Щербакова И.В.

Введение

Люблю ли я свой родной город? До ноября прошлого года не думала об этом. Помог случай, к нам приехали родственники из Волгограда. Меня поразило то, как они любят и гордятся своим городом. Они так много рассказывали о родном городе, что я невольно задумалась, а что я знаю про Воронеж? Оказалось, что мои знания по родному краю очень малы.

И я постаралась это исправить, то есть начала читать. Моё удивление к неизвестным мне фактам, уважение к героям нашего города, а иногда и просто изумление побудило меня рассказать о том, что я узнала.

При написании работы перед ними было поставлено ряд задач:

  1. охарактеризовать и описать особенности Воронежа;
  2. рассмотреть Воронеж в различных сферах жизни;
  3. оценить выполнение работы.

В работе были использованы следующие методы:

  1. анализ литературы по теме исследования;
  2. описание;
  3. обобщение.

Глава I

Град Воронеж

Вся история старинного города Воронежа неразрывно связана с историей Российского государства. Поставленная в 1586 году воеводой Семёном Сабуровым крепость за четыреста с лишним лет превратилась в один из крупнейших городов России. Воронеж всегда оказывался в гуже событий. Став в ряду крепостей Белгородской черты, город превратился в надёжного стража, призванного охранять рубежи Родины. В (семнадцатом веке) город находился на пересечении торговых путей, а с созданием епархии и прибытием святителя Митрофана воронежская земля превратилась в один из центров духовной культуры России.

Город может гордиться званием колыбели русского флота, так как в 1695 году царь Пётр (первый) именно Воронеж выбрал местом его строительства. Здесь был спущен на воду 58-пушечный линкор «Гото Предестинация» -- первый корабль строившийся без привлечения иностранных специалистов, в котором были использованы уникальные для своего времени инженерные решения. В годы строительства флота Воронеж становился фактически столицей России, что во многом предопределяло его дальнейшую историю. Из небольшого городка он превращается в крупный административный центр сначала Азовской, потом Воронежской губернии.

Судьба города складывалась непросто, на долю Воронежа выпало много трудностей и горя. Восстания, пожары, революции и войны – всё вынес город, возрождавшийся из пепла и руин, словно птица Феникс. Не случайно Воронеж гордо носит звание «Город воинской славы». Во время Великой Отечественной войны защитники воронежской земли свыше 200 дней отбивали многочисленные попытки врага прорвать линию обороны и полностью оккупировать город. Мужество и героизм помогли жителям сделать невозможное –возродить Воронеж, почти полностью стёртый с лица Земли.

Воронеж – город, в котором многие важные события произошли впервые в российской истории. Именно здесь произошла высадка первого в СССР десанта, разрабатывалась знаменитая «Катюша», был построен первый в мире сверхзвуковой самолёт, налажено серийное производство пассажирского аэробуса, на корабле первого космонавта Юрия Гагарина стояли двигатели воронежского производства. С Воронежем второй половины (девятнадцатого века) связаны имена многих из тех, кто оставил заметный след в истории и культуре России. В этом городе родились писатели И.А.Бунин, С.Я.Маршак, и А.П.Пллатонов. В губернской гимназии обучались учёный-электротехник Н.Г.Славянов и один из основателей аэродинамики С.А.Чаплыгин, в кадетском корпусе – изобретатель лампочки накаливания А.Н.Лодыгин, изобретатель трёхлинейной винтовки С.И.Мосин и теоретик росийской социал-демократии Г.В.Плеханов. Современный Воронеж – большой культурный, научный, промышленный, деловой и торговый центр.

Воронеж – родина известных поэтов, писателей, художников, артистов и олимпийских чемпионов прославивших родной город на всю Россию и на весь мир. За годы своего существования город не утратил своей самобытности. Присущий только ему облик придаёт своеобразная, во многом уникальная архитектура, старинные особняки здесь соседствуют с высотными новостройками.

