Пустовалова А.О.

«Вся история формирования русской нации – есть процесс укрепления духовности и доказательство превосходства духовной силы над материальностью»

Д.С. Лихачёв

«Исторический путь Росси свидетельствует о громадныхзапасах не только материальных благ, но и духовных ценностей»

Д.С.Лихачёв

Атлас Крюйса страница 25, 1703 год изданияАтлас Крюйса страница 25, 1703 год издания

Особенностью краеведческой работы является то, что она ставит любого в положение исследователей. Это очень важно, так как это положение не только учит приобретать готовые знания из краеведческой литературы, учебных пособий и лекций педагогов, но и вести самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Особый интерес представляют исследования, связанные с историей родного края.

Моя исследовательская работа раскрывает связь родного края с Россией, помогает уяснить неразрывную связь, единство истории Шатрищегорского монастыря с историей cлободы Лыски, историей нашей страны. И я признаю своим долгом, честью стать достойным наследником наилучших традиций родного края.

Объекты для краеведческого изучения: история, население, хозяйство, и другие стороны жизни Шатрищегорского монастыря от его возникновения.

Цель:
- как можно больше приблизиться к дате возникновения монастыря, или найти документы о первом его упоминании

- сравнить эту дату с уже имеющимися утверждениями по поводу образования Шатриц.

-ознакомление читателей проекта с историческим прошлым монастыря

- определить роль Шатрищегорья в деле колонизации земель Воронежского края

Методика исследования: теоретические (изучение и анализ архивных источников), картографические, фотоматериалы, экскурсия в Лискинский историко – краеведческий музей.

Глава I. Введение

На территории каждого края есть места, которые отличаются особенным свойством вызывать в нас патриотические чувства, желание сделать что – нибудь для других людей. Именно таким местом в наших Лисках можно назвать Шатрищегорские пещеры – Шатрищегорский пещерный монастырь.

Монастыри на Руси появились вскоре после её крещения. Во время войн, смут, нашествий чужеземцев они были оплотом русской духовности, хранителями национальной культуры, сочетая в себе несколько важных функций: религиозную, культурную, военную, хозяйственную, политическую.

Рис. 1. Схема расположения культовых пещерных памятников среднего Подонья: -XVI–XVII в в.; — XVIII–XIX вв.Рис. 1. Схема расположения культовых пещерных памятников среднего Подонья: -XVI–XVII в в.; — XVIII–XIX вв.В исследовательских изысканиях И.А. Агапова «Христианские культовые пещерные памятники среднего Подонья: краткий обзор», мы нашли подтверждение того, что возникновение обителей, связанное с пещерными сооружениями (традиция возведения которых, по всей видимости, была принесена из Киева, а возможно из Крыма, где скальные монастыри активно развивались в XI – XIV века.

Учитывая, что бассейн Дона являлся важнейшим судоходным путём, появление христианских памятников, включая пещерные, можно отнести ко времени до XVI века. Играя важную роль в колонизации нашего края, монастыри обеспечивали религиозную потребность населения и войск окраины, распространяя православные традиции на своевольных и не блиставших чистотой нравов жителей южной границы страны. Неся христианский моральный кодекс, «остужали горячие головы путём проповедей и исправлением *треб ». Правда, далеко не всегда такая политика давала положительные результаты. Например, основание Донецкого монастыря рядом с казачьим юртом на самом рубеже границы не избавило этот юрт от разорения Петром I за участие в бунте и неповиновение в начале XVIII века.

Очень часто возникновение наземных и подземных монастырей связано с освоением южных окраин Российского государства и постройкой Белгородской крепостной черты. С этого времени появляются подземные монастыри XVII века: Холковский, Дивногорский, Шатрищегорский. Кроме Шатришегорского , все они были вооружены пушками, имели укрепления, а Святогорский монастырь (Донецкая область) помимо пушек и укреплений располагал военным гарнизоном, который охранял монастырь и наблюдал за татарами и переправой (перелазом) на реке Донец.

В прошлом году мы с ребятами участвовали в подготовке исследовательской работы «Слобода под Лысой горой» об истории возникновения нашего родного села. Набирая материал к ней, мы встретили много первоисточников, касающиеся Шатрищегорских пещер, которые находятся от села Лиски в двух километрах. История слободы Лыски и Шатриц тесно переплетены. Я заинтересовалась документами и событиями того времени, хочу выяснить как возник, жил, как монастырь в числе других способствовал колонизации земель Воронежского края, и, наконец, как закончил своё существование Шатрищегорский монастырь на Дону.

