева Ира: «За шесть месяцев мы только и мечтали, когда части Красной Армии отобьют наш город и возвратят нам свободу» [43].

Хроника событий

В начале февраля 1943 г. советские войска начали Краснодарскую наступательную операцию. Накануне отступления оккупанты повесили около 80 человек на улицах Красной, Красноармейской, Новой, на базарных площадях. Последним злодеянием фашистов был поджог здания гестапо с содержащимися там арестованными. Всего сгорело около 300 человек, о чем говорит мемориальная надпись на бывшем здании гестапо – ул. Орджоникидзе, 69. Уходя из города, немцы взрывали дома. После освобождения города выяснилось, что были разрушены 161 предприятие (фото 6, 7), 119 торговых точек, 3 театра, 6 рабочих клубов, 17 школ, 5 институтов, 3 гостиницы и Дом колхозника, 4 больницы, 20 детских яслей, 3 трамвайных парка, городской водопровод, электростанция, 613 жилых домов и много другого имущества.

В ночь с 11 на 12 февраля 1943 года 40-ая отдельная мотострелковая бригада и 31-ая стрелковая дивизия (части 46-й армии ордена Красного Знамени) форсировали Кубань в районе нынешнего парка 40-летия Октября, вступили в бой с немцами и в результате ожесточенных боев освободили город Краснодар. Радостно встречали жители своих освободителей.

Из школьных сочинений:

Рыжкова: «Немцы отступали. Они лихорадочно жгли свои машины, обливая их бензином. Они жгли наши лучшие здания, школы, театры, и жилые дома. Они отступали, оставляя после себя следы кровавой расправы. На улицах, на столбах висели трупы замученных мужчин и женщин» [44].

Без подписи: «Так на углу улицы Красной и М. Горькова немцы не предупредили жителей и зажгли дом. Дом запылал, а в нем ведь находились люди. Люди выпрыгивали из окон на другие крыши домов, чтобы только спасти себя от смерти» [45].

Воронина Р.: «В нашем доме все спят не раздеваясь, чтобы с приходом Красной Армии сразу выбежать на улицу. Ожидание становилось невыносимым. Наконец, в городе больше нет ненавистных оккупантов, но советские войска ещё не зашли. Над городом повисла тишина. Утром во дворе вдруг послышались взволнованные радостные голоса. Наши в городе! Мы бросились на улицу. Мимо проходили усталые бойцы. Их радостно встречали освобожденные жители. Улицы, усеянные битым стеклом и кирпичом, ещё дымившиеся от недавных пожарищ, заполнились празднично-веселой толпой. Бойцов окружали со всех сторон. Красное знамя развевалось над освобожденной столицей Кубани... Мы возродим Краснодар из пепла и развалин!» [46].

Евсеева Люда: «С улыбками, со слезами на глазах встречали жители города своих освободителей... Теперь я снова могу учиться в школе и благодарностью Красной Армии будет моя хорошая учеба» [47].

Неудивительно, что приход Красной Армии ассоциировался у детей с началом новой жизни, дающей возможность учиться и строить счастливую свободную жизнь. Я обратила внимание на то, что в детских сочинениях деятельность Красной Армии ассоциировалась с деятельностью Сталина.

Из школьных сочинений:

Многие девочки, также как и Осташко Елена заканчивали свои сочинение подобными фразами: «Да здравствует наша доблестная и мужественная Красная Армия! Да здравствует наш вождь и учитель товарищ Сталин!» [48].

                                                        Заключение

Итак, благодаря детским сочинениям, мы можем не только увидеть, но и почувствовать события военных лет. Они передают картину тех часов, минут ужаса, которые переживали взрослые и дети, жители города, находясь в оккупированной немцами территории.

И всё-таки сочинения не позволяют нам увидеть подлинную картину событий. О многих событиях, например таких как, строительство оборонительных рубежей, бой на Пашковской переправе, выпуск немцами газет и журналов, немецкая пропаганда, организация управления городом девочки не пишут, просто потому, что это не коснулось их непосредственно. Но это все равно уникальные источники об эпохе, отражающие детские переживания и позволяющие по-новому взглянуть на события, в которых авторы принимали непосредственное участие. Особенно по-новому взглянуть на немецких солдат. Воспоминания дают материал для изучения психологии, сознания и внутреннего мира современников.

Читая сочинения, чувствовалось, как быстро повзрослели дети. Они не были избалованы, на их плечи легли взрослые проблемы, и им приходилось брать на себя ответственность. Они хотели быть полезными и нужными, «отблагодарить Красную Армию хорошей учебой», помочь восстанавливать город, чтобы быстрее началась светлая, радостная жизнь.