В зелени скверов, шуму улиц и площадей, колокольном звоне старинных храмов скрыто очарование древнего, но всегда молодого града Воронежа.

Глава II

Воронеж—колыбель русского флота

2.1 Воронежский брат Пизанской башни

А знаете ли вы что воронежский макет корабля «Меркурий» так же постоянно наклоняется на несколько градусов, как и его старшая сестра башня в Пизе. А что мы знаем о фрегате «Меркурии»?

Человек, который не знает ничего об этом памятнике, может сразу и не понять, что же это виднеется вдали, среди волн, на высоком бетонном постаменте? Подплыв поближе на лодке или вооружившись оптикой, он с удивлением обнаружит, что это лёгкий парусный фрегат, летящий сквозь бури и снегопады, застывший навсегда по прихоти своего создателя посреди бескрайнего искусственного моря, рвущий свои паруса в напрасном стремлении вновь ощутить силу волн.

«Меркурий» напоминает нам о том, что Воронеж -- «Колыбель русского флота». Не годами, и не десятилетиями, а уже столетиями исчисляется история российского судостроения, и не один российский город хотел бы иметь право называться колыбелью кораблестроения государства Российского. Но, по сути, ни Санкт-Петербург, ни Архангельск с Астраханью не могут в полной мере претендовать на такую честь, ведь пальма первенства в таком важном вопросе, бесспорно, принадлежит Воронежу.

Российские судостроители и многочисленные крестьяне, которые помогали в строительстве Российского флота, своими творениями смогли поразить и удивить даже, казалось бы, успешных иностранцев. Во многом нужно так же отдать честь мудрому и справедливому правителю Петру Первому, за его энтузиазм и усердие, потому что во многом именно благодаря ему, Россия стала могучей державой которая одержала поразительную и успешную победу над турками. Так как Воронеж был признан центром успешного и процветающего кораблестроения, было принято решение установить памятник о былой славе, его установили не далеко от Вогресовского моста посредине Воронежского водохранилища.

Это знаменитое судно, оснащенное 26 мощными пушками, принимало активное участие в Керченском походе, предводителем которого являлся император Петр Великий. Капитаном этого судна был Иван Валрант, который был удостоен белого вымпела на маневрах морского значения в Азовском море.
В этот поход отправлялось еще несколько кораблей, но все из них вернулись на родину, а только «Меркурий», сильнейшим ветром был отброшен на мель, вследствие чего образовалась огромная пробоина и корабль затонул. Но корабль не был брошен, его подняли, отремонтировали и он еще долгое время верой и правдой служил стране. Поэтому благодаря славе «Меркурия» ему установили памятник, который уже возвышается над волнами многие годы.

Из года в год памятник этому кораблю становиться все оригинальнее, благодаря тому, что его основание, подобно Пизанской башне, клонится к воде под все более и более угрожающим углом. Так что вполне возможно, что славный фрегат «Меркурий» через лет этак десяток-другой сможет коснуться воды, а пока ему только снится великий поход на Азов в славной компании «Силы», «Отворённых Врат» и «Цвета войны».

2.2 Гото Предестенация

Скоро в нашем городе появится ещё один памятник, напоминающий воронежцам о знаменитом петровском прошлом. На воронежском море появится макет корабля «Гото Предестинация».

«Гото Предестинация» – 58-пушечный линейный корабль, первое крупное военное судно отечественной постройки. Название (в переводе - «Божье предвидение») означало предопределенность для России иметь флот. Заложен в Воронеже в 1698 году, спущен на воду в 1700-м. Проект корабля составлен лично Петром I на основе чертежа английского судна. Корма была украшена аллегорическими скульптурами изображениями и богатой резьбой, каюты отделаны ореховым деревом. После Прусского похода (1711 год) и заключения мира с турками, по которому Россия потеряла право иметь флот на Азовском море, корабль был продан туркам.