Глава II. Описание пещерного комплекса

Рис. 2. Меловые останцы с остатками помещений у Дивногорского монастыря  Агапов И.А., 2001 г.Рис. 2. Меловые останцы с остатками помещений у Дивногорского монастыря Агапов И.А., 2001 г.Шатрище, Щатрищегорский монастырь располагается на правом берегу Дона «в 4 верстах от слободы Лыски Острогожского уезда и в 8 верстах от Дивногорского монастыря.

Возникновение Дивногорского и Шатрищегорского монастырей, как отмечает историк В.Н. Тевяшов, связано с приходом православных монахов, появившихся с войсковыми частями на Дону после притеснения их *униатами на Украине. В это время многие монахи покинули родину и некоторые из них осели в южных областях Московской Руси. В историческом описании Дивногорского монастыря есть упоминание, что монахам пришлось «строить монастырь вновь» в 1653 году.

По всей видимости, это были остатки бывшего ранее монастыря или пустыни, разорённой или брошенной её обитателями. Благоприятное географическое положение и хорошие природные условия позволили устроить Дивногорский и Шатрищегорский монастыри прямо внутри меловых гор.

Так входы в подземные комплексы Дивногорского монастыря располагаются в меловых «столбах» - останцах, называемых «дивами» (высотою до 20 метров) .

Подземелья Шатрищегорского монастыря вырублены в горе, имеющей форму шатра, получившей название «Шатрище». В исторических документах монастырь назывался Спаским Преображенским, вероятно, по престолу своего прежнего храма. Но вполне может быть, что первые основатели его были поражены некоторым сходством Шатра – горы с таким же одиноко поднимающимся среди равнины куполом Евангельской горы Фавора, и посвятили этот родной свой Фавор, как и Фавор Галлилеи, памяти Преображения Господня.

Рис. 4. Вид на алтарь в пещерном  храме Шатрища (снимок М.П. Трунова) Воронежская старина 1908 год  №7.Рис. 4. Вид на алтарь в пещерном храме Шатрища (снимок М.П. Трунова) Воронежская старина 1908 год №7.Историки считают, что в Больших и Малых Дивах на берегу Дона, так же и в Шатрищах могли быть языческие святилища, размещённые в естественных и вырубленных гротах, которые затем использовались отшельниками и монахами. К таким местам можно отнести Шатрицкую гору и Диву рядом с ней. В ней была вырублена ниша и помещена икона Богородицы, это она дала название вырубленной здесь в XVIII веке пещере.

В « Неофициальной части Воронежских Епархиальных ведомостей» за 1886 год сказано, что «Щатрищегорский монастырь стоял под подошвой горы похожей на шатёр между лощиною лежащею между сею горою и набережным кряжем гор. Строение в нём всё было деревянное, а далее под лощиною был изрядный сад со многи плодовитыми деревьями».

В «Выписях из отказных межевых книг Острогожского Успенского Дивногорского монастыря» говорится о земле принадлежащей Шатрищегорскому монастырю «а от речки Лиски, поворотя степью и на курган, на нём столб с гранью подле того столба яма, а на ней уголья, а от того кургана и от столба прямо степью на дуб, на нём грань, подле его яма в ней уголья, а от того дуба через ярушину и через большой боерак, на нём дуб, на нём грань…которая пошла к Шатрищскому монастырю».Далее упоминается лес

между Дивногорским и Щатрищегорским монастырём. Из всего делаем вывод, что земли у монастыря было немного и границы угодий можно примерно проследить даже сейчас. Вся монастырская земля как – будто окутала Шатрицы со всех сторон на небольшом удалении от горы.

« В Шатрищегорской горе, которая вся меловая, высечена довольно просторная церковь и с окнами наружу, а при входе в церковь по правую сторону высечено так же около пяти пещер, но все они завалены, и одна простирается в гору саженей на десять.

