Сербулл Д.А.

Введение

Блокада Ленинграда – наиболее трагический и героический период в истории ни только города, но и всего нашего государства. Для каждого, кто живет в Петербурге, блокада Ленинграда – ключевое событие. Для старшего поколения, которое носят в себе эти воспоминания, – это часть жизни, которую они никогда не забудут.

Целью моей работы является рассказать доступно о блокаде Ленинграда как о подвиге, достойный вечности.

Задачи: рассказать об истории города во время блокады и определить историческое значение защиты Ленинграда во время Великой Отечественной войны.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы и источников.

Захват Ленинграда был составной частью разработанного фашистской Германией плана войны против СССР – плана «Барбаросса». В нём предусматривалось, что Советский Союз должен быть полностью разгромлен в течение 3-4 месяцев лета и осени 1941 года, то есть в ходе молниеносной войны («блицкрига»). К ноябрю 1941 года германские войска должны были захватить всю европейскую часть СССР. Согласно плану «Ост» («Восток») предполагалось в течение нескольких лет истребить значительную часть населения Советского Союза, в первую очередь русских, украинцев и белорусов, а также всех евреев и цыган – всего не менее 30 миллионов человек. Ни один из народов, населявших СССР, не должен был иметь право на свою государственность или даже автономию.

К началу блокады в городе имелись лишь недостаточные по объёму запасы продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с блокадным Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находящееся в пределах досягаемости артиллерии осаждающих. Пропускная способность этой транспортной артерии была несоответствующей потребностям города. Начавшийся в городе голод, усугублённый проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей

Глава 1. Город во время блокады

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со всей страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть Ленинград двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось ещё и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300000 беженцев из прибалтийских республик и соседних с ним российских областей.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учёт всех съестных запасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть ещё до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпуска продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия (эта мера будет действовать вплоть до середины 1944 года). При сохранении «чёрного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены сначала первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, первые случаи смерти от истощения, а затем и первые случаи каннибализма. В феврале того 1942 года за каннибализм осуждено более 600 человек, в марте – более тысячи. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно: по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за наступления холодов. В то же время лёд на озере был ещё очень слабым, чтобы по нему могли проехать автомашины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнём противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода ещё не стала массовым явлением, и основную часть погибших пока составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов. Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло:

  • Хлебное зерно и мука на 35 суток;
  • Крупа и макароны на 30 суток;
  • Мясо и мясопродукты на 33 суток;
  • Жиры на 45 суток;
  • Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Нормы отпуска товаров по продовольственным карточкам, введённым в городе ещё в июле, ввиду блокады города снижались, и оказались минимальны с 20 ноября по 25 декабря 1941 года. Размер продовольственного пайка составлял:

  • Рабочим – 250 граммов хлеба в сутки;
  • Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – по 125 граммов;
  • Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии – 300 граммов;
  • Войскам первой линии – 500 граммов.

При этом до 50 % хлеба составляли практически несъедобные примеси, добавлявшиеся вместо муки. Все остальные продукты почти перестали выдаваться: уже 23 сентября прекратилось производство пива, а все запасы солода, ячменя, соевых бобов и отрубей было передано хлебозаводам, для того, чтобы уменьшить расход муки. На 24 сентября хлеб на 40 % состоял из солода, овса и шелухи, а позже целлюлозы (в разное время от 20 до 50 %).

В ноябре 1941 г. положение горожан резко ухудшилось. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.

Ещё одним важным фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15 % от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замёрзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах (кроме оборонных). Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

Главным отопительным средством стали особые мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли всё, что могло гореть, в том числе мебель и книги. Деревянные дома разбирали на дрова. Добыча топлива стала важнейшей частью быта ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.[1]

Под руководством Центрального Комитета Коммунистической партии, Советского правительства, Государственного Комитета Обороны, Военного совета Ленинградского фронта и Ленинградской парторганизации трудящиеся города Ленина и воины фронта и флота при поддержке всей страны, ценой огромного напряжения сил и величайшего героизма создали надежную связь блокированного Ленинграда с Большой землей.