В Петрозаводске полностью изготовлен деревянный корпус, детали судовых устройств и исторических механизмов. ОАО «Павловский судостроительно-судоремонтный завод» (ПССРЗ) установил деревянную надстройку из Петрозаводска на металлический корпус. Помимо этого, смонтированы деревянные трапы, мачты, вентиляторы, автономная пожарная установка, рулевое устройство, налажены системы водоснабжения и вентиляции и установлено электрооборудование. Перечень работ включает также изготовление резных декоративных украшений судна, бутафорских ядер и 58 пушек. Кроме того, к моменту запуска судна необходимо построить причал. Стоимость «Гото» без учета стоянки пока оценивается в 215 млн рублей.

Судно будет эксплуатироваться круглый год в качестве музея. Размеры корабля огромны: 36 метров в длину, больше 9 метров в ширину, высота корпуса — 7 метров, плюс ещё мачты около 30 метров! Плавать «Гото Предестинация» сможет лишь между ВоГРЭСовским и Чернавским мостами. Под ними корабль просто не пройдёт.

По словам главы Воронежской области Алексея Гордеева, корабль будет закреплен за региональным департаментом культуры и архивного дела. Также есть идея создать команду из профессиональных моряков и выбрать капитана корабля.

По плану ввод в эксплуатацию «Гото Предестинации» – лишь часть реализации плана благоустройства набережной Воронежского водохранилища. Протяженность туристической зоны вдоль водоема предположительно будет ограничена расстоянием от Адмиралтейской площади и до Северного моста.

Глава III

Воронеж – Родина ВДВ

Не все знают, что Воронеж не только колыбель русского флота, но и родина ВДВ!

4 сентября 2010 года в Воронеже состоялось торжественное открытие памятника «Воронеж – Родина ВДВ». Символизируя собой юность и романтизм, мужество и воинский долг, он отдает дань памяти тем, кто служил в ВДВ, героически защищал Родину.Монумент открыт в парке Победы, на том месте, где 2 августа 1930 года приземлились первые бойцы десантного формирования, успешно выполнившие учебную тактическую задачу. Это – предмет для гордости. А сам монумент – дань памяти десантникам и пример подрастающему поколению.Памятник – не только символ величайшего героизма и самопожертвования воинов-десантников, но это еще и знак преемственности поколений. Недаром из всего многообразия проектов был выбран именно этот вариант памятника – изображающий воина-десантника и маленького мальчика, который только мечтает надеть на себя голубой берет. Пока в нашей стране, в нашем городе есть такие мальчишки, мы можем спать спокойно и не опасаться за свою Родину.

Глава IV

Воронеж – город воинской славы

Великая Отечественная война разрушила не только судьбы людей, но и наш родной город Воронеж. Восемнадцать тысяч домов было стёрто с лица земли. Отступая из Воронежа, в январе 1943 года фашисты взорвали все крупные здания города, заводы, высшие учебные заведения. От областной больницы уцелел только громадный купол. Воронежцы назвали его Ротондой и сохранили как памятник войны.

Мемориальный комплекс на площади Победы символизирует единство фронта и тыла. В многофигурной скульптурной группе плечом к плечу стоят рабочий и колхозница, лётчик и танкист, пехотинец и моряк, медсестра, партизан и женщина с ребёнком – символ будущего. У подножия памятника горит Вечный огонь в память о погибших на войне.

В годы Великой Отечественной войны (1941 – 1945), как и сотни лет назад, Воронежский край оказался военным рубежом. По рекам Дон и Воронеж проходила линия фронта между нашей армией и фашистскими захватчиками.

В историю войны вписана оборона Чижовского плацдарма, который вместе с армией защищал свободный отряд народного ополчения, сформированный из жителей города.

Две стелы венчают орден великой отечественной войны I степени, которым город награжден за свой ратный и трудовой подвиг. Названия воинских частей, дивизий, армий, сражавшихся на Воронежском фронте, выбиты на гранитной стене на площади Победы. 274 уроженца Воронежа и области удостоены звания Героя Советского Союза, полными кавалерами ордена Славы стали 65 человек.