6«…Близ церкви в этой же горе есть одна келья,…..в горе высечена меловая церковь, именовавшаяся во имя святого евангелиста Иоанна Богослова,… пред входом в пещеры сделана довольно большая площадка, устроены сиденья не столько для отдыха сколько для созерцания чудных картин, роскошной придонской природы» Пещеры начинаются узким ходом в пещерную церковь, над входом в пещеры, в изсечённом в горной скале четвероугольнике, вставлена небольшая икона. Пещерная церковь изсечена к северной стороне горы над Доном и в малые окна едва виднеется Дон, который не смотря на значительную свою ширину (сажень 50) так близко подходит к горе и как бы скрывается под нею, что едва виден левый берег реки. «Устройство церкви древнее, на восточной ея стороне изсечено седалище, или вернее кафедра для архиерея, алтарь отделяется от боковых частей (предполагаемых жертвенника и диаконника) большими каменными столбами; такими же столбами алтарь отделяется от самой церкви. Церковь небольшого размера, поддерживается она двумя большими, такими же как предалтарные столбами, на них со всех сторон изображения святых: Апостола Иоанна Богослова – это кажется храмовая икона, святого Николая Чудотворца, святого Митрофана Воронежскаго и других благочестивых Преподобных (вероятно киево- печерских угодников Божьих). Живопись простая и должно быть острогожских живописцев. Впереди алтаря сделан небольшой пещерный ход, ….верхняя часть узкая и низкая не выше как в рост обыкновенного человека, вся испещрена накопчёнными от свечей крестами. При входе в заалтарные пещеры примечательна надпись (большими буквами вырезанная на стене) о посещении этих пещер в 1751 году Воронежским Преосвященным Феофилактом «Преосвященный Феофилакт, Епископ Воронежский и Елецкий, был в сем святом храме 1751 года месяца июня 9 дня, при нём были Архимандрит Варсонофий Задонский, иеромонах Феодосий, священник Симеон Соборный, диакон Иоанн Кодратов »… Наземные строения и меловые пещеры в Шатрище связывала огороженная деревянными перилами тропинка. Высота горы и крутизна обрыва над Доном представляют чудный, дивный вид и неудивительно, что эта гора ещё в давние времена привлекла к себе внимание любителей уединённой монашеской жизни. Невольно душа человека стремится к Творцу Вселенной, и, наверное, поэтому на этой горе возникла обитель смиренных иноков – Шатрищегорский монастырь.

Глава III. История возникновения Шатрищегорского монастыря

Итак, вот несколько названий Шатрищегорского монастыря: Шатрище, Шатрицы( в челобитной св. Митрофана в 1700 году и в записках певчих Шеина, 1696 год), Щатрищский, Щатрищенский, Шатрищегорский. Повторяю, что монастырь в документах называется Преображенским или Спасо – Преображенским от главного монастырского храма.

Когда и кем этот монастырь основан неизвестно, но поскольку «Слободской – Украинский полк селился за Доном около 1652 года на пустых крымских степях», то «можно положить начало монастыря сего около сих времён». Так сказано о первом упоминании Шатрища в книге «Всеобщие Исторические сведения о Воронежской губернии « на странице 1851 пункт №8, статья помещена в «Воронежских Епархиальных ведомостях» от 1 декабря 1886 года.

Сведения о Щатрищегорском монастыре также встречаются в челобитной попа Милентия (или Милетия), государю Фёдору Алексеевичу (1676 – 1682 гг), в которой тот сетует на свою горькую судьбу(он служил в Ельце и после смерти жены не имел права находиться в должности священника) и просит царя разрешить ему постричься в монахи и поселиться в уже заброшенной церкви близ горы Шатрище, пахать землю, ловить рыбу и молиться во славу самодержца. И такое разрешение Мелентий получил, он стал первым после разграбления разбойниками наместником Шатрищегорского монастыря.

В 1690 году указом царей Петра и Иоанна монастырь был приписан к архиерейскому дому Воронежского святителя Митрофана Боршевского монастыря: «Да ниже того (Дивногорскаго) монастыря у реки Дона, в горе, что слывет Шатрище, выбита в меловой горе церковь и та церковь тогда была пуста». Через 6 лет, т.е. в 1696 году после этого посланный в Азов боярин Шеин, плывёт с певчими дьячками Доном через Коротояк, Дивногорье и Шатрище. В «Записной книге, сказано... как пошли певчие дьячки под Азов», « …того же числа проплыли монастырь Шатрицы, стоит на берегу реки Дона, на правой стороне, области Воронежскаго епископа, приписной, братии в нём 4-ре человека, тут же многая пещеры каменныя из мелу…». Монастырь также упоминается в «Челобитной святителя Митрофана царю Петру на обиды соседних воевод, Ольшанского и Коротоякского»: «В прошлом 1700 году, в домовой моей вотчине ниже урочища Шатрища и Шатрищегорского боерака, явились на двух дубах насечены вновь воровския грани и выкопана яма. А ныне мне ведомо учинилось, что те две грани велено насечь Коротоякским да Ольшанским воеводы — Ольшанским пушкарям. Милосердый великий государь царь и великий князь Пётр Алексеевич… пожалуй меня, твоего богомольца, вели, государь, допросить: по какому указу они, воеводы, в моей домовой Боршевской вотчине грани порубили и ямы выкопали, и для какову вымыслу…». Изучив документы, можно сказать, что Шатрицы один из самых ранних монастырей на Лискинской земле со своей уникальной историей, со своими обитателями и легендами, связанными с Шатринской горой.