Переживая вместе с ними события оккупации, я ловила себя на мысли: «Какое счастье, что я не жила в то время!». Я не знаю, как бы я жила в оккупированном Краснодаре, но я точно знаю, что войны быть не должно, а впечатления из детства не должны омрачать последующую жизнь. Война как написала Киселёва Надя в своём сочинении: «…Это темная и холодная жизнь для меня и для всех жителей г. Краснодара» [71]. У детей не должно быть темного и холодного детства. Оно у детей одно, и его не должна омрачать война. Их жизнь в оккупированном городе – это уже подвиг.

Результаты моего исследования можно использовать, как материал на уроках, занятиях кружков, факультативах по истории, кубановедении. С результатами своей работы я выступила на занятии кружка «Юный исследователь». Моя работа была опубликована на сайте «Малой академии» и на сайте «Съ любовью из Екатеринодара».

 

Список литературы:

1. Галацан Н. Цена победы / http://www.ki-gazeta.ru/rubrics/12/27058.html

2. Загладин Н.В., Козленко С.И., Минаков С.Т., Петров Ю.А. История России.11 класс. - М.: Русское слово, 2009

3. Зайцев А.А., Лукьянов С.А., Еремеева А.Н., Терская И.А. Кубановедение. 9 кл. - Краснодар: Перспективы образования, 2012.

4. Кирсанов Д. Восставший из пепла. // Рассвет. 2001. 2 августа

5. Кирюшин С.Ю., Малукало А.Н., Сень Д.В. История Кубани с древнейших времен до наших дней. - Краснодар: Кубанькино, 2004

6. Кубань в годы Великой Отечественной войны.1941 – 1945 гг. Кн. 1. - Краснодар: Советская Кубань, 2000

7. Кубань в годы Великой Отечественной войны.1941 – 1945 гг. Кн. 2. - Краснодар: Советская Кубань, 2002

8. Левандовский А.А., Щетинов Ю.А., Мироненко С.В. История России. 11 кл. - М.: Просвещение, 2011

9. Милиди Р.С. Черные дни и ночи Краснодара. Забвению не подлежит. - Майкоп: ГУРИПП Адыгея, 2003.

10. Победа нелегкой ценой. Оккупация Краснодара длилась шесть месяцев/ http://www.kuban.aif.ru/society/details/99786

11. Суворова Н.Н., Бузум Ю.Г. Краснодар в августе 1942 г. Город Краснодар в годы Великой Отечественной войны 1941-1945. - Краснодар: 2008

Список источников:

12. ГАКК. Р – 807, оп.1, дело 43. Коллекция документов по истории Великой Отечественной войны. Воспоминания учащихся краснодарских средних школ о зверствах немецких оккупантов на Кубани.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

13. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 86

14. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 54

15. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 15

16. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 81

17. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 60

18. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 60

19. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 80

20. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 62

21. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 49

22. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 35

23. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 32

24. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 49

25. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 17

26. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 35

27. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 17

28. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 39

29. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 47

30. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 83

31. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 78

32. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 71

33. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 18

34. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 46

35. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 83

36. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 21

37. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 39

38. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 18

39. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 5

40. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 81

41. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 49

42. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 7

43. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 9

44. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 5

45. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 51

46. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 33

47. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 12

48. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 27

49. Там же. Р – 807. Оп.1. Д. 43. Л. 71

                                                          Приложения

                                                          Фотографии

Фото 1 – Обложка Р – 807, оп.1, дело 43. Коллекция документов по истории Великой Отечественной войны. Воспоминания учащихся краснодарских средних школ о зверствах немецких оккупантов на Кубани.       

Фото 2 – Первый лист сочинения ученицы 7 Б класса Краснодарской средней школы № 45 Воскобойниковой Лидии.

Фото 3 – Первый лист сочинения ученицы 7 А класса Краснодарской средней школы № 45 Булатовой Екатерины.

Фото 4 – Первый лист сочинения ученицы 7 класса Краснодарской средней школы № 45 Артемовой.

Фото 5 – Взрыв Краснодарского нефтеперегонного завода [11].

Фото 6 – Состояние нефтеперегонного завода после освобождения Краснодара [11].

Фото 7 – Состояние завода им. Седина после освобождения Краснодара [11].


[1] машина с дизельным двигателем, оббитая внутри железом и снабженная герметически закрывающейся дверью

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top