Именами героев войны, защитников города Куцыгина, Лизюкова, Скоробогатько, Рябцевой, Куколкина и многих других названы улицы Воронежа.

С реликвиями Великой Отечественной войны, документами из военной истории города и края можно познакомиться в филиале областного краеведческого музея, расположенном на спуске к Чернавскому мосту по улице Степана Разина, в здании, которое сегодня называют «Арсеналом». Это здание – самый ранний в Воронеже памятник промышленной архитектура. Оно построено купцом И.Я.Гарденинымв восемнадцатом веке для суконной фабрики. В 1812 году дом был продан городу и в нем размещались военные казармы. «Арсенал», Тихвино-Онуфриевская церковь и особняк Гардениных (на улице Фабричной) составляют Гарденинский комплекс, охраняемый как памятник архитектуры восемнадцатого века.

На Ленинском проспекте, недалеко от Чернавского моста, находится центр военно-патриотического воспитания – Музей-Диорама. Этот комплекс был открыт 16 декабря 2000 года. Перед музеем – мемориальная площадь с именами 246 погибших воинов, Вечный огонь, образцы военной техники.

Глава V

Певучая Россия

"Дивны и чудны русские песни душевные мелодии,глубокие мысли в тексте. Право не знаешь подчас,кому отдать предпочтение: гению ли композитора или поэта? Рядили они веками родную песню,как невесту к венцу,чтобы она,желанная, увидела свет..."
(М.Е.Пятницкий)

Главным украшением сквера у Дома Офицеров является, бесспорно, памятник Митрофану Ефимовичу Пятницкому, собирателю народной песни, основавшего в 1910 году в Москве из воронежских крестьян первый русский народный хор. Памятник поставлен в сентябре 1988 года. Торжественное открытие привлекло многих поклонников «певучей России». Милые золотоволосые красавицы, щедро даря улыбки, выводили протяжными голосами про что-то доброе и вечное. На душе было удивительно легко. Не смущало даже и то, что бедному Митрофану Ефимовичу творцы как-то безжалостно обрубили руки. Всё равно ансамбль хорош! Гранитное полукружие удачно венчает работу архитектора и скульпторов (П.П.Даниленко и И.П.Дикунов с Э.Н.Пак). А отлитые из бронзы балалайка и гармонь тактично намекают невежественному прохожему, кому посвящена композиция.

Первый концерты его замечательного хора состоялись в начале 1911 года. Москвичи были покорены культурой народного многоголосия, тонкостью мелодичного рисунка и вообще самобытностью воронежского музыкального фольклора. За кольцовским краем окончательно закрепилась репутация песенной, певучей России.

Созданный М.Е.Пятницким коллектив приобрёл в стране большую и вполне заслуженную известность: побывать на его выступлениях у избалованной публики считалось едва ли не модой.

Позднее, уже в советские времена, коллектив был преобразован в Государственный русский народный хор, которому присвоено имя его основателя.

Мамина бабушка, родом с Алтая, до самой смерти восхищалась Зыкиной, Мордасовой и конечно же хором Пятницкого. Услышать пение Воронежского коллектива в глубокой сибирской деревне по единственному источнику информации -- радио было для тысячи людей настоящим праздником.

Не следует забывать и о том, что Пятницкий записал и опубликовал бытовавшие в нашем крае песни…

Глава VI

Табличка из будущего

В этом доме с 2063 по 2065 гг. жил С.В. Савельев, изобретатель машины времени», -- мемориальная доска с такой надписью украшает стену дома №45 по ул. Карла Маркса (на пересечении с ул. Дзержинского). А благодаря столичным блогерам Сергею и Алексею Алёхиным теперь эта табличка стала известна на всю Россию. Московские гости уже заявили, что Савельев является не реально существующим человеком, а персонажем рассказа Сергея Ушенина «Парадокс дедушки» (приложение), написанного в жанре фантастики. Оказалось, что эту табличку как средство привлечения внимания около двух лет назад повесил креативный директор магазина подарков и сувениров «Freak Fabrique», находившегося в этом здании.