Глава IV. О нелёгкой судьбе Шатриц и его обитателей

Рис.6. «Воронежские Епархиальные ведомости»1886 год.Рис.6.«Воронежские Епархиальные ведомости» 1886 годПроанализировав несколько первоисточников, я сделала выводы, что не было однозначного мнения по поводу возраста, благосостояния и количества иноков Шатрищегорского монастыря. Одни говорят, что он не уступал в знаменитости Дивногорскому монастырю, как по числу братии, так и по богатству. Другие говорят о том, что пустынь влачила жалкое существование. И действительно в «Путевых записках боярина Шеина» 1696 год, сказано, что монастырь был «приписной» (следовательно не знатный) и в нём братии всего 4 человека. С 1707 году и по 1720 год Шатрищегорский монастырь имеет «для своего питания» в городе Острогожске часовню, а через время её продали Дивногорскому архимандриту из – за бедности Шатрищегорского монастыря.

В «Ведомости о монашествующих в Воронежской Епархии» за 1749 год называют количество братии монастыря: «1 игумен, 3 иеромонаха, 1 иеродиакон, 3 монастырских служаки итого 9 человек».

Судьба монастыря была разной в разные годы, он, то процветал, то опустошался* лихими людьми.

Но каждый раз после разорения возрождался и принимал всех страждущих.

В 1707 году благочестивые жители города Острогожска, *посадские , во главе с Иваном Гудиловым били челом Воронежскому Епископу Арсению (приемник святителя Митрофана), разрешить построить в торговом ряду часовню Шатрищегорского монастыря. Часовня была построена и, без сомнения, доставляла Шатрицам значительные денежные доходы. К иконе святого Николая, покровителя ратных людей (*черкасы, казаки), населявши земли *Острогожского полка прибегали с молитвой. Но по малочисленности братии шатрищегорцы не могли иметь в часовне постоянного служителя, да и надзор за жившими там иноками не мог быть бдительным. Поэтому, действующий тогда настоятель Шатрищегорского монастыря архимандрит Сергий выступает против присутствия Шатрищегорских иноков в часовне города Острогожска, хотя она и принадлежала пустыни и просит о продаже часовни Дивногорскому архимандриту Акакию и настоятельнице Пятницкого монастыря Евдокии.

Странно, к тому же, что в таком бедном монастыре служил архимандрит, раньше настоятели такого высокого сана в Шатрише не наблюдались. И не удивительно, что вокруг него собрались любители уединённой жизни в пустыне. Видимо, не случайно архимандрит Сергий отдал часовню, потому что пребывание иноков в городе было не желательно, так как на торговой площади они постоянно могли видеть безобразные и соблазнительные сцены из мирской жизни, воинственность и разгульность черкасс.

Глава V. Настоятели Шатрищегорья

  1. Игумен Милентий Иванов - настоятель 1680 годы
  2. Архимандрит Сергий - настоятель 1740 годы.
  3. Шатрищегорский настоятель Порфирий 1746 год.
  4. Иеромонах Феодосий (*крестовый) - настоятелем назначен Преосвященнейшим Феофилактом в 1747 году.
  5. Приемником Феодосия стал иеромонах, а потом и игумен Антоний
  6. В 1753 году монастырь возглавлял сначала эконом, а затем иеромонах и игумен Феодосий.
  7. В 1761 году упоминаются два игумена: Серафим и Софроний

Немного известно об игуменах Шатрищегорского монастыря. Об игумене Милентии я рассказывала в самых первых главах своей работы. Хочу только добавить, что он верой и правдой служил православию. И Архимандрит Сергий ревностно относился к соблюдению монастырского устава в пустыни. А игумен Феодосий (крестовый), вопреки слабому здоровью (были парализованы руки), не ослабил дисциплины в *пустыни.