В суровую осень 1941 г. моряки и речники Ладоги, используя все силы и средства, осуществляли перевозки по бурному озеру до самого последнего дня, когда лед, сковавший воды Ладоги, сделал движение судов и кораблей невозможным.

Зимой 1941-42 г. ленинградцы, преодолев огромные трудности, проложили по льду Ладоги знаменитую ледовую Военно-автомобильную дорогу. В этот небывало тяжелый момент, когда беспощадная рука голода сдавила Ленинград, тоненькая нить ледовой трассы спасла город, сделала возможным продолжение его обороны. Героизм, воля и мужество ленинградцев превратили зыбкий и непрочный ладожский лед в несокрушимый фундамент будущей победы.

Предусмотрительно, дальновидно началась подготовка к навигации 1942 г. на Ладожском озере. Была проделана гигантская по своим масштабам работа. Прокладывались шоссейные и железные дороги, сооружались порты, ремонтировались и строились новые суда. В эту работу были втянуты десятки тысяч людей, и это позволило организовать перевозки, в таких масштабах, которые обеспечили необходимый минимум жизненно важных припасов для Ленинграда. Перевозки в Ленинград, а также эвакуация населения, вывоз промышленного оборудования и материалов дали возможность еще более усилить обороноспособность Ленинграда, превратить его в несокрушимую крепость. Доставка в Ленинград значительных по численности людских контингентов, боеприпасов и вооружения позволила накопить силы и подготовиться к операции по прорыву блокады города.

Зимой 1942-43 г. для перевозок снова была использована, проложенная по льду Ладоги, ледовая Военно-автомобильная дорога и было предпринято строительство ледовой железнодорожной переправы.

Ладожская коммуникация, не имевшая аналогов в мировой истории по масштабам деятельности, по сложности сооружения, опасностям, связанным с ее строительством и эксплуатацией, могла родиться, жить и развиваться лишь благодаря неиссякаемому творчеству советских людей. Вначале слабая и легко уязвимая Ладожская коммуникация постепенно крепла, совершенствовалась и превратилась в мощную, хорошо организованную транспортную артерию стратегического значения, несмотря на постоянное воздействие противника, который стремился прервать связь Ленинграда со страной. По ней непрерывным потоком текли в блокированный Ленинград различные грузы, и прежде всего продовольствие, доставлялись пополнения фронту и флоту, производилась эвакуация. За весь период действия Ладожской коммуникации с начала блокады и до 30 марта 1943 г., когда растаяла вторая ледовая дорога, по ней было доставлено в Ленинград без малого 1,5 млн. т грузов и около 450 тыс. человек, главным образом военнослужащих, и вывезено из Ленинграда, не считая переброски нескольких воинских соединений, более 1 млн. 200 тыс. человек, в основном жителей города, и большое количество эвакогрузов.

Эти цифры поражают. За каждым килограммом доставленного хлеба, за каждым ящиком снарядов, за каждой тонной горючего – усилия десятков и сотен тысяч людей, подвозивших грузы к Ладоге, прокладывавших дороги, ремонтировавших и строивших суда, стоявших за штурвалами кораблей, пересекавших Ладогу, сидевших за рулем автомашин, днем и ночью двигавшихся в Ленинград, защищавших Ладожскую коммуникацию от противника.

В январе 1944 г. блокада была полностью снята. В результате мощного наступления Красной Армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60 – 100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась.[2]

Глава 2. Историческое значение блокады Ленинграда

История войн не знала такого примера массового героизма, мужества, трудовой и боевой доблести, какую проявили защитники Ленинграда. Огромная заслуга в этом Ленинградской городской и областной партийных организаций, их умелая и оперативная организаторская деятельность и высокий авторитет у населения и в войсках. За первые три месяца войны здесь были сформированы десять дивизий народного ополчения, 16 отдельных артиллерийско-пулеметных батальонов, десятки маршевых подразделений для пополнения народноополченческих частей, многочисленные отряды местной противовоздушной обороны. Были подготовлены десятки тысяч медицинских работников, развернуты многочисленные госпитали, проведен ряд других важных мероприятий по обеспечению боевых действий войск и населения города.