Любопытно, что вопрос по поводу данной доски, по словам руководителя городского управления культуры Ивана Чухнова, выносился на обсуждение на заседании комиссии по культурному наследию.

Мнения разделились. Кто-то был за то, чтобы обязать собственника демонтировать табличку, поскольку она не может считаться мемориальной доской. Но большинство членов комиссии в итоге отнеслись к табличке с юмором. Ведь всем же понятно, что это прикол, который вызывает у всех улыбку, и никакого кощунства здесь нет.

Хозяева магазина придерживаются того же мнения и уверены, что ничьих чувств своей невинной и креативной шуткой не оскорбили, да и с юридической точки зрения ничего не нарушили: ведь особое разрешение нужно получать для установки мемориальных досок, отражающих наследие прошлого, а здесь речь идёт о будущем.

Глава VII

Воронеж – родина манной каши

В 2013 году стартовал проект "Вкусная карта России", призванный отметить на карте страны самые интересные с точки зрения гастрономии места. На карте уже нанесены города: Псков – место добычи вкусного снетка; Вологда – родина сливочного масла; Ярославль отмечен родиной сыра и хрена; Муром объявлен центром калачей; город Камышин претендует на звание арбузной столицы страны и многие другие города России уже подали заявки на участие в этом проекте.

На карте нашлось место и моему родному городу – Воронеж, обозначенному тарелкой с манной кашей.

По словам воронежского краеведа В.Л. Елецких, изучающего историю Воронежского края уже более 30 лет, город отмечен родиной манной каши благодаря легенде Петровских времен о воронежском мельнике Остапе:

"Как-то во сне привиделась Остапу мельница, которую он захотел в Воронеже построить. Да не простая, а чтоб дивились на нее все иностранные царские прихлебатели, что ученостью своею кичились и русских людей за быдло держали. Дошло до начальства.

Рукой махнули – тоже дело полезное, строй! И соорудил Остап чудо-мельницу на горе, неподалеку от крепости, дорогу к ней замостил и рядом на юру построил амбар для приемки зерна. Внутри лари завел с отборным ячменем да житом, южною яровой пшеницею да заморским овсом: это для важных особ, чтоб на заказ муку либо крупу смолоть. Цену за помол тоже назначил божескую и рассчитал, что окупит свою мельницу года за два. А однажды заехал к нему сам царь Петр Первый, который в то время в Воронеже корабли строил. А у мельника манка пошла первосортного помола. И угостил мельник гостя манной кашей, сваренной на молоке, со сливочным маслом поверх горячего яства в небольшом горшочке. Отведал государь новое блюдо, отер губы и расцеловал мельника! "Сроду такого кушанья не едал! Быть тебе еще и ресторатором! И торговать беспошлинно во веки веков!"

Еще одним доказательством, что Воронеж не случайно окрестили родиной манной каши, стала сказка "Лиса и журавль", написанная нашим земляком А.Н. Афанасьевым. В ней впервые упоминается о таком лакомстве:

"Лиса с журавлем подружилась. Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его себе в гости:

— Приходи, кум, приходи, дорогой! Уж я как тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчевает:

— Покушай, мой голубчик-кум! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала"

Заключение

Анализируя работу можно сделать следующие выводы.

Во-первых, я узнала много интересного о своём родном Воронеже. Теперь мне есть что сказать, когда спросят откуда я родом.

Во-вторых, я выполнила поставленную мной задачу. В-третьих, работая над этой темой, я получила большое удовольствие.

Приложение

Парадокс дедушки

Семен Савельев радостно потирал руки.

- Наконец-то, все удалось! - счастливо пыхтя, он на карачках ползал под неуклюжим сооружением, припаивая паяльником последние проводки.