Глава VI. Шатрищегорский монастырь в жизни слободы Лыски Острогожского уезда (ныне село Лиски Лискинского р-на). Закрытие монастыря

В актах Дивногоского монастыря, опубликованных в « Воронежской старине» за 1902год вып. №1 на стр. 74, 75, 76 « Выпись из межевых книг 7207(1699) года Острогожского Дивногорского монастыря Архимандриту Амвросию с братией, на поместную пашенную его землю и на сенные покосы и на лес и на всякие угодья …». «…Вниз речкою Лыской, на лево земля Дивногорского монастыря, а на право дикая порозжая земля,…а от речки Лыски поворотя степью на курган прямо степью на столб, что стоит против яруги, которая пошла к Шатрищегорскому монастырю …через лес к реке Дону… направо земли Шатрищегорского монастыря, а налево Дивногорского Успенского монастыря...» Шатрищегорский монастырь имел небольшое количество пахотной земли лес и луг (от речки Лыски до Дона).

Шатрицкий монастырь и слобода Лыски находились на небольшом удалении друг от друга ( в некоторых источниках - 2 версты, в некоторых - 4 версты), поэтому, конечно, связь между ними была и очень тесная. В документах встречаются такие факты, что священнослужители Петропавловской церкви слободы Лыски посещали всенощные бдения, проходившие в Шатрицах. А при монастыре служили два сторожа из слободы Лыски, они охраняли пустынь и её немногочисленные угодья, перевозили в монастырь на богослужения с левой берега Дона на лодках богомольцев. А после очередного закрытия Шатрище горских пещер, (ввиду их аварийного состояния), утварь монастыря была передана в церковь слободы Лыски. А жена усопшего батюшки слободы Лыски превезла монастырские железные двери, которые установили вместо ворот в Троицкой церкви. Так же известно о трепетном отношении слобожан к святой обители. Много раз приходил приказ от митрополита или государя закрыть пещерный храм. Ходы обваливали и совсем через малое время пещеры были открыты для входа вновь. Жители близлежащих селений с усердием, без разрешения на то, отрывали ходы и опять зажигали свечи у древних икон на меловых стенах.

И всё – таки, пришло время, когда Шатрищегорский монастырь прекратил своё существование, но только в официальных документах. Случилось это в 1764 году. Приведу документы, подтверждающие эту дату:

Рис. 7-10. Сведения из книги «О православных монастырях в Российской Империи книга III. Монастыри, закрытые до царствования императрицы Екатерины II» 1898 год.

Рис.7Рис.7Рис.8Рис.8

Рис.9Рис.9

Рис.10Рис.10Такая выдержка взята из «Подробного и верного описания монастырей находящихся в Российской империи» 1829 года, а следующая из документа 1852 год «Полное собрание сведений о монастырях Российской Империи».

Закрыт был официально Шатрищегорский монастырь в 1764 г. при общем закрытии Екатериною II небольших и бедных монастырей. Деревянная церковь его с колокольнею была продана в слободу Меловатку, а вырученные полтораста рублей обращены на постройку при архиерейском доме в Воронеже теплого храма. Но вера народа не сообразовалась с предписаниями начальства, и богомольцы, как прежде, продолжали тянуть по проторенным издревле дорожкам к глубокочтимой народом древней святыне. Надо сказать, что процедура закрытия монастыря, официального закрытия повторялась несколько раз происходило это и в 1788 году и в 1802 году и даже в 1832 году.

Ну, а в конце сороковых годов прошлого столетия наплыв богомольцев в Шатрищенские пещеры в летнее время был еще так велик, что не в меру ревностное епархиальное начальство необходимым приказать местному благочинному завалить вход в пещеры. Произошла, как и следовало ожидать, та же история. Ночью народ откопал опять пещеры и еще усерднее стал молиться в запретном храме: кто пел там священные песнопенья, кто читал божественные книги. Тогда обратились к помощи гражданских властей. Коротоякская полиция явилась на место, чтобы завалить опять пещеры и силою разогнать народ. Но народ, прослышав про такие распоряжения начальства, со своей стороны толпами собрался в пещерах на защиту излюбленной святыни. Когда неразумные исполнители полицейских предписаний с каким-то ожесточением варваров принялись рубить иконы и уничтожать на стенах священные изображения, народная толпа, наполнявшая пещеры, пришла в неописанное негодование. Произошло жестокое побоище, и полиция должна была удалиться с уроном... , люди опять отстояли свои древние пещеры и свое право свободно молиться там, куда его влечет его вера. Шатрище приобрело после этого погрома еще большую славу в народе и еще сильнее стало привлекать к себе богомольцев.