Ни массовые жертвы, ни постоянные чрезмерно напряженные бои не сломили боевой дух и доблесть защитников города Ленина. Ленинградцы, воины фронта и флота предпочитали смерть в борьбе с врагом, нежели сдать город.

Трудно переоценить трудовую доблесть рабочего класса города Ленина. Люди трудились с исключительным энтузиазмом, недоедая и недосыпая, под артиллерийским огнем и бомбовыми ударами авиации.

Несмотря на варварские действия немецко-фашистских войск трудящиеся ленинградских предприятий героически выполняли задачи, которые им были поручены. Так, с июля и до конца 1941 г. они изготовили 713 танков, 480 бронемашин, 58 бронепоездов, свыше 3 тыс. полковых и противотанковых пушек, около 10 тысяч минометов, свыше 3 миллионов снарядов и мин, более 80 тыс. реактивных снарядов и бомб. Выпуск боеприпасов во втором полугодии 1941 г. по сравнению с первым увеличился в 10 раз.

Разгром немецкой группировки, державшей город в осаде в течение неслыханно тяжелых 900 дней, стал одним из важных этапов на пути полного изгнания с советской земли и уничтожения немецко-фашистских захватчиков. «Ленинградская победа, – говорил М. И. Калинин, – это военная победа, имеющая значение не только для Ленинграда, но и для всего хода борьбы советского народа против немецких захватчиков».

Жители Ленинграда и защитники города на Неве, испытывая нечеловеческие трудности фашистской блокады, показали великое мужество и стойкость. «Жестокие трудности борьбы с ненавистными врагами нашей родины, – говорил А. А. Жданов на заседании Верховного Совета СССР 18 июня 1942 г., – не сломили энергии и мужества защитников Ленинграда. Ни бомбежки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни трудности со снабжением города, ни попытки врага расстроить наши боевые ряды морально при помощи отравленной ядом пропаганды через фашистские листовки, через своих шпионов и лазутчиков, ни разрушение врагом мировых культурных ценностей Ленинграда не достигли цели, которую поставил враг. Наоборот, суровые испытания, выпавшие на долю ленинградцев, еще более закалили нашу волю к борьбе и победе, еще выше подняли наш боевой дух и готовность идти на преодоление любых трудностей во имя победы над гитлеровской Германией, еще сильнее разожгли ненависть к врагу, ярость в борьбе за истребление немецко-фашистских захватчиков...».

Беспримерное мужество и героизм ленинградцев, их беззаветная преданность идеям коммунизма вдохновляли советских людей на борьбу с фашизмом. [3]

Огромное практическое и моральное значение героической обороны Ленинграда состоит в том, что город, несмотря на неслыханные испытания и лишения, остался непокоренным и служил образцом непоколебимого мужества. Даже в условиях вражеского окружения промышленный потенциал Ленинграда продолжал служить делу борьбы с врагом на всех фронтах.

Лишения и жертвы, понесенные в период фашистской блокады жителями Ленинграда и воинами, защищавшими город, неизмеримы. И все же трудно представить те бедствия, которые могли выпасть на их долю, если бы не было Ладожской коммуникации. Без перевозок, осуществлявшихся по Ладожскому озеру зимой и летом, не могло быть и речи о поддержании обороны города, тем более не могло быть речи об активных боевых действиях армии и флота, находившихся в блокадном кольце, о подготовке разгрома фашистских войск под Ленинградом.

Ладожская магистраль стала одним из важнейших факторов победы под Ленинградом. В течение всего периода блокады Ленинграда она являлась органической частью фронта, а ее воины-моряки и речники, автомобилисты и дорожники, зенитчики и летчики, строители, связисты, железнодорожники и все, кто служил на Ладоге и обеспечивал перевозки, – были одним из боевых отрядов героических защитников города Ленина. Подвиг тех, кто сражались и боролись на Ладожской магистрали, был высоко оценен Партией и Правительством. Более 2 тыс. из них были награждены орденами и медалями Советского Союза.