Гордиться действительно было чем. Ведь Семен изобрел не что иное, как машину времени. Пусть похожую на оживший кошмар футуролога. Но под внешней неказистостью агрегата скрывалось то, что должно произвести переворот в жизни планеты.

- Посмотрим, кто посмеется последним, - мрачно бубнил себе под нос Семен, критическим взором окидывая свое творение. - Вот теперь все позатыкают рты. А вот, выкусите, сволочи! Посмотрим.

Врагов у Семена хватало. По крайней мере, он так считал сам. Перед мысленным взором проплыли картинки из детства. Единственный ребенок, он с младых ногтей отличался нелюдимостью, предпочитая уединение играм в "казаков-разбойников". Семен и сейчас жалел, что в какой-то момент ему пришлось идти в школу. Нет, он любил занятия, особенно - математику и физику, питая страсть к точным наукам. Но гомонящая толпа одноклассников приводила его в тихую ярость. Не раз в красочных мечтах он представлял, что ненавистные соученики исчезают, умирают, проваливаются в трамтарары... Но становилось еще тошнее, когда он возвращался из мира фантазий в реальность. В общем, десять лет каторги он отрубил от звонка до звонка.

Отца своего Семен помнил плохо. Еще в детском возрасте в семье Савельевых начались нелады. Сначала родители тихо ругались на кухне, стараясь не вовлекать в свои разборки остальных членов семейства. Дальше - больше: конфликты интересов стали ежедневными; иногда в бой вступала тяжелая артиллерия в лице Семеновой бабушки по материнской линии. В один прекрасный момент его отец, гуляка и большой любитель спиртного, быстренько собрал вещички и ушел из дому навсегда.

На воле родитель особо не тужил: даже два раза успел жениться. Однако все большее увлечение зеленым змием и коренящаяся где-то в генах большая любовь к женскому полу быстро приводили его к разрыву с женами. Сыном от первого брака он совершенно не занимался, не даже навещал его. Матери через суд удалось выбить алименты, однако лет восемь назад отец с новой пассией исчез из города в неизвестном направлении. С этого времени что с ним, где он не знал никто из родственников.

Поначалу, маленький Семен удивлялся, почему в отличие от других детей у него нет папы, даже пару раз просил мать купить в магазине отца. Когда, наконец, подрос и стал больше понимать в жизни, наивные вопросы отпали сами собой. С этого времени, замкнувшись еще больше, Семен нашел хоть какую-то отдушину: он увлекся чтением фантастической литературы. Далекие миры, блистательные королевы, ужасающие войны - запоями читалась как зарубежная фантастика, так и авторы местного разлива.

Когда и как в голове возникла счастливая мысль о машине времени, Семен уже не помнил. Но с определенного момента почти каждую каждую заработанную копейку он тратил на местном радиорынке, роясь в залежах электронных схем.

И вот последний провод был припаян. Оставалось привести машину времени в действие. Куда он отправиться, Семен уже знал.

Внезапно в дальнем углу комнаты воздух как будто замерцал. Заинтригованный Семен с открытым ртом наблюдал, как через флуоресцентное свечение стали пробиваться контуры человеческое фигуры. Еще миг - и в комнате появился сам человек.

Пришельцем оказался невысокий толстячок в неброском строгом костюме. В руках мужчина сжимал что-то, отдаленно похожее на кейс. "Лет за сорок, - отстраненно прикинул Семен. - Но не больше".

Наконец, рот Семена захлопнулся. Трудно осуждать его за это - посудите сами - кто из людей видел подобные штучки?

Увидев Семена, пришелец радостно улыбнулся. Вытянув вперед руку, он двинулся к парню.

- Семен Васильевич Савельев? Очень рад с вами познакомиться. Только не пугайтесь - я сейчас вам все объясню.

-- Да я не боюсь, - буркнул заинтригованный Семен.