Глава VII. Роль и значение Шатрища в истории колонизации земель Воронежского края в период с конца XVI до середины XVII века

По Загоровскому «Колонизация юго-восточной части Воронежского уезда происходила в три этапа. Первый этап (1615-1646 гг.) касается заселения территории, находившейся в пределах Белгородской черты и непосредственно на черте. Тогда преобладал процесс вольной колонизации. Второй этап (1646-1690-е гг.) характеризуется колонизацией смешанной: как вольной, так и правительственной. Причем вольная колонизация на данном этапе постепенно исчезла. Третий этап (1690-е гг. – XVIII в.) стал временем интенсивного заселения рассмотренной территории на основе правительственной колонизации», наверное, так оно и было.

Я же хочу обратить ваше внимание на всеми нами любимый Шатрищегорский монастырь и определить его роль в колонизации земель между Доном и речкой Лыской в обозначенный период. Итак, стр.72-73. в « Воронежской старине» за 1902год вып. №1

« Воронежские Акты том №1 1887год.» « Материалы по истории бунта Степана Разина». В документе от 15 октября 1670 года «…пришли рекою Доном к устью речки Лыски...и нанял Лисянской слоботки жителя Гераску, той рыбы стеречь…».

На землях в устье речки Лыски, принадлежащих Шатрищегорскому монастырю, могла быть только монастырская слобода, просуществовавшая недолго. Затем, позже, в 1699 году появилось основательное селение - слобода Лыска, ещё позже в 1717 году она обрела статус села «Петропавловская Лыска тож», т.к. в ней построили деревянную церковь. И всё это время шатришегорцы активно осваивали принадлежащие им земли: сажали сады, которые помнят ещё наши бабушки и дедушки, осваивали бортное дело, владели «рыбные ловли» по реке Дон, поддерживали отношения с соседними селениями. Тем самым укрепляя границы Российской империи и присоединяя новые, хоть и небольшие территории. Конечно, Шатрицы владели только небольшими участками земли, по сравнению с другими более зажиточными монастырями. Но лепту свою в дело колонизации земель внесли.

Глава VIII. Современное состояние Шатрицкого монастыря

13План-схема пещеры Шатрище (съёмка Алексея Гунько, опубликован на pro-speleo.ru). Из плана следует, что за некоторыми исключениями пещера представляет собой почти единственный коридор, спускающийся винтообразно вниз. Общая протяженность пещеры на сегодняшний день около 280 метров. Основной ход спускается внутрь горы на глубину 40-45 м, примерно до уровня реки Дон, и после горизонтального участка длиной в 28 м постепенно поднимается и упирается в завал.

14Говорят, что еще относительно недавно в пещере была довольно большая надпись - "Да здравствует Стенька Разин!", якобы написанная его братом, Фролом. На сегодняшний день эта надпись утрачена. Зато много других. Мягко говоря, далеко не таких ценных как про Стеньку. Естественно, первым делом вспоминается непутёвая молодёжь, но оказывается, корни такого бескультурья заложены в русских людях чуть ли не на генетическом уровне. Ректор Воронежской семинарии архимандрит Димитрий еще в 19 веке писал о пещерах в горе Шатрище: "Верхняя часть прохода вся испещрена черными, накопченными от свечей крестами, Богомольцы, особенно женщины, имеют обыкновение на память о посещении пещер накоптить держимою в руке свечей крест. Люди же грамотные из желания увековечить свое посещение пещер вырезают на стенах пещер свои имена и фамилии". В качестве примера архимандрит приводит надпись за 1751 год. Надписи, которым около ста лет в Шатрищегорской пещере можно встретить и сейчас. От современных они отличаются аккуратностью и хорошей каллиграфией, что, несомненно, характеризует их авторов как людей образованных. Единственная комната-келья. Явно иногда используется туристами-экстремалами для ночёвки. Ни окна, ни входа номер 1, обозначенных на плане нет .В конце ХIX- начале ХХ века при пещерах числился сторож. После 1917 года монастырь был подвержен разграблению, а саму гору Шатрище стали регулярно подрывать для получения кусков мела. Постепенно о пещере забыли. Лишь в 70-х годах ХХ века её отыскала и обследовала группа воронежских спелеологов, которая составила первый схематичный план и дала краткое описание. В настоящий момент пещера разрушается, своды (особенно в нижней части) носят аварийный характер.