Все эти обстоятельства позволяют с полным основанием констатировать, что оборона Ленинграда стоит в ряду важнейших узловых сражений Великой Отечественной войны.

«История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов, – говорил Л. И. Брежнев. – Сквозь века и тысячелетия дошли до нас сказания и легенды о борьбе защитников античной Трои, рассказы историков о жестоких боях под стенами осажденного Карфагена. Никогда не будут забыты отвага защитников Севастополя в годы Крымской войны в середине прошлого века, доблесть русских и болгарских героев Шипки. Как пример упорства и ожесточенности вошли в военную историю многомесячные бои за Верден в первую мировую войну. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была героическая 900-дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

27 января 1944 г. на берегах Невы прогремел торжественный артиллерийский салют, возвестивший о полном освобождении Ленинграда от фашистской блокады, о великой победе Советских Вооруженных Сил. В течение нескольких дней гитлеровцы, создавшие под Ленинградом мощную долговременную систему «обороны, так называемый «Северный вал», твердившие, что они сдавили город непробиваемым стальным кольцом, были разгромлены. Советские воины нанесли отборным фашистским соединениям жестокое поражение и к концу января 1944 г. отбросили их от стен Ленинграда на 70 – 100 км. [4]

Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти нынешнего и грядущих поколений советских людей».

В годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97% умерли от голода.

Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище на Выборгской стороне. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. Площадь кладбища составляет 26 га, длина стен равна 150 м с высотой 4,5 м. В длинном ряду могил лежат жертвы блокады, число которых только на этом кладбище составляет 640 000 человек погибших от голода и больше чем 17 000 людей, ставших жертвами воздушных налетов и артиллерийских обстрелов. Общее число жертв среди гражданского населения в городе за все время войны превышает 1,2 миллиона человек.

Также тела многих погибших ленинградцев были кремированы в печах кирпичного завода, находившегося на территории нынешнего Московского парка Победы. На территории парка построена часовня и установлен памятник «Вагонетка» — один из самых страшных памятников Петербурга. На таких вагонетках вывозили в близлежащие карьеры после сожжения в печах завода прах погибших.

Заключение

Блокада Ленинграда – это подвиг, достойный вечности.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 г. Ленинград вместе с Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады… 8 мая 1965 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда».

Историческое значение обороны Ленинграда огромно. Советские воины, остановив вражеские полчища под Ленинградом, превратили его в мощный бастион всего советско-германского фронта на северо-западе. Сковывая значительные силы отборных фашистских войск на протяжении 900 дней, Ленинград тем самым оказал существенную помощь развитию операций на всех других участках обширного фронта. В победах под Москвой и Сталинградом, под Курском и на Днепре – весомая доля защитников Ленинграда.

Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Мужество ленинградцев, доблесть защитников города Ленина навсегда сохранятся в благодарной памяти нынешнего и грядущих поколений советских людей».

Список использованной литературы и источников

  1. Барышников Н. И. /Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941 – 1945. СПб-Хельсинки, 2002. – стр. 20
  2. Жуков Г.К. /Воспоминания и размышления: В 3 т. – М.: Новости, 1990.
  3. Кислицин Н.Г./ Ленинград не сдается. – М.: Прогресс, 1995. – с.129-130
  4. Орлов А.С., В.А.Георгиева. История России. – М.: Проспект, 2008. – с.400-402
  5. Самсонов А.М./ Вторая Мировая война. 1939 – 1945. Очерки важнейших событий. – М.: Наука, 1990. – с.33-36
  6. Свободная энциклопедия – Википедия
  7. Храмкова Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 1941 –1945гг. – Самара, 2000.-с.194
  8. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней / А.С.Орлов В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева. Т.А.Сивохина. – М.: Проспект, 2000. – с.589

Примечания

[1] Свободная энциклопедия - Википедия

[2] Храмкова Е.Л. Тыл России в годы Великой Отечественной войны 1941-1945гг.

[3] Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления» , 1990

[4] Самсонов А.М./ Вторая Мировая война. 1939-1945. Очерки важнейших событий

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top