- Вы позволите присесть? - гость осторожно пододвинул к себе стоявший поблизости колченогий стул. Хозяин, утвердительно кивнув, плюхнулся в кресло напротив.

- Прошу меня извинить - я не представился. Фамилия моя Клюев, зовут Николай Николаевич. Я - директор Института изучения времени. Для меня большая честь познакомиться с таким выдающимся человеком!

- Выдающимся человеком? - на губах у Семена заиграла глупая ухмылка. - Его-то и просто человеком не всегда называли.

- Да-да, - заторопился гость. От волнения на его лбу выступили капельки пота. Он достал из кармана платок, развернул его и протер лицо. - Не каждому посчастливиться первым поприветствовать изобретателя машины времени.

- А вы откуда взялись? - вопрос Семена прозвучал больше для проформы, он прекрасно догадывался, каков будет сейчас ответ.

Директор не подвел ожиданий. Снова промокнув платком лоб ("странно, в квартире вроде бы не жарко") и облизнув иссохшившиеся губы, он, понизив голос, поделился своей тайной:

- Семен Васильевич, вы только примите все спокойно. Дело в том, что я из будущего!

Семен почесал затылок. Для него, например, все стало очевидным уже тогда, когда этот тип еще только возник парящим над полом комнаты. Но человека надо было уважить. Поэтому он со значением потянул:

- Ну, понятнооо...

Оба собеседника опять замолчали, пристально рассматривая друг друга. Наконец, когда пауза уже стала становиться просто неприличной, директор Института времени вновь взял нить разговора в свои руки:

- Семен Васильевич, у меня к вам важное дело. Поверьте, оно не терпит отлагательств. К тому же я ограничен во времени.

- Что так? - угрюмо поинтересовался Семен. Настроение стало меняться - надо же, вместо фанфар и торжественных речей, какая-то пустопорожняя болтовня. И это - благодарный потомок! "Нет, конечно, понятно, многие великие изобретатели при жизни совершенно не воспринимались современниками. Известность чаще всего получают после смерти - я это знаю. Но тут человек будущего! А ведет себя как-то по-свински. Никакого ко мне почтения! А я ведь не хухры-мухры, а машину времени сделал! Ну ладно, погодите! Еще один должок, который, при случае, надо отплатить!"

- Понимаете, Семен Васильевич...

- Ничего я не понимаю! - вспылил Семен. - Нет, ну вы только посмотрите! Такое изобретение и что? Я, кажется, совершил переворот в истории, а ко мне прислали только вас! Знаю, знаю, вы директор института. Но у нас таких директоров - пруд пруди! Я же в конце концов не самовар - машину времени изобрел!

- Семен Васильевич, Семен Васильевич! - забормотал директор, испуганно махая руками. Он аж привстал со стула. - Я вас умоляю, вы только успокойтесь! Тут такое деликатное дело! Поверьте, все у вас будет! И слава, и известность. Но позже. Я-то, признаюсь, попал к вам незаконно. Если меня поймают за руку, то у меня будут большие неприятности.

- Вот как? Интересно! - заинтригованный Семен приготовился слушать.

- Встретиться с вами меня побудили не какие-то личные мотивы, а интересы державы. Времени у меня мало, к тому же многого я не могу говорить - за лишнее мне грозит уже уголовная ответственность. Я очень сильно рискую, беседуя с вами - это ведь вмешательство в прошлое. Такие штучки у нас под международным контролем.

- Ну и для чего тогда вы явились?

- Ох, с чего бы начать? Ладно, возьму быка за рога. Вы только сильно не волнуйтесь - но вы - всего лишь один из вероятных изобретателей машины времени!

- Да что ты такое городишь! - Семен от волнения перешел на "ты". - А это что у тебя перед носом стоит?!

- Семен Васильевич! - директор молитвенно сложил перед собой руки. - Да послушайте же вы - я на вашей стороне! Я только хочу вам помочь.

- Ничего себе помощь!