Недалеко от Шатрища, на противоположной стороне от железной дороги, есть еще одна небольшая пещера, про которую мало кто знает. Спелеологи называют её "Богородица". Вход в неё очень мал и если н6икто её не начнёт очищать от мела, то скоро вход «затянет».

Есть и второй ход у этой пещеры. Второй вход выглядит получше. По описанию пещера совсем маленькая, представляет собой простой П-образный ход с двумя входами, у одного из которых расположена небольшая келья. В одной из стен пещеры есть узкий лаз (порядка 40 см), через который можно пробраться в ещё одно помещение, длина его соответствует росту нормального мужчины (170-180 см.), а высота не более 80 см., поэтому сидеть в таком помещении неудобно, можно только лежать.

Между двух входов сохранилась меловая дива, с вырезанным в ней киотом, в котором по преданию когда-то висела икона Богородицы (отсюда и название пещеры).

Глава IX. Гора – двойник

Источник - http://iznoski-adm.ru/

16У нашего Лискинского Шатрища есть сестра - двойник - гора Шатрище в Износковском районе Калужской области .

Это Шатрище - уникальное природное образование с уникальной историей в Износковском районе. Это холмкам, то есть образовался он из пришедшего сюда в далекие годы ледника.

17Из полулегенды - полуистории известно, что до XVIII века на холме располагался монастырь, упраздненный из-за мора Екатериной II. Шатринский холм получил свое название благодаря татарам. Во времена нашествия они останавливались под этой горой, разбивая лагерь, состоящий из шатров. А еще Шатрище называют русским Китежем. По легенде во время нашествия все тех же татаро-монголов церковь, стоящая на холме, спасла своих прихожан довольно оригинальным способом. Есть такая легенда, что храм ушел под землю, как град Китеж, чтобы спасти людей, когда наступали татаро-монголы. Но и без легенд история Шатринского холма очень интересна. Он образовался много тысяч лет назад, во времена ледникового периода. По территории будущего Износковского района проходили тонны льда и по какой-то причине решили тут задержаться. Из-за этой причуды природы образовалось ледниковое озеро. Вот и получается парадокс - на месте глубокого водоема теперь возвышается уникальная для равнинной Калужской области гора. Максимальная высота составляет 278 метров. Когда-то, много тысяч лет назад, здесь был ледник. Он и принес с собой кучу обломочного материала. Постепенно подтаивая, на месте ледника образовалось ледниковое озеро, и материал в озере оседал слоями. Когда ледник растаял, этот обломочный материал остался на месте, сформировались камни красивой формы.

У подножия Шатринского холма расположена деревня с одноименным названием Шатрищи. Это одна из старейших деревень Износковского края. Находится к западу от с. Износки около легендарной Шатринской горы.

По легенде у Шатринской горы был монастырь. Когда его штурмовали монголо-татары в 13 веке, они разбивали свои шатры у подножия горы, отсюда и пошло название Шатрищи. У подножия Шатринской горы и обосновались её первые поселенцы.

В начале 18 века на Шатрищах стояла церковь Святой мученицы Пятницы, ею владел Дей Андреевич Мясоедов, а с 1720 по 1746 г.г. – дьякон села Извольского Евлампий Афанасьевич, в 1946 году она была отдана на вечное владение Юхновскому монастырю Мещевского уезда.

10. Глава X. Заключение.

Шатрище выдвигает свою громадную каменную пирамиду внезапно и поразительно живописно. Кряж горного берега, надвинутый над нами и закрывающий от нас окрестность, разом вдруг распахивается, будто занавес театра, и над широкою движущейся скатертью синего Дона вырастает, загораживая горизонт, титанический белый шатёр, геометрически правильный, словно дело рук человеческих. Рядом с этою исполинскою меловою пирамидою показались бы детскими игрушками жалкие «великие пирамиды» когда-то великих, а теперь скорее жалких фараонов египетских…

Пещеры эти тянутся узкими, но достаточно высокими галереями, вырубленными в желтоватых толщах мела, более чем на версту длины, постоянно давая от себя отростки и закоулочки и незаметно спускаясь до самого уровня Дона. Довольно пологие ступени соединяют один ярус этих сводистых галерей с другим, углубляющимся ниже. Убранства в этих пещерах никакого, как и вообще в Донских пещерах. Только кое-где по углам развешаны и расставлены старые, полустёртые образа да накопчены свечками богомольцев чёрные кресты на сводах.