- Но я правду говорю. Существует несколько временных линий. Не забывайте, я из будущего.

- Ладно, - чуть-чуть подуспокоился Семен. - Продолжайте.

- Так вот. Это сложно понять, но до вас вероятными изобретателями машины времени было уже несколько человек. Так, в 1977 году, мусорщик из предместья Парижа Пьер Шомэ собрал подобный аппарат. И у нас в стране до вас был такой умелец. Андрей Степаненко, сторож из Донецка. Какой самородок! Представьте, в 1981 году, эпоху повального дефицита в стране собрать такой сложный прибор. Он один стоит десяти французских.

- Наверное диссидент? - понимающе кивнул Семен. - КГБ наложило свою лапу?

- Да нет, - Николай Николаевич поморщился словно от зубной боли. - Дело в другом.

- А что же с ними случилось?

- Вот поэтому то я и прибыл. Открою вам большую тайну: сейчас наряду с вами есть еще несколько вероятных изобретателей машины времени. Но из нашей страны - пока вы один.

- Да не ходите вокруг да около! Я пока совершенно ничего не понимаю.

По лицу директора снова градом хлынул пот. Завершив ритуальное действие с платком, он, после долгой паузы, вновь заговорил:

- Чур, только не обижаться! Семен Васильевич, вы наверно знаете, что великие изобретения совершаются только неординарными людьми?

- Это так! - важно кивнул головой польщенный хозяин.

- Но, как бы это выразиться... есть оборотная сторона медали. Великие изобретатели - люди, так сказать, эмоционально неустойчивые... склонные к необычным поступкам... Вот с изобретателями машины времени в точности так.

- Опять темните, - Семен вновь стал злиться.

- Да нельзя мне все рассказывать! - взмолился собеседник. - Посадят ведь! Дело международного масштаба, сейчас приняты специальные законы. Ну как же вам намекнуть? Фантастику читаете?

- А то как!

- Вот и отлично! Слышали, тогда, такой термин - "парадокс дедушки"? Ну это когда в рассказах кто-то отправляется в прошлое чтобы прихлопнуть деда...

Тут на часах, или что это было у запястья директора, пискнул какой-то зуммер. Николай Николаевич, казалось, разом съежился:

- Все! Допрыгался! Вычислили! Семен! - лихорадочно, перейдя на "ты", забормотал он. Помни о парадоксе. Я ведь за державу стараюсь! Мы первыми должны быть! Даже если посадят, буду знать - для страны старался.

Вокруг Николая Николаевича внезапно возникло яркое сияние.

- Ах, чтоб тебя! Дальше последовала такая тирада, какую Семен и не думал услышать от такого высокообразованного человека.

- Семен! Прошу! Дедушка!

Сияние целиком охватило директора института и внезапно, с громким хлопком он исчез.

Семен еще долго сидел в крессе и задумчиво грыз ноготь. Потом подошел к своему письменному столу и начал рыться в одном из ящиков.

- Дедушка! Дедушка! - ворчливо бормотал он, пока разворачивал промасленную тряпку, в которую был завернут купленный на черном рынке пистолет. - Да на кой мне этот дедушка! Надо же такое придумать! А вот с папашей разобраться не мешает.

Список литературы

  1. «Историко-культурное наследие Воронежа» Э.А.Шулепова издательство «Центр духовного возрождения Чернозёмного края»,2000
  2. «Град Воронеж» Г.А.Колобаев издательство POLAREES,2011
  3. «Родной Воронеж» С.М.Колиух 2006
  4. «Записки старого пешехода» А.Н.Акиньшин, О.Г.Ласунский издательство «Правдивцев и К», 2002
  5. http://www.camcomp.com/maket-korablya-merkuriy.html
  6. http://www.komandirovka.ru/sights/voronezh/mesto-vyisadki-pervogo-vozdushnogo-desanta-

При реализации проекта использованы средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации № 11-рп от 17.01.2014 г. и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи»

Go to top