Монастырь давно закрыт, но Шатрище загадочным магическим образом притягивает и манит к себе любителей приключений, ценителей духовности, красот родной страны, людей которые ни за какие сокровища мира не отдадут возможность ещё раз посетить сию знаменитую гору. Они обязательно захотят ещё и ещё раз вдохнуть немного плесневелый и сырой воздух меловых ходов, ещё раз захотят убедиться, что увидели всё своими глазами и ничего не пропустили. Наш земляк наместник Святогорской Лавры в Украине Донецкой области Владыка Арсений, каждый раз бывая на малой родине, говорит, что до тех пор будет мир на нашей земле, пока будут находиться люди из села Лиски, приходящие в Шатрищегорские пещеры пешком. И каждый раз с братьями Святогорской Лавры в очередной свой приезд Владыка пешком отправляется навестить такой дорогой сердцу уголок и равновесие не нарушается.

Библиографический список

Литература

За время, пока мы исследовали Шатришегорские пещеры, нам пришлось обратиться за помощью ко многим знающим людям. Вот их имена: Архиепископ Арсений - наместник Свято - Успенской Святогорской Лавры в Украине, отец Андрей Тришин – настоятель Троицкой церкви в селе Лиски, Дирекция Дивногорского музея – заповедника в г. Воронеже в лице Бондаревой Вероники Викторовны, Монин Владимир Иванович – краевед села Лиски, Стародубова Вера Николаевна – бывший учитель истории в Лисянской школе, основатель школьного историка –краеведческого музея в МКОУ Лисянская СОШ, краевед села Лиски. Всем им хочется пожелать здоровья и процветания и большое спасибо за реальную помощь.

  1. Багалей Д. И. «Очерки из истории колонизации степных окраин Московского государства» 1887 год Москва
  2. «Воронежские епархиальные ведомости» 1 декабря 1886 год №23
  3. «Воронежская старина» выпуски 1904 г.№5, 1907 г. №6,1908 г. №7
  4. «Памятники истории и культуры Воронежской области» 1986 год
  5. Денисов Л.И. «Монастыри Российской империи» 1908 год.
  6. Евгений Львович Маркова "В стране белых гор. Поездка в Дивногорье." (изд. 1891 г.).
  7. «Воронежские списки населённых мест по спискам 1859 года» САНКТПЕТЕРБУРГ 1865 год.
  8. «Полное собрание исторических сведений о всех бывших в древности и ныне существующих монастырях и примечательных церквах в России» Москва 1852 год.
  9. «О православных монастырях в Российской Империи книга III. Монастыри закрытые до царствования императрицы Екатерины II»1898 год.
  10. http://iznoski-adm.ru/
  11. http://dic.academic.ru/
  12. http:/pro-speleo.ru
  13. https://ru.wikipedia.org/
  14. Сайт «О ПРАВОСЛАВНЫХ МОНАСТЫРЯХ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ»

Примечание

*треба — в просторечии так называются все таинства (кроме Евхаристии и Рукоположения), а также молебны, панихиды, отпевания, освящения домов

*УНИАТЫ — [< позднелат. unia единение] последователи церковной Брестской унии 1596 г. об объединении православной и католической церквей с подчинением Папе Римскому; признают догматы католической церкви, но с сохранением православных обрядов.

*Лихие люди — Устар. Разбойники, грабители.p

*Посадские люди — сословие средневековой (феодальной) Руси.

*Черкасы - так называли жителей нынешней Украины в некоторых старорусских документах. Русские того времени различались по разным признакам, в том числе и по месту жительства. Так, москали - жители Московии, черкасы - жители Черкас Вот Вам пример названий ветров у козаков: северный ветер - москаль восточный - дончак, западный - лях.

*Казаки — представители казачества, сложной социальной группы, военного сословия[4], которое сложилось на окраинах русского государства в XV — XVII веках.

*Острогожский слободской (черкасский) казачий полк (также именуемый Рыбинским, или Рыбьянским слободским (черкасским) казачьим полком) — слободской казачий полк, административно-территориальная и военная единица на Слобожанщине.

*Крестовый – священнослужитель, приближённый к архиерейскому дому, служивший в домовой храме.

*Пустынь - и (обл.) ПУСТЫНЯ, пустыни, ж. Первонач. - уединенное место, где живет отшельник,

Приложение

   Дивногорская пещерная церковь. «Воронежская старина» 1908 год №7. Дивногорская пещерная церковь. «Воронежская старина» 1908 год №7.

 20

 21

 22

 23